Покровская церковь (Александров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Покровская церковь в бывшей Александровской Слободе, ныне городе Александрове — шатровый, на погребах и подклетах, трёхапсидный храм начала XVI века. В храме службы не проводятся, но он открыт для посещения как музейная экспозиция. Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Содержание История [ править править код ] Летописной даты памятник не имеет. В источниках церковь Троицы упоминается впервые в 1571 году в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича. Со II половины 60-х годов XVI века до 1582 года священником собора был крупнейший композитор эпохи Ивана Грозного Фёдор Крестьянин. После польско-литовской интервенции она обозначена среди четырёх церквей разорённого Государева двора. В 1641 году пустующая церковь была отремонтирована и освящена, рядом с ней были заново возведены «царские хоромы» — жилая деревянная часть дворца. В 1680 году церковь Троицы перестраивается в большую монастырскую трапезную церковь. С запада к ней пристраивается двустолпная палата с шатровой колокольней, церковный шатёр перегораживается дополнительным восьмигранным купольным сводом, алтари расширяются, а на юго-восточном углу строится новый придел Фёдора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Фёдора Алексеевича) взамен старого, возле северо-восточного угла, того же посвящения. По окончании строительства Троицкая церковь была переосвящена: её престол был перенесён в соседнюю соборную Покровскую церковь (ныне Троицкий собор), а престол собора — в Троицкую. До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы — пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560—1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529—1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы — 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III).

http://azbyka.ru/palomnik/Покровская_цер...

(изначально Покровский) Кованые Тверские и Васильевские врата Троицкого собора Фото Владимира Ештокина Привезены Иваном Грозным из Твери и Великого Новгорода. Святыни монастыря Фото Владимира Ештокина В Троицком соборе покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, духовника и устроителя обители. Также здесь находится чудотворная Страстная икона Божией Матери. По преданию, ее привез из Москвы преподобный старец Лукиан. Фото Владимира Ештокина Покровская церковь с трапезной палатой и колокольней (1510-е гг.) (изначально Троицкая) Дворцовый храм Ивана Грозного. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Шатер — уникальная черта древнерусского зодчества. В качестве основного перекрытия храма шатер использовался с XIV века и был запрещен по указу патриарха Никона в середине XVII века. С тех пор шатровыми строили только колокольни. Стены Покровской церкви не всегда были белыми. Шведский путешественник Петрей де Ерлезунда описывал внешнее убранство собора так: «Камни были расписаны красками так, что один — черный, другой — белый, третий — желтый и позолоченный. На каждом нарисован крест». По легенде, в подвалах этой церкви Иван Грозный хранил свою знаменитую библиотеку, унаследованную от бабки, византийской принцессы Софьи Палеолог. Дорога До Александровской слободы удобно добираться по железной дороге. Если вы живете в Москве, Ростове или Ярославле — это отличный вариант для семейной поездки на выходные. Электрички из Москвы до Александрова отправляются с Ярославского вокзала примерно раз в час. Время в пути — чуть более двух часов. А если ехать на комфортном экспрессе, то добраться получится даже быстрее — всего за 1,5 часа. От вокзала Александрова до слободы ходят автобусы 4 и 7, выходить нужно на остановке «Музей». Станция Александров — крупнейшая на всем участке от Москвы до Ярославля. До Москвы — 112 км, до Ростова — 112 км, до Ярославля — 170 км. Станция обслуживает пригородные поезда на Ярославль, Дмитров, Поварово III, Киржач, Орехово-Зуево, Куровскую, а также на Иваново.

http://foma.ru/aleksandrovskaja-sloboda-...

Рязань. Церковь Троицы Живоначальной в Ново-Александровской слободе. Церковь Александра Невского в Троицкой слободе /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Троицкий храм был построен по просьбе и на деньги жителей Троицкой слободы с высочайшего соизволения государя Императора Александра II в память чудесного спасения его жизни 2 апреля 1879 года. В ней три придела: средний во имя Св. Живоначальные Троицы, на правой стороне во имя св. благоверного великого князя Александра Невского и на левой стороне во имя святителя и чудотворца Николая, освященные преосвященнейшим Феоктистом архиепископом Рязанским и Зарайским в 1884 году. Председателем комитета по построению храма был купец I гильдии Павел Александрович Хрущев, который много сил положил на то, чтобы этот храм был возведен. «Рязанские епархиальные ведомости» отмечали, что храм по своему историческому значению был первым храмом в России - памятником спасению государя-императора. В 1906 году в писали, что Троицкая церковь - лучшая церковь г.Рязани. Рядом с храмом был вырыт колодец, который обеспечивал чистой водой слободу. Близ колодца была воздвигнута часовня. Еще одна часовня, приписанная к храму, была сооружена в память спасения жизни Александра II, и находилась близ станции «Рязань». В приходе были двухклассное образцовое мужское и женское училище, которое содержалось на средства Общества Рязанско-Уральской железной дороги, двухклассное Министерское училище при ст. «Рязань» (ныне вокзал Pязahь-I), Александровская Учительская семинария и начальное земское училище. Жители Троицкой слободы были довольны своим приходом. Рядом с храмом находилось кладбище. В 1923 году Троицкий храм в документах описывался так: «Церковь каменная, с таковою же колокольней с 11 колоколами на ней, крытая железом, прочная, с тремя престолами и иконостасами». Церковь имеет над собой купол каменный с железным крестом. Окон в нем 18. Церковь обнесена каменной оградой». Одиннадцать колоколов храма долго разносили свой звон над городом.

http://sobory.ru/article/?object=38879

До 1990-х годов шатровая Троицкая церковь датировалась вторым строительным периодом Слободы - пребыванием в ней Ивана IV (с 1565 по 1582 год; поскольку строительство могло начаться несколько ранее приезда Грозного в Слободу, то в качестве даты ориентировочно принимались 1560-1570-е годы). Основанием для такой датировки был её шатровый верх: традиционно считалось, что первым шатровым храмом была церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1529-1532 годах, и на базе этой теоретической предпосылки Троицкая церковь не могла датироваться первым строительным периодом Слободы - 1510-ми годами (временем пребывания в ней Василия III). В этом виде датировка Троицкой церкви просуществовала до исследований В.В. Кавельмахера. В 1980-1990-е годы он провел беспрецедентную по масштабам серию раскопок и зондажей, выявивших принципиальный факт: Покровский собор, Троицкая церковь, Успенская церковь и церковь Алексея митрополита (ныне Распятская колокольня) в Александровской слободе были возведены в одном строительном периоде. В.В. Кавельмахер показал (и это подтвердили дальнейшие исследования сына В.В. Кавельмахера С.В. Заграевского), что этим строительным периодом были 1510-е годы. Но эта версия пока не подтверждается другими авторитетными исследователями. Таким образом, можно предположить, что церковь Троицы была построена Василием III в его резиденции (в дальнейшем Александровскую слободу унаследовал Иван Грозный). Троицкая церковь соответствует типу шатрового храма, близкому к традиционному, с тремя апсидами, с четвериком, завершённым горизонтальной тягой, с кокошниками, перенесёнными на грани восьмерика. Древнее ядро Троицкой церкви состоит из собственно церкви, двойного (с двумя помещениями) белокаменного подклета и заалтарной казённой палаты. Под подклетом находятся два глубоких погреба. При общей растянутости здания в восточном направлении, все его расположенные в три этажа помещения, начиная с погребов, имеют поперечную ориентацию и слегка вытянутый план. Главный фасад здания - южный, некогда обращённый к центру дворца Василия III (возможно, к тронному залу).

http://sobory.ru/article/?object=02084

Сия часть России и Москвы, сия тысячная дружина Иоаннова, сей новый двор, как отдельная собственность Царя, находясь под его непосредственным ведомством, были названы опричниною, а все остальное – то есть, все Государство – земщиною, которую Иоанн поручал Боярам, земским, Князьям Бельскому, Мстиславскому и другим, велев старым государственным чиновникам – Конюшему, Дворецкому, казначеям, – Дьякам – сидеть в их Приказах, решить все дела гражданские, а в важнейших относиться к Боярам, коим дозволялось в чрезвычайных случаях, особенно по ратным делам, ходить с докладом к государю. То есть Иоанн по-видимому желал как бы удалиться от Царства, стеснив себя в малом кругу частного Владетеля, и в доказательство, что Государево и государственное уже не одно знаменуют в России, требовал себе из казны земской 100000 рублей за издержки его путешествия от Москвы до Слободы Александровской! – Никто не противоречил: воля Царская была законом. Обнародовали новое учреждение. 4 Февраля Москва увидела исполнение условий, объявленных Царем Духовенству и Боярам в Александровской Слободе. Начались казни мнимых изменников, которые будто бы вместе с Курбским умышляли на жизнь Иоанна, покойной Царицы Анастасии и детей его. Первою жертвою был славный Воевода Князь Александр Борисович Горбатый-Шуйский, потомок Св. Владимира, Всеволода Великого и древних Князей Суздальских, знаменитый участник в завоевании Казанского Царства, муж ума глубокого, искусный в делах ратных, ревностный друг отечества и Христианин. Ему надлежало умереть вместе с сыном, Петром, семнадцатилетним юношею. Оба шли к месту казни без страха, спокойно, держа друг друга за руку. Сын не хотел видеть казни отца, и первый склонил под меч свою голову: родитель отвел его от плахи, сказав с умилением: «да не зрю тебя мертвого!» Юноша уступил ему первенство, взял отсеченную голову отца, поцеловал ее, взглянул на небо и с лицом веселым отдал себя в руки палача. Шурин Горбатого Петр Ховрин (родом Грек), Окольничий Головин, Князь Иван Сухой-Кашин, и Кравчий, Князь Петр Иванович Горенский, были казнены в тот же день; а Князь Дмитрий Шевырев посажен на кол: пишут, что сей несчастный страдал целый день, но, укрепляемый верою, забывал муку и пел канон Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1922 году из храма изъяли церковные ценности. Церковь прекратила действовать в первой половине 1930-х годов, после ареста и ссылки священника Николая Преображенского. В 1937 году был разобран иконостас, а в помещении устроен склад. За это время церковь осталось достаточно крепкой, были утеряны лишь малые главки на храмовой части. В 2004 году Спасовский храм был передан общине Знаменского монастыря. И через год в нем возобновились богослужения. До настоящего времени производятся реставрационные работы. Использован материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» - Липецк, 2006. Деревянная церковь Рождества Христова с приделом Владимирской иконы Божией Матери, «строение попово и мирское», впервые упоминается в писцовых книгах 1628-1629 г.г. В длину с трапезной и папертью церковь, большинство прихожан которой в то время составляли казаки Александровской слободы, имела «4 сажени, а поперек 2 сажени с третью», а «округ той церкви кладбище огорожено вновь». Храм Рождества Христова неоднократно упоминается в документах XVII ст. - в писцовых и переписных книгах 1646 и 1678 г.г., окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. В писцовой и межевой книге стольника Тихона Камынина за 1691-1693 г.г. даётся наиболее полное описание храма: «Церковь Рождества Христова, что в козачьей Александровской слободе древяная ветхая, да предел Владимерские Богородицы. А в той церкви Царские Двери, и Деисус, и местные иконы, и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение попово и мирское. А мерою той церкви в длину с олтарем и с трапезою, и с папертью 4 сажени, поперег 2 сажени с третью. И круг той церкви кладбище огорожено вновь по наезду. А мерою того кладбища поперечнику по восточной стороне 17 сажен, по заподной стороне 14 сажен, а длину по южной стороне 28 сажен бес трети, по северной 26 сажен. А от церкви мерою от олтаря на восток 6 сажен, на юг 5 сажен, на север 8 сажен, на запод 29 сажен. Да той же церкви на церковной земле поп Козма Суфимов, у него дворовый человек Матвейко Волынцев, у него 2 сына Гришка тринатцати, а Лешка двенатцати лет, место дьяконово, место пономарёво, место просвирницыно…».

http://sobory.ru/article/?object=07286

Данная сцена абсолютно выдумана исходя из представлений о Царе Иоанне Грозном различных иностранных мемуаристов, сочинений Курбского и трудов Карамзина, содержащих клевету и на Царя Иоанна Васильевича, и косвенно — на Святителя Макария, унижающего достоинство Главных Защитников Отечества и грубо искажающую историческую действительность. 3 декабря 1564 г. происходит отъезд Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича вместе с Царицей Марией и ближними боярами, казной, святыми иконами и войском из Москвы в Коломенское и далее в Александровскую слободу в связи с противостоянием с боярской оппозицией и попытками отдельных бояр провести Собор с целью ограничения власти Царя. 25 декабря 1564 г. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич посылает в Москву из Александровой слободы две грамоты. В одной он обращается к народу с заверениями в добрых чувствах по отношении к нему. В другой, адресованной Митрополиту Афанасию, обвиняет бояр в измене и объявляет о намерении отречься от престола. В фильме же обвинения бояр и свидетельство об отречении от престола содержатся в грамоте, обращенных к простому московскому люду, будто бы Царь хотел взбунтовать народ. Конечно же, реально причины отъезда были вызваны изменнической политикой ряда бояр, о чем Государь сообщил своему реальному Духовнику Митрополиту Афанасию — в прошлом Благовещенскому протопопу Андрею, и нежеланием Царя нести ответственность перед Богом и народом за их антигосударственную деятельность. 5 января 1565 г. духовенство во главе с архиепископом Новгородским Пименом и архимандритом Чудова монастыря Левкием, бояре князь Иван Бельский и князь Иван Мстиславский, а также присоединившиеся к ним многие купцы и люди посадские явились в Александровскую слободу и объявили о своем общем решении: пусть Царь правит как ему угодно, только бы снова взял в руки государственные бразды. Царь Иоанн Васильевич принял челобитье и вернулся в Москву. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, исследуя в своих трудах данное событие, особо подчеркивает: «Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие “сослужить” с Царем в деле Божием – для созидания России как Дома Пресвятой Богородицы, как хранительницы и защитницы спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к обустройству страны» .

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

На сих двух роковых свадьбах, празднуемых Иоанном только с людьми ближними, в Слободе Александровской, во дни горестные для отечества, под личиною усердных слуг и льстецов скрывались два будущие Царя и третий гнусный предатель России: Годунов был дружкою Марии, Князь Василий Иванович Шуйский Иоанновым, Михайло Михайлович Кривой-Салтыков чиновником поезда! С ними же пировал и другой, менее важный, хотя и равно презрительный изменник, свойственник Малюты Скуратова Давид Бельский, который чрез несколько месяцев бежал к Стефану. Не знаем ни опал, ни казней сего времени, кроме одной, весьма достопамятной и всеми одобренной. Мы упоминали о медике Бомелии, ненавистном советнике убийств: незадолго до бракосочетания Иоаннова с Нагою он был всенародно сожжен в Москве, уличенный в тайной связи с Баторием. Другие пишут, что Россияне, выведенные из терпения злобою сего наушника Царского, искали и нашли способ погубить его: что он, клеветою губив невинных, сделался жертвою навета, ко славе Небесного правосудия. Может быть, доносы, ложные или справедливые, коснулись тогда и Бельского: может быть, подобно Курбскому, он ушел невинным, но сказался преступником, ибо начал давать советы Баторию ко вреду России. 1581 г. Из сей несчастной Александровской Слободы (где тиран обыкновенно свирепствовал или пировал, ужасал верных подданных или трепетал врагов отечества) Царь, сведав о падении Великих Лук, дал новый наказ Сицкому и Пивову, которые вслед за Баторием ездили из места в место, будучи смиренными, жалкими свидетелями торжества его. В Варшаве они уступали ему еще несколько областей Ливонских за взятые им города Российские, убеждая Стефана отправить Послов в Москву для мирных условий и прекратить войну; но им ведено было ехать к Царю с ответом: «не будет ни Посольства, ни мира, ни перемирия, доколе войско Российское не очистит Ливонии!» Более и более снисходительный, Иоанн в ласковом письме именовал Стефана братом, жаловался, что Литовцы не престают тревожить России нападениями; молил его не собирать войска к лету, не истощать тем казны государственной – и немедленно послал к нему Думных Дворян Пушкина и Писемского, велев им не только быть смиренными, кроткими в переговорах, но даже (неслыханное уничижение!) терпеть и побои! Так Иоанн пил чашу стыда, им, не Россиею заслуженного! Новая уступчивость производила новые требования: Баторий, кроме всей Ливонии, хотел городов Северских, Смоленска, Пскова, Новагорода, – по крайней мере Себежа; хотел еще взять с России 400 тысяч золотых Венгерских и прислал гонца в Москву за решительным ответом! Наконец Иоанн изъявил досаду: принимая гонца Литовского, не встал с места, не спросил о здоровье Короля и написал к Стефану: «Мы, смиренный Государь всея России, Божиею, а не человеческою многомятежною волею...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

26.07.2022 Борисоглебский монастырь в Торжке: творение «русского Леонардо» Новоторжская Борисоглебская обитель, что на высоком правом берегу реки Тверцы в городе Торжке Тверской губернии, — одна из самых древних в России: ей почти тысяча лет! Борисоглебский монастырь в Торжке Борисоглебский монастырь основан преподобным Ефремом Новоторжским около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. История Основатель обители, преподобный Ефрем Ново­торжский, был боярином, служил конюшим у святых князей Бориса… 25.07.2022 Александровская слобода: отсюда царь Иван Грозный правил Россией Александровская слобода многие века была загородной резиденцией московских государей и целых 17 лет являлась фактической столицей России: здесь жил со своими опричниками царь Иван Грозный. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Александров. Успенский девичий монастырь Главная святыня Александровской слободы Свято-Успенский монастырь уникален: такой ценности и сохранности единых комплексов времен Ивана IV в России —… 27.06.2022 Белокаменное совершенство: церковь Покрова на Нерли Великий реставратор Игорь Грабарь называл эту небольшую церковь самым совершенным храмом, созданным на Руси, величайшим памятником мирового искусства. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Боголюбово. Храм Покрова на Нерли Более восьми веков он стоит посреди заливного Боголюбовского луга. Когда-то здесь сливались Нерль и Клязьма, теперь русло изменилось, но в половодье луг по-прежнему заливает водой, и легкий, светлый храм,… 30.05.2022 Прохоровское поле: храм на Курской дуге Здесь горела земля, бились насмерть тысячи воинов, пошли в бой сразу полторы тысячи танков. Теперь это место стало мемориалом. Его сердце — храм и звонница. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Прохоровку. Храм и звонница под Прохоровкой Победа советских войск в операции на Курской дуге летом 1943 года переломила ход Второй мировой. К 50-летию сражения на Прохоровском… 25.04.2022 Елец: собор, которому мало равных В Ельце можно полюбоваться одним из самых больших храмов в России. Вознесенский кафедральный собор, который возвышается на крутом берегу реки Быстрой Сосны, строили целых 44 года! Почему так долго? И как он устроен? Давайте узнаем. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Елец. Вознесенский кафедральный собор Деньги на строительство этого колоссальных размеров собора собирали по…

http://foma.ru/stati/prostranstvo-kultur...

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе. Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние " фряжской " архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.

http://sobory.ru/article/?object=00080

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010