Подобный взгляд сектантов на легкость спасения одной верой, метко называемый простолюдинами «голой верой», совершенно ложен и противоречит слову Божию, которое, говоря, что «без веры невозможно угодить Богу» ( Евр. 11:6 ), в то же время учит, что «вера без дел мертва», и уподобляет такую веру вере бесовской ( Иак. 2:19 ), побуждая нас «быть прилежными к добрым делам» ( Тит. 3:8 ), ибо исполнители закона оправданы будут ( Рим. 2:13 ), как и Христос учил: «Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи! Войдет в царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» ( Мф. 7:21 ): «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф. 11:12). В числе таких усилий являются: и молитва, и слезы, и пост, и милостыня, и другие многочисленные виды самоограничения и деятельного проявления любви, христианской. Сектанты поют в своих молитвенных песнях: «молитвы бессильны твои», а Христос учил: Просите, и дано будет вам..., ибо всякий просящий получает (Мф. 7:7–8), «и все, что ни попросите в молитве с верой, получите» (Мф. 21:22); – учил, что даже бесы изгоняются «постом и молитвой» (Мф. 17:21); «бодрствуйте и молитесь, говорил Он, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41), и Сам преподал нам образец молитвы ( Лук. 11:1–4 ). И св. Апостолы заповедали нам: «всякой молитвой и прощением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ); «непрестанно молитесь!» ( 1Фес. 5:17 ). Сектанты поют, что для христианина и «слезы бессильны», а Христос иначе учил: «Блаженны плачущие, говорил Он, ибо они утешатся» (Мф. 5:4), и св. апостол учил, что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7:10 ). Противореча в учении о значении для спасения добрых дел и подвигов христианских, сектанты сами себя же обличают другими молитвенными их песнями, в которых признают необходимость для спасения и добрых дел, и молитв, и слез покаяния. О необходимости добрых дел они поют в следующей песне: «Господь Спаситель мой» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

«Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей». Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем. Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл. Еккл.3:14 .  Познал я, что всё, что делает Бог , пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его. В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Посему станем праздновать». Для христиан Пасха продолжается не одну неделю, а целую жизнь. «Для истинного христианина все дни Пасха, все дни Пятидесятница и Рождество» (Иоанн Злат.). «Порок» ( κακα) – это вообще развращенность человека, когда он не в состоянии бороться со злом, а «лукавство» ( πονηρα) обозначает намеренное потворство злу, основанное на злой воле человека. – «Но с опресноками чистоты и истины», т. е. с опресноками, какими у христиан должны быть «чистота» души, при которой невозможно питать симпатию к злу, и «истина», когда человек честно и открыто борется со злом. – Очень вероятно, что все эти образы употребляет Апостол здесь в виду того, что он писал свое послание во время Пасхи. 1Кор.5:9 .  Я писал вам в по­слании – не сообщаться с блудниками; 1Кор.5:10 .  впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихо­имцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. В предшествующих стихах Апостол указал на ослабление церковной дисциплины в Коринфской Церкви. Теперь он делает некоторые пояснения к тому, что им сказано, чтобы коринфяне не впали в недоразумения. Когда он говорил в послании (ст. 2, 6 и 7 рассматриваемой главы) 3 , чтобы они не входили в общение с блудниками (ср. 2Ин.1:10 ), то разумел в этом случае только грешников из среды христиан, а не всех грешников вообще, которые живут на свете «мира сего», ибо иначе добрым христианам нужно бы оставить города и удалиться в пустыни! – «Идолослужители» могли встречаться и среди коринфских христиан. Это были те, которые и после своего обращения могли продолжать исполнение языческих обычаев, напр. посещали трапезы, устраивавшиеся в языческих храмах (см. 1Кор.8 ). 1Кор.5:11 .  Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остает­ся блудником, или лихо­имцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ап. перечисляет те пороки, которые должны встретить себе строгое осуждение со стороны Церкви, когда имеющий какой-либо из этих пороков продолжает называть себя христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прем.8:17 . Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем, что в родстве с премудростью – бессмертие, Прем.8:18 . и в дружестве с нею – благое наслаждение, и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее, и в собеседовании с нею – разум, и в общении слов ее – добрая слава, – я ходил и искал, как бы мне взять ее себе. 17–18 . По свойственной писателю манере в этих стихах он кратко повторяет широко раскрытую им выше мысль о значении мудрости и о своем желание ее приобретения. – «Размышляя о сем сам в себе и обдумывая в сердце своем ( Прем.2:21 ), что в родстве с премудростью – бессмертие (см. 13 ст. Прем.6:17–20 ), и в дружестве с нею – благое наслаждение (см. 16), и в трудах рук ее – богатство неоскудевающее (см. Прем.7:11, 8:5 ), и в собеседовании с нею – разум (см. Прем.6:15, 7:16, 8:6 ), и в общении слов ее – добрая слава ( Прем.8:10 ), я ходил и искал, как бы мне взять ее» ( Прем.7:7–8, 6:16 ). Прем.8:19 . Я был отрок даровитый и душу получил добрую; Прем.8:20 . притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое. 19–20 . Писатель указывает новый мотив своего стремления к приобретению мудрости. До сих пор он указывал основание к этому объективное, в существе премудрости, в ее значении для человека; теперь указывает мотив субъективный, в стремлении к мудрости всего лучшего в человеческой природе. Это место стоит в параллели с Прем.7:1–7 ст. Как там он учил, что человек, если даже он родился в наилучших внешних условиях, сам по себе, без премудрости ничего не может сделать, так теперь он говорит, что даже при несомненном природном стремлении к добру он не может обойтись без божественной помощи. «Я был отрок даровитый и душу получил добрую…» Эти два предложения в греческом тексте соединены связкой ( μλλον δε), которая часто употребляется для обозначения поправки к предшествующей мысли (см. Гал. 4:9 ; Еф. 4;28, 5:11 ; Рим. 8:34 ). Поэтому предикат «даровитый» ( ευφυς) означает здесь «одаренный стремлением к добру». Выражение «душу получил добрую» может быть понято в двух противоположных смыслах: что тела образуются раньше, чем души, или обратно, души существуют раньше, чем они начинают жить в телах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прибавлять ли к сказанному нравственное наставление? Но оно всякому очевидно. Если до такой степени, до такого величия возвысилась наша природа и такую возвышенную имеет задачу жизни, то ясно, – мы должны уважать свою природу и вести себя сообразно с ее достоинством, украшаясь благословенными плодами Духа Святого, указанными св. апостолом. Если так велико наше звание, то само собою понятен урок апостольский: умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны ( Еф. 4:1 ). Прибавлять ли применение сказанного и к Высокой Виновнице нынешнего церковно-гражданского торжества, к Благочестивейшей Государыне Императрице Александре Федоровне, день рождения Которой мы ныне празднуем? Но довольно бросить беглый взгляд на дела Ее царственного милосердия – на учреждение домов трудолюбия, на постоянную отзывчивость ко всяким добрым начинаниям благотворительности, чтобы видеть, что в Своем лице Она совмещает царственное внешнее и внутреннее христианское величие. Тем усерднее да будет молитва о Ней со стороны сынов святой Церкви и нашего великого отечества. Аминь. Усердие труда 57 В настоящие минуты, пред началом трудов учебного года, хочется мне напомнить вам, дети, замечательный и глубоко поучительный случай, рассказанный в св. Евангелии. Однажды, когда Иисус Христос был в пути, подошел к Нему некто и изъявил желание последовать за Ним и быть в числе постоянных учеников Его. «Я пойду за Тобою, Господи, – сказал он, – но прежде позволь мне проститься с домашними моими». По-видимому, просьба была и невинна, и естественна. Но звание ученика Христова, его занятие, его будущее призвание и служение требовали полного и всецелого отрешения от всего земного – житейского. И Иисус ответил вопрошающему полными глубокого смысла, вечно памятными словами: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия» ( Лк. 9:61–62 ). Эти слова Христовы можно назвать законом для всякого дела, основным и руководящим началом жизни и деятельности для всякого работника. Кто хочет истинно служить делу, кто хочет видеть успех своей работы, тот должен отдаться ей всецело и безраздельно, должен быть чужд всякого колебания и раздвоения. Да, никто, возложивший руку на плуг и озирающийся назад и по сторонам, не благонадежен для царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Рабам внушается повиновение господам их по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, а господам – поступать с ними, умеряя строгость, зная, что и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия ( Еф.6:5–9 ; 1Пет.2:17–19 ). Женщины должны, по учению Апостолов, являться в общественные собрания в одежде приличной, со стыдливостью и целомудрием, и украшать себя не плетением волос, не золотом, жемчугом и многоценною одеждою, но добрым делом, как прилично женщинам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим.2:9–10 . Сравн. 1Пет.3:3–4 ). Вообще христианин должен, по учению апостола Павла, воздавать каждому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ). Еще точнее суммирует обязанности христианина апостол Петр: Всех почитайте, говорит он, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите ( 1Пет.2:17 ). Есть указание и на особенный подвиг христианской жизни, на состояние безбрачия, но только у одного апостола Павла и притом в виде совета, основанного, впрочем, на внушении Духа Божия. Он признает его состоянием высшим ( 1Кор.7:38 ), но только тогда, когда в основе его лежит особенное дарование от Бога ( 1Кор.7:7 ) и когда оно предпринимается исключительно для более свободного служения Богу. Говорю это для вашей же пользы, прибавляет он, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения ( 1Кор.7:35 ). §41. Учение Святых Апостолов о бессмертии человека по душе и по телу, о последнем суде и жизни загробной Учение о всех этих истинах требовало во времена Апостолов особенно подробного для себя раскрытия. Неверие в бессмертие и воскресение мертвых, разделяемое при Христе Спасителе только саддукеями, принято было и другими появившимися сектами, а второе славное пришествие Христово или так же, как и воскресение мертвых, отвергалось, или считалось, как в церкви Солунской, настолько близким, что ожидалось со дня на день ( 2Сол. 2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Радостная весть о явлении воскресшего Господа, переданная учениками Фоме, показалась ему такой невероятной, что он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей… и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней после этого Господу было благоугодно вновь явиться Своим ученикам, и Фома на этот раз был с ними. Приветствовав их, по обычаю, миром, Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда… подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». — «Господь мой и Бог мой!» — радостно воскликнул Фома, в душе которого сразу исчезло всякое сомнение. «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» — такими были заключительные слова Господа в это Его явление. «Проповедуй же, Фома, Мое воскресение тем, кто не видел Меня. Заставь вселенную веровать не глазам своим, но словам твоим, пройди города и племена варварские, научи их вместо оружия облечься в броню креста. Проповедуй только, а уж они уверуют и поклонятся: не потребуют у тебя показать Меня. Исполни призвание и увидишь веру, ибо поистине: блаженны невидевшие и уверовавшие». Неверие святого апостола Фомы называется в стихире на «Господи, воззвах…» Антипасхи «добрым неверием», так как произошло оно не от ожесточения сердца, не желавшего веровать в воскресение Господа, а от горячего стремления быть уверенным в чуде, которого апостол желал всей своей душой. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого тела в чуде воскресения, укрепил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякие предположения о видении учениками бесплотного духа и утверждающую, что Сам Христос явился во плоти. Итак, не будь неверующим, но верующим! Дорогие братия и сестры! Судьба нашего спасения зависит от того, будем ли мы верующими в Спасителя или неверующими. Господь наш Иисус Христос говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Ясно и решительно сказано, так что с нашей стороны невозможны никакие увертки.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Рим.11:24 .  Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Апостол повторяет в заключение своей речи об отношении христиан из язычников к иудейскому народу, что Бог, с одной стороны, благ, а с другой – строг к грешникам. Пусть читатели послания постараются закрепить за собою добрым своим поведением благость Божию. С другой стороны, Апостол обещает иудеям, что Бог в отношении к ним преложит гнев Свой на милость, как скоро они поборят свое неверие по отношению ко Христу. Это изменение в положении народа еврейского тем вероятнее, что между этим народом и Царством Божиим (маслиной) существует внутреннее сродство. Рим.11:25 .  Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; Если до сих пор Апостол говорит о будущем обращении народа израильского ко Христу исходя из известных теоретических положений, то теперь он прямо и определенно говорит, что это обращение непременно совершится, так как об этом ему, Павлу, сообщено было в особом откровении. Сроком исполнения этого пророчества Апостол поставляет тот момент, когда полнота язычников войдет в Церковь Христову. Не даром иудейский народ и был некогда избран Богом! При этом Апостол бросает общий взгляд на план домостроительства Божия о спасении всего человечества. Бог ведет все народы ко спасению путем судов Своих, величию и мудрости которых апостол удивляется от всего своего благодарного сердца. «О тайне сей». Апостол вовсе не хочет сказать этим, что ожесточение Израиля есть нечто непонятное. В Новом Завете слово тайна обозначает истину или событие, которые открыты человеку свыше (ср. Еф 3:3–6 ). Апостол говорит, следовательно, здесь о том, что ему известно из особого откровения (ср. 1Кор.15:51 и 1Сол 4:15 ). – Эта тайна, во-первых, содержит указание на то, что ожесточение коснулось Израиля только «отчасти». Объяснение этого слова дается в 7-м ст. ( «прочие ожесточились») и в 17-м ( «некоторые»). Ясно отсюда, что слово это имеет значение численное: ожесточение коснулось только известного числа израильтян (ср. ст. 26). – Во-вторых, в этой тайне содержится указание на то, что ожесточение это продлится, пока не обратится ко Христу «полное число язычников». Это понятие ( τо ηληρωμα των εθνν) нельзя понимать с математической строгостью. Апостол хочет просто сказать, что языческий мир в своем целом (причем на отдельных лиц он не обращает внимания), войдет в Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Рим.7:16 .  Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, Апостол сознает, что его действия не согласны с его внутренними склонностями. Хотя он поступает против закона Божия, тем не менее он не может не сознавать, что закон собственно достоин всякого уважения (добр – по греч. καλς – собственно: прекрасен). Рим.7:17 .  а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Здесь Апостол вовсе не хочет оправдывать себя – он говорит это только для того, чтобы яснее изобразить свое бедственное состояние. Его личность, его я – уже перестало быть хозяином в своем собственном доме! Там распоряжается только грех. Что может быть невыносимее такого подчинения? Рим.7:18 .  Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Апостол еще обстоятельнее раскрывает пред читателями всю бедственность своего состояния. – «Не живет во мне, то есть во плоти моей». Сказавши, что доброе не живет в нем, Апостол сейчас же выражением «то есть» ограничивает сказанное, чтобы не подумали, что в нем вообще, во всем его существе нет никакой доброй мысли, доброго чувства и желания. Он говорит, что именно в плоти его не живет доброе. Очевидно, что он различает в себе две стороны: я и плоть (телесно-материальная сторона). Его я, как он сказал уже выше, оценивает закон Божий по достоинству и стремится к добру, но плоть не дает возможности удовлетворять такому стремлению. Плоть здесь, таким образом, выступает, как седалище и область господства греха в человеке. В плоти живет грех и отсюда он стремится привести к гибели всего человека. Чуждая – очевидно, темная, демонская – сила завладела плотскою стороною человеческого существа и не дает возможности жить и развиваться добрым задаткам. Так посаженный среди крапивы цветок быстро заглушается крапивой и увядает! – «Желание добра есть во мне». Апостол как бы осматривается вокруг, в сфере своей внутренней жизни, и усматривает, что есть в нем добрые желания и намерения, но нет – прекрасных дел! (по новейшим изданиям, это место читается так: «но соделания добра нет!» – Слово «нахожу» признается излишним прибавлением, так как его нет в большинстве наиболее древних кодексов. См. изд. Tishendorf a Novum Fest gr. 1872 г.),

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой Алексей, человек Божий 30 марта (17 марта по церк.кал.) В 4-ом столетии жили в Риме богатые супруги Евфимиан и Аглаида, известные своим милосердием и сострадательностью. Они ежедневно принимали в своем доме и кормили бедных, сирот, вдов и странников. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: “Недостоин я ходить по земле Бога моего”. Все любили Евфимиана и его жену, но у них не было детей. Евфимиан и Аглаида сожалели об этом и ежедневно просили Господа, чтобы для утешения в старости послал им сына. Наконец Бог услышал их молитву, и у них родился сын, которого при крещении назвали Алексеем. Родители прилагали все старания, чтобы их сын вырос добрым и благочестивым. Направляемый благочестивыми родителями, Алексей с ранних лет возлюбил Господа. Он строго постился, одевался скромно, часто молился. Когда Алексей достиг совершеннолетнего возраста, родители нашли ему невесту и обвенчали его. В первый же день брака, когда юные супруги остались наедине, Алексей подошел к своей жене-девице, подал ей золотой перстень, драгоценный пояс и сказал: “Храни это, и Бог да будет между мной и тобой до той поры, пока благодать Его не устроит в нас нечто новое”. Сказав это, Алексей удалился. Сняв с себя богатую свадебную одежду, он надел одежду сельского жителя, взял немного денег и ушел из родительского дома. Алексея влекли слова Христовы: “Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли – ради имени Моего, тот получит во сто крат (больше) и наследует жизнь вечную” ( Мф. 19:29 ). Можно предполагать, что до ухода из отцовского дома святой Алексей согласился жениться, чтобы обеспечить будущее своей невесты. Скитаясь из страны в страну, Алексей наконец достиг города Эдессы. Здесь находился древний Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексей раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексей проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн. Так 17-ть лет он прожил в нищете и в духовных подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010