1Тим.6:8 .  Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. Нет, христианство хочет сделать людей благочестивыми и довольными своим положением (ср. Мф 6:33 ). И в самом деле, как мы не принесли с собою в земную жизнь ничего – никакого имущества, так и не возьмем ничего с собою, умирая. К чему же чрезмерно интересоваться приобретением того, что имеет только временное значение? Довольно с нас, если мы будем иметь только самое необходимое для существования. " Пища и одежда» – символы всего потребного для существования. 1Тим.6:9 .  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; 1Тим.6:10 .  ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Тот же, кто решил ( «а желающие» – ο δε βουλμενοι) приобрести себе богатство, подвергается разного рода искушениям; в нем пробуждаются разные похоти, влекущие человека к нравственной гибели. Многие, стремившиеся к обогащению, уже отступили от веры, потому что богатство натолкнуло их на другой путь – они стали безвозбранно удовлетворять все свои, часто нечистые, желания. 1Тим.6:11 .  Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Тимофей, как христианин, стоит в тесном общении с Богом (« человек Божий»). Поэтому его единственное богатство в Боге – денег искать ему не для чего. Его стремление должно быть направлено на приобретение добродетелей, которых Ап. Павел здесь насчитывает шесть. " Правда» – вообще правильные отношения к Богу и людям ( Мф 5:20 ). « Благочестие» – благоговение пред Богом. « Вера» – как утешающая во всяких скорбях и выражающаяся в твердом исповедании. « Любовь» – чрез которую обнаруживается вера. « Терпение» – которое проявляется в перенесении страданий. « Кротость» – когда человек без огорчения принимает даже оскорбления. 1Тим.6:12 .  Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2:13); даже более того, знание без деятельности и добродетелей подвергает осуждению. Итак, будем деятельны, чтобы избежать осуждения, и получить обещанные блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки Аминь). БЕСЕДА 6 1. Господь наш Иисус Христос, побуждая учеников Своих к великим подвигам, представляет в пример то Себя самого, то Отца Своего, то пророков. Так, Он говорит: « Так гнали и пророков, бывших прежде вас » (Мф. 5:12); и опять: « Если Меня гнали, будут гнать и вас » (Ин. 15:20); и еще: « Научитесь от Меня, ибо Я кроток » (Мф. 11:29); и еще: « Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд » (Лк. 6:36). То же делает и блаженный Павел. Побуждая (Филиппийцев) к смиренномудрию, он представляет в пример Христа, и не здесь только, но и когда беседует о нищелюбии. Так Он говорит: « Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас » (2 Кор. 8:9). Великую и любомудрую душу ничто столько не поощряет к добрым делам, как сознание, что она через это уподобляется Богу. И что может быть равносильно этому для побуждения? Ничто. Зная это, Павел, при убеждении (Филиппийцев) к смиренномудрию, сперва просил их и умолял, потом сказал внушительно: « Вы стоите в одном духе », сказал также: « это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения », наконец присовокупил: « Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ». Внемлите, прошу вас, и воспрянете. Как меч, отточенный с обеих сторон, куда бы ни был направлен, хотя бы на многочисленные ряды войска, легко посекает и истребляет их, потому что отовсюду остр, и ничто не может устоять против острия его, — точно таковы и изречения Духа. Этими изречениями Он низложил последователей Ария александрийского, и Павла самосатского, и Маркелла галатийского, и Савелия ливийского, и Маркиона понтийского, и Валентина, и Манеса, и Аполлинария лаодикийского, и Фотина, и Софрония, и вообще все ереси. Итак, ожидая видеть такое зрелище, и столько рядов, падающих от одного удара, воспрянете, чтобы вам не лишиться удовольствия от этого зрелища. Если во время состязания колесниц на конских ристалищах всего приятнее видеть, когда кто, ударивши, опрокинет совсем колесницы с возницами, и опрокинув многие четвероконные колесницы с стоящими на них возницами, один промчится от исходного столба до конечного, — многочисленные отовсюду рукоплескания и клики поднимаются к небу, а он, как бы окрыленный этой радостью и рукоплесканиями, стремится на конях через все поприще, — то не гораздо ли больше будет удовольствия здесь, когда мы, при благодати Божией, опровергнем вдруг и одним разом все еретические системы и дьявольские ухищрения вместе с их возницами? И если угодно, сначала представим самые ереси по порядку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2/15 сентября 1901 г. В 9 30 Тихон проследовал из приходского дома в Богоявленскую часовню, куда на воскресную обедню пришли более 150 человек. «После Евангелия на Божественной литургии священник В. Александров, с благословения Владыки, сказал пространное поучительное слово на прочитанное о. иеродиаконом евангелие «о любви к Богу и ближнему» ( Мф. 22:35–40 ), а после «буди имя Господне» Архипастырь обратился к молящимся с словом привета и поучения. В своей проповеди Владыка остановил свое и слушателей внимание на некоторых местах апостольского чтения в неделю 15-ю и применил их к современным обстоятельствам. «По милости Божией, – говорил Владыка, – мы – служители и члены православной Церкви. Имея тот же дух, как написано: «я веровал и потому говорил», – и мы веруем, потому и говорим ( 2Кор. 4:13 ), проповедуем не по корыстолюбию, не по зависти и любопрению, а с добрым расположением ( Филип. 1:15 ), желая, дабы седящыи во тме и сени смертней 408 обрели Свет истинный в правосл. Церкви. Проповедуем, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом ( 2Кор. 4:2 ); не заманиваем к себе всякими обещаниями, не покупаем себе членов и последователей деньгами, как иногда клевещут на нас... Предлагаем только одну истину, – хочешь, прими ее, – и иные слушают гласа нашего и принимают ее, а для иных благовествование наше остается закрытым, ибо бог века сего ослепил их умы, дабы для них не воссиял истинный Свет Христов (ст. 3 – 4). И таковые еще воздвигают против нас всякие нарекания и возбуждают преследования и судебные иски... Однако, подобно Апостолу, мы не унываем и не отчаиваемся (ст. 8 – 9): верим, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит и нас и поставит пред Собою (ст. 14). Бог нам прибежище и сила: сами же мы по себе немощны и слабы, носим сокровище в хрупких глиняных сосудах, и преизбыточная сила, действующая в нас, принадлежит Богу, а не нам (ст. 7). В самом деле, как мы малочисленны в стране сей по сравнению с другими исповеданиями, как бедны и худосочны, если станем себя сравнивать с членами других церквей здесь! Однако мы не унываем, ибо смотрим не на временное и видимое, а на вечное – невидимое (16:18). Не бойся малое стадо, говорил Христос своим ученикам; Бог избирает не мудрое мира, а немощное и незнатное, дабы посрамить знатных, и сильных, и мудрых ( 1Кор. 1:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

2. Если же на многие (потоки) будут разделены, то земля поглощает их, и они становятся совсем незначительными. 3. И так и вы, если будете разделены, то с вами будет так. 4. Итак, не делитесь на две главы, ибо все, что сотворил Господь, одну главу имеет, и плеча два, руки две, ноги две и остальные члены все. 5. Ибо я узнал в писании отцов моих, что вы будете разделены в Израиле, и за двумя царствами последуете, и всякую мерзость совершите. 6. И пленят вас враги ваши, и будете угнетены между народами многими немощами и скорбями. 7. И после сего вы вспомните о Господе и покаетесь, и Он обратит вас, ибо Он милостив и благоутробен и не мыслит зла сынам человеческим, так как они плоть, и духи заблуждения обольщают их во всех делах. 8. И после сего явится вам сам Господь, свет правды, и спасение, и благоутробие на крыльях Его; Он разрешит всякое пленение сынов человеческих от Велиара, и всякий дух заблуждения будет попран; и Он обратит все народы в ревность свою, и вы узрите Бога в образе человека, которого изберет Господь, Иерусалим имя ему. 9. И вы опять лукавством дел ваших раздражите Его, и будете отвержены им до времени совершения. Глава 10 И ныне, дети мои, не печальтесь, что я умираю, и не унывайте, что скончаюсь. 2. Ибо я восстану опять среди вас, как вождь среди сынов своих, и возрадуюсь среди колена моего, (среди тех) которые сохранят закон Господень и заповеди Завулона, отца их. 3. На нечестивых же наведет Господь огонь вечный и погубит их до рода родов, 4. Я же ныне в покой мой теку, как и отцы мои. 5. Вы же бойтесь Господа Бога нашего со всею крепостию вашею во все дни жизни вашей». 6. И сказав это, он почил сном добрым, и положили его сыновья его в гроб деревянный. 7. После же, вынесши, погребли его в Хевроне с отцами его. Завет Дана, седьмого сына Иакова и Валлы. О гневе и лжи Глава 1 Список слов Дана, которые он сказал сыновьям своим в последние дни свои на сто двадцать пятом году жизни своей. 2. Ибо, призвав семейство свое, он сказал: «Послушайте, сыны Дана, слов моих, внемлите глаголам отца вашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

2Тим.2:16 .  А непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, 2Тим.2:17 .  и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, 2Тим.2:18 .  которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру. В противоположность лжеучителям, Тимофей должен быть усердным, добрым работником у Бога, неукоризненным – правильнее: не стыдящимся своего служения (ср. 2Тим.1:8 ) и, наконец, в деле учения обращающим внимание на сущность дела, а не на побочные обстоятельства, как делали лжеучители: он не должен перетряхивать пустую солому (Воленберг). Эта же мысль заключается и в выражении: «верно преподающим» … (правильнее: прямо разрезающим – ρθοτομεν – слово истины). «Они еще более», т. е. эти лжеучители еще дальше пойдут ( προκψουσιν) – в область нечестия зайдут ( σεβεας – вин. множеств, числа, как определение дальнейшей ступени лжеучительства). «И слово их как рак». От нечестия они перейдут и к еретичеству, которое будет распространяться по телу Церкви Христовой, как болезнь, известная под именем рака. Апостол указывает на двоих таких лжеучителей, дошедших до отрицания воскресения мертвых, учение о котором, по их мнению, нужно понимать в переносном смысле, как уже о случившемся при Христе, духовно оживившем многих людей. «Именей» – см. 1Тим 1:20 . 2Тим.2:19 .  Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». «Но» – точнее: но все-таки ( μντοι). «Твердое основание» ( στερες θεμλιος) – т. е. Сам Христос, распятый и воскресший, положенный Самим Богом как твердое основание Церкви. «Стоит» – остается на своем месте, несмотря на все смущения, вносимые в жизнь Церкви еретиками (ср. 1Кор.3:11 и сл.; Еф 2:20 ; 1Пет 2:6 ). «Имея печать» – которая удостоверяет Его высокое положение. «Познал Господь Своих» – общее положение, составленное по образцу выражения кн. Чисел ( Чис.16:5 по 70-ти). Бог Отец познал Своего Сына и в состоянии Его унижения и поставил Его Сыном в силе ( Рим 1:4 ). Всякий, кто вступает в общение с Сыном, признается также и Богом Отцом ( Гал 4:9 ; ср. Мф 7:23 ). По всей вероятности, апостол представляет здесь себе факт крещения верующих ( Рим.6:3 и сл.; Кол 2:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2Тим.4:6 .  Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину). 2Тим.4:7 .  Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; «Веру сохранил». – Апостол говорит здесь об общей христианской вере. 2Тим.4:8 .  а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. «Готовится» – точнее: лежит уже в готовом виде ( πκειται). «Правды» – т. е. праведности: апостол мыслит о венце, как о награде за его праведную жизнь. Но в чем состоит этот венец – не сказано. Несомненно только, что это есть символ небесной славы ( 1Пет. 5:4 ), вечной жизни ( Иак 1:12 ). «Господь» – т. е. Иисус Христос (ср. Ин.5:22 ). «Явление Его» – конечно, второе (ср. 2Тим.4:1 ). 2Тим.4:9 .  Постарайся придти ко мне скоро. «Скоро». В 2Тим.4:21 прибавлено – до зимы. Может быть, Тимофей дал уже знать апостолу, что собирается в Рим. 2Тим.4:10 .  Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною. Апостол чувствует себя в Риме одиноким. «Димас» – был ранее сотрудником апостола Павла. ( Флм.1:24 ), а теперь ушел в Фессалоники по своим личным, может быть, торговым делам. «Крискент в Галатию» – т. е. в Галлию, которая у древних греков и в начале христианского периода известна была под именем Галатии, тогда как восточная Галатия называлась Галатией Асийской или Галлогрецией. «Тит в Далмацию», т. е. в южную Иллирию. «Один Лука со мною». Может быть, Лука особенно нужен апостолу Павлу, нередко болевшему, как врач (Ср. Кол.4:14 ). 2Тим.4:11 .  Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения. «Марка» – о Марке см. введение в Евангелие от Марка. «Для служения» – т. е. для исполнения различных поручений апостола Павла. 2Тим.4:12 .  Тихика я послал в Ефес.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3). И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов и погибель их не дремлет. " Словом из любостяжания показывает, что они приобретают постыдным образом. Ибо любостяжание означает иногда несправедливость, а иногда вообще гнусность приобретения. Чтобы показать, что они совершенно чужды божественного учения говорит, что они употребляют льстивые слова. Но, говорит, они получат должное за свое нечестие, а именно, смерть. Слово давно готов означает предвидение Божие. Ибо Бог по предвидению, как добрым приготовил блага, так и злым свойственное им место» (блж. Феофилакт). «И погибель их не дремлет, – ибо не дремлет Господь, Который… погибших сохраняет для погибели» (св. Иларий Арльский). 4). Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; «Три способа, которыми согрешили ангелы: гордыня, зависть и жадность. В этом месте показано, что грех есть, хотя бы он совершался не по плоти» (св. Иларий Арльский). «Когда пришел с небес Христос, то самых главных из демонов Он заключил в бездну. Ибо Он одних связал, а других изгнал (из людей)» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты). «Следовательно, ангелы-отступники еще ожидают осуждения на последнем суде, хотя они уже претерпели наказание в преисподней, то есть в самой глубокой и темной небесной сфере, как в некой тюрьме» (св. Беда). 5). И если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; «Стало известно Ноево дело во всей вселенной и слова его передавались всюду, что такой-то человек строит необычайной величины корабль и говорит о потопе, который покроет всю землю. Многие издалека приходили посмотреть на этот делающийся корабль и послушать проповедь Ноеву. Человек же Божий, побуждая их к покаянию, проповедовал им о приближающейся потопной мести грешникам. Поэтому-то он и был назван у святого апостола Петра проповедником правды» (свт. Димитрий Ростовский . Келейный летописец).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

4) Считали ли дозволительной военную службу, следовательно, и войну, св. Апостолы? 4) Да, считали. Так, напр., святой ап. Павел сравнивает своего ученика Тимофея, честно исполняющего свой долг христианина–проповедника, с «добрым воином» ( 1Тим. 1:18 ); в другом Послании он высоко ставит военную службу, считая ее делом государственным, когда говорит, что всякий солдат должен всецело отдавать себя военному делу, «а не связывать себя делами житейскими» ( 2Тим. 2:4 ), почему он должен служить на содержании государства же, ибо, говорит Апостол: «какой воин служит когда–либо на своем содержании?» ( 1Кор. 9:7 ). Ап. Павел восхваляет веру и тех, кто «побеждал царства», каковы были Израильские судьи и цари, воевавшие с языческими народами ( Евр. 11:32–33 ); о всяком же военном начальнике говорит, что он «не напрасно носит меч», он Божий слуга, отмститель в наказание делающему зло» ( Рим. 13:4  и Петр. 2:13–15). В книге же Деяний, Корнилий, «сотник из полка, называемого Италийским», именуется «благочестивым и боящимся Бога со всем домом своим» (10:12), чего не было бы сказано о нем в Писании, если бы военная служба, а, следовательно, и война, совершенно были непозволительны христианам. 5) Откуда видно, что христиане не должны терпеть вообще всякое зло, следовательно, и притиснение врагов, а должны бороться со злом и с врагами отечества? 5) Это видно из примеров Христа и Его св. Апостолов. Так, Христос постоянно обличал неверие иудеев и лицемерие книжников и фарисеев: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры ..., вожди безумные и слепые..., змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле» ... (Мф. 23 гл.). Об изгнании Христом из храма нарушивших святость его читаем в Евангелии: «И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал и столы их опрокинул» ( Иоан. 2:13–16 ). Когда у первосвященника Анны один из служителей его «ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо, а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Иоан. 18:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

6. И многие главы начальственных звезд будут ошибаться, и они нарушат свои пути и отправления, и подчиненные им не будут появляться в свои времена. 7. И весь порядок звезд будет сокрыт для грешников, и мысли тех, которые живут на земле, будут ошибаться из-за них, и они уклонятся от всех своих путей, и будут грешить, и станут считать их (звезды) за богов. 8. И много зол придет на них, и осуждение придет на них, чтобы уничтожить их всех». Глава 81 1. И он сказал мне: «о Енох, рассмотри писание небесных скрижалей и прочитай, что на них написано, и заметь для себя все в отдельности»! 2. И я рассмотрел все на небесных скрижалях, и прочитал все, что было на них и заметил для себя все, и прочитал книгу и все, что было на ней, все дела людей и всех телесно-рожденных, которые будут на земле до самых отдаленных родов. 3. И после этого я тотчас прославил Господа, вечного Царя славы, за то, что Он сотворил все произведения мира и восхвалил Господа за Его терпение, и благословил Его за детей мира. 4. И в тот час я сказал: «блажен муж, который умирает как праведный и благий, о котором не написано никакое писание неправды и против которого не найдено вины»! 5. И те трое святых ангелов принесли меня и поставили меня на землю пред дверьми моего дома, и сказали мне: «возвести все своему сыну Мафусаилу и открой всем своим детям, что ни один из смертных не праведен пред Господом, ибо Он Творец их. 6. На один год мы оставим тебя при твоих детях, – пока ты не укрепишься снова, – чтобы ты научил своих детей, и записал им это, и засвидетельствовал им, всем твоим детям, и на другой год ты будешь взят из среды их. 7. Утешься! ибо добрые будут возвещать добрым правду; праведный будет радоваться с праведным, и они будут благожелать друг другу. 8. Грешник же умрет с грешником и отпадший потонет с отпадшим. 9. И те, которые хранят справедливость, умрут ради дел людей и будут соединены ради деяния нечестивых». 10. И в те дни они перестали говорить со мною, и я пришел к своим домочадцам, прославляя Господа мира. Глава 82

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

(84) «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» 133 . Мы найдем, что Слово, рожденное от Бога, было названо Иисусом Христом тогда, когда родилось человеком от жены. Тогда почему Он вчера и сегодня и во веки Тот же? Очевидно, в силу единения со Словом от Бога в единого Сына, которое усматривается у воспринятой Им плоти; ведь так непреложность Слова по природе по-прежнему останется у Него, даже когда Он мыслится с плотью. Из Послания к Тимофею (85) «Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего 134 , Тимофею, истинному сыну в вере» 135 . Имя Спасителя в собственном смысле и истинно скорее подошло бы не иному кому, как только Богу по природе. Так и наименовал Его теперь тайноводец. Однако Спасителем является и Господь наш Иисус Христос, ведь Он наименован Иисусом, и блаженный ангел, приводя значение, то есть ясное толкование этого имени, говорил: «И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» 136 . Стало быть, Христос – Бог, коль скоро Он «есть Спаситель всех человеков» 137 , как говорит божественный Павел. Из Послания к Титу (86) «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и воздержанно 138 жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» 139 . Какая благодать явилась нам или какого Бога, притом что она, сказано, спасительная для всех человеков? Но очевидно, что Бог, будучи Господом, явился нам 140 , согласно блаженному Давиду. Его явления славы с небес мы ожидаем, и Он есть великий Бог и Спаситель наш Иисус Христос, Который дал Себя за нас, чтобы, освободив от всякого греха, доставить Себе подлинных поклонников. Кто тогда скажет, что Еммануил не есть истинный Бог, если блаженный Павел говорит о Нем: «…великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа»? Из соборных посланий 141

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010