19.07.2022 Артём ждет родителей «Когда я жил дома и мне было плохо, приходила кошка и садилась на живот, лечила меня. Я это запомнил на всю жизнь», — рассказывает Артём. 13.07.2022 Чудо с Павлом: как гонитель верующих вдруг уверовал во Христа …По узкой улице, ведущей от Иерусалимского храма, идут два молодых человека. Они о чем-то горячо спорят. Останавливаются на перекрестке, начинают кричать, размахивать руками, доказывая каждый своё. Кажется, ещё чуть-чуть — и юноши набросятся друг на друга! Наконец один разворачивается и быстро уходит. Трудно представить, что этих спорщиков многое связывает — они родственники, многие годы они учились в одном городе у одних учителей…… 13.07.2022 «Проповеди я говорил очень редко. Иногда скажу: " Православные, покайтесь, очистите свои грехи " »  — этого было достаточно, чтобы отправить священномученика Алексия Скворцова в ссылку Колхозник Яков Горюнов, которому едва исполнилось тогда двадцать лет, сообщил сотруднику районного отдела ОГПУ, что его родители принимали в своем доме гостей, часть которых состояла из родственников, и пока он, притаившись и делая вид, что спит, лежал на печи, вели между собой разговор, критикуя колхозные порядки и обсуждая, где бы найти человека, который убил бы… 04.07.2022 Ноги, крылья и главное Обычное мнение о безумии обманчиво: человек теряет вовсе не логику; он теряет все, кроме логики». Эта фраза Честертона кажется на первый взгляд парадоксальной, правда? Но только на первый. Недавно обсуждал на радио «Вера» евангельскую историю о расслабленном — про паралитика, который лежит около Овчей купели и ждет, когда кто-нибудь поможет ему первым нырнуть туда после того, как в купель сойдет… 01.07.2022 Александровская слобода: отсюда царь Иван Грозный правил Россией Александровская слобода многие века была загородной резиденцией московских государей и целых 17 лет являлась фактической столицей России: здесь жил со своими опричниками царь Иван Грозный. Сегодня наша «Дорога к храму» ведет в Александров. Успенский девичий монастырь Главная святыня Александровской слободы Свято-Успенский монастырь уникален: такой ценности и сохранности единых комплексов времен Ивана IV в России —…

http://foma.ru/journal/7-231-ijul-2022

К этому типу можно отнести звонницы Преображенского монастыря в Ярославле (нач. XVII в., перестроена в XIX в.) и Воскресенского мон-ря в Угличе (1674). С сер. XVII в. самым популярным типом К. стал шатровый. В его основе лежали 2 образца: К. Александровской слободы и надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624-1625; архитекторы Вилим Граф, Христофор Галовей). Надстройка представляет собой несколько восьмериков на четверике. Верхний восьмерик с килевидными арками звона увенчан стройным шатром. Знаменитые кремлевские куранты состоят из механизма часов, скрытого за циферблатами, и колоколов, развешанных над ними в верхнем ярусе звона. Шатровые К. обычно делали 8-гранными, иногда на основании в виде четверика. Вверху располагался ярус звона с крупными арками, а шатер прорезали мелкие окошки слухов. К. этого типа, как правило, были частью храмовых комплексов посадских церквей. Характерные примеры такого типа построек находятся в Москве: церкви Св. Троицы в Никитниках (сер. XVII в.), свт. Николая в Пыжах (сер. XVII в.), прп. Симеона Столпника на Поварской ул. (1676-1679), свт. Николая в Хамовниках (1679-1682). Большинство московских К. расположены с зап. стороны храма по продольной оси постройки. Именно в сер. XVII в. складывается 3-частная композиция «храм-трапезная-колокольня». Отдельно стоявшая шатровая К. (1-я пол. XVII в.) при ц. вмч. Димитрия Солунского у Тверских ворот (не сохр.) отличалась тем, что была прямоугольная в плане. В Ярославле часто строили шатровые К. отдельно стоящими, напр. К. храма свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (сер. XVII в.) и незаурядная по композиции К. ц. Рождества Христова (сер. XVII в.) с проездной аркой внизу, храмом в среднем ярусе и часами. Ярославские К. при храмах возводили обычно, в отличие от московских, на углу четверика (церкви прор. Илии (1647-1650), Спаса на Городу (1672), арх. Михаила (1657-1680) и др.). В мон-рях и при крупных соборах предпочитали строить звонницы или столпообразные ярусные К. по образцу колокольни «Иван Великий».

http://pravenc.ru/text/1841778.html

с. относится перестройка церкви-колокольни свт. Алексия, митр. Московского (с кон. XVII в. Голгофо-Распятская ц.), предпринятая, вероятно, после 1570 г. для размещения на ней колоколов, вывезенных Иоанном Грозным из Новгорода. При Иоанне Грозном была осуществлена стенопись Покровского собора. К 70-м гг. XVI в. относят и фрески шатра Троицкой ц.- единственный пример сюжетной росписи шатрового храма в XVI в. В 1569 г. Иоанн Грозный привез в А. с. из разоренной Твери медные врата и установил их на зап. портале Покровского собора (вероятно, они были выполнены в XIV в. для Спасо-Преображенского собора Твери). Др. медные врата XIV в., с золотой наводкой, т. н. Васильевские, вывезены им в А. с. из новгородского Софийского собора в 1570 г. и поставлены в юж. портал собора. 19 нояб. 1581 г. в А. с. от побоев, полученных во время ссоры с Иоанном Грозным, скончался царевич Иван. Это трагическое событие положило конец истории А. с. как постоянной царской резиденции. В Смутное время А. с. была разорена, но при царе Михаиле Феодоровиче вновь стала местом отдыха царского семейства при паломнических выездах. Новый период истории А. с. начался в 1649 г., когда прп. Лукиан Александровский положил начало жен. мон-рю на территории государева двора. В 1651 г. царь Алексей Михайлович передал обители Успенскую ц. и часть слободской земли для строительства келий. Так возник Александровский в честь Успения Божией Матери жен. мон-рь . Арх.: Некрасов А. И. Памятники Александровой слободы, их состояние и значение//ЦГАЛИ. Ф. 2039. Оп. 1. Ед. хр. 17. 1948 г. 369 л. Лит.: Ulfeldi Jacobi Legatio moscovitica, sive Hodopoericon Ruthenicum. Francofurti, 1607, 16272 [содержит гравюры с изображением А. с.]; Стромилов Н. С. Цесаревна Елисавета Петровна в Александровой слободе и Успенский девичий монастырь в то же время. М., 1874; он же. Царевна Марфа, сестра Петра Великого: Ист. биогр.//Александрова Слобода в XVII в. и Успенский девичий монастырь (1612-1699 гг.). Владимир, 1883; он же. Александрова слобода: Слобода до Грозного.

http://pravenc.ru/text/64482.html

Резолюция на прошении от 6 сентября за 1.040-м последовала таковая: «Поручаю ключарю кафедрального собора принять эту просьбу во внимание и озаботиться, чтобы все было готово ко дню освящения храма св. Троицы, – и по освящении рапортовать мне с возвращением прошения». Это была последняя резолюция, касающаяся освящения новоустроенного храма, важная и необходимая в этом деле в виду того значения, какое имеют св. антиминсы в христианских храмах. Выполнение её уже относилось ко дню самого освящения, а рапорт о выполнении относится уже ко времени освящения. Рапорт ключаря завершает собою весь акт освящения храма с формальной стороны 10 сентября он рапортовал Его Преосвященству: «Сего 1884 года сентября 8 дня Вашим Преосвященством совершено было торжественное освящение новоустроенного храма за чертою гор. Рязани в Ново-Александровской слободе во имя Святой Живоначальной Троицы. В силу совершившегося такого богоугодного и богоприятного дела по прошению священника Иоанна Алякрова и прихожан означенной слободы, я при сем нижайше имею честь представить Вашему Преосвященству прошение священника Алякрова о выдаче ему св. антиминса и донести, что св. антиминс выдан для храма св. Троицы при освящении оного Вашим Святительством. 1884 г. сент. 10 дня». Резолюция на рапорте за 4.258-м: «1884 г. сент. 10. Консистории принять прописанное к сведению и присоединить этот рапорт с приложением к делу». Когда назначен был самый день освящения новоустроенного храма, то еще более оживилась деятельность членов Комитета и всех усердных ревнителей благолепия храма. Нужно было видеть, с какою ревностью друг перед другом спешили нести свои приношения в храм ко дню освящения, чтобы судить о силе любви русского крестьянина к храму и верноподданническом чувстве, вызвавшем построение самого храма. В этом духе и направлении, в таком характере крестьян видна сила и мощь русского народа, преданного Церкви и Царю. Вот картина, поразительная по своему внутреннему характеру и значению: когда председатель Комитета Хрущов, готовясь к освящению храма, выставил пожертвованные им и другими подсвечники, необходимые в церковном богослужении, то, менее чем в неделю, храм оказался наполненным в изобилии до излишка подсвечниками всяких родов и размеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

08.08.2013 18:26 Русской Православной Церкви возвращен Зарайский образ святителя Николая 16.01.2013 12:55 " Российская газета " Атланты держат небо? 31.10.2012 10:37 " Российская газета - Нижний Новгород " «Закон о передаче имущества Церкви надо менять» 06.05.2012 15:14 Иверская икона Божией Матери вернулась в Русскую Православную Церковь 04.05.2012 16:10 Древнейший список Иверской иконы Божией Матери будет передан из Исторического музея в Новодевичий монастырь 17.02.2012 11:01 Благовест-инфо Владимирская область: С приходом монастыря на территорию «Александровской слободы» деятельность музея ухудшилась – искусствовед 20.01.2012 14:01 Русская Церковь не претендует на территорию Нового Донского кладбища - патриархия 08.12.2011 20:08 Минэкономразвития будет курировать возвращение религиозного имущества в России 06.12.2011 16:37 " Коммерсантъ " Пермская художественная галерея отдаст собор церкви 01.12.2011 13:37 Директор музея против передачи Исаакиевского собора Церкви и закрытия действующих там ларьков 01.12.2011 10:21 Александро-Невская лавра просит власти Петербурга вернуть утраченные в советские годы здания 22.08.2011 10:57 " Российская газета " Храм на своем месте 19.08.2011 10:24 Путин постановил создать комиссию по вопросам, связанным с передачей религиозного имущества 21.06.2011 14:58 Благовест-инфо К подлиннику Боголюбской иконы допустят только Патриарха Кирилла и архиепископа Евлогия 07.06.2011 15:55 " Московские новости " Тевтонский орден за заслуги 25.02.2011 11:19 После передачи Церкви собора в Угличе местному музею стало негде хранить иконы 22.02.2011 23:42 Патриарх Кирилл обсудил с государственными деятелями перспективы реализации закона о передаче имущества религиозного назначения 16.02.2011 17:39 " Российская газета " Свято место будет пусто 14.02.2011 12:05 В Омской области нашли церковь XIX века, не оформленную в собственность 07.02.2011 11:43 Чиновники отказываются передавать прихожанам храм на Новой площади - активисты общины 02.02.2011 14:55 Благовест-инфо

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Цена его 600 р. сер.; 4) старинный, шведский колокол, весом около 30 пудов, на нем надпись латинская: Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat. Шведская: Tin Goolz namps aera och panasluono capall fiët pridnh m: georgia pzat anno 1686 Holmiae Misael Bader. Колокол, говорят, висел на башне конторы кирпичных заводов, устроенных Петром 1, для созывания рабочих; контора находилась на другом берегу Невы, где теперь фабрика Варгуниных. По рассказам других, колокол вырыт из земли при постройке каменной церкви, на месте коего, по преданию, была шведская кирка. Метрические записи имеются при церкви с 1750 года. Причт до 1760 года состоял из двух священников, диакона и двух причетников. С 1760 по 1842 год, при здешней церкви был один священник, диакон, дьячок и пономарь. С 1842 года опять два священника. С учреждением церкви в Смоленской слободе, здесь опять один священник. Причт сперва содержался казенным жалованьем от кирпичных заводов и доброхотными даяниями прихожан. В последнее время это жалованье состояло из 165 р. 45 к. в год на весь причт, не исключая и сторожа. После основания Фарфоровского завода причт стал получать, из заводской конторы, 147 р. 32 к. в год, в том числе и на просвирню. В 1854 г. сделана прибавка на другого священника и жалованье причта возросло до 179 р. 97 к. Когда устроен был, в 1825 г.; Александровский чугунный завод, причт стал, от этого завода, получать 114 р. 28 к.; кроме этого, пользовался от завода экипажем, с лошадью и кучером. С учреждением на Александровском заводе особой церкви и причта, жалованье причту фарфоровскому прекратилось. В 1862 году вследствие указа о наделе причтов землею, общество Смоленской-Ямской слободы, вместо земли, положило 50 руб. на весь причт ежегодно. Кроме этого, причт пользуется 97 р. 44 к. в год, т. е. процентами с капитала в 2436 р. С 1737 года священствовали при здешней церкви: Иродион Тимофеев, Георгий Моисеев, Автоном Карпов, Феодор Симеонов, Андрей Иродионов, Алексей Алексеев, Иоанн Васильев (Краснопевков), Никифор Иларионов, Петр Алексеев (перешедший в 1813 г. к церкви Театрального Училища); Иоанн Васильевич, Павловский (1853), протоиерей Иоанн Никифоров Погонялов (также умерший), Андрей Иоаннов Павловский. С устройством в 1878 г. особого прихода и церкви в Смоленской-Ямской слободе, один священник и псаломщик переведены в тамошнюю церковь и, в настоящее время, в причте фарфоровской церкви состоят: священник Андрей Павловский, диакон Николай Гиляровский и псаломщик Иван Стрелинский. Причт помещается в четырех духовных церковных домах, стоящих на земле Фарфоровского завода; из них 2 каменных и 2 деревянных. Три дома построены на церковные суммы, с пособием от прихожан, а 4 куплен у вдовы священника Алексеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Православие существовало в здешнем крае издавна. По писцовым новгородским книгам местность по берегу Невы была занята в 16 веке православными, принадлежащими к «спасскому городенскому погосту», административным центром которого был Шлиссельбург, древний Орешек. Но это первоначальное православие исчезло здесь в 17 веке, во время шведских войн. Ко времени основания Петербурга, т. е. к началу 18 века, едва ли здесь оставались какие-либо памятники православной церкви. Она возникла здесь вновь уже при Петре Великом, который, заселяя здешние места разными русскими людьми, считал необходимым устроять для них часовни и церкви. Помещики, которым Петр и его преемники раздавали здешние земли, соревновали державным лицам в устроении церквей и учреждении погостов и приходов. Можно сказать, что почти все церкви петербургского уезда устроены или правительством или помещиками. Собственно прихожанами устроены церкви в Рыбацкой и в Усть-Ижоре, но и тут не обошлось без помощи от царственных особ. Православная здешняя паства сперва была в ведении Тиунской или Судной избы, потом подчинялась синодальной канцелярии, духовному правлению, а с 1742 года подчинена была петербургскому иерарху. За благочинием в здешних церквах наблюдали, преимущественно, священники и протоиереи столичные, вероятно потому, что сношения причтов с благочинным столичным были удобнее, чем с благочинным из духовенства сельского. Ныне в уезде до 12 приходов, подчиненных двум благочинным. 1) Церковь Смоленской Божией Матери в селе Смоленском Село Смоленское «тож пригородная слобода Смоленская», находится на левом берегу Невы, на 8 и 9 верстах от Петербурга, по Шлиссельбургскому тракту, между стеклянным заводом и заводом Александровским механическим, известным под именем «Чугунного». Сперва церкви здесь не было. Жители были прихожанами фарфоровской Преображенской церкви, но молебны и многие другие требы у них правили монахи из Киновии. С начала 50 годов местность эта стала быстро заселяться и начальство Киновии испросило разрешение на устройство в селе часовни, которая в 1863 г. и устроена вчерне. Она была довольно большого размера, деревянная, на каменном фундаменте, и стояла среди слободы, подле шоссе. Тогда фарфоровский причт стал просить у епархиального начальства дозволения – отобрать от Киновии часовню и устроить в часовне храм. Разрешение было дано с тем, чтобы причт уплатил лавре деньги, в количестве 12 т. р. с., употребленные на постройку часовни. Деньги были уплачены, к часовне пристроен алтарь и паперть, а потом устроен храм, который и освящен 21 марта 1865 г., во имя Смоленской Божией Матери, наместником лавры, архимандритом Никанором.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Блаженный же, простерся на уготованном одре и, преподав последнее благословение своим учеником, руце к персем пригнув со всяким благоговением и в добром исповедании, благодаря Бога о всем, а наипаче о том, что сподобился в страдании совершить свое течение, уснул с миром, предав душу свою в руце Бога, его же возлюбил от юности своея. Отошел же от жития сего в вечное блаженство в лето от создания 7189 (1681), Августа в 17 день, на 76 году от рождения. Архимандрит же Спаской обители со всем Освященным Собором отпел над представшимся только одну литию. Весть о кончине Святителя снова привлекла к его стругу множество народа, с Воеводою во главе, которые все с плачем и слезами окружили его смертный одр, желая проститься с отшедшим от сего мира Святителем. Сопровождавший его Дьяк немедленно поехал в Москву, дабы возвестить Благочестивому Царю, что Святейший Патриарх отошел на вечный покой. Царь же, еще не зная ничего о преставлении Блаженного Никона, послал на встречу ему свою Царскую карету со множеством лошадей с Царской конюшни. Посланные с нею прибыли в Ярославль уже на второй день по его преставлении и, видя Блаженного преставшимся, устроили возило (дроги) со всяким опасением твердо и, возложивши на оное гроб с телом Блаженного, отправились в путь к царствующему граду, Москве. В городах и селах, лежащих на пути, сретали тело Блаженного со псалмами, поя литии, и провожали со слезами погребальную колесницу. Когда же достигли Александровской Слободы, Игуменья тамошнего девичьего монастыря со всеми сестрами, числом не менее 200, вышли на встречу вне монастыря со звоном и славословием поюще литию, со многими слезами и рыданием, оплакивая лишение своего пастыря и учителя; проводив же печальный поезд с версту за Слободу, и облабызав десницу Святейшего, возвратились во свояси с великим рыданием. Когда же приблизились к обители Живоначальные Троицы Сергиева монастыря, тогда Настоятель оной, Архимандрит Викентий, вышел на встречу вне монастыря с причтом церковным и со всею братиею, и тут, пред самыми вратами, отпев соборно литию над гробом и целовавше тело Блаженного, все со слезами возвратились в свою обитель. Еще не успело отойти от Троицкой обители печальное шествие, как прибыл из Москвы Дьяк Чепелев, возвещая повеление Царское, дабы Архимандрит Кириллова монастыря, Никита, немедленно отправился в Москву; провожать же тело Блаженного до Воскресенского монастыря приказано Троицкого монастыря Архимандриту Викентию.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Так Иоанн, к общему удивлению, простили Магнуса в Дерпте, взяв с него клятву в верности, с обязательством заплатить России 40000 Венгерских гульденов; возвратил ему свободу и владение, Оберпален, Каркус; еще прибавил к сим городам Гельмет, Зигесвальде, Розенберг и другие; оставил Магнусу имя Короля, а себе Верховного Повелителя Ливонии, и велел там изобразить в церквах следующую надпись худыми Немецкими стихами, им самим, как уверяют, сочиненными: «Есмь Иоанн, Государь многих земель, исчисленных в моем титуле. Исповедаю Веру предков своих, истинно Христианскую, по учению Св. Апостола Павла, вместе с добрыми Москвитянами. Я их Царь природный: не вымолил, не купил сего титула; а мой Царь есть Иисус Христос ». – Из Дерпта приехав во Псков, Иоанн осмотрел всех пленников Ливонских, некоторых освободил, других скованных послал в Москву, и сам, как бы утружденный великими подвигами, спешил отдохнуть в уединении Слободы Александровской. Здесь конец наших воинских успехов в Ливонии, хотя и не весьма важных для потомства, но знаменитых, блестящих для тогдашних Россиян, которые славились взятием двадцати семи городов в два или три месяца. Увидим жестокий оборот Судьбы, злополучие отечества и стыд Царя; увидим новое доказательство, что малодушие свойственно тирану: ибо бедствия для него казнь, а не искушение, и доверенность к Провидению столь же чужда его сердцу боязливому, сколь и доверенность к народному усердию!.. Но прежде описания войны, какой дотоле мы не имели, в последний раз еще явим Иоанна губительным Ангелом Тьмы для Россиян, обагренным святою кровию невинности. Уже не было имени опричников, но жертвы еще падали, хотя и реже, менее числом; тиранство казалось утомленным, дремлющим, только от времени до времени пробуждаясь. Еще великое имя вписалось в огромную книгу убийств сего Царствования смертоносного. Первый из Воевод Российских, первый слуга Государев – тот, кто в славнейший час Иоанновой жизни прислал сказать ему: Казань наша, кто, уже гонимый, уже знаменованный опалою, бесчестием ссылки и темницы, сокрушил Ханскую силу на берегах Лопасни и еще принудил Царя изъявить ему благодарность отечества за спасение Москвы – Князь Михаил Воротынский чрез десять месяцев после своего торжества был предан на смертную муку, обвиняемый рабом его в чародействе, в тайных свиданиях с злыми ведьмами и в умысле извести Царя; донос нелепый, обыкновенный в сие время и всегда угодный тирану! Мужа славы и доблести привели к Царю окованного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Лишаемые отчизны, плакали; оставленные в ней, трепетали. То было началом: ждали следствия. В сие время, как уверяют, один бродяга Волынский, именем Петр, за худые дела наказанный в Новегороде, вздумал отмстить его жителям: зная Иоанново к ним неблаговоление, сочинил письмо от Архиепископа и тамошних граждан к Королю Польскому; скрыл оное в церкви Св. Софии за образ Богоматери; бежал в Москву и донес Государю, что Новгород изменяет России. Надлежало представить улику: Царь дал ему верного человека, который поехал с ним в Новгород и вынул из-за образа мнимую Архиепископову грамоту, в коей было сказано, что Святитель, Духовенство, чиновники и весь народ поддаются Литве. Более не требовалось никаких доказательств. Царь, приняв нелепость за истину, осудил на гибель и Новгород и всех людей, для него подозрительных или ненавистных. В Декабре 1569 года он с Царевичем Иоанном, со всем Двором, со всею любимою дружиною выступил из Слободы Александровской, миновал Москву и пришел в Клин, первый город бывшего Тверского Великого Княжения. Думая, вероятно, что все жители сей области, покоренной его дедом, суть тайные враги Московского Самодержавия, Иоанн велел смертоносному легиону своему начать войну, убийства, грабеж, там, где никто не мыслил о неприятеле, никто не знал вины за собою; где мирные подданные встречали Государя как отца и защитника. Домы, улицы наполнились трупами; не щадили ни жен, ни младенцев. От Клина до Городни и далее истребители шли с обнаженными мечами, обагряя их кровию бедных жителей, до самой Твери, где в уединенной тесной келии Отроча-монастыря еще дышал Св. старец Филипп, молясь (без услышания!) Господу о смягчении Иоаннова сердца: тиран не забыл сего сверженного им Митрополита и послал к нему своего любимца Малюту Скуратова будто бы для того, чтобы взять у него благословение. Старец ответствовал, что благословляют только добрых и на доброе. Угадывая вину Посольства, он с кротостию примолвил: «Я давно ожидаю смерти: да исполнится воля Государева!» Она исполнилась: гнусный Скуратов задушил Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010