Кроме того, ему принадлежит полемическое сочинение под заглавием: «Книга против латинян», на котором собственно и основывается известность Никиты как писателя. Это сочинение трактует о разногласиях между Церковью латинской и греческой и опровергает на основании Св. Писания, святоотеческих творений и доказательств разума нововведения латинян. Сочинение в свое время имело большое значение. Полемический труд Никиты вызвал против автора неудовольствие императора Константина Мономаха, желавшего из политических видов дружить с папой Львом IX. Это неудовольствие простерлось до того, что царь приказал Никите торжественно сжечь свою книгу в присутствии народа и кардинала Гумберта, литературного противника Стифата, находившегося тогда в Константинополе. Св. Христодул, большой любитель книг и образования, оставил после себя устав, в котором подробно и обстоятельно изложил свою жизнь и деятельность и преподал правила жизни монахам основанного им монастыря на Патмосе, а также завещание и добавление к нему, где он сделал новые распоряжения дисциплинарного характера. Монах Иоанн Георгид ( ΧΙ– ΧΙΙ вв.) известен сочинением под названием γνμαι (sententiae), которое состоит из избранных нравственноаскетических и иных изречений библейских и церковных писателей, а также философов классической древности. Здесь собраны сентенции из библейских книг Иова, пр. Иезекииля, Соломона, творений Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Иоанна Лествичника , сочинений Эзопа, Платона, Аристотеля, Менандра, Демокрита, Лукиана, Филона и др. Писатель обладал большим знакомством с христианской и классической письменностью и составил образцовый свод мудрых изречений древности. 1866 Пустынник Филипп прославился своей Диоптрой, руководством к жизни христианской. Сочинение написано в царствование Алексея I Комнина и имеет форму диалога между душой и телом. Автор дал душе роль ученицы, а телу – учителя. Душа спрашивает тело о предметах христианской веры и нравственности, а тело отвечает и поучает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

2) Относительно добровольно отступивших от веры Аристин пишет, что они «должны три года плакать, два слушать, три года провести в припадании и другие три стоять вместе с верными ни молитве, и таким образом в десятый год участвовать в причащении Таин» 256 . Следовало бы сказать не «в десятый год», а «по истечении одиннадцати лет». Наконец, в толковании на 82-е пр. св. Василия Вел. Аристин делает весьма важный пропуск. Он пишет: «...А если без всякого насилия нарушил то, в чем поклялся, то должен в течении двух лет (стоять) со слушающими, пять лет с припадающими, и в два другие должен быть принят вместе с верными и участвовать с ними в молитвах; и затем уже, после 11-го года, должен удостоиться Христова» 257 . По счету Аристина, выходит всего 9 лет, а не 11; он пропускает стадию покаяния в разряде плачущих. В полном тексте правила читаем: «...Без нужды же предавшие веру свою, два лета да будут плачущими, и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими, и еще на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец возведутся к приобщению Тела Господня» 258 . Эти недостатки, встречающиеся в некоторых толкованиях Аристина, конечно, не умаляют указанных выше достоинств его труда. Глава IV. Толкования Зонары I. Биографические сведения об Иоанне Зонаре Биографических сведений относительно И. Зонары до нас дошло немного. Как мы видели, определенно нельзя сказать даже того, когда жил этот толкователь канонического кодекса и когда именно написал он свои толкования. Достоверно известно только то, что в правление Алексея Комнина Зонара занимал должность великого друнгария (μγας δρουγγριος τς βγλης), т. е. вице-председателя императорского трибунала, председателем которого был сам император 259 , и первого секретаря Империи (πρωτοασηκρτις). Далее, некоторые сведения о Зонаре мы находим в предисловии к написанной им самим исторической хронике 260 . Отсюда мы узнаем, что удрученный горем, по случаю смерти дорогих его сердцу жены и детей, он решил удалиться от света и принять монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Кроме многосложной служебной деятельности, Аристин, по приказанию императора Иоанна Комнина 7 , исполнил труд, в который он мог вложить и свои познания, и опытность 8 , именно написал толкования на канонический Синопсис, потребность в которых могла живо чувствоваться им самим, так как ему чаще, нежели кому другому, приходилось иметь дело с каноническим материалом и сокращенным изложением его – Синопсисом, не всегда ясным и понятным. Этот труд доставил Аристину одно из первых мест между канонистами Восточной церкви 9 . Год смерти Аристина неизвестен. Можно только утверждать, что Аристин жил еще во второй половине 12 века, при императоре Мануиле Комнине. Так, напр., упомянутый Иерусалимский патриарх Никифор 2, против которого Аристин выставлял 37-е пр. Трул. соб., был рукоположен между 1156 и 1166 гг.; далее, в деяниях Константинопольского собора 1166 г. в числе присутствовавших оффициалов великой церкви упоминается, как мы знаем, великий эконом Алексей. Перейдем к характеристике толкований Аристина. Толкования или схолии на некоторые церковные правила существовали еще задолго до Аристина (12 в.), и этими толкованиями руководствовались в церковной практике. Далее, кроме писанных схолий, были устные толкования или мнения о разных канонических вопросах, быть может, иногда ошибочные, но весьма распространенные 10 , сокрушенным сердцем исповедует свои грехи, творит милостыню и показывает другие подобный, спасительные дела» 11 . Что касается гражданского законодательства, то Аристин пользуется им весьма редко; еще реже делает он при этом точные ссылки на гражданские законы и приводит их содержание; такие ссылки сделаны им в толкованиях на правила Апост. 67-е 12 , Никейск. 1-е, 7-е 13 , Халкид. 3-е 14 , 7-е 15 , Трул. 93-е 16 , Анкир. 11-е 17 , 16-е 18 , Карфаг. 13-е 19 , (131-е), 146-е 20 , св. Василия Вел. 22-е 21 , 36-е 22 . Некоторые из этих указаний касаются общеизвестных юридических вопросов и часто не отличаются особой точностью (иногда указаны только книга и титул Базилик, глава же не обозначена), так что Аристин, как хороший юрист, мог сделать их прямо по памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА [греч. Εγνιος, Κνδιδος, Οαλεριανς κα Ακλας], мученики Трапезундские (пам. 21 янв.). Пострадали в г. Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) при императорах Диоклетиане и Максимиане (284-305). В визант. агиографической традиции (Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 406-407), Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 44; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203, 205), Минологий Василия II кон. Х-нач. XI в. и др.) жизнеописания этих святых объединены, Е. является главным героем сказаний. Существует 3 традиции написания имени К.: Канидий (Κανδιος - в большинстве агиографических текстов), Кандид (Κνδιδος - в большинстве списков Синаксаря К-польской ц.) и Канид (Κανδης - в нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц.). Литературная традиция Сохранилось неск. основных агиографических текстов, повествующих о Е. и др. мучениках. Наиболее полное собрание содержится во 2-й ч. кодекса 154 (2-я пол. XIV в.) из афонского мон-ря прп. Дионисия. Критическое издание этих текстов подготовил Я. У. Розенквист ( Rosenqvist. 1996. P. 114-359). В корпус текстов, посвященных 4 мученикам, входят произведения разного времени (рассматриваются в порядке расположения в кодексе). 1. Энкомий мученикам (BHG, N 609), написанный Константином Лукитом († 1340), придворным (протовестиарием) Алексея II Великого Комнина, имп. Трапезундского. Его текст составлен на основе Мученичества святых, к-рое сохранилось в 2 греч. и в краткой арм. редакциях. Одно из греч. Мученичеств Е. (BHG, N 608y) было составлено неизвестным автором, видимо, в позднеантичное время по принципу заимствования из др. подобных рассказов о мучениках в эпоху гонений. Др. Мученичество (BHG, N 609z) - его переработка, сделанная патриархом К-польским Иоанном VIII Ксифилином (1064-1075). Вероятно, Константин Лукит опирался на последний текст. В Энкомии содержатся сведения о политической и религ. ситуации в Трапезунде в 1-й пол. XIV в., пространный рассказ о борьбе Е. с культом божества Митры и о разрушении посвященного ему святилища возле горы Митрион (ныне Бозтепе) под Трапезундом.

http://pravenc.ru/text/187017.html

Введение в Никоновской Кормчей содержит сказания об установлении автокефалии Русской, Болгарской и Сербской Церквей, о Крещении Руси и поставлении в ней патриархов, о поставлении на царство Михаила Романова и на патриаршество его отца Филарета , а также сказания о 7 Вселенских и 16 Поместных Соборах, правила к-рых вошли в Кормчую. Затем следует «Номоканон XIV титулов» с 2 предисловиями; в него включены только титулы (грани) с указанием канонов. В главах 1-37 1-й части Кормчей содержится Синопсис с толкованиями Алексия Аристина, а в некоторых местах - с толкованиями Иоанна Зонары и неизвестного толкователя, главы 38-41 составляют дополнение к Синопсису. «Закон судный людем». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15) «Закон судный людем». Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304.1. 15) 2-я часть Кормчей содержит сборник Иоанна Схоластика (гл. 42); 3 новеллы имп. Алексея Комнина (гл. 43); гражданские законы из «Номоканона XIV титулов» (гл. 44); извлечения из законов Моисея о наказаниях за преступления (гл. 45); «Закон судный людем» (гл. 46); сочинения Никиты Стифата и неизвестного автора против латинян (главы 47-48); полный перевод «Прохирона» («Градский закон», гл. 49); «Эклога» Льва и Константина с сокращениями (гл. 50); ст. «О браках» (гл. 51); визант. статьи о незаконных браках (гл. 52); «Томос единения» (гл. 53); канонические ответы патриарха Николая Грамматика (гл. 54); канонические ответы Ираклийского митр. Никиты (гл. 55); правило К-польского патриарха свт. Мефодия о принятии в Церковь отпадших от Православия (гл. 56); «правило иереом, иже не облачаются во вся священныя ризы» (гл. 57); извлечения из правил К-польского патриарха свт. Никифора Исповедника (гл. 58); отрывки из канонических ответов Китрского еп. Иоанна (гл. 59); «Архиерейское поучение новопоставленному священнику» - единственная статья рус. происхождения (гл. 60); канонические ответы Александрийского патриарха Тимофея, дополнительные к его ответам, помещенным в гл. 32 (гл. 61); правила свт. Василия Великого о мон-рях и монахах (главы 62-65); ст. «О священных одеждах и особах» (гл. 66-69); трактат к-польского пресв. Тимофея (VI в.) о приеме в Церковь обратившихся еретиков (гл. 70); выписки из «Пандект» греч. мон. Никона Черногорца о важности церковных правил (гл. 71).

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Этим страшным днём окончилось франкское господство в Романии. Император Балдуин умер в болгарском плену. Калоян, огорчённый тем, что греки скоро стали вновь переходить к латинянам, избивал в последующие годы несчастный народ. Историк Никита оплакивает развалины некогда столь цветущих городов и ужасное истребление цветущих полей и садов, превратившихся в убежища не людей, а хищных зверей. Вся Македония подпала ярости болгарского князя. Филиппополь, Ираклия, Паний, Редест, Хариуполь, Траянополь, Макра, Клавдиополь, Мосинополь, Перифеорий и многие другие города были им завоёваны и вырезаны, а остатки несчастных жителей уведены в дунайскую Болгарию. Калоян заявлял, что он хочет отомстить императору Василию за его злодеяния над болгарами. Если Василия называли Болгароктоном, то Калоян звал себя Ромэоктоном 39 . В 1207 г. он умер под стенами Солуня. Благочестивая греческая легенда приписала его смерть удару копья национального патрона св. Димитрия. Но болгарский народ всегда чтил память «великого, благочестивейшего» царя. Пока, таким образом, у нового императора, Генриха, работы было полные руки, Феодор I Ласкарь был торжественно избран императором в Никее, которая стала сборным пунктом греческой аристократии и высшего духовенства. В 1206 году он был коронован новым патриархом Михаилом. Против Давида Комнина он соединился с сельджуками; последние разбили в 1205 г. Алексея, Давидова брата, под стенами Амиса, в то время как сам Феодор одержал у Сангария победу над генералом Давида Синадином. Тогда Давид вступил в союз с франками. Тем не менее, Андроник Гидон рассеял в 1206 году под Никомидией их вспомогательный корпус. Когда, однако, в конце 1206 года энергичный император Генрих снарядил в Азию сильную экспедицию и взял Кизик, Никомидию, Харакс и Кивот, то Ласкарю пришлось обратиться за помощью к болгарскому царю Калояну и тем самым принудить латинян к раздроблению боевых сил. Меж тем бежал к сельджукам негодный тесть Ласкаря Алексей III, и сельджуки потребовали от Феодора признать старика законным императором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Ныне же, милосердному Богу мир мирове своему даровавшему, паки должное мое к вашей честности предпосилаю рукописание, а в нем нижайшое, с лобизанием десниц их честных, поклонение, молящи неизреченную Вседержителя благостиню, да посетит и утвердит с висоти щедрот Своих вашу пречестную старость, соблюдающи и покрывающи в мире, здравии, благополучии, долгоденствии и душеполезном спасении и да сподобит нас, по малом времени, видетися лицем к лицу, в богоспасаемом граде Киеве. Ныне же помощию Божиею, за вашими родительскими молитвами, обретаюся здрав, в острове Патме, иде же обретается святая пещера, в нейже святый Иоанн Богослов исписа божественное Евангелие и Откровение, яко же пишут древния книги Гречския кожаныя. Сей остров окружением не велик есть, ибо един градец точно на себе имеет, обаче именем знаменит и прослут в всей Турецкой земле, понеже в нем обретается монастир изряден, создан в имя св. Иоанна Богослова, от древняго царя Греческаго Алексея Комнина. При предреченной же пещере обретается новосозданное училище Греческое, в нем же предаются учения грамматическая и философская; в сем и аз нользуюся уже два лета, кормящися от монастиря и безмолствующи, ради стужения времени. И еще имею намерение потрудитися некое лето и вящше, донележе совершенно наши примирятся с неверными. Последи же, аще Бог изволит, вседушно потщуся возвратится в отчество. Молю убо вашу родительскую любовь не печаловати о мне недостойном и не стужайте всуе ваше при старости здравие, ибо имам возраст, разум и изволеше к исправлению благих дел и чаю на милосердие Божие, яко аще будете молытствовати о мне грешном, узрите мя воскоре с великою радостию; ибо множайшую мне пользу, паче тисящ злата и сребра, сотвори странствование, и мню, яко Божие о мне бысть промышление. Остров убо сей отстоит от Цариграда пловением пять или шесть дний, на Белом море, на пути к Иерусалиму пловущим. Аще убо изволите ко мне послати листи, посилайте чрез онаго купца, приятеля моего, господина Спандонея, чрез его же и первии ваши до мене послали листы, аще случится прийти в ваши страны; аще же ни, то чрез иных купцов, к емуж в Цариград в дом его, или в двор нашего посла, идеже при после обретается некий словесный муж в Латинском учении, иеромонах с Киева, с Святой Софии, отец Констатин 5 , или како нибудь могут вам совет дати Греки, жители Киевские, или купцы приходящии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

В описании даны заглавия молитв: 3 антифона, первой о верных (§27b), Ουδες ξιος (§29b), благодарственной (§46 b) и νυσται (§48c). 40 Там же, стр. 64. Дано заглавие молитвы предложения. Замечено о молитвах: Οδες ξιος, νυσται, заамвонной и о молитве по перенесении даров. 41 Там же, стр. 75–76. Заглавия молитв: предложения, за оглашенных (§25b), Οδες ξιος (§29b), по перенесении даров (§30с). С возгласа γαπσωμεν λλλους (§31, 3) краткий порядок литургии до конца. 42 Там же, стр. 83. В конце рукописи замечено: γρφη ββλος ατη ι χειρòς Λξεντου πρεσβυτρου τους σχξα’, α’. На стр. 85–86 там же даны: заглавие молитвы за оглашенных (§25b), начало молитвы после ξαιρτως (§36,1), особая молитва вместо Πρσχες Κριε (40b 1 ). 44 Там же, стр. 146–147. Даны заглавия молитв: Οσες ξιος (§29 b) и по перенесении даров (§30 с). 45 Там же, стр. 159–160. По встречающимся в рукописи именам императоров (Алексея I Комнина, Uoahha II Комнина, Мануила Комнина под именем Матфея, Алексея II Комнина, Алексия III Ангела) описатель относит рукопись к первой половине XIII века. На стр. 160–161 даны: заглавие молитвы предложения, мол. за оглашенных (§25b), заметка о διολοκατηχουμνη (§26b), заглавие пер. мол. за верных (§27 b), начало молитвы после ξαιρτως (§36,1), конец литургии со слов ‘Υφϑητι π τος ορανος (§45). 46 Там же, стр. 175. Литургия начинается возгласом мол. первого антифона. Замечено об ектеньи и молитве за просвещаемых (§26 b c). 47 Там же, стр. 202. Встречаются имена: ‘Ρπερτος ηγς, Γουλιλμος ηγς (XII века). На стр. 205–206 даны: заглавие мол. за оглашенных (§25b), и краткий порядок литургии после великого входа, кончая просительной ектеньи. 48 Там же, стр. 232–233. Даны заглавия молитв: за оглашенных (§25b), Οσες ξιος (§29b), νυσται (§48 c), Τ πλρωμα (§48 c 1 ). 49 Там же, стр. 249. В конце рукописи приписано: Δησις το ερως μοναχο κα ρχιπαπ το Σιν ρους N 1 . В Описании замечено о моменте пресуществления даров (§35, 23–24) и о заамовных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

источниках с кон. X в. и, возможно, пришли в запустение до XIII в. Монастырь вмц. Евфимии (Благовидной) в районе Петрион (51) (ν τ Πετρ) ( Janin. 1969. P. 127-129; Иванов. 2011. С. 369-370). Основание церкви на этом месте ошибочно приписывается в позднейших источниках легендарным епископам Византия III в. Первые достоверные сведения о жен. мон-ре относятся к эпохе имп. Василия I Македонянина, к-рому иногда и приписывают его основание. Мон-рь известен как место заточения царственных особ: дочерей Василия Македонянина, 4-й жены Льва VI Зои Карвонопсины, буд. имп. Феодоры (1031), родственниц Алексея I Комнина (1081). Согласно Синаксарю К-польской ц. (X в.), в храме обители хранилась глава мч. Арефы (пам. 24 окт.), а также совершалась память мучеников Евсевия, Харалампия, Романа, Мелетия (Телетия), Христины - видимо, потому, что в этот день (30 мая) праздновалось и освящение церкви обители (по Патмосскому списку Типикона Великой ц., Х в.). Согласно соч. «О церемониях византийского двора» имп. Константина VII Багрянородного (945-959), храм служил усыпальницей семьи имп. Василия Македонянина: здесь покоились его мать, 2 брата и дочери, а также Зоя Карвонопсина. С кон. XI в. упоминание обители исчезает из источников. Церковь вмц. Евфимии (Всехвальной) в Петре (52) (ν τ Πτρ) ( Janin. 1969. P. 126-127), Псевдо-Кодин приписывает строительство этого сооружения имп. Анастасию I Дикору и его супруге Ариадне и т. о. датирует его кон. V - нач. VI в. Однако, возможно, церковь построили раньше, поскольку Феодор Анагност, современник Анастасия, сообщал, что по приказу имп. Феодосия Великого останки мучеников Терентия и Африкана (см. ст.: Африкан, Терентий, Максим, Помпий [Пуплий], Зинон, Александр, Феодор ) были перенесены в мартирий вмц. Евфимии в Петре (PG. 86. Col. 213). В Синаксаре К-польской ц. под 13 марта содержится запись о совершении праздника в честь этих мучеников в квартале Петрион (SynCP. Col. 534). По мнению Жанена, данное указание не позволяет отождествить ц. вмц.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Эти уставы, в отличие от общецерковного, назывались «ктиторскими ( τυπικ κτητορικ)». 1368 Из уставов, написанных после свв. Пахомия и Василия до конца разбираемой эпохи, известны следующие: 1) Иерусалимский, составленный св. Саввой Освященным († 532); 2) Студийский, получивший начало от св. Феодора Студита († 824); 3–5) три афонских устава, из которых первый (971) был начертан Евфимием, игуменом Студийского монастыря, и утвержден императором Иоанном Цимисхием, второй принадлежит устроителю афонского иночества св. Афанасию († 1000), а третий (1046) составлен в царствование и по повелению императора Константина Мономаха монахом Косьмой Цинцулуком; 6) устав Константинопольского патриарха Алексея, начертанный им между 1034 и 1043 гг. для своего монастыря во имя Успения Богоматери; 7) устав Михаила Атталиота от 1077 г., употреблявшийся в монастыре Всемилостивого Спаса в Редесто; 8) устав грузинского монастыря Пресвятой Богородицы Петрицонитиссы в Бачкове близ Филиппополя, данный (1084) ктитором его Григорием Пакурианом; 9) устав св. Христодула, данный (1091) монастырю св. Иоанна Богослова на Патмосе: 10) устав императрицы Ирины, супруги Алексея I Комнина, написанный около 1114 г. для женского монастыря Богородицы Благодатной; 11) устав царского монастыря Пантократора, данный в 1136 г. византийским императором Иоанном Комнином; 12) устав Льва, епископа Аргоса и Навплии, написанный в 1143 г. для монастыря Богоматери в Арее; 13) устав, данный Афанасию, игумену монастыря великомученика Маманта в Константинополе, владетельным князем Георгием Мистиком в 1159 г.; 14) устав честного монастыря τν λ ου Βμων или τν λεγμν, находившегося в Константинополе, данный императором Мануилом Комнином в 1162 г.; 1369 15) устав монастыря Николая Казолы, написанный в 1174 г. игуменом его Николаем; 16) устав св. Саввы Сербского , данный афонскому Хиландарскому монастырю; 17) устав монастыря Богородицы Махерà на острове Кипре, данный иеромонахом, а потом епископом Тамасским Нилом в 1210 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010