То, что Бог добр по отношению к добрым, – в этом нет ничего удивительного; то, что Он согревает солнцем достойных людей, – и язычники поступали бы так же. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за людей, когда они еще были грешники, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его, и для тех, кто отвергает Его, – это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Это то, что Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам ( Мф.11:25 ). Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав, когда нас лишают их? «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку». Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за свое? И как от взявшего у тебя твое не требовать назад? Если Промысл Божий испытывает наши личные отношения с людьми на такой глубине – вместо того, чтобы воспользоваться тем, что закон на нашей стороне и употребить его против других, – не лучше ли сказать вместе с первыми учениками Христовыми: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобой»? ( Мф.18:28 ). Единственный путь для достижения такой любви – в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали ее и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он дает нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни – вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и все наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть. Вторник Лк, 27 зач., 6, 37–45 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У многих сегодня депрессия. Как с православной точки зрения с ней можно бороться? 06.02.2023 10:16:45 о. Александр: - Добрый день! В качестве начала нашей сегодняшней встречи хочу прокомментировать слова Евангелия от Марка, 8 глава. «И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: [ Зач. 37. ] кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Нас удивляет в этом повествовании то, что мы встречаем сопротивление учеников. Петр начал прекословить. Спаситель отказывается мирно говорить с Петром, поучать, отказывается обращать Петра, быть ему добрым собеседником и говорит со всей строгостью, называя его сатаной. Он же прекрасно знает, что в Петре нет сатаны, но Он обличает ученика. Обличение Господне относится ко всем нам, потому что в нас так или иначе сатана, хотя раз мы причастны греху, то и всякому злу, но Его не хотят слушать так, как Он говорит. Хотят упростить, примитивизировать. Петр прекословит Господу в главнейшем, в чем не разбирался. Не понимал свидетельства этой проповеди, не мог ничего сказать. То, что говорил Спаситель, было от Неба, а то, что говорил Петр было от земли. И Спаситель ясно это даёт понять. А дальше Он говорит о кресте, о потере души и о сбережении её. Отповедь Петру относится к каждому из нас. Мы часто в решающий момент своей жизни говорим не о том, что Божие, а о том, что человеческое. Мы согласны с Божиим до той поры, пока оно не расходится с нашим человеческим. Когда нам удобно и выгодно, мы о Божием, но стоит ему обжечь нашу душу, сделать так, чтобы нам не нравилось, мы говорим, что с Господом мы расходимся, будем делать, как считаем правильным, так как оно единственное верно. А Господа мы уважаем, ценим, дорожим, но просим Его дать нам испытать наш путь. Евангелие же говорит, что не за чем испытывать придуманные нами пути. Есть один Путь – Слов Христовых. До тех пор, пока Христос не станет для нас главным и единственным, мы будем ошибаться и выбирать неправильно. Как только мы выберем Христа, скажем, что безраздельно доверяем Его выбору и словам, там и только тогда начнется наша жизнь во Христе.  

http://radonezh.ru/2023/02/06/u-mnogih-s...

Увидав знамение и чудо, которого раньше они не видали очами своими и не слышали от отцов своих, удивились и ужаснулись и изумились все. И они стояли на берегу моря, когда вышел отец наш Евстафий. Когда он вышел из моря, они увидали свет лица его, блистающий как солнце, и одеяние тела его – свет Божества. И они были в страхе и трепете от великого ужаса, который его окружал. Когда они боялись приближаться к нему из-за страха и трепета, авва Евстафий увидал между ними Габра-Крестоса, приблизился к нему и взял его за руку, ибо знал Духом Святым, что он примет его учение. Он повел Габра-Крестоса и поместил его в своем жилище. И отец ваш Евстафий учил его добрым деяниям и направлял его душу. Когда упокоился отец наш Евстафий, Габра-Крестос поминал его усердно и с готовностью насыщал алчущих и поил жаждущих и увеселял иереев. Когда же умирал Габра-Крестос и исходила душа из тела его, пришел к нему отец наш Евстафий на встречу с Ангелами со сладкопением, как к тому, кто веровал и усердно творил память его, как сказал Господь наш: «сотворите себе друга от неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечные кровы» ( Лук. 16, 9 ). И Габра-Крестос перед тем, как вышла душа из тела его, повелел своему сыну Таамани-Баэгзиэ и сказал ему: «твори память аввы Евстафия усердно и с верой в него: у него много богатств». И когда наступил день памяти его, посетил его Господь и наслал на него великую бедность, так что не чем было ему сотворить память отца нашего Евстафия, и он отдал под залог своего сына, и сотворил память отца нашего Евстафия. Тогда вознес его Бог и обогатил его, и даровал ему сугубое стяжание молитвами отца нашего Евстафия, между тем, как он творил добрые дела: был милостив к бедных и убогим, и заповедал сыну своему Берхана-Маскалю так же творить память отца нашего Евстафия. И тот, приняв завет отца своего, творил память сего святого ежегодно разумно и усердно. И жил он в богатстве и славе иного дней. Потом навел на него Бог великую бедность, как сказал Соломон: «яко же искушается в пещи серебро и злато, тако избранные сердца у Господа» (Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Флп.1:13 .  так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, Филиппийцы, по-видимому, сообщили Апостолу о том, что их угнетала мысль, как бы заключение Апостола в узы не повредило делу проповеди и самому Апостолу. Апостол, в ответ на этот запрос, говорит, что, напротив, его заключение только улучшило дело проповеди. Первое, на что он считает нужным указать, – это изменение взгляда на Апостола у лиц, к нему прикосновенных. Прежде всего «в претории«, т. е. среди преторианских солдат (таким образом выражение το πραιτριον мы, вместе с П. Эвальдом, понимаем не как обозначение места, где жили преторианские солдаты, а как обозначение самого этого преторианского отряда), которые по очереди сторожили пленника, стало известно, что это пленник за Христа (выражение «О Христе» естественнее поставить в связь с выражением «сделались известными» ). Кроме того «и все прочие», кто входил в отношение с Апостолом, т. е. разные чиновники, также убедились, что Павел вовсе не какой-нибудь политический или уголовный преступник. Флп.1:14 .  и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие. Узы Павла, которые свидетельствовали, что он глубоко уверен в истине Евангелия, побудили и некоторых других христиан смело взяться за дело проповеди . Флп.1:15 .  Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Флп.1:16 .  Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; Флп.1:17 .  а другие – из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Из среды этих братьев-проповедников некоторые взялись за проповедь вовсе не с добрыми намерениями и не из чистых побуждений. Были люди, которые завидовали успехам Павла как проповедника, и теперь, побуждаемые «любопрением» или стремлением прославиться и в тоже время желая причинить огорчение Павлу, которого они считали подобным себе самим, они стали набирать себе учеников. Они, таким образом, действовали «нечисто " , не по истинной любви к делу Евангелия. Тем более утешали Апостола те проповедники, которые действовали исключительно по любви и к Апостолу и к его делу вообще, к делу спасения язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос упрекает их за это: «Не запрещайте ему». «У него такие же устремления, как и у вас, он идет к той же цели, что и вы, хотя не ходит с вами тем же путем». «Кто не против вас, тот за вас», – и потому должен быть терпим вами. Научаясь Христову смирению, мы должны научиться терпеливому отношению к заблуждению тех, кто искренне ищет Христа. Мы не должны потерять никого из наших друзей, когда нас так мало, и когда так много у нас врагов. Вероятно, этому человеку еще не открыта полнота истины, но он может оказаться верным последователем Христа. Господь призывает к духовной рассудительности. Одно дело – не знающая никаких компромиссов с ложью наша верность Христу. И другое – терпеливое и исполненное надежды на полноту общения отношение к тем, кто еще не ходит с нами. Милостивый Господь не ставит под сомнение даже экзорцизм фарисеев, враждующих против Него: «Если Я, как вы говорите, силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют их? Посему они будут вам судьями» ( Лк.11:19 ). Не будем мешать тем, кто, облегчая несчастья других, сражаются в меру своих сил и понимания со злом и устремляются к высшему благу. Этот ответ Господа идет далеко, потому что человек, упомянутый Иоанном, употребляет силу, которую он связывает с именем Иисуса. С одной стороны, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). А с другой, – призывание этого святейшего имени может быть в суд и осуждение. В книге Деяний ярко показано, как попытка изгнания бесов именем Иисусовым нехристианами обращается во зло. «Злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян.19:15–16 ). Все знают, насколько актуальна эта проблема в Церкви с самого ее начала до наших дней. Не об этом ли пишет апостол Павел в Послании к христианам Филиппийской церкви? «Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что такое Библия? «Заблуждаетесь, не зная Писаний.» Мф.22:29 . «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, наставления в праведности, – да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.» 2Тим.3:16–17 . Библиею 1 называем мы книги Священного Писания , писанные Богом призванными к тому мужами, – по внушению Духа Божия, и потому Священное Писание называется также Словом Божьим, обращенным к людям. «Все Писание богодухновенно», – свидетельствует апостол Павел ( 2Тим.3:16 ). Послушаем также, что свидетельствуют о Священном Писании св. отцы Церкви. Св. Ефрем Сирин писал следующее: «Берегись, чтобы в то время, когда ты намерен читать Св. Писание, кто-нибудь не отвлек тебя от этого. Когда ты располагаешься к чтению или слушанию Св. Писания, помолись (примерно) такою молитвою: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мой слух во услышание и разумение слова Твоего и даруй мне силы к исполнению воли Твоей; очи же мои просвети, дабы узреть чудное в законе Твоем.» И, сотворив молитву, предайся чтению и помни, что многие, полагавшиеся на собственное суждение, не уразумевали читаемого и впадали в заблуждение. Примите от меня добрый совет: дни наши проходят подобно тени, и мы не замечаем, как быстро подходит наш Судия. Надо постараться о едином на потребу: надо, чтобы не вся жизнь прошла в одних заботах о вещественных нуждах. Стоит же и душа твоя пищи, без которой она умрет, а этой пищи она нигде не найдет, как в Слове Божием, доступном каждому, чрез чтение Св. Писания. Законодатель даль нам закон, не требуя никаких толков, а потому при чтении отбрось всякие сомнения и пустые возражения. Тот, Кто даровал тебе Закон, требует от тебя веры, а не споров.» Св. Василий Великий с благодарною радостию говорит: «По милосердию Божию и благодати Господа нашего Иисуса Христа, я воспитан христианскими родителями и с младенчества был наставляем в Священном Писании , которое меня и вело к познанию истины. Надежнейший путь к достижению истины есть чтение Св. Писания, ибо в нем мы находим, что нам делать и чего не делать. Тут давно почившие святые люди как бы воскресают пред нами с их высокою жизнию и указывают путь тем, кто хочет подражать их добрым примерам. Вот почему каждый из нас, чувствующий себя слабым в исполнении своих обязанностей, читая Библию, может найти в ней подкрепление сил. Советую только, чтобы такое чтение сопровождалось молитвой.»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Эта новость есть благодать Божия, принесенная на землю воплотившимся Сыном Божиим, благодать обновления, примирения с Богом, прощения грехов, возрождения, освящения, обожения. Вот наша истинная, животворная, вечная новость, — благодать Господа нашего Иисуса Христа и обновление наших душ Божией благодатью. Мы должны возродиться, обновиться, обожиться, отбросить от себя с отвращением всякую прелестную нелепость и ветхость греховную, и жить в новости христианской жизни, свято, непорочно. Если кто во Христе, тот новая тварь, говорит святой апостол. Се, творю все новое , говорит Господь, (Апок. 21:5) т.е. делаю всех новыми людьми. Что же скажем, спрашивает апостол? Оставаться ли нам во грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха, т.е. в крещении: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху (Рим. 6:1–6). И так с нового года будем непременно трудиться, с Божией помощью, над обновлением самих себя, — сделаемся новым творением, с отторжением ветхости греха. Итак, дальше от нас с нового года, всякий грех! Дальше низкое самолюбие, плотоугодие, сладострастие! Дальше гнев, ярость, ненависть, раздражительность, ругательства, хулы, ложь! Дальше пьянство, обжорство! Дальше любостяжание, скупость, жестокосердие! Дальше леность и нерадение о спасении душ своих, дальше леность и невнимание к молитве, леность и косность к добрым делам! Займемся с нового года хорошенько своими душами, своим вечным спасением, своею вечною судьбою, и — своим обновлением. Аминь. Крещение Господне. 19 января н.с. (6 января с.с.) Историко-экзегетическое описание праздника. (Епископа Александра Милеанта) До Своего тридцатилетнего возраста Господь Иисус Христос жил со Своей Матерью в маленьком городе Назарете. Помогая престарелому Иосифу в плотнической работе, Он ничем Себя не проявлял, и люди считали его за одного из детей Иосифа. Но вот приблизилось время Ему начать Свое общественное служение. Тогда Бог в особом видении повелевает пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить во Иордане всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов. Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось “пустыней Иудейской”, лежавшей на западном побережье Иордана и Мёртвого моря.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Есть потому здесь и добрые дела, но они состоят не в наружном исполнении закона, при невозможности исполнить оный в его живой силе, – напротив возникают из стремления к добру, которое имеет свою область в небесном Христовом царстве, – стремления внушаемого и возбуждаемого внутри человека самою Христовою благодатию: «Явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженного упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иже дал есть себе за ны, да... очистить Себе люди избраны, ревнители добрым делом ( Тит.2:11–13 ). Эти добрые дела, объемлют, как очевидно уже, вся, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала...( Флп.4:8 ). Замечательно, как апостол убеждает делать добрые дела. " Хощу, –пишет он Титу чтобы он сие подтвердил, –да пекутся добрым делом прилежати веровавши Богу: сия суть полезна человеком и добра... да учатся же и наши добрым делом прилежати ... да не будут бесплодни» ( Тит.3:8,14 ). Апостол убеждает христиан к добрым делам, очевидно, как свободных и рассудительных чад Божиих. Таким духом проникнуты и все нравственные увещания Павловы, – как будто опасался божественный апостол, чтобы и закон Христов люди не сделали строгою, но мертвою буквою, чтобы христиане не стали понимать добрых дел по-фарисейски как заслуги пред Богом и людьми, а не как дара Божия во Христе. Вообще сказать о добрых делах, поскольку правда наша по апостолу, есть Сам Христос ( 1Кор.1:30 ) то, следуя апостолу, дела правды мы должны так делать, как бы при совершении их снискивали и принимали мы Самого Христа, без которого все тщета и уметы, как сказано апостолом и нами уже не раз повторено: Его же (Христа) «ради всех отщетихся» и «вменяю вся уметы быти, да Христа приобрящу и обрящуся в Нем не имый моея правды, яже от закона, но яже верою Иисус Христовою, сущую от Бога правду в вере» ( Флп.3:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Феофил. в он. месте), то завещевает тогда придти к нему, когда пришлет к нему Артему или Тихика, чтобы сей, как местоблюститель его, исполнял его должность. Сие же, «тамо бо судих озимети», показывает, что не был он там, то есть в Никополе, когда писал к Титу послание, но в Македонии и Ахаии, или может быть на пути, когда то есть шел в Никополь (Феодорит. в он месте). Тит.3:13. Зину законника и Аполлоса скоро предпосли, и да ничтоже им скудно будет.    Зина был из числа семидесяти Апостолов, и в законах Иудейских искусный, почему назывался законником (Смот. месячн. Янв. 4 день). Об Аполлосе же известно из Деяний Апостольских, что он был Иудеянин, Александриец родом, муж ученый, сильный в Писании, ревнитель и учитель веры во Христа, и сопричислен был к лику семидесяти Апостолов (Деян.18:24-25). Сии оба, сколько видеть можно, не имели под смотрением своим определенных Церквей, как имели Тимофей и Тит, но повсюду ходя проповедывали слово благочестия, и устрояли нравы верных. В помощи же их имея нужду, Павел писал к Титу, чтобы прислал их к нему, «скоро предпосли»; и толкуя, что значит сие, говорит: «да ничто же им скудно будет». С надлежащим, говорит, тщанием и попечением отправь их в путь, дав им нужное, «да ничтоже им скудно будет». А поелику блаженный Тит был скуден, то показывает ему, чем может он напутствовать их, говоря: Тит.3:14. Да учатся же и наши добрым делом прилежати в нужныя требования, да не будут безплодни.    Надлежит, чтобы «и наши», то есть верующие во Христа и тобою пасомые, научились «добрым делом прилежати», то есть, чтобы первые споспешествуя добрым делам, помогали нуждающимся в нужных требованиях их, «да не будут безплодни», но да принесут плод благотворения и общения. Сими словами убеждает учитель ученика своего склонять к тому верных, чтобы они, дав Зине и Аполлосу нужное на путь, произвели плодоношение от милостыни своей. Тит.3:15. Целуют тя со мною сущии вси: целуй любящыя ны в вере. Благодать со всеми вами. Аминь.    Искреннее целование есть доказательство истинной любви.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возможность и наличность смешения настроений развой моральной ценности не исключены вследствие несовершенства, греховности человека в каждом его действии, в самом мирном и самом благородном по существу своей природы; и теоретически, в качестве общего случая или закона нельзя доказать, будто воюющий по самой обстановке своего действования всегда и непременно разовьет в нем большее количество не добрых, а злых движений духа и будто по сравнению с невоюющим он обязательно проявит более дурное поведение. Здесь, в войне идейной, все зависит не от частного положения лица, как воюющего или невоюющего, а от общего нравственного состояния обоих лиц. И подобно тому, как в случаях мирного действования не самый факт смешения разнообразных настроений окончательно определяет нравственную ценность действия, а только образ и взаимное соотношение смешивающихся элементов, причем преобладание добрых элементов дает основание считать действие добрым особенно при минимальной силе злых элементов, хотя бы и не совершенных. И из-за этого смешения действие не отвергается нашим моральным сознанием. Так и нравственная ценность войны определяется из этого образа соединения разнородных элементов, и в случае преобладания элементов добрых она и будет нравственно добрым, хотя и несовершенным, неидеальным действием. Если теперь действие, направленное к прекращению зла и защите добра, хотя бы оно и соединялось с физическим и духовным страданием распространителя зла, нельзя не считать действием добрым, если война идейная есть одно из таких действий (т. е. тоже направляется к пресечению зла и к защите добра), то вполне мыслимо и возможно, что она будет наилучшим действием при данных конкретных условиях и идеальным актом воли человека, поскольку из ее мотивов и целей исключены эгоистические, греховные элементы и поскольку возможно это исключение из намерений и действий человека при настоящей (земной) степени развития его моральной природы. Ведь всякий, я думаю, согласится, что любовь, единая по своему психическому составу, как чувство проявляется в различных конкретных формах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010