Алексеевка. Церковь Александра Невского. Александровский храм Карта и ближайшие объекты В 1820 году на северо-востоке слободы Алексеевки было положено начало кладбищу. В 1845 г. графом Д. Н. Шереметевым и силами прихожан при кладбище начато, а в 1860 г. почти завершено строительство церкви во имя всех Святых. В 1860 г. церковь саморазрушилась вследствие слабости грунтового основания и просчетов в выборе места. В 1869 г. было выбрано новое место на территории кладбища и начато строительство церкви во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1888 г. строительство церкви было окончено. Ее освятил Вениамин - епископ Воронежский и Задонский. Ныне храм во имя блгв. кн. Александра Невского является памятником архитектуры. Город Алексеевка изначально назывался слободой и возник в 1685. Назван по имени первого владельца - князя Алексея Черкасского. В конце XIX в. Алексеевка - " знаменитая слобода " , являлось одним из самых людных сельских поселений России. В Алексеевке проживало 12,3 тыс. человек, а вместе с прилегающими слободами Николаевкой и Дмитриевкой 18,5 тыс. В слободах действовали 5 церквей. Нынешняя Алексеевка – небольшой, уютный городок, расположенный на берегу реки Тихая Сосна. В нашем городе, как и в любом другом, есть храмы. Каждый храм назван в честь святого. Мне хотелось бы поведать историю о храме Александра Невского. В 1820г. на северо-востоке слободы Алексеевка было положено начало кладбищу. В 1845г. графом Шереметьевым при кладбище началось строительство церкви во имя Всех Святых. В 1860г. почти оконченная церковь обрушилась в области алтаря. Причина - неправильно выбранное место. При копании могил для умерших натыкаются на остатки фундамента этого храма. В 1869г. было выбрано новое место для храма, в 200 метрах от предыдущего, и в 1881 году началось его строительство. После окончания строительства 24 мая 1888г. епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым1829 - 1890) храм был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II

http://sobory.ru/article/?object=15613

Во времена Российской империи, царствующая династия не раз прибегала к помощи Божией Матери в Ее Феодоровском образе. Это имело вполне зримое выражение. Пример тому, награждение императрицей Екатериной II жителей Ирбитской слободы, которые в 1774 году оказали ожесточенное сопротивление отрядам Пугачева, выдававшего себя за государя Петра III. «В знак благодарности и за преданность государыне, а в ее лице всему Государству Российскому, 16 февраля 1775 года императрица Екатерина подписала указ об учреждении Ирбитской слободы городом и жаловала город списком чудотворной иконы Божией Матери Федоровской» Примечательно, что через три года после подавления пугачевского бунта появилась новая служба костромскому образу (1778). Нельзя не вспомнить, что и само имя иконы, было своеобразным знаком причастности его носителя к власти. Супруги государей Павла I, Николая I, Александра III, Николая II и некоторых великих князей, при присоединении к Православию получили отчество " Феодоровна " в честь костромского образа. Так же, внук Петра I Карл Петер Ульрих, при переходе из лютеранства и объявлении его наследником русского престола, стал именоваться Петром Федоровичем (в 1742г.). Подобная практика существовала не только для инославных - в конце XVII века были изменены отчества невест царей Петра I и Ивана V - Евдокии Илларионовны Лопухиной (в 1689г.) и Прасковьи Александровны Салтыковой (в 1684г.). 20 августа (ст. ст.) 1909 года в Царском Селе, недалеко от Александровского дворца, где постоянно жила царская Семья, по инициативе императора Николая II, был заложен Феодоровский Государев собор. Царь лично выбирал для него место, вносил изменения в проект и принимал активное участие на всех этапах строительства. Обращение св. Государя к Феодоровской иконе в начале XX века, после событий 1905-1907 гг., не было случайным. В этом видится его стремление духовно переломить нарождающуюся новую смуту. 20 августа 1912 года собор был освящен в честь Явления Феодоровской иконы Божией Матери. Вскоре, в таком же русском стиле напротив собора был выстроен городок, призванный стать центром возрождения русской культуры, ее национальных и художественных традиций Феодоровская икона Богоматери дала имя всему архитектурному ансамблю. Первоначальные именования этого строительства (Романовское подворье, Русский городок) были вытеснены устойчивым топонимом " Федоровский городок " . Причем под ним понимались не только здания собственно городка, но и другие постройки Царского Села выполненные в русском стиле. Во многом, благодаря почитанию костромской святыни в царской Семье, Феодоровская икона стала символом торжеств 1913 года, посвященных 300-летию правящей Династии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

Соч.: Очерки из истории слав. орнамента: Человеческая фигура в рус. тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. (ПДПИ; 183); Троицкий собор Александровской Слободы//Изв. Об-ва преподавателей графических искусств. М., 1916. 4/6. С. 22-30; Древний Псков и его худож. жизнь. М., 1923; Древние подмосковные: Александровская слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923; Организация массы в архитектуре//Изв. Иваново-Вознесенского политехн. ин-та. 1923. Т. 7. Вып. 2. С. 5-27; Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Византийское и рус. искусство: Учеб. М., 1924; Древнейшая рус. гравюра//Гравюра и книга. М., 1924. 2/3. С. 25-27; Книгопечатание в России в XVI-XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-126; Очерки декоративного искусства Др. Руси. М., 1924; Забытая подмосковная «Пехра-Яковлевское». М., 1925; «Тверские» врата Александровской слободы//Тр. отд. археологии РАНИОН. М., 1926. Вып. 1. С. 76-83; Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928; Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1; Ориентализмы в первопечатном моск. орнаменте//Тр. секции археологии/РАНИОН. М., 1929. Вып. 4. С. 329-338; О стиле рус. архитектуры XVII в.//Тр. секции истории искусства/РАНИОН. М., 1930. Вып. 4. С. 138-149; Проблема происхождения древнерус. столпообразных храмов//Тр. Кабинета истории материальной культуры МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 17-50; Моск. Кремль: Стены и башни//Архитектура СССР. 1935. 10/11. С. 68-76; Новое здание гостиницы Моссовета//Там же. 2. С. 59-67; Первопечатная рус. гравюра//И. Федоров первопечатник. М., 1935. С. 73-93; Рус. ампир. М., 1935; Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества//Ежегод. Музея архитектуры. М., 1937. 1. С. 9-51; Природа архитектурного музея//Тр. МИФЛИ. М., 1937. Т. 2. С. 65-77; Проблема творчества Баженова//Академия архитектуры. М., 1937. 2. С. 7-15; Пространство у Баженова и моск. архит. традиция//Там же. С. 55-57; Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве//Архитектура СССР. 1937. 1. С. 51-57; Чертежи А. Н. Воронихина: Колл. Музея архитектуры. М., 1938; Архитектурная проблемология в ист. аспекте. Воркута, 1943; Неск. слов о древнейшем датированном памятнике моск. литья//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-198; Теория архитектуры/Сост.: В. В. Кириллов, И. Л. Кызласова. М., 1994 [Список тр.: С. 470-475]; К вопросу возникновения Петропавловского собора в Ленинграде//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 78-79; Художественно-археол. памятники Чебоксар/Публ. и вступ. ст.: А. И. Мордвинова//Художественная культура Чувашии: 20-е гг. Чебоксары, 2005. С. 211-254 (соавт.: Е. А. Некрасова).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Он был послан к царю Алексею Михайловичу за разрешением об основании в Слободе женской обители. Его преемник, Корнилий, почти в течение двадцати лет руководил монастырским строительством. Часть уникальных сооружений царского дворца была тогда разобрана и перестроена для нужд монастыря. В Успенском женском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Неподалёку от Александровской Слободы, на Немецких горках, молодой царь проводил свои многочисленные пешие и конные потешные учения. Через монастырь прошло огромное количество продовольствия, поставляемого купцами и помещиками, поддержавшими государя, для прокормления нечаянных гостей. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти десять лет, скончавшись в 1708 году. В её палатах сохранились необычайно интересные настенные росписи и прекраснейший образец печной майолики XVII века - изразцовая печь, составляющие неотъемлемую часть музейной экспозиции. Сегодня здесь можно познакомиться с документами, отражающими историю Успенского женского монастыря, с подлинными вещами царевны Марфы, уникальными произведениями иконописи. Среди них выделяется икона " Страшный суд " на полях которой указано, что " писан сей образ в Успенский девичь монастырь при жизни блаженной памяти благочестивой государыни Маргариты Алексеевны... " Судьба дочери Петра Великого Елизаветы также оказалась тесно связана с Александровской Слободой. Она унаследовала её как личное владение от Екатерины I. В 1730 году Елизавета Петровна была сослана в слободу. Заступничество Бирона помешало Анне Иоановне заточить её в монастырь. Жизнь царевны, вначале протекавшая в охотах, пирах, стала скромнее и благопристойнее.

http://sobory.ru/article/?object=00080

С сайта: www.alexandrov-obitel.ru/История Александровской земли/Церкви/Рюминское Село Рюминское было завещано великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1415-1462) жене, княгине Марье (дочери Ярослава Владимировича, удельного князя малоярославецкого), с которой он состоял в браке с 1433 г. У них родились Юрий, Иван (будущий Иоанн III), Юрий Младший, Андрей Большой Горяй, Семён, Борис, Андрей Меньшой, Анна. В 1485 г. Марья Ярославна умерла. Почти до конца XVII в. Рюминское оставалось в числе государевых дворцовых вотчин. В документах оно уже в середине XV в. называется селом, значит, в нём была церковь. В патриарших окладных книгах под 1628 г. записано: «Церковь святых чудотворцов Козмы и Дамиана в селе Рюминском… дани десять алтын с полушкою, по наказу гривна». Подобными записями церковь отмечена в 1641, 1642, 1654, 1692, 1712 и 1746 гг., что свидетельствует о её непрерывном существовании. По писцовым же книгам 1674-1678 гг.,в Рюминском с деревнями значатся 114 дворов крестьянских, 2 бобыльских, 41 пустых, земли 1416 чети на поле, сена 3479 копен, лесу повёрстного на версту в длину и ширину. В 1676 г. царь Феодор Алексеевич во время своего богомольного похода в Переславль-Залесский ночевал в Рюминском. В книге Сытного двора около того же времени записано, что в селе на пустоши Горьево построены винокурня и мельница на р. Серой. В 1679 г. они отданы Успенскому монастырю Александровской Слободы. В 1688 г. цари Пётр и Иоанн Алексеевичи пожаловали Рюминское своему ближнему боярину, ставшему тестем царя Иоанна, Фёдору Петровичу Салтыкову «с деревнями, со крестьяны и с пустошьми, с пашнею, с сенные покосы и со всеми угодьями», «в род неподвижно» с правом продать, заложить и назначить в приданое, только не отдавать в монастырь по душе, в случае же отсутствия прямых наследников вотчина будет отписана на государя. Фёдор Петрович Салтыков, сын доверенного лица царя Алексея Михайловича боярина Петра Михайловича Салтыкова (ум. 1690), руководившего судом над патриархом Никоном, был комнатным стольником.

http://sobory.ru/article/?object=06589

91 ...и царь пошел подслушивать. – Как и в Александровской слободе, где Иван IV устроил мрачную травестию монастыря, он берет здесь на себя одну из обязанностей игумена. 93 веселятся, все пьяны, ссорятся; или: играют в азартную игру, все пьяны, расплачиваются щелчками по голове; 95 «Бес-де не может... и от добра ко злу». – «Старец» цитирует по памяти фрагмент из «Богословия» Иоанна Дамаскина , известный автору повести, скорее всего, по одной из отечественных компиляций или из другого вторичного источника. 96 ...возрев на церковь ... – Из контекста следует, что речь идет о церкви Св. Троицы. Мизансцена эпизода полностью соответствует расположению построек на плане Троице-Сергиева монастыря, выполненной между 1637 и 1655 г. 98 ...все до конца. – Формула, означающая, что персонаж полностью произносит псалом или молитву. 99 И по сем прощение полное получися... – Автор разделяет распространенное среди русских людей XVII в. убеждение, что искреннее покаяние (хотя бы и единичное) обеспечивает спасение грешнику. Можно догадаться, что о полученной ими «прощении полной» старцы узнали по чувству внутреннего умиления. 100 И царь пошел... к столу в Александрову слободу... – Царь продолжает традициопный осенний «объезд». Приглашение им троицких монахов в Александровскую слободу не нарушает исторического правдоподобия: монахи другого, также традиционно приближенного к царской семье монастыря, Кирилло-Белозерского, посещали страшную опричную столицу по нескольку раз в году. 101 ...а быть ему... ни в платье и ни нагу. – Использована сказочная формула «обусловленного прихода». Наиболее близкую параллель находим в сказках о детстве царя Соломона. 102 ...близь Слободы и двора церковнаго... – В Александровской слободе второй половины XVI в. было три церкви, но после Смуты и до середины XVII в. функционировала только одна – соборная Покровская. 105 ...веле ся оболочи... за кукорки, переменяясь. – Это исполнение «неисполнимого задания» находит аналогии в сказках о «мудрой деве» и о детстве Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда по устроению Божию стали открываться сладкие плоды учения и жительства преподобного в окрестных приделах, пришли к нему купеческие люди слободы Александровской и просили составить обитель для иноков при опустевшей церкви Богоматери. Долго отрицался Лукиан, почитая недостойным столь великого дела, но согласился наконец по просьбе о том Святейшего Патриарха Никона, который разрешил освятить храм и устроить обитель женскую в запустевшем жилище Грозного Иоанна. Немедленно поставил преподобный ограду и келии для двадцати сестёр и избрал им первую игумению Евпраксию, на правилах общежития; но обе обители, и мужеская и женская, находились под его руководством, и часто посещал он новоустроенную в слободе Александровской. Нередко по пути в обитель останавливался посреди толпы народной и назидал её сладостным учением, потому что ему дан был, по благодати Божией, не только умилительный дар слова, но и дар прозорливости, которым проникал будущее. Таким образом, за два и за три года вперёд предсказал о страшном моровом поветрии, которое должно было посетить землю Русскую, и часто со слезами говорил народу: «Православные, покайтесь, ибо грядёт гнев Божий великий и язву смертоносную пошлёт Господь, так что от страха сего никем небрегомо будет злато и сребро и втуне расточатся имения собирающих». Иные умилялись, внимая словам его, другие же ни во что из вменяли, как бы льстивые речи; но, когда в своё время пришло исполнение оных и началась Божия кара, тогда вспомнили правдивые его слова. Достигнув преклонных лет, подвижник и проповедник слова Божия начал сам изнемогать к смерти в своей обители; он велел вести себя в церковь и долго молился пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы Владычица не оставила места сего, Ею избранного, и сохранила Свою обитель. Скорбела братия о его конечном изнеможении; он же утешал их, обещая будущее распространение обители, которую и царские лица посещать будут. Чувствуя себя при последнем издыхании, преподобный просил, чтобы вывели его из храма и положили на траву, придвинув возглавием камень; вся братия подходила к нему, прося последнего благословения, и всех благословлял он, прося также себе прощения. Последним его словом было: «Господи, в руце Твои предаю дух мой». И так преставился он в 1654 году 8 сентября, в самый храмовый праздник своей обители. По внешнему виду был он ростом мал, лицом бледен, очи и ланиты имел углублённые, браду русую, продолговатую, с проседью.

http://sobory.ru/article/?object=00571

Тогда, встревоженный близостию Князя Михаила и Шведов, Сапега (18 Октября) с 4000 Ляхов вышел из Троицкого стана, чтобы узнать их силу; встретил передовую дружину Россиян в селе Коринском и гнал ее до укреплений слободы. Тут было жаркое дело. Начали Шведы, кончили Россияне: Сапега уступил, если не мужеству, то числу превосходному – и возвратился к своей бесконечной осаде, как бы все еще надеясь взять Лавру! Но он сам находился уже едва не в осаде: разъезды, высылаемые Князем Михаилом из слободы, Шереметевым из Владимира и Царем из Москвы, прерывали сообщения изменников и Ляхов между Лаврою и Тушиным; не пускали к ним ни гонцов, ни хлеба, портили дороги, делали засеки. К счастию Князя Михаила, главные Вожди Польские, Гетман Рожинский и Сапега, оба гордые, властолюбивые, не могли быть единодушными: видя его опасное наступление, съехались для совета и расстались в жаркой ссоре, чтобы действовать независимо друг от друга: Гетман ускакал назад в Тушино, а Сапега возобновил бесполезные приступы к Лавре, почти на глазах Князя Михаила, коего войско умножалось. Уже Слобода Александровская как бы представляла Россию и затмевала Москву своею важностию. Туда стремились взоры и сердца сынов отечества; туда и воины, толпами и порознь, конные и пешие, не многие в доспехах, все с мечем или копием и с ревностию. Новые дружины из Ярославля, Боярин Шереметев из Владимира с Низовою ратию, Князья Иван Куракин и Лыков из Москвы с полками Царскими присоединились к Князю Михаилу. Ждали и сильнейшего вспоможения от Карла IX: Делагарди писал к нему, что должно победить Сигизмунда не в Ливонии, а в России. Все благоприятствовало юному Герою: доверенность Царя и союзников, усердие и единодушие своих, смятение и раздор неприятелей. Наконец Россияне видели, чего уже давно не видали: ум, мужество, добродетель и счастие в одном лице; видели мужа великого в прекрасном юноше и славили его с любовию, которая столь долго была жаждою, потребностию неудовлетворяемою их сердца, и нашла предмет столь чистый. Но сия любовь, способствуя успеху великого дела, избавлению отечества, имела и несчастное следствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Постепенно здесь расширялось славянское поселение и распространялось христианство. Во второй половине XI в. к востоку от Никольского погоста была построена деревянная церковь Рождества Христова, а само поселение стало называться Рождественским. Постепенно, по мере развития великокняжеской Новой Александровой слободы, село стало сливаться с ней, и фактически церковь оказалась на территории Александровского посада. Пережив немало испытаний вместе с историей Слободы, деревянная церковь Рождества Христова перестраивалась не менее восьми раз. Параллельно перестраивался и расположенный неподалеку деревянный Никольский храм. В 1649 г. после очередного подновления и расширения рядом с ними поселились первые монахини будущего женского Успенского монастыря. Позднее они перешли в Успенский храм на территории бывшего Государева двора. В 1687 г. на службах в церквях Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали братья-царевичи, Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич Романовы. По указу Петра I в 1696 г. вместо двух деревянных храмов был построен один каменный Рождественский собор с Никольским приделом. Основная часть собора – высокий одноглавый четверик, с широким световым барабаном и мощным шлемовидным куполом – отражал традиционные мотивы древнерусского белокаменного зодчества Владимирской земли. Стены имели аркатурно-колончатый декор, который зрительно увеличивал высоту здания. Верхняя часть фасадов была отделана поясом из крупных кокошников, которые придавали зданию нарядность. В первой половине XIX в. собор Рождества Христова достраивался на пожертвования александровских купцов Барановых. В 1829 г. Ф.Н. Баранов построил каменную колокольню, вместо деревянной. В 1847 г. его дело продолжил сын, И.Ф. Баранов, который на свои средства расширил храм, заново построив северный придел во имя Николая Чудотворца и южный придел во имя Архистратига Михаила. Пристроенные части здания были выдержаны в модном в то время стиле ампир, что особенно было выражено в оформлении главного входа соединенным со стеной портиком и треугольным фронтоном.

http://sobory.ru/article/?object=00772

•  В настоящее время мощи святителя покоятся в Благовещенском кафедральном соборе в Харькове (Харьковская епархия Украинской Православной Церкви). Преподобный Лукиан Александровский (+ 1654) Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. Лукиан, инок  переяславского Богородицкого монастыря,  был родом из Костромской области. Он поселился в безмолвии в окрестностях  Александровской слободы  около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась  Рождество-Богородичная пустынь.  Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник  Успенский женский монастырь. Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал приближение смерти, то долго молился в церкви пред чудотворной иконой. Потом он приказал вынести себя и положить на траву. Братия стали подходить к нему и принимать прощальное благословение. Так он тихо скончался. Было это в 1654 г. Обители его существовали до нашего времени. •  Преподобный был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Подвижничество святого связано с Рождество-Богородичной пустынью, названной впоследствии по его имени — Лукиановой. Пустынь находилась близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) В самой слободе, с позволения царя Алексея Михайловича, преподобный положил начало Успенскому монастырю. В этой обители в конце XVII в. подвизалась царевна Марфа Алексеевна, там погребены две сестры Петра Великого. Преподобный Леонид Устьнедумский (+ 1654) Память его празднуется 17 июля в день преставления В одной деревне в Пошехонско-Ярославской земле жил благочестивый крестьянин. Пятидесяти лет он решил поступить в монастырь. В это время ему было поведено в видении самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда  из одного монастыря  икону Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Не доверяя своему видению, он сам поступил в этот монастырь и  постригся там  с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его истинным. Они дали ему эту икону и благословили его создать  новый монастырь.  Но недобрые люди прогнали его с Туринской горы, и ему пришлось переселиться в непроходимые болота. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010