Злые люди    Не будем же бояться людей злых, но жалеть о них. Тогда действительно они были страшны, когда не был еще открыт высокий путь, ведущий к любомудрию; а теперь, когда нам открыты небеса и люди делаются ангелами, они уже не страшны. Так зверь, с великою стремительностью бросающийся на острие копья, повидимому, угрожает опасностью тому, кто держит копье, но наносит самому себе тягчайшую рану; и тот, кто прет против рожна (Деян. 9:5), также обагряет кровью свои ноги. Такова добродетель — рожен и меч изощренный, а все злые люди хуже и безумнее диких зверей. Когда они нападают на добрых, то гораздо больше причиняют зла себе; добрым они причиняют убыток в деньгах, или здоровье, а сами наносят существенный вред душе своей. Если бы потеря имущества причиняла вред нашей собственной добродетели, то Павел не заповедал бы терпеть обиды, а не обижать (см. 1 Кор. 6, 7). Если бы терпение обид было злом, то Законоположник добра не заповедал бы зла. Впрочем, хотя это действительно так, не следует предавать себя людям злым и иметь общение с ними, но убегать и уклоняться от их общества; а когда они нападают, то мужественно встречать их. Потому нам и заповедано молиться, чтобы не впасть в искушение. Потому и пророк [Давид], сказав: удали меня, Господи, от человека лукавого, прибавляет: от мужа неправедного избавь меня (Пс. 139:1), разумея опять порок вообще, потому что он говорит здесь о неправде не только в отношении к имуществу, но ко всему. Пророк просит избавить его, чтобы не пасть, или чтобы самому не сделаться таким же. Притом просит не просто, но сделав должное и со своей стороны (3). злой человек: чем больше получает он благодеяний, тем больше разжигается завистью. Сила благодеяния является пищей для злобы благодетельствуемого человека. Удали меня, Господи, от человека лукавого (Пс. 139:1), — не от бесов. Бесы прогоняются знамением креста, а злой человек противоборствует самому Господу; Павел одним словом изгонял бесов, а злобы Александра ковача победить не мог: Александр медник, — говорит он, — много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! (2 Тим. 4:14). Удали меня, Господи, от человека лукавого, — не от человека доброго. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое (Мф. 12:35), и из своего сердца, как бы от корня какого, каждый из них возвращает свое, добрыйдоброту, а лукавый — лукавство (3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Значит, ссылка гр. Толстого на эту заповедь доказывает как раз противоположное тому, что он утверждает. Указывая то на одно, то на другое изречение I. Христа, якобы неблагоприятное браку, Л. Н. Толстой нарочито обошел дипломатическим умолчанием прямое, не допускающее никаких сомнений, признание брака I. Христом. Приведем сполна относящееся сюда место. «Приступили ко Христу фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 )? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию ( Быт.2:24 ). Так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» 139 . Не очевидно ли для всякого, что в этих словах нашего Спасителя брак признается божественным учреждением? Господь I. Христос, что особенно важно, не ограничился только ссылкою на слова Библии , но и разъяснил, что в браке таинственно соединяются двое в одно духовное целое и что никакой человек не в праве посягать на брак. Этим I. Христос с Своей стороны, как Основатель христианской религии, санкционирует брак и объявляет его одной из принадлежностей ее, как таинство. Действия Спасителя в отношении к браку и к плоду брака – детям служат новым подтверждением этого. Граф Толстой молчит не без умысла и о том важном, но неприятном для него обстоятельстве, что Господь I. Христос благоволил присутствовать в Кане Галилейской при бракосочетании и совершил здесь первое из чудесных дел Своих 140 . Православная церковь справедливо усматривает здесь благословение I. Христом брачного союза 141 . В самом деле, если бы брак не был в очах Спасителя делом добрым, разве Он решился бы авторизовать его Своим присутствием и совершением чуда? От того, что само по себе дурно, I. Христос или отвращался, или прямо и публично называл его дурным. Справедливо высокопреосвящ. Никанор придает особое значение и тому обстоятельству, что I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

И вот Я сказал вам о том прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется. Уже не много Мне говорить с вами. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут; то чего ни пожелаете, просите и будет вам. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь; Я победил мир» ( ). И глубоко, очень глубоко запечатлелась в сердцах апостолов эта последняя с ними беседа Господа и учителя вселенной Иисуса Христа. Они все, кроме предателя Иуды, поверили словам Его и крепко надеялись, что слова Его исполнятся во время свое. Они только и думали о том, как бы им, по следам своего Господа, достичь той славы Царства Небесного, которое уготовал Спаситель любящим Его и исполняющим повеления Его. Для достижения сего царства вечных радостей, они, не боясь никаких бед, никаких скорбей мира, не страшась никаких смертей, шли неуклонно путем, им указанным. У них так была крепка надежда на жизнь бесконечную, что они, еще при жизни, постоянно были исполнены желания отрешиться от сего грешного мира и поскорее перейти к сладчайшему своему Господу. Так они открыто выражали, что «желание имеют разрешиться и со Христом быть» ( Флп.1:23 ), а иногда взывали: «кто меня избавит от сего тела смерти» ( Рим.7:24 ); даже и презрели уже то блаженство, которым должны были наслаждаться в жизни будущей. «Меня уже приносят в жертву, – писал св. апостол Павел к Тимофею, – и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судья, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим.4:6–8 ). При жизни своей они постоянно молились Господу и других учили непрестанно молиться, и молитва их всегда была услышана Отцом Небесным, Он, по молитве их, посылал им не только все потребное для жизни, но и особенную свою всесильную помощь, – и чего дивного и чудного не творили они для распространения на земле веры Христовой!!! Сколько чудес было сотворено ими?! Святые апостолы, имея целью привести христиан к вечному спасению, главной задачей своей поставляли утверждать их в надежде на всесильного Господа, и предостерегали от суетного, обманчивого упования на богатства и славу мира сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства… Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» ( Рим. 1:25–28,32 ). Преподобный Максим Исповедник полагает, что «правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим» (71: 179). Протоиерей Александр Мень пишет: «Я убежден, что в основе единства мужчины и женщины лежит нечто глубоко метафизическое, что тайна пола – это огромная тайна природы. Человек – это не дух и не тело, а это уникальное в природе духовно-телесное существо, поэтому в слиянии мужчины и женщины имеет значение и то и другое, здесь нельзя разделять. А мы разделяем. В частности, мы знаем много всевозможных случаев, когда любовь вырождается, когда секс господствует. Это и есть разделение. И тогда получается карикатура на любовь. Но и о платонической любви мы не напрасно говорим с улыбкой, потому что она тоже есть своего рода карикатура, хотя все-таки более безобидная карикатура, чем любовь, построенная только на сексе, – это уже опасная карикатура... Любовь как глубочайшее влечение человека к человеку освящает эрос. Если эротика отделяется от любви, получается голый секс, который унижает человека. Секс не должен существовать без любви» (80: 283, 288). Отметим, что если и процесс питания превратить в самостоятельный и специальный источник получения удовольствия, то он также становится грехом – чревоугодием. Так например, в древнем Риме определенные категории граждан предавались неуемным пиршествам. Наевшись, они вызывали у себя рвоту для освобождения желудка и возможности пиршествовать далее. Антоний Великий говорит: «Не то грех, что делается по закону естества, но то, когда по произволению делают что худое. Вкушать пищу не есть грех, но грех – вкушать ее без благодарения, неблагоговейно и невоздержно» (цит. по 8: 69).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«И когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним». Мы слышим прощальную беседу Господа перед лицом Его Крестной смерти – с теми, кто будет основанием Церкви. «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания». Господь знал, что эта пасха – преддверие Его Крестных Страданий, и потому желал ее – ради славы Отца Небесного и искупления человека. Он не будет больше есть этот хлеб и пить это вино здесь, пока не придет Царствие Божие. Это исполнилось, когда Христос, наша Пасха, стал жертвой за нас. И мы причащаемся Пречистого Тела и Крови Христа распятого и Воскресшего. И это исполнится, когда наступит вечная Пасха, пир небесной любви, в Царствии Божием. Этот Хлеб, ломимый ради нас, из-за наших грехов, дается как пища нам – всем алчущим и жаждущим правды. Мы должны принимать ее в воспоминание того, что Он сделал для нас, умерев за нас, и в напоминание того, что мы делаем, причащаясь Ему, соединяясь с Ним в вечном Завете. Это вино, эта Кровь Его под видом вина – цена Нового Завета и утверждение всех обетований Возлюбившего нас и Предавшего Себя за нас. «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом», – говорит Господь. Господь предается по Превечному Совету и предведению Божию, и вольно принимает Страдания. Но это не умаляет нашей ответственности: «Горе тому человеку, которым Он предается». И это – предупреждение всей Церкви. Участие за трапезой Господней не может быть гарантией хранения от неверности и апостасии. И вопрошание апостолов друг друга должно быть и вопрошанием каждого из нас: «Не иду ли я сегодня вслед Иуды?» «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Только что они спрашивали друг друга, кто из них будет предателем, а теперь – кто займет первое место. Как противоречиво и обманчиво сердце человеческое! Господь показывает им безумие этого соперничества. «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются», но быть подлинно добрым и делать добро – больше, чем выглядеть великим. Путь к истинному величию человека – в делании добра, в служении Богу и людям. Всем известно, что тот, кто восседает на трапезе, больше того, кто прислуживает. Но Господь являет Свое царственное достоинство в том, что Он является Слугой. Хотя в Евангелии от Луки нет описания умовения ног учеников Спасителем, как это мы находим в Евангелии от Иоанна, но здесь есть самое существенное. Служение, которое совершает Христос, – это отдача Им Своей жизни, это Кровь Его, изливаемая за спасение многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всяк живущий по примеру Тимофеа, и повинующийся глаголющему: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость: подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели 186 . Правило 15. Его же, из Слова на Пасху Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. II. Петра, святейшего епископа Александрийского и мученика Из книги «О божестве » Если в самом деле истина и благодать произошла через Иисуса Христа (см. Ин.1:17 ), то мы именно благодатью спасемся по Апостольскому слову: «И сие, – говорит он, – не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Волей Божьей Логос, став плотью и будучи обретен во внешнем виде как человек (см. Флп.2:7 ), не был оставлен без Божественной благодати. Ведь это совершилось не для того, чтобы, будучи богатым в нищете, Он удалился от Своей славы и силы; но для того, чтобы принять смерть за нас, грешников (см. 2Кор.8:9 ), Правый за неправых, чтобы нас привести к Богу. Умерщвленный по плоти, Он был оживлен в Духе (см. 1Пет.3:18–19 ). Поэтому и Евангелист воистину говорит: «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Поэтому Ангел приветствовал Деву словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» ( Лк.1:28 ). «Бог-Слово с Тобою!». Ведь он показывает, что Сам (Бог) пребывал в Материнском чреве и стал плотью, как написано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Но Бог-Слово, вопреки нежеланию мужа, по воле Бога, могущего выполнить все, вошел в Материнское чрево и стал плотью, не нуждаясь в энергии или в присутствии мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ибо ясно научил сему апостол, сказав: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4,29), и еще присовокупив: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены» (30). А какое зло — оскорбить Духа Святаго Божия, нужно ли и говорить? Вопрос 24. Что такое укоризна? Ответ. Всякое слово, сказанное с расположением обесчестить, есть укоризна, хотя бы слово само по себе и не казалось обидным. И сие видно из евангелия, в котором сказано об иудеях: «Они же укорили его и сказали: ты ученик Его» (Иоан.9, 28). Вопрос 25. Что такое клевета? Ответ. Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком–нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в том, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым, тогда как апостол повелевает «не сообщаться» с таковым (1 Кор. 5, 11), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: «Александр медник много сделал мне зла… берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам» (2 Тим. 4, 14–15). А кто без таковой необходимости говорит что–нибудь о другом с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду. Вопрос 26. Кто клевещет на брата, или кто слушает клеветника и терпит сие; чего тот достоин? Ответ. Оба достойны отлучения. Ибо сказано: «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню» (Пс.100, 5) Вопрос 27. А если будет говорить худо о настоятеле; как поступить с ним? Ответ. Суд на сие ясно виден в гневе Божием на Мариам, когда говорила она худо о Моисее. Греха ее Бог не оставил ненаказанным, хотя молился за нее сам Моисей (Числ 12). Вопрос 28. Если кто отвечает другому дерзким голосом и дерзкими словами, а, когда напомнят ему о сем, скажет: «у меня нет ничего худого в сердце»; то должно ли ему верить? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Иерей возглашает: Благослови и ныне, Господи, венец лета. Народ: Аминь. Иерей возглашает: ради нищих народа Твоего, ради вдов и сирот, ради странников и обращающихся, ради всех нас, надеющихся и призывающих имя Твоё святое. Ибо очи всех на Тебя уповают и Ты даёшь им пищу во благовремении 151 . Дающий пищу всякой плоти 152 , исполни радости и веселия сердца наши, чтобы всегда, всякое довольство имеюще, мы изобиловали всяким добрым делом во Христе Иисусе Господе нашем. Иерей возглашает: Царство раба Твоего, Народ: Слава царству. благочестивейшего нашего царя, которого Ты удостоил царствовать на земле, в мире, и мужестве, и безмятежнейшей победе сохрани. Покори ему, Боже, всякого врага и противника, как соплеменника, так и иноплеменного; возьми оружие и щит и восстань на помощь ему, обнажи меч и огради [царя] от преследующих его 153 . Осени над главою его в день брани 154 . Посади от чрева его на престоле его 155 . Говори в сердце его благое о святой единой соборной и апостольской Церкви и [обо] всём христолюбивом народе, чтобы и мы в тишине его тихую и безмолвную жизнь проводили, во всяком благочестии и чистоте 156 , которое в Тебе, содержались бы 157 . Иерей: В вере Христовой Народ: Души упокой. прежде почивших отцов и братий наших души упокой, Господи Боже наш. Помяни, Господи, святых от века: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, исповедников, учителей 158 , епископов, преподобных, праведных, всякий дух, в вере скончавшийся; и тех, поминовение кого мы в сегодняшний день совершаем; и святого отца нашего Марка, апостола и евангелиста, показавшего нам путь спасения. Помяни, Господи, архангельский глас, говорящий: Иерей: «Радуйся, Благодатная, Мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен Плод [чрева Твоего]» 159 . Иерей возглашает: Особенно Пресвятую, пречистую, преблагословенную Владычицу нашу. Диакон: Господи, благослови. Иерей: Благодать Пресвятого Духа со всеми вами, братья. Аминь. Диакон [читает] диптихи. Иерей молится: И сих, и всех души упокой, Владыко Господи, Боже наш, во обителях святых, во Царствии Твоём, даровав им по обетованию Твоему неизреченные блага, которых глаз не видел, и ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило, которые уготовал, Боже, любящим имя Твоё святое. Их души упокой, Господи, и Царствия Небесного удостой; нам же даруй кончину жизни христианскую, и благоугодную [Тебе], и безгрешную; и дай нам часть и наследие иметь со всеми святыми Твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Иисус Христос в доме Марфы и Марии На расстоянии приблизительно двух верст с половиной от Иерусалима на пути в Иерихон лежало селение Вифания. В этом селении жил Лазарь, которого Господь именовал другом Своим. У Лазаря были две сестры Марфа и Мария – обе преданные ученицы Господа. Один раз Господь пришел в этот дом – Марфа приняла Его и стала хлопотать об угощении, а Мария села у ног Иисуса Христа и всем сердцем внимала драгоценным словам Его. Обе выражали любовь и преданность Господу, только разными способами. Спаситель не осуждал Марфы: сама она вызвала на себя осуждение. Видя, что сестра её не принимает участия в её хлопотах, она подошла к Иисусу и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне!» Иисус сказал ей в ответ: «Марфа, Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Благая часть Марии – слушать Евангелие о Царствии Божием, – посвящать более времени Богу, чем обычным житейским делам, хотя бы и добрым по намерению и побуждению. Это благо не временное, а вечное, почему никогда и не отнимется у неё. Нельзя не видеть здесь назидания и в том, чтобы мы всячески заботились о сохранении мира и дружбы, особенно в семейном нашем быту. Как часто кажется нам, что мы одни только трудимся, а другие же покоятся и бездействуют. И как часто из-за нескольких слов упрека, сказанные по-видимому с некоторым правом, рушатся в семьях столь дорогие для них мир и согласие. Семья Лазаря пребыла тесно сплоченною, что пред лицем Господа и доказали сестры в дни после кончины их нежно любимого брата. Иисус Христос в доме Марфы и Марии. С картины проф. Генриха Ипполитовича Семирадскаго (1843 – 1902). Санкт-Петербург, Музей Императора Александра III. Ныне Государственный Русский музей. Читать далее Источник: Спаситель мира : 50 картин из истории земной жизни Спасителя мира, известных исключительно русских художников, с объясн. к ним текстом, и карта Палестины/[П. Смирнов]. - Санкт-Петербург : П. Смирнов и Д. Дубенский, 1904. - 35 с., 51 л. ил., карт. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Ин.7:11 .  Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? Ин.7:12 .  И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Ин.7:13 .  Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. Отсутствие Христа на празднике – вероятно в самом начале, в первые дни праздника – было замечено иудеями, которые, очевидно, рассчитывали теперь захватить Христа в свои руки. И в народной толпе говорили о Христе. Одни называли Его «добрым», т.е., как у нас выражаются, честным общественным деятелем, а другие – народным возмутителем. Но первое мнение боялись высказать вслух перед всем народом, так как иудеи, враги Христа, могли объявить державшихся такого мнения учениками Христа и подвергнуть их задержанию. Ин.7:14 .  Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. В точности неизвестен день, в который Господь прибыл в Иерусалим. Но в храм он «вошел» (точнее, «возшел»; храм действительно находился на некоторой высоте по отношению к городским зданиям) «в половине», т.е. день на четвертый праздника Кущей, который продолжался семь дней. «Учил». На сей раз Господь выступает в Иерусалиме уже не как простой богомолец, каким Он шел в Иерусалим и каким Он приходил в Иерусалим в прошлогодний праздник Кущей, а как учитель Своего народа, как проповедник. Если в предшествующий раз Ему пришлось вступить в спор с иудеями, то это было вызвано обвинениями, которые стали высказывать против Него враги. Теперь же Он выступает в храме по Своему собственному почину. Ин.7:15 .  И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иудеи удивляются познаниям в законе и священных книгах вообще, обнаруженным Христом. «Он встречал и отражал мнения раввинов тончайшими и крайне оригинальными ссылками на Священное Писание . Он проникал далее письмен – до самого духа» (Гейки). Так как в этом недоумении, высказанном иудеями, заключался намек на то, что образование, полученное Христом не в раввинской школе, не могло быть вполне надежным ручательством в Его православии или правоверии, не давало гарантии в истинности учения Христова, то Христос и говорит целую речь в защиту истинности Своего учения и вообще о Своем божественном посланничестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010