Но что было совершенно беспрецедентным по сравнению со многими и многими предшественниками Алексея I Комнина — пристальное внимание к богословской, догматической сердцевине церковной жизни. Святитель Иоанн Златоуст. Фреска в монастыре Печская Патриархия (Косово и Метохия, Сербия). 1260–1263 В нашем распоряжении есть очень показательный документ: «Синодик в Неделю торжества православия» — специальный помянник, в который с IX века из столетия в столетие вносились осуждаемые Церковью еретики и прославлялись те, кто этих еретиков пригвоздил к позорному столбу. Впервые после осуждения иконоборцев в 843 году этот документ пополнился только спустя 240 лет — в царствование Алексея I Комнина анафемами против еретиков-интеллектуалов Иоанна Итала, Нила Калабрийского, Евстратия Никейского, Льва Халкидонского, а также в самом конце царствования — против гностиков-богомилов (см. выше). Это говорит о том, что император был склонен к масштабным литургическим трансформациям, подоплекой которых была демонстрация догматического единства Церкви и «идеологического» единства государства. Добавим, что Алексей Комнин не забывал и о внешних фронтах церковной полемики. До нас дошел небольшой богословский трактат императора «Против армян», содержащий стандартные антимонофизитские аргументы (и ссылки на Василия Великого и Григория Богослова). Стремился он, конечно, и к примирению с Римом, хотя и на православных условиях, что тоже обесценивает гипотезу Александры Никифоровой об установлении праздника как об антилатинской акции: на 1080-е годы приходятся как раз первые в царствование Алексея попытки дипломатического наведения мостов с Римом. Кроме того, внутренняя богословская полемика кесаря явно волновала больше. «Суров к еретикам, мягок к латинянам» — формулировка современного исследователя Джонатана Шепарда здесь будет уместна. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что Алексей ухватился за предложенный Иоанном Мавроподом богословско-символический проект, к тому же созданный «под ключ».

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Для императора св. Маврикия (582-602) расплатой за ошибки стала смерть и утрата престола, который, не основываясь ни на каком законе, захватил ужасный тиран сотник Фока Солдат (602-610), также смещенный через несколько лет в результате заговора . К группе лиц, чьи заговоры не только состоялись, но и привели их глав к власти, можно отнести и других Византийских императоров, например, Ираклия Великого (610-641), Леонтия I (695-698), Филиппика (711-713) , Михаила II Травла (820-829) , Василия I Македонянина (867-886), Иоанна I Цимисхия (969-976), Михаила VII Парапинака (1071-1078), Никифора III Вотаниата (1078-1081), Алексея I Комнина (1081-1118), Алексея III Ангела Комнина (1195-1203), Алексея V Мурцуфла (1204) и многих других. Может показаться, что в подобных случаях общество склоняется перед силой узурпатора, вынужденно, под страхом расправы признавая за ним права на престол, но – ничуть не бывало. Несложно привести гораздо более широкий список удачных заговоров, руководители которых не были поддержаны в качестве легитимных правителей политической элитой, священноначалием и обществом; участь их была печальной… III . Но даже в тех случаях, когда легитимность власти монарха имеет тесную связь с правилами и основополагающими принципами монархизма, закрепленными в законе или правовом обычае, повсеместно и постоянно возникают типичные картины их игнорирования. Так, традиционно полагают, что власть монарха может считаться легитимной, если носит единоличный характер (ведь она неделима и едина!) и преемственна по мужской нисходящей линии, в крайнем случае по женской, но при условии ее близкого родства «по крови» правящему монарху. Эти критерии кажутся столь естественными, что унификация различных практик, как она состоялась к середине XIX столетия, основывается именно на них. Как известно, наука государственного права признала три основные системы преемственности монаршей власти. Первая, агнатическая или салическая, совершенно исключает женщин из числа претендентов на престол и имеет своим источником старинную практику монархической Франции. Вторая, германо-голландская, допускает женщин к престолонаследию за отсутствием наследников-мужчин, если женщина происходит из семьи правящего монарха. В этом случае престол далее переходит от лица к лицу только по женской линии с предпочтением наследников мужского рода. Наконец, третья, когнатическая или английская, хотя и предпочитает наследников мужского пола женщинам, но, во-первых, наследует только старший сын в семье монарха, чем полностью исключаются из числа претендентов все остальные младшие дети обоих родов, а, во-вторых, женщина все же может стать преемником носителя верховной власти при отсутствии сыновей у действующего монарха. Потомки монарха по боковым линиям при этом также полностью исключаются из числа наследников .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

Но выше сами определили, на листе 71 об., что венчание учреждено в закон девятого столетия по Христе, а на 110 листу глаголите, яко бы в одиннадцатом столетии заставили политические обстоятельства Алексея Комнина ограничить браки венчанием. Из сего видать, что вы и сами не знаете. И являет еще неоспоримость вашей мнимой истины совсем неопределительну, указующе нам восток, запад и север: но вам нужно бы было определить, какой земли, а без сего мы и так знаем: где солнце восходит, там – восток, а куда заходит, тамо – запад, а север узнается посредством востока с правой стороны. Но святая церковь и прежде Алексея Комнина всегда смотрела на христианский брак, как на таинство, и совершение брака священническим благословением и венчанием с самого апостольского времени везде признавала за правило церковное. Выше это совершенно ясно видели мы из свидетельств священномученика Игнатия (т.е. богоносца) и св. Василия Амасийского и Василия Великого , и Златоуста, Амвросия и Тимофея Александрийского, св. Никифора исповедника и митрополита московского Макария и прочих свидетельств от учителей церкви того времени. А браки, заключавшиеся без ея благословения, она называла незаконными, делом неподобнейшим и поруганием закону Божиему». Нет сомнения, что свидетельства указанных отцов и учителей церкви, которые действительно приведены Асафом во втором номере его листка, могли много препятствовать распространению учения о без священно-словном браке среди тех беспоповцев, в чьи руки попадали печатные труды «фрунтового» защитника безбрачия. А после этого нет ничего удивительного в том, что, не смотря на неустанную устную и письменную проповедь инока Павла и его учеников о необходимости брака, и до настоящего времени остается в Пруссии 118 не мало беспоповцев, которые отвергают брачную жизнь. 119 По свидетельству того же Асафа, 120 всего менее склоняли слух свой к проповеди Павла и его учеников «девицы безбрачныя». «Не можете, с торжеством писал Асаф, обращая речь свою к иноку Прокопию, в свое отступническое сословие безбрачных девиц приобресть, дабы вашего блуда под видом брака сердца успокоили».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Хотя жили Три Святителя в IV столетии, однако их общий праздник стали отмечать гораздо позднее – только с XI века. Памяти каждого из них по- отдельности праздновали и раньше, но в XI веке произошла вот какая история. Согласно повествованию - синаксарю, помещенному в современных греческих и славянских служебных Минеях под 30 января, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в 1084 году (по другой версии 1092 г.), в столице Византийской империи - Константинополе вспыхнул спор о значимости Трех Святителей в среде «самых образованных и искуснейших в красноречии людей». Одни ставили выше Василия Великого, другие Григория Богослова, третьи - Иоанна Златоуста. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени (в рукописях сохранилось около двухсот его канонов святых. Сегодня мы читаем перед Причастием его канон Ангелу-хранителю), заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил службу на 30 января, т.к. все трое вспоминались именно в этом месяце: Василий Великий - 1.01, Григорий Богослов - 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста - 27.01. Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства». Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер (к. X - н. XI вв.) в «Слове на еретики и поучении от божественных книг» писал: «Подражайте бывших прежде вас, в ваших санех святых отец епископ. Григория мню, и Василия, и Иоанна. и прочая. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода (XI в.) Три Святителя – совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. В следующие века о Трех Святителях не устают вспоминать писатели и видные церковные иерархи: такие, как Федор Продром (XII в.); Федор Метохит, Никифор, патриарх Константинопольский, Герман, патриарх Константинопольский (XIII в.); Филофей, патриарх Константинопольский, Матфей Камариот, Филофей, епископ Селимврийский, Николай Кавасила, Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.).

http://ruskline.ru/opp/2024/02/12/k_isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕЛИКИЕ КОМНИНЫ Алексей III Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г. (мон-рь Дионисиат. Афон) Алексей III Комнин и св. Иоанн Креститель. Икона. Ок. 1375 г. (мон-рь Дионисиат. Афон) [греч. Μεγλοι Κομνηνο], династия императоров Трапезундской империи (1204-1461). Основателями ее были внуки последнего имп. Византии из династии Комнинов Андроника I - Алексей I Великий Комнин и Давид. Эпоним В. К. был принят, вероятно между 1204-1212 гг., Алексеем I, притязавшим на визант. престол, для обозначения своего старшинства в роде Комнинов по сравнению с никейскими Ласкарями, эпирскими Ангелами Дуками Комнинами и др. непрямо восходящими к стволу династии визант. Комнинов родами. Со временем закрепился за всеми правящими в Трапезундской империи государями, до 1282 г. титуловавшимися как и визант. монархи («Верный царь и автократор ромеев»). В сент. 1282 г. в результате компромисса с Михаилом VIII Палеологом В. К. приняли титул: «Во Христе Боге верный царь и автократор всего Востока, иверов и Заморья (Ператии), Великий Комнин». Только представители рода В. К. признавались императорами Трапезундской империи. Лишь дважды престол временно переходил в руки непрямых членов династии: в 1222-1235 гг. Андроника I Гида (зятя Алексея I, в малолетство сына Алексея Иоанна I ) и в 1340-1341 гг. Ирины Палеологины (вдовы имп. Василия Великого Комнина , захватившей трон после его смерти в годы гражданской войны и вскоре низложенной). В. К. неоднократно заключали матримониальные союзы с Палеологами , Кантакузинами , груз. Багратидами, князьями Самцхе и Феодоро ( Мангуп ). Окруженные мусульм. владениями, В. К. выдавали своих дочерей замуж и за соседних тюрк. правителей, эмиров и султанов Ак-Коюнлу, Халивии, Джаника. Как правило, эти царевны сохраняли свою правосл. веру. После захвата Трапезунда Мехмедом II в авг. 1461 г. семья последнего имп. Давида Великого Комнина была депортирована на Балканы, и 1 нояб. 1463 г. Давид, трое его сыновей и племянник Алексей были казнены в К-поле по подозрению в связях с врагом османов султаном Ак-Коюнлу Узун-Хасаном, женатым на сестре Давида Феодоре.

http://pravenc.ru/text/150081.html

А. Ю. Виноградов Мозаики и фрески Интерьер кафоликона был украшен мозаиками, отрывочные сведения о к-рых приводятся в описаниях путешественников XVI в., а также в рукописи Cantabr. S. Trin. O.2.36. Fol. 145v - 152r (написана Иоанном Малаксосом между 1572 и 1587). В частности, путешественник Р. Любенау (80-е гг. XVI в.) расплывчато сообщает о мозаичных изображениях равноапостольных Константина и Елены, а также Спасителя, Богоматери с Младенцем, отцов Церкви Афанасия, Василия и Иоанна Златоуста ( Belting et al. 1978. P. 31). В рукописи из Тринити-колледжа, содержащей подробное перечисление погребений в различных частях храма, говорится о погребальных портретах в аркосолиях и отдельных образах святых, расположение к-рых остается дискуссионным (ср. схемы размещения, предложенные У. Вайсброд и А. Эффенбергером, см.: Effenberger. 2007. P. 171-172). Среди перечисляемых в рукописи изображений (не считая портретов над погребениями), возможно исполненных в технике мозаики, компактными группами в отдельных компартиментах располагались следующие: 1) Богоматерь (на своде), св. Иоанн Предтеча, св. Феодосий, Михаил и Гавриил (Cantabr. S. Trin. O.2.36. § 3); 2) святые Феодор Тирон, Георгий, Димитрий, Евстратий, Авксентий, Параскева, Ирина, Евдокия, Пелагия и Василий Великий (Ibid. § 5; эта группа изображений единодушно локализуется исследователями в парекклисионе); 3) Богоматерь Паммакаристос с Младенцем, Христос Великий Архиерей, святые Николай, Георгий и Прокопий (Ibid. § 11); 4) святые Алексий, человек Божий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Макарий, Онуфрий, Евфимий и мн. другие, «разрушенные» (Ibid. § 17; с указанием - «на сферическом своде», эти образы находились в сев. галерее); 5) мозаика с изображением имп. Алексея Комнина - предка или мужа (Алексея IV Великого Комнина) похороненной здесь императрицы Трапезунда Феодоры (Ibid. § 18; находилась в сев. галерее) ( Schreiner. 1971. P. 221-241; Belting et al. 1978. P. 39-42; Effenberger. 2007. P. 170-196). Источники XVI в. сообщают также о мозаичных портретах имп. Андроника и его супруги Анны, идентификация и расположение к-рых остаются дискуссионными. Согласно более распространенному мнению, основанному на описании М. Крусия ( Crusius. 1584. P. 100) и Х. Я. Бройнинга ( Breuning vom Buchenbach. 1612. S. 67), они находились в кафоликоне справа от входа в экзонартекс ( Belting et al. 1978. P. 23) и представляли Андроника III и его супругу Анну Савойскую. Как считает Р. Штихель, опираясь в 1-ю очередь на свидетельство С. Швайггера ( Schweigger. 1608. S. 120-121), императорские портреты располагались на внутренней стороне монастырских ворот и изображали Андроника II и его первую жену, Анну Венгерскую; они были исполнены между 1277 и 1281 гг., когда Андроник являлся соправителем своего отца - Михаила VIII ( Stichel. 1998. S. 84-99; Effenberger. 2006/2007. С. 83-85).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

Толкователи Поскольку Греческое церковное право в законоправильниках было изображено в достодолжной полноте и в довольном совершенстве, то писатели последующих времен, находя излишним сочинение новых церковных уложений, преимущественно занимались объяснением уложений, преимущественно занимались объяснением законоправильников. Примечательнейшие толкователи суть: § 18. Зонар В XII веке Зонар, начальник дворцовой страхи, первый тайный советник императора Алексея Комнина, а потом монах, кроме всемирной истории от начала мира до его времен, по совету друзей и поручению начальства, написал изложение правил Св.Апостола, вселенских и поместных соборов и Св.Отцев. Он преимущественно занимался истолкованием слов и смысла в церковных правилах заключающегося, не дополняя своего изъяснения законами гражданскими и не разрешая юридических вопросов. Первый Иоанн профессор церковного права в Парижской академии 1558 года издал Латинский перевод изъяснений Зонаровых на правила Св.Апостола. Потом Антоний Салмантио, 1618 года, в Медиолане, издал на латинском языке его изъяснение на соборные правила. 1622 года, в Париже, появились его изъяснения Св.Отцев, Григория Неокесарийского , Макария Египетского и Василия Великого . Полнее всех напечатаны его сочинения у Беверегия. § 19. Аристин После Зонара и прежде Бальзамона, при Цареградском патриархе Никифоре, при императоре Мануиле Комнине, великий эконом, а потом номофилакс, Аристин около 1166 г. составил собрание правил в сокращенном виде, приняв в основание древнее сокращенное изложение церковных правил, изъясненное некогда Симеоном Логофетом. В некоторых местах Аристин показывает неправильность сего древнего изложения и заменяет его изъяснением собственным. Геребранд, в книге «О Троице Алексея Аристина» называет диаконом софийской константинопольской церкви. Ее состав в первый раз издан Беверегием. Удачное сокращение Аристина почти все вошло в Славянскую Кормчую. § 20. Бальсамон В конце XII века Феодор Бальсамон первоначально диакон, потом номофилакс, хартофилакс и настоятель Влахернской церкви, а наконец Антиохийский патриарх, посвятивший всю жизнь изучению церковного права, по приказанию императора Мануила Комнина и патриарха Анхиаля, написал толкование на Фотиев законоправильник.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Это, по словам Евстафия, митрополита Фессалоникийского, был «философ, искатель истины, искусный музыкант». Далеко не опрометчиво Мануил I принимался за обсуждение сложнейших богословских вопросов. Часто ставил вопрос в одной редакции, затем менял ее, чтобы точнее узнать мнение епископов, и вдруг неожиданно менял оценки. «Неотразимая сила убедительности доводов государя склоняла на его сторону и мысли слушателей. Эти последние один за другим не только соглашались с ним, но и все наконец одобряли его сторону. Обсуждение, по-видимому, заканчивалось, цель собрания казалась достигнутой. Но тут император возвращался еще раз к решению того же вопроса, оставлял неожиданно свою и вместе общую точку зрения и снова принимал другую сторону, снова взвешивал представленные доказательства, строго разграничивал кажущееся от истинного, привносил нечто новое там, где вопрос казался решенным, и опять, в конце концов, с принудительной силой убедительности торжествовал победу». Не было ни одного случая, чтобы после того, как василевс высказал свое мнение по обсуждаемому вопросу, кто-нибудь мог придумать нечто лучшее 645 . Уже в самом начале своего правления василевс столкнулся с очередной ересью, возникшей в столице. Некий диакон по имени Василий учил в храме Св. Иоанна Богослова, что Сын Божий является и Жертвой, и вместе с Отцом приемлет Ее. Против него тотчас ополчились многие клирики, во главе которых встал предстоятель Антиохийского патриархата Сотирих Пантевгенос – пока Антиохия находилась в руках крестоносцев, все предстоятели этой великой кафедры проживали в Константинополе. Сотирих обратился с жалобой на имя Мануила I Комнина, царь изучил дело, признал Василия ересиархом и приказал низвергнуть его из сана 646 . Затем Восточную церковь посетила другая ересь, жертвой которой стал даже патриарх Косьма II Аттик (1146–1147). В то время в Константинополе проживал монах Нифонт, которому принадлежали очень сомнительные с точки зрения православия тезисы. Его голос оказался услышанным, и патриарх Михаил Куркуас дважды собирал синоды для обличения его еретических слов – в октябре 1144 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подпишитесь на наш Телеграм Как почитали Трех Святителей до XI века? Какую роль в установлении праздника сыграл всеми забытый старик-епископ Иоанн Мавропод? Почему идея праздника пришлась ко двору новому императору? О чем спорили почитатели Трех Святителей и почему их нужно было мирить? На эти вопросы отвечает патролог Тимур Щукин, читая между строк синаксарной истории об установлении праздника Трех Святителей. Единственный источник Об установлении праздника Трех Святителей у нас есть один-единственный источник: небольшой синаксарный текст от 30 января, с которым мы можем ознакомиться в практически не измененном виде в 5-м томе «Житий святых» святителя Димитрия Ростовского . Напомним, о чем там речь. В царствование императора Алексея Комнина в Константинополе разгорелся спор между тремя интеллектуальными партиями: почитателей святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста — трех столпов православной веры IV–V вв. Конец этим спорам положили сами святители: они явились во сне епископу Евхаитскому Иоанну (или Иоанну Мавроподу), объяснили ему, что сами они равночестны перед Богом и ни в чем друг другу не противоречат, и повелели следующее: «соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу… Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога». Этот краткий рассказ, который, судя по всему, вряд ли можно датировать временем более ранним, чем XIV век (поскольку только с этого времени появляется в Синаксаре), все же содержит информацию, которая, пусть и в беллетризованном виде, отсылает к реалиям XI века. И к этому рассказу можно сформулировать четыре вопроса, ответив на которые мы приблизимся к пониманию того, почему установлен праздник Трех Святителей и в чем его богословско-исторический смысл. Вот эти вопросы. Во-первых, разве Трех Святителей не почитали вместе до XI века, и если почитали, почему эта троица сформировалась именно в таком виде? Во-вторых, почему в синаксаре появляется имя Иоанна Мавропода? В-третьих, если упоминание императора Алексия Комнина совсем не случайно и если без его согласия и волевого решения вряд ли могла состояться подобная эортологическая новация, какой смысл — очевидно, политический смысл — вкладывал в установление праздника византийский базилевс? В-четвертых, на какие такие споры в последней четверти XI века намекает синаксарь? Ответим последовательно на каждый из вопросов. Почитание до установления праздника?

http://blog.predanie.ru/article/sobor-tr...

Анна , сестра имп, Василия II, жена вел. кн. Владимира Киевского – 426 Анна Комнина , дочь имп. Алексея 1 Комнина, писательница – 481 Анфимий из Тралл (VI в.), один из архитекторов храма Св. Софии в Константинополе – 260, 262 Анфимий , префект Константинополя при имп. Феодосии II – 161, 162 Анфим , патриарх Константинопольский с июня по ноябрь 536 г. – 217 Аполлинарий Младший (ок. 310 – ок. 390), епископ города Лаодикии в Сирии, византийский богослов и поэт, догматическая доктрина которого была осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. и Римском соборе 383 г. – 130 Аполлинарий Старший (IV в.), пресвитер в Лаодикии Сирийской, отец предыдущего – 130 Апсимар (Тиверий III), византийский император в 698–705 гг. – 267 Арефа Кесарийский (ок. 860 – после 944), митрополит Кесарии Каппадокийской, византийский богослов, экзегет и ритор – 477, 478 Ариадна (Ареадна), дочь имп. Льва 1, жена имп. Зенона Исавра и позднее имп. Анастасия 1 – 121 Арий (ок. 260–336), александрийский пресвитер, ересиарх, доктрина которого окончательно осуждена на Константинопольском II Вселенском соборе 381 г. 107,108,109 Аристотель Стагирит (384–322 до н. э.), древнегреческий философ – 182, 183,257 Аркадий , византийский император в 395–408 гг. – 62, 64, 121, 144, 148–151, 153, 154, 163, 175, 189, 233, 360 Артавазд , зять имп. Константина V – 353 Артемий (Анастасий II), византийский император в 713–715 гг. – 267 Аскольд (ум. 882), киевский князь – 371 Аспар (сер. V в.), аланский или готский вождь, византийский полководец, имевший политическую власть в Византии в 50–60-е гг. V в. – 163 Аспарух (Исперих, кон. VII в.), болгарский хан – 298, 299, 300, 321 Аттила (ум. 453), гуннский вождь в 434–453 гг. – 156, 163, 166, 186 Афанасий Афонский (X в.), преподобный, основатель Лавры на Афоне –440, 442 Афанасий Великий (295–373), святой, епископ Александрийский, один из ярчайших представителей греческой классической патристики, главный оппонент Ария, выдающийся агиограф – создатель жанра монашеского жития (ему принадлежит авторство жития преп. Антония Великого ) – 108, 109, 122, 182, 313

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010