Толкователь Священного Писания не пользовался, однако, нашим уважением как профессор, хотя его любили как инспектора. Он был не строг; можно было даже обезоруживать его начальническое неудовольствие средством, впрочем, оригинальным — рассмешив его. У нас находился даже специалист для этого. Как бы ни велика была шалость, но если в ней с другими участвовал Павел Воскресенский, все сойдет с рук. Воскресенский брал иногда на себя вину в проступке, которого даже не совершал. Но пойдет к инспектору, начнет резонировать, даже запанибрата усовещивать, как-де не стыдно на пустяки обращать внимание; притворным видом простодушия заставит хохотать инспектора, вызвав на разговор, и дело выигрывалось. Но в науке Алексий был слаб. Ходило предание, что местом в списке магистров и первоначальным ходом учебной службы он обязан был, во-первых, своему монашеству, а во-вторых, тому обстоятельству, что он оказался как бы крестником великой княгини (Марии Николаевны). Ее высочество пожелала видеть обряд пострижения; тут как раз подоспело разрешение студенту Руфину Ржаницыну принять иночество; пострижение его с переименованием в Алексия и совершилось в присутствии великой княгини. Сколь, однако, велики были его познания, о том может дать понятие следующий случай, заставивший ребят много смеяться. Зашла речь о том, что в Ветхом Завете открываются намеки на троичность Лиц в Божестве. На это указывает, сказал один из бойких учеников, между прочим, слово лицо, которое по-еврейски употребительно только во множественном числе: паним. «Да, да, — подтвердил, закусывая ус по своему обыкновению, профессор, истолкователь Священного Писания, он же инспектор, — ка-ним — лицо, каним». Бедный не расслыхал и обнаружил незнание такого слова, которое встречается на второй же строке Библии. Ректора Иосифа, напротив, и уважали, и любили, и боялись, хотя высокой учености тоже не предполагали в нем; да ее и не было у него; он не имел и магистерской степени. Про себя ребята даже шутили над ним, пересмеивали его, но в самом смехе сохраняли почтительное уважение. Смеялись над его святою простотой, над чистотой его понятий, которая казалась комическою среди окружающей грубости и растления, но в душе тем глубже пред ней преклонялись.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Столь жалкое уклонение от истины и недоразумение ученейших толкователей Иудейских, конечно, никого не приведет к какому-либо недоумению или сомнению, если принято будет во внимание то, что, по слову Апостола, даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит ( 2Кор. 3:15 ). Несправедливость же предположения их и неверность в применении сего изречения к другим местам Писания открывается из следующих соображений: 1. Мы уже заметили, что в таком деле, каково сотворение человека, в деле исключительно Божеском, нет и не может быть советников и содейственников для Бога из среды существ сотворенных, кто бы они ни были. По сему самому крайне несообразно с здравыми понятиями о Боге вводить Ангелов в участие совета Божия там, где дело идет не о служении каком-либо, а о содействии Божеском. 2. Тем, которые входят в совещание, здесь же усвояется один образ –и образ Божий, то есть, одно Божеское существо; следовательно, вводить Ангелов в участие сего Божеского совета – значит приписывать им самобытное и беспредельное по совершенствам естество Божеское. 3. Совсем иное видно в указываемых иудействующими местах Писания 3Цар. 22:20 , Иов. 1:6, 2:1 , где, по их понятию, представляется такое же совещание Бога с Ангелами. Напротив, в указанных местах Бог представляется Верховным Владыкою, Который в делах, относящихся к частным обстоятельствам жизни людей, испытательно вопрошает Своих служебных духов, приемлет от них рабские ответы, соглашается с ними, посылает их, повелевая или дозволяя им исполнить то, что сообразно с законом всеблагого промышления Его о людях. Посему слишком было бы нерассудительно делать сравнение между изображением совета Божия у Бытописателя и изображением не совещания, а только вопрошения в указанных местах, тогда как у Бытописателя выражается собеседование равночестных Божеских Лиц, а там показываются отношения Бога – Властителя всяческих к Своим рабам и низшим исполнителям воли Его. Кроме сего, изъяснению, какое дают иудействующие словам совета Божия, не благоприятствует и то обстоятельство, что у Бытописателя выше ни слова не было сказано ни о сотворении Ангелов, ни об отношении их к Творцу всяческих и к земным Его творениям. Не благоприятствуют и те изречения Писания, где внушается, что Бог сотворил как вообще мир, так и в особенности человека, Един, без советников каких-либо внешних и участников: Ис. 40:12, 42:5, 44:24 , Быт. 5:1 , Мал. 2:10–15 . 3. В изображении приговора Божия об изгнании человека из рая

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Определение Божие о смешении языков и о разделении народов изображено у Бытописателя с той же знаменательностью, какую мы видели в изображении совета Божия о сотворении человека. Образ выражения и здесь и там одинаковый, кроме того, что здесь наименование Божие встречается не Элогим, как там, но Иегова, что однако ж не делает разности в указании на множественность Божеских Лиц. Именно, от повествования о столпотворении вавилонском Бытописатель, переходя к изображению отношений Божества к сему суетному и богопротивному 20 делу сынов человеческих, говорит: и сниде Господь видети град и столп... Затем изображает и самое определение суда Божия в таком виде: и рече Господь: се род един, и устне едине всех… приидите, и сошедше смесим тамо язык их, да не услышит кийждо гласа ближняго своего ( Быт. 11:5–7 ). Не трудно понять, что в словах: приидите и сошедше смесим, выражается собеседование Божеских Лиц между Собою, и что изъяснить их в смысле простого обращения от Лица Божия к кому-либо из существ сотворенных несправедливо. Несправедливо 1) потому, что самая важность дела не позволяете думать, будто в столь величественном изображении оного не скрывается ничего более, как только простое обращение речи к существам служебным; 2) потому, что дело смешения языков и рассеяния народов, как исполнение того, о чем произнесен приговор Божий в виде собеседования Божеского Лица с Своими содейственниками, приписывается исключительно самому Божеству – Иегове, без посредства каких-либо низших служебных существ; именно сказано: и разсея их оттуду Господь (Иегова) по лицу всея земли: и престаша зиждуще град и столп. Сего ради наречеся имя его: смешение, яко тамо смеси Господь (Иегова) устна всея земли: и оттуду разсея их Господь (Иегова) по лицу всея земли (ст. 8–10); 3.) потому что решительно нет причин в изъяснении выражения множественности в рассматриваемом месте отступать от указанного значения множественности в подобных местах: гл. 1:26, 3:22. Отсюда само по себе видно, как далеко от истины предположение иудействующих, а за ними и некоторых христианских толкователей, будто в словах Божиих о смешении языков содержится обращение к Ангелам. Прямо сказано, что Иегова и смесил языки, и рассеял народы Сам, без посредства служебных духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Первый, хотя и вологжанин, был однако же в практической жизни намного тоньше Сергия; все тонкости и ухищрения последнего он видел насквозь и издевался над ними. Евгений, чуждый всякого лукавства, питал природное отвращение ко всем хитрящим людям. Наместник Лавры – Антоний, пользовавшийся полным доверием митрополита, относился к Сергию так же весьма недоверчиво, и, конечно, никогда не пытался утвердить митрополита в доверии к ректору. Шестнадцатилетнее пребывание в академии при недостатке доверия со стороны митрополита, при худых отношениях двоих ректоров-предшественников, при разладе, с профессорами и студентами, вероятно, успело сильно надоесть и самому Сергию и внушить ему желание поскорее вырваться из академии. Истории со студентами, весною 1860 г. скандально оглашённые в печати, должны были послужить к скорейшему удалению ректора из академии. В этом же году и состоялось назначение архим. Сергия на курскую епархию. В помощники себе по управлению епархией митрополит не взял Сергия, как брал обоих, предшественников его по ректорской в академии должности, – и Евгения (Сахарова-Платонова) и Алексия (Ржаницына) . Мы не скрывали своей радости по поводу разлуки: зато и архим. Сергий не скрыл от нас своего благодарения Богу за то, что «вырвался, наконец, из этого омута», как он выразился при отъезде. Настало после него спокойное, твёрдое, благоразумное и благожелательное управление архим. Саввы, впоследствии архиепископа тверского. Кратковременно было его управление: оно продолжалось менее двух лет, но успело оставить по себе самые добрые воспоминания 7 . Для преемника архим. Сергия академия стала дорогим и родным местом, которое он посещал с любовью, и которое его всегда встречало с самыми добрыми и почтительными чувствами. Такие отношения продолжались до самой смерти архиепископа Саввы. Да, для кого – дорогое место, a для кого – омут. «Омуту» и населению его в последствии пришлось поплатиться не мало: но что было после, то нам теперь не нужно. Мне только нужно было дать читателям твёрдые основания для правильного суждения о том, почему краса академии – Иванцов в конце курса как будто «сплоховал», и почему строгий, тонкий и проницательный ценитель умственных дарований – митрополит Филарет как будто разошёлся с своей академией в оценке талантов Иванцова.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но прошло несколько столетий, – и в самом племени сынов Божиих нравы склонились к разврату глубокому и всеобщему. По влечению чувственности они пристрастились к дщерям человеческим и стали входить в супружество с ними. Произошло смешение племен. После смешения худшее племя не сделалось лучшим, но лучшее увлечено было развращением худшего. Нечестие стало всеобщим во всем потомстве Адама, все погрязли в жизни плотской, и всякого рода разврат воцарился на земле, Растлеся земля пред Богом, замечает Бытописатель о временах близких ко времени потопа, и наполнися земля неправды. И рече Господь Бог: не имать Дух мой пребывати в человецех сих во век, зоне суть плоть ( Быт.6:3,11 ). Едва сохранился, наконец, один человек, ради которого можно было помиловать Господу Богу одно только семейство, при погублении потопом всех живущих на земли. Видев же Господь Бог , яко умножишася злобы человеков на земли, и всяк помышляет в сердце своем прилежно на злая во вся дни. И рече Бог: потреблю человека, егоже сотворих, от лица земли... Ное же обрете благодать пред Господем Богом ( Быт.5–9 ). II. После потопа, с распространением Ноева потомства, умножается опять и злоба человеков на земли. И не могло быть иначе, по суду, произнесенному самим Господом о крайнем бессилии человека – противиться злу, укоренившемуся в нем: зане прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ). Потомки Ноевы скоро забыли истинного Бога, и славу нетленного Бога изменили в образ подобный тленному человеку и птицам, и четвероногим, и гадам ( Рим.1:23 ). Идолопоклонство было причиною, что Бог , во гневе Своем, предал их, по похотям сердец их, нечистоте и страстям постыдным ( Рим.1:22–32 ). Зло, таким образом, возобладав живущими на земли, угрожало истребить до конца и остатки добра в человечестве. И в доме Фарры, сыну которого надлежало быть отцом верующих, уже встречаются признаки идолослужения ( Нав.24:2 ). Нужно было непосредственное Божие воздействие, чтобы отделить Авраама от рода его; необходимы были чудеса, нужны были богоявления, чтобы воспитать в нем отца верующих, и в потомстве его – народ Божий, с решительным отделением от народов языческих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В другом послании прямо свидетельствует о сокрушении имеющего державу смерти и избавлении пленников его от смерти: понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той (Сын Божий; приискрепит приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь диавола: и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе ( Евр.2:14 ). 2. Крестом разрушена преграда, отчуждавшая всех потомков Адамовых от Бога, и все, – как иудеи, стрегомые законом, так и язычники, блуждавшие без закона, – соединены между собою и с Богом примирены, равномерно и совершенно. В Послании к Римлянам о всех вообще говорит Апостол: Врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его... Еще бо Христос, сущым нам немощным, по времени за нечестивых умре ( Рим.5:6–10 .). В другом послании, обращая речь к верующим из язычников, которые блуждали в совершенном отдалении от Бога и были безбожии в мире, отчуждена жития Израилева и чужда от завет обетования, Апостол пишет: Ныне о Христе Иисусе, вы бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою. Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривый, вражду плотию Своею: закон заповедей ученми упразднив (отменивший закон заповедей и постановлений): да оба созиждет Собою во единого нового человека, творя мир: и примирит обоих во едином теле Богова крестом, убив вражду на нем. И пришед благовести мир вам далним и ближним: зане Тем имамы приведение обои во едином Дусе ко Отцу ( Еф.2:13–18 ). 3. Крестом восстановлено общение между родом человеческим и миром духовным – Ангельским. В Послании к Колоссянам, изображая таинство человеколюбия Божия и величие Спасителя нашего, Апостол пишет о Христе: яко в Нем благоизволи (Отец) всему исполнению вселитися: и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его, чрез Него, аще земная, аще ли небесная ( Кол.1:19,20 ). Подобное указание встречается в славословии, какое предпоставил Апостол своим наставлениям в Послании к Ефесеям, где сказано, что Бог Отец, благословивый нас всящем благословением духовным в небесных о Христе, прежде сложения мира положи возглавити всяческая о Христе, яже на небесех и яже на земли в Нем ( Еф.1:3–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

III. В избранном племени Авраама оплотом против разливавшегося по всей земле нечестия и разврата служили непосредственные откровения Божии, потом закон, определявший все отношения жизни, данный чрез Моисея, и наконец, еще ряд Боговдохновенных учителей, обличителей с силою чудотворений – ряд Пророков. Но и здесь грех , с течением времени, усиливался, беззакония из рода в род умножались; преграды не остановили разлития зла. И здесь уже слышится из уст Иова горькое убеждение в бессилии человека – бороться со грехом, потому что он владычествует во всех со дня рождения: Кто чист будет от скверны! Никтоже, аще и един день житие его на земли ( Иов.14:4 ). И в избранном народе царственный Пророк усматривает, наконец, то же, что явно было в народах, преданных идолопоклонству: растлеша и омерзишася в начинантях: несть творяй благостыню: Господь с небесе приниче на сыны человеческие видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключимы, быша·, несть творяй благостыню, несть до единаго ( Пс.13:1–4 .). И при указаниях закона Божия невозможность противостоять злу, водворившемуся и постоянно усиливающемуся в самом существе человека, Псалмопевец исповедует в следующих словах молитвы к Богу; не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс.142:2 ). Еще яснее определяет действие закона в избранном народе Апостол, когда усвояет ему только приведение грешника к полному сознанию неисцельности греховных ран своих: законом бо познание греха ( Рим.3:20 ); и в то же время утверждает, что неисцельные раны; быв растравляемы законом, оставались смертельными: Похоти не ведех, аще не бы закон глаголал: не похощеши. Вину же прием грех заповедию, содела во мне всяку похоть... Пришедшей заповеди грех убо оживе, аз же умрох: и обретеся ми заповедь, яже в живот, сия в смерть ( Рим.7:7–10 . Слич. Рим.2:17–24; 3:9–19 ). До какой степени простиралась злоба иудеев, любивших именоваться чадами Авраама, почивавших на законе и хвалившихся о Бозе ( Рим.2:17 ), до чего доходило ожесточение их и упорство в беззакониях, – покажет нам, кроткое и в самых строгих обличениях, слово Христово: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый Пророки и камением побивая посланныя к тебе, колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже кокошь гнездо свое под криле, и не восхотесте! Се оставляется вам дом ваш пуст ( Лк.13:34,35 ). И, в сравнении с народами языческими, сказано о жителях городов галилейских: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшая в вас, древле убо во вретищи и пепеле седяще, покаялися быша ( Лк.10:13 . Слич. Мф. 23:13–29 ; Ин.19:6–15 ; Деян.2:13; 7:51 ). Врачевство, необходимое для оживотворения человечества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

от Т. И. Филиппова. Он писал от 15-го ч. «Множицею восхотех прийти к вам, но возбрани сатана. Этого раз решено было, что мы, всею семьею, проведем в Твери «дни некие»; но дела обернулись так, что мне пришлось ехать прямо в Петербург, а мои без меня чтобы стали делать в чужом для них городе? С Вами впрочем имею надежду увидеться и даже видется здесь; слышал я из верных уст, что как только преосвящ. Сергий 762 соберется во своя, так Вас попросят его заместить. Давно уже Тверь не была в Петербурге; слава Богу, что о ней, наконец вспомнили. Многое передам Вам при свидании о иерархических событиях последнего времени, что Вас опечалить и рассмешить; опечалить именно тем что насмешить. Бумаге передать не решаюсь. О Ржевских делах тоже побеседуем «усты ко устам». Меня занимает теперь вопрос об устройстве народной школы, в котором по судьбам Божиим, мне привелось принять участие. Другого чего сказать на этот раз не имею». В ответ на это писал я от 27-го числа: «И за письменное, и за устное (чрез А. Н. Сомова) извещение о предполагаемом вызове меня в Северную Столицу приношу Вашему Превосходительству искреннюю благодарность. Но что сказать об этой ожидающей меня чести? Лично для меня пребывание в сонме старейших иерархов, конечно, будет и приятно и поучительно; но будет ли это на пользу моей пастве, которая должна оставаться на долгое, быть может, время без пастыря? – Если бы у меня был викарий, иное было бы дело. Впрочем да будет то, что угодно будет воле Божией и изволению Высшей Власти! В деле устройства народной школы да поможет Вам и сотрудникам вашим Господь Бог разумов! Его же благословение выну да пребывает над Вами и над в-шим домом». 18-го ч. получил я письмо из Смоленска от Руф. Павлиновича Ржаницына, который писал от 15-го числа: «Препровождаю сегодня же Вашему Высокопреосвященству письма Митрополита Филарета к покойному преосвященному Алексию. Вверяю Вашему Высокопреосвященству рассмотрение их и распоряжение относительно их печатания. Долго не доставлял писем, потому что все лето, живя в деревне, не был я в городской квартире своей, где они находились».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Читая в писаниях св. Отцев многосторонние изображения Ангельского служения верным, неправомыслящие считают за неприличное приписывать Ангелам Божиим служение какому бы то ни было человеку, и стараются вводить верующих в смущение благовидным вопросом: можно ли, без противоречия истине, думать, чтобы существа мира высшего, существа столь чистые, святые, каковы Ангелы, становились слугами людей, живущих в мире земном и порочном, слугами людей, согрешающих много? Отвечать на такой вопрос не трудно. Точно св. Ангелы выше человека, особенно после его падения: но тем не менее истинно и священно, по наставлению Христову и апостольскому, верование, что они являются служебными духами, в служение посылаемыми за тех людей, которые из грешников должны соделаться праведными, по благодати Христовой. Несообразности, или противоречия, в таком служении вовсе нет; а была бы некоторая несообразность, если бы сего служения не было, по желанию неправомудрствующих. Именно: 1) Когда сам Господь и Владыка Ангелов и человеков, Сын Божий и Всесовершенный Бог , не возгнушался снизойти к грешному роду человеческому, чтобы совершить спасение всех грешников, под условием искренней веры в Него; то нисхождение Ангелов на служение в усвоении грешникам спасения, самим Господом приобретенного столь дорогою ценою, очевидно, и с волею Божиею и с их достоинством сообразно, как служебное участие в деле, совершение коего принял на Себя Господь и Бог их. Напротив, не трудно ли было бы объяснить бездействие Ангелов там, где является действование самого Бога! 2) Если сам Богочеловек прииде послужити ( Мф. 20:28 ); если Он в делах Своего служения спасению грешников видел славу Свою ( Ин. 13:31;12:23 ) и явление славы Бога Отца ( Ин. 12:27,28;15:8 ): то ни с чем несообразно, считать унижением для Ангелов служение спасаемым грешникам. 3) Вникая и в самые отношения Ангелов Хранителей к верующим, находим, что действия их служения также не ведут их к унижению пред человеком, как пастыря не ведут к унижению пред овцами действия, служащие к защите их и охранению. 4. О наших отношениях к Ангелам Хранителям

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Св. Амвросий, обнимая мыслию все многочисленные действия Ангелов к охранению нас от опасностей и бед, свидетельствует так: «рабов Христовых охраняют от напастей более те, которые невидимы, то есть, Ангелы, нежели те, которые видимы» 85 . Св. Иларий, изображая нужду в Ангельском вспомоществовании, пишет: «Мы, при своей немощи, не могли бы противостоять всем злобным нападениям стольких врагов духовных, если бы нам не были даны для защиты Ангелы. Необходимо каждому, для противодействия врагам, содействие существа более могущественного… Сих-то Ангелов Владыка изводит к нам, чтобы чрез них являть вспомоществование немощным человекам, чтобы сии божественные стражи бодрствовали в охранении нас против миродержателей тмы века сего ( Еф. 6:12 ) 86 . Подобное указание на действия Ангелов в отражении врагов нашего спасения встречается в писаниях Кирилла Александрийского 87 и Августина 88 . Феодор Студит, в ободрение считавший себя беззащитного от врагов, писал: «ты имеешь себя Господа, Которого любишь; имеешь и Ангела Хранителя жизни твоей, которого служение состоит в том, чтоб избавлять тебя от всех зол; посему не смущайся духом, но ободрись, крепко подвизайся, а не ослабевай» 89 . Примечательное размышление о действиях Ангела Хранителя, ко благу и к защите охраняемого им человека, встречается между творениями Августина, в следующих словах благочестивого писателя: «С великою заботливостью и с неутомимым попечением Ангелы Хранители присутствуют при нас во всякое время и на всяком месте, вникая во все нужды наши, стараясь о всем необходимом для нас и заботливо посредствуя между нами и Тобою, Господи, вознося к Тебе стенания и воздыхания наши, чтобы испрашивать для нас милости Твоего благоволения и низводить на нас вожделенное благословение Твоей благодати. Они сопутствуют нам на всех путях наших, входят и выходят с нами, внимательно наблюдая, благочестиво ли, честно ли, ведем себя среди мира развращенного, тщательно ли, с алканием ли и жаждою ищем царствия Твоего и правды его, со страхом ли служим Тебе, с трепетом ли пред Тобою радость сердца нашего. Они помогают трудящимся, оберегают покоющихся, воодушевляют мужеством воинствующих, увенчивают побеждающих; они сорадуются, когда мы радуемся, то есть, когда радуемся о Тебе; состраждут, когда мы страждем, то есть, страждем ради Тебя. Так велика их заботливость о нас, так сильна и попечительна любовь их к нам; но все это для прославления Твоей неоцененной любви, которою Ты возлюбил нас. Они только тех любят, которых Ты любишь; охраняют тех, которых Ты охраняешь, и оставляют тех, которых Ты оставляешь. Они не любят творящих беззаконие, потому что и Ты возненавидел еси вся делающие беззаконие, и погубиши вся глаголющия лжу ( Пс. 5:6,7 ) 90 . Ответ неправомыслящим

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010