Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

Москва. Церковь Воскресения Словущего, что в Таганке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В июле 1654 г. Москву посетила ужасная гостья – чума, как тогда говорили «моровая язва», от которой умерло множество москвичей. Павел, Архидьякон из города Алеппо, посетивший Москву после эпидемии, писал: «Наше сердце готово было разорваться, когда мы въехали в город; мы горько плакали, видя как обезлюдела большая часть домов, в каком ужасном унынии улицы по милости лютой, опустошившей их чумы». Боярин Богдан Хитров приводил такие страшные цифры, докладывая царю Алексею Михайловичу о слободах в окрестных местах: «Воронцовской слободы живых 35 человек, а умре 135, заяузской Семеновской слободы живых 68 человек, а умре 329, заяузской Алексеевской слободы живых 45 человек, а умре 114 человек». Неудивительно, что оставшиеся в живых слобожане, обитавшие в соседнем приходе церкви Воскресения в Гончарах, переселились «в прирост города Москвы», образовав новую слободу, где и построили к 1659 г. свою церковь. Она была освящена во имя Воскресения Словущего, т.е. праздника в воспоминание восстановления, обновления храма Господня равноапостольным Константином и Еленой на горе Голгофе вместо выстроенного там идольского капища Венеры. По записанным в 1659 г. книгам переписи и дозору… «прибыла вновь церковь Воскресения, что за Таганными вороты, в Новой слободе». Есть сведения, что в храме был похоронен староста Каменного приказа Дмитрий Михайлович Старцов – может быть, он и был строителем этой церкви. В 1790 г. она «за ветхостью» была разобрана и выстроена вновь. Автором ее, по сведениям М.И. Александровского, знатока московской церковной истории и архитектуры Москвы, был знаменитый архитектор М. Казаков. Освящение церкви происходило 29 октября 1800 г. Тогда же была построена и трапезная с приделами Тихвинской Божьей Матери и Адриана и Натальи. Церковь особенно славилась убранством своего интерьера. Недаром ее настоятель писал: «что составляет особенную красоту главного храма – это его иконостас. Посмотрите на него – и что вы увидите? Вы увидите как бы сплошную массу золота, по которому отчетливо вырезаны различные узоры. Вся эта масса величественно возвышается в 5 ярусов».

http://sobory.ru/article/?object=37864

Елец. Церковь Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Алексеевка. Церковь Александра Невского. Александровский храм Карта и ближайшие объекты В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин - епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя блгв. кн. Александра Невского является памятником архитектуры. Город Алексеевка изначально назывался слободой и возник в 1685. Назван по имени первого владельца - князя Алексея Черкасского. В конце XIX в. Алексеевка - " знаменитая слобода " , являлось одним из самых людных сельских поселений России. В Алексеевке проживало 12,3 тыс. человек, а вместе с прилегающими слободами Николаевкой и Дмитриевкой 18,5 тыс. В слободах действовали 5 церквей. Нынешняя Алексеевка – небольшой, уютный городок, расположенный на берегу реки Тихая Сосна. В нашем городе, как и в любом другом, есть храмы. Каждый храм назван в честь святого. Мне хотелось бы поведать историю о храме Александра Невского. В 1820г. на северо-востоке слободы Алексеевка было положено начало кладбищу. В 1845г. графом Шереметьевым при кладбище началось строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860г. почти оконченная церковь обрушилась в области алтаря. Причина - неправильно выбранное место. При копании могил для умерших натыкаются на остатки фундамента этого храма. В 1869г. было выбрано новое место для храма, в 200 метрах от предыдущего, и в 1881 году началось его строительство. После окончания строительства 24 мая 1888г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым1829 - 1890) храм был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II

http://sobory.ru/article/?object=15613

VII. Троицкая лавра Следующий день был весь посвящен Троицкой лавре. Во Святых вратах ее, чрез которые со времен Донского, в течение более четырех веков, все Князья и Княгини наши, удельные и великие, Цари и Царицы, Императоры и Императрицы, один за другим, приходили поклониться своему заступнику Сергию, – в сих вратах сидел Митрополит Московский, в великолепнейшем облачении, усыпанном жемчугом по багрянцу, в митре горящей каменьями: такое пышное достояние оставил убогий Сергий своему наместнику, вместе со своею крашенинною ризою. Вокруг Митрополита стояли четыре Архимандрита и весь духовный собор лавры, в богатейших ризах, с кадилами и свечами, и вся братия в мантиях тянулась за ними долгим рядом по густой аллее развесистых лип. Звон колокола возвестил, что Наследник стольких Царей идет, в свою очередь, воздать долг благодарности св. Угоднику. Вняв приветственной речи Митрополита, он вступил в священную ограду, где некогда Димитрий искал ободрения к Донской битве и укрывался внук его Темный, где супруга Uoahha III , Греческая Царевна София, испросила наследника себе и России, где крещен был Грозный и положен при рождении в раку Сергия, и молился у нее на пути в Казань и из Казани, где спаслась Россия во время Самозванцев, где юный Михаил, руководимый Архимандритом Дионисием и Келарем Палицыным, благословен на царство, и где скрылся от мятежей Стрелецких внук его Петр. По следам их шел Цесаревич припасть к чудотворной раке благодетеля земли Русской, который, соорудив свою обитель, как некий щит для охранения еще юной тогда столицы, сам возлег на вечную стражу. Божественная литургия, со всевозможным торжеством, совершилась в Троицком соборе, и еще одни царственные молитвы потекли в сие давнее их хранилище. Кельи Митрополита, где прежде всегда останавливались державные богомольцы, были приготовлены для Его Высочества, которому понравилось их готическое убранство; между многими портретами Царей особенно показался замечателен портрет Грозного. В обители Саввинской он изображен в благолепном возрасте мужества; здесь же с мрачным выражением времен Опричины: борода редкая, седая, глаза яростные, все черты напряжены страстью; судя по живописи, можно полагать портрет почти современным. Великий Князь смотрел на него с большим вниманием, покамест Жуковский поверял на лице Иоанна незабвенные строки Карамзина о ужасном виде Царя, возвратившегося из Александровской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Александров. Кафедральный собор Рождества Христова. Карта и ближайшие объекты В 990 году, на месте, где сейчас находится кинотеатр " Сатурн " , был основан первый храм Александровской земли - деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место называлось Никольский погост. Древнее кладбище до сей поры находится на месте домов 12,14 по Советскому переулку. Постепенно вокруг Никольского погоста разрасталось славянское поселение. С распространением христианства во второй половине 11 века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова, после чего образовавшееся здесь славянское поселение получило название " село Рождественское " . В последующие столетия, по мере строительства великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с образовавшимся посадом. Негласная столица Ивана Грозного требовала все большего увеличения обслуги, поэтому на правом берегу реки Шерны (Серой) выросла обширная Александрова слобода. Со времени первого основания храма Рождества Христова церковь в деревянном виде перестраивалась не менее восьми раз. Однако, как это не удивительно, она чудом пережила Смутное время с нашествием в 1612 году католиков - польско-литовских завоевателей. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1649 году, после католического нашествия, Рождественская церковь была перестроена - подновлена и расширена. Она стала колыбелью для будущего Успенского женского монастыря. Именно здесь поселились первые монахини, постриженные святым преподобным Лукианом Александровским: вдова слободского священника Анна с именем Анисия и еще одна вдова Фекла с именем Феодора. Позднее монахини перешли в Успенский храм новообоснованного монастыря. В 1653 году также была обновлена и расширена Никольская церковь, при ней были устроены новые приделы - во имя святого пророка Илии и во имя святителя ИоаннВа Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00772

Александровское. Церковь Николая Чудотворца (старая). /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1828 и 1835. Год утраты:Не установлен. Адрес: Иркутская область, Боханский район, с.Александровское Координаты: 52.791158, 103.836615 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В начале XIX в. Александровский завод принадлежал к приходу Олонского селения, находящегося в 15 верстах от него, и своей церкви не имел. Это было крайне неудобно для всех жителей, да и для священников Олонской Благовещенской церкви, видимо, тоже, т.к. они должны были несколько раз в месяц приезжать на завод и совершать вечернее богослужение, сначала просто в доме управляющего заводом, а затем — в специально построенной часовне, очень тесной и холодной. Сохранившийся документ рассказывает, с каким «усердием» священники из Олонок выполняли возложенные на них обязанности. Мы приведем его целиком. «В Иркутскую Духовную Консисторию из конторы Александровского винокуренного завода Олонской Благовещенской церкви священнослужители нужных треб в здешнем заводе в настоящее время не исправляют. Случается нередко, что и по просьбам рабочих они приезжают в завод не инаково, как по делу и трем позывам, и тем самым отнимают время быть людям в казенных работах, о чем заводская контора долгом поставляет Иркутскую Духовную Консисторию уведомив просить: не благоугодно ли будет при известности усердия к прихожанам и деятельному исправлению треб приказать заведывать завод здешним священникам с Тельминской суконной фабрики или Быковской слободы. Правитель завода Петр Аленин (?) генваря 1-го дня 1811 г.» Но, видимо, и после этого положение не улучшилось. Управление завода возбудило ходатайство о строительстве в заводе собственной церкви. Государю императору Николаю I было угодно не только разрешить это строительство, но и Высочайше пожертвовать для этого в 1833 г. 6500 руб. Такой милости удостаивалось далеко не каждое храмовое сооружение. Помимо суммы императора, работы велись на деньги, полученные от «доброхотных дателей», и именно они легли в основу создания храма.

http://sobory.ru/article/?object=39212

Елец. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Введенская церковь самое старое каменное здание в городе Ельце. Немало написано о истории древнего храма. Он так же упоминается в переписке выдающегося философа Василия Васильевича Розанова, который несколько лет прожил в Ельце. Храм буквально изменил его образ жизни. «Православным я стал лишь недавно, помолившись в церкви Введения. Храм навсегда для меня милый, моя нравственная Родина. Около его стены хотел бы я быть похороненным» (из переписки Розанова и К.Н. Леонтьева). Также образ Введенской церкви в своих произведениях часто использовал И.А. Бунин. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в 1615 году, при нём же было кладбище. Долгие годы церковь находилась вне города и служила приходом Александровской казачьей слободы. К середине 18 века старый деревянный храм пришёл в ветхое состояние, и было принято решение о строительстве нового. Окончательно церковь была выстроена и освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году. Построен по древнерусскому образу «восьмерик на четверике», и неоднократно перестраивался. В начале 19 века к храму были пристроены южный и северный приделы, а в 1902 году храм оштукатурили снаружи, постелили новые полы и провели отопление. К церкви была приписана часовня «у главных городских ворот», находящаяся на углу Торговой и Орловской улиц (ныне Мира и Коммунаров), сохранившаяся и поныне. В 1921 году из храма изъяли церковные ценности. После закрытия в 1938 году был передан военному ведомству. В 1962 году числится как склад, а в алтаре устроена керосиновая лавка. В 1971 году Введенскую церковь поставили на учёт как памятник архитектуры, в это время храм был полуразрушен и требовал срочных реставрационных работ. Восстановление началось в 1979 году, в этом же году в результате автокатастрофы было разрушено крыльцо с сенью. Окончательно работы по реставрации завершились в 1990 году, а через 2 года храм был передан РПЦ. В 1998 году в церкви состоялась первая после 60-ти летнего перерыва служба.

http://sobory.ru/article/?object=03566

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (Лобов Захар Петрович; 23.03.1865, слобода Петровка Павловского у. Воронежской губ.- 22.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Воронежский и Задонский. Сын коллежского регистратора. Окончил Павловское ДУ и Донскую ДС в Новочеркасске (1888). 13 нояб. 1888 г. З. Лобов рукоположен Донским и Новочеркасским архиеп. Макарием (Миролюбовым) во иерея к Архангельскому храму слободы Сариновой (Нагольной) Голодаевки. 14 февр. 1890 г. переведен в Рождественский храм хутора Ажинов, 23 марта того же года - в Петропавловский храм г. Александровска-Грушевского (ныне г. Шахты Ростовской обл.). Был законоучителем городских одноклассных мужских (1890-1894) и женских школ (1894-1900), заведовал школой грамотности Азовской компании (1896-1900), был духовным следователем Александровского благочиния (1895-1900). 16 мая 1900 г. свящ. Лобов переведен в Новочеркасск. Служил в Михаило-Архангельском, затем в Троицком (с дек. 1900) храмах. В 1903 г. перемещен на должность ключаря новочеркасского Вознесенского кафедрального собора. 11 мая 1906 г. возведен в сан протоиерея. С 1900 г. был заведующим новочеркасской Михайловской жен. школой, преподавал в ней Закон Божий. Законоучитель частного Коммерческого уч-ща Абраменкова (с 1909) и Новочеркасской военно-фельдшерской школы (с 1910). Делопроизводитель Донского епархиального училищного совета (1901). Сверхштатный (1901-1903) и штатный (1903-1908) член Донской духовной консистории. Член епархиального Миссионерского комитета (с 1905). Член Донского епархиального совета (с 1906). Казначей Донского епархиального аксайского Богородичного братства (с 1910), член совета епархиального жен. уч-ща (с 1915). В том же году организовал при Вознесенском соборе Миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия. В 1917 г. овдовел. Награждался набедреником (1892), скуфьей (1897), камилавкой (1901), наперсным крестом (1904), палицей (1919), орденами св. Анны 3-й (1913) и 2-й (1916) степеней.

http://pravenc.ru/text/182679.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Лукиан. Икона. 2012 г. Иконописец С. Красавин (Ок. 1610, Галич - 8.09. 1654, Лукианова пуст.), прп. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель Лукиановой в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни и александровского в честь Успения Божией Матери женского монастыря . Сведения о Л. сообщает лит. памятник, известный под названием «Истории о обители Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго Ея Рождества, иже именуется Лукианова пустыня, како судьбами всемогущаго Бога... и молитвами угодника ея преподобнаго отца Лукиана обитель сия начало себе восприяла», составленный из 2 текстов к 1766 г.: ГИМ ОПИ. Ф. 195 (Стром.). Ед. хр. 616 (совр. шифр установлен Е. В. Романенко), 1-я треть XIX в.; РГБ. Муз. 9662, 1766 г.; РГБ. Троиц. II. 85, XIX в. В виде 2 отдельных произведений, «Сказание о явленной иконе Рождества» и «Сказание о рождении преподобного отца нашего Лукиана», этот памятник помещен в рукописных материалах иером. Иоасафа (Гапонова), в его «Церковно-историческом и статистическом описании Владимирской епархии» 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1788. Л. 238 об.- 257, 269 об.- 272; см.: Романова. 2004. С. 524-525). В 1-й части «Историй...» рассказывается о явлении иконы Рождества Пресв. Богородицы на погосте Псковитиново Раменье Серебужского стана (в 10 верстах от Александровской слободы). Вторая часть, с самостоятельным заглавием «Сказание о рождении преподобнаго отца Лукиана и о пострижении его в монашеский образ и о трудолюбном его житии и о зачатии монастыря, иже именуется Лукианова пустынь», по мнению В. О. Ключевского, может быть датирована ок. 1685 г. В распоряжении исследователя был список XIX в., вероятно РГБ. Троиц. II. Тр. 85 (по старой нумерации 37). Датировка Ключевского обоснована тем, что Житие в этом списке заканчивается изложением содержания грамоты царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей от 24 дек.

http://pravenc.ru/text/2110831.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010