(Cod. 5), Евангелие XIII в. (Cod. 7) с толкованиями на полях, бумажный кодекс XIV в. (Cod. 268), включающий творения свт. Василия Великого, отрывки из «Этики» Плутарха, уникальные произведения древнегреч. писателя Лукиана и др. Из старопечатных изданий стоит отметить 5 книг 1498-1499 гг. и, в частности, «Этимологический словарь» - 1-ю книгу, напечатанную греками на Западе. 85 книг изданы в XVI в., 120 - в XVII в., 320 - в XVIII в. Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Евангелист Марк. Миниатюра из Евангелия. XIII в. (Ath. Doch. 56) Систематизация богатейшего хранилища архивных документов Д. проходила в неск. этапов: составление в 1920 г. Кодекса, состоящего из текстов 75 древних рукописей; систематизация в 1924 г. более чем 6 тыс. позднейших документов (XVIII - нач. XX в.) и, наконец, окончательный ее этап в 1960 г., после чего документы N 1-145 (1037-1496) были изданы Н. Икономидисом в серии «Archives de l " Athos» (Actes de Docheiariou. P., 1984. T. 13. P. 3-29). Одну из ранних попыток сохранения архива по просьбе отцов Д. предпринял в 1791 г. прп. Никодим Святогорец, точно переписавший 10 визант. документов, касающихся привилегий и владений обители. Наиболее древним визант. документом является грамота имп. нотария Иоанна Каматира 1037 г., определяющая границы Д. и подтверждающая его владения за пределами Афона. Есть и др. подлинные исторические документы, по большей части указы императоров, напр. Алексея I Комнина (1089), хрисовулы Михаила VIII Палеолога (1267 и 1280), Андроника III Палеолога (между 1325 и 1332), Иоанна V Палеолога (1343, 1351 и 1355), Иоанна VI Кантакузина (1349), Мануила II Палеолога (1409), серб. кор. Стефана Душана (1349) и др., а также 2 поддельных хрисовула Иоанна Палеолога (1355). Имеется немалое количество патриарших грамот, 4 из к-рых относятся к визант. эпохе (3 патриарха Каллиста I (1355) и 1 - Филофея Коккина (1375)). Кроме множества более поздних патриарших документов, среди к-рых можно отметить сигиллий патриарха Парфения IV об учреждении ставропигии (1660) и не имевшее результата синодальное послание Константина I о введении киновии (1834), в архиве хранится большое число распоряжений митрополитов, епископов и Протата, монастырские акты.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Вот почему на свадьбах христианам не к лицу играть, плясать и петь! При каких условиях брак считается законным . Наконец-то вы, братья мои, в общих чертах познакомились с образом и порядком брака у всех христиан, как установлено Святой Христовой Церковью . Чтобы брак был законным и каноничным, необходимо выполнить одиннадцать условий. Недопустимо родство ни в каком виде: ни плотское, ни от святой купели, поскольку родство препятствует церковному браку. Необходимо согласие и договоренность между собой родителей желающих пожениться, поскольку браки, заключающиеся без воли родителей, согласно 38 канону Василия Великого , равносильны блуду. Вступившие в такой брак отлучаются от причастия на три года после примирения родителей. Необходимо также согласие и взаимная любовь жениха и невесты. Обязательно проводится по обычаю сватовство с молитвословиями обручение с целованием, которым обмениваются жених и невеста. Муж должен быть не моложе пятнадцати лет, а жена – тринадцати, в соответствии с указом патриарха Николая и примером императоров Алексея Комнина и Льва Мудрого . Если же обручение проводится только со словами и подарками, то такой обряд не признается обручением и сватовством не называется. Однако обратите внимание на то, что брак может быть и без обручения, согласно соборному постановлению патриарха Николая, а также и без обмена подарками между родителями перед свадьбой. Женихам следует хранить девство, не оскверняя невест до свадьбы, ибо таковые подвергаются епитимии, согласно 26 канону Василия Великого , то есть на семь лет отлучаются от причастия. Когда придет время венчаться, и мужчина и женщина должны исповедаться духовнику и постом и молитвой подготовиться к причащению. В день венчания, перед литургией, после совершения проскомидии священник, который их будет венчать, должен выйти из алтаря в полном священническом облачении и вывести жениха и невесту на середину храма и повенчать их согласно чину, описанному в Требнике. Однако не следует наполнять чашу хлебом и вином и не давать им пить ее до конца, как говорится в Требнике, потому что это – недавний обычай, который какие-то невежды и безумцы внесли в Требник вместо Божественного причащения, к которому должны приступать венчающиеся, если не имеют канонических препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Наконец, когда почувствовал, что силы от жары совершенно, так сказать, иссохли, сделал сам себе приговор: Зинон не может сносить казни, следственно, для насыщения своего не должен похищать чужого. Скромность и самохвальство Египетский инок пришёл посетить преподобного Зинона, подвизавшегося в Сирии, и осуждал пред ним свои помыслы. Старец удивился и сказал: «Египтяне утаивают добродетели, которые имеют, и беспрестанно обличают недостатки, которых не имеют. А сирийцы и греки выставляют добродетели, которых не имеют, и скрывают пороки, которые имеют». Почему установлен праздник трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого В царствование Алексея Комнина об этих трёх святителях возникла распря: который из них был общеполезнее и боголюбезнее? Иные превозносили Василия Великого , называя его по уму и делам совершенным гением, человеком ангелонравным. Иные возвышали Иоанна Златоуста , нарицая его пастырем человеколюбивым, к слабости естества человеческого снисходительным и в слове сильнейшим, когда должно тронуть ожесточённого грешника; иные держали сторону Григория Богослова , как пастыря, в науке Божественной всех превосходящего. От этого произошло разделение: одни назывались василианами, другие иоаннистами, третьи григорианами; и этим заблуждением был заражён, к удивлению, не столько простой народ, сколько учёные. Господь восхотел, чтобы великие святители сами утолили раздор, о них восставший; и они, сначала каждый по одному, а потом все вместе явившись Иоанну, епископу Евхаитскому, в то время по учёности и благочестию знаменитейшему, единогласно сказали: «Мы имеем одно достоинство пред Богом; нет в нас противоположностей: каждый из нас в своё время, подвизаемый Духом Святым, проповедовал спасение; нет из нас ни первого, ни второго, ни третьего. Итак, скажи, чтобы православные люди раздор оставили; скажи им, что мы, как в жизни, так и по кончине, более всего стараемся о том, чтобы всех привести в единомыслие. Совокупи нас в один день и составь один праздник; а мы – всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». Сказав это, они, светом небесным озарённые, вознеслись на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

В царствование греческого царя Алексея Комнина о сих трех святителях возникла распря: который из них был общеполезнее и боголюбезнее? Иные превозносили Василия Великого , называя его по уму и делам совершенным гением, человеком ангело-нравным; иные возвышали Иоанна Златоуста , нарицая его пастырем человеколюбивым, к слабости естества человеческого снисходительным и обладавшим дивною силою слова, когда нужно тронуть ожесточенного грешника; иные предпочитали Григория Богослова , как пастыря, в науке божественной всех превосходящего. От этого произошло разделение: одни назывались василианами, другие иоаннитами, третьи григорианами; и таким заблуждением был заражен не столько простой народ, сколько ученые. Но Господь восхотел, чтобы великие святители сами утолили раздор, о них восставший; и они, явившись Иоанну, епископу евхаитскому, мужу в то время по учености и благочестию знаменитейшему, единогласно сказали: «мы имеем одно достоинство пред Богом; нет в нас противоположностей; каждый из нас, в свое время, подвизаемый Духом Святым, проповедовал спасение; нет из нас ни первого, ни второго, ни третьего; и так скажи, чтобы православные люди раздор оставили; скажи им, что мы, как в жизни, так и по кончине, более всего стараемся о том, чтобы всех привести в единомыслие. Совокупи нас в один день и составь один праздник; а мы – всем, нас поминающим, будем споспешествовать ко спасению». – Сказав сие, они, светом небесным осияваемые, вознеслись на небо. Преподобный Иоанн всенародно объявил чудесное видение и, поскольку память трех великих святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , празднуется в январе, установил торжествовать праздник их совокупно, в 30-й день января, и тем примирил неблагоразумное разногласие христиан. 3. Святой Григорий Богослов 202 Св. Григорий родился около 329 года, в местечке Арианзе, принадлежавшем к Каппадокийской области, недалеко от Назианза, где отец святого Григория впоследствии был епископом. Отец святого Григория, называвшийся также Григорием, сначала не был христианином; но беседы, увещевания, и особенно молитвы благочестивой супруги его, святой Нонны, были причиною, что он принял святое крещение и таким образом, по слову апостольскому, освятися муж неверен о жене верне ( 1Кор.7:14 ). Самое рождение святого Григория было плодом теплых молитв святой Нонны. Подобно Анне, матери Самуила, она усердно молилась о даровании ей сына и обещалась посвятить его Богу. Вскоре после рождения Григория, она принесла его в храм Божий и освятила руки его прикосновением к святому евангелию, которое впоследствии было первою его книгою для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

его толков, на 14 и 85 ап. правила; 19 халкид.; 31 труд.; 6 сард.; 9 и 18 Василия В. и др.): по местам Аристин исправляет изъясняемый текст синопсиса, если в нем неправильно передан был смысл полного текста правил (см. его толков, на 72 и 75 апост. прав., и на 19-е анкир. собора). Но где сокращенный текст был ясен и правилен, там толкователь приписывает только к синопсису слово σαφς, т.е. правило ясно само по себе. Нужно заметить, что в руках Аристина был такой список синопсиса, в котором передавалось не все содержание синтагмы Фотия: именно – в этом списке не было еще сокращенного текста двух Фотиевых соборов (861 и 879 г.), а из канонических посланий св. отцов находились только три послания Василия Великого . Если же списки синопсиса с толкованиями Аристина представляют нам в сокращенном тексте и все остальные правила, входящие в —567— состав синтагмы Фотия, но только без всяких толкований: то это нужно понимать так, что такое дополнение синтагмы принадлежит самому Аристину. Для нас синопсис и Аристиновы толкования на него в особенности важны потому, что они составляют главное содержание первой (канонической) части нашей печатной Кормчей. Более широкую и трудную задачу выполнил в своих толкованиях современники Аристина, Иоанн Зонара. В правление Алексея и Иоанна Комнинов Зонара занимал высшие государственные должности: он был великим друнгарием виглы, т.е. начальником дворцовой стражи, и вместе вице-председателем императорского трибунала и первыми секретарем империи. Но потом, наскучив придворными интригами и удрученный горем о потере жены и детей, они удалился в монастырь и принял монашество. Вероятно, в первые годы продолжительного правления Мануила Комнина (1142–1181) и по его непосредственному приказанию, Зонара, уже монах, взял на себя труд написать толкования на полный текст канонов, содержавшихся в синтагме Фотия. Приступая к этому делу, Зонара избрал такой список канонического кодекса, в котором правила изложены были не в хронологическом порядке, как у Фотия, а по их относительной важности, именно – на первом месте стояли правила всех семи вселенских соборов, на втором – правила соборов поместных или областных, а на третьем – канонические послания св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В XVII веке, при патр. Иосифе, было сделано первое печатное издание Кормчей (1650 г.). Основанием для него послужил рязанский список (с опущением некоторых статей и с добавлением других). При патр. Никоне (1652 г.) оно было подвергнуто соборному пересмотру и напечатано в исправленном виде. Впоследствии, в конце XVIII-ro века (1787 г.), Кормчая вновь была слегка исправлена и напечатана. С этого последнего издания делались и все последующие. По последнему своему изданию, Кормчая книга состоит из двух частей. В первой части, после нескольких исторических статей (напр., о поставлении в России первых Патриархов и о Соборах), помещены: извлечения из книги апостольских Постановлений, затем Правила св. Апостолов, вселенских и поместных Соборов и св. Отцов; все в сокращении, с толкованиями Аристена и, кое где, - Зонары. Всего в ней 41 глава. Содержанием второй части служит, главным образом, византийское государственное законодательство, как церковное, так и чисто гражданское. Так, в ней помещены: Юстиниановы церковные законы (из номоканона Иоанна Схоластика и выдержки из Фотиева Номоканона); законы о браках и обручении, под именем царей Леона Премудрого и Константина " верною царю " , (эклоги); прохирон Василия Македонянина, под названием закона градского; три новеллы Алексея Комнина, законы под именем " закона судного людем " царя Константина Великого (переделка эклоги Льва Исавр. и Константина Копронима). Кроме того, во второй части помещены: " о тайне супружества " (составленная на основании греческих канонистов) и о беззаконных браках (постановления греческих патриархов); затем, - еще несколько статей, касающихся церковной дисциплины, богослужения, и т.п., и принадлежащих греческим патриархам и церковным учителям, частично же имеющих русское происхождение (напр., из сочинений Кирилла Туровского). Всего во 2 части 29 глав. Счет глав идет общий с 1 частью. - Заключительную статью в Кормчей представляет подложная грамота Константина Великого к Папе Сильвестру (дарственный акт) и рассказ о " римском отпадении " . К каждой части приложен предметный указатель в алфавитном порядке. Вторая часть Кормчей книги теряла значение источника действующего права по мере развития самостоятельного церковного законодательства в России.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В 30-й день. Слово на пренесение мощем преславного Климента, историческую имуще беседу, яко Христовою помощию в 4369 лет изыскавшем его любезне и верно, яко же из инех в Понте возсия, л. 1623–1630 об. Нач. «Изволи убо человеколюбец Иисус убуде (sic) етеры, живущая в Херсоне». Собор свв. триех Святителей: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , сотворено Иоанном Епископом Евхаитским, л. 1631–1635 об. Нач. «В царство благоверного и христолюбивого Царя Алексея Комнина приимшего, но Царе Никифоре Вотаниоте державу царскую». Память Преп. Зинона, л. 1635–1636 об. Нач. «Сей блаженный среде Каппадокии и Понта живый». В 31-й день. Житие рекше бытие свв. мучен. Кира и Иоанна, л. 1637–1648. Нач. «Богоначальное нам слово сущия истина Христос Бог наш». В той же день и Апреля в 30-й день намять св. Никиты Архиепископа Новгородского, нового чудотворца, л. 1649–1651 об. Нач. «Сей убо блаженный Никита бысть черноризец обители Печерской, иже в Киев». Февраль В 1-й день. Житие св. мученика Трифона от двою лету ему в Никеи сотворися начало страсти его в Сатаскей веси бысть. идеже и венец ему соблюдеся, л. 6 – 19. Нач. «Сей святый бяше учим и греем от матери своей, учим от ангел». Мучение св. великомученика Трифона, л. 20–33 об. Нач. «Лета 295-го от царствия Августа, царствова в Риме Гордиан Кесарь.» Во 2-й день. Св. Кирилла Архиеп. Иерусалимского слово на Сретение Господне, л. 36–41 об. Нач. «Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимля». И. Златоуста слово на Сретение Господне, л. 42–49. Нач. «Послушайте, возлюблении, Евангелиста Луку». Исихия пресвитера иерусалимского на Сретение Спаса, л. 50–57. Нач. «Да пли не весте, яко дух Пророка Симеона, сотвори». В 3-й день. Мучение св. Феодулии, мученей бывши во граде Назавроне, л. 58–67 об. Нач. «Из царства Диоклетиана царя, двою лету и Максимиана». В 4-й день. Преп. Николая исповедника игумена Студейского монастыря, л. 68–95 об. Нач. «Сей Преподобный отец. наш Николае бяше от Критския земли». Плач и страдание Великого Князя Георгия Всеволодича и прочих с ним, л. 96–99 об. Нач. «Великий же Князь Георгий Всеволодич, егда стояше с полки своими».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Миллер Т.А. Михаил Псёлл и Дионисий Галикарнасский//Античность и Византия. – М.: Наука, 1975. Михаил Псёлл// Историки и история. Жизнь. Судьба. Творчество. – М.: Остожье, 1997.   Нефёдкин А.К. Введение//Para Bellum. – 1998. –  Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. –  М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1998. с.11–12. Павленко Л.В. Жанровые формы античной научно–педагогической литературы у византийских христианских писателей: (От Плутарха к Василию Великому и Михаилу Пселлу)//Христианство и мир. – Самара, 2000. Петряков Г.В. Михаил Псёлл//Историки мира. – М., 1998.  – Вып. 1 Попова Т.В. Византийская эпистолография//Византийская литература. – М.: Наука, 1974.  С.207–212. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания//Культура Византии: вторая половина VII – XII в. – М.: Наука, 1989.  Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. – СПб.: Изд–во  Олега Абышко, 2004. – Кн. I. – С. 42 – 50, 102 – 105; Кн. II. – С. 200 – 204. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Сметанин В. А. О критериях и уровне научности энхиридия  Михаила Пселла «Синопсис законов»//Свидетель Истины: Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. А. В. Левитский. – Екатеринбург: Инф.–изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.396. Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001. Сокурова Н.И. О значении имплицитной информации в средневековом энхиридии Михаила Пселла “Обозрение законов”(историко – педагогический аспект)//Историческая наука и историческое образование на рубеже XX–XXI столетий. Четвертые всероссийские историко–педагогические чтения, Екатеринбург: УрГПУ, Банк культурной информации, 2000. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2.

http://bogoslov.ru/person/2993327

Правда, царствование Романа IV было далеко не свободным – клерикальная партия во главе с кесарем Иоанном и Пселлом потребовала письменно закрепить права на трон сына Константина X Дуки; естественно, Евдокия, как мать, также была заинтересована в этом. Составили договор, согласно которому Диоген был обязан царствовать только с участием юных императоров Михаила, Андроника и Константина; и их имена писались в официальных документах рядом с именем Романа IV. Но неофициально над императором довлела клерикальная партия, искусно плетущая свои интриги. Пселл и кесарь Иоанн быстро привлекли на свою сторону царевичей Андроника и Константина, а также некоторых знаменитых военачальников, недовольных тем, что императрица Евдокия предпочла им Романа Диогена. Как человек слова и твердых нравственных убеждений, Роман IV никоим образом не собирался посягать на права царевичей. Однако Пселл и кесарь Иоанн постоянно убеждали царицу, будто Диоген только и думает о том, как бы самостоятельно править Римским государством. Внутренняя борьба в царском дворце дошла до того, что император, не выдержав, отправил кесаря Иоанна в отставку в Вифинию. Разумеется, это событие тут же интерпретировали в глазах царицы, как очередное и явное подтверждение обоснованности всех возводимых на Романа IV обвинений 56 . Оговариваемый и уничижаемый придворной камарильей, император прекрасно понимал, что поднять престиж царской власти может только удачная война, о существовании которых византийцы уже забыли. Тем более что турки-сельджуки всерьез угрожали восточным землям Римского государства. Их великолепная конница систематически опустошала земли Месопотамии, Мелитины, Сирии, Киликии, Каппадокии и даже захватила крепость Кесарию, подвергнув население настоящей резне. К сожалению, при всех полководческих талантах императора Романа IV отличала некоторая излишняя импульсивность – ему явно не хватало опыта и терпения Ираклия Великого или Василия Македонянина 57 . Уже в марте 1068 г. василевс во главе византийского войска направился против сельджуков. К сожалению, это была только тень старой доблестной римской армии времен императоров Македонской династии. Достаточно сказать, что в массе своей это были наемные отряды – национальный элемент почти улетучился из нее в годы правления клерикалов. Разноплеменное войско, состоявшее из македонских славян, болгар, печенегов, узов, франков и норманнов, было не готово противостоять быстрым и стремительным атакам турецкой конницы 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В день памяти трех святителей митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию на греческом языке в домовом храме Алма-Атинской духовной семинарии 12 февраля 2024 г. 10:37 12 февраля 2024 года, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого,  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Матронинском храме Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты — домовой церкви Алма-Атинской духовной семинарии . История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина, когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов Церкви. По Преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну, известному проповеднику и гимнографу, явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом. Его Высокопреосвященству сослужили и.о. ректора Алма-Атинской семинарии протоиерей Евгений Иванов, проректор по воспитательной работе иерей Иоанн Ливинский, проректор по учебной работе иерей Петр Бахтияров, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, заведующий канцелярией духовной школы иерей Александр Шишлов, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, иеродиакон Афанасий (Козел), диакон Роман Караман. По традиции духовных школ Литургия была совершена на родном языке трех святителей. За богослужением молились настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Казахстанского митрополичьего округа , Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым, настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, инспектор Алма-Атинской духовной семинарии иерей Евгений Бессонов, члены преподавательской корпорации и учащиеся семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010