В соборном храме замечательны две иконы, очень древние – Нерукотворный образ Спаса и Св. Арсения. Там же, за левым клиросом, в деревянном ящике, сохраняется каменный гроб, сделанный самим Св. Арсением. Но главная святыня обители – мощи Св. Арсения, преподобного основателя Успенской Желтиковой обители, которые покоятся в сребро- позлащенной раке с южной стороны собора. В этом же соборе хранятся также многие предметы облачения, принадлежащие Св. Арсению. В ризнице монастыря, кроме значительного количества разных священных и богослужебных предметов, находится много старинных книг и древних рукописей; древнейшие из них относятся к XV веку. Количество братии в обители невелико. Управляет архимандрит. Женские обители Александровский монастырь в Калязинском уезде. Александровский общежительный монастырь расположен на берегу реки Хотчи, при сельце Маклокове, в 40 верстах от города Калязина. Основан этот монастырь в конце прошлого столетия; по указу Св. Синода от 4 сентября 1895 г., здесь была открыта женская община, которая затем была переименовала в монастырь (1906 г.). В обители два храма: домовый в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», и каменный во имя Св. Александра Невского. Оба выстроены на средства помещика Багурина, в имении которого и находится Александровский монастырь. Главная святыня обители местночтимая икона Богоматери «Утоли моя печали», присланная с Афона. В престольные праздники утраиваются ежегодно крестные ходы при большом стечении богомольцев. Для последних при монастыре устроена гостиница. Есть также церковноприходская школа. Управление игуменское. Бежецкий Благовещенский монастырь. Благовещенский общежительный монастырь находится в самом городе Бежецке. Основателями сего монастыря были иеромонах Югской Дорофеевой пустыни Адриан, человек святой и богоугодной жизни, заштатный священник Иерусалимской близ города Углича слободы – Петр Томаницкий и вдовица Любовь Ососкова (в иночестве – София), первая настоятельница Бежецкой Благовещенской обители. Первоначально здесь была открыта женская община (1868 г.), которая вскоре затем и была переименована в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Использован перередактированный материал: А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов, А.В. Новосельцев. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. Липецк. 2006. Введенский спуск, на котором располагается Введенский храм, вёл от древних Данковских ворот елецкой крепости к мосту через речку Ельчик. Введенский приход города Ельца возник в конце XVI века из казаков Александровской слободы. По записям в " Елецкой явочной книге 1615-1616 гг. " , церковь значится как существующая. Находилась она тогда за пределами крепостных стен. Согласно летописным документам, " строена попом Леонтием " и была тогда деревянной. Обветшавшую церковь в середине XVIII столетия разобрали и стали строить каменную. К 1750 г. она была уже частично выстроена и согласно надписи на подпрестольном закладном кресте " освящена в царствование Елизаветы Петровны в 1761 году " . Из материала книги: " Земля Липецкая " . Изд-во Научно-информационный издательский центр (Москва), 2003 г. Впервые деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы упоминается в «Елецкой явочной книге 1615-1616 гг.», а построена она, возможно, одновременно с крепостью. Размеры храма были невелики - 8 саж. длины и 3 ширины (16,5 х 6 м). Введенский храм в это время стоял на склоне ниже крепости и был приходским для Александровской казачьей слободы. При нём находилось и кладбище. В 1617 г. священник Введенской церкви «поп Панкрат в прихожен своих места руку приложил» к обыскным речам елецких торговых и лавочных людей и елецких казаков по делу о краже денег из царской казны, то есть заверил своей подписью показания прихожан. Описания Введенской церкви имеются во многих документах XVII в. В переписной книге Фёдора Барятинского 1646 г.: «Да на Елце городе на посаде розных церквей бобыли. Введение… что за городом в Кузнецкой слободе. А церковной землей и с доходом овладеет просвирница вдова Дарьица. А та Агафонниковская жена Гаврилова да дочь её вдова Окулиница попа Лаврентьевская жена Васильева. А в той церкви служит поп Дементий Прокофьев на время. А на церковном месте живут бобыли». В писцовой книге Василия Сухотина 1678 г.: «Да за городом церковь Введение Пресвятые Богородицы. У той церкви двор попа Леонтия…».

http://sobory.ru/article/?object=03566

Страстная икона Божией Матери. 3-я четв. XVII в. (Александровский Успенский мон-рь) Страстная икона Божией Матери. 3-я четв. XVII в. (Александровский Успенский мон-рь) Молебен перед мощами прп. Лукиана. Фотография. 2015 г. Согласно описанию Стромилова, Лукиановская икона «Рождество Пресв. Богородицы» в длину составляла 131/2 вершка, в ширину - 11 вершков. Иконография образа представляет собой псковский извод, особенностями к-рого являются изображение окруженного птицами фонтана у нижнего поля иконы и позем с крупными цветами (подобная икона кон. XVI - XVII в. хранится в Псковском гос. объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике: Инв. 1619, происходит из ц. Новое Вознесение г. Пскова (Древнерусская живопись в музеях России: Иконы Пскова: (Кат.). М., 2012. Т. 2. С. 58)). В среднике были изображены сцены Рождества Пресв. Богородицы, купания Младенца служанками, укачивания в колыбели и ласкания Марии Ее родителями; в правом верхнем регистре представлено моление прав. Анны, в левом - прав. Иосифа. При строителе Моисее († 1709) на чудотворную икону была изготовлена серебряная позолоченная риза весом 6 фунтов 14 золотников. В 1771 г. по прошению жителей Александровской слободы в память об избавлении города от чумы было установлено ежегодное проведение крестного хода с иконой из Л. п. в слободу в 6-ю неделю по Пасхе. По преданию, 1-й подобный крестный ход состоялся при жизни прп. Лукиана, в 1654 г.,- в «моровой год». Молебны перед иконой служили по ходу следования процессии в домах сельских жителей и горожан, во всех храмах Александровской слободы и округи. В XIX в. крестный ход завершался у часовни «Спас», образ возвращался в Л. п. к празднику Рождества Пресв. Богородицы. В 1843 г. на средства александровских купцов И. Ф. Баранова и П. С. Зубова для иконы был изготовлен новый оклад. В 1922 г. образ был вывезен в музей «Александрова слобода». В 1927 г. прихожане собора Рождества Христова г. Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать икону в действующий собор, но получили отказ. К 2016 г. местонахождение чудотворной иконы неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Новости Владимирская область: С приходом монастыря на территорию «Александровской слободы» деятельность музея ухудшилась – искусствовед 17.02.2012 11:01 Александров (Владимирская обл.), 17 февраля, Благовест-инфо. С началом деятельности монастыря на территории государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская  слобода» в г. Александрове уровень работы музейного комплекса значительно снизился. Так прокомментировал итог экспедиционной поездки 29 января в г. Александров Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства Андрей Чекмарев. Троицкий собор комплекса, переданный Русской Православной Церкви, «выключен  из экспозиции», туда приходится с трудом пробираться. «Ощущается напряженность сосуществования монастыря и музея», - отметил искусствовед. Главная реликвия комплекса (кроме архитектуры) – Васильевские бронзовые врата XIV века из Софийского собора Великого Новгорода, привезенные царем Иоанном IV (Грозным) из карательного похода и помещенные в Троицком соборе, никак не демонстрируются, и посетителям о них ничего не известно. «То, куда нужно вести гостей и туристов в первую очередь, показывать им этот шедевр древнерусской пластики, оказывается малодоступно», - сказал А. Чекмарев. Доступ к «новгородским», а также к «тверским» (привезенным из Твери) вратам затруднен, фотосъемка запрещена. Также, отметил историк архитектуры, непонятна судьба иконостаса XVIII века из Троицкого собора. В то же время, как стало известно «Благовест-инфо», Русская Православная Церковь претендует на весь музейный комплекс. И это при том, что Александровская слобода стала монастырем лишь в XVII веке, а до этого была «вотчиной» царя Ивана Грозного, фактической столицей государства во времена его правления, чему посвящены отдельные экспозиции. В случае передачи всего комплекса Церкви, даже если и будут проводиться экскурсии, то из них будет исключен период XVI века, связанный с историей опричнины. Кроме того, 150 человек – работников музея – могут остаться без работы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иждивением купцов оплачивались все постройки, и многие из них вскоре, оставив Москву, облеклись в монашеский чин. Сам преподобный, строго соблюдая церковное правило, ежедневно совершал Божественную службу. Бог даровал ему благодатные слезы, и без сердечного умиления никогда не совершал он святую Литургию. Всех приходивших к нему от суеты мира принимал он с любовью, как от руки Божией, и вскоре составилось братство из двенадцати человек. Строгость иноческой жизни, соблюдение полного устава в церкви, за трапезой и в кельях привлекали многих, все повиновались ему как Ангелу Божию, будучи готовы на всякое послушание. Однажды монахини Александровской слободы, жившие при церкви Рождества Христова, пришли к преподобному Лукиану с мольбой найти им подходящее место для жительства. Поддержали их просьбу купцы и служивые люди Александровой слободы и просили о создании у них при обветшавшей церкви Успения Божией Матери монастыря для инокинь, в котором хотели видеть его пастырем и попечителем. Преподобный сам руководил постройкой монастыря, утвердил общежительный устав и был для сестер пастырем и отцом, заботившимся обо всем потребном для жизни и спасения. Так на попечении у преподобного Лукиана оказалось два монастыря. Ему даны были по благодати Божией умилительный дар слова и дар прозорливости. Будучи 45 лет, подвижник выглядел как древний старец – труды и скорби, в изобилии сопровождавшие его жизнь, подточили силы. Спустя некоторое время он начал изнемогать телесно и вскоре подошел к порогу смертному. Чувствуя, что силы совсем уже оставляют его, преподобный Лукиан повелел отвести его в воссозданную его великим подвигом церковь Рождества Богородицы. Вдоволь помолившись перед чудотворным образом Той, Которой посвятил он всю свою жизнь, и чувствуя себя при последнем издыхании, просил он, чтобы его вывели из храма и положили на траву. И так преставился преподобный Лукиан 8 (21) сентября 1655 г. в престольный праздник своей обители, будучи похоронен, по завещанию своему, неподалеку от храма Рождества Богородицы.

http://pravicon.com/info-3956

Освоение территории современного Измайловского района проходило в конце XIV в. По крайней мере, к концу первой половины XV века село Измайлово уже существовало. Оно располагалось на территории современного Серебряного острова, к северо-востоку от Покровского собора. Первыми владельцами села, вероятно, были московские великие князья. Царь Иван Грозный в 1550-1560-х г.г. пожаловал Измайлово боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, брату царицы Анастасии Романовой. С тех пор село находилось в вотчинном владении семьи Романовых. Последний потомственный владелец села Никита Иванович Романов умер бездетным, поэтому село перешло его племяннику царю Алексею Михайловичу. В 1663 г. он решил создать здесь крупное дворцовое хозяйство: сады, государеву пашню и пасеку, конюшни, скотские дворы и птичники, пруды для разведения рыбы, стекольный и кирпичный заводы, винокурню. Эта усадьба должна была служить не только местом отдыха царской семьи, но и хозяйственным нуждам царского двора. Для воплощения царских замыслов в Измайлово были переселены крестьяне из Костромского, Валдайского, Переяславского, Алаторского и других уездов. Их дворы разместились на пустоши Хоругово и образовали Новую слободу села Измайлова. Эта слобода располагалась в районе современных улиц Никитинской, 3-й Прядильной и Измайловского проезда. Для жителей слободы и была выстроена церковь в честь Рождества Христова с приделами Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая. Образцом для Измайловской усадьбы послужила Александрова слобода, одна из любимейших усадеб Ивана Грозного. Алексей Михайлович стремился подражать своему грозному предшественнику особенно в начале своего царствования и поэтому в новой усадьбе воспроизвел посвящения престолов. Покровский собор первоначально строился «против образца соборные церкви что в Оликсандрове слободе…», а церковь Рождества с Никольским приделом, видимо, соотносилась с древнейшими посадскими храмами Александровской слободы Рождества Христова и святителя Николая чудотворца. Посвящение третьего престола измайловской церкви Казанской иконе Божией Матери характерно для храмов дворцовых сел, поскольку государи из дома Романовых и особенно царь Алексей Михайлович глубоко чтили Казанскую икону Божией Матери, явившей Свое заступничество в Смутное время и способствовавшей утверждению новой династии. Именно поэтому строившийся тогда же дворцовый храм в Коломенском был посвящен Казанской иконе Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Много времени она уделяла конному двору. На протяжении XVII и почти XVIII века Слобода оставалась дворцовым селом, хозяйство которого было представлено садом и конным заводом. К услугам Елизаветы были Конюшенная слобода, Охотный двор с сокольней и малой псарней. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую Слободу и венчалась на царство. Впоследствии она часто вспоминала Слободу. Так, фавориту Алексею Разумовскому было подарено сто лошадей из Александровского и Тайнинского конных заводов. В 1778 году дворцовая Александровская Слобода получила статус города. Это был обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торговопромышленная часть, где стояли 93 лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - в Заречье - возвышался Успенский монастырь. Ниже, вдоль по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных заводов и ещё один солодовый завод, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Особое место занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Часто заказчиком на изготовление различных изделий из металла выступал Успенский монастырь. Так, Василий Федорович Жижимонтов, представитель одной из известных и почитаемых династий кузнецов, насчитывающей более трёхсот лет выковал и вызолотил девять железных крестов для Успенской церкви. Не исключено, что умелыми руками александровских мастеров были выполнены и кованые флюгеры, изображающие трубящих ангелов, которые до сих пор украшают четыре башни каменной ограды монастыря. Памятники Александровской Слободы - редчайший, хорошо сохранившийся древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Он необычайно гармоничен и царственно величав. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVI века. События, связанные с глобальными преобразованиями в стране, с именами величайших политических деятелей, дух эпохи XVI столетия нашли отражение в архитектуре уникальной царской крепости - Александровской Слободы, а позже и в постройках XVII-XIX веков возникшего на историческом месте Свято-Успенского женского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Другая – южная окраина России оказалась счастливее Сибири, получив в 1775 году отдельного епископа. На ней было сосредоточено внимание светского и духовного правительства. Обширный край, заключающийся в нынешних губерниях Херсонской и Екатеринославской, частью в Полтавской и Харьковской, необыкновенно оживился с начала второй половины XVIII века. Раньше здесь селились то самовольно, то по распоряжению правительства бродяги и вольные люди, образовавшие по правую сторону Днепра несколько сел, хуторов, зимовок и слобод с местечками. Жизнь поселившихся здесь вольных людей была тревожной; она походила больше на походную, чем на оседлую и мирную. Соседние народности – турки, татары, запорожцы и даже поляки постоянно теснили русских поселенцев – грабили и жгли их. Условия тамошней жизни несколько изменились со времени появления на юге России славянских выходцев из Австрии под предводительством полковника Ивана Самойловича Хорвата, населивших Новую Сербию. Им были отведены земли от устья реки Кагорлыка прямой линией до верховьев реки Турьи на устье реки Каменки. От устья Каменки граница Новосербии шла на верховье Березовки, от верховьев Березовки до вершины Омельника и Омельником до её устья в Днепр. На этих землях со временем образовались округа Херсонской губ. Ольвиопольский, Ново-Миргородский, Александровский и частью Екатеринославской губ. Верходнепровский округ. 733 Центром управления Новосербии был город Новомиргород. Поселенцы Новосербии с своими шанцами составили пограничную военную стражу. К юго-востоку от Новомиргородского шанца верстах в 60 на границе запорожских зимовников, по просьбе Хорвата, русское правительство, в 1752 – 1754 гг. устроило крепость, назвав ее Елисаветградской. Крепость, выдвинувшись вперед, служила для защиты самой Новосербии. С постройкой крепости для охраны раздвинутых русских границ в новые места переведен был на постоянное жительство Слободской малороссийский казачий с ним появились полковые военные слободы, а также слободы мирных обывателей. В 1756 г. около Елисаветграда насчитывалось уже 27 русских солдатских мещанских слобод, в которых жило 3538 семейств, состоявших из 4604 душ. В каждой слободе, где поселилось более 100 душ, полагалось строить церковь . В 1755 году многие слободские церкви были уже освящены. 734

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь. Введение патриаршества (1589 - 1700 гг.). Монастыри АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) ВЯЗНИКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ основан, вероятно, в 1-й четв. XVII в. на посадской земле Вязниковской слободы Ярополчской вол. Владимирского у.

http://pravenc.ru/rubrics/121766.html

В 1806 г. был отремонтирован нижний храм (сделан теплым и расписан), а в 1843 г. – верхний, в котором Н.Д. Кузнецов написал новые иконы и сделал на стенах росписи. В 1862 г. епархиальный архитектор Г.И. Карпов начал возведение боковых приделов, освященных 29 января 1865 г. Образа в них исполнил В.Ф. Пасхин. Через два года была окончена новая отделка нижнего храма. В 1900 г. арх. Д.П. Рябов приступил к полной перестройке здания, сделав его из двухэтажного одноэтажным, но двусветным и с хорами, после чего внутри смогли поместиться 3000 человек, почти все население слободы. Были возведены шатровая колокольня и пять глав. Поначалу, 28 октября 1901 г. епископ Нарвский Никон освятил само обновленное здание, a 21 мая 1903 г. – левый придел апп. Петра и Павла. Большинство расходов по перестройке взял на себя староста, крестьянин Н.М. Слепушкин, бывший также литератором, автором „Досугов сельского жителя“. В 1912 г. в церкви была повешена бронзовая доска с именами павших при Цусиме матросов из Рыбацкой слободы. В 35 саж. от церкви возвышался гранитный обелиск, сооруженный в 1791 г. в память о патриотизме жителей в Русско-шведской войне. Неподалеку находилось приходское кладбище с церковью; в Петро-Славянке стояла деревянная часовня; в Усть-Славянке – каменная, выстроенная в 1861 г. (освящена 20 июля 1920 г. как церковь прор. Илии). В Петров день причт кропил святой водой дома в округе и служил в них молебны. Полвека (1839–1888 гг.) настоятелем церкви был прот. Николай Петрович Флоровский; последним перед революцией – прот. Николай Петрович Кулигин, в 1937 г. расстрелянный. Церковь закрыта в 1934 г. и в следующем году снесена – закладная доска сейчас находится в местном музее. Ныне на этом месте – сквер. В 1980-е гг. Рыбацкое застроено многоэтажными домами. В конце XX века создана инициативная группа по восстановлению храма. http://www.encspb.ru/object/2804678970?lc=ru Село Рыбацкое находится по Шлиссельбургскому тракту, на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга и в 6 от почтовой станции Усть-Ижоры. До 1829 г. оно называлось слободою Рыбною, а с 1829 г., до причисления его к Шлиссельбургскому участку, слободою Рыбацкою. До освобождения крестьян оно состояло в ведомстве Александровской мануфактуры. Рыбною слободою, Рыбацкою или селом Рыбацким оно названо потому, что населено рыбаками, вызванными в 1710 г. Петром Великим с берегов Оки, из замосковных дворцовых волостей.

http://sobory.ru/article/?object=35576

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010