«Мы пришли, братие 527 , просить у Господа преуспеяния и возрастания в мудрости. Мы пришли просить мудрости... Какой это высокий дар для духа человеческого! И как возвышенна, чиста и небесна должна быть самая молитва наша о ниспослании нам этого Божественного дара! Дай нам, Господи, «сердце мудрое и разумное!» Но какой мудрости пришли мы просить у Господа и веруем ли, что услышит Он молитву нашу? Есть мудрость ложная, мудрость мира сего, которая в глазах Божиих есть безумие, – мудрость, вырастающая из начал узкого человеческого себялюбия. Это та мудрость, о которой говорит апостол Иаков так: «если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь», что вы мудры и разумны, «и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» ( Иак.3:14–15 ). Это та мудрость, которая нагим и не имеющим дневного пропитания брату и сестре говорит: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», и не дает им никакого удовлетворения в их нуждах ( Иак.2:15–16 ). Не этой мудрости пришли мы просить у Господа, и не услышал бы нас Господь, если бы, по неразумию своему и жестокосердию, стали мы просить её у Него. Есть и еще, братие, мудрость, мудрость мертвая и бесплодная, мудрость воображаемая, не умеющая познать истинной сущности вещей и истинных начал жизни. Это та мудрость, носителей которой представляют нам Евангелия в лице книжников и законников. Эта мудрость лишена света, жизни и истины. Она имеет глаза, но не видит Христа, она имеет уши, но не слышит учения Его и не уразумевает ( Мф.13:13 ). Это мудрость людей с огрубелым и плотским сердцем, в котором нет места для обитания Духа Божия. И не этой, конечно, мудрости пришли мы просить у Господа, и прогневался бы на нас Господь, если бы мы стали просить её у Него. Укажу вам, братие, напоследок, и еще на мудрость. Эта мудрость истинная, мудрость Христова, мудрость небесная, сходящая свыше. Эта чудная. Божественная мудрость! Она «чиста, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна», и обнаруживается добрым христианским настроением и поведением и мудрой кротостью ( Иак.3:17:13 ). Она полна света, жизни и истины. Она низводит Бога в души наши. Ибо плоды её суть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22:23 ). Эта мудрость состоит в познании Христа. Она просвещает очи сердца нашего. Она дает нам разуметь, «в чем состоит надежда призвания» нашего в Христе, «и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих» ( Еф.1:17–19 ). Этой-то истинной, святой, чистой и небесной мудрости и пришли мы просить у Господа. В ней конечная цель христианского образования и просвещения, его основа, жизнь, дыхание».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не будьте, как Содом, который не узнал Ангелов Господа и погиб до века. 2. Ибо я знаю, что вы согрешите, и будете преданы в руки врагов ваших; земля ваша будет опустошена, и святыни ваши разрушены, и вы будете рассеяны на четыре угла земли, и будете в рассеянии унижаемыми, как негодная вода, 3. пока Всевышний не посетит землю, сам пришедши как человек, вкушая и пия с людьми и в молчании сокрушая главу дракона в воде, – сей спасет Израиля и все народы, – Бог, преобразившийся в мужа. 4. Итак, скажите, дети мои, и вы это детям вашим, дабы они не были непокорными ему. 5. Ибо я узнал в скрижалях небесных, что вы, не покоряясь, будете непокорны ему и, поступая нечестиво, будете совершать нечестие против него, внимая не закону Божию, а заповедям человеческим, будучи развращаемы злом. 6. И за это вы будете рассеяны, как Гад и Дан, братья мои, которые не будут знать стран своих, и племени, и языка своего. 7. Но соберет вас Господь в вере ради милосердия своего и ради Авраама, и Исаака, и Иакова. Глава 8 И сказав им это, он заповедал им, говоря: «Погребите меня в Хевроне!» И он умер, почив добрым сном. 2. И исполнили сыновья его, что он заповедал им, и вынесли его в Хеврон, и погребли его вместе с отцами его. Завет Иосифа, одиннадцатого сына Иакова и Рахили. О целомудрии Глава 1 Список завета Иосифа. Когда пришло ему время умереть, призвав сыновей своих и братьев своих, он сказал им: 2. «Братья мои и дети мои! послушайте Иосифа, возлюбленного Израилем, внемлите словам уст моих. 3. Я видел в жизни своей зависть и смерть и не заблудился, но пребыл в истине Господней. 4. Братья мои сии возненавидели меня, Господь же возлюбил меня; они хотели меня убить, но Бог отцов моих сохранил меня; в колодезь опустили меня, и Всевышний извел меня. 5. Я был продан в рабство, и Владыка всех сделал меня свободным; в плен взят был, и крепкая рука Его помогла мне; голодом был томим, и сам Господь питал меня. 6. Одиноким был, и Бог утешил меня; в немощи был, и Господь посетил меня; в темнице был, и Спаситель облагодетельствовал меня, – в узах, и освободил меня; 7. – в клеветах, и защитил меня, – в горьких словах египтян, и исторг меня, – в зависти бывших со мною рабов, и вознес меня. Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

О нём и говорит Даниил: видел я в ночных видениях: вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана злость, и честь, и царство, и все люди, племена и языки служили Ему; власть Его - власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. [Пророк] показал всю власть, данную Отцом Сыну, Который был объявлен царем небесных, земных и преисподних (Флп 2:10) и судьею всех. Небесных - потому, что Слово родилось из существа Отца прежде всего; земных - потому, что Он сделался также и человеком среди людей, преобразуя Собою Адама: преисподних – потому, что Он и к мертвым был сопричтен, благовествуя душам святых и побеждая смерть [Своею] смертью. (27) Впрочем, когда сбудется все то, что десять пальцев истукана превратятся в демократические государства и десять рогов зверя разделяться на десять царств, – мы будем иметь возможность видеть более ясным образом все предсказанное, а также размышлять об этом с достаточной очевидностью. (28) [Итак], золотой головой истукана, а также львицей были Вавилоняне; руками и плечами серебряными, а также медведицей – Персы и Мидяне; чревом и бедрами медными и в то же время барсом – Эллины, получившие силу со времён Александра; голенями железными и зверем страшным и ужасным являются Римляне, властвующие до сих пор. Ступни же ног из глины и железа, а также десять рогов – это [царства], которые возникнут в будущем. Рог совершенно отдельный, малый, возрастающий – это Антихрист, [возникающий] среди них. Камень, поражающий и ниспровергающий истукана, наполняющий землю, – это Христос, грядущий с небес и несущий суд миру. (29) Все это, любезный, я сообщаю тебе не без опасения, хотя и с добрым намерением, по преизбыточествующей любви Христовой. В самом деле, если бывшие до нас блаженные пророки знали об этих [вещах] и в то же время не желали открыто возвещать о них, чтобы не возбудить смущения в душах людей, и только прикровенно в притчах и загадках рассуждали о них, говоря так: уразуметь превосходящее разумение (Еф 3:19), – то насколько больше можем подвергнуться опасности мы, осмелившись говорить явно о том, что теми было сказано втайне?

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Однако, Господь не совсем оставляет без Своего попечения грешный и преступный народ. Ради сохранения его от окончательного уничтожения Он изливает гнев на тех жителей земли, которые столь жестоки по отношению к Израилю, терпящему бедствия порабощения. По св. Кириллу, здесь Господь «угрожает гибелью вместе и пасомым... так как хотя у них была возможность прибегнуть к руководительству архипастыря всех, разумею Христа, и быть под властью Его, однако они невежественно предпочли предаться заколавшим и продававшим их» (с. 155–156). Зах.11:7 .  И буду пасти овец, обречен­ных на заклание, овец по­истине бедных. И возьму Себе два жезла, и назову один – благо­воле­нием, другой – узами, и ими буду пасти овец. Далее пророком символически изображается деятельность доброго Пастыря, принимающего впредь на Себя труд охранения стада; по ходу речи этот Пастырь есть Сам Бог (или лицо Божеское, т. е. Мессия, – Keil. 617). Несчастных, обреченных на заклание овец Он пасет посредством двух посохов: один Он именует благоволением (Венск.: благодатью), другой – узами. По выражению Ляура, символические наименования жезлов, данные добрым Пастырем, должны были представлять как бы девиз Его пастырского служения (P. Elred Laur. Die Prophetennamen des Alten Testamentes. Freiburg 1 , 1903. S. 115). Древние и Лютер вместо chobhelim – «узы» в ст. 7 читали chabhalim – «болезни, скорби» (Luth. 222, Marti 441). Зах.11:8 .  И истреблю трех из пастырей в один месяц; и отвратит­ся душа Моя от них, как и их душа отвращает­ся от Меня. Зах.11:9 .  Тогда скажу: не буду пасти вас: умира­ю­щая – пусть умирает, и гибнущая – пусть гибнет, а оста­ю­щиеся пусть едят плоть одна другой. Деятельность доброго Пастыря за период времени, обозначаемый символически одним месяцем, проявляется, главным образом, в том, что Он уничтожает трех пастухов – очевидно, тех, которые угнетали овец, обращались с ними несправедливо и жестоко. По очень распространенному со времени отцов толкованию, под тремя пастырями следует разуметь еврейских царей (или вообще представителей светской власти), священников и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако личность автора открывается в следующих словах: «Знайте, что брат наш Тимофей освобожден, и я вместе с ним, если он скоро придет, увижу вас. Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские» ( Евр.13:23-24 ). Дух Послания указывает на авторство ап. Павла. Учитывая отношение иудеев к Апостолу, понятно, почему он скрывает свое имя. Видимо, Послание ап. Павла было записано итальянскими христианами. Адресатами были палестинские евреи, принявшие христианство. Никто так не знал иудейства, как Павел, никто так не желал спасения евреям, как он, поэтому необходимо было изложить учение евреям. Евреи-христиане чувствовали себя связанными с иудеями нехристианскими и национальными интересами. В этом отношении они были ближе к иудеям, чем к христианам из язычников. В христианах из иудеев иудеи видели сектантов-назарян. В 62 г., после смерти ап. Иакова, христиане-евреи встали перед альтернативой: отречься от Христа либо порвать с иудейством. Послание ставит своей целью утвердить веру во Христа, установить правильный взгляд на ветхозаветное богослужение, храм, жертвы, чин священства, возбудить веру к добрым делам, укрепить в гонениях, предупредить от отпадения в иудейство. Послание написано на греческом языке. Климент Александрийский и Евсевий считали, что Послание было написано на еврейском языке, а потом кем-то (но не Павлом) переведено на греческий язык. За написание подлинника на греческом языке говорят следующие факты: пользование исключительно переводом 70-ти, перевод еврейских имен на греческий (например, Мелхиседек), выразительность языка Послания, краткость, строгость, последовательность. Написано Послание после уз, но до иудейской войны 66 г. (вероятно, в 63 г.). В 1–4 главах изображается величие Лица Иисуса Христа. Первое, Ветхозаветное, Откровение было сообщено по частям и различными способами. Второе, Новозаветное, – Господь сообщил в Сыне. Превосходство последнего – в величии Сына. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Он царствовал семнадцать лет, умер 58 лет от роду и былпогребен в городе Давидовом. Его царствование описано было в записях пророка Самея и Адды прозорливца – в книге царских родословий. Ровоаму наследовал сын его Авия, на восемнадцатом году царствования Иеровоама 218 . Он попытался еще раз силою возвратить себе отпавшие колена, и в начатой войне ему удалось поразить Иеровоама и отнять несколько городов, в числе которых был и Вефиль. Победа эта была результатом сильного религиозного одушевления как самого царя, который укорял израильтян за введенное у них идолопоклонство, так и вообще иудеев, «которые уповали на Господа, Бога отцов своих». Но сам Авия не удержался на высоте этого доброго начала и скоро последовал дурному примеру своих предшественников: завел большой гарем из 14 жен, от которых у него родилось 22 сына и 16 дочерей, и вообще начал «ходить во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него», вследствие чего и царствование его было непродолжительным. Он царствовал около трех лет и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе. Аса, третий царь иудейский, взошел на престол на 20-м году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год 219 . Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением следовать во всем примеру великого своего прапрадеда Давида и с сердечною преданностью истинной религии приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его, И даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты», который он, вместе с тем, изрубил и сжег у потока Кедронского, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом. Впрочем, и он не довел своего преобразования до конца, так что не уничтожил всех «высот» с их идолопоклонническими принадлежностями, предоставляя совершение этого дела своим преемникам. Но вообще Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благословение Божие и отличалось полным благоденствием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Он царствовали всего три года и погребен был в городе Давидовом, передав царство своему сыну Асе. Аса, третий царь Иудейский, взошел на престол на 20 году царствования Иеровоама и царствовал в Иерусалиме сорок один год. Воспитавшись среди испытаний прежних царствований, он воцарился с добрым намерением следовать во всем примеру великого своего прапрадеда Давида и с сердечною преданностью истинной религии приступил к очищению своего царства от накопившегося в нем религиозно-нравственного зла. «Он изгнал блудников из земли, и отверг всех идолов, которых сделали отцы его. И даже мать свою Ану лишил звания царицы за то, что она сделала истукан Астарты», который он вместе с тем изрубил и сжег у потока Кедронского, как некогда Моисей поступил с золотым тельцом. Впрочем, и он не довел своего преобразования до конца, так как не уничтожил всех «высот» с их идолопоклонническими принадлежностями, предоставляя совершение этого дела своим преемникам. Но вообще Аса показал столько благочестивой ревности, что его царствование на время опять сосредоточило на себе благоволение Божие и отличалось полным благоденствием. Победа отца его над Иеровоамом обеспечила ему десятилетний мир, и он воспользовался им для того, чтобы поддержать выгодную торговлю с Аравией, востоком и богатыми серебром странами западной Европы, что дало ему возможность вновь скопить значительные сокровища как в храме, так и во дворце. Вместе с тем он вновь укрепил важнейшие города. Благоустроив внутренние дела государства, он собрал сильное войско в 580,000 человек с целью низвергнуть данническое иго египтян. Узнав об этом, египетский фараон Зарай Ефиплянин выступил против него с огромным «войском в тысячу тысяч и тремястами колесниц» и дошел до Мареши (близ позднейшего Елевферополя), в юго-западной части колена иудина. Здесь встретил его Аса и, сильный упованием на Бога, помощь которого он призвал в пламенной молитве пред битвой, разбил его на голову, захватив громадную добычу 208 . При победном возвращении его в Иерусалим его встретил пророк Азария, который своею боговдохновенною речью о благодеяниях Господа в случае упования на Него и о страшном гневе Его при отпадении от Него возбудил в царе и народе новый порыв ревности и истинной религии. «Мерзости языческие» были удалены из всех иудейских городов, и царь обновил осквернявшийся вероятно идолослужением «жертвенник Господень, который пред притвором Господним». Вместе с тем в третий месяц 14-го года своего царствования Аса созвал в Иерусалиме великое народное собрание, на котором участвовали не только жители его царства, но и народ из остальных колен, и на нем был заключен торжественный завет, «чтобы взыскать Господа, Бога отцов своих, от всего сердца своего и от всей души своей», причем за идолопоклонство назначена была смертная казнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Первый подход. Соломонова антитеза в отношении времени разрешается в связи с наличием в мире добра и зла. Поэтому время то одному, то противоположному. Так толковали св. Дионисий Александрийский , св. Григорий Нисский . Второй подход. Переменчивость всего в жизни. Всякое качество переходит со временем в свою противоположность. Так понимал св. Григорий Чудотворец : «Нынешнее же время полно всяких противоположностей – рождения, потом смерти, насаждения растений, потом исторгания, исцелений и убийств, созидания и разрушения, плача и смеха, рыдания и ликования… Ибо дела человеческие то борются между собою, то примиряются, и отличаются таким непостоянством, что то, что казалось добрым, в скором времени изменяется в признаваемое всеми дурным» 3]. В таком же смысле употребляли слова Екклесиаста блж. Иероним и многие другие отцы. Третий подход. Слова Екклесиаста осмысливаются философски. Красота этого мира в его соразмерности и благовременности, что и выражено антиномиями Соломона. Так понимал св. Григорий Нисский . Четвёртый подход. Слова Екклесиаста раскрываются на примере истории Израиля. Это понимание содержится в иудейском предании и выражено Раши, блж. Иеронимом. Что пользы работающему?.. Философ нашёл равновесие в противоположностях и противоречиях этой жизни. Но значит ли это, что он нашёл смысл этой самой сотканной из противоречий жизни? Нашёл ли он наконец свой заветный «итрон»? В жизни всё уравновешено, но остаётся ли что-нибудь от неё человеку? Равновесие противоположностей – это ещё не их смысл: ( Еккл. 3:9–10 ) Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Вновь слышится знакомое стенание и сетование философа. Всё премудро уравновешено и упорядочено в жизни – только толку от этого нет никакого. Пользы (итрон) работающему нет от того, над чем он трудится. Всё тщетно. И, поднимая очи к небу, философ с горечью шепчет, едва ли уже на что надеясь: видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том . Дал же Бог людям заботу, чтобы трудиться, но ничего не иметь от этого!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По учению И. Христа, кто напоит учеников Его чашей воды во имя Его, не потеряет своей награды ( Мк. 9:41 ). Корнилию сотнику ангел сказал: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом ( Деян. 10:4 ). Ему же апостол Петр сказал, что Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему ( Деян. 10:34, 35 ). Бог так любвеобилен, что идет на встречу с Своею помощью не только к ищущему Его, как отец, по сказанию евангельской притчи, побежал на встречу к своему распутному сыну; но пробуждает разнообразными способами потребность общения с Ним даже в тех, которые по собственному почину не идут к Нему, хотя и могут откликнуться на Его призвание и пожелают принять Его. Се, стою у двери, и стучу. Если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Апок. 3:20 ). Проявление добра в грешнике для Бога приятнее даже, нежели добродетели праведника; потому что праведник опасен и менее нуждается в содействии ему любви Божией, а грешника еще нужно спасти. Можно ли не радоваться добрым его начинаниям и можно ли не помочь ему возрастить их? Отец в евангельской притче сказал своему старшему сыну, который оскорбился невниманием отца к себе и его привязанностью к распутному младшему сыну: Сын мой ты всегда со мною, и все мое твое. A о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лук. 15:31, 32 ). Произнеся эту притчу, Спаситель добавил. на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лук. 15:7 ). И так, значение остатков добра в падшем человеке для его спасения и условливаемое ими отношение к нему любви Божией кратко можно выразить следующим образом: остатки добра в человеке, составляя основание для развития его в добре и воссоздания, делают возможным содействие ему любви Божией и даже привлекают ее к нему и побуждают ее спасти его Так как все люди имеют начатки добра и во всех них есть способность к исцелению от греха, то любовь Божие, содействующая, благодетельствующая и спасающая, простирается на всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Под первыми разумеются искусно составленные речи, затем притчи, под вторым – загадки в собственном смысле ( Суд. 14:12 ). Уменье разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно, славился Соломон ( 3Цар. 5:12 ; Сир. 48:15–17 ; Npumч. I ). «Предузнает знамения и чудеса…» Ср. Прем.10:16 ст. «Последствия лет и времен…», слова имеют то же значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян. 1:7 ; 1Сол. 5:1 ). Прем.8:9 . Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. 9–16 . Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединялись с приобретением премудрости. Через нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9–15) и счастье семейной жизни (16 ст.). Прем.8:10 . Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; 10 . Ср. 3Цар. 5:11, 14, 10:1, 6–7 ; Сир. 5:13, 38:24 . Прем.8:11 . окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. 11 . Ср. 3Цар. 3:16–28 . Прем.8:12 . Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. 12 . Ср. Иов. 19:9, 40:4 ; Притч. 30:32 . Прем.8:13 . Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. 13 . Ср. Прем.1:15, 3:4 . Прем.8:14 . Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; Прем.8:15 . убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. 14–15 . Содержание этих стихов не соответствует характеру исторической личности Соломона, который не был воинственным царем и не покорял чужеземных народов. Писатель, очевидно, идеализирует личность Соломона, он выводит его в своем сочинении, как живого носителя мудрости, поэтому приписывает ему все качества, какие должны быть в такой идеальной личности. Прем.8:16 . Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010