III. Царствование императора Александра II (1855–1867) Еще в начале 1852 года, когда святителю Московскому Филарету пошел семидесятый год от рождения, он писал ректору Московской Духовной Академии, архимандриту Алексию Ржаницыну , 1262 просившему у него проповеди для помещения в академическом журнале – Творения святых отцов, 1263 «пора вам, отец ректор, ожидать от меня более молчания, нежели слова». 1264 Иначе сказать, святитель Филарет, ссылаясь на свои телесные немощи, уже в конце царствования императора Николая Павловича как бы отказывался от продолжения проповеднической деятельности. Действительно, издавна удручаемый разного рода болезнями, особенно ощутительными при его природной слабости телесной, а между тем столько употребив сил на изумительную по напряжению энергии деятельность в предшествующее пол столетие, святитель Московский в праве был так писать, как писал к Алексию. К тому же и голос его, столь необходимый для надлежащего произнесения проповедей, стал мало по малу ослабевать и быть менее звонким, нежели прежде; речь его, от старости и от выпадения зубов, стала также менее внятною для слушателей. По этому святитель мало по малу приходил к сознанию необходимости заменять более или менее пространные поучительные слова более краткими речами, или беседами, или же письмами, которые по содержанию, тону и направления, у него нередко представляют собою почти то же, что проповедь, каковой характер носят на себе иногда и резолюции святителя, так как и при ослаблении телесных сил он до конца жизни сохранил всю бодрость духа, а с другой стороны, как архипастырь, и в старости не хотел оставить без назидания и паству свою и других лиц, искавших у него наставления или нуждавшихся в нем. Этим объясняется, с одной стороны, то, что за время царствования императора Александра II мы имеем от святителя Филарета гораздо меньше проповедей. Нежели за предшествующие царствования, а с другой, то, что в числе слов и речей его за это время, по их последнему изданию (1873–1885), помещены и некоторые письма его, особенно приветственные, к высочайшим особам. Но и к другим лицам многие письма его могут быть названы поучениями, только не по строгой форме проповеди составленными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1847 г. 22 числа приехал я в Переславль. О. Нифонт принял меня очень радушно. На другой день, 23 числа, он праздновал день своего ангела, у него было немало городских гостей. В Переславле виделся я с ректором Владимирской семинарии, отцом архимандритом Поликарпом. Он приезжал на праздник в свой Данилов монастырь. Здесь я лично повторил ему благодарность за споспешествование к вступлению моему в Академию. В продолжение двухнедельного пребывания моего в Переславле я достаточно познакомился как с городом, так и с некоторыми, более значительными лицами духовными и светскими. В Переславле я встретил и новый 1847 год. 7 или 8 января возвратился я из Переславля в академию со значительно обновленными и освеженными силами: и душевными и телесными. В половине февраля даны были нам по классу логики следующие темы для сочинения: 1) «Опыт выведения всех категорий из одного начала, согласного с духом откровения»; 2) «Об ограниченности человеческого знания» и 3) «О практическом приложении логики». Я не писал сочинения ни на одну из этих тем, не помню, почему. В это время совершилось в нашей академии очень важное событие. Бывший с 25 ноября 1841 г. ректор Московской духовной академии архимандрит Евсевий (Орлинский) получил новое, высшее назначение. Указом св. Синода, от 17 января 1847 года, он переведен на должность ректора Петербургской академии с назначением в епископа Винницкого. 16 февраля лавра напутствовала будущего епископа соборным молебствием и торжественным звоном, а наша осиротелая академия осталась в томительном и напряженном ожидании нового начальника. 14 марта определен ректором нашей академии ректор Московской семинарии, Заиконоспасский архимандрит Алексий (Ржаницын) , замечательный по обстоятельствам своего пострижения в монашество. Он пострижен был среди академического курса, 12 ноября 1837 года митрополитом Филаретом в Чудове монастыре, в присутствии Великого Князя Константина Николаевича и Великих Княжен Марии, Ольги и Александры Николаевн 103 . 28 числа писал я в Муром теще П.С. Царевской:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти ( 1Ин. 1:12 ). Столь печальное замечание благовестника Христова относится к избранному народу Божию, к сынам Израиля. Они, не узнав, – потому что не хотели узнать, – во Христе утеху Израиля, чаяние языков, свет истинный, необходимы для духовного просвещения всякого человека грядущего в мир, не приняли Его. Сыны царствия не приняли пришедшего к ним первоначально, как Своим присным, Сына Божия во плоти. И только ли не приняли? Обходившего грады и веси их, с словом духа и живота, оскорбляли неверием и хулою; благодеявшего им Чудотворца преследовали нагло клеветою; невинного отдали на суд беззаконный; праведного нарекли не лучшим возмутителя, и Ему предпочли разбойника; Святого умучили, и, бесчеловечно пригвоздив ко кресту Господа славы ( 1Кор. 2:8 ), предали самой лютой и самой позорной смерти. – Зрим ныне и образ сего, предносимый взорам нашим: образ Господа славы распятого, плотски в гроб плащаницею обвитого, душою же до ада нисшедшего! Но удержимся от всякого негодования, слыша кроткое слово Распятого: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Лк. 23:24 )! Припомним глаголы Его и проповедь Апостолов Его, о таинстве любви, какое совершил здесь Промысл Божий, заставив самое буйство человеческое, без нарушения свободы, служить высочайшей Своей премудрости, сокровенной прежде всего от век и от родов ( Кол. 1:26 ), на конец же веков озарившей всю вселенную; промыслим о всемирном торжестве Креста, о победоносной и спасительной силе смерти Распятого: – и в наших сердцах возникнут чувствования иные, возвышенные и благородные. Так и благовестник Христов, указав на столь мрачное падение многих во Израили ( Лк. 2:34 ), как бы поспешил открыть завесу, за которою скрывается светлая судьба тех, кому послужил Пришедший на восстание: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Не для того ли это, чтобы благовестием о светлой судьбе приявших Господа всего более привлечь наши сердца к пренебесному сокровищу усыновления, указанием же на отпадение многих из сынов царствия произвесть в сердцах наших страх и опасение лишиться сего сокровища?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Вступление Воплощение Единородного Сына Божия и явление Его на земле в лице Ходатая Бога и человеков – Христа Иисуса ( 1Тим.2:5 ) есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о нашем спасении. Так св. Апостол Павел, наименовав ветхий закон пестуном во Христе ( Гал. 3:24 ), в самом Христе, от жены рожденном ( Гал.4:4 ), указывает источник благодати, спасающей человека, усыновляющей нас Богу, соделывающей причастниками Духа, и наследниками царствия Божия. Егда быхом млади, писал Апостол к Галатам, под стихиями быхом мира порабощени егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче! Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (гл. 4. ст. 3–7). Отсюда понятно и то, что, при размышлении о благодатных действиях Божиих, открывшихся в явлении Господа нашего Иисуса Христа и составляющих или только приготовление, или совершение и запечатление нашего вечного спасения, благоговейное внимание каждого христианина должно быть сосредоточено преимущественно на учении слова Божия и святой Церкви о самом лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От Него воссиявает свет миру; чрез Него исходит всякое даяние благо и всяк дар совершен от Отца светов. Итак каждый из нас, по любви к Спасителю и по заботливости о вечном спасении, приобретенном для нас бесценною кровию Его, конечно, с живым участием сердца войдет в рассмотрение учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, какое предложено в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви. Особенная потребность сего учения Есть и относительная надобность внимать в особенности сему учению, чтобы приобретать верное, ясное и твердое ведение о лице Иисуса Христа. Припомним, почему св. Апостолы так усильно увещавали христиан своего времени – крепко держаться преданной им веры во Христа, как Сына Божия, во плоти пришедшего, – то есть, признавать и исповедывать Его истинным Богом и истинным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

(говор. в Чудов. Кафедр. Церкви Святителя Алексия, 1850 г.) Родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Таким благовестием обрадовал Ангел Господень пастырей вифлеемских, в ту самую ночь, когда совершилось всемирное знамение, предреченное Пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф.1:23 .). Обрадованные не умедлили воспользоваться и тем знамением радости, какое указал им Ангел, глаголя: се вам знамение обращение Младенца в пеленах, лежаща во яслех ( Лк.2:12 .). Они поспешно пришли к пещере, обрели Марию и Иосифа, и Младенца, положенного в яслях ( Лк.2:16 ), и прославили Бога за все, что дано им слышать и видеть, поскольку верно усвоили и приняли к сердцу все, что слышали и видели. И в наших душах уже многократно, воспоминательным празднованием Церкви, печатлеется радостное благовестие о рождении Спаса, Христа, Господа Иисуса. Пред очами веры, изобразительно, в песнопениях церковных, представляются все обстоятельства сего дивного события, – и созерцание оного, в душах благочестивых, не должно не иметь своего действия. Оно, вероятно, уже сказало множащим из вас, подобно пастырям вифлеемским: прейдем до Вифлеема и видим, – приблизимся к Богомладенцу и всматриваясь размышлением в знамения, окружающие пречистое рождество Его, не умедлим приложить их к своей жизни, во славу Божию. По указанию Евангелия, не многочисленны те обстоятельства, на которые особенно благопотребно каждому устремить свою мысль, с благоговейным и сердечным вниманием. Евангелие повествует, что во время народной переписи, Иосиф с Марией, сущей непраздной, пришли в Вифлеем. Здесь Богоневестной Марии исполнились дни родити и родила она Богомладенца в пещере вифлеемской, и, спеленавши, положила в яслях. Но при всем убожестве, видимом окрест Богомладенца, вскоре, по устроению Промысла, открылось духовное величие Положенного в яслях, и засвидетельствовано в мире ангельском и человеческом ( Лк.2:1–20 ; Мф.2:1–12 .). При сих-то немногих обстоятельствах рождества Христова, не представляющих, повидимому, ничего, кроме беспримерного убожества, христианскому размышлению свойственно поучаться в уразумении знамений дивных, достойных Небесной Премудрости, – знамений славы Того, Чья колыбель столь неблистательно окружена уничижением. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЙЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Рязанской епархии РПЦ (см. Рязанская и Михайловская епархия ), существовало в 1868-1871, в 1873-1882 и в 1885-1925 гг. Названо по г. Михайлову Рязанской губ. (ныне районный центр Рязанской обл.). М. в. было учреждено указом имп. Александра II Николаевича от 21 авг. 1868 г., Михайловским архиереем был определен архим. Ювеналий (Карюков). В синодальном указе от 5 сент. того же года, направленном Рязанскому архиеп. Алексию (Ржаницыну) , местопребыванием Михайловскому архиерею определялся второклассный рязанский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Викарию вверялось управление этим мон-рем, он обеспечивался настоятельским жалованьем и частью братских доходов. Кроме того, «на усиление средств содержания» викария предусматривалось предоставление ему 200 р. от Радовицкого во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря и 100 р. от рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Тем же указом викарию предоставлялось право пользоваться ризницей «и прочими принадлежностями архиерейскаго служения… от рязанскаго архиерейскаго дома» (Постановления и распоряжения правительства//Рязанские ЕВ. 1868. 2. С. 15-16). 6 окт. 1868 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ювеналия, 19 окт. он прибыл к месту нового служения. Территория М. в. включала г. Михайлов и Михайловский у. Резолюцией от 23 окт. Рязанский архиеп. Алексий распорядился возносить за богослужением имя Михайловского епископа вслед за именем епархиального архиерея во всех храмах г. Михайлова и Михайловского у. С янв. 1869 г. Михайловскому епископу архиеп. Алексием было поручено рассмотрение прошений «о причетнических местах» и о выдаче сборных книг (для записи подаяний).

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Валентин Амфитеатров Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот. Отец А. прот. Николай был племянником митр. Киевского Филарета (Амфитеатрова) и братом архиеп. Казанского Антония (Амфитеатрова) . Мать Анна отличалась высоким благочестием. В 1847 г. А. поступил в Орловскую ДС, в 1853 г., согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую ДС, к-рую окончил в 1854 г. В 1854-1858 гг. учился в МДА, по окончании со степенью канд. богословия был определен инспектором и преподавателем в Калужское ДУ. С апр. 1859 г. преподаватель всеобщей и рус. истории, а также греч. языка в Калужской ДС. 17 июля 1860 г. А. женился на дочери прот. Иоанна Чупрова Елисавете († 1880). У супругов родились сын Александр (буд. писатель А. В. Амфитеатров ) и 3 дочери: Александра, Любовь и Вера. 15 сент. 1860 г. еп. Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) А. был рукоположен во священника к Благовещенской ц. Калуги, ок. года являлся членом Калужской консистории, за что получил благодарность от Святейшего Синода и был награжден набедренником. С авг. 1864 г. А. служил в лихвинском Троицком соборе, одновременно являясь благочинным и цензором проповедей, с сент.- законоучителем Лихвинского уездного уч-ща. 16 апр. 1866 г. награжден бархатной скуфьей, в июне того же года еп. Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведен в сан протоиерея. Из письма прот. Н. Амфитеатрова к сыну известно, что А., скорее всего после судебной реформы 1864 г., избирался на должность судьи (ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Ед. хр. 4048. 1-2 об.). В 1871 г. А. переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873-1881 гг. законоучитель в Московском казенном реальном уч-ще. В апр. 1875 г. награжден камилавкой, в апр. 1879 г.- наперсным крестом. Результатом преподавательской деятельности А. явились книги по священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/114652.html

Побуждения к исследованию сего учения в ветхозаветных писаниях К сему может побуждать христианина не одна только любознательность, не одно желание видеть яснее неразрывную связь того и другого Завета и собственно в отношении к догмату о Пресвятой Троице, но не менее и то, чтобы с полным убеждением в истине отразить клевету пререкающих истине, которые, – уверяя себя и других, будто в ветхозаветных Писаниях вовсе нет следов учения о Таинстве Пресвятой Троицы, и будто никому из Иудеев, ни даже праведникам ветхозаветным, достигавшим спасения, не было открыто сие Таинство, – стараются наводить отсюда тень сомнения на ту непреложную истину, что вера в Пресвятую Троицу составляет необходимое условие для получения жизни и спасения вечного. Состав и порядок исследования В состав исследования ветхозаветного учения о Таинстве Пресвятой Троицы главным образом входит рассмотрение тех изречений из Бытописания Моисеева, равно как из Писаний других Пророков, в которых так или иначе выражаются указания на Божеские Лица в едином истинном Боге, внушаются более или менее ясно и определенно понятия о самой троичности Божества. Но для устранения каких-либо недоумений о том, были ли вразумительны и удобопонятны сии указания и внушения для людей ветхозаветных, до пришествия в мир Света миру ( Ин. 8:12 ), можно воспользоваться и теми изречениями из новозаветных Писаний, где заключаются ясные свидетельства, что лучшие из Иудеев, при данном им светильнике известнейшего пророческого слова ( 2Пет. 1:19 ), прозирая в тайну домостроительства Божия о нашем спасении, действительно прозирали в таинство Триипостасного Божества. Так как собственно ветхозаветные указания на Таинство Пресвятой Троицы и у Моисея и у других Пророков многочисленны, и, быв предложены в изречениях, имеющих отношение к различным предметам, разнообразны, то в рассмотрении их более можем иметь удобства, если раздельно представим их в таком порядке: сперва те изречения, в которых изображается вообще и неопределенно множественность Лиц в едином истинном Боге; потом изречения, в которых упоминается о двух Божеских Лицах, с различением одного от другого; и наконец те изречения, в которых указывается троичность Божества, с наименованием или без наименования каждого из трех Лиц Божеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Старожилово. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты В июле 1869 года по прошению жены действительного статского советника Веры Николаевны Фон Дервиз, было дозволено построить за ее счет каменную надгробную церковь в селе Старожилове «на избранном месте по плану, одобренному Рязанским строительным отделением, с причислением к приходской церкви». Но уже 13 июля 1874 г. благочинный Пронского уезда доносил архиепископу Рязанскому и Зарайскому Алексию (Ржаницыну) о том, что начатая, но недостроенная Павлом Григорьевичем Фон Дервиз в его имении в с. Старожилове надгробная церковь во имя преп. Сергия Радонежского, стала разбираться новым владельцем - Михаилом Григорьевичем Фон Дервиз, не смотря на запрет церковной власти. Однако М.Г. Фон Дервиз не внял увещеваниям ни архиепископа, ни губернатора, разобрал недостроенную церковь до фундамента. По существующему в России законодательству, все церкви, как строящиеся, так и уже построенные, состояли в ведении Епархиального начальства, и без ведения епархии «ни возведены, ни разрушаемы быть не могут». Не давало Дервизам право разрушить церковь и то обстоятельство, что построение церкви производилось на их средства, потому, что «всякая жертва, принесенная в дар Церкви, составляет ее собственность». Исполняющий должность губернатора А.Волков своим определением предписал взять с виновного вознаграждение « за причиненный им вред». В 1895 г. архиепископ Рязанский и Зарайский Иустин (Полянский), обозревая епархию, заехал в с. Старожилово и побывал в домовой церкви Веры Николаевны Фон Дервиз. Церковь эта небольшая, но чрезвычайно изящная, была построена в саду, где было много цветов и зелени. Храм этот был освящен 29 июня 1892 г. преосвященным Иустином (Полянским). На освящении храма в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла присутствовали как строительница храма Вера Николаевна Фон Дервиз, а также священник домовой церкви Сергея Павловича Фон Дервиза - Николай Доброхотов. Храм был построен в течение одного года: разрешение на его возведение было дано в начале 1891 г.

http://sobory.ru/article/?object=06516

Часть 1. О таинстве Креста Христова [О славе Креста.] Не по одному только чувству благодарности к Божественному Искупителю, ради нас претерпевшему страдания и смерть на кресте, каждый мыслью и сердцем должен стремиться к подножию креста Христова, чествовать и самые изображения орудий смерти, освященных  смертью  величайшего Человеколюбца. Для душ внимательных к внушениям Слова Божия, для духовных взоров, открытых к созерцанию Божественных Таин, – вожделенно и само в себе таинство креста Христова. О высоте сего таинства дает нам свидетельство св. вера, когда указывает на величие Божественной славы, просиявшей чрез крест Страдальца Голгофского – Победителя смерти. О глубине сего таинства дает нам свидетельство св. вера, когда исповедует животворящую силу смерти Христовой, от креста изливающуюся на верных, по устроению Начальника жизни, распятого и воскресшего. Неисследимо сие таинство и, во всей полноте своей, необъятно для человеческого созерцания. Оно есть дело вечной премудрости Живущего во свете неприступном ( 1Тим. 6:16 ); а о действиях и явлениях Его премудрости сказано чрез Пророка: Не суть совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея ( Ис. 55:8, 9 ). И собственно о слове крестном написал Апостол: Понеже в премудрости Божией не разуме мир премудростию Бога, благоизволил Бог буйством  проповеди  спасти верующих.... Зане буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие, крепчае человек есть ( 1Кор. 1:18–21, 25 ). Глаголем премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави  Бог  прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли ( 1Кор. 2:7, 8 ). Посему мы должны не исследованию подвергать столь возвышенное и глубокое Божественное таинство креста. Но, по возможности, размышлением о тех светозарных истинах, которыми сам Господь разумов и Отец светов благоволил прояснять для верующих таинство Своей премудрости, надлежит нам благоговейно приближаться духом к сему таинству, и таким образом со дня на день оживлять в душах своих спасительную веру в Него, обновлять и воспитывать в себе дух любви по образу, предначертанному в явлении Господа славы распятого. Чем ближе мы будем всматриваться в образ Вознесенного на крест, тем ближе к сердцам нашим будет глагол Его и заповедь Его: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Больши сея любве никтоже иметь, да кто душу свою положит за други своя.... Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Поминайте слово, еже Аз рех вам: несть раб болий господа своего. Аще Мене изгнаша, и вас изженут: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдут ( Ин. 15:12, 17–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010