Это оказалось чрезвычайно своевременно, поскольку еще в 1156 г. султан Иконии, отличавшийся суровым характером и редким бесстрашием, попытался расширить границы своего государства за счет Византии. Теперь, имея в союзниках и князя Тороса, и Нур ад-Дина, император не стал упускать возможности восстановить положение Империи, начав решительные действия против Иконийского султаната. Целью его похода был город Абидос, откуда римские войска должны были отправиться вдоль долины реки Риндака в глубь страны. Император двинулся в поход, и весь мир получил возможность убедиться в том, какой стратегический талант кроется в царе. По тщательно разработанному плану, на северо-востоке границу сельджуков Иконии атаковали войска Нур ад-Дина и Данишмендида Якуба Арслана. Иоанн Контостефан с отрядами Рено Антиохийского и Тороса проникли через Киликийские ворота в Гераклею. Затем он отправился в Иерусалим. А сам василевс с главными силами, куда входили сербские рыцари и крестоносцы-паломники, нанятые на острове Родос, двинулся в сторону Меандра. В это время возвращавшийся из Иерусалима во главе конного отряда рыцарей и армян Иоанн Контостефан внезапно столкнулся с сильной армией сельджуков, состоявшей из 22 тыс. всадников. Не мешкая, византийский полководец напал на нее и разгромил, взяв множество пленных. Так слаженные действия всей христианской коалиции дали прекрасный результат. В целом к концу 1160 г. Мануил I достиг самых блистательных успехов в Малой Азии, Сирии и Палестине за весь период Греко-турецкого противостояния. Возвращение в столицу было омрачено тем, что императрица Ирина внезапно скончалась от лихорадки. От нее у царя осталась только дочь Мария, другая дочь скончалась еще в младенчестве. Оставшись без супруги и не имея наследника, император в скором времени решил жениться во второй раз. Узнав, что в Антиохии подросли две дочери покойного князя Раймунда де Пуатье, василевс отправил туда акалуфа Василия Каматира, который выбрал для царя одну из них – красавицу Марию Антиохийскую (1145–1182). «Это была женщина очень красивая и даже чрезвычайно красивая, – словом, необыкновенная красавица. В сравнении с ней решительно ничего не значили и всегда улыбающаяся и золотая Венера, и белокурая и волоокая Юнона, и знаменитая своей высокой шеей и прекрасными ногами Елена, которых древние за красоту обоготворили, да и вообще все женщины, которых книги и повести выдают за красавиц» 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По кладам византийских монет, открытым в России и Швеции, можно проследить торговые пути, которыми ездили предприимчивые византийские купцы, и оценить замечательные результаты их торговой деятельности. На Западе Византия поддерживала отношения с приморскими городами Италии – Амальфи, Пизой, особенно с Венецией – и с южной Италией. Со всех концов света в Константинополь стекались иностранцы, и большие столичные базары, построенные вдоль улицы Мезе, были центром непрерывного делового движения. Вениамин из Туделы говорит о Константинополе: «Это большой деловой город; сюда приходят купцы со всех стран света, и, кроме Багдада, нет в мире города, равного ему». «Константинополь – это гордость Греции, – говорит один француз XII в., – он славится своим богатством, но как ни велика слава, действительность её превосходит». Провинциальные рынки не отставали от столичного. Фессалоникская ярмарка, как её описывает Тимарион, ежегодно привлекала в Македонию иностранцев из всех частей света. Вениамин из Туделы в рассказе о своём путешествии на Восток дал яркое описание экономического благосостояния всех посещённых им городов. Как показывают эти свидетельства, еще в XII в. ничто, казалось, не угрожало процветанию империи. Это богатство, привлекавшее внимание иностранцев, навлекло на Византию тяжёлые бедствия. Издавна в приморских городах Италии, в первую очередь в Венеции, стали отдавать себе отчёт в том, какие выгоды сулит проникновение в Византию. Венецианцы в особенности стремились пробить себе путь на берега Босфора. В 992 г. они добились от Василия II торгового договора, первого из актов, которые должны были поднять благосостояние республики и создать для неё опорный пункт на Востоке. Согласно этому соглашению они получили значительные уступки по части обложения пошлиной при въезде и выезде из Дарданелл и гарантии против притеснений византийских чиновников. При вступлении на трон Алексея Комнина они получили ещё более существенные привилегии взамен военной помощи против норманнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но тут возникли новые обстоятельства, немало повлиявшие на судьбу Крестового похода. Некоторые вожди латинян быстро сообразили, что в условиях, когда помощь византийцев иссякает, новым и надежным союзником могут стать только армяне, во множестве поселившиеся в Каппадокии, Киликии, Месопотамии и Северной Сирии. Едва ли греки, испытывавшие к Константинополю гораздо большее тяготение, могли быть искренними и полноценными союзниками пилигримов. Поэтому крестоносцы двинулись окружным путем, направив в Киликию брата Готфрида Бульонского Балдуина де Булонь (1060–1118) и Танкреда, племянника Бодуэна. Хуже всего, что в скором времени оба предводителя поссорились между собой и начали не только вести самостоятельные действия, но даже вступали в короткие стычки между собой. Но поскольку перевес был на стороне Балдуина, Танкред уступил сопернику, оставив отмщение на потом 309 . Не опасаясь конкурента, Балдуин дошел до Эдессы, правитель которой армянин Тороз (1092–1098) усыновил его. Отношение жителей города к пилигримам было более чем радушным, тем более что Балдуина сопровождал Баграт, брат Армянского князя Ког Василия (1086–1112), правителя Кесуна. Именно он убедил крестоносцев позвать на помощь армян, видя в этом союзе латинян и своих соотечественников блистательную альтернативу и византийцам, которых ненавидел, и туркам 310 . Однако у Балдуина были собственные планы: он легко склонил к восстанию недовольных Торозом городских аристократов, вследствие чего Тороз был свергнут. Он заперся с близким окружением в цитадели и просил у Балдуина права свободного выхода из города – армянин хотел перебраться в Мелитену, где правил его родич Гавриил (?–1103). Балдуин дал слово, но едва армянин вышел из цитадели, спокойно проследил за тем, чтобы «отца» убили. Так он стал князем Эдесским, создав в марте 1098 г. первое государство крестоносцев на Востоке 311 . Уже эта акция стала первый прецедентом нарушения крестоносцами ленных клятв, данных ими императору Алексею Комнину – ведь еще недавно Эдесса являлась византийской территорией, и василевс имел все права на нее, исходя из былых договоренностей. Впрочем, в ту минуту Комнин не захотел поднимать ссору, тем более что византийцы, благодаря мудрой политике своего царя, к концу 1097 г. получили обратно Эфес, Смирну, Сарды, фригийскую Лаодикию и Филадельфию 312 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Участники походов Романа, – пишет Васильевский 35 , – наблюдая вблизи своих новых товарищей в их стычках с турками-сельджуками, поражены были близким родственным сходством тех и других: та же безобразная наружность, те же крики, те же военные ухватки. Когда турецкая конница нападала на узо-печенежский стан, то греки теряли всякую возможность разобрать, кто их союзники и кто неприятель, только привычный глаз мог при близком сходстве отыскать внешние признаки отличия. Следовало опасаться, что, несмотря на византийское золото и ткани, скифы не останутся глухи к голосу крови, узнают в турках своих братьев и передадутся на их сторону. Перед самой роковою битвой, которая кончилась пленом Романа, целый отряд узо-печенежский ушел в лагерь врагов». Печенеги и узы составляли весьма ненадежный элемент населения. Должно было смениться несколько поколений, прежде чем потомки Кегена и Тираха отвыкнут от обычаев кочевой жизни, примутся за сельское хозяйство и смешаются с местным населением. А пока этого не произошло, на Дунае происходил обмен разных племен и языков. За печенегами и узами шли сюда половцы, весьма также вероятны поселения на Дунае и русской вольницы под именем «бродников». На долю византийского правительства выпадала задача культивировать пастушеские племена и бродячие толпы и – что в особенности важно – знакомить между собой разные ветви турецкого племени и этим готовить себе весьма серьезные затруднения в ближайшем будущем. При Михаиле VII на Дунае образовалось самостоятельное княжение под властью некоего Татуша печенежского происхождения, который не только не оказывал подчинения катепану Нестору, но и принудил его вступить с ним в соглашение и идти с войском печенегов на Константинополь. Нет ничего удивительного, что в смутную эпоху, предшествующую вступлению Алексея Комнина на престол, печенеги не стояли вне движения, охватившего Балканский полуостров. Никифор Вриенний уплатил им громадную сумму в 20 кентинариев золота и должен был воспользоваться их услугами в борьбе с правительством Михаила VII и сменившего его Вотаниата. В этой борьбе принимали участие и половцы, в первый раз тогда вошедшие в византийскую летопись 36 . Таким образом, до самого конца XI в. Дунай оставался во власти разноплеменной вольницы, которая сменила здесь прочный порядок времени Болгарского царства. В этом сказался один из печальных результатов истребительной войны Василия II.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Материал по истории внутренних отношений в Империи, который содержится, с одной стороны, в письмах Феофилакта Охридского, а с другой – в письмах Михаила Хониата , значительно дополняет рассеянные по разным документам данные. Из документов этой эпохи следует специально указать на донесения финансового ведомства императору Алексею I и на решения ( λσεις) императора, которые являются чрезвычайно поучительными в отношении методов византийского налогового управления и состояния византийской валюты в начале XII в. 811 С политической и экономической точек зрения большое значение для развития Византийской империи также представляют договоры с Венецией 812 . 1. Восстановление Византийской империи при Алексее I Комнине Общая литература: Chalandon . Alexis I; Idem . The Earlier Comneni//CMH. Vol. IV. 1923. P. 318–50; Idem . Domination normande. I; Idem . Histoire de la Première Croisade. Paris, 1925; Buckler G. Anna Comnena. Oxford, 1929; Diehl Ch. La société byzantine à l " époque des Comnènes. Paris, 1919; Hussey . Church and Learning; Von Sybel H. Geschichte des ersten Kreuzzuges. Leipzig, 1841; Hagenmayer H. Geschichte des ersten Kreuzzuges. Innsbruck, 1901; Bréhier L. L " Église et l " Orient au Moyen Age. Les Croisades. Paris, 1928; Grousset R. Histoire des Croisades et du royaume franc de Jérusalem. Vol. I. Paris, 1934; Erdmann С. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. Stuttgart, 1935; Runciman . Crusades. Vol. I; Kretschmayr. Venedig. Bd. I; Diehl.Venise; Heyd . Commerce du Levant. Vol. I; Jireek . Geschichte. Bd. I; Васильевский . Материалы; Stein . Untersuchungen; Ostrogorsky . Féodalité. Итогом внешней политики печальной эпохи, которая отделяет восшествие на престол Алексея Комнина от смерти Василия II, было полное крушение византийской власти в Азии, окончательная утрата италийских владений и резкое падение авторитета Византии на Балканском полуострове. Внутриполитическим итогом было сильное ослабление центральной власти, глубокий экономический упадок, обесценивание валюты и развал социально-экономической системы средневизантийского времени. Алексей I (1081–1118) был вынужден поставить дело восстановления державы на новый фундамент, а несущими конструкциями созданного им государства стали новые факторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хроника Скилицы-Кедрина имеет большую важность, потому что вся она, начиная с истории Василия II, 160 составлена по сочинениям, до нашего времени не дошедшим. Автор усердно эксплуатирует эти сочинения, по-видимому, не изменяя фразеологии, однако же, судя по некоторым признакам, воспроизводит их не вполне, но с пропусками, особенно в отделе до Константина Мономаха. 161 Исторический материал до Константина Мономаха расположен в строгом хронологическом порядке, с Константина Мономаха хронологическая последовательность ослабевает. 5) История Иоанна Зонары, 162 византийского сановника XII в., 163 поступившего потом в монахи, написана по просьбе монахов около сер. XII в. 164 и обнимает события от сотворения мира до Алексея Комнина включительно; простираться далее Зонара считает преждевременным, очевидно, потому что пришлось бы говорить о живом государе. 165 В предисловии автор предупреждает, что он с целью не растягивать сочинения обходит разногласия, встречаемые у разных историков, а то, что несомненно, заносит в историю буквально, пользуясь выражениями своих источников, если же делает перифраз или дополнения, то приноравливается к стилю источников. Из собственных указаний Зонары и исследований ученых 166 известны почти все источники его истории до Василия II. Для времени, начиная с Василия И, ученые 167 считают источниками Зонары Михаила Пселла и Иоанна Скилицу, согласно с собственным показанием автора, который в истории Исаака Комнина ссылается на «многоязычного Пселла» и «фракисийца». 168 Это неоспоримый факт. Действительно, Зонара, излагая историю от Василия II до воцарения Алексея I Комнина, обильно черпал из этих двух источников, прежде всего и более всего из Скилицы, 169 хроника которого в полном ее составе давала автору богатый материал, 170 затем в меньшей степени из записок Пселла (обеих частей). 171 Но этими двумя источниками он не ограничился. Есть несомненные следы пользования Атталиотом, а именно в истории Исаака Комнина 172 и Константина Дуки. 173 Впрочем, пользование Атталиотом весьма слабое. Наконец, у него обнаруживаются заимствования еще из какого-то для нас не известного источника, по которому он частью восполняет и объясняет сведения, взятые у Скилицы, Пселла и Атталиота, частью вносит совершенно новые данные. 174 По характеру своему, данные такого рода, что происхождение их не может быть объяснено иначе, как только заимствованиями, тем более что сам автор местами 175 прибегает к способу выражений, указывающему на заимствования из письменного источника. Данные эти отличаются от тех вставок, замечаний и дополнений, которые автор делает от себя, частью основываясь на знакомстве с церковными канонами 176 и топографией Византии/частью выводя их из сопоставления свидетельств Скилицы и Пселла. 177 Пользование сочинениями предшественников прекращается у Зонары с Алексея Комнина. С истории вступления на престол Алексея у него начинается самостоятельная часть, не заимствованная из других источников. 178

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Все источники можно разделить на несколько групп. К первой следует отнести источники чисто исторического характера – хроники, летописи, истории, записки и т. п. В состав ее входят: 1) История Иосифа Генесия о константинопольских делах, 127 излагающая события от воцарения Льва Армянина (813) до смерти Василия I Македонянина (886). 2) Продолжатели Феофана, 128 хронография которых начинается с 813 г. и доведена до смерти императора Романа II (963). 3) Летопись Симеона Магистра и Логофета, 129 охватывающая тот же период времени (813–963). 4) Хронография Льва Грамматика, 130 законченная годом смерти императора Романа Старшего (948). 5) Рассказ Иоанна Камениата о взятии Фессалоники сарацинами в 904 г. 131 6) История Льва Диакона в X книгах, 132 излагающая события от воцарения Романа II (959) до смерти Иоанна Цимисхия (976). 7) Византийская история Михаила Пселла, 133 охватывающая период с 976 по 1077 г., т. е. с Василия II до Никифора III. 8) История Михаила Атталиота, 134 начинающаяся с 1034 и оканчивающаяся 1079 г. 9) История Иоанна Скилицы, 135 доведенная до 1080 г. (с 811). 10) Хроника Георгия Кедрина, 136 излагающая события от сотворения мира до Исаака Комнина включительно (1057). 11) Анналы Иоанна Зонары, 137 охватывающие период от сотворения мира до Алексея Комнина включительно (1081). 12) Исторические записки Никифора Вриенния, 138 рассматривающие события между 976 и 1081 гг. 13) Алексиада Анны Комниной, 139 где описывается царствование Алексея Комнина (1081–1118). 14) Краткое обозрение царствования Иоанна и Мануила Комнинов (1118–1180) – труд Иоанна Киннама. 140 15) История Никиты Хониата, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина и заканчивающаяся рассказами о событиях после завоевания Константинополя латинянами (1118–1206). 141 16) Анналы Михаила Глики, 142 оканчивающаяся годом смерти императора Алексея I Комнина (1118). 17) Рифмованная хроника Константина Манасси, 143 начинающаяся с сотворения мира и заканчивающаяся царствованием Никифора Вотаниата. 18) Хронография Иоила, 144 доведенная до завоевания Константинополя латинянами в 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

К. ставит в вину латинянам коварство и нарушение собственных клятв, что и повлекло за собой несчастья как для крестоносцев, так и для самой Византии. Труд А. К. содержит уникальные свидетельства о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты Православия в Византии XI в. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе в дек. 1083 г., его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе (VI 2), восстание «манихея» Травла (VI 4), излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе в 1115 г. (XIV 8-9), рассказывается и о казни императором богомильского лидера Василия (XV 8-10). А. К. не вникает в богословские тонкости дискуссий, для нее еретики - орудие диавола, а борющийся с ними отец предстает 13-м апостолом. Записки А. К. существенно дополняют известные материалы о выступлении митр. Халкидонского Льва против Алексея I Комнина (V 2), биографию философа Иоанна Итала , обвиненного в ереси. Сведения о еретиках Ниле и Влахерните (X 1) мы узнаем только из мемуаров А. К. Она не раз заверяет читателей в своей верности Православию, свободно цитирует Свящ. Писание, первопричиной всех событий считает Божию волю и Промысел (πρνοια). Этим воззрениям не мешает глубокое пристрастие писательницы к «эллинской мудрости», античной лит-ре и философии, почитание Платона и Аристотеля и использование категорий судьбы (τχη) и природы (φσις) в объяснении миропорядка и поступков героев. Классическое образование, проявляющееся в стиле и языке (аттикизм) писательницы, в следовании традициям древних историков, в частом и умелом цитировании классических авторов, активная позиция женщины с проницательным умом, черпавшей свои сведения «из первых рук», находясь в центре придворной политики, редкое писательское мастерство автора ставят произведение А. К. в ряд лучших памятников визант. словесности. Изд.: Anna Comn è ne. Alexiade: (Règne de l " empereur Alexis I Comnène, 1081- 1118)/Ed. par B. Leib. P., 1937-1945. Vol. 1-3; Анна Комнина. Алексиада/Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 19962 [Библиогр.]; Alexias. Anna Komnene/Übers. mit Anmerkung. v. D. R. Reinsch. Köln, 1996. Лит.: Buckler G. Anna Comnena: A Study. Oxf., 1929; Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaism. Camb., 1948; Dalven R. Anna Comnena. N. Y., 1972; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 400-409; Бибиков M. B. Историческая литература Византии. СПб., 1998. C. 146-151. М. В. Бибиков Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛЫ визант. род, восходящий к Константину Ангелу из Филадельфии(ок. 1093 - после 1166), 2-го мужа порфирородной Феодоры, дочери Алексея I Комнина

http://pravenc.ru/text/115604.html

А.М. Величко Династия Комнинов LIX. Император Алексей I Комнин (1081–1118) Глава I. Надежда Римского государства Если бы кто-нибудъ из череды блистателъных императоров – таких, как Роман II, св. Никифор II Фока, Иоанн I Цимисхий, мог увидеть состояние Римской империи в начале царствования Алексея I Комнина, он был бы поражен. Не прошло и 60 лет с того времени, как непобедимые «железные» полки Василия II Болгаробойцы победно прошлись по Востоку, Кавказу и Болгарии, сея во врагах панический страх. И вдруг, по непонятному капризу судьбы, все в государстве решительно изменилось. Казна была пуста, вместо армии по стране бродили шайки наемников, с большей охотой грабивших византийское население, чем сражающихся с врагами. От Римского государства была оторвана значительная территория восточных владений, где господствовали турки. Южно-итальянские земли теперь принадлежали норманнам. Более того – Роберт Гвискар уже будоражил умы соотечественников рассказами о богатстве Константинополя: он уже давно вынашивал идею об организации общеевропейского похода против Византии. А противопоставить ему по большому счету было нечего. Как говорили современники, в то время «восточную границу Ромейского владычества образовывал соседний Босфор, западную – Адрианополь», а в самом Константинополе находилось не более 300 воинов – слишком незначительные силы, чтобы идти с ними на войну против турок или норманнов 181 . Состояние Римского государства прекрасно иллюстрирует тот факт, что патриарх Косьма I, отчаявшись что-либо изменить к лучшему, вскоре после воцарения Комнина добровольно оставил свой престол. Своему служке он сказал: «Возьми Псалтирь и следуй за мной» и вместе с ним ушел в монастырь Калия. Несмотря на многочисленные просьбы василевса, он наотрез отказался возвращаться на патриаршество 182 . Однако молодой царь имел замечательную черту характера – никогда не унывать и, веря в Бога и Его милость, идти до конца. Родившийся в 1048 г., он, как мы уже видели, с раннего детства отличался завидной храбростью и умом. Когда началась первая война с турками, он охотно вызвался идти на нее, и только отчаянная просьба матери, Анны Далассины, к василевсу Роману IV Диогену остановила его. Дело в том, что в 1071 г. умер в походе его старший брат Мануил, и мать отчаянно боялась потерять своего любимца Алексея 183 . Как выяснилось чуть позже, просьба матери спасла Комнина – в противном случае он мог погибнуть в трагичной битве у Манцикерта. Выкованный из чувства долга, никогда не отделявший свои интересы от судьбы Империи, Комнин жил одной Византией, все отдавая на алтарь победы. Уже в юности его девизом станет: «Украшение воина – оружие и жизнь простая, чуждая неги» 184 . Скромность и величайшая самоотверженность, как черты характера, и дальше будут отличать императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010