По возвращении в Симонов, я нашел конфиденциальную записку Обер-Прокурора Св. Синода от 12-го ч. за 58 следующего содержания: Обер-Прокурор Святейшего Синода свидетельствуя совершенное почтение Его Преосвященству, Преосвященному архиепископу Савве, имеет честь препроводить, для прочтения и обсуждения, предназначенную к внесению в Святейший Синод записку о съездах духовенства и покорнейше просить о возвращении оной поминовании надобности». После всенощной был у меня Харьковский священник Н. Сокольский и сообщил мне следующие харьковские новости: 1) начальница женского Епархиального училища А. В. Кушен уволена от должности, по поводу известного позорного случая с одною из воспитанниц училища, и 2) Ректор Семинарии протоиерей М. Разногорский переведен в Екатеринославскую семинарию, вследствие разлада с преподавателями. В этот день был народный праздник на Ходынском поле. 22 ч. Воскресенье. В этот день Государь Император и Гооударыня Императрица изволили отправиться в Троицкую Сергиеву Лавру, для поклонения тамошней Святыне. В этот день послано было мною письмо Руф: П. Ржаницыну, доставившему мне в прошедшем году подлинные письма блаженной памяти Митрополита Филарета к родному дяде, преосвященному Алексию, архиепископу Тверскому. Вот что я писал: «Спешу препроводить к Вам несколько экземпляров только что вышедшей из типографии книги под заглавием: «Письма М. Митрополита Филарета к покойному архиеп. Тверскому Алексию». Из подписи под заглавием книги Вы усматриваете, с какою она издана целью 967 , а из Предисловия к ней Вы узнаете, почему с такою именно целью 968 изданы письма незабвенного для меня Иерарха к приснопамятному и родственному Вам святителю. Надеюсь, что Вы одобрите издание книги с такою благою целью. Принося Вашему Высокородию искреннюю благодарность за оказанное мне доверие, призываю на Вас и на присных Вам Божие благословение. Ваш усердный слуга и Богомолец». В тот же день мною получены были письма от Управляющего Тверскою Казенною Палатою А. К. Жизневского и от профессора Киевской Д. академии А. Д. Воронова.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Около нового года перечитывал я (в копиях) письма покойного Владыки к преосвящ. Леониду 720 . А. В. Краснопевков присылал мне их с тем чтобы я написал к ним примечания, так как он думает эти письма напечатать. Я исполнил, его просьбу, примечания в том же роде, как и у Вас сделано при письмах митрополита к о. Горскому, и послало их вместе с письмами еще в январе; но до сих пор не имею известия получены ли они Краснопевковым. Как интересны должны быть письма покойного митрополита к его родным. Это, – если не обильный, то чистый и верный источник сведений для истории юношеских лет его жизни. Скажите, чем думает ознаменовать предстоящий юбилей приснопамятного святителя ваша почтенная академия? Я поручил своему консисторскому Секретарю разъискивать в архиве дела, относящиеся ко времени управления Тверскою епархиею архиепископа Филарета. Не знаю, много ли окажется интересных документов. Из уст покойного Владыки Филофея слышал я в 1878 г., что у него сохраняется более ста писем от покойного митрополита Филарета и между ними есть очень важные и интересные. Как было бы полезно, если бы наследники преосвящ. Филофея догадались обнародовать эти драгоценные сокровища. По всей вероятности и у преосвященного Алексия 721 , преемника его по Тверской кафедре, было немало писем от Владыки Филарета. Целы ли они, неизвестно. Был у меня нынешнею зимою письмоводитель Московского Викария Георгиевский, который ведет переписку с наследником преосвящ. Алексия Ржаницыным . Я поручил ему узнать от Ржаницына, целы ли означенные письма и не может ли он доставить их в редакцию какого-либо журнала для напечатания; но исполнил ли Георгиевский мое поручение, не знаю». В тот же день писал я в село Высочиновку А.Ф. Ковалевскому, в ответ на два его письма от 2-го и 28-го марта: «Воистину воскресе Христос! Вместо красного яйца посылаю Вам три экземпляра Акафиста преп. Ефрему, новоторжскому чудотворцу. Из них не рассудите ли один экземпляр вручить при удобном случае Святогорскому о. Архимандриту Герману? Если у Вас, как Вы пишете, сохраняется достаточный запас материалов для воспоминания почившем в Бозе святителе Филофее, то приведите эти материалы в какой-либо порядок и пришлите к нам. Мы рассмотревши и, если нужно будет исправивши вашу статью поместили бы ее в здешних Епарх. Ведомостях. Согласны ли Вы на это?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2) Едва ли не при всех церквах в Твери, во время Богослужений в воскресные и праздничные дни, находится известное, как бы штатное, число лиц, из молодежи, с примесью иногда и солидных лиц, ведущих вне храма и у стен его смешные разговоры и горячие споры с неизбежным при сем окуриванием этих стен, в замен церковного фимиама, своим табаком через папиросы. И такого явления прежде не бывало, а если теперь к оскорблению религиозного чувства встречается, то достоит пастырям люди Божие, им врученные, яже Богу суть благоугодная учити творити. Православный.» В последствии мне сделалось известным, что автор этого письма – отставной чиновник, бывший некогда секретарем в двух консисториях – Рижской и Саратовской, М. В. Окнов, поселившийся теперь в своем родном городе. 13-го ч. писал я в Одессу, преосвященному Никанору, епископу Херсонскому: «Примите мое усердное искреннее приветствие на новой именитой кафедре. Да поможет Вам Верховный Пастыреначальник оправдать то доверие, какое Вам оказано Начальством при перемещении на эту кафедру, и да дарует Вам Господь быть достойным приемником столь знаменитых предшественников. С братской о Христе любовью и преданностью имею честь быть " … Со станции Починок писал мне от 11-го числа известный уже племянник покойного преосвященного архиепископа Тверского Алексея, Статский Сов. Руф. Павлинов. Ржаницын: «Пользуясь льготой, какую представляет деревенская жизнь зимой для чтения, я перечитал все письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию, изданные Вашим Высокопреосвященством в виде книги; думаю и прихожу к таким мыслям: а) Ваше Высокопреосвященство замечаете в предисловии, что письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию сравнительно с другими письмами того же святителя запечатлены, можно сказать, исключительным характером. Для почитателей Митрополита Филарета естественно возникает вопрос, что же это за лицо, для которого усматривается исключительность? А для иных изыскующих эта исключительность может возбуждать внимание со стороны присловья: «скажи мне, с кем ты знаком, я скажу, кто ты таков».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

—609— 1882 г. С живым интересом читал я письма Владыки Филарета к А. В. Горскому. Вы пишете, что между этими письмами оказались два письма адресованных на моё имя. Нужно ли их печатать между письмами к Александру Васильевичу; не лучше ли их доставить мне, тем более, что я имею в виду и сам напечатать митрополичьи ко мне письма, коих сохраняется у меня более 50-ти? 1487 Около нового года перечитывал я (в копиях) письма покойного Владыки к преосвящ. Леониду 1488 . А. В. Краснопевков присылал мне их с тем, чтобы я написал к ним примечания, так как он думает эти письма напечатать. Я исполнил его просьбу, написал примечания в том же роде, как и у Вас сделано при письмах митрополита к о. Горскому, и послал их вместе с письмами ещё в январе; но до сих пор не имею известия, получены ли они Краснопевковым. Как интересны должны быть письма покойного митрополита к его родным. Это, – если не обильный, то чистый и верный источник сведений для истории юношеских лет его жизни. Скажите, чем думает ознаменовать предстоящий юбилей приснопамятного святителя ваша почтенная академия? Я поручил своему консисторскому Секретарю разыскивать в архиве дела, относящиеся ко времени управления Тверской епархией архиепископа Филарета. Не знаю, много ли окажется интересных документов. Из уст покойного Владыки Филофея слышал я в 1878 г., что у него сохраняется более ста писем от покойного митрополита Филарета, и между ними есть очень важные и интересные. Как было бы полезно, если бы наследники преосвящ. Филофея догадались обнародовать эти драгоценные сокровища. По всей вероятности, и у преосвященного Алексия 1489 , преемника его по Тверской кафедре, было немало писем от —610— 1882 г. Владыки Филарета. Целы ли они, неизвестно. Был у меня нынешней зимой письмоводитель Московского Викария Георгиевский, который ведёт переписку с наследником преосвящ. Алексия Ржаницыным . Я поручил ему узнать от Ржаницына, целы ли означенные письма и не может ли он доставить их в редакцию какого-либо журнала для напечатания; но исполнил ли Георгиевский моё поручение, не знаю“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Православный“ Впоследствии мне сделалось известным, что автор этого письма – отставной чиновник, бывший некогда секретарем в двух консисториях – Рижской и Саратовской, М.В. Окнов, поселившийся теперь в своем родном городе. 13-го ч. писал я в Одессу, преосвященному Никанору, епископу Херсонскому: „Примите мое усердное искреннее приветствие на новой именитой кафедре. Да поможет Вам Верховный Пастыреначальник оправдать то доверие, какое Вам оказано Начальством при перемещении на эту кафедру, и да дарует Вам Господь быть достойным преемником столь знаменитых предшественников. С братскою о Христе любовию и преданностию имею честь быть“... Со станции Починок писал мне от 11-го числа известный уже племянник покойного преосвященного архиепископа Тверского Алексия, Статский Сов. Руф. Павлинов. Ржаницын: „Пользуясь льготой, какую представляет деревенская жизнь зимою для чтения, я перечитал все письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию, изданные Вашим Высокопреосвященством в виде книги; думаю и прихожу к таким мыслям: а) Ваше Высокопреосвященство замечаете в предисловии, что письма Митрополита Филарета к Преосвященному Алексию сравнительно с другими письмами того же святителя запечатлены, можно сказать, исключительным характером. Для почитателей Митрополита Филарета естественно возникает вопрос, что же это за лицо, для которого усматривается исключительность? А для иных изыскующих эта исключительность может возбуждать внимание со стороны присловия: „скажи мне, с кем ты знаком, я скажу, кто ты таков». б) В ряду писем Митрополита Филарета есть такие, какие были бы понятнее, если бы были объяснены обстоятельства, вызвавшие их. В том и другом случае я мог бы принести пользу —164— 1884 г. своими пояснениями и сообщениями. И свои услуги я предлагаю, но с тем, чтобы дело делать воедино с Вашим Высокопреосвященством. Ум хорошо, а два лучше“. На письмо это я отвечал 17–го числа: „Очень буду рад получить от Вас сведения, служащие к объяснению содержания, по кр. мере, некоторых писем в Бозе почившего Митрополита Филарета к вашему покойному дядюшке. Но жаль, что этого не было сделано Вами прежде, до напечатания писем, тем более что я, помнится, писал Вам о доставлении мне черновых писем (если таковые были) Владыки Алексия к Митрополиту. Письма эти, естественно, послужили бы к объяснению поводов к тем или другим ответам со стороны Московского Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время я имею честь сообщить, что после некоторых поисков мне наконец пришлось положительно узнать от лица, близкого покойному о. Архимандриту, что труд его вместе с другим имуществом находится у эконома Полтавского Архиерейского дома в ожидании родственников, которым он должен перейти по наследству. В Полтаве никто не обратил на этот труд внимание с тем, чтобы сделать из него что-либо полезное. Кто родственники покойного и каково намерение их относительно упоминаемого труда – неизвестно“. В тот же день были у меня из Москвы купец Некрасов – чайный торговец и письмоводитель Московского Викария, коллежский асессор Георгиевский – владелец стотысячного дома в Москве. – Они предлагали мне взять в арендное содержание Московское подворье, принадлежащее Тверскому архиерейскому дому, но я отклонил на неопределённое время это предложение. – Между тем, узнавши от г. Георгиевского , что он имеет письменные сношения с племянником покойного преосвященного Алексия, бывшего епископа Дмитровского, (при котором Георгиевский был письмоводителем) и впоследствии архиепископа Тверского, Статским Советником Ржаницыным, я поручил ему наведаться от последнего, сохранились ли у него после —542— 1881 г. дяди, преосвященного Алексия, письма, писанные к нему в Бозе почившим митрополитом Филаретом. Поручение это, как увидим далее, исполнено г. Георгиевским в точности. 5-го ч. писал я к Настоятелю Ниловой пустыни, архим. Арсению: „Посылаю Вам при сём список с записки, присланной мне из СПб., по которой просят меня сделать зависящие распоряжения к приведению в исполнение воли покойного купца Ст. Дм. Воронина. Сообщите мне без замедления по содержанию этой записки ваши мысли и соображения, чтобы я мог дать в СПб. какой-либо ответ. Поздравляя Вас и вверенную вам братию с предстоящим праздником в честь Угодника Божия Нила, прошу ваших братских о себе молитв пред его нетленными мощами, призывая взаимно и вам с братией Божие благословение“. Содержание приложенной при сём записки следующее: „Покойный Степан Димитриевич Воронин при жизни своей нередко посещал покойного С.-Петербургского фабриканта Верховцева, как друга и сослуживца его по приюту Принца Ольденбургского, причём неоднократно заявлял о своём желании искреннем – предоставить ему, Верховцеву, работы по украшению храма – сени и раки для св. мощей Преподобного Нила, опочивающих в Ниловой пустыни, что близ г. Осташкова Тверской губернии, для приведения чего в исполнение Воронин пожертвовал надлежащую сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сближая земное с небесным, вера христианская указывает нам в возвышенном над нами, небесном и невидимом, мире благих духов, подобосущных человеку, по природе духовной, и поставленных премудрою благостью Создателя в содружные отношения к человеку, по жизни духовной. Вера порождает в нас светлую мысль, что обитатели мира небесного, как первые и высшие создания Божии 1 , светящиеся отпечатленным в них образом Божиим 2 и освещаемые светом лица Божия 3 , не иначе взирают на разумных обитателей мира земного, как на своих младших братий, и любят их небесною любовию, в особенности потому, что и в них есть сияние образа Божия, потому, что и на является дивная любовь Отца Небесного, и к ним нисходит свет лица Божия. Сие-то сродство духовной природы и любовь представляются естественным основанием изначала общения Ангелов с человеком и той благодетельной готовности Ангелов споспешествовать человеку в достижении высшего духовного совершенства, путём богоугождения, о котором мы имеем свидетельство в бесчисленных опытах из времён ветхозаветных и новозаветных, о которой забывать никому из нас и никогда не должно, чтобы не устранить от себя вспомоществования сих небесных хранителей наших и споспешников нашего спасения. В отеческих писаниях нередко встречаются такие мысли, что Ангелы и по первоначальному Творческому назначению поставлены быть споспешниками и содейственниками человеку в восхождении к высшему нравственному совершенству, хотя бы даже и избегнул он падения, хотя бы не утратил крепости своих сил и не подвергся тому плачевному состоянию, в котором особенно важны и нужны для него утешение, помощь и благодетельное участие в судьбе его со стороны благих, верных, Ангелов Божиих. Так древний из богопросвещённых мужей, писавший о небесной иерархии, имея в основании ту мысль, что «кроме истинно Самосовершенного и Всесовершенного нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения 4 , и что, по требованию Божественного законоположения, духи высшие по совершенствам и ближайшие к Богу должны быть для низших тайнодействователями и руководителями в просвещении, приближении к Богу и общении с Ним» 5 , утверждает, что чрез Ангелов низших, по свойству иерархии, должны переходить Божественные озарения к человекам; так как Ангелы, последние между небесными существами, имеют ангельское свойство… и ближе к миру 6 … сей-то провозвестнический чин… начальствует над человеческими иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Не будем же неосмотрительны или легкомысленны. Если бы действительно ощущали мы в сердце своем сладость имени Господа распятого, и жаждали насыщения души своей словом Евангельским, в котором изображена жизнь, учение, дела и божественная любовь нашего Спасителя; если бы возвышенные и благоговейные помышления о Совершителе спасения всегда были в нас живы и благоплодны – укрощая волны страстных помышлений, изгоняя греховные пожелания, отверзая внутренний слух к слышанию глаголов Господних, раздающихся всюду, и в самых обстоятельствах жизни: в таком случае могли бы и мы, на ряду с достойно принявшими Христа Господа, надеяться, что Он благоволил вселитися верою в сердца наша ( Еф. 3:17 ), (то есть, внести в них Свою благодать, Свой свет, силу и жизнь). А когда примечаем, что духовный хлад мертвить в сердцах наших, по временам только, и, быть может, редко, редко оживающие помышления о Распятом, – когда должны сознаться, что не имеет довольно усердия, ник слышанию, ни к чтению слова Евангельского, и времени уделяем на то менее, нежели на упражнение, иногда суетное, в словах и делах человеческих, – когда видим, что и в храме, где особенно надлежало бы благоговеть пред Распятым, при самых молитвах, по какому-то странному чувству, многие из нас не хотят осенить себя крестным знамением, и неблагоговейно заменяют знаменательный крест каким–то небрежным и неопределенным движением руки: то не следует ли нам, с болезней сердца, удвоить и утроить молитвенный ко Христу глас первых учеников Его: Господи, приложи нам веру ( Лк. 17:5 )!? Едва ли не в той же сере скудность нашей веры представится испытующему взору и со стороны преданности нашему Господу? Довольно вспомнить слово Его, касающееся не одних первых слушателей, но и всех нас, слушатели – христиане: Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? И о одежди что печетеся? Смотрите крин сельных, како растут: не труждаются, ни прядут… Аще сено сельное днесь сущее, и утре в пешь вметаемо, Бог тако одевает: не много ли паче вас, маловери ( Мф. 6:25–30 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Повидимому, случайным делом была перепись, производившаяся по всей, подвластной римскому кесарю, вселенной, именно тогда, как оканчивались для Пресвятой Девы дни чревоношения. Но и сие дело свободы человеческой, зависевшее от римского Августа, высшей волей Мироправителя употреблено в средство к исполнению вечных предначертаний о Спасителе мира. Суждено Спасителю родиться в одном из беднейших и ничтожных городов иудейских, и именно, по пророчествам, как отрасли Давида, Ему надлежало родиться в Вифлееме, – граде Давидова рода ( Мих.5:2 ; 2Цар.7:12–19 ; Ис.11:1–5 .). Между тем, Иосиф, которому обручена была Дева Мария, которому поручена была в охранение чревоносящая Дева, имел собственное жилище в галилейском Назарете. Время оканчивалось: что же будет? Изыде во дни те повеление от кесаря Августа написати вселенную ( Лк.2:1 ). Повеление Августа приводит в движение все народонаселение иудейское. Всем надлежало вписываться по коленам, племенам и родам, каждому в своем праотеческом городе. Иосиф и обрученная ему Мария, как происходившие от рода и дома Давидова, должны были, не взирая ни на какие неудобства, непременно идти в город Давидов, – Вифлеем и вписаться. В бытность же их там, исполнились дни чревоношения Девы Марии, – и родился Христос в Вифлееме! – Возблагоговеем пред судьбами Верховной Премудрости; и научимся отсюда, поверять судьбу свою Господу, промышляющему о нас и тогда, когда скрываются от нас, в потоке дел человеческих, следы Его промыслительных действий. Суждено Спасителю, для заглаждения гордости, обуявшей человечество изначала, явить Себя, с самого вступления в мир, смиренным, приемлющим образ раба ( Фил.2:7 ). И что же видим? По случаю переписи, при самом рождении, Он действительно вписан в число подвластных Августу: – Царь мира по Божеству Своему, – Он вписан в число подданных римского кесаря; царственная отрасль Давида по воспринятому человечеству, – Он вписан наряду с последним из рабов иудейского народа, порабощенного язычнику. Можно-ли нам, христиане, равнодушно взирать на сию поразительную черту самоуничижения Того, пред именем Коего преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних? ( Филип.2:10 .). И неужели это не довольно сильно напоминает христианам, чтобы, не занимаясь слишком много своими земными родословиями, все, каждый по мере дарования Божия, деятельным служением Богу и ближним, стремились к почести вышнего звания ( Филип.3:14 ). Принадлежащие, по происхождению и законам общежития, к званию рабов, посмотрите, с утешением для себя на то, что и сам Единородный Сын Божий, пришедший в мир наш, не да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою ( Мк.10:45 ), благоволил принять на Себя зрак раба. Притомляющиеся власти и пренебрегающие подчиненность, получите, из сего же примера Спасителя, неизбежное, строгое обличение; а все верные слуги Царя Небесного и Царя земного, – высокое одобрение и подкрепление. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В сих молитвенных словах Церкви обозначаются четыре главные черты учения об Ангелах Хранителях: I. Убеждение в потребности для каждого из нас всегдашнего, неотступного, охранения Ангельского. II. Уверенность в благодетельном устроении Отца Небесного, чтобы каждый из нас имел особого спутника в здешней жизни – Ангела Хранителя. III. Общее изображение отношений к нам небесных наставников и хранителей наших; и IV. Напоминание о том, что требуется от нас в отношении к сим руководителям и хранителям нашим. 1. Потребность для человека содействия Ангельского Кто не идёт наперекор свидетельству опыта собственного, кто не глух к печальным отзывам других о бедственности жизни нашей, о тех разнообразных опасностях, какими она окружена, о тех скорбях, болезнях и лишениях, какими, более или менее, от колыбели до гроба, она бывает обременена, о том бессилии духовном, о тех немощах плоти, которыми, обыкновенно, затрудняется наше восхождение к совершенству, заповеданному Господом и Спасителем нашим: тот легко поймёт, до какой степени вожделенно встретиться с мыслию, что к каждому из нас посылаются с небес благие Ангелы, как верные на всю жизнь приставники Божии, тот поймёт, в какой мере благопотребно нам иметь в сих Ангелах содружных себе охранителей, помощников, утешителей, наставников, споспешников и покровителей. Только человек с каменным сердцем может не чувствовать нужды в помощи высшей, и только беспечный в самообольщении может называть небесных помощников излишними для людей, вопреки всем внушениям веры о небе, человеке и значении человеческой жизни. Но, представляя судить о сем каждому по собственному чувству, не оставим без внимания ещё больших опасностей, всем равно угрожающих, хотя и не всеми, к несчастию, и не всегда живо сознаваемых. Какие это опасности? – Опасности со стороны лютых и страшных врагов нашего спасения. Знает ли кто сии опасности, беззаботно ли кто предоставляет врагам действовать: – но всё равно должны выслушать заботливое слово Апостола, в предостережении от тех опасностей. Трезвитеся, сказал Апостол, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Все равно должны внимать и наставлению другого Апостола, который сказал: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным… Восприимите щит веры, в немже возможете вся стрелы лукавого разжженыя угасити» ( Еф. 6:11,12 и 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010