Св. Ин.н Златоустый предлагает такие соображения: «Из того, что Евангелист употребил здесь слово: дондеже, ты не заключай, будто Иосиф познал Ее. Евангелист дает сим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово: дондеже? Потому, что в Писании не редко это бывает без означеня определенного времени. Ибо и о ковчеге сказано; не возвратися вран, дóндеже изсяче земля, хотя он и после не возвратился ( Быт.8:7–14 .). Также и о Боге Писание говорит: от века и до века Ты еси ( Пс.89:2 .), но тем не полагает пределов … Так и здесь Евангелист употребил слово: дондеже, в удостоверение о том, что было прежде рождения, а что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно было узнать от него, то он и сказал, то есть, что Дева была неприкосновенною до рождения. А что само собою видно из сказанного, как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, то есть, что такой праведный муж, каков Иосиф, не дерзнул познать Деву после того, как Она столь чудно соделалась Материю, удостоившись и родить неслыханным образом, и произвести необыкновенный плод» 127 . Против возражавших, будто самое наименование Рожденного от Марии первенцем, у Еванг. Мф.1:25 и Лк.2:7 , предполагает за тем рождение от Нее других. Блаж. Иероноим писал: «Каждый единородный есть и первородный (или первенец); не каждый первородный есть и единородный. Первородным не только называется тот, после которого следовали другие, но и единородный, собственно потому, что рождению его не предшествовало рождение других. Вот в книге Моисея сказано: бысть же в полунощи, и Господь порази всякаго первенца в земли египетстей, от первенца Фараонова, седящаго на престоле, до первенца пленницы ( Исх.12:29 .). Спрашивается: каеие первенцы подвергались поражению? Те ли только, у которых были братья младшие, или и те, которые не имели их, будучи единородными? Если скажешь, что поражены только те первенцы, после, которых раждались братья, а первенцы, не имевшие братьев, и след. единородные, были обойдены Ангелом поражающим; то будешь достоин осмеяния. Если же скажешь, что в числе первородных поражены и единородные: то признаешь справедливым положение, что наименованием первенца означается и единородный».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Но тем не менее в сем деле требуется не малое участие и нашей свободы; необходимо с нашей стороны содействие, и отнюдь не сопротивление, – усилие, и отнюдь не пренебрежение, – бодрствование, и отнюдь не беспечность, – стремительность, и отнюдь не косность. Спасение, в сем смысле, уже становится делом нашей свободы, и без наших трудов и подвигов совершено быть не может. Потому, нам самим надлежит заботливо и деятельно стараться о нем, в течении всей жизни, постоянно и всегда неослабно. Сие внушал и сам Господь, когда возвестил ученикам Своим и народу: царствие небесное силою берется, и усильные искатели достают оное непрерывными трудами ( Мф. 11:12 ). Подвизайтеся внити сквозь тесная врата! Посмотрите на великих подвижников Христовых. Вся жизнь их была непрерывным и самым напряженным подвигом спасения. Но и они, приближаясь к пределу жизни, нередко жаловались на краткость своего подвижничества, и жалели, что еще мало трудились, – не столько, сколько нужно, подвизались для своего спасения. До какой же степени неблагоразумными и невнимательными к самим себе оказываемся мы тогда, как более употребляем времени, не жалея трудов, для дел вмале полезных, для занятий суетных, нежели для того, что составляет главнейшую нашу потребность, труднейшее и необходимое упражнение, от которого зависит наша участь в нескончаемой вечности! Думать, что воспитание и приготовление наше к жизни небесной может совершиться само собою, с течением времени, легко, без особенных усилий с нашей стороны, – значит вовсе забывать и евангельские внушения, и наблюдения над жизнью мужей, опытных в жизни духовной. Слишком много дорожить земными приобретениями, – значит не дорожить нисколько самим собою, вопреки слову Христову: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16:26 ). Полагать, что для спасения достаточно, с нашей стороны, одного какого-нибудь доброго дела и легкомысленно ждать удобного к тому случая, – значит ошибаться до крайности, и подвергать себя угрожающей опасности. Опасность угрожает с двух сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Втор. 10:17 . Ибо Господь Бог ваш сей Бог богов, с подлинника: Иегова Боги ваши есть Боги богов 9 . Нав. 24:19 . И рече Иисус к людям: не возможете служити Господеви Богу (Iehova), яко Бог Свят есть (Elohim Cadoschim – Боги святые суть). Толкователи, которым почему-то не нравилось таинственное изъяснение сего имени, ничего не сказали достоверного – почему в рассматриваемом месте Бытописания и в других Писаниях ветхозаветных употребляется множественное имя Elohim то в соединении сего имени с другим (напр. Iehova Elohim Быт. 2:4, 5, 7 и д.), то без соединения ( Быт. 3:2–5. 28:17 и 19), то с приложением относящихся к нему слов в числе единственном, то в числе множественном 10 . Не оставим без внимания и того свидетельства, какое дают со своей стороны иудейские толкователи в пользу нашего изъяснения. Раввин Гуна в своем толковании на книгу Бытия замечает, что образ выражения в рассматриваемом месте и в других подобных необычайный 11 ; а в Талмуде Мегилла рассказывается древнее предание, что и сам Моисей сначала, когда ему последовало от Бога внушение употребить о Нем слова, выражающие множественность, смутился опасением и не прежде решился начертать сии слова, как после вторичного повеления от Бога. Отсюда и между позднейшими раввинами есть гадания, что в тех словах скрывается какое-либо таинство 12 , хотя они, как упорные в Иудейских верованиях, слишком далеки от веры в таинство, раскрытое для нас Господом нашим Иисусом Христом. 2. В изображении совета Божия о сотворении человека Повествование о сотворении человека Бытописатель предваряет изображением предвечного определения или совета Божия о сотворении человека и, приближая вечный совет ко времени исполнения, представляет в таком знаменательном виде: и рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Множественность Совещающихся выражается в сих словах так ясно, что не видеть ее никто из видящих не может. И не признавать в сей множественности указания на те вечные и единосущные Лица Божества, Которым существенно принадлежит как предвечное определение о создании и воссоздании человека, так и самое исполнение сего в определенное время, – значило бы отказываться от уразумения сказанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Не должно ли, с одной стороны, приводит нас в трепет и ужас грозное на неисправимых и беспечных Правосудие Господа? Молчах, – говорит Он чрез Пророка, – еда и всегда умолчу, и потерплю? Терпех, яко раждающая, истреблю и изсушу вкупе ( Ис. 42:14 ). Уже бо и секира при корени древа лежит, по реченному Иоанном, всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо ( Мф. 3:10 ). Кто же поручится, или что обеспечит нас в том, что не решена еще участь наша, также как сказано Господом в притче о бесплодной смоковнице, посечение которой отсрочено, уже в последний раз, на краткое время ( Лк. 13:6, 9 )? Еще менее безопасными можем считать себя от участи, более страшной, какая постигла некогда нечестивых, если последуем пути Валаамову ( 2Пет. 2:15 ) и мерзостям Вавилона ( Апок. 17:5 ). – По свидетельству Слова Божия, в то самое время, как нечестивый в упоении страстей, всего мене опасается суда Божия, рука невидимого посланника Божия пишет приговор казни и гибели ( Дан. 5:25 ). С другой стороны, угрожает погибелью лютый враг нашего спасения. Он всего более пользуется нашим легкомыслием и неосторожною забывчивостью, чтобы устроять и совершать нашу погибель. Тогда как люди спокойно спят, по слову Господню, враг их диавол бодрствует и бросает в сердца их злые семена ( Мф. 13:24–39 ). Отсюда вырастают плевелы, и созревает погибель беспечных. «Какое же безумие! – восклицает человек Божий, – ты не почитаешь душу свою достойною бодрственных и неутомимых попечений, между тем, как диавол ценит ее столь высоко, что не жалеет никаких усилий, чтобы овладеть ею». Устыдимся и устрашимся беспечности, внимая спасительным предостережениям: Бдите и молитеся, да не внидете в напасть ( Мф. 26:41 ). Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Если бы даже силою, даруемой нам благодати, и усильными подвигами собственными достигли мы некоторого совершенства в благочестии, и сделали значительные успехи в деятельном обновлении себя по образу Христову, и тогда отнюдь не должно останавливаться на мысли самодовольной, и тогда, опасно прекращать подвиг или ослаблять бодрствование о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Мняйся стояти, заповедует Апостол, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ). Никогда не надобно забывать, что всегда при нас остаются, и разнообразно стараются полагать претыкания стопам нашим злокозненные враги спасения. Мир, всегда враждебный для всех хотящих благочестно жити, действует неутомимо, – не теряется в средствах и в выборе оружия к нападению на всякого, кто, не любя его, утверждает в душе своей и являет в делах своих любовь к Богу и святому Его закону. В мире готовы досадители, и скрытные клеветники, и открытые гонители; найдутся люди, лестно уловляющие и прелестью увлекающие; найдутся, может быть, и под видом доброжелательства коварствующие. Не любящему мира дотоле суждено подвизаться и противостоять соблазнам мира, пока дух его не воспарит из здешнего мира к небу. Устоять против всех искушений и соблазнов мира тем труднее, чем сильнейший движитель сокрывается в зловредных действиях мира: здесь, чрез людей раболепствующих миру, нередко с особенною настойчивостью, против не любящих мира вооружается князь мира – исконный человекоубийца. Бодрствовать против искушений от мира, и непрестанно быть стражем своего спасения, тем необходимее, что в каждом из нас остается до самой смерти неистребимое сочувствие к миру греховному. Вижду же ине закон во удех моих, каждый должен повторить за Апостолом, пропшву воюющь закону ума моего, и пленяюще мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим. 7:23 ). Искра под пеплом, сколько ни была бы загнетена, быстро возгорается и легко воспламеняется, как скоро неосторожность откроет преграды, закрывавшие ее от дыхания ветра. То же бывает и в жизни духовной. Греховные страсти, остающиеся и в благочестивых, как искры под пеплом, при малейшей неосторожности, от тлетворного дыхания мира, возгораются и воспламеняются. Внимательные к повествованиям о христианских подвижниках знают, как много примеров, что нередко одна минута беспечности, одно гнилое слово, одно коварное внушение, одна злая мысль губили труд и подвиги целых десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Опасность от сих врагов каждому тем более угрожает, чем сильнее и стремительнее они в своей злобе и зависти, чем разнообразнее могут, и коварнее умеют действовать. Они могут и умеют возбудить в человеке злые намерения ( Ин. 13:2 ), воспрепятствовать тому, что нужно было бы для блага людей ( 1Сол. 2:18 ), даже возобладать человеком ( Мф. 10:8 ; Мк. 5:9–14 ; Лк. 10:14 ) и, при невнимательности человека, похищать у него предложенные средства ко спасению, как тò изобразил сам Господь Иисус Христос в притче о сеятеле, сеющем семена свои: приходит диавол, и вземлет слово от сердца их, да не веровавше спасутся ( Лк. 8:5–15 ). В отражении сих опасностей тем более требуется бдительности, предусмотрительности и осторожности, чем хитрее духи неприязни назирают и следят за нами, стараются искушать и запинать нас, от младенчества до последнего предела нашей жизни. Таковое положение наше в отношении к искусителю не будем отрицать, если вникнем в сказанное о самом Спасителе нашем, в образ и в защиту нам, допустившем до Себя искусителя, что искуситель отъиде от Него до времене ( Лк. 4:13 ). В книге Ермы Пастырь сказано два духа находятся при человеке: один дух добрый, другой дух злой 13 . Это мнение принято, как мнение древнее, св. Григорием Нисским 14 , повторено нашим отечественным Иерархом Туровским Кириллом 15 , встречается и в жизнеописаниях святых 16 . Итак, если, по премудрым намерениям Божиим, попускается диаволу и миродержителям тьмы века сего действовать в мире ко вреду и соблазну тех, которым суждено воинствовать в здешней жизни для достижения отечества небесного: то уже само собою разумеется, что неотступное охранение и благодетельное руководствование христиан воинствующих усвоять сильным крепостью Ангелам Божиим сколько прилично, столько же и благопотребно. Судя по нашей маловнимательности к путям и средствам спасения и по забывчивости о врагах, ищущих нашей погибели, такое охранение, можно сказать, необходимо для отражения неистовых усилий диавола погубить нас безвозвратно. Разрешение недоумений

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Явно, что было бы крайнее неразумие – недоумевать: точно ли прилично и нужно, чтобы вседействующий Промысл Божий употреблял для блага нашего поставляемых им царей, пастырей и воспитателей? Подобная неосмотрительность обличается и в вопросе противоречущих истине: прилично ли и нужно ли для охраняемых самим Богом служение Ангелов Хранителей? В соответствии проводимым свидетельствам, о непосредственном Промысле Божием, из псалма Давидова: се не вздремлет, ниже уснет Храняй Исраиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою ( Пс. 120: 4 ) и из послания Апостола Павла о всеоружии Божием ( Еф. 6:11 ), надлежит принять для соображения и те свидетельства о служебном участии, в деле промышления Божия, Ангелов Божиих, какие представляются у того же Псалмопевца: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (– 90:11), равно как и у того же Апостола: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 )? На второе недоумение не много требуется слов. Достаточно сказать, что случающиеся с нами бедствия и падения греховные вовсе не дают основания сомневаться о благопотребности для нас служения Ангельского, так же как ни мало не дают они повода сомневаться о действительности верховного и всеобъемлющего Промысла Божия, против коего никто, кроме нездравомыслящего, возразить не может. Мимоходом, однако ж, заметить здесь главнейшие из тех объяснений, какими примиряется свидетельство опыта о бедствиях жизни физической и нравственной с мыслию о благом Промысле; именно: 1). Бедствиям жизни физической подвергаются и находящиеся под особенным смотрением Промысла и под охранением Ангелов; потому что сии бедствия служат к существенному благу самих претерпевающих бедствия, или направляются к пользе и вразумлению других. 2). Действия же греховные не пресекаются, как промыслительною силою Божиею, так и действием хранителей наших св. Ангелов Божиих, в тех случаях, когда пресечением их уничтожалась бы наша свобода, – когда мы неудержимо стремимся по пути греховному, отвращаемся и избегаем добрых руководителей. 2. Удостоверение об Ангелах Хранителях

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Наконец, инициативу по решению возникшей проблемы взял на себя митрополит Московский Филарет. В мае 1849 года он писал ректору Московской Духовной Академии архимандриту Алексию (Ржаницыну) , впоследствии архиепископу Тверскому: «Говорят, – чужие люди предпринимают без нас для Синодальной библиотеки то, о чем я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании. Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. Но как желательно нам самим, так и нужно сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Горским, не возьмется ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслию и дайте мне ответ» 233 . Очевидно, что замысел митрополита Филарета относительно Синодального книгохранилища был в том, чтобы ввести весь этот новый рукописный материал в научный оборот сразу же с надлежащим толкованием в русле церковной традиции. Поэтому и хотел он это поручить «своему» человеку, которым являлся А. В. Горский, не желая допустить вмешательства «чужих», светских исследователей. Письмо иерарха Московского решило дело. После разговора ректора с Горским, последний взялся за дело 234 . Сначала необходимо было найти способного помощника. Будучи профессором, Горский знал всех студентов – и заканчивающих Академию, и уже окончивших ее. Но выбрать одного из них себе в сотрудники было делом непростым. Наконец, внимание Горского остановилось на преподавателе Симбирской духовной семинарии Капитоне Ивановиче Невоструеве . Когда Невоструев был еще студентом Академии, он уже обнаруживал наклонности к занятиям историей и археологическим изысканиям. Став преподавателем, он начал с усердием заниматься отечественной стариной, изучая архивы и составляя описания монастырей Симбирской епархии. Горский же, с которым Невоструев по окончании Академии вел частую переписку, был ему деятельным советником в этой работе. Именно такого талантливого ученика и решил привлечь Горский к труду по описанию рукописей Синодальной библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Д. Кудрявцев  удержал  свое первое место, как  удержал  его и по всем  другим  предметам, судя по общему списку, составленному 26 июня того же 1850 года 33 . Тоже самое и в  списке, составленном  по окончании 1850 – 1851 учебного года 34 , при чем  у Ф. А. Голубинского замечено, что В. Д. Кудрявцев  «читал  очень хорошо». В  этом  же списке (за 1850–1851 учебный год ) у Виктора Дмитриевича фамилия впервые является двойной: «Кудрявцев –Платонов». Иначе сказать, уже тогда Академия, судя по успехам, оказанным  студентами XVIII курса за истекшие 1848 – 1851 годы, сочла вполне справедливым  В. Д. Кудрявцеву, как  лучшему из  всех  их, дать стипендию митрополита Платона (1812) и потому усвоить ему фамилию Платонова. В  остальное время учения своего в  Академии Виктор  Дмитриевич  постарался не только поддержать, но и еще более возвысить мнение о себе академического начальства. Мы разумеем  его занятие курсовым  сочинением  и окончательные (выпускные) экзамены в  1852 году. Успехи 1848 – 1851 годов, имевшие своим  последствием  усвоение В. Д. Кудрявцеву фамилии Платонова, ясно показывали, что Академия, признавая в  лице В. Д. Кудрявцева лучшее украшение означенного курса, уже тогда смотрела на него, как  на будущего, достойного ее исторической славы, профессора 35 . Курсовое сочинение должно было окончательно утвердить за ним  это предназначение его. Это сочинение, за которое студенты обыкновенно принимались почти за год  до окончания курса, дано было В. Д. Кудрявцеву писать на тему по самому главному предмету, который преподавал  ректор  Академии архимандрит  (впоследствии архиепископ ) Алексий (Ржаницын ) 36 , т. е. по Догматическому богословию. Заглавие его, которое в  печатном  его виде значится так: О единстве рода человеческого 37 первоначально было иное, именно: «О происхождении всех  людей от  одной четы» 38 . Много труда и таланта отдано было автором  обработке этого сочинения в  течение 1851 – 1852 учебного года, как  это ясно видно из  оставшихся до нас  бумаг  В.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Что слова, в которых показывается равенство Иисуса Христа Богу, означают в Нем Божеское естество, сие видно между прочим из повествования Евангелиста о современных Иисусу Христу Иудеях. Ин. 5:18; 10:30, 31, 32, 33 . Полнота Божества В послании к Колоссянам, Апостол Павел, с мыслью о премудром Божием строительстве нашего спасения, указывает во Иисусе Христе такое Лицо, в Котором Бог благоизволил не приступное для нас немощных, омраченных и умерщвленных грехом, Божество Свое соединить с человечеством Христовым чистым, святым и безгрешным, дабы открыть в Нем самосущий, для человеков доступный и неисчерпаемый источник всех Божественных сил, потребных к животу и благочестию ( 2Пет. 1:3 ) и говорит: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне (гл. 2. ст. 9 и 10). Посему, как выше (1:18), так и здесь (в 10 ст.), Апостол именует Иисуса Христа Главою телу Церкви, от которой все верующие, в преизбытке получая все, не нуждаются ни в чем и должны отвергать рассеваемые лжеучителями толки о необходимости обрезания и других измышленных самовольным смиренномудрием правил по заповедем и учением человеческим (от ст. 11 гл. 2 до ст. 23). Для лучшего раскрытия указанного нами смысла слов Апостольских, воспользуемся глубокомысленным и обстоятельным изъяснением одного из пастырей и богословов нашей Церкви. Он, останавливаясь на словах: яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне, говорит: «Вникнем тщательнее в сие краткое, но весьма знаменательное изображение Богочеловека. Божество представляет Апостол исполнением, или полнотою всякого совершенства, блага и блаженства. Но поскольку Божество бесконечно: то никакое конечное существо не может принять и вместить сего исполнения. Поскольку Божество и все Его исполнение духовно: то никакая бренная тварь естественно не может причаститься от сего исполнения. Поскольку Божество свято и праведно; то как может особенно человек грешник приступить к Его исполнению без того, чтобы не быть пожерту всепоедающим огнем строгого суда Божия? Что же творит не Хотяй смерти грешника? Он благоизволил, говорит Апостол, всему Божественному исполнению Своему вселитися во Христа Богочеловека, и Тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его чрез Него, аще земная, аще ли небесная ( Кол. 1:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010