В мае 1609 года князь Скопин-Шуйский во главе иноземных и русских сил вышел из Новгорода и спешил на помощь Москве. Он победоносно прошёл до самой Волги, овладел большой дорогой от Новгорода на Москву и в июле взял Тверь. Дальше идти прямо на главные силы тушинцев, расположенные под Москвой, в Дмитрове и около Сергиева монастыря, он не рискнул, боясь сразу лишиться всех успехов, добытых столькими усилиями и жертвами. Скопин из Твери пошёл к Ярославлю, где уже образовался центр всех заволжских дружин и откуда уже готовилось нападение на Ростов, плохо защищённый тушинцами. Дойдя до Калязина монастыря, Скопин укрепился в нём и разослал по всему северу свои грамоты, требуя присылки в Калязин денег и людей. В августе из Ярославля воевода его, Вышеславцев, уже пошёл „в сход» к Скопину, оставя пока Ростов. Таким образом в Калязине произошло соединение Скопина с заволжскими мужиками. „Сождався с костромскими и с ярославскими и иных городов с людьми“ Скопин переводит свои войска на большую северную дорогу из Москвы к Ярославлю. Заняв в октябре Переяславль-Залесский и Александровскую слободу на этой дороге, он устанавливает связь между столицей и северными областями и медленно подвигается с помощью „острожков» к самой Москве. В Александровскую слободу к Скопину пришёл Ф. И. Шереметев с низовой ратью и войска из Москвы с князьями Куракиным и Лыковым, и слобода стала средоточием всех сил московских. Пришёл и отряд рязанцев с посланцами от Прокофия Ляпунова, которые принесли недобрые вести Скопину: Ляпунов предлагал Скопину возложить на себя корону и взять в свои руки скипетр. Скопин с негодованием отверг предложение, но не донёс о нём своему дяде, царю Василию, думая предать всё дело забвению. К сожалению, это не утаилось от Москвы и послужило семенем раздора и несчастий для Скопина и для всего государства. Из Александровской слободы, под главным начальством Скопина, воеводы начали очищать от врагов подмосковные города и дороги и подвигаться к Москве. Прежде Москвы освобождена была Троицкая лавра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Видяще велие смиренномудрие твое, дивимся, святче Божий: преуспевая бо в подвизех, вящще жаждал еси духовнаго назидания. Сего ради обитель свою на время оставил еси, и со святыми отцы пребывати вожделел еси. Обаче, вновь в обитель возвратился еси на радость братии и людем. К тебе убо и мы прибегающе, сице глаголем: Радуйся, ища разума духовнаго к пустынным отцем притекший; радуйся, лжеименный разум века сего несумненно отвергший. Радуйся, многая в пустынных местех благая и душеполезная сокровища стяжавый; радуйся, аки богомудрая пчела от труждающихся тамо отец сладость иноческую собравый. Радуйся, туюжде сладость в землю Александровскую сохранно принесший; радуйся, зде обитель благоуспешно насадивший и сторицею возрастивший. Радуйся, равноангельскаго жития достигнути сподобивыйся; радуйся, в иноческих трудех и подвизех древним отцем уподобивыйся. Радуйся, алчущих жизни вечныя питателю; радуйся, жаждущих духовный напоителю. Радуйся, вертограда церковнаго крине благовонный; радуйся, проповеди евангельския глас богопросвещенный. Радуйся, преподобне Корнилие, монашескаго жития изрядный устроителю. Кондак 6 Проповедник неленостный православныя веры и истиннаго жития во Христе Иисусе явился еси, преподобне, мирския и духовныя управляя. Прихождаше же в Александрову слободу потребы ради монастырския, многочастне в Успенском монастыре тоя слободы инокинь посещал еси, душевне и телесне их укрепляя, да поют благодарственно благих Подателю Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия земли Александровстей просвещение совершенных твоих добродетелей, изрядный угодниче Христов. Сего ради сестры обители Успенския, преклоньше колена, согласно моляху тя, дабы и им был еси пастырем. Ты же, зряху веру их, восприял еси их во свою паству духовную и был еси им учитель благочестивый и праведный. Сопричти и нас Богом собранному твоему стаду, со умилением зовущих: Радуйся, светильниче веры и добродетелей учителю; радуйся, паствы твоея изрядный душепопечителю. Радуйся, прибегающим к тебе отец чадолюбивый; радуйся, спастися хотящим усердно послуживый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

К указанным чисто природным удобствам села Казаков нужно еще прибавить, что в двух верстах от него находится станция того же имени Юго-Восточных жел. дорог, ведущих от Орла к узловой станции Грязи. Вблизи станции Казаков через р. Воргол перекинут железно-дорожный мост, редкий по своей величине и высоте среди подобных-же мостов. С полотна железной дороги и особенно с моста открывается живописный чисто-швейцарский вид имения г. Варгунина, которое амфитеатром расположено на берегу реки. Земли, на которой теперь лежит с. Казаки и которой владеют местные жители, принадлежали некогда казакам Елецкой Александровской слободы, имеющим здесь свои выселки с церковью во имя Великомученика Георгия, как это значится в старинной выписи на земельные казацкие владения 1692-93 г.г. Здесь прямо сказано, что «оные казаки пользовались сеном около лесу Хомутова … и по реке по Варглу и по Хомутцу», а между владельцами перечисляются такие фамилии казаков, которые особенно распространены среди теперешних жителей с. Казаков. Что теперешняя земля крестьян с. Казаков со всеми угодьями когда-то принадлежала казакам Александровской Елецкой слободы, всего яснее доказывается земельными планами, общими для жителей Александровской слободы и с. Казаков, и участием крестьян слободы Александровской во владении мельницею в с. Казаках на р. Воргле. Отсюда ясно, что с. Казаки сначала было простыми казачьими хуторами или выселками из Елецкой Александровской слободы, а потом с течением времени казаки переименовались в крестьян-однодворцев, поселок постепенно разросся и образовалось целое село, получившее название по роду службы и званию своих первых насельников. Сведения о первоначальных жителях села, давших ему свое имя, со временем забылись и отошли в область преданий, и только название села напоминает его жителям об их предках-казаках. С своим настоящим именем село Казаки упоминается в первый раз в письменных документах под 1628 годом: в отказных книгах этого года с. Казаки записано в числе владений Елецкого Троицкого мужского монастыря, от которого оно потом перешло во владение казаков Александровской слободы. На это есть ясные указания даже в документах, сохранившихся с 1780 года в церковной ризнице с. Казаков. На копиях метрических книг, выдававшихся из Елецкого Духовного Правления, писалось в заглавном листе так: « 1780 года  Генваря  дня книга, книга выданная из Елецкого Духовного Правления г. Ельца Александровской слободы Георгиевской церкви». В 1782 г. написано гораздо определение: г. Ельца Александровской слободы на р. Воргле …» а с 1786 года в той же копии уже начали писать: «Елецкой округи с. Казаков Георгиевской церкви …». Все это с достаточною определенностью говорит за первоначальное происхождение села и его названия.

http://sobory.ru/article/?object=17261

Но наступившие морозы не позволили начать работы внутри храма. А потому 26-м октября закончился 1882 год в истории построения храма. Закончим и мы его общим отчетом о состоянии дел Комитета в течении его. С первого января 1882 г. по первое января 1883 года всего на приход поступило 13.128 р. 96 к. Израсходовано 13.077 р. 11 к. Долгу за Комитетом к 1-му января 1883 года состояло 7.625 р. 59 к. Высочайшее соизволение на переименование Троицкой слободы в Ново-Александровскую Завершение храма, ободрившее строителей успехом и полною надеждою на счастливое окончание всей постройки, побудило жителей Троицкой слободы ознаменовать такое радостное событие переименованием Троицкой слободы в Ново-Александровскую. По этому поводу собрана была мирская сходка крестьян, на которой и сделано было указанное предложение старшиною Алексеевым. Предложение мотивировано было следующими основаниями и побуждениями: храм сей, во имя св. благоверного князя Александра Невского, построен с Высочайшего соизволения в память чудесного спасения драгоценной жизни Царя-Освободителя Александра Николаевича 2 апреля 1879 года. Кроме этого храма, выстроенного полным усердием жителей слободы с содействием и помощью председателя Комитета, рязанского купца П. А. Хрущова, и его сотрудников, крестьянами той же слободы выстроена каменная часовня при вокзале, в память чудесного спасения жизни Государя Императора Александра II, Благодетеля и Отца своих подданных. Желая увековечить в потомстве память Александра-Освободителя и все Его благодеяния, крестьяне единодушно постановили: поручить председателю Комитета Хрущову и волостному старшине Алексееву исходатайствовать: 1) переименование Троицкой слободы в Ново-Александровскую по новоустроенному Александроневскому храму и в память благодеяний Александра Освободителя; 2) испросить разрешение, по освящении храма, ежедневно совершать божественную литургию, а в каждый воскресный день панихиду по Мученике-Царе, в память чудесного спасения которого устроен и самый храм. (Следуют подписи числом до 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Церковь находится от консистории в 160 верстах и от благочинного в 60. Церкви принадлежит караулка и дом для помещения школы грамоты с одной комнатой. Оба здания каменные, покрыты листовым железом. В окрестности находятся церкви: поселка Калушкина в 10 верстах, слободы Курнаковой в 15 верстах, слободы Криворожье в 17 верстах, слободы Поздеевой в 17 верстах и слободы Большинской – в 17. 26 июня 1894 года приписана к сей церкви Рождество-Богородицкая церковь поселка Лютова, которая находится от церкви в 20 верстах. Приходское попечительство открыто в феврале 1894 года. В сем приходе находятся двухклассное министерское училище, открытое в 1877 году, школа грамоты, открытое в 1886 году, в поселке Егоровском открыто в ноябре 1889 года школа грамоты и в поселке Александровском. Слободе Ефремово-Степановке вот уж скоро три с полтиной века. Данила Ефремов основал слободу и назвал её в честь своего сына Степана Даниловича Ефремова. Так появилась слобода Ефремово-Степановка. Кирпичная церковь в Ефремово-Степановке на месте старой деревянной была построена в 1864 году на средства войскового старшины Александра Николаевича Ефремова с братьями. В церкви было два престола: Первомученника Апостола и Архидиакона Стефана и святого Николая Чудотворца. Её судьба сходна с судьбой практически любой сохранившейся дореволюционой церкови России. Некогда большой и красивый храм закрыли в 1924 году, 26 июля 1935 года сняли колокола. Строение использовали под хлебохранилище, а позднее под клуб. Священников Ефремово-Степановки коммунисты тоже не жаловали. Зимой 1919 года двух священников, надев им тяжёлые камни на шеи, красноармейцы утопили в реке. 16 июня 1937 года арестовали другого священника, отказавшегося проводить атеистическую лекцию перед жителями слободы. Он был приговорен к расстрелу. Постановление Тройки было исполнено 12 августа того же года в Ростове-на-Дону. Сегодня от храма остались лишь стены. Восстанавливать такую громадину, строившуюся когда-то для многотысячной слободы, теперь, при нынешних единицах (!) прихожан нет ни смысла, ни возможностей. Так как одно только отопление такого помещения потребовало бы довольно ёмкого бюджета, в то время как в былые времена тепловую энергию газа вполне успешно заменяло горячее дыхание тысяч прихожан. Сейчас внутри объёма храма выстроена малюсенькая церковка, пристыкованная западной стеной к старому входу с лестницей. Для оставшихся жителей слободы много и этого…

http://sobory.ru/article/?object=41508

Лукиан Александровский - краткое житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Лукиан Александровский - краткое житие Эта страничка относится к разделу   Лукиан Александровский, прп. Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых. Прп. Лукиан, инок переяславского Богородицкого монастыря, был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Он поселился в безмолвии в окрестностях Александровской слободы около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась Рождество-Богородичная пустынь. Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник Успенский женский монастырь близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.). Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал приближение смерти, то долго молился в церкви пред чудотворной иконой. Потом он приказал вынести себя и положить на траву. Братия стали подходить к нему и принимать прощальное благословение. Так он тихо скончался. Было это в 1654 г. Обители его сохранились до нашего времени. Мощи преподобного ныне почивают в Богоявленском храме Рождество-Богородичной (Лукиановой) пустыни. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2016-09-21. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лукиан Александровский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2805

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Троицкий собор (бывш. Покрова Богородицы) Александровского Успенского мон-ря. 1513 г. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. Голгофо-Распятская церковь-колокольня (бывш. свт. Алексия, митр. Московского) Александровского Успенского мон-ря. 10-е гг. XVI в., перестроена в 70-х гг. XVI в. (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл., основан в 1649 г. игум. Лукиановой муж. пуст. Рождества Богородицы прп. Лукианом на территории государева двора - Александровской слободы , первоначально необщежительный. С 1651 г. мон-рь относился непосредственно к Патриаршему приказу . В том же году указом царя Алексея Михайловича обители была передана Успенская ц. слободы, в 1654 г. освященная по благословению Патриарха Никона (Минова), и часть слободской земли для строительства келий. Первой настоятельницей со званием наместницы стала вдова из Александровской слободы Екатерина, в постриге Евпраксия. В 1650 г. прп. Лукиан постриг первых 2 вдов, жительниц слободы, к 1654 г. в мон-ре насчитывалось 7 инокинь. Расширение мон-ря началось с приходом в него в 1662 г. нового духовника, прп. Корнилия Александровского († 1681). При нем в 1664 г. А. У. м. стал ружным. К нач. 80-х гг. XVII в. в мон-ре проживало 200 сестер. Рост обители сопровождался активным строительством. Во 2-й пол.- кон. XVII в. были частично перестроены Успенская и Троицкая церкви, сооружены каменные сестринские кельи. При царе Феодоре Алексеевиче (1676-1682) построены Сретенская ц. при больничном корпусе, каменная ограда мон-ря со Св. вратами и надвратной ц. вмч. Феодора Стратилата. Вид на Александровский Успенский мон-рь с моста через р. Серую. Фотография: Сер. XIX в.

http://pravenc.ru/text/82367.html

Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры. После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник " Александровская Слобода " , находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности. Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в.) и торжественные " злаченые " Новгородские двери (1336 г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса " аки птица свободная " .

http://sobory.ru/article/?object=00080

7 июня тройка УНКВД по Московской области приговорила Алексия Скворцова к расстрелу. Он был отправлен в Таганскую тюрьму в Москве. Священник Алексий Скворцов был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной братской могиле на Бутовском полигоне под Москвой. Дорога к храму: Александровская слобода: отсюда царь Иван Грозный правил Россией. [Александровская слобода многие века была загородной резиденцией московских государей и целых 17 лет являлась фактической столицей России: здесь жил со своими опричниками царь Иван Грозный]. Инфографика. Текст: Наталья Харпалёва . Фото: Владимир Ештокин. Содержание: Дорога : До Александровской слободы удобно добираться по железной дороге. Если вы живете в Москве, Ростове или Ярославле, — это отличный вариант для семейной поездки на выходные. Электрички из Москвы до Александрова отправляются с Ярославского вокзала примерно раз в час. Время в пути — чуть более двух часов. А если ехать на комфортном экспрессе, то добраться получится даже быстрее — всего за 1,5 часа. От вокзала Александрова до слободы ходят автобусы 4 и 7, выходить нужно на остановке «Музей». Станция Александров - крупнейшая на всем участке от Москвы до Ярославля. До Москвы — 112 км, до Ростова — 112 км, до Ярославля — 170 км. Станция обслуживает пригородные поезда на Ярославль, Дмитров, Поварово III, Киржач, Орехово-Зуево, Куровскую, а также на Иваново. Станция (Фото Ludvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0) построена полтора века назад в 1870 году, когда предприниматели Мамонтовы поэтапно обустраивали железную дорогу от Москвы до Ярославля. При станции есть красивый храм 1903 года, освященный в честь преподобного Серафима Саровского: именно в этом году Серафим Саровский был прославлен в лике святых. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR-koд); Успенский девичий монастырь : Главная святыня Александровской слободы Свято-Успенский монастырь уникален: такой ценности и сохранности единых комплексов времен Ивана IV в России — по пальцам перечесть; История : Александровская слобода известна с середины XIV века.

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Александровская слобода: отсюда царь Иван Грозный правил Россией 3 мин., 27.06.2022 Александровская слобода многие века была загородной резиденцией московских государей и целых 17 лет являлась фактической столицей России: здесь жил со своими опричниками царь Иван Грозный. Сегодня наша « Дорога к храму » ведет в Александров. Успенский девичий монастырь Фото Владимира Ештокина Главная святыня Александровской слободы Свято-Успенский монастырь уникален: такой ценности и сохранности единых комплексов времен Ивана IV в России — по пальцам перечесть. Отправиться в путешествие История Александровская слобода известна с середины XIV века. В 1513 году здесь был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьей и двором. Царь Иван Грозный переехал в Александровскую слободу в 1564 году, решив обезопасить себя от боярских интриг и возможных заговоров. Почти на два десятка лет слобода стала негласной столицей русского государства. Иван Грозный. Парсуна. Национальный музей Дании. Датировки разнятся от прижизненной (XVI b.) до рубежа XIX–XX вв. Век спустя на развалинах царской резиденции, изрядно разрушенной поляками, был основан Успенский девичий монастырь. Его история связана с именами двух святых: преподобным Лукианом, который основал обитель, и преподобным Корнилием, первым духовником и строителем. В Успенском монастыре жила насильно постриженная в монахини сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, а позже обитель стала тюрьмой для первой жены Петра I, Евдокии Федоровны. Александровский кремль в XVI веке. Гравюра из книги посла Даниила Якоба Ульфельдта «Путешествие в Россию», 1627 После революции монастырь был закрыт, а на его территории открыт историко-бытовой музей. В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, власти передали соборный храм Церкви. А с 90-х годов началось возрождение обители. Сегодня на территории Александровской слободы существуют рядом и монастырь, и музей: можно и помолиться на службе, и посетить выставку и экспозицию. Троицкий собор (1513)

http://foma.ru/aleksandrovskaja-sloboda-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010