Макарий в своем отчете Св. Синоду о благосостоянии епархии за 1866 год, – «существуют в епархии почти при всех церквах, за исключением недавно устроенных, небольшие библиотеки. Книги во всех прописанных библиотеках догматико-богословские, церковно-исторические, по обрядословию, по каноническому праву, а всего больше нравоучительные, – слова и беседы отечественных, и преимущественно местных, иерархов. В последние пять лет все церковные библиотеки пополняются разными духовными периодическими изданиями. Весьма многие священники имеют и свои собственные библиотеки. Из доставленных мне сведений о библиотеках за прошлый год видно, что а) при некоторых церквах библиотеки, судя вообще по средствам наших церквей, достаточны, по крайней мере, по объёму своему; так, напр., библиотека валковского Преображенского собора имеет 200 томов, библиотека слободы Богодаровки (изюмского уезда) Царице-Александровской церкви имеет 200 тт., библиотеки валковских церквей: Георгиевской, Рождество Богородицкой и Благовещенской каждая по 100 тт., библиотеки церквей: Вознесенской слободы Люботина (валковского уезда) 100 тт., Николаевской слободы Коломава (ватвов. уезда) 125 тт., Рождество-Богородицкой с. Каплуновки (богодуховского уезда) 109 тт., Николаевской слободы Алексеевки (старобельского уезда) 100 тт.; б) все церковные библиотеки устроены на церковные кошельковые суммы, но есть и такие, которые составлены средствами частных лиц, напр., в упомянутой выше слоб. Богодаровой составил библиотеку на свой собственный счет церковный староста коллежский ассессор Иван Плещеев, священник Петр Дюков на свои средства образовал библиотеку в слоб. Писаревке волчанского уезда при своей приходской Покровской церкви; в) кроме церковных библиотек, есть порядочная библиотека при люботинском приходском попечительстве (300 тт.) из книг, пожертвованных членами попечительства; и г) круг читателей всех библиотек небольшой, преимущественно духовенство, но берут книги и немногие миряне, преимущественно среднее сословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Скромность и строгость иноческого жития Лукиана притягивали многих благочестивых жителей Александровской слободы к нему и его пустыни. Еще в 1642 году постриг он в Ангельский образ вдову священника Троицкого собора Слободы Анну, назвав ее Анисией, а вскоре вдовицу Феклу – с иноческим именем Феодора. Поселились они у церкви Рождества Христова на торговой стороне Александровской слободы. Однако прихожане этой церкви стали роптать на них, укоряя в том, что они, будучи инокинями, живут не в монастыре. Тогда монахини пришли к преподобному Лукиану во вновь устроенную им обитель с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Вначале преподобный отказывался, считая себя грешным и недостойным таких деяний, но потом по многим их просьбам, смиренно согласился. Вместе с ними он отбыл в Москву, где предстали они перед государем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном с просьбой о построении монастыря. Государь пожаловал Лукиану и его старицам храм Успения Пресвятой Богородицы на Буграх. На первое время Лукиан поставил близ того места часовню и постриг там в ангельский образ вдовицу Екатерину, с иноческим именем Евпраксия, которую и назначил настоятельницей вновь устрояемой обители. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, повелев оградить его со всех сторон и срубить кельи для двадцати сестер. Он утвердил им общежительный устав и был для них пастырем и отцом, неустанно заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Со временем был расчищен и отремонтирован Успенский собор. Жили и питались инокини своим рукоделием и от мирского подаяния. Преподобный Лукиан жил у себя в пустыни, часто посещая свое «малое стадо» в Успенской обители . Он запрещал им выходить без нужды из своих келий, а к себе в пустынь позволял приходить только в дни крайнего уныния для поклонения чудотворной иконе Рождества Пресвятой Богородицы .

http://drevo-info.ru/articles/25326.html

По Покровской церкви проводились инженерно-геологические изыскания, в т.ч. по выявлению базовых причин замачивания и деформаций древних белокаменных подклетов. В 1990-х годах на Покровской церкви Александровой слободы известным ученым В.В. Кавельмахером (г. Москва) путем зондирования позднейшего штукатурного намета обнаружены остатки белокаменного портала необычайной красоты. Осторожное раскрытие сантиметр за сантиметром подтвердило научное открытие, - в работе над храмом принимали участие итальянские мастера эпохи Возрождения. Удалось более точно датировать памятник и этапы его строительства. Эта находка и другие открытия стали ключевыми для научной реконструции первоначального облика и последующих переделок, внесли весомый вклад в раскрытие и понимание истории Александровой слободы в целом (В.В. Кавельмахер. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЫ. Рукопись). Сам белокаменный портал музеефицирован и стал одновременно и частью интерьера и архитектурных конструкций храма и экспонатом. На востоке от Троицкого собора находится Покровская шатровая церковь. Основой здания стал небольшой домовый великокняжеский Троицкий храм на высоком подклете с глубокими сводчатыми подвалами. Как и все храмы Александровской слободы начала XVI в., он выстроен из кирпича и белого камня. Интересный в архитектурном исполнении приземистый кирпичный шатер, который считают прообразом всех последующих шатровых храмов, был покрыт черепицей. Алтарь церкви и шатер в 70-е г.г. XVI в. расписали, замечательные фрески частично сохранились до наших дней. Белокаменные порталы при входе украшала изящная резьба. К храму примыкали дворцовые палаты с подвалами. В 1680 г., когда приходская Троицкая церковь осталась без священнослужителей, богослужение в ней не совершалось. По указанию Царя Феодора Алексеевича благословением Патриарха Иоакима она была передана в ведение Успенского девичья монастыря с повелением расширить алтарь, построить придел во имя великомученика Феодора Стратилата и теплую трапезную. В 1680-1681 г.г. велись большие строительные работы, как во всем монастыре, так и в Троицкой церкви, средства на которые – не менее 700 рублей – были пожалованы Царем «из своей Государевой казны».

http://sobory.ru/article/?object=02084

Дарьевка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Слобода Дарьевка расположена на речке Нагольной, впадающей в реку Миусс. Основана старшиною Амвросием Луковкиным, а затем перешла во владение его сына, подполковника (впоследствии генерал-майора) Гавриила Амвросиевича Луковкина. Сначала она находилась на реке Тузлов, в пяти верстах выше нынешней станицы Грушевской (ныне г.Шахты). О времени основания на первом месте этой слободы сведений нет, но она существовала уже в 1773 году. Затем состоялось переселение слободы выше по речке Большой Несветай, где она расположилась недалеко от станицы Александровской (ныне Пролетарский район г.Ростова-на-Дону). Именно тогда слобода стала называться Дарьевской - по имени супруги Гавриила Амвросиевича Луковкина Дарьи Васильевны, урождённой Иловайской. Просуществовав здесь 37 лет, слобода переселяется на нынешнее, третье по счёту место, из Черкасского округа в Миусский, в довольствии слободы Нагольной. С переходом слободы на речку Нагольную, где она находится ныне, что в недальнем расстоянии от Дарьевки находилась слобода Нагольная с церковью, в приход которой была причислина и Дарьевка. 6 октября 1855 года в Дарьевке была заложена однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта освящена 3 мая 1866 года. Построена на средства вдовы полковника Людмилы Гавриловны Калиновской. Церковь была выстроена из кирпича. С 1877 года на этом приходе начала работать церковно-приходская школа, причём для неё было построено собственное здание. До 1901 года Покровская церковь принадлежала к Кирсановскому благочинию, а с 1901 года - Ровенецкому, в котором и пребывала до момента своего закрытия. Всего в приходе к концу века было 313 дворов, 937 чел. мужского пола, 829 - женского. В 1927 году приход был закрыт, храм разграбили и наполовину разрушили. Были снесены купол и колокольня, выбиты оконные рамы, сняты плиты, двери, решётки, а сторожка и ограда разобраны. Храм использовался как клуб, хранилище сельскохозяйственных продуктов и удобрений. Во время оккупации в Великую Отечественную войну храм был открыт. Официально зарегистрирован в ноябре 1944 года (прихожан 312 человек) и просуществовал до 1960 года.

http://sobory.ru/article/?object=41621

Феодосий рассказал, что ему явилась Пресв. Богородица и попросила спасти от разрушения Ее церковь. Он постриг Илариона в монахи с именем Лукиан, святому было тогда «лет тридесяти и нечто боле». Монахи отремонтировали крышу храма, заготовили лес на строительство мон-ря. Однако архим. Иосиф (Чеус), настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря, бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы (Там же. Т. 3. 2020), вывез в свою обитель приготовленные бревна, братию разогнал, а кельи сжег. Л., закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал его перед патриархом, «аки бы не добре жительствует». Л. был сослан «под начал» в Чудов мон-рь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. В Чудове мон-ре подвижник трудился в хлебне. В 1646 г. по рекомендации чудовского архим. Кирилла и по прошению инока архангельского Кожеручского во имя Всемилостивого Спаса муж. мон-ря Тихона патриарх Иосиф рукоположил Л. во иерея и поставил строителем Спасской обители. Однако вскоре из-за ссоры с Тихоном преподобный вернулся в Псковитиново Раменье. Здесь он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Вернувшись однажды из слободы, куда иноки отправились по монастырским делам, Л. и Макарий обнаружили в келье избитого Матфея. Его разорванная мантия висела на кусте. Л. едва успел причастить умирающего инока. Из-за угрозы нападений местных жителей Л. вернулся в Чудов мон-рь. В Москве он познакомился с «царским истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переяславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную и получили разрешение «старый храм разобрать для новаго». В 1649 г. в пустыни был построен новый храм в честь Рождества Пресв. Богородицы. По грамоте царя Алексея Михайловича 1649/50 г. Л. был назначен строителем пустыни (список с грамоты: ГИМ ОПИ. Ф. 17. Оп. 2. Ед. хр. 16. Л. 12-13). Л. подал челобитную патриарху Иосифу с просьбой разрешить служение в новой церкви и 28 авг.

http://pravenc.ru/text/2110831.html

Благочинный, протоиерей соборной церкви г. Инсара, Иоанн Иосифович Щепотин Причты церквей г. Инсара и сел: Верхней Вязеры, Арбузовки, Козловки, Засечной Слободы, Ямской Слободы, Паева, Адашева, Потижской Слободы, Потижского Острога, Липлейки, Старых Верхис, Новых Верхис, Кашаева, Трехсвятского, Сиалеевской Пятины, Языковой Пятины, Хитрова, Рыскина (Николаевская церковь ) Г. Инсар Благочинный, священник села Иссы, Василий Александрович Александровский Причт сел: Иссы, Долгорукова, Бутурлина, Никольской Пестровки, Муравьевки, Инсары, Украинцева, Симанки, Палаевки, Бестужева, Костыляй, Любятина, Знаменский Пестровки, Могиловки, Болдова, Ключищ, Починок, Сипягина, Николаевки Ст. Исса Причты сел: Ускляй, Акшенаса Ст. Архангельско-Голицин., Саранск. у. Причт с. Рузаевки Ст. Рузаевка Мск. Каз. ж.д. Благочинный, протоиерей с. Токмова, Василий Иларионович Масловский Причты сел: Токмова, Сиалеевского Майдана, Старого Ишенева, Унуйского Майдана, Старокорсаковского Майдана, Куликовки Г. Инсар Причты сел: Пушкина, Нагаева, Шувар, Нового Сучкина, Никольской Саловки, Шайгова, Старосивильского Майдана, Тиризморги Ст. Шуваровская, Инсарск. у. Причты сел: Ключарева, Сузгарья Г. Саранск Причты сел: Новошишкеевской, Слободы, Заштатного города Шишкеева, Огарева, Воскресенской Саловки, Тепловки Ст. Шишкеевская, Инсарск. у. Причт села Спасского Ст. Исса, Инс. у. Благочинный, священник села Рязановки Иоанн Петрович Ягодинский Ст. Шувары Причты сел: Лемдяйского Майдана, Николаевки, Кулдыма, Вертелима, Новой Федоровки, Старой Федоровки Ст. Шувары, чрез Лемдяйско-Майданское вол. правл. Причты сел: Ново-Троичкого (Сучкина), Мельцан, Шигонь, Ингеняр-Пятины, Конопати, Олферьевки, Лемдяй Ст. Шишкеев, чрез Сучкинское волостн. правление Причт села Болотникова Г. Саранск, чрез Ново-Акшинск. вол. правление III. Керенский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Керенск. цер. Ник. Алекс. Любимов Г. Керенск Причты церквей г. Керенска и сел: Рахмановки, Васильевки, Архангельского, Котла, Коповки, Маркина, Каргалей, Бутурлина, Кармалейки, Козлейки, Лундана, Дуракова, Татарской Лаки, Нагорной Лаки, Выборного, Шелдаиса, Луки, Ртищева

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кострома. Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Иоанна Богослова каменная, с каменной колокольней была построена в 1681-1687 гг. вместо двух деревянных церквей, устроенных в 1562 г. по грамоте Московского митрополита Макария и сгоревших в 1681 г. Построена она по благословению патриарха Иоакима, попечением настоятеля Ипатьевского монастыря архимандрита Антония. Придельный храм с престолами во имя святого Николая и в честь Феодоровской иконы Божией Матери устроен в 1901 г. В приходе существовало с 16 сентября 1879г. попечительство Костромского Александровского братства. Церковь расположена недалеко от Ипатиевского монастыря. Когда-то, эта территоря была " особой экономической зоной " (поселенцы освобождались от ряда налогов), созданная, чтобы было кому кормить монахов. Принадлежала монастырю с 15-го века. Когда в середине 17-го века монастырям запретили владеть слободами, монахам удалось обойти этот запрет, сославшись на то, что слобода отделена от монастыря рекой (на самом деле, жалким ручьем, ныне спрятанным в трубу). Застройка нынешней слободы без существенных искажений представляет ее облик по состоянию на 17-е столетие. Центром слободы служит прекрасно сохранившаяся церковь Иоанна Богослова. Она начата стройкой в 1681, закончена в 1687, однако, судя по названию слободы, деревянный храм в ней существовал еще века с 15-го. Росписи этого храма схожи с таковыми Троицкого собора, хотя выполнена лишь в 1735 году и дурно поновлена в конце 19-го столетия. В 1901 году облик сооружения был испорчен пристройкой теплого храма – «кричащей архитектуры», как говорили еще дореволюционные знатоки. По материалам сайта http://arheologia.narod.ru Один из лучших храмовых комплексов города с замечательным памятником костромского культового зодчества последней четверти XVII в. и с оградой середины XVIII и начала XIX вв. в стиле барокко и классицизма. Расположен в центре слободы при Ипатьевском монастыре и играет важную градостроительную роль. В середине XVI в. здесь стояли две деревянные церкви — шатровая Иоанна Богослова и клетская Николая Чудотворца, которые сгорели в 1680 г. Вместо них на средства монастыря и прихожан в 1681-1687 гг. возведен каменный храм Иоанна Богослова. В XVIII в. сооружено его южное крыльцо (начало XVIII в.) и при трапезной устроено два придела — Никольский (1706-1709) и Федоровский (1780).

http://sobory.ru/article/?object=00648

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Лукиан Александровский, прп. Описания иконы Житие преподобного Лукиана Александровского Прп. Лукиан родился около 1610 г. Его родители Димитрий и Варвара из города Галича Костромской губернии не имели детей и дали обет постричься в иноческий образ, если Господь даст им наследника. Вскоре Бог даровал им сына, нареченного в крещении Иларион. Когда отрок достиг 8-летнего возраста, Димитрий решил удалиться в монастырь, но сын стал умолять отца взять его с собой. Уразумев на то волю Божию, отец не отказал ему. Найдя пустынное место, Димитрий построил келью и стал жить с сыном в полном уединении, приняв со временем пострижение с именем Дионисия от одного пресвитера. Грамоте и Священному Писанию мальчик обучался у своего отца, от него же перенял понятие о земной жизни как о подвиге и пути к спасению. Варвара после разлуки с мужем и сыном раздала имение, удалилась в один из девичьих монастырей и, потрудившись там многие годы, преставилась к Господу в иноческом чине. Через некоторое время отошел к Богу и отец. Тогда, надеясь найти себе духовного наставника взамен отца, Иларион при[...] Лукиан Александровский - краткое житие Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых. Прп. Лукиан, инок переяславского Богородицкого монастыря, был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Он поселился в безмолвии в окрестностях Александровской слободы около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась Рождество-Богородичная пустынь. Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник Успенский женский монастырь близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.). Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал пр[...]

http://pravicon.com/icon-2298

Приход Спасовской церкви, известный больше под именем Рождественского по прежнему храму в честь Рождества Христова, состоит из трех пригородных слобод Ламской волости: Подмонастырской, Александровской, Прокопной Поляны и из 250 городских дворов. Слободские прихожане состоят из крестьян, а горожане за небольшим исключением принадлежат к торговому классу. Всего в приходе считается 1852 души муж. пола и 1872 жен. пола. Когда и как образовался приход – определить нельзя из-за отсутствия каких-либо сведений. Известно лишь по писцовым и межевым книгам 1628-29 гг., что он уже существовал в это время и большинство его прихожан составляли казаки Александровской слободы. Уже тогда в приходе была «церковь Рождества Христова деревянная, ветхая, да придел Владимирская Богородица – строение попово и мирское; округ той церкви кладбище огорожено вновь. Эта церковь имела в длину вместе с трапезою и папертью 4 саж., а поперек 2 сажени с третью». На ее месте построена была опять деревянная церковь, которая сгорела в 30-х гг. XVIII ст. от неизвестной причины. После этого Рождественские прихожане более 20 лет не имели своего храма. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы заявили епархиальному начальству о своей готовности построить новую церковь, что и было им дозволено. Основание ее последовало в апреле 1759 г., а в феврале 1760 г. церковь была уже готова и освящена. В это время при ней считалось дворов 32, душ обоего пола 176. Однако уже в 1767 г. был возбужден вопрос о построении новой каменной церкви во имя Рождества Христова с приделом Тихвинской Пресвятой Богородицы, хотя деревянная церковь далеко не была ветха. Поводом к построению новой каменной и более обширной церкви послужил крестный ход, ежегодно совершавшийся сюда из Собора в день Тихвинской Богоматери. Как доносил священник: «приходящему народу бывало великое утеснение». Закладка каменного храма состоялась в 1766 г. на новом месте, в 200 саж. от прежнего храма. Едва приступили к постройке нового храма, как старый сгорел до основания со всею утварью в 1769 г. Удалось спасти только особенно чтимую икону Тихвинской Богородицы, а при раскопке обгоревших остатков был найден невредимым «Образ Нерукотворенного Спаса». В виду этого прихожане поспешно построили пока трапезную церковь с приделом Тихвинской Богоматери, освященным, как видно из «храмосвятной грамоты», в 1770 г. с благословения свят. Тихона, епископа Воронежского. Главный же храм с колокольнею построен после с престолом Рождества Христова, но когда именно – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Захарий Петрович Лобов, 1865 г. р., происходил из семьи коллежского регистратора иногороднего происхождения. Родился в слободе Петровке Павловского уезда Воронежской губернии. Обучался в Донской духовной семинарии, которую окончил в 1888 г. по 1-му разряду в звании студента. 13 ноября 1888 г. Высоко преосвященнейшим Макарием (Миролюбовым) , архиепископом Донским и Новочеркасским, он был рукоположен во священника Архангельской церкви слободы Нагольной Голодаевки. В 1890 г., по его прошению, был перемещен к церкви Рождества Богородицы хутора Ажинова. С 23 марта 1891 г. началось служение священника Захарии Лобова в Петропавловской церкви г. Александровск-Грушевского. Благодаря его заботам было возведено великолепное здание нового каменного Петропавловского собора. С 1891 г. священник З. Лобов проходил должность законоучителя в городском Александровск-Грушевском 2-классном училище и заведующего 2-й Александровск-Грушевской церковно-приходской школой. С 3 сентября 1890 г. по 1894 г. он проходил должность законоучителя в одноклассной школе. С 3 января 1894 г. проходил должность законоучителя в городском Алек- сандорвск-Грушевском двухклассном училище. В 1895 г. о. Захарий Лобов был назначен на должность духовного следователя Александровск-Грушевского благочиния. С 1898 г. проходил должность законоучителя в школе грамоты Азовской компании. 16 мая 1900 г. священник Захарий Лобов, по прошению, был переведен в Михаило-Архангельскую церковь г. Новочеркасска. Награды: серебряная медаль в память императора Александра III; 15 мая 1892 г. он был награжден набедренником, а 6 февраля 1898 г. бархатной фиолетовой скуфьей. Супругой о. Захарии была Александра Андреевна, 1869 г. р. Их дети: Гавриил, 1890 г. р., Прокопий, 1892 г. р., Алексей, 1894 г. р., Симеон, 1895 г. р., Вера, 1896 г. р., Ольга, 1900 г. р. ГАРО. Ф. 226. Оп. 3. Д. 10057. Л. 6 об. – 7 об. В 1923 г. (после смерти жены) был хиротонисан во епископа, и возглавил противообновленческое движение. 26 сентября 1924 г. по постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ был приговорен к заключению в концлагерь на два года. Архив УФСБ РФ по РО. Архивно-уголовное дело П-15250. Л. 124. Ныне причислен к лику святых Русской Православной Церкви в чине священномученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010