В частности, требуется посвящать Богу седьмой день недели ( Исх. 20:11 ), требуется уважение и благоговение к имени Божию ( Исх. 20:7 ), принесение жертв Богу из животных ( Исх 20:24 ), посвящение Ему каждого первенца из животных и людей (Мсх. 13:2, 12–13), начатков гумна и точила ( Исх. 22:29; 23:15–19 ); а в каждый седьмой или субботний и в пятидесятый, юбилейный, год вся земля посвящалась Богу ( Лев. 25:2–11 ). Но все эти, большею частию вещественные, воздаяние должны были быть выражением внутреннего. сердечного расположения человека к Богу, выражением любви к Нему, a без этого они не были угодны Богу. Так, жертва Авеля была принята Богом, ибо была принесена с верою, следовательно от искреннего, любящего сердца; а жертвы Каина Бог не принял, потому что она не сопровождалась внутренним добрым расположением к Богу. Давид в покаянном псалме говорит Богу: жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже ( Пс. 50:18–19 ). A в псалме 49-м Сам Бог обращается к народу: всесожжения Твои всегда предо Мною... ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои. И призови Меня в день скорби (8–15). Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие (23 ст.) A грешник в этом же псалме обличается за то, что хотя Он устами проповедует заповеди Божии, но в душе ненавидит их и преступает. – В Нов. Завете точно так же, как и в Ветхом, выражением любви к Богу почитается повиновение Его заповедям, исполнение их ( Ин. 14:15; 15:10, 14; 21:23 ); а исполнение заповедей есть воздаяние Богу того, что мы обязаны, должны воздать ему. Апостол Павел убеждает нас, чтобы мы прославляли Бога духом и телом ( 1Кор. 6:20 ); а это значит, что вся наша жизнь и деятельность должны быть посвящаемы Богу, как Его же собственный дар нам, потому что, говорит апостол, вы не свои (19 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Вера, которая сама уже родилась не без борьбы в человеке, требует для своего утверждения также борьбы против различных искушений. Наградой за такую борьбу, составляющей предмет стремлений для всякого доброго христианина, явится вечная жизнь, к достижению которой Тимофей и призван чрез Евангелие и желание получить которую он засвидетельствовал при своем вступлении в Церковь , принимая св. крещение, в присутствии многих свидетелей, которые слышали читанное им исповедание веры. Апостол называет это исповедание « добрым» или прекрасным, как выражающее ясное убеждение в существовании загробного блаженства со Христом. 1Тим.6:13 .  Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе 1Тим.6:14 .  соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, Чтобы еще более укрепить Тимофея в неуклонном благочестии, апостол поставляет его пред лицом Самого Бога, все животворящего и следовательно могущего возвратить Своему рабу жизнь, которой он может лишиться за твердое исповедание веры. Поставляет апостол Тимофея и пред лицом Христа, Который пред неверующим Пилатом твердо заявил Свое исповедание о Себе как о Сыне Божием. В конце концов апостол указывает Тимофею, что тот должен хранить данную ему от апостола заповедь до самого явления Христа на землю. Некоторые говорят, что апостол здесь имеет в виду смерть Тимофея (Полянский), но такое понимание представляется очень неподходящим к прямому смыслу выражения: « даже до явления Господа нашего Иисуса Христа». Апостолу не была чужда мысль о возможности дожить до второго пришествия Христова. См. Кол 3:3–4 ; 1Сол. 4:17 . 1Тим.6:15 .  которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, 1Тим.6:16 .  единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. Явление Христа совершится в свое, для этого определенное от Бога время (ср. Деян 1:7 ). Бог называется здесь « блаженным» в противоположность земным владыкам, которые нередко принуждены подвергаться разного рода страданиям. Он есть единый сильный ( δυνστης), потому что, собственно говоря, все прочие владетели сами по себе, без Бога, бессильны ( Пс 145:3 ) и вполне зависят от Бога. Наравне со всеми людьми они подлежат и закону смерти, от которой свободен только Бог . Он есть « единый бессмертный» в собственном смысле этого слова, в силу Своей собственной природы: все другие живые существа, даже Ангелы, имеют бессмертие, какое получили при своем происхождении от Бога. К Богу нельзя приблизиться и Его узреть – конечно, обыкновенными очами (визионарное видение Бога здесь не имеется в виду). Все это апостол говорит для того, чтобы убедить Тимофея с твердостью переносить всякие испытания, какие ему Бог пошлет, в особенности же убедить его, чтобы он не боялся земных владык, которые пред Богом – ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Верю и надеюсь, что и я отношусь к тем, кого избрал Господь, так как избран был Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви, а сказано: «...где двое или трое собраны во имя Мое — там Я посреди них» (Мф. 18.20). Значит, и ко мне грешному относятся слова Господа нашего Иисуса Христа: «не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, что бы вы шли и приносили плод» (Ин. 15. 16). Знаю, что Господь избирая кого-либо, не оставит, а даст и силы осуществить Его заповедь, если только избираемый останется верным Господу и не угасит своей любви к Нему. Последние годы моего служения проходят в Свято-Троицкой обители, и в день хиротонии в сан епископа я буду просить Всемогущего Бога о ниспослании в этом Святом Таинстве «...Духа Премудрости и Разума, Духа Совета и Крепости, Духа Ведения и Благочестия» (Ис. 11. 2). Смею прибавить к сим словам пророка Исайи — духа любви и мира. Ибо если я не буду иметь любви, то все остальные слова о вере и благочестии будут ложью, и я никогда не сумею постичь Бога, который есть Любовь, а если я не буду иметь духа мира, то, по слову преподобного Серафима Саровского, не сумею не только стать примером в спасении для тысящ, но и спастися сам. Почти два с половиной десятилетия я являюсь пастырем для народа Божия и пытаюсь быть для него пастырем добрым. Но Епископское служение обязывает быть примером не только для паствы, но и для пастырей. Сознаю, что действенным и сильным мое слово может быть только в том случае, если я своей духовной и богоугодной жизнью буду подавать пример пасомым, и только тогда исполню завет апостола Павла своему ученику Тимофею: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4. 12). Твердо знаю, что в пастырстве можно настаивать и призывать исполнить других только лишь то, что исполняешь и чему следуешь сам. Только так твое слово будет весомым, а не лицемерным пред Богом и людьми. Родился я в эпоху, когда жить было совсем «весело». Годы детства и юности прошли во времена суровой «оттепели» и дальнейшего построения «светлого коммунистического будущего». Рос в обычной большой крестьянской семье, и был в ней самым младшим. Молитвенницей за всех нас была наша мама, раба Божия Александра (Царство ей небесное). Она же стала моим «апостолом».

http://patriarchia.ru/db/text/658149.htm...

Господь, обращаясь к ученикам Своим, призывает их: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Несмотря на большое число соблазнов, на секуляризацию общественной жизни, пересмотр базисных, основных нравственных ценностей, немало людей сегодня стремятся обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу. Их умы и сердца жаждут истины. Чтобы Благая весть их достигла, голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Нужно стремиться для каждого находить понятные слова, обращаться и к отдельному человеку, и к какой-либо группе людей на доступном им языке. На архиерея, особенно в нынешний информационный век, устремлены пристальные взоры многих. Люди обращают внимание и на слова, и на поступки епископа, по которым судят обо всей Церкви. Помни, что возвышенные и правильные речи будут звучать фальшиво, если жизнь не будет им соответствовать. Ведь когда человек говорит от личного опыта, когда его слова прошли через его собственный разум, через его сердце, тогда они становятся убедительными. Итак, согласно с апостольским наставлением «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Господь судил тебе совершать епископские труды в родном для тебя краю — на Латвийской земле, где ты родился, получил образование и принял сан. Хорошее знание местных реалий, приобретенный тобою разнообразный опыт станут добрым подспорьем в предстоящем служении викария Рижской епархии. Будь усердным и неленостным сподвижником Преосвященного митрополита Александра , помогая ему в церковном управлении, в развитии миссионерской и просветительской, катехизаторской и благотворительной деятельности, в совершенствовании всех сторон приходской жизни. Латвийская Православная Церковь , как тебе хорошо известно, уже долгое время является самоуправляемой в составе многонациональной Русской Православной Церкви, чье пастырское попечение простирается сегодня на разные страны и народы. Хотел бы особо подчеркнуть важность сохранения нашего духовного единства, которое не должно зависеть от каких-либо переменчивых обстоятельств жизни, ибо церковные границы не определяются ни государственными пределами, ни этническими различиями, ни политической конъюнктурой. Ответственность за церковное единство лежит, в первую очередь, на епископах, а также на духовенстве и верных чадах. Твердо помня об этом своем долге, прилагай все усилия к тому, чтобы, по слову апостола, «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/4414281.ht...

Евр.10:20 .  который Он вновь открыл нам через завесу, то есть Плоть Свою, «Который (путь) Он вновь открыл» – греч.: ν ενεκανισεν, – точнее слав.: «его же обновил есть», т. e. который Он устроил и которым Сам первый прошел; обновлением называется начало употребления. – «Через завесу, то есть Плоть Свою…» Эта Плоть первая проложила путь, который, как говорит апостол, Он обновил и по которому Он Сам благоволил пройти. Справедливо плоть названа завесою, потому что когда она вознеслась, тогда и открылось небесное» (Злат.). Евр.10:21 .  и имея великого Священника над домом Божиим, Евр.10:22 .  да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, «Да приступаем…» Кто – «да приступаем»? «Кто свят по вере, по духовному служению» (Злат.). – «С искренним сердцем, с полною верою», «потому что здесь нет ничего видимого: и священник, и жертва, и жертвенник – невидимы» (Злат.). – «Кроплением очистивши сердца от порочной совести…» «Здесь апостол доказывает, что требуется не только вера, но и добродетельная жизнь, и то, чтобы не сознавать за собою ничего худого. В святое не допускаются те, которые не ведут себя вполне так, потому что оно – святое и святое святых; следовательно, сюда не входит никто из нечистых. Те омывали тело, а мы – совесть; нужно и ныне омываться, но уже – добродетелью» (Злат.). – «Омыв тело водою чистою». «Здесь говорится о купели крещения, которая очищает не тело, а душу» (Злат.). «Говорит о воде, или делающей чистыми, или не имеющей крови» (там же). Евр.10:23 .  будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. «Верен Обещавший». «Что? То, что нужно отойти (из здешней жизни) и войти в Царство (Небесное). Потому не исследуй, не требуй доказательств: наши (предметы) требуют веры» (Злат.). Евр.10:24 .  Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. «Как железо острит железо, так и общение друг с другом умножает любовь. Если камень, ударяясь о камень, издает огонь, то не тем ли более душа, сообщаясь с душою?» (Злат.). «Что значит: «в поощрении любви»? Чтобы более и более любить и быть любимыми. Прибавляет еще: «и добрых дел», чтобы они прониклись соревнованием… Кто добродетелен, тому будем подражать, будем смотреть на него, чтобы любить и быть любимыми; а от любви происходят добрые дела» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если бы Адам не уступил своей жене, а пребыл верным Богу ( Быт. 3 ), то, возможно, не было бы столько зла в мире, и история человечества потекла бы по совсем другому, более светлому руслу. Вот почему необходимо не смешивать оба вида любви и в случае конфликта верность Богу ставить выше всего, выше собственной жизни. Любовь многих пугает тем, что они чувствуют себя неспособными всецело посвятить себя добрым делам. Они страшатся трудов, подвигов и нищеты, которые якобы сопряжены с нею. Однако надо понять, что любовь это не столько дело сколько  чувство . Не столь важно, как много мы сделали, как то, с каким  настроением мы это делали. Можно много сделать, а потом своей раздражительностью, грубостью и другими недостатками огорчить тех, которым хотели помочь или разогнать тех, которые с нами работали. Поэтому в первую очередь исключительно важно  воспитывать в себе добрые чувства по отношению к людям. Апостол Павел прекрасно объясняет сущность любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13:1–3 ). И дальше он объясняет, какие чувства свойственны любви, а какие нет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знания упразднятся» ( 1Кор. 13:4–8 ). Исходя из этого замечательного наставления апостола надо стараться: · Хранить  мирное настроение и держать себя скромно и тихо, как учил преп.  Серафим Саровский : «Стяжи мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя». · Относиться к людям с доверием и  доброжелательно . · Желать всем добра. · Не выставлять свое превосходство, а скрывать его и уступать людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– Если не будет стеснительно, приду и я, придет и кто-нибудь из наставников, посидит сколько кому можно, сколько захочется, не в видах полицейского надзора: потому что доверяем добросовестности исполнителей, а для того, чтобы самим принять участие в общем удовольствии. Вообще, одни могут оставаться долее, другие менее – как кому угодно. Здесь обращение без чинов». 2185 тел привлечь к благотворительности и своих студентов. 5-го декабря, с этою целью, он разослал по студенческим комнатам приглашение «добрым внимательным слушателям слова Христова» такого содержания: «вопли страждущих и гибнущих от голода поселян и нашей братии духовных лиц с их семействами в Самарской губернии давно уже раздаются по России, – и еще не близки надежды на удовлетворение нуждающихся в насущном хлебе плодоприношениями земли, если Господь благословит. – Доброму христианину не нужно много слов, чтобы склонить его к посильной помощи беспомощным. Сердце его слышит и знает, кто в лице нуждающихся его братий взывает: «взалкахся». – Может быть, кто-нибудь или запоздал исполнением сердечного желания оказать эту помощь, или затрудняется и совестится послать малое. – Предлагаю свое посредство. Соберем что можем, и пошлем вместе, не стесняясь никакими мелочными представлениями. Апостол нас успокаивает: «усердие принимается смотря потому, кто что имеет, а не потому, что не имеет». – В заключение да будет мне позволено обратить к просвещенному в духе Христовом юношеству и сие возбуждающее слово Апостола, не постыдившегося принять на себя собирать милостыни на иерусалимских бедных: «как вы изобилуете всем: верою, и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью, так изобилуйте и сею добродетелью» ( 2Кор.8:8 )». 2186 А. В-ч разумеется, очень хорошо знал, что те, к кому он обращался, сами воспитываются на чужие средства, и однако – приглашал их. В этом случае надо быть глубоко уверенным в доброте и отзывчивости человеческого сердца чтобы взывать к нему о помощи. А. В-ч был уверен и редко обманывался в своей вере. Студенты сами открывали пред ним свою душу и не боялись за свою откровенность, чего бы она ни касалась, – взглядов, убеждений, состояния духа, внешних обстоятельств: знали, что от этого кроме добра им ничего не будет. Неудивительно поэтому, если они и так писали иной раз своему отцу ректору: «без предварительных извинений обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой: помочь мне

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если око твое будет чисто, – говорит Христос, – то все тело твое будет светло». Вся Церковь светлая, потому что око Церкви – Христос. Вся Церковь сияет светом от ее святых. апостол Павел обращается ко всем христианам, называя их святыми, поскольку этот свет нам принадлежит, и весь наш путь в Церкви Христовой – через мрак этого мира к преодолению той помраченности, которая в нас есть, светом благодати Христовой. От нас требуется одно – чтобы мы были в Церкви. Чтобы крещение света, которое мы приняли от Бога, оказалось нам не в суд и во осуждение, а в радость, в свет жизни вечной. Для этого требуется целостность жизни. Христос не говорит, что мы не должны смотреть одновременно туда, где свет, и туда, где мрак. Он говорит, что мы не можем этого делать. Как говорит преподобный Исаия, человек не может одним глазом смотреть вверх, а другим вниз. Не то, что «не должен», но – «не может», потому что это противоестественно. Он не может быть устремленным к небесам и одновременно к земле. Самое печальное в противоестественном состоянии человека после его отпадения от Бога – когда он теряет последний свет, который в нем остался, – способность отличать добро от зла и истину от лжи. «Итак, смотри, – говорит Христос, – свет, который в тебе, не есть ли тьма?» В какой страшной тьме пребывает душа человека, душа народа, душа человечества, когда происходит исполнение этого пророчества Христова в мире! Род сей знамения ищет, а христианин должен испытывать себя, нет ли в нем какой-либо части с тьмой. «Когда Господь говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать». Мы не знаем, что было на уме у фарисея. Если он приглашает с дурным намерением, ему дано будет убедиться, что Христос не боится его. Если с добрым – он узнает, что Христос всегда приходит, чтобы сотворить благо. И Господь отвечает на приглашение. Ученики Христовы должны научиться у Господа быть общительными, а не мрачными. Хотя нам следует быть осмотрительными в выборе общения, но нет нужды быть жестко несгибаемыми. Фарисей соблазняется, увидев, что Господь не умыл рук перед обедом. Речь идет не о гигиене в современном смысле, а о соблюдении обрядового закона. Фарисей удивляется, как человек такой святости может пренебречь этим. Сам он и его гости, несомненно, исполнили положенное. Христос знает, какая последует на это реакция, но Ему необходимо обозначить нечто существенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования ( Евр.6:11,12 ). Притчи о долготерпении Божьем Священник Александр Зиновкин, преподаватель библейского иврита СПбДА: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ). Буквально стих переводится с еврейского языка следующим образом: «Щедрый и милостивый ГОСПОДЬ, длинный/долгий на гнев и многий на милость». Что означает выражение “длинный/долгий на гнев”? В славянской Псалтыри данное выражение репрезентировано как “долготерпелив”. Исходя из последнего, складывается впечатление, что Бог терпит, молчит, ждет… Но еврейское выражение говорит совершенно о другом. Бог долго гневается.… Бог много милует… Таким образом, нужно говорить, что гнев Божий он длится долго, мучительно долго, медленно, душит долго. Да, именно душит долго. Вспомним, как Бог долго “душил” евреев в пустыне, вспомним, как Бог долго “душил” в Вавилоне… Именно поэтому Бог — не долготерпелив, а “длинно” гневается. Напротив, Бог “многомилостив”. Еврейское так и переводится, как “многий на милость”. Что означает это в контексте вышесказанного? Это означает, что, если Бог гневается долго, мучительно долго, то, напротив, Он много милует, до тысячи родов милует (см. Исх.20 ). Он помнит о добром деле Авраама — 400 лет помнит об этом и выводит евреев из Египта. Он помнит доброе дело Давида — потомок его должен быть Мессией, и, несмотря на беззакония потомков Давида, престол его уцелел. Это означает, что милость Божия, Его «хесед», будет всегда, равно как и наше доброе дело — будет в нашем роде жить в памяти Божией много и долго. Цитаты о долготерпении «Подлинно блажен человек, который приобрел долготерпение, потому что и Священное Писание хвалит его, говоря:  Долготерпелив муж мног в разуме ( Притч.14:29 ). И что преимущественнее этого? Долготерпеливый всегда в радости, в веселии, в восхищении, потому что надеется на Господа. Долготерпеливый далек от гнева, потому что все терпит. Долготерпеливый нескоро воспламеняется гневом, не прибегает к оскорблениям, нелегко трогается пустыми речами; если обижен, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всяком деле тверд; нескоро вдается в обман, не склонен к раздражению, в скорбях радуется, свыкается со всяким добрым делом; людям, всем недовольным, во всем угождает; когда приказывают ему, не противоречит; когда делают выговор, не хмурит лица; во всяком случае находит для себя врачевство в долготерпении».

http://azbyka.ru/dolgoterpenie

Задача Церкви — словом и делом, проповедью и молитвой поддержать людей в трудные времена, вселить в их сердца надежду и веру в спасительный промысел Божий о каждом человеке, призвать людей, в том числе из мира бизнеса, не оставаться равнодушными к нуждам и скорбям многих своих соотечественников. Можно долго говорить о несовершенстве экономических механизмов, давать в очередной раз рецепты спасения финансовой системы. Но нужно помнить, что экономика — это всего лишь инструмент в руках человека, и сам человек является местом борьбы добра и зла, центром принятия решений — правильных или ошибочных. Сегодня к представителям деловых кругов приходит понимание необходимости социально ответственного поведения бизнеса. Вселяет надежду то, что и в России, и в Италии есть социально значимые проекты, финансируемые коммерческими структурами, что сегодня многие неравнодушные люди из мира бизнеса, осознающие свою ответственность, ибо «и от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Мк. 12:48), творят добро не ради саморекламы и гордыни, но по зову сердца, по слову Спасителя: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:1-4). Конечно, это капля милосердия в море безразличия, но хочется верить, что и другие люди будут вдохновлены добрым примером, и Господь даст им силы продолжать благие дела. Ведь в любые времена были люди, которые слышали и исполняли Слово Божие и явили миру пример любви к ближнему. Например, царственные мученики — святой страстотерпец царь Николай II с семьей, несмотря на статус императорских особ, вели весьма скромный образ жизни в быту и явили пример жертвенного служения ближнему (императрица Александра Федоровна с самого начала Первой мировой войны посвятила себя раненым. Пройдя курсы сестер милосердия вместе со старшими дочерьми — Великими княжнами Ольгой и Татианой — она по несколько часов в день ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете).

http://patriarchia.ru/db/text/1668557.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010