9. сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их; Ст. 9. Отрок Господень освободит находящихся в узах, просветит пребывающих во тьме ( Ис.59:1 ; Лк.4:18 ) и будет для них пастырем добрым ( Ин.10:9–11 ). не взалчтъ, ниж вжаждтъ, ниж поразитъ ихъ зной, ниж солнце, но милй ихъ утшитъ ихъ и сквоз источники водны проведетъ ихъ. 10. не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведёт их к источникам вод. Ст. 10 ср. Откр.7:16 . Вместо==в р.-с. будет вести их, 70 читали: , почему: παρακαλσει ατος= утшитъ ихъ. ср. объяснение Ис.41:17–18 . И полож вск гор въ пть и вск стезю въ паств имъ. 11. И все горы Мои сделаю путём, и дороги Мои будут подняты. Ст. 11 ср. Ис.26:7; 62:10 . Казавшийся прежде для последовавших за Отроком Господним трудный путь, т. е. путь добродетели, при содействии Божием, становится лёгким (ср. св. Кирилл Александрийский ). Посл. два слова ст.: 70 читали: , почему: κα πσαν τρβον ες βσκημα υτος= и вск стезю въ паств имъ. С, издалеча свера и мор, же земл 12. Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим. Ст. 12. В наследие Отрока Господня войдут народы всех стран света. Слова: « издалеча, севера, мор, земли персск», по Иерониму, суть названия четырёх стран света,: востока, севера, запада и юга. земл персск соотв. буквально с евр.: из земли Синим, у Ак. С. Феод. κ γς Σινεμ; Иероним: de terra Australi – из земли южной, на том основании, что имя Синим (), по его словам, происходит от имени горы Синай (), лежащей к югу от святой земли ( Авв.3:3 ). Перевод Иеронима согласен с Таргумом: =от земли южной, что принимается Раши и Кимхи и одобряется Бохартом, по мнению которого происходит от , упоминаемого у Езек.30:15 в смысле имени г. Пелузия, и означает «жителей Пелузия», а синекдохически – жителей южных стран вообще. Со времени Ариас Монтана и Гезениуса большая часть позднейших комментаторов в стране Синим, упоминаемой здесь у пророка, видят Хину (Китай), сведения о которой, как самой восточной относительно Палестины стране, мог иметь пророк (ср. комм. Гезениуса и Делича, у последнего (особое прибавление к коммент., например, Исаию: Können Jes. XLIX, 12 die Chinesen sein? Excurs von Victor von Strauss-Torney).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

III. Увещание к христианам, адресатам послания «держаться исповедания упования неуклонно», стараться «поощрять друг друга к любви и добрым делам» и хранить свою веру ( Евр. 10:19–12,29 ). Адресаты послания являются частью народа Божия, который через многочисленные преграды идет к исполнению данного им Богом «обетования». Героические примеры веры святых Ветхого Завета (гл. 11) вдохновляют их на подвиг и возлагают на их плечи огромную ответственность. Адресатов окружает целое «облако свидетелей». Они должны с верой взирать на «начальника и совершителя» Господа Иисуса Христа, Который Сам так же испытал «крест поношения», но ныне находится одесную престола Божия. Адресаты послания в настоящее время терпят скорби, но они не должны забывать, что «всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ( Евр. 12:11 ). IV. Различные увещания ( Евр. 13:1–21 ); упоминание о предстоящем посещении Тимофея и самого автора послания, приветствия, благословение (13, 22–25). 22.2. Об авторе Послания к евреям   На всём протяжении Послания евреям автор ни разу не упоминает своего имени, вопреки твёрдому обыкновению апостола Павла начинать свои письма с указания автора (или, в некоторых посланиях, соавторов) и адресатов. Автор называет своё произведение «словом увещания» ( Евр. 13:22 ) и упоминает в конце Тимофея (13, 23), хорошо известного сотрудника апостола Павла. Но эти признаки сами по себе отнюдь недостаточны для определения личности автора. Язык и стиль Послания евреям разительно отличаются от языка и стиля других Павловых посланий. Прерывистый образ мыслей и незаконченные предложения, так свойственные стилю апостола, уступают здесь место ровному, последовательному, синтаксически безупречному греческому языку, лучшему из всех книг Нового Завета. Этот язык выдает в его авторе выпускника хорошей греческой школы, напоминает такие образцы эллинистической письменности, как Премудрость Соломонову или труды Филона Александрийского. Некоторые места Послания евреям могут быть сопоставлены с образцами речи аттических авторов (напр., Евр. 12, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

    «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что [так] поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе»:    «Душа твоя свободна и есть превосходное Божие дело» (Кирилл Иерусалимский. IV, 18).    Strom. II, 77, 5 (цитируем но изд.: Климент Александрийский. Строматы. Т. 1—3. СПб., 2003).    «Мы называем истинной свободой только ту свободу, которую даровал нам Господь, избавив нас от желаний, страстей и других чувственных желаний» (Strom. III, 44, 4). Как писал Григорий Нисский, «через свободу человек богоподобен и блажен» (PG. Т. 46. Col. 524а), «так что истинная свобода — “духовная» собственность, дар Святого Духа» (Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства: систематическое изложение. М., 2000. С. 120).    Strom. II, 12, 1.    «В нашей власти принять слово Божие или отвергнуть его» (Strom. I, 90, 1; II, 26. 3). Поэтому Господь «Свою спасительную миссию не навязывает всем подряд, но ставит ее в зависимость от свободного выбора» (Strom. VII, 6, 3), и хотя евангельская проповедь обращена ко всем, «“призванными» называются по справедливости только те, кто откликнулся» (Strom. I, 89, 3).    Strom. VII, 6, 3.    Кирилл Иерусалимский. Слова огласительные. II, 5    Strom. VI, 96, 2; ср.: Феодорит. История. Предисловие, 5 (цит. по: Феодорит, епископ Киррский. История боголюбцев с прибавлением «О Божественной любви» и «Жития Мар Евгена». М., 1996). «Добродетели суть участие во Христе», как подчеркивает один из современных исследователей святоотеческой письменности (Шпидлик Ф. Указ. соч. С. 98).    Strom. VII, 9, 4.    «Спасаемся мы, с одной стороны, только добрым своим произволением в выборе и, с другой стороны, милосердием Божественным» (Strom. IV, 131. 1).    Strom. I, 84, 1.    Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. С. 23.    Немезий Эмесский.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Вопрос 24. Что такое укоризна?    Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» ( Иоан.9, 28 ).    Вопрос 25. Что такое клевета?    Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым ( 1Кор. 5, 11 ), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла... берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» ( 2Тим. 4, 14–15 ). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.    Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» ( Пс.100, 5 )    Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей ( Чис.12 ).    Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ. Не все душевные недуги, так же как и телесные, явны не только всякому, но даже и самому страждущему. Посему как в рассуждении тела знающие имеют некоторые признаки недугов сокровенных и неощутительных страждущему; так и в рассуждении души, хотя грешник не чувствует собственного недуга, должно верить Господу, Который ему и тем, кто с ним, утвердительно сказал, что «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» ( Лук. 6, 45 ); потому что, хотя злой человек не редко притворно говорит или делает нечто доброе, но доброму невозможно притворяться в чем-нибудь худом. Ибо сказано: «пекитесь о добром» не только пред Господом, но и «перед всеми человеками» ( Рим. 12, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

– А что? – Сцепился с бабёнкой и ходит! – С женой? – С женой. Грех от них один, а не то что бы божественное! Гм. И не стыдятся! – Такой же человек, как мы с вами... – Так ты иди польку танцевать, а не Богу за нас молиться! Согрешить-то мы сами умеем... Мы на него жалобу архиерею подали! Поют песни и на гитаре играют. Разве это можно? От них – соблазн один, а не то что бы божественное! 57 Вот как присматриваются, придираются к нам. Неудивительно после сего, что жизнь наша, при повышенных к ней требованиях, тормозит миссионерское дело и даёт сектантам лишний козырь в руки. Какой же вывод следует отсюда? А тот, что дело миссии только тогда будет идти успешно, когда само духовенство своим добрым поведением, своею нравственною жизнью будет поддерживать деятельность православным миссионеров. Другими словами, примерная жизнь пастырей представляет собою одно из самых могучих и действительных средств в борьбе с настоящим сектантством. Сделаем маленький экскурс в область истории, чтобы лучше видеть это, чтобы на примерах убедиться в справедливости сделанного нами вывода и не тратить лишних дум и сил в борьбе со страшным и опасным для Церкви врагом. История говорит, что Церковь Христова всегда побеждала своих врагов не истиной только веры, но и чистотой и святостью жизни своих пастырей и членов. Посылая апостолов на проповедь, Христос Спаситель говорил им: „Вы свет мира”. „Да светит же свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного” ( Мф. 5:14–16 ). Апостолы и были светом для мира. Они зажгли сердца верующих во всей вселенной, и победили мир. Победили своими добрыми делами, подвигами, страданиями мученичеством. Они и учеников своих наставляли „быть образом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” ( 1Тим. 6:12 ) и христиан призывали быть „богатыми на всякое доброе дело” ( 2Кор. 9:8 ). „Отвергнем дела тьмы, – писал апостол Павел, – и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти” ( Рим. 13:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Аще некоторые претерпели многое насилие и тесноту и железо во уста прияли и узы и пребыли непоколебимы по любви к вере и мужественно претерпели жжение своих рук, приближаемых против воли к нечистой жертвы, что о находящихся в Ливии писали ко мне из темницы блаженные мученики, такожде и иные сослужители: таковые, наипаче когда сосвидетельствуют им и прочие братия, могут пребыть во священнослужении и да будут в числе исповедников, подобно как и омертвевшие от многих мучений и уже не могшие ни слова, ни гласа произнести или подвигнуться к сопротивлению вообще насильствующим. Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всякий живущий по примеру Тимофея и повинующийся глаголющему: преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедан доброе исповедание пред многими свидетелями ( 1Тим.6:11–12 ). – Петра, Архиеписк. Александрийского, пр. 14. Если какой христианин за имя Христово и за любовь к Богу и веру в Него осужден будет нечестивыми на позорище или на съедение зверям или на рудокопни, то не презирайте его, но от труда и от пота вашего пошлите ему, чем питаться ему и что дать воинам в награду, чтобы дали ему облегчение и попеклись о нем, дабы, сколько зависит от вас, не бедствовал блаженный брат ваш. Ибо кто осуждается за имя Господа Бога, тот святой мученик, брат Господа, сын Вышнего, приятилище Духа Святого, чрез Которого и каждый из верующих получил свет славного святого благовествования ( 2Кор.4:4 ), потому что сподобился нетленного венца ( 1Кор.9:25 ) и свидетельство страдания Его и общения в крови Его, чтобы быть сообразным смерти Христовой в усыновление ( Флп.10:10 ; Еф.1:5 )… Ибо если совершен тот, кто, узнав божественное, раздает имение бедным, то гораздо совершеннее тот, кто раздает его за мучеников. Таковый, достоин будучи Бога, исполнит волю Его, снабжая нужным тех, которые исповедали Его пред народом и царями и сынами израилевыми и о которых объявил Господь, говоря кто исповедует Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим ( Мф.10:32 ). И если они таковы, что и Христос свидетельствует о них пред Отцом; то вы не должны стыдиться приходить к ним в темницы. Если вы поступите так, то это вменится вам в мученичество, потому что те стали мучениками на деле, а вы иначе, по готовности к мученичеству, как общники подвига их. – Апост., Пост., кн. V, гл. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Что это значит? Что вообще значит быть милостивым? На первый взгляд, это одна из самых простых для понимания заповедей... Быть милостивым — быть терпимым, добрым, милосердным. Быть милостивым — значит, быть готовым откликнуться на чужую боль и проблему. Псалмопевец восклицал: Все пути Господни — милость и истина (Пс. 24, 10). Бог — милостив, и милость Его не имеет границ или условий: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 8-11). Поэтому и каждый верующий должен быть милостивым. Милость становится условием веры, условием религиозной жизни. В то же время, из слов Псалма мы видим, что милость — это еще и прощение. Вернее, умение прощать. Умение проявить милость и любовь к тому, кто не смог сделать этого в отношении меня лично. Здесь кроется самая большая трудность. Как быть милостивым к тому, кто нанес обиду, оскорбил или обманул? Думаю, что многие согласятся с тем, что бессмысленно таить обиду, желать отомстить. Лучше просто забыть все и быть равнодушным к обидчику. Но будет ли это милостью? «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», — говорит нам Господь, — «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 44-45). Христос не сказал — «забудьте о врагах ваших», но призвал нас ответить милостью и любовью на зло и обиды. Достижимо ли это для нас? Достижимо. Не в одну секунду или мгновение. Но все же достижимо. Если христианство — это отказ от самого себя ради любви ко Христу, то этот отказ проявляется именно в милости и милосердии. Есть удивительная святая — великая княгиня Елизавета Федоровна (1864-1918 гг.) — дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига и внучка английской королевы Виктории. Она стала супругой великого князя Сергея Александровича Романова. Сергей Александрович был убит бомбой террориста в феврале 1905 года. Супруга князя через три дня после этого отправилась в тюрьму, куда был помещен убийца, чтобы передать ему прощение от себя и от погибшего мужа. Это исключительный пример. Но исключения, как известно, подтверждают правила. Милость есть проявление подлинного величия, глубины человеческой души, переполненной любовью. В милости нет места ненависти. В милости возможна только любовь. «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34) — слова Господа Иисуса Христа, пригвождаемого ко кресту.

http://pravoslavie.ru/76017.html

Быть снисходительными по отношению к неверующим должно побуждать христиан безмерное человеколюбие Бога по отношению к ним самим. Ибо когда открылась божественная доброта (благодать – χρησττης) и человеколюбие Божие (здесь, как и во второй главе 11 стихе, разумеется не факт боговоплощения, а распространение Евангелия Христова по всему миру и, в частности, в Крите), то Бог спас нас не в силу наших заслуг, но единственно по Своему милосердию. Отсюда следует, что и мы, подражая Богу, должны обнаруживать расположение к язычникам и тогда, когда они этого вовсе не заслуживают. При этом апостол, чтобы произвести еще большее впечатление на души верующих, велит Титу напомнить им о том, что они посредством крещения ( «банею возрождения» ср. Еф 5:26 ) очистились от грехов и обновились, сделались новою тварью, а затем (через другое таинство – миропомазание – обновление Святым Духом) получили дары Святого Духа в изобилии, чтобы сделаться хотя только De jure (по упованию) наследниками вечной жизни, т. е. со временем получить ее в свое владение. Тит.3:8 .  Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам. Обо всем этом Тит должен говорить так внушительно (чтобы ты подтверждал), чтобы его речь действительно заставила христиан заботиться об исправлении своей жизни. «Верно слово» – ср. 1Тим 1:15, 3:1 . Тит.3:9 .  Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Тит.3:10 .  Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, Тит.3:11 .  зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден. Если при этом еретики (т. е. люди, уклонившиеся на путь заблуждения, выбирающее из христианского учения только то, что им нравится и даже искажающие христианское учение и увлекающие за собою других) будут мешать ему, вызывать его на состязание, то Тит должен удаляться от них, предварительно раз и два обратившись к ним с увещанием. Раз они этого увещания не слушают – значит, они люди окончательно развращенные, на исправление которых нет никакой надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«В наших воспоминаниях мы хотели показать живого человека, и праведность — живую, унаследованную от старших и подтвержденную личным опытом, а не вычитанную из книжек и разыгранную в жизни. К могиле Владыки на Даниловском кладбище уже протоптана «народная тропа», — это свидетельствует о том, что народ Божий почитает его и обращается к нему за молитвенной помощью. Но праведность эта не пришла сама собой ниоткуда, а была наградой за многолетнюю борьбу — и с тяжелейшими окружающими обстоятельствами, и с собственным непростым характером. Из своей борьбы он вышел победителем. Но есть и другая сторона. Он искал пути и образа существования Церкви и церковного человека в новых исторических условиях, — думаем, что его опыт может пригодиться многим. Из выступлений и мемориальных публикаций нередко создавалось впечатление, что последние девять лет жизни Владыка не только не издавал никаких книг, не поднимал монастырь, не преподавал, не занимался никакой церковно–общественной работой, но вообще пребывал в летаргии. Все его дела будто бы закончились с реорганизацией Издательского отдела. Кроме того, обидно было видеть, что в целом ряде статей уникальная, неповторимо–обаятельная личность Владыки укладывается в прокрустово ложе принятых «житийных» схем. Вскоре и это сошло на нет, а с течением времени стало создаваться впечатление, что имя Владыки вообще замалчивается. Но ведь были последние девять лет жизни Владыки, наполненные молитвой и трудами, протекшие незаметно для постороннего взгляда отчасти потому, что он сам в непритворном смирении избегал какой бы то ни было саморекламы, отчасти — увы! — по причине, которую тоже смиренно, но твердо указал апостол Павел во 2–м послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!» Нам довелось издали наблюдать его расцвет в 80–е гг., и контраст между тем, что было, и что стало вокруг него, был разителен. Тем не менее были люди, которые не оставили его и в эти годы. К своим последним годам Владыка мог бы применить и другие слова апостола Павла: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Именно этот период мы застали.» — пишут Александрова и Суздальцева в предисловии к «Пленному рыцарю».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

в неведении моем совершал я против церкви Его и в неверии. 1Тим.1:14 . Но ...преумножилась благодать... Господа нашего... с верою и любови ю, [которая] во Христе Иисусе: то есть преумножилась во мне та вера, которую я гнал, – и преизобильно излилась на меня любовь Иисуса Христа, Коего некогда я хулил. 1Тим.1:15 . Верно это слово... и всякаго принятия достойно, что... Иисус... Христос пришел... грешников спасти, как и Сам Он сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Лк.5:32 ). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава [первый... из] грешников. 1Тим.1:16 . Но для того... помилован... я, чтобы... во мне, чрез обращение меня, показал... Иисус Христос ... все долготерпение Свое. Ведь если бы умертвил меня по требованию Своего правосудия в то время, когда я продолжал еще хулить Его, то как же бы обрела меня благодать Его? Но вот теперь призвал меня и возвеличил меня в Себе, чтобы сделать меня образцом грешников, кои имеют у веровать Ему, дабы и они, подобно мне, снискали себе жизнь вечную. 1Тим.1:17 . Царю же веков, соделавшему это со мною, живому, нетленному, непорочному и невидимому, давшему чрез Сына Своего откровение всем народам, Ему слава... и... честь... во веки веков. Аминь. 1Тим.1:18–19 . Эту же заповедь, которую я теперь намерен письменно дать тебе, преподаю тебе, сын мой Тимофей, по предшествующим о тебе пророчествам, дабы воинствовал... ты в них добрым воинствованием, для совершения добрых дел. Под пророчеством же надо разуметь: или то, что некий новозаветный пророк предвозвестил о нем, что он есть сосуд избранный ( Деян.9:15 ), – или же ему дано пророчество, – почему и заповедал ему, что вместе с данным ему пророчеством также и дела, соответствующие ему, подобало совершать в нем, то есть в той доброй вере, которую ты принял, – и святом уме, коим обладаешь. Это потому, что некоторые отрицают эти добрые дела, и не имеют чистого ума в отношении к Богу, и лишены самой веры. 1Тим.1:20 . Из таковых один есть Именей и другой Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010