как под именем Духа прилично разуметь Лицо, так же прилично и под именем Слова разуметь Лицо; 3) следующим пророчеством в ст. 8 и 10, действительно, указывается в Слове Лицо Спасителя под именем Избранного, или точнее Вожделенного для всех языков 56 , Которого пришествие некогда исполнит воссозидаемый ныне храм славою паче первого – Соломонова храма; 4.) И в других местах Писания Словом именуется Лицо Сына, посредствующего в Завете Божием, изрекающего обетования и повеления Божии ( 1Цар. 3:21 ). Также Словом и Ангелом Иеговы ( Быт. 22:15 и 16). Сл. ( Евр. 6:13 ), ( Исх. 3:2 и 4, 14:19, Сл. 13:21), ( Мал. 3:1 ), ( Откр. 19:13 ). У Пророка Исаии В последней половине пророческих писаний Исаии, где он изображает Спасителя как бы уже пришедшего на землю и совершающего Свое служение, находятся два изречения, в которых участие каждого из Божеских Лиц в деле спасения, равно как и различие Их, представляется решительнее и очевиднее, нежели в других писаниях ветхозаветных. В первом изречении слышатся слова от Лица Сына Божия, благоволившего принять на Себя ходатайственное служение ради нашего спасения: И ныне Господь Господь посла Мя и Дух Его ( Ис. 48:16 ). Что сии слова не относятся к собственному лицу Исаии и к его пророческому служению, но изрекаются от Лица Богочеловека, Которому надлежало быть Посланником и Святителем исповедания нашего ( Евр. 3:1 ), это видно 1) из связи речи. Глаголющий здесь усвояет Себе вечность и Божеские действия в словах предшествующих. Послушай Мене, говорит Он, Иакове и Израилю, егоже Аз призываю: Аз есмь первый, и Аз есмь в век. И рука Моя основа землю, и десница Моя утверди небо: призову я, и станут вкупе ... (ст. 12 и 13). 2) Из единогласного свидетельства св. Отцов, которые не иначе изъясняли сии слова, как слова Самого Господа Иисуса Христа о тайне спасения, открывшейся в явлении Его на земле, по воле Бога Отца, в силе Духа Святого 57 . В другом изречении также решительно различаются три Божеская лица, первое под именем Иеговы, второе под именем Ангела Лица Иеговы и третье под именем Духа Святого. Милость Господню поминухом... Господь (Иегова), судия благ дому Израилеву... И рече: не людие ли мои? чада, и не отвергнутся: и бысть им во спасение от всякия скорби их. Не ходатай, ниже Ангел, но Сам Господь (Ангел Лица Его, то есть, Иеговы) 58 спасе их, зане любит их и щадит их, Сам избави их... Тииже не покоришася, и разгневаша Духа Святаго Его, и обратися им во вражду... ( Ис. 63:7–10 ). Лице Сына Божия – Спасителя означается в Еврейском тексте наименованием Ангела Лица Иеговы, а в переводе LXX именем Божиим, без всякого разноречия в смысле, потому что и в повествовании об изведении Израильского народа из Египта одно и то же Лицо Сына Божия именуется и Ангелом Божиим ( Исх. 14:19 ), и Богом ( Исх. 13:21 . Сл. Быт. 48:16, 22:16 . Евр. 6:13 . Мал. 3:1 . Ис. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Пересмотрим особенно примечательные из описанных Моисеем Богоявлений. Так 1) Авраам при дубраве Мамврийской сретил трех Ангелов в человеческом образе ( Быт. 18:1 и 2, 19:1). В одном из явившихся Моисей указывает того велика совета Ангела, Которому принадлежат и наименование, и свойства, и действия Божеские. Принадлежит Ему наименование Божеское; ибо и в самом начале описания Он называется – Иегова: явися же ему Бог (Iehova) у дуба Мамврийска (гл. 18 ст. 1), и затем, в изображении беседы явившихся: и рече Господь (Iehova) к Аврааму: что яко разсмеяся Сарра в себе (ст. 13, слич. 17 и 20)? – по отшествии спутников его к Содому: Авраам еще бяше стояй пред Господем – с подлинника: – пред Лицем Иеговы (ст. 29, слич. ст. 26), по окончании собеседования с Авраамом: отъидеже Господь (Iehova): яко преста глаголя ко Аврааму (ст. 33). Принадлежат сему Ангелу свойства Божеские; ибо является сердцеведцем: что яко разсмеяся Сарра в себе (ст. 13)?..; праведным и милосердым Судиею всей земли: вопль содомский и гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело (ст. 20, сл. ст. 25 и 32). 2) Ангел Иеговы двукратно являлся Агари вне дома Авраамова, сперва у источника на пути к Суру ( Быт. 16:7–14 ), потом у кладезя клятвенного ( Быт. 21:17–31 ). В том и другом явлении Он называется именем Божиим: и призва Агарь имя Господа (Iehova), глаголющаго к ней: Ты Бог , призревый на мя (гл. 16, ст. 11 и 13). Божеские свойства сего Ангела Иеговы, при первом его явлении Агари, усматриваются из следующих слов: рече ей Ангел Господень: умножая умножу семя твое, и не сочтется от множества (гл. 16, ст. 10), и при втором явлении: и воззва Ангел Божий Агарь с небесе, и рече ей: что есть Агарь? не бойся… Востани, и поими отроча, и ими рукою твоею его: в язык бо велий сотворю его (гл. 21, ст. 17 и 18). 3) По соображению сказанного не трудно понять, что то же Божеское Лицо, Которое в описании Богоявлений именуется то Ангелом Божиим, то Богом, Бытописатель различает от Иеговы и в повествовании о казни, постигшей нечестивые города – Содом и Гоморр ( Быт. 18:22–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Желание иномыслящих уклониться от указания на таинство в словах призвания Исаии к пророческому служению, повело их к предположению, будто и здесь местоимение множественное употреблено по обыкновению сильных земли – говорить об одном своем лице, как о многих 24 . Обличение такого предположения давно сделано Абен-эзрою, что мы уже имели случай заметить по рассмотрении совета Божия о сотворении человека 25 . Прибавим к тому, что здесь иномыслящим надлежало бы устыдиться новой несообразности и удержаться от изъяснения слова для Нас, обычаем славных земли, не бывшими в употреблении у царей иудейских, тогда как другое речение – кого послю, а не пошлем, представляется неотразимым обличением нелепости их вымысла. Указания на два Божеские Лица с различием одного от другого По многочисленности изречений, в которых Ветхозаветное Писание различает два Божеские Лица в Пресвятой Троице, разграничиваем сии изречения для удобнейшего их обозрения на два отдела, относя к первому те, в которых указывается Второе Лицо Божеское – Сын Божий, с различением от Первого Лица – Бога Отца, а ко второму те, в которых указывается Третье Лицо Божеское – Дух Святой, также с различением от другого Лица Божеского. 1. Различение Божеских Лиц: Первого и Второго Ясные различения сих Божеских Лиц встречаются частью в Истории Богоявлений ветхозаветных, частью в тех обетованиях и пророчествах о грядущем Спасителе, где изображается преимущественно Божеское величие Его, Божеская власть, сила и слава. В истории Богоявлений Моисей, описывая Богоявления, бывшие во времена Патриархов, часто именует являющегося Ангелом Иеговы, и между тем изображает Его как Лицо Божеское, называет Его именем, принадлежащим одному только Богу истинному, приписывает Ему власть, силу и действия, приличествующие одному только Богу истинному ( Быт. 22:11–18, 16:7–14, 21:17–21, 18:1–33 . Евр. 13:2 ). Таким образом, в Лице являющемся, которое, очевидно, представляется Лицом особым от неявленно пребывающего Иеговы, но в то же время изображается равным Иегове и по имени, и по власти, силе и действиям Божеским, нельзя не узнать того Божеского Лица, чрез Которое, как в Ветхом, так и в Новом Завете, является сокровенно пребывающее Лицо Бога Отца, – Которому, по предвечному определению Отца, и по собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле велика совета Ангелом ( Ис. 9:6 . Мал. 3:1 ) и испоручником завета новаго ( Евр. 7:22 ), – Которое в отношении к Богу Отцу именуется Единородным Сыном Божиим, а в отношении к домостроительству спасения – Агнцем, закланными от сложения мира ( Откр. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Вследствие сего возникло намерение избрать и препослать к вашему преосвященству от двух до трех лиц из монашествующих, кои, состоя в полном распоряжении вашем и будучи воодушевлены чистой и благоразумной ревностью потрудиться на столь святом поприще, облегчали бы содействием своим тяжесть бремени, на вас лежащего. Но, до приведения сего предположения в действие, начальству желательно знать ваши мысли о нем. Посему благоволите, повергнуть его вашему обсуждению, дать потом знать мне: 1) действительно ли снабжение вас монашествующими лицами может быть при нынешних обстоятельствах полезно для вашего управления? 2) сколько именно потребно их для вас? 3) в каком качестве и на каком положении они должны быть к вам присланы? Не излишним считаю присовокупить, что, в случае согласия вашего, одно, и даже два лица, за способность коих не трудно поручиться, могут быть присланы к вам немедля. Пользуясь сим случаем между прочим и для засвидетельствования моего давнего душевного почтения к вам, с любовью о Христе остается Иннокентий, архиепископ харьковский. 24 августа, 1847 г. Письмо 19. К преосв. Феодотию, епископу симбирскому, по присылке им «другой книги» своего сочинения (ноября 17 1854) Примите искреннюю благодарность за вашу дружественную память о моем недостоинстве и за присылку назидательных поучений ваших. Я прочел их с истинным удовольствием и только остановился в недоумении на одном месте, где сказано в заглавии, что «нет невинных чувственных удовольствий». Мне казалось доселе, что есть таковые, и вредными делает их одно злоупотребление. Но может быть у вас были свои при сем другие мысли, пред коими я готов преклониться, узнав их основание. Предавая себя братской любви и молитвам вашим, с истинною о Господе любовью… Письмо 20 К преосвященному Алексию (Ржаницыну) , викарию московского митрополита Возлюбленный о Христе собрат и сослужитель Господеви нашему! Примите столь же полную, как и искреннюю благодарность за ваше братолюбное послужение местности нашей или, лучше, всему краю вашему. Может быть Господь приведет быть ему под начальством вашим, тогда воспомянете и наше недостоинство и тяжкие болезни края, подъемлемые им теперь на пользу всей России. Утешаемся, слыша от вас о спокойствии князя Меньшикова. К сожалению, неспокойствие внутри он должен был повезти из сего края. Но что делать? Есть люди, от коих можно быть покойным, когда все вокруг их плачет и когда они главною причиною этих слез. Крайне пожалели мы, узнав из газет, что ваш первосвятитель не мог, за болезнию, совершать службы в день рождения нового Государя Императора. Должно быть немощь тела немаловажная. Да сохранит его Господь Бог ! Таков не мой только слабый глас, а, сколько слышу, всей России. Скоро располагаюсь быть в Крыму и Севастополе; тогда, если найду чтолибо достойное внимания, не умедлю отозваться к вам в Москву. Это письмо преосв. Иннокентия, набросанное на черно, служит ответом на следующее письмо преосв. Алексия от 1 мая 1855 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

С течением времени, умножение потомства наших прародителей, осужденных на смерть со всем потомством, умножало добычи ада и смерти. Апостол не обинуясь проповедует: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже ecu согрешиша ( Рим.5:12 ) и далее: единого прегрешением во вся человеки вниде осуждение ( Рим.5:18 ). С каждым поколением людей, по выражению св. Григория Нисского , возрастал тот дракон, которым смертоносные семена греха брошены в естество человеческое. 5 Итак, все люди, – когда бы ни рождались, где бы ни жили, – рождались, жили и умирали, как чада гнева по естеству ( Еф.2:3 ), отчуждены от жизни Божия ( Еф.4:18 ): по уверению Апостола, все без изъятия, не только язычники, но и иудеи под грехом и лишены суть славы Божия ( Рим.3:9 и 23). Как же мог быть изменен столь печальный, превратный ход жизни человечества, – жизни, которая неизменно, навсегда должна была служить только пищею смерти? Как могло быть освобождено человечество от несчастного порабощения имущему державу смерти, – от того губительного закона греховного и смерти, во власть которых оно предано было праведным судом Божиим? Короче: Что требовалось для искупления человечества от смерти? Для сего необходимо было именно то, что совершилось на кресте Господа и Спасителя нашего. Необходимо было заглаждение вины преступления, за которое прародители, со всем потомством, подверглись смерти. Но загладить сию вину безмерную, – ибо оскорблена преступлением святость беспредельная, – не иначе возможно, как принесением совершеннейшего удовлетворения оскорбленному правосудию, и притом от лица Богочеловека. Сам Изрекший угрозу осуждения на преступников: смертию умрете ( Быт.2:17 ), свидетельствуя о неизменности Своих глаголов обетования, дает в то же время разуметь о неизменности и Своих глаголов осуждения : глагол Мой, иже аще изыдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тощ, дóндеже совершит вся, елика восхотех ( Ис.55:11 ). Итак, необходимо – Совершеннейшее удовлетворение правде оскорбленной

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

По соображению сказанного, понятно, в какой мере необходимо для пресечения гибельных действий греха, возобладавшего родом человеческим, – 1) истребить корень зла в существе человека сросшийся с ним и обратившийся как бы в самую природу, 2) оживить и оплодотворить подавленные в нем семена добра, – словом: весь состав человека, расстроенный и извращенный, необходимо исправить и преобразовать, или воссоздать человека, по выражению Апостола, с совлечением ветхого и облечением в нового ( Кол.3:9,10 ; Еф.2:10 ), необходимо возрождение человека, по слову Христову ( Ин.3:3 ). Совершить сего не может никакая сотворенная сила; для воссоздания так же, как и для создания, естества человеческого нужна сила Творческая, Несозданная, Божеская. Подобает вам, сказал сам Господь вопрошавшему Его о пути к жизни вечной, родитися свыше ( Ин.3:7 ): аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится свыше (снова), не может видети царствия Божия ( Ин.3:3 ). Когда потребовалось пояснить, что значит – родиться человеку свыше, – Господь сказал Никодиму: аминь, аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ); а чтобы легче было понять необходимость сего возрождения от Духа Святого посредством таинства Крещения, – Господь раскрывает совершенное бессилие падшего человека и отсутствие в нем духовной жизни, называя его плотью: рожденное от плоти плоть есть ( Ин.3:6 . Слич. Быт.6:3 ; Иуд.19 ; Рим.8:5 ). Итак, врачевство, необходимое для оживотворения человечества, есть зиждительная благодать Господа Животворящего – Духа Святого. За тем, чтобы достигнуть жизни вечной, внити в царствие Божие, человек должен идти к нему путем жизни, противоположным греховному, путем жизни, сообразной с волею Божиею: аще хощеши внити в живот, сказал Господь, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ). Это путь деятельного возрождения человека. Он состоит в подвигах к совершенному истреблению остающейся в нас силы греха, – в подвигах любви и терпения для достижения зрелости духовной, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:13 ). На сем пути опять необходимо руководство и пособие Духа Святого ( Рим.8:14 ), необходимо человеку исполняться всегда Духом ( Еф.5:18 ), утверждаться Духом ( Еф.3:16 ), жить Духом ( Гал.5:25 ; Рим.8:9–11 ; 1Кор.3:16 ). По свидетельству одного из Отцов высоких по опытности духовной, «как тело без души мертво, и не может ничего делать: так без души небесной, без Божественного Духа, душа человека бывает мертва для царствия Божия; она не имеет сил совершать дел Божественных; и: как рыба не может жить без воды, или как никто не может ходить без ног, видеть без глаз, говорить без языка, или слышать без ушей: так без содействия Божественной силы нельзя быть совершенным христианином». 22 Таким образом и для преуспеяния нашего в жизни духовной необходима вседействующая благодать Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Еда объемлют от терния грозды или от репия смоквы? сказал Господь; не может древо зло плоды добры творити ( Мф.7:16–18 ). Прилагая сии слова к падшему человечеству, св. Григорий пишет: «поскольку род человеческий в прародителях, как в корне своем, подвергся гниению; от того он и во всех ветвях своих становится иссохшим, и всякий человек рождается с греховною заразою потому, что первый человек не восхотел быть свободным от греха». 14 Таким образом, с очевидною ясностью представляется та истина, что все человечество, в самом корне своем, заразившись недугом греховным, естественно не может освободиться от греховного расслабления, как от своего неотъемлемого наследства. Облекохомся во образ перстного: яков перстный, такови и перстнии ( 1Кор.15:48,49 ). Злое, греховное начало, получаемое каждым в самом рождении, – по преемству – от прародителей, 15 при всей несродности своей с нашею природою, обратилось как бы в самую природу. 16 Как семя, всеянное в нее исконным человекоубийцею, с течением времени, естественно более и более раскрывается и распространяет свои действия; с каждым порочным действием более и более заглушает семена добра, и тем успешнее увеличивает силу зла, чем шире открывается доступ к душе такому сильному и хитрому врагу, каков диавол. Преемство поколений в человеческом роде ясно показало, как быстро, в самом деле, возрастало сие наследство, и умножалась сила греха в потомстве Адама. I. История мира допотопного показывает первый опыт усилившегося греха в первенце Адама. Гордость и зависть вспыхнули в Каине от одного предпочтения, оказанного Богом жертве Авеля пред его жертвою. Опечалися зело, свидетельствует Бытописатель о Каине, и испаде лице его. Плодом ожесточения Каина было братоубийство ( Быт.4:4–9 ). Потом, разделяя потомство Адамово на два племени, Бытописатель показывает, что в одном из них постепенно возрастало и распространялось зло с утратою добра, – это в племени, которое означает он именем сынов человеческих, – в другом сохранялась надолго чистота нравов и не видно было быстрого распространения зла, – это в племени, которому, в отличие от нечестивого, дает наименование сынов Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

4) Воля , вскоре по грехопадении, обнаружилась строптивою в желании прародителей оправдаться неправдою на суде праведном: Адам слагает с себя вину на жену и жалуется на самого Бога, говоря: жена, юже дал ecu со мною, та ми даде от древа и ядох; Ева извиняет себя соблазном от змия ( Быт.3:12,13 ). Дальнейшее раскрытие воли в жизни человечества показало, что вся деятельность ее извращена самолюбием; вместо того, чтобы все свои действия направлять к славе Божией и во всем искать пользы ближнего, человек ищет во всем своей славы и своей пользы ( Дан.4:27 ; Флп.2:21 ; 1Кор.10:21 ). Она раболепствует страстям и решается на беззаконные действия, тогда как совесть ясно представляет их законопреступными ( Рим.7:15 ). Непреклонность и упорство воли во зле так велики, что она увлекает человека к беззаконным действиям, несмотря ни на какие увещания и советы, угрозы и наказания ( Притч.23:35 ; Иер.5:3 ; Ис.9:13 ; Исх.7:6). Пристрастившись к миру, она в стремлениях своих ограничивается одною похотью, в трех видах, по слову Апостола: похотью плоти, похотью очес и гордостью житейскою ( 1Ин.2:16 ). Необузданное устремление воли к царствующим в мире порокам, с забвением о благе духовном, представляется столько же сродным ей качеством, как чернота кожи – Ефиопу и пестрота – барсу ( Иер.13:23 ). 4) Враждебными духовной деятельности представляются все низшие силы естества человеческого. Они, вмсто того, чтобы покоряться высшим, берут над ними перевес и увлекают их к делам плоти и помышлениям плоти ( Еф.2:3 ). Плоть противоборствует высшим стремлениям духа, по выражению Апостола, похотствует на дух ( Рим.6:12 ) с такою силою, что дух, побеждаемый плотью, не препятствует всему человеку соделаться плотью ( Быт.6:3 ; Рим.7:14 ). Столь превратную деятельность человека, при расстройстве и греховном расслаблении всех сил его существа, слово Божие не удостаивает наименования жизни, но прямо называет плодоношением смерти ( Рим.7:5 ), делами мертвыми ( Евр.9:14 ), а человека называет мертвым в прегрешениях ( Мф.6:21 ; Кол.2:13 ; Еф.2:1 ; Рим.6:13 ), живущим по воле князя власти воздушныя, имущего державу смерти ( Еф.2:2 ; Евр.2:14 ), и говорит, что воцарились в самом существе человека грех и смерть ( Рим.6:12, 5:21 ). Греховная неисцельность человечества

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

1) В саду Гефсиманском начались предсмертные страдания Иисуса Христа, в соответствие тому, что в саду Едемском произошло первое преступление прародителей наших. 2) Пренебрежение воли Божией в Едеме повергло прародителей наших во глубину падения: безусловного преданностью в волю Божию Христос восставляет род человеческий в Гефсимании, говоря ко Отцу: не якоже Аз хощу, но якоже Ты, буди, воля Твоя ( Мф.26:39 ). 3) Множеством грехов всего человечества, пришедшего с лица земли, и грядущего на лице земли, преисполнена чаша гнева Божия: Христос Богочеловек предстал за всех пред грозное судилище правды, и принимает чашу гнева, дабы иссушить ее до последней капли. 4) Неблагодарный и вероломный ученик лицемерным приветствием предает Божественного Учителя и Господа беззаконным судиям и мучителям: Господь ответствует на приветствие кротко, и вероломство предателя покрывает Своею любовью, говоря: друже, твори, на неже ecu пришел ( Мф.26:50 ). Не жертва ли это за ласкательство и лицемерие, вероломство и неблагодарность, разросшиеся в обществах человеческих? 5) Иисуса Христа связывают пришедшие с оружием и дрекольми, как на разбойника ( Лк.22:52 ) и, не взирая на Его невинность, ведут на суд, обвиняют без суда у Анны, тестя Каиафы, ударяют в ланиту за свидетельство правды: это умилостивительная жертва за те, нередкие в мире, случаи, когда люди, по ненависти, зависти, мстительности, или по человекоугодию, преследуют праведника, обвиняют невинного, попирая всякую справедливость. 6) Господь на суде у Каиафы подвергается клеветам со стороны лжесвидетелей: Он безмолвно претерпевает лжесвидетельства за виновность людей, которые, ко вреду и погублению ближнего, любят изобретать разные клеветы, обманы коварства и лжесвидетельства. 7) На суде Пилата–язычника Господь признан невинно–обвиненным, и однакож предпочли Ему разбойника Варавву: Господь терпит такое поношение за наше самолюбие, по которому многие не терпят, чтобы не только низший, но и равный им пользовался предпочтением, другие завидуют и достоинствам высших, иные, едва имея один талант, терзаются мыслью о неравенстве своем с имеющим десять талантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Действие праведного суда Божия, по самому свойству своему, всегда и во всем достигает строгой соразмерности между достоинством и воздаянием. И самым, по–видимому, малым действиям правда Божия дает справедливую цену и награду ( Мф.10:42 ). Так же точно требует она должного возмездия и за всякое законопреступное действие, как за оскорбление святости Законодателя. Она непреложна и вечно действенна. Посему и осужденных на смерть прародителей и всех потомков их, как чад гнева по естеству, она не может не преследовать смертью . Избавление их от смерти и примирение с оскорбленным Божеством не иначе было возможно, как посредством такой жертвы, которая представляла бы за них в полной мере удовлетворение оскорбленной правде. Для сего требовалось, чтобы жертва, равняясь безмерно тяжкой вине преступного человечества, вынесла на себе всю строгость суда, постигшего человечество, вытерпела всю лютость казней за беззакония человеческие и, по выражению Пророка Исаии, претерпела самые болезни адовы ( Ис.53:12 ). Удовлетворение от Лица Божеского На кого же могли быть обращены карательные действия правды за преступное человечество? Поставить жертвою какое–либо из невинных разумных созданий, было бы несогласно со справедливостью, и при этом не было бы удовлетворения вечному правосудию. Несогласно со справедливостью потому, что казнить создание разумно–свободное невинное, за человечество преступное, есть несправедливость. И ни в каком случае не удовлетворялось бы такою жертвою правосудие; ибо, какие ни представило бы воображение крайние страдания лица сотворенного, они не могут равняться безмерно тяжкому оскорблению вечного Бога, какое усматривается в своеволии всех человеков против беспредельно святой воли Создателя. Что же творит неистощимая благость и премудрость Создателя? Она, для спасения человечества, не возлагает вину его на какое–либо невинное создание; но с неизреченною любовью к созданиям, Лице Божеское, несозданное, Лице Сына Божия возлагает вину человечества на Себя, и благоволит воспринять на Себя всю ответственность за преступников пред правосудием, которое безмерно оскорблено и требует удовлетворения безмерного. Сын Божий нарекается жертвою за человечество – Агнцем, вземлющим грехи мира ( Ин.1:29 ). И для жертвоприношения, Иже во образе Божии Сый, Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе ( Флп.2:6–8 ). Ясны и знаменательны те изречения Священного Писания , 1) в которых оно представляет всех людей неоплатными должниками пред Богом ( Мф.18:24 ), за коих в целом мире, ни в ком и ни в чем, не может быть удовлетворительного выкупа ( Пс.48:8,9 ; Мф.16:26; 18:25 ); и 2) особенно – те, которыми внушается потребность и действительность жертвоприношения, за род человеческий, от Лица единородного Сына Божия, именуемого Агнцем, заколенным от сложения мира ( Откр.13:8 ; Евр.10:5–7 ; 1Пет.1:17–19; 3:18 ; 1Кор.15:3 ; Рим.3:25; 4:25; 5:10 ; Гал.3:13; 4:4,5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010