Это обширное книгохранилище, составленное на основе древнерусских собраний, было организовано в 1721 году. К середине XIX столетия богатства библиотеки весьма возросли. Исключительную ценность здесь представляло и представляет до наших дней именно собрание славянских рукописей XI-XVIII веков, общее число которых более тысячи и среди которых есть немало действительно уникальных. Между тем этот весьма ценный материал оставался научно невостребованным: за неимением настоящего указателя или каталога к нему, им почти не возможно было пользоваться, хотя нужда в использовании всего этого богатства для ученых историков появилась уже давно. Светские исследователи, занимавшиеся исторической наукой, не раз упрекали, и вполне справедливо, духовные власти в их нежелании исправить положение. Наконец, инициативу положительно разрешить возникшую проблему взял на себя митрополит Московский Филарет. В мае 1849 года он писал ректору Московской Духовной Академии архимандриту Алексию (Ржаницыну) , впоследствии архиепископу Тверскому: «Говорят, – чужие люди предпринимают без нас для синодальной библиотеки то, о чем я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании. Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. Но как желательно нам самим, так и нужно, сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Горским, не возьмется ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслию и дайте мне ответ» 22 . Очевидно, что замысел митрополита Филарета относительно Синодального книгохранилища был в том, чтобы ввести весь этот новый рукописный материал в научный оборот сразу же с надлежащим толкованием в русле церковной традиции. Поэтому и хотел он это поручить «своему» человеку, которым являлся А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Для сего древо – за древо, и руки – за руку: руки, мужественно распростертые, за руку, невоздержно простершуюся; руки пригвожденные – за руку дерзновенную; руки, совокупляющие воедино концы мира, за руку, извергшую Адама. Для сего вознесение на крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – для света, погребение – за возвращение в землю, воскресение – для воскресения. Все сие было для нас Божиим некиим детоводительством и врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. 11 II. Сила креста является животворящею: В уврачевании греховных язв и немощей человечества И милостью всепрощения, приобретенною крестом единородного Сына Божия, и благом спасения от вечной смерти, купленным для всего мира честною кровию сего Агнца непорочна и пречиста ( 1Пет.1:19 ), не иначе возможно воспользоваться людям, как под условием воцарения жизни во всем существе их, деятельного очищения и уврачевания греховных язв и немощей. А естество человеческое до такой степени изъявлено грехом, и обессилено и подавлено водворившимся в нем злом, что не иначе может быть восстановлено к жизни, как силою Божественною, силою благодати, и мертвенное животворящей. Сия истина представляется очевидною, когда неложными указаниями слова Божия проясняем и поверяем собственное опытное сознание упадка сил и крайнего расслабления во всем существе нашем. Мера греховной немощи нашей и расслабления Вемы, говорит Апостол, в самых точных чертах изображая немощь и греховное расслабление человечества, яко закон духовен есть, аз же плотин есмь, продан под грех . Еже бо содеваю, не разумею: не еже бо хощу, сие творю: но еже неиавнжду, то соделоваю... еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю... Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку, вижду же ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим.7:14–23 .). Апостол не отрицает того, что сохранились никоторые остатки добра в естественном человеке, именно: сохранилась, при всем расстройстве нравственной жизни его, способность по внутреннему человеку уразумевать и одобрять добро, так же, как, по иному слову Апостола ( Рим.1:19 .), сохранилась в нем и возможность стремиться к истине и даже познавать разумное Божие, то есть, совершенства Божии, являющиеся в устроении мира и управлении. Сохранилась в его сердце способность сочувствовать познанному добру, в совести – движение, наклоняющее человека к тому, чтобы соуслаждатъся закону добра ( Рим.7:22 ). Сохранилась и в воле его та черта богодарованной свободы, чтобы уважать добро, изъявлять хотение добра, и отчасти стремиться к самому совершению добра ( Рим.7:18 ). 12 Слич. Деян.10:2–5 . Мф.5:47; 8:10 ; 3Цар.17:9–23 . 4Цар.5:4–19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

8) Пилат уступил ярости народа и предал невинного Иисуса бесчеловечным мучителям: терпит Господь Иисус бичевание за привязанность людскую к плотоугодию и к неге, за все бесстыдные их похотения и сладострастие. 9) На Иисуса Христа возлагают терновый венец, дают трость в десницу, насмехаются, и плюнувше на Нь, прияша трость, и бияху по главе Его ( Мф.27:30 ): Господь терпит, таким образом, наказание за высокомерие, суетную надменность и гордость человеческую. 10) Иисуса Христа лишили последней одежды: Он подвергается сему поносному лишению за наше пристрастие к стяжаниям, за тщеславие и заботливость об украшениях внешних и убранстве. 11) Его напояли оцтомъ, с желчью смешанным ( Мк.15:36 ) за усилившуюся в людях склонность к пресыщению и за сластолюбие в разнообразных видах!.. 12) Умученный, поруганный, изъязвленный, среди болезненных ощущений во всех членах тела, распростертого и висящего на кресте, истаивая душою в муках смертных ( Пс.114:3 ), Христос Спаситель вступает во врата смерти, чтобы загладить грехи всех возрастов и состояний человечества – и проступки легкомысленной юности, и преступные замыслы честолюбивого мужества, и застарелые беззакония своенравной старости. И не едино убо ныне осуждение сущим о Христе Иисусе, не по плоти ходящим, но по духу ( Рим.8:1 ). Всемирная действенность креста Светлый взор Апостола Павла, измеряя всемирную силу креста, представляет три, в особенности обширные, его действия: 1. Крестом побежден, посрамлен и лишен добыч своих человекоубийца диавол. В Послании к Колоссянам причину нашего осуждения и порабощения страшному владычеству миродержителей тьмы века сего – грех – представляя под именем рукописания, которое поставляло нас безответными рабами и вечными пленниками диавола, Апостол пишет о Христе: истребив, еже на нас, рукописание ученми (постановлений против нас), еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив è на кресте: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их (восторжествовав над ними) в Себе ( Кол.2:14,15 ).·

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Каким же многоценным залогом приобретается, каким чудом проторгается, столь необходимый для обессиленного и растленного грехом естества человеческого, источник благодати Божией, возрождающей мертвенное наше, укрепляющей немощное наше? – Ценою крови Богочеловека, – крестом Христовым. На кресте многоценный залог благодати врачующей человечество Аще кто жаждет, взывал Господь незадолго пред страданиями Своими, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же, по изъяснению Евангелиста, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во имя Его; не у бо бе (на них) Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.7:37–39 .). При изъяснении Евангелиста, можно видеть, что речь идет о имеющем открыться для верующих обилии благодати Духа Святого. Податель благодати – сам Совершитель спасения Господь Иисус Христос : но еще ожидается от Него безмерная заслуга, которая приобрела бы Ему право, без оскорбления правосудия, подавать грешникам не только прощение грехов, но и благодать Духа, для победы над грехом и смертью. На сию–то заслугу, как заключающуюся именно в крестной смерти Его – Богочеловека указывает Евангелист под образом прославления Иисуса. Не у бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен. Понятно, что временем прославления Иисуса Христа Евангелист обозначает то же время, которое и сам Иисус Христос называет началом и средоточием Своей Божественной славы по воспринятому служению для спасения человечества. Это час смерти Его на кресте, как было замечено выше. 23 Почему же от сего часа преимущественно представляется Иисус Христос Подателем благодати Духа Святого? Потому, что в Его крестной смерти, смерти беспредельно ценной в беспредельном Божеском Лице Богочеловека распятого, открывается безмерная заслуга, приобретшая Ему право ввести свет и жизнь Духа Святого в умерщвленное грехом человечество ( 2Пет.1:3 ). И самая вера в Него, с которою должны приходить к Нему жаждущие, теперь получает всю полноту свою. В последнюю нощь пред страданиями, Господь, утешая учеников, с особенною силою изрек им ту утешительную истину, что крестная смерть Его откроет благодати Духа Святого дверь к ним: Уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам. Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне ( Ин.16:7; 15:26 ). И аможе Аз иду, весте, и путь весте ( Ин.14:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В потомках Адамовых сердце – это живое начало жизни, или, по выражению Премудрого, исходнике жизни ( Притч.4:23 ), является сердцем каменным и одебелевшим ( Иез.11:19 ; Ис.6:10 ), то есть, не способным к ощущениям истинно высоким и духовным. Оно соделалось средоточием и органом помышлений, ощущений и действий греховных: от сердца бо, по выражению Господа, исходят помышления злае, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф.15:19 Слич. Быт.6:5 ). Укоренение греха в сердце человеческом представляется так глубоким, и сила зла до того непреодолимою, что Пророк не усомнился сказать: зло написано на скрижалях сердца писалом железным ( Иер.17:1 ). Человек, не зная, где найти истинное удовлетворение влечениям своего сердца, по выражению Апостола, блуждает сердцем по предметам мира ( Евр.3:10 ), и, предаваясь грубым удовольствиям плоти, любит тму более, нежели свет ( Ин.3:19 ). На последней степени окаменения сердца, человек погружается в бездну непотребств и студодеяний ( Еф.4:18,19 ). 3) Совесть, в состоянии невинности человека, соуслаждавшаяся действиями законными, не возмущала мира и радования души, – но, в состоянии падения является грозною обличительницею; в смущении при ее обличениях, и в страхе, прародители ищут убежища в скрытном месте ( Быт.3:8 ). Скоро и сама она лишилась свойственной ей силы: слабость ее усматривается в том, что она, то последуя предрассудкам разума, то увлекаясь страстями, часто дает погрешительные суждения о предметах ( Ис.5:20 ). Она слабо действует на волю, так что не в состоянии бывает отклонить человека от явного беззакония ( Рим.7:7–14 ). Нередко и сама колеблется сомнениями в определении действий ( Рим.14:23 ), а еще чаще представляет преступление человека более достойным извинения, нежели осуждения, и не возбуждает в нем раскаяния (1Цар.:15:3,9,15,23). Иногда совесть до того расслабляется, что позволяет человеку коснеть в бесчувствии и утопать во глубине зол ( Притч.18:3 ; Еф.4:19 ), или же до того поражает мыслью о строгости суда, что повергает грешника в бездну отчаяния ( Быт.4:13 ; Мф.27:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Получив с радостью на другой же день эти драгоценные письма, я не замедлил выразить свою благодарность за них г-ну Ржаницыну, и вот что писал ему: «Получив присланные Вами письма, я обрадовался им как самому дорогому сокровищу. И действительно, сколько могу судить по нескольким мною прочитанным письмам, в них должно заключаться очень много драгоценного материала для биографии как Владыки Митрополита, так и преосвященного Алексия. Великое Вам благодарение за сбережение таких сокровищ. Письма эти с краткими к ним примечаниями я полагаю напечатать особою книгою: в этом случае цельнее и полнее от них может быть впечатление. Не сохранились ли у Вас черновые письма покойного вашего дядюшки к Митрополиту? Они могли бы послужить к большому разъяснению содержания многих писем сего последнего». Я тотчас же приступил к приготовлению полученных мною писем к печатанию и неутомимо занимался этим, приятным для меня, делом с особенным одушевлением. 23-го ч. получил я письмо из Москвы от А. П. Ушаковой. Она писала от 21-го числа: «На днях был у меня старик–келейниик Преосвящ. Викторина. Господи! какие скорби перенес этот человек на своей кафедре 763 в Каменец-Подольске. Владыка заболел 14-го утром, в субботу. В понедельник 16-го Преосвященный Викарий совершил наверху в его церкви обедню и пособоровал Владыку, а 21-го он скончался и погребен в соборе под алтарем. 15-го, видя как плохо было Владыке, старик-келейниик спросил его, не прикажет ли он дать знать Ивану Дмитриевичу 764 , его брату? Преосвященный посмотрел на своего старика и горько заплакал, отвернулся к стене, потом, собрав силы, сказал: «и сами схороните, как знаете». Это были последние слова, которые мог сказать. А вот что пишет брат преосвящ. Викторина о последних днях Его жизни. «Я был, пишет протоиерей, в Подольске. Успел попасть туда лишь к самому погребению. Спышал не один рассказ о смерти Преосвященного и до сих пор не разберусь во всх этих слухах, не могу понять, как все это случилось, что не стало брата! Официально теперь напечатано в Подольских Епархиальных!, Ведомостях, что Преосвященный после бани 13-го августа был поражен ночью апоплексией мозга, и потом, слабея с каждым днем, параличем: предварительно же страдал окостенением артерий и пороком сердца; с каждым днем силы его и сознание угасали быстро, и в последние дни Владыка часто спал, никого не узнавал, ничего не мог говорить и даже глотать лекарства, – только дышал и стонал.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Истина, о которой пред сим упомянули, что верование древних Иудеев в Ангелов Хранителей имело основание в самом Писании ветхозаветном, поколику в нем действительно предложено было то, что является раскрытым ясно в Писании новозаветном, – сия истина вполне оправдывается при рассмотрении относящихся сюда изречений ветхозаветного Писания. Напрасно стали бы мы отыскивать в ветхозаветном Писании такие решительные указания, из которых вытекало бы само собою заключение об Ангелах Хранителях каждого верующего, без всякого пособия со стороны новозаветных изречений, кои сами по себе ясны и служат пояснением для первых. Но действительно встречаются в В. Завете: то 1) простые указания на близость и вспомоществование Ангелов человеку, в том или другом случае, в тех или других обстоятельствах жизни его и служения; то 2) некоторые намеки и на особых Ангелов Хранителей того или другого из людей богобоязненных. Итак, по самому свойству начинательного откровения, требующими пояснения представляются следующие ветхозаветные указания на Ангелов Хранителей. Указания на близость и служение Ангелов благочестивым 1) В книге Бытия (24:2–67) есть указание на близость и содействие Ангела рабу Авраамову, посланному в Месопотамию, для обретения жены Исааку. Авраам, посылая раба, обещал ему в руководство Ангела: Господь Бог небесе и Бог земли, говорил Авраам, Иже поя мя из дому отца моего, от земли, в нейже родихся… Той послет Ангела Своего пред тобою, и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду (ст. 7). И сей раб имел дивное руководство от Ангела в обретении Ревекки (ст. 14 и дал.). 2) В книге Иисуса Навина сказано, что сему вождю народа Божия послужил наставником и распорядителем, в чудесном завоевании Иерихона, Ангел, явившийся ему близ Иерихона и наименовавший себя Архистратигом силы Господней: бысть егда бяше Иисус у Иерихона, и воззрев очима своима виде человека стояща пред ним, и меч его обнажен в руку его… И рече ему: аз Архистратиг силы Господни ныне приидох семо (Иис. Нав. 5:13–16,6:1–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Итак, в общем наставлении Иисуса Христа не трудно приметить следующие существенные понятия о наших Хранителях: Хранителями нашими служат высшие существа мира невидимого – Ангелы, созерцающие лицо Отца Небесного; Ангелу Хранителю поручен каждый с раннего, и даже с первого младенческого, возраста жизни; Ангел Хранитель, не почитая для себя низким пещись о малом и немощном человеке, обращает на него заботливые взоры любви, и за него неотступно устремляет ходатайственный взор предстательства к Отцу Небесному. 2) Апостол Павел удостоверяет нас и о близости Ангелов Хранителей к тем, спасению коих они поставляются от Бога споспешниками. Слова апостола Павла Рассуждая о высочайшем Божеском достоинстве Иисуса Христа, сравнительно с достоинством Ангелов Божиих, Апостол говорит о них: Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми, за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 )? По соображению сказанного Иисусом Христом об Ангелах младенцев веры, не сомневаемся изъяснять и слова Апостола преимущественно об Ангелах Хранителях каждого верующего, так как всякий верующий, по силе крещения, предназначается ко спасению. Пользуемся словами Апостола в предупреждение и разрешение недоумения, какое может быть при одностороннем обращении внимания нашего на ту одну мысль, что Ангелы верующих на небесех выну видят лице Отца Небесного. Апостол дает разуметь, что они посылаются на служение для спасаемых; следовательно, по свойству естества, могут, не теряя блаженного созерцания лица Божия в небесной славе, нисходить и к немощным обитателям земли; а по свойству служения, действительно бывают ближайшими хранителями, наставниками и содейственниками нашими в течение всей жизни нашей на земле, не переставая быть и в сонме блаженно-созерцающих и славящих Небесного Отца духов. Изъяснить самый способ ближайшего сопребывания Ангелов Хранителей с охраняемыми на земле, без нарушения блаженного сопребывания их в сонме небесных созерцателей лица Отца Небесного, мог бы разве тот, кто восхищен был до третиего небесе ( 2Кор. 12:2 ); но как это тайна царствия Божия, не доступная для земного ока и слуха, то требовать изъяснения её было бы с нашей стороны дерзновенно, особенно, когда и сподобившиеся прозрения в тайны мира невидимого уверяют, что о них не леть есть человеку глаголати ( 2Кор. 12:4 ). Верою бо ходим а не видением (5:7)!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Заимствуем из отеческих писаний указания на каждую из сих мыслей в особенности. 1) Ангелы Хранят верующих во все времена жизни Всеобщая уверенность о постоянном сопребывании Ангелов Хранителей с охраняемыми, выражающаяся во всех многообразных рассуждениях Отцев и учителей Церкви о сих небесных приставниках наших, видна в особенности из тех наименований, какими обозначаются у Отцев их отношения к нашей жизни. Так, Василий Вел. выражает уверенность о всегдашней, от начала до конца жизни, близости к нам Ангелов Хранителей, когда именует их такими детоводителями и пастырями, которые управляют нашею жизнию 49 . Св. Григорий Нисский , в том же значении, именует Ангелов Хранителей всегдашними зрителями нашей жизни 50 . Св. Иларий, входя в соображения о постоянном сопребывании Ангелов с охраняемыми во всю жизнь, именует их свидетелями нашей воли, то есть, наших расположений душевных, раскрывающихся во всей нашей деятельности, от начала и до конца здешней жизни 51 . Подобные выражения встречаются часто у писателя 3 века – Оригена 52 , у Климента Александрийского 53 и Августина 54 . Между творениями Блаж. Августина есть молитвенные размышления, в которых благочестивый писатель, выражая благодарение Богу, между прочим, и за дарование Ангела Хранителя, говорит «благодарю Тебя, Господи, за то, что даровал мне Ангела мирна, дабы он сопутствовал мне всегда, и был моим от рождения до конца моей жизни» 55 . 2) Случаи удаления Ангела Хранителя от человека Допуская случаи удаления Ангела Хранителя от человека, богомудрые учители находят сообразным с истиною, иногда виновником сего удаления поставлять самого человека, иногда же объяснять причину оного из премудрых намерений Божия Промысла. 1) Сам человек бывает виновником удаления от себя Ангела Хранителя, когда, пренебрегая добрые и святые внушения, погрязает в нечистотах плотских, или беспечно и необузданно предаётся страстям, подавляющим всякую добродетель. В таком случае Ангелу – духу чистому, любящему доброе и святое, остаётся сожалеть об угрожающей человеку погибели и только выжидать минуты его раскаяния, чтобы снова приблизиться к нему и иметь радость ( Лк. 15:7–10 ) ополчиться окрест кающегося грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Для того, чтобы показать, сколь неосновательны возражения Нестория рротив наименования пресвятой Девы Богородицею, приводим здесь те из них, которые казались ему неопровержимыми, и которые вполне отвергнуты св. Кириллом: 1) Несторий говорил, будто называть Святую Деву Богородицею значит то же, что утверждать рождение от Нее Божеского естества 76 . Св. Кирилл на такое возражение отвечает: Не знаю, как ты можешь думать о самовидных и слугах Слова и священнодевствователях Божественных таин. Но они, как от крайнего нечестия, отвращались от всякой мысли, будто Слово, предвечно рожденное от Бога Отца, временным рождением вторично призвано к началу бытия, или будто какой-либо корень Своего существования Оно получило во плоти Св. Девы. И однако же они называют Ее Богородицею, поскольку Она родила Еммануила, Который есть Бог по естеству; ибо Слово, будучи Богом по естеству, высшим нас, сделалось подобным нам и стало с нами.... Писание говорит: Слово, сущее от Бога Отца, плоть бысть, то есть, неслитно и ипостасно соединилось с плотию.... Но как, скажи мне, стало бы Слово плотию, если бы не приняло рождения от жены, когда законы естества человеческого сего требуют, и когда начало существования во плоти иного пути иметь не может 77 ? Когда у нас нет никого, кто бы говорил, что Дева родила из собственной плоти естество Божеское то пусть он (Несторий) не трудится всуе – составлять для нас умозаключения не из верных положений 78 . 2) Несторий говорил, что Бог Слово не раждался от Девы, а только прошел Ее Владыка всяческих, просияло сквозь Нее Солнце правды, и Бог Слово с человеком, рожденным Ею, соединился. Посему Она есть только Христородица 79 . Св. Кирилл, раскрыв истину рождения Бога Слова по плоти от Девы, опровергает каждое выражение Нестория: «Что же значит сие выражение – прошел Ее Владыка всяческих? Если понимать это так, что Бог Слово перешел чрез Нее, как бы с одного места до другого, то само Слово скажет Несторию гласом святых Своих: еда небо и землю не Аз наполняю ( Иер.23:24 .)? Если же Божество, пребыв в Ней время, потребное для рождения, устроило Себе только относительное (σχετικν, то есть, состоявшее только в отношениях Бога к богоносному человеку, а не ипостасное соединение) обитание в человеке, рожденном от Нее, то мы ничего не видим особенного в Св. Деве, сравнительно с прочими женами; ибо и рожденный Елисаветою был освящен тем Духом, Которым и сам Сын в нас вселяется ( Еф.3:16 .). Посему ты можешь сказать, что и Елисавету прошло Слово, сущее от Бога, также прежде рождения вселившись в порождение чрева ее Духом.... Как же прошел Деву Владыка всяческих и Солнце правды? Кого ты думаешь украсить сими именами? Простого человека, одного из нас, только освященного, имевшего в себе как бы обитателем Бога-Слово? Но быть Владыкою всяческих, содержать все и просвещать существа разумные не свойственно нашей ограниченности, а принадлежит единому Всесовершенному и Верховному Существу 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010