А затем — Оптина, «Калужский Саров». Здесь Сергей Нилус, как рыбарь, сидящий на берегу Божьей реки и улавливающий в свои сети дары благодати Духа Святаго. Два тома сочинений так и называются — «На берегу Божьей реки». Разбирая богатейший Оптинский архив, писатель бережно извлекает из него свидетельства прозорливцев, богомысленных странников и учительных старцев. Эти материалы составили ещё две книги — «Сила Божия и немощь человеческая» и «Святыня под спудом». После отъезда из Оптиной в мае 1912 года — Валдай, с его Иверским монастырем, воздвигнутым стараниями Патриарха Никона. Обитель славилась подвижниками и тайнозрителями. Здесь Нилус продолжил разрабатывать основную тему своего творчества — апокалипсические события грядущего времени. «Сынами погибели» назовет он людей, идущих путем гордыни и идолослужения. Чтобы спастись, надо вернуться от нечестия к чистоте, воскресить в себе величие Богосыновства. Всё это, и надвигающаяся кара искупления описаны в «Близ есть, при дверех» — самой провидческой книге писателя, вышедшей в свет в январе 1917 года. Революция застала Нилуса на Украине, подвергнув его жесточайшим испытаниям. Гонения, преследования, обыски — всё было, и что ни год, то строже. Но не пресеклись писания, не впал в уныние одухотворенный человек. За чтение и хранение его книг расстреливали, а он, создатель их, укрепляясь молитвою, продолжал писать о чудотворениях, как проявлении Воли Божией; о спасительной силе покаяния при тяжких несвободах, в каких оказался народ; о Церкви — водительнице совести. Эти писания впоследствии составят вторую часть книги «На берегу Божьей реки». Кончина Сергея Александровича Нилуса последовала 14 января 1929 года, в канун дня блаженной памяти Преподобного Серафима Саровского , к всенародному почитанию которого он так много сделал. Останки писателя почивают в селе Крутец, в четырех верстах от Александровской слободы — вотчины Грозного. Казалось бы, какие ещё новые страницы Сергея Нилуса можно отыскать, если и все старые его, известные, тщательно уничтожались? Прополка библиотек чаще всего как раз и велась на уничтожение такого рода изданий. Пропалывали и архивные фонды. И всё же уцелели пророческие письмена Нилуса, не исчезла и живая память о нем. По следам Сергея Нилуса привелось мне пройти в самую раннюю пору поисков сведений об этом замечательном человеке. В путевых записках как раз и запечатлены вдохновения, радости и горести, испытанные мною тогда на просторах России. Самой большой удачей надо считать отыскание могилки Сергея Нилуса. Как это было — читатель узнает из очерка «Могилка найдена!».

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

http://ok.ru/ekskursovod/topic/63025565562261 Появление первой церкви всегда было важным событием в истории села, поселка или города - именно тогда это поселение получало официальное признание. Так было и в Ново-Александровской слободе, получившей в 1842 г. статус уездного города и новое название - Мелитополь. Первоначально здесь был построен в 1816 г. прихожанами молитвенный дом; потом в 1830 г. построен был настоящий собор, каменный с деревянным куполом. Храм рос вместе с городом, в 1857 г. он распространен пристройкой двух приделов на средства почетного гражданина Н. Кроткого, при пособии прихожан. Главный престол - во имя святого благоверного князя Александра Невского, а остальные два - в честь Покрова Божьей Матери и во имя святых апостолов Петра и Павла. В 1861 г. храм получил имя: он был освящен как православный собор Александра Невского. В 1870 г. построена каменная колокольня. Причт: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Содержание: от казны 358 р. 68 к. и от прихожан 1300 р. и 120 десятин земли. Настоятель живет в собственном доме, один из псаломщиков в церковном, а прочие члены причта - в наемных квартирах на средства собора. Приход: город Мелитополь, где между православными живут католики, лютеране, меннониты, армяно-григориане, евреи, караимы и татары, и две пригородные слободы - Кизияр и Песчаная, населенные малоросами. Прихожан 2 649 + 2 236=4 885. Духоборцев 7 + 9. Молокан 9 + 9. Главное занятие прихожан - земледелие; но они же имеют сады и виноградники. Состояние их достаточное. Домовая церковь - в здании реального училища, освященная 12 февраля 1875 г. во имя святых Кирилла и Мефодия. Причт: священник и псаломщик. Прихожане: учащиеся и служащие в училище. Их 94 + 94. Духоборцев 5 + 2. Из мелитопольского духовенства: протоиерей окончил курс в семинарии со званием студента, а оба священника - воспитанниками. О некоторых сторонах жизни собора рассказывают так называемые клировые ведомости, хранящиеся в Государственном архиве Автономной Республики Крым. На пожелтевших от времени страницах, исписанных порой не очень разборчивым почерком, собраны сведения о том, когда был построен собор, какие здания и земельные владения ему принадлежали, характеристики священнослужителей и другая информация. Эти данные собирала Таврическая духовная консистория — учреждение, управлявшее церквями и осуществлявшее суд над священно-служителями.

http://sobory.ru/article/?object=51692

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Казалось бы, после всех несчастий храм был бы забыт, к тому же на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась по иному. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию, он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича и через некоторое время получил. Вскоре деревянная церковь была построена. В ней кроме главного Казанского престола были еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии, и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье. Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. По Писцовым книгам 1674-1676 г.г., это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами. Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х г.г. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня. В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно медленно восстановили. Колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 г.г. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.

http://sobory.ru/article/?object=01007

Сперва при кладбище прихода не было. Прихожанами могли считаться только посетители кладбища, родные и знакомые погребаемых. Многих из них причт здешний издавна посещал в праздники Рождества и Пасхи, для славления. Собственно прихожан не было потому, что Расстанная улица не была заселена, а деревня Волково принадлежала к приходу Благовещенской церкви в Невском монастыре. Первыми прихожанами были старики и старухи купеческого звания, призреваемые в деревянной богадельне, находившейся на месте нынешней каменной купеческой богадельни. Таковыми они оставались до устроения богаделенной церкви, в 1831 году. В 1780 г., по представлению священника Благовещенской Александро-невской церкви Алексея Савина о затруднительности для него исправлять требы в деревне Волковой, она была приписана к кладбищу. Деревня Волкова, расположенная за кладбищем, вдоль монастырской речки, сперва имела одну только улицу с домами в один ряд. Во время причисления к кладбищу она считалась Софийского уезда, командорского ведомства, но с 1784 г. пишется экономического ведомства Спб. наместничества, нижнего земского суда; в тоже время некоторые из крестьян ее принадлежали к вотчине кн. Алексея Борисовича Куракина и сенатора Петра Алексеевича Обрескова; с начала нынешнего столетия они стали казенными, или государственными; с 19 февраля 1861 г. стали крестьянами собственниками и были причислены ко 2-й Александровской волости; ныне, вместе с крестьянами Ямской слободы, входят в состав Московской волости. В 1780 г. в деревне считалось 30 дв., в них муж. пола 65 душ, жен. 76. Ныне их почти столько же, но кроме коренных крестьян, здесь есть и пришлое население, как-то приказчики, плотники и кондукторы. Крестьяне мало занимаются земледелием, а больше занимаются очисткою мусора и снега в городе, легковым извозом и т. п.; часть своих заработков они оставляют в трактирах, так что главными кормильцами семьи являются женщины, торгующие в городе молоком, или занимающиеся очисткою могил. С 1861 г. в приходе Волкова кладбища считается деревня Купчино, находящаяся вверх по Монастырской речке, в 6-ти верстах от кладбища и в 2-х от Чесменской богадельни. Она составляла некогда вотчину царевича Алексея Петровича и числилась в приходе Ямской церкви, с 1850 г. причислялась к Митрофаньевскому кладбищу, а с 1861 году отнесена к Волковскому. Неудобства сообщения с нею заставляли Волковский причт просить начальство о перечислении дер. Купчино или к Московской Славянке или к церкви Чесм. богадельни или к другой из соседних. Но, в виду несогласия на это самих крестьян, Купчино остается в ведении Волковского причта, который пишет ее в своих клир. ведомостях. По сведениям еще 1861 г. в ней 41 двор, душ муж. пол 132, женского 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

77 Тороки, или слухи, – специальный знак ангельского служения, «ток ангельского слуха, изображаемый на иконах в виде излучистой струи» (В. Даль). 88 См. например, изображение Святой Троицы на пластине «Тверских врат» Александровской слободы (середина XIV в.) (История русского искусства, III, с. 31), а также изображение панагиара Государственного Русского музея, 3896. Н. Малицкий. Створка панагиара Государственного Русского музея с золоченым изображением Троицы (Материалы по русскому искусству, т. I. Изд. Государственного Русского музея Л., 1928, с. 33, рис. 1) «На миниатюрах греческой Библии X века, принадлежащей Парижской Национальной библиотеке, два ангела, явившиеся Аврааму, имеют простые нимбы, а третий – в крестчатом нимбе: как этот нимб, так и отсутствие крыльев, служащих одним из иконографических признаков ангелов, ясно отличают это Божественное Лицо от сопутствующих Ему ангелов» ( Н. В. Покровский . Очерки памятников христианского искусства и иконографии. Изд. 3-е СПб.. 1910, с. 288). 90 На иконе Святой Троицы XYI в. в Государственной Третьяковской галерее 11. 19) все три ангела имеют крестчатые нимбы, и над каждым haдnucь IC ХС. Общая надпись – «Святая Троица. неразделимо Божество». В. Антонова Цит соч. с. 28. примеч 4-е 92 Участие в трапезе трех странников прообразует участие трех Лиц Святой Троицы в деле искупления и освящения человечества, но не в страданиях (свойственных одному Богочеловеку). 95 В неопубликованной работе архиепископа Сергия (Голубнова), посвященной творчеству Андрея Рублева, указывается и иная возможность символического истолкования: ангел с правой стороны символизирует Бога Сына (покорно-пассивный жест руки означает смиренное согласие на жертву). Левый ангел символизирует Бога Отца, средний – Бога Духа Святого. Они как бы совещаются между собой, определяя участь Христа Спасителя на земле. 96 «Надобно думать, что... зеленый цвет изображает юность и бодрость» (по другому переводу: молодое, находящееся в полноте сил – «ЖМП», 1957, 6, с. 55) См. О небесной иерархии. М., 1843, с. 66 (гл. XV, § 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

определил будущему митрополиту носить белый клобук (вместо черного) " с рясами и херувимом " и печатать грамоты красной печатью, по примеру архиепископа новгородского. Эти внешние отличия были плохим вознаграждением за то падение духовного авторитета, которым отмечено кратковременное (2 года) правление Афанасия. Раздраженный изменой Курбского, замышляя небывалую расправу с боярством, царь хотел решительно и принципиально сбросить с себя реолигиозно-моральную узду церкви, прежде всего в лице митрополита. Такой смысл имела трагикомедия отъезда царя в Александровскую слободу, предшествовавшая учреждению опричнины. В грамоте, которую царь прислал из слободы в Москву с изложением причин своего гнева на всю " землю " , на все правящие круги, духовенство стоит на первом плане: " Царь и великий князь гнев свой положил на своих богомольцев, на архиепископов, и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, на бояр своих, и на их дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей " … Охарактеризовав своеволие и своекорыстие бояр, царь продолжает: " И в чем он государь бояр своих, и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет и понаказати и посмотрити; и архиепископы, и епископы, и архимандриты, и игумены, сложась с бояры и с дворяны, и с дьяки, и со всеми приказными людьми, почали по них же государю и великому князю покрывати " . Ввиду всего этого царь объявлял, что он " оставил свое государство и поехал, где вселитися, идеже его государя Бог наставит " . Церковь была единственной силой, которая могла ограничить произвол царя. Со стороны правящего класса, тем более со стороны народных масс. Грозный не мог ждать противодействия своим кровавым мероприятиям. Право на " опалу " , право казни признавалось за царем всеми. Только церковь, если не оспаривала право, то указывала царю его долг, или взывала к милосердию, которое выше права. Именно для того, чтобы сбросить с себя эту последнюю докучную узду, Ивану понадобилась комедия с отречением от царства, которая кончилась формальным подтверждением за ним неограниченного права казней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

26 августа 1896 года отец Николай был определен духовником Архангельской духовной семинарии и назначен законоучителем образцовой школы при семинарии. С этого времени вся его жизнь была связана с Архангельском . Поначалу, в течение двух лет, он жил в Архангельске один, без семьи. Матушка Глафира с детьми оставалась в Шенкурске, потому что своего дома в Архангельске у Родимовых не было, а поселиться в доме, принадлежавшем церкви, можно было, только получив назначение на приход. 1 мая 1898 года он был назначен священником Троицко-Кузнечевского храма в Архангельске . О.Николай с семьей переехал в священнический дом, что находился при храме, находившемся на набережной Северной Двины. Это был одноэтажный, просторный деревянный дом на высоком фундаменте, с широким крыльцом и с хозяйственными постройками. Управляла хозяйством матушка. Священник быстро освоился на приходе. Знал нужды и чаяния своих пасомых. Большая часть прихожан слободы Кузнечиха, где находился храм, была людьми простого звания. Высокий белый храм был главным украшением Кузнечихи. Приход был небольшим, по штату при церкви полагался только один священник и один псаломщик. В " Ведомостях о церкви Троицко-Кузнеченского прихода " говорится: " Утварью церковь достаточна, но не отличается богатством. Богослужебные же книги довольно ветхи, но службу по ним справлять еще можно " . Служил законоучителем Александровского детского приюта, фельдшерской ветеринарной и повивальной школ, низших чинов Архангельского батальона, заведующим Владимирской Кузнечевской Троицкой церковноприходской школой и законоучителем в ней. 28 мая 1908 года был возведен в сан протоиерея . В 1912 году скончался от разрыва сердца 23-летний сын Алексей. В 1912 году он был назначен председателем Епархиального совета, в 1915 году духовно окормлял 14-ю пешую дружину Государственного ополчения, в 1916 году стал духовником архангелогородских священнослужителей. 4 августа 1915 года был утвержден пожизненно членом попечительского общества о Детском Доме Трудолюбия и 9 октября 1915 - законоучителем церковной школы при этом заведении. Являлся членом Архангельского православного Беломорско-Карельского Братства во имя св.Архангела Михаила, занимавшегося просвещением карел и сбором средств для православных карел.

http://drevo-info.ru/articles/13677920.h...

Уже при жизни К. почитался как чудотворец. В 1666 г., как рассказывает «Чудо о исцелении беснаго во обители Пресвятыя Богородицы» (Там же. Л. 8-8 об.), в Лукианову пуст. привезли тяжелобольного крестьянина Порфирия из «веси Белоезерово» близ г. Переславля-Залесского. Он оставался в обители неск. дней, игум. К. молился перед чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы, и больной получил исцеление. По молитвам подвижника исцелилась боярыня Мария, жена окольничего М. Т. Лихачёва, монахини Успенского мон-ря получали облегчения от различных недугов, о чем рассказывают многочисленные чудеса из «Сказания о Пресвятой Богородицы Успения...». Автор «Повести о основании Лукиановой пустыни...» высоко отзывался о проповедническом даре подвижника: «Сей мужъ благъ сый, и добр пасяше своя духовныя овцы и изряденъ проповди слова Божия» (Там же. Л. 35). После 1667 г. старец принял схиму. К. был погребен под алтарем Троицкого собора Успенского мон-ря. На каменном надгробии подвижника вырезали надпись: «Лета 7189/1681 августа в 11 день, на память святаго мученика и архидиакона Евпла, преставися рабъ Божий Александровой слободы Успенского деваго монастыря духовникъ схииеромонахъ Корнилий» (Мон-ри, соборы и приходские церкви. 1906. Стб. 310). Память преподобного отмечена в синодике Успенского мон-ря (ГИМ. Епарх. 776. Л. 150 об.) под 1 нояб., в день его тезоименитства (память св. бессребреника Космы Азийского). В том же синодике перечислены книги из личной б-ки К.: «...книга Евангелие недлное, книга Труба, книга Маргарит, дв книги Потребник болшой да малой, Псалтирь толковая да дв с слдованием, книга Иоасафа царевича, книга Библея, книга Афанасия Великаго, книга Служебник, книга Часослов, книга Символъ» (Там же. Л. 113 об.). Ежегодно 11 авг. у надгробия подвижника служили панихиду. В монастырской описи 1918 г. упомянута «в алтаре Сергиевского храма шитая схима преп. Корнилия» (ГА Владимирской обл. Ф. 566. Оп. 3. Ед. хр. 12. Л. 11). В наст. время в экспозиции Александровского музея выставлена схима, схожая с описанной в 1918 г. Успенский мон-рь закрыли в 1923 г. В 1946 г. Троицкий собор обители был возвращен РПЦ как приходский храм. В день памяти К. богослужения в соборе возобновились. В 1984 г. К. канонизирован в Соборе Владимирских святых, установленном в 1982 г. В 1995 г. составлены Служба и Акафист святому. В мае того же года были обретены мощи К., в наст. время они открыто почивают в Троицком соборе.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Деятельность К. как духовника нескольких обителей была направлена на поддержку осуществлявшихся в сер. XVII в. богослужебных реформ. В 1667 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II К. и старцу Феофану было велено «Феодоровский девичь монастырь строить» и ввести там общежительный устав. В Феодоровской обители тогда находилось 150 монахинь. К. жаловался в приказ Большого дворца, что монахини не ходят к нему на исповедь, отказываются приобщаться Св. Христовых Таин, самовольно покидают обитель и подолгу живут в домах мирян, где молятся по старым, неисправленным книгам. В указе от 12 дек. 1667 г. патриарх велел непокорных монахинь отправлять в Успенский монастырь и держать их там «под крепким началом» (ГИМ ОПИ. Ф. 17 (Увар.). Оп. 2. Ед. хр. 9. Л. 61-64). Кроме того, К. был поручен благочинный надзор за приходской Троицкой ц. в Александровской слободе. Архим. Иосиф, настоятель Симеоновского мон-ря близ слободы, также просил К. взять обитель под свое начало, но он отказался. К. продолжал заботиться и о благополучии Лукиановой пуст. Царь Феодор Алексеевич дал пустыни 4 жалованные грамоты, пересказ которых представлен в Житии. Согласно грамоте от 6 февр. 1677 г., обители была пожалована «пустошь Аминево с пашнею и съ лесы и съ сенными покосы безоброчно» (список от 13 фер. 1677: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Карт. 6 а. Ед. 32. Л. 1-2); по грамоте от 26 мая 1678 г., пустыни переходили 3 пустоши (Бекирево, Шадрино, Заглядкино) и мельница на р. М. Киржач; по грамоте от 2 июня 1680 г.- 17 пустошей; в 1681 г.- 14 пустошей (эти грамоты подтверждены 24 дек. 1685 царями Иоанном V и Петром I Алексеевичами ). В Летописи Лукиановой пуст. отмечено, что при К. в монастырской церкви появились 2 новых напрестольных Евангелия в серебряных окладах, серебряные сосуды, 2 серебряных кадила, 3 медных паникадила, ризы, покровы, пелены, на колокольне - 7 колоколов и часы. Для отшельника схим. Павла, жившего более 40 лет на нек-ром расстоянии от мон-ря, настоятель построил часовню (ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). 616. Л. 44 об.- 45).

http://pravenc.ru/text/2458671.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010