Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам. Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она – только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она – духовно мертвый человек (ср. Откр 3:1 ). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. 1Пет 3:16 ). 1Тим.5:8 .  Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Всякий, кто не заботится о своих собратьях и особенно о членах своего рода, отрекся от веры Христовой, главное требование которой состоит в том, чтобы христиане оказывали деятельную любовь по отношению к ближним, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать в заботливости о своих родственниках. Апостол, конечно, имеет здесь в виду главным образом тех христиан, которые по разным соображениям отказывали в своей помощи родственницам своим – вдовам. Таким образом этот стих представляет собою переход к следующему. 1Тим.5:9 .  Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 1Тим.5:10 .  известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. В каталог или список вдов, получающих пособие от Церкви (на такой список указывает глагол καταλεγσω, неточно переведенный по-русски выражением: « должна быть избираема»), должны быть заносимы вдовы, удовлетворяющие трем условиям: 1) когда они не моложе 60-ти лет – возраст, когда женщина уже не в состоянии зарабатывать себе собственным трудом пропитание, 2) когда вдова имела одного мужа (ср. 1Тим.3:2 ) и, наконец, 3) вообще когда она известна Церкви своими добрыми делами. « Умывала ноги святым», т. е. христианам, приходившим в ее дом издалека. « Была усердна ко всякому делу», т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинание.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов продолжает: Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь теснить меня. Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается. Если же вы хотите повеличаться надо мною и упрекнуть меня позором моим, то знайте, что Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда ( Иов. 19:3–7 ). По Златоусту, Иов здесь убеждает друзей в том, что «не следует попирать тех, кого карает Бог, но скорбеть и сокрушаться; и тем более не следует радоваться чьей-то погибели» 755 . Святитель Иоанн обращает особое внимание на слова Иова, которые в их синодальной версии звучат – Если я и действительно погрешил, то погрешность моя при мне остается ( Иов. 19:4 ), а в варианте Септуагинты выглядят следующим образом: Да, воистину я согрешил и во мне водворяется согрешение; я сказал слово, которое не подобало, слова же мои погрешают и не вовремя ( Иов. 19:4 ; Септуагинта). Речение это (особенно в версии Септуагинты) довольно легко можно интерпретировать в качестве полного признания Иовом за собой неких личных грехов («воистину я согрешил»), однако Златоуст решительно отказывается это сделать, по-прежнему настаивая на личной праведности и безупречности Иова. Как поясняет данное речение страдальца Златоуст, праведник произносит все это из крайнего смирения, а также из желания уступить своим друзьям 756 . Ориген подобным же образом отказывается понимать эти слова Иова в смысле признания им своей личной вины пред Богом. По убеждению александрийского учителя, страдалец говорит друзьям о собственном грехе как бы в сослагательном наклонении: «Даже если я, предположим, сделал то, чего не следовало, даже если я был таковым, разве вам, видящим кары, гной, червей, утрату имения, не следовало устыдиться? Но вы нападаете на меня без милости ко мне и без сострадания к моему положению» 757 . Вместе с тем, по святителю Григорию Великому , горькие слова Иова Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда ( Иов. 19:7 ) показывают нам, что многие праведники не понимают смысла судов Божиих: Господь иногда как бы нарочно закрывает Свое ухо по отношению к воплям страждущих святых, закрывает Свои глаза завесой невидения по отношению к их добрым деяниям, ибо испытываемые ими безвинные страдания сами по себе приносят им огромную пользу; Господь задерживает Свое воздаяние им, лишает их на время небесной радости и Божественных благ, ибо через это праведники еще более возрастают в собственной святости 758 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Ис.40:10 . Вот, Го­с­по­дь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воз­даяние Его пред лицем Его. «Вот Господь Бог грядет с силою». Вот, сущность пророчественного утешения, открытие той самой славы Божией, о которой говорилось выше (5 ст.) Господь грядет! Как это напоминает известный возглас Иоанна Крестителя: «вот агнец Божий» ( Ин.1:36 ). У него же мы встречаем и указание на особое величие и силу Господа: «Идущий за мною сильнее меня» ( Мф.3:11 ). Награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его, или как LXX и славянский текст переводят: «и мзда Его с Ним и дело Его пред Ним». Здесь мы имеем, по-видимому, пример синонимического параллелизма мыслей. Эта фраза еще раз буквально повторяется у того же пророка ниже ( Ис.62:11 ). Основной смысл ее тот, что всемогущий Господь не обязан ни перед кем отчетом: Он и первый виновник и последний Судия всего – «альфа и омега, начало и конец» ( Откр.22:13 ). Ис.40:11 . Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. «Как пастырь будет Он пасти стадо свое». В качестве верховного Распорядителя мира, Господь Иисус Христос является, с одной стороны, Судией и Мздовоздаятелем ( Мф.16:27 ; Мф.20:1–16 ; Мф.25:14–16 ), а с другой – добрым Пастырем, заботливо охраняющим своих овец ( Иез.34:20–24 ; Ин.10:11 ). В этом стаде есть и слабые ягнята, и беременные и дойные овцы, которые требуют особенно внимательного и бережного к себе отношения. Все это указывает на различие духовно-нравственного состояния членов новозаветной Церкви и на разнообразие промыслительного воздействия на них. Ис.40:12 . Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Ис.40:13 . Кто ура­зу­мел дух Го­с­по­да, и был советником у Него и учил Его? Ис.40:14 . С кем советует­ся Он, и кто вра­зу­мляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? С 12–26 идет вторая часть речи, содержащая в себе поучения и обличения. Она, в свою очередь, делится на две половины – с 12–17 и с 18–26 включительно. Общая мысль всей второй части рассматриваемой речи – раскрытие Премудрости, Всемогущества, Величия и Силы Господа. В первой половине она развивается с положительной, а во второй – с отрицательной стороны, путем контраста со слабостью и суетностью идолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, послушайте сон, который я видел. 2. Я видел двенадцать оленей, будто они паслись, и из них девять рассеялись; три же спаслись, и в следующий день и они рассеялись. 3. И я видел, что три оленя стали тремя агнцами, и взывали ко Господу, и извел их Господь в место цветущее и обильное водой, и привел их из тьмы в свет. 4. И там они взывали ко Господу дотоле, пока не сошлись к ним девять оленей, и стали они как двенадцать овец, и после недолгого времени они умножились, и стали большими стадами. 5. И после сего я видел, и вот двенадцать тельцов, сосущих молодую телицу, которая из… сделала молочное море, и пили из него двенадцать стад и бесчисленные стада. 6. И у четвертого тельца поднялись рога до неба, и были как стена из стад, и в средине двух рогов вырос другой рог. 7. И я видел ветвь, которая двенадцать раз окружала их, и была тельцам вполне (?) в помощь. 8. И я видел в средине рогов некую деву, имеющую разноцветную одежду, и от нее произошел агнец, и налево от него устремились все звери и пресмыкающиеся, и победил их агнец и погубил их. 9. И радовались ради него тельцы, и телица, и олени ликовали вместе с ними. 10. Сие же должно случиться в свое время. 11. И вы, дети мои, почитайте Левия и Иуду, ибо от них произойдет спасение Израиля. 12. Ибо мое царство среди вас придет к концу, как овощное хранилище, которое не обнаружится после лета. Глава 20 Ибо я знаю, что после моей кончины египтяне будут угнетать вас, но Бог совершит отмщение за вас и введет вас в обетования отцов ваших. 2. Вы же перенесите кости мои с собою, ибо когда будут перенесены кости мои, Господь во свете будет с вами, и Велиар во тьме будет с египтянами. 3. И Зелфу, мать вашу, вынесите, и близ Баллы у ипподрома, рядом с Рахилью, положите ее». 4. И сказав это, простерши ноги свои, он почил сном добрым. 5. И оплакивал его весь Израиль и весь Египет великим плачем. 6. И во время исхода сынов Израилевых из Египта вынесли кости Иосифа, и погребли его в Хевроне вместе с отцами его; было же лет жизни его сто десять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Итак, я первый сделал судно, чтобы плавать в море, ибо Господь дал мне разум и мудрость в этом. 2. И я опустил дерево позади его, и парус растянул на другом прямом дереве в середине. 3. И я проходил в нем морские берега, ловя рыб для дома отца моего, до времени, когда мы пришли в Египет. 4. И из добычи моей я всякому человеку чужому, сожалея, уделял. 5. Если же был чужеземец, или больной, или старый, то я, очистив рыб и приготовив их должным образом, по нужде каждого приносил всем, сочувствуя и сострадая. 6. Ради сего и Господь многими рыбами наполнил меня при охоте рыбной; ибо уделяющий ближнему получает во много раз больше от Господа. 7. Итак, пять лет я ловил, всякому человеку, которого видел, уделяя и весь дом отца моего довольствуя. 8. И летом я ловил, а зимою пас с братьями моими. Глава 7 Теперь я возвещу вам, что я сделал: я увидел страдающего от наготы зимою, и сострадая ему, украв одежду из дома отца моего, тайно дал страдающему. 2. И так и вы, дети мои, из того, что дает вам Бог , без различия всем сострадая, творите милость и давайте всякому человеку с добрым сердцем. 3. Если же не имеете (что) дать нуждающемуся, сострадайте ему милосердным сердцем. 4. Я знаю, что рука моя не нашла дать (что-нибудь) нуждающемуся, и я, около семи стадий идя с ним, плакал, и внутренности мои обращались к нему с состраданием. Глава 8 И так и вы, дети мои, имейте сострадание ко всякому человеку с милостию, чтобы и Господь, сострадая к вам, помиловал вас. 2. Ибо и в последние дни Бог пошлет благоутробие свое на землю и где обретет благоутробие милосердия, в том и вселится. 3. Ибо насколько человек сострадает ближнему своему, настолько и Господь ему. 4. Когда же мы пришли в Египет, Иосиф не памятовал зла на нас. 5. Ему внимая, и вы, дети мои, любите друг друга, и да не мыслит каждый из вас зла против брата своего. 6. Ибо это устраняет единение, и всякое родство рассеивает, и душу расстраивает, и лицо омрачает. Глава 9 Итак, обратите внимание на воды и узнайте: когда они текут совокупно, то камни, деревья, землю и иное другое увлекают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Как всюду храмы христианские составляют украшение жилищ христианских, – сердце радуется, когда видишь, как высятся среди них св. храмы, украшенные крестами, как знамениями победы истины над ложью, Христа над диаволом; так и здесь, в этом месте нашей русской торговли, этот новый, громадный и величественный храм стоит, как древний столп еврейский, и, высясь над этими зданиями, низводит на них божественное благословение посредством креста своего, составляя незаменимое и отличительное украшение. Радуйтесь, создатели и благотворители сего храма! Отправляясь сюда, вы имели принять участие в молитве при торжестве освящения созданного вами храма, помолиться в нем, чтобы Господь низводил свое благословение на ваши труды и занятия, и, возвращаясь отсюда, понесете эту весть и свои чувства по городам и весям нашей благословенной России, будете говорить об этом храме, как связующем вас звене с этим местом торговли. При этом невольно переносишься мыслию к древнему храму Иерусалимскому, который, как единственный храм для евреев, собою объединял и связывал их в одно; невольно думаешь, что все мы, находящиеся здесь, хотя из разных мест, составляем одну целую, нераздельную семью, что этот храм для всех нас одинаково дорог и благословен от Бога, как храм Соломонов, в котором сам Господь дал ответ на молитву Соломонову: «и будут очи Мои и сердце Мое там (во храме) во все дни " ( 3Цар.9:3 ). Сколько отрадного и утешительного слышится для христианского сердца в этом обетовании божественном и по отношению к этому св. храму! Для него отрадно уже то, что оно, среди своих забот и трудов, здесь имеет возможность найти себе самый приятный и утешительный покой и отдохновение от них, здесь вблизи может изливать пред Богом свои благодарные чувства и просить Божия благословения на свои начинания и дела, здесь найдет себе утешение от разных невзгод и в тяжелые минуты, – а что может быть выше этого?!... Пусть чтобы ни говорили против значения и благотворного влияния св. храмов люди, чуждые их и не вкушающие сладости от них, – мы, истинно верующие, всегда пребудем в своем убеждении относительно благотворности их, останемся навсегда верными им и крепко связанными с ними. Ведь, храм Божий не есть что-либо чуждое нам, извне навязанное, – он есть требование и глубокое требование нашего сердца; он нужен для нас и удовлетворяет нашим добрым христианским желаниям. А «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян.17:24–25 ). Отсюда какая тесная должна быть у нас связь с храмами, с которыми неразрывными нитями вяжется наша духовная жизнь! Можно даже сказать, что отчуждение, удаление от общения с ними есть постепенное замирание духовное, огрубение нашего духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Как римский гражда­нин апостол мог лично защищать свою невинность, и так как на лицо не оказалось достаточных свидетельств для решения дела, то суд над апостолом был отсрочен на некоторое вре­мя и апостолу пришлось опять пойти в мрачную темницу для ожидания своей участи. Из этой темницы он нанизал свое последнее послание, именно второе послание к своему возлюблен­ному Тимофею. Напомнив ему о том, чтобы он «взгревал полученный им чрез рукоположение дар Божий», апостол повторил свое предостережение против непотребного пустословия таких лжеучителей, как Именей и Филлит, равно и предсказывал о том, какие еще тяжкие дни ожидают церковь . Затем, говоря о своем положении, апостол прямо заявляет, что он уже становится жертвою, и время его отшествия настало. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохра­нил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Указав на свое томи­тельное одиночество, так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным странам, он просил Тимофея прийти к нему возможно скорее и взять с собою Марка, который оказался ему нужен для служения. Вместе с тем апостол наказывал Тимофею, что когда он пойдет, то захватил бы с собой и фелонь, который он оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Затем, предостерегая Тимофея от Александра медника, причинившего апостолу столько зла, он заканчивает передачею приветствия от новообращенных им братий – Еввула, Пуда, Лина и Клавдии. «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь». Неизвестно, успел ли Тимофей застать ап. Павла еще в живых. Дело его подверглось новому разбирательству, и на этот раз большинство судей, быть может под давлением черни, склонилось к обвинительному приговору, и ап. Павел осужден был на обезглавление. Мученическая кончина его со­вершилась в 13-й год царствования Нерона, именно 29 июня, каковой день и чтится церковью как день памяти величайшего из апостолов вместе с его собратом – апостолом Петром, потерпевшим мученичество в один день с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. „Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета” ( 2Кор. 3:4–6 ). „Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” ( 2Кор. 4:7 ). „Сила Господня в немощах совершается” ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: „в немощах совершается”, „глиняные сосуды” могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божьему. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. «Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета» ( 2Кор. 3:4–6 ). «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). «Сила Господня в немощах совершается» ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: «в немощах совершается», «глиняные сосуды» могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божию. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Могут быть, думаю, и они образом неразумия иудеев, предполагавших найти свое родство с Богом, но только не в приближении к небу, не в желании делать угодное и любезное Ему, не в вере во Христа, а как бы восстановлением некоторого столпа, – в невежественном превозношении одною только пустою славою отцов. Они постоянно изобличаемы были в том, что повсюду выставляли имя Авраама и как бы созидали славу свою на земных похвалах. Но Бог положил запрещение на строивших столп и разделил их на многие языки. Случившееся тогда с ними мы считаем как бы некоторым предвозвещением случившегося с иудеями: ибо и их, очень высоко думавших о себе и искавших пути на небо не посредством того что должно, Бог рассеял во многие языки, то есть во все народы. Будучи изгнаны из страны, города и домов своих, они рассеяны и стали «скитальцами между народами», по слову пророка ( Ос. 9, 17 ). Но во Христе многоязычие было добрым знамением: ибо, когда собраны были ученики в день Пятидесятницы в один дом, " сделался, – сказано, – внезапно шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 2–4 ). Что же говорили они? С помощью Духа говорили о шествии на высоту, о восхождении на небеса во Христе чрез веру и о стечении всех языков вселенной, или народов, или племен к единению в Духе: ибо всякий язык смертных исповедовался Христу и глаголал тайны Его. Итак, многоязычие при столпотворении было знамением рассеяния и изгнания во все народы, а при Христе – знамением стечения к единению чрез Духа и шествия на высоту: ибо Христос соделался для нас столпом «крепости», по слову Псалмопевца ( Пс. 60, 4 ), преводя находящихся на земле в вышний град и соединяя с ликами святых Ангелов. Об Аврааме и Мелхиседеке 1. Бог всяческих дал в помощь закон: ибо так написано ( Гал. 3, 24 ). Но то, что закон детоводит, а усовершает уже таинство Христово, не трудно нам видеть из самих Священных Писаний, если мы будем тщательно изыскивать удостоверения в этом и собирать истинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010