Совещание изрекается от Лица Божия. Но известно, что Бог в делах Своей премудрой и всемогущей воли не требует советов и содействия от каких-либо советников и содейственников вне Своего существа. По слову Пророка, повторенному Апостолом, кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? или с ким советова и настави и ( Ис. 40:13 . Рим. 11:34 )? С другой стороны, не вероятно, чтобы Моисей, изображая совет Божий, представлял Бога таким Лицом, Которое изрекало бы совещаемое слово единственно к Самому Себе и притом в виде собеседования с другими лицами: сотворим по образу Нашему. Итак, чтобы не войти в крайность противоречия истине, необходимо искать совещающихся Лиц внутри самого Божества и признавать за верное, что Бытописатель, в виде многих совещающихся, изображает совет равночестных и единосущных Лиц Божеских, Которым приписывается сотворение человека ( Быт. 5:1 . Мал. 2:10 . Кол. 1:15 и 16. Иов. 33:4 ), и таким образом неопределенно указывает на Троичность Божества. Мыслью о Таинстве разрешается и то, почему многим совещающимся Бытописатель в то же время усвояет единство, выражая оное словами: рече Бог, потом: по образу Нашему, и ниже: по образу Божию (ст. 27). По единосущию совещающихся Божеских Лиц и потому, что в трех Лицах Един Бог , прилично было Моисею означить, при самом указании множественности, единство 13 . Прекословия истине, сокрытой в рассматриваемом изречении, со стороны иномыслящих, слабы и легкомысленны. Известны два взаимно противоречащие предположения, равно не основательные. По первому предположению, начало коего видно в грубых вымыслах Иудеев 14 , которое однако ж понравилось и мудрователям Христианским 15 , объясняют слова совещания Божия не иначе, как слова человека, которому, когда он приступает к делу, будто бы свойственно намерения свои выражать в подобных словах, – а в том, что совещание у Моисея выражается с употреблением слов во множественном числе, не примечают ничего более, как подражание обыкновению говорить о сильных земли, или от лица сильных земли, во множественном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

По возвращении в Симонов, я нашел конфиденциальную записку обер-Прокурора Св. Синода от 12-го ч., за 58, следующего содержания: „Обер-Прокурор Святейшего Синода, свидетельствуя совершенное почтение Его Преосвященству, Преосвященному Архиепископу Савве, имеет честь препроводить, для прочтения и обсуждения, предназначенную ко внесению в Свя- —878— 1883 г. тейший Синод записку о съездах духовенства и покорнейше просить о возвращении оной по миновании надобности“. После всенощной был у меня Харьковский священник Н. Сокольский и сообщил мне следующие харьковские новости: 1) начальница женского Епархиального училища А. В. Кушен уволена от должности, по поводу известного позорного случая с одною из воспитанниц училища, и 2) Ректор Семинарий протоиерей М. Разногорский переведен в Екатеринославскую семинарию, вследствие разлада с преподавателями. В этот день был народный праздник на Ходынском поле. 22 ч. Воскресенье. В этот день Государь Император и Государыня Императрица изволили отправиться в Троицкую Сергиеву Лавру, для поклонения тамошней Святыне. В этот день послано было мною письмо Руф. П. Ржаницыну, доставившему мне в прошедшем году подлинные письма блаженной памяти Митрополита Филарета к родному дяде, преосвященному Алексию, архиепископу Тверскому. Вот что я писал: „Спешу препроводить к Вам несколько экземпляров только что вышедшей из типографии книги, под заглавием: „Письма м. Митрополита Филарета к покойному архиеп. Тверскому Алексию“. Из подписи под заглавием книги Вы усматриваете, с какою она издана целию 710 , а из Предисловия к ней Вы узнаете, почему с такою именно целию 711 изданы письма незабвенного для меня Иерарха к приснопамятному и родственному Вам святителю. Надеюсь, что Вы одобрите издание книги с такою благою целию. Принося Вашему Высокородию искреннюю благодарность —879— 1883 г. за оказанное мне доверие, призываю на Вас и на присных Вам Божие благословение. Ваш усердный слуга и Богомолец“. В тот же день мною получены были письма от Управляющего Тверскою Казённою Палатою А.К. Жизневского и от профессора Киевской д. академии А.Д. Воронова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—909— 1883 г. лоцкую кафедру; мы продолжали вести взаимную переписку 1883 г. до самой почти кончины моего доброго товарища и друга. Довольно полная и яркая картина жизни, служебной деятельности и тихой кончины в Бозе почившего епископа Игнатия заключается в книжке, под заглавием: „Венок на могилу преосвященнейшего Игнатия, епископа Костромского и Галичского, Кострома, 1883 г.“ Книжка эта составлена и издана бывшим Ректором Костромской семинарии, архимандритом Иустином 724 весьма много обязанным по службе покойному архипастырю. К причинам преждевременной кончины преосвященного Игнатия относят, между прочим, огорчение, причиненное ему исключением его имени из списка архиереев, назначенных на Высочайшую коронацию, между тем как он сердечно желал и надеялся быть участником в этом торжестве. Погребение почившего архипастыря совершено было 11-го числа, в кафедральному соборе, прибывшим из Ярославля преосвященным архиепископом Ионафаном. 9-го числа послано было мною Ректору Моск. д. академии два письма – одно официальное, другое частное. В официальном письме за 2645 было изложено: „По желанию наследника в Бозе почившего архиепископа Тверского Алексия, статского советника, Руфина Павлиновича Ржаницына, автографы изданных мною писем блаженной памяти Филарета, митрополита Московского, к архиепископу Алексию, имею честь при сем препроводить к Вашему Высокопреподобию для внесения оных, на хранение, в библиотеку Московской Духовной Академии. Вместе с тем посылаю для той же библиотеки печатный экземпляр помянутых писем. Призывая на Вас Божие благословение, с истинным почтением и душевною преданностию имею честь быть“... В частном письме изложено: „Сверх экземпляра писем для академической библиотеки посылаю Вам еще три экземпляра, из коих один прошу принять от меня для вашей собственной библиотеки, дру- —910— 1883 г. гой потрудитесь вручить о. Ректору Вифанской семинарии 725 , а третий передайте Н.И. Субботину . Я на пути в Северную столицу. Вероятно, в половине следующей недели оставлю уже Тверь. Прошу ваших братских молитв пред Великим Угодником Божиим Сергием“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вы располагаетесь печатать письма в Душеполезном Чтении, против этого нельзя ничего сказать. Но во всяком случае не излишне было бы попросить о. Редактора сделать несколько экземпляров отдельных оттисков для тех, кто не получает журнала. Из-за того, что в некоторых подлинных письмах нельзя разобрать нескольких слов, не следует оставлять эти письма ненапечатанными, а нужно только неразобранные —614— 1882 г. места означить точками, заметивши в скобках, что их нельзя разобрать. Так обыкновенно делают при издании неразборчиво написанных документов и вообще манускриптов. Когда будет у Вас г. Георгиевский , спросите его, писал ли он, по моему поручению, племяннику покойного преосвящ. АлексияРжаницыну о письмах к его дяде митрополита Филарета, целы ли эти письма и намерен ли он их издать или передать в редакцию какого-либо духовного журнала. Я желал бы знать, какой ответ получен от Ржаницына. Имею надежду быть в известное время в Москве и видеться с Вами. Но до личного свидания не отказываюсь иметь и письменные с Вами сношения“. 15-го также числа получен был мною Указ Св. Синода от 12-го числа за 1153, в коем изображено следующее: „По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение г. Синодального Обер-Прокурора, от 3 февраля 1882 года 602, в коем изъяснено, что Государь Император, в 30-й день минувшего января, Высочайше утвердить соизволил изложенные в пунктах I и IV определения Святейшего Синода, от 16 декабря/19 января 188½ г. предположения Синода о распоряжениях, по случаю предстоящего Коронования Их Императорских Величеств. Справка: В ноябре 1881 года, г. Обер-Прокурор Святейшего Синода, в предложении за 5454, изъяснил, что, по сообщению Министра Императорского Двора, Государь Император повелеть соизволил по случаю предстоящего Коронования Его Величества, чтобы сделаны были со стороны Святейшего Синода все, зависящие от оного, распоряжения, и приглашено к сему священному торжеству потребное число преосвященных, по примеру бывших Коронаций. В исполнение такой Его Императорского Величества воли, определением Святейшего Синода от 16 декабря/19 января 188½ г., между прочим, постановлено: 1) При предстоящем Высочайшем Короновании и Священнейшем Миропомазании Их Императорских Величеств, быть, по примеру прежних лет, 12-ти Архиереям, именно: кроме составляющих ныне присутствие Святейшего Синода в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В деле устройства народной школы да поможет Вам и сотрудникам вашим Господь Бог разумов! Его же благословение выну да пребывает над Вами и над вашим домом.“ 18-го ч. получил я письмо из Смоленска от Руф. Павлиновича Ржаницына, который писал от 15-го числа: „Препровождаю сегодня же Вашему Высокопреосвященству письма Митрополита Филарета к покойному преосвященному Алексию. Вверяю Вашему Высокопреосвященству рассмотрение их и распоряжение относительно их печатания. Долго не доставлял писем, потому что всё лето, живя в деревне, не был я в городской квартире своей, где они находились“. —679— 1882 г. Получив с радостью на другой же день эти драгоценные письма, я не замедлил выразить свою благодарность за них г-ну Ржаницыну, и вот что писал ему: „Получив присланные Вами письма, я обрадовался им как самому дорогому сокровищу. И действительно, сколько могу судить по нескольким мною прочитанным письмам, в них должно заключаться очень много драгоценного материала для биографии как Владыки Митрополита, так и преосвященного Алексия. Великое Вам благодарение за сбережение таких сокровищ. Письма эти с краткими к ним примечаниями я полагаю напечатать особой книгой: в этом случае цельнее и полнее от них может быть впечатление. Не сохранились ли у Вас черновые письма покойного вашего дядюшки к Митрополиту? Они могли бы послужить к большему разъяснению содержания многих писем сего последнего.“ Я тотчас же приступил к приготовлению полученных мной писем к печатанию и неутомимо занимался этим, приятным для меня, делом с особенным одушевлением. 23-го ч. получил я письмо из Москвы от А.П. Ушаковой. Она писала от 21-го числа: „На днях был у меня старик – келейник Преосвящ. Викторина. Господи! какие скорби перенёс этот человек на своей кафедре 1703 в Каменец-Подольске. Владыка заболел 14-го утром, в субботу. В понедельник 16-го Преосвященный Викарий совершил наверху в его церкви обедню и пособоровал Владыку, а 21-го он скончался и погребён в соборе под алтарём. 15-го, видя, как плохо было Владыке, старик-келейник спросил его, не прикажет ли он дать знать Ивану Дмитриевичу 1704 , его брату? Преосвященный посмотрел на своего старика и горько заплакал, отвернулся к стене, потом, собрав силы, сказал: „и сами схороните, как знаете“. Это были последние слова, которые он мог сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда как древние Пророки по большей части изрекали свои пророчества от имени Господа, Иисус Христос, как Сын Божий по Божескому естеству Своему, никогда не имел нужды в откровении Ему чего-либо от другого Лица. Даже и в тех случаях, когда являлись Ему откровения свыше и, как бы, извещения от Отца, Он свидетельствовал, что не для Него, но народа ради было сие. Напр. о гласе, по молитве Его пришедшем с небеси: И прославих, и паки прославлю – Ин. 12:28 , Он говорил: не Мене ради глас сей бысть, но народа ради, ст. 30. – Пред воскрешением Лазаря, после молитвенных слов ко Отцу: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал ecu Мя ( Ин. 11:41 ), сказал Иисус: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящего окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал ecu (ст. 42). 3)      Св. Апостолы весьма часто свидетельствовали о Божеском всеведении Иисуса Христа. Из множества сих свидетельств приведем некоторые. Все святые Апостолы, пред отшествием Иисуса Христа на вольные страдания, единодушно исповедали всеведение Его, истинно Божеское, говоря: ныне вемы, яко веси вся, и не требуеши, да кто Тя вопрошает. О сем веруем, яко от Бога исшел ecu. Ин. 16:30 . Проповедь Апостолов о том, что последний, всеобщий суд над родом человеческим будет произведен Иисусом Христом, что на сем суде Иисус Христос не только воздаст каждому по делам его, но и приведет во свете тайная тмы, и объявит советы сердечные – 1Кор. 4:5 ; 2Кор. 5:10 ; 2Петр. 3:8–16 ; Деян. 17:31 , – непререкаемо свидетельствует о Божеском всеведении Господа нашего Иисуса Христа, грядущего судити живым и мертвым. Слич. Апок. 2:23 . В заключение о всеведении Иисуса Христа приводим слова Апостола Павла из послания к Колоссянам: в Немже (в Иисусе Христе) суть вся сокровища премудрости и разума сокровена. гл. 2 ст. 3. Божеское всемогущество Из многих наречений новозаветного Писания о Божеском всемогуществе Иисуса Христа представляются особенно ясными следующие: Ин. 10:27 и 28. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Последние слова направлены против тех, которые объяснение таинственного рождения Слова Божия подобием человеческого слова употребляли во зло, говоря, что Отец прервал Свое таинственное молчание только пред сотворением мира 54 . Он же в послании к св. Поликарпу Смирнскому писал: «Того ожидай, Который выше времени, Который вечен (χρονος), невидим, но для нас сделался видимым; Который не осязаем, бесстрастен, но для нас подвергся страданиям, все перенес нас ради» 55 . Иисус Христос есть всемогущий Творец и Промыслитель всяческих Муж Апостольский, именующий себя учеником св. Апостолов и учителем языков, но умалчивающий о собственном имени 56 , в послании к Диогнету, с особенною силою и подробностью, изобразил сии Божеские действия Иисуса Христа. «Невидимый Бог – Сам водворил в человеках истину с небес, святое и непостижимое Слово Свое, и в сердцах их сотворил обитель Себе. Да не подумает кто, что Он послал к ним кого-либо из слуг Своих, или Ангела, или князя, или правителя земного, или правителя небесного, – нет; но самого Строителя и Содетеля всяческих, Которым сотворены небеса, Которым море заключено в своих пределах, Которого тайны 57 верно сохраняют все стихии, по манию Которого солнце постоянно совершает дневное течение свое, повелению Которого повинуется луна, светящая ночью, Которому повинуются звезды, сопутствуя течению луны, Которым все устроено, определено, и Которому все покорно: небеса и все, что на небесах, земля, и все, что на ней, море, и все, что в море; огонь, воздух, бездна, все, что в высоте, и в глубине, и в средине. Сего послал Он к людям. Ужели для того послал, подумает кто-нибудь, чтоб мучить их и привесть в страх и ужас? Никак; но послал с благостию и кротостию. Послал, как Царь, посылающий Царя Сына: послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как возбуждающий к послушанию, а не делающий принуждения; поскольку у Бога нет принуждения. Послал, как призывающий, а не отгоняющий. Послал, как любящий, а не судящий. Ибо пошлет некогда Его как Судию; и кто стерпит Его пришествие? (Не видишь ли, что) христиане, бросаемы будучи на снедение зверям, для того, чтоб они отреклись от Господа, ни мало тем не побеждаются? Не видишь ли, что чем большее их число наказывается, тем более умножается других? Это не есть дело человеческое, это есть сила Божия, это есть доказательство Его присутствия. Ибо прежде Его пришествия кто из человеков знал что есть Бог»? 58 Иисус Христос все содержит Божескою силою Своею и всем дарует жизнь благодатную

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«Когда исполнилась мера неправд наших, и когда во всей полноте открылось, что надлежит ожидать наказаний и смерти, когда приспело время, в которое Бог, по беспредельному человеколюбию и по единой любви Своей, предположил явить, наконец, Свою благодать и силу: тогда Он не возненавидел нас, не отверг, не воспомянул наших беззаконий, но Сам с долготерпением сносил грехи наши; Сам предал Сына Своего на искупление нас, Святаго за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Ибо, что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность? Кто другой мог оправдать нас беззаконных и нечестивых, кроме одного Сына Божия ( ν μνω τ ι το Θεο)? О сладостное изменение! О непостижимое строительство! О неожиданные благодеяния! Беззаконие многих покрывается одним Праведником, и праведность одного оправдывает многих беззаконников» 62 . Иисус Христос есть равный Отцу Раздаятель даров и Мздовоздаятель Св. Поликарп в заключении послания к Филиппийцам писал: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос да устроит вас в вере и истине, и во всякой кротости и незлобии, и в терпении, и великодушии, снисходительности и целомудрии; и даст вам жребий и часть между святыми Своими, и нам с вами, и всем в поднебесной верующим в Господа нашего Иисуса Христа и во Отца Его» 63 . Хотя раздаяние даров благодатных собственно относится к Духу Святому ( 1Кор. 12:1–13 ): но, по теснейшему внутреннему единению Лиц Божеских, принадлежит и Отцу и Сыну. Подобно сему и действие творения, собственно относящееся к Сыну, принадлежит и Отцу и Духу. Иисус Христос и прославляется, как Лице Божеское, купно со Отцом и Духом Св. Климент в первом послании к Коринфянам не однократно воссылал славословие Господу Иисусу Христу, подобающее единому Богу. Так: «Все сие (части вселенной) содержит в согласии и мире великий Создатель и Владыка всего и всему благотворит, а наипаче нам, которые прибыли к милосердию Его чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и величие во веки веков. Аминь» 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам. Доселе не просисте ничесоже во имя Мое. Просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Ин. 16:23 и 24). Так Иисус Христос, преподавая ученикам и всем верующим правило о молитве, поставляет Себя таким, посредствующим между Отцом и человеками, Лицом, ради Которого Отец все дарует молящимся с верою в Божеское Лице Сына, Единородного от Отца и Отцу равночестного. Чтобы, останавливаясь на словах: Отец даст вам, кто-либо не подумал о различии чести, силы и славы Отца и Сына по Божеству, припомним, что Иисус Христос, говоря о том же, в той же беседе с учениками, и прямо от Себя обещал молящимся во имя Его исполнение прошений: и еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю ( Ин. 14:13 и 14). Не трудно понять, что различие в словах не дает мысли о различии чести и силы Сына со Отцом; ибо различие в словах легко объясняется двояким воззрением Глаголющего, Иисуса Христа, на Свое отношение к Богу Отцу. Взирая на Себя, как на Посланника и Ходатая, глаголет к верующим в Него: Отец даст вам, или еще: яко Отец Мой болий Мене есть (гл. 14, ст. 28); а потом, взирая собственно на Свое Божество, как Единородный от Отца, как равночестный Ему и равносильный, глаголет: Аз сотворю, и еще: Аз и Отец едино есма (гл. 10, ст. 30). Обращаясь к писаниям святых Апостолов, находим, что здесь обязанность богопочтения к Иисусу Христу, как общеизвестная и общепринятая с первыми наставлениями в вере, уже и не внушается в особых повелениях или увещеваниях, но тем не менее ясно изображается в действиях благоговения святых Апостолов пред Божеским Лицом и достопокланяемым именем Христовым. А где прямо говорится в Посланиях Апостолов о поклонении Иисусу Христу, там приводится: а) определение Бога Отца о поклонении Ангелов Господу нашему Иисусу Христу. Так в послании к Евреям читаем: Егда же паки вводит Первородного во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси Ангели Божии (гл. 1 ст. 6); б) или указывается Божеское прославление Иисуса Христа, не только по Божескому достоинству Единородного от Отца, но и потому, что Он смирил Себя, ради нашего спасения соделавшись человеком, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:8–11 ; слич. Евр. 2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«Испрашивайте мне внутренней и внешней силы, чтобы не только говорить, но и желать, не только именоваться, но и быть христианином. Ибо, ежели я буду таковым, то и именоваться могу, и тогда только могу быть верным, когда не будет зреть меня мир. Ничто из видимого не вечно. Все видимое временно, а невидимое вечно. Ибо и сам Бог ( Θες) наш Иисус Христос открывается более, как сущий во Отце. Христианство есть дело, не только хранимое в молчании и сокровенное, но и являющееся в величии» 43 . Он же в послании к Траллианам, внушая им беречься еретиков, писал: «Итак остерегайтесь таковых. И будете вы безопасны от них, если не станете надмеваться и отторгать себя от Бога (Θεο) Иисуса Христа, и от Епископа и от заповедей Апостольских» 44 . Он же послание к Смирнянам начинает таким славословием Иисусу Христу: «Славлю Христа Иисуса – Бога (τν Θεν) моего, Который столько умудрил вас: ибо я узнал, что вы совершенны в непоколебимой вере и как бы пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и телом и духом и утверждены в любви кровию Христовою, что вы преисполнены веры в Господа нашего, истинно происходящего от племени Давидова по плоти, Сына Божия по Божеству 45 и силы Божеской, истинно родившегося от Девы» 46 . Иисус Христос есть Сын Божий и Бог воплотившийся Св. Игнатий в послании к ефесским христианам, в предостережение их от лживых учителей, как от заразы, писал: «Некоторые имеют обычай с лукавым притворством носить на себе имя (учителей), но делают нечто недостойное Бога. От таковых всем должно удаляться, как от зверей. Они – бешеные псы, исподтиха кусающие. Вам должно таковых беречься, как зараженных неизлечимою болезнью. Един есть Врач плотский и духовный, рожденный и безначальный (γννημτος), во плоти явившийся Бог ( Θες), в смерти истинная Жизнь и от Марии и от Бога; сперва причастный страданию, потом бесстрастный, Иисус Христос Господь наш» 47 . В других местах: " Бог ( Θες) наш Иисус Христос был во чреве Марии, по устроению Божию, от семени Давидова, но вместе от Духа Святого: Он родился и крестился, дабы тем освятить воду» 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010