Александровск. Собор Вознесения Господня. Свято-Вознесенский собор Собор. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1849. Адрес: г.Луганск, г.Александровск, Красная площадь, 50 Координаты: 48.585639, 39.185063 Проезд:маршрутное такси и 231 из центра г.Луганска Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Согласно указам императрицы Елизаветы Петровны от 1753 г., между реками Бахмутом и Луганью были выделены земли для ветеранов русско-турецких войн. Сюда были переведены дружины сербов, болгар, хорват, которые основали здесь поселения. В пригороде Луганска находится г.Александровск (бывшее с.Юзбашевка, а с 1772 г. слобода Александровка), основанный переселенцами в середине XVIII столетия. К 1 января 1790 г. в слободе Александровка по инициативе бригадира гусарского полка Константина Юзбаша была возведена и полностью обустроена деревянная церковь в честь Вознесения Господня, а 25 марта 1791 г. её освятил Бахмутский протоиерей Петр Расевский. 58 лет простоял деревянный храм, служа вере Господней и прихожанам Александровской слободы. После смерти Константина Юзбаша новые владельцы имения – штабс-капитан Михаил Александрович Сомов с супругой Марией Павловной – в 1849 г. построили на свои средства новый каменный трехпрестольный храм. Главный престол – в честь Вознесения Христова, правый – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, левый – святого Спиридона Тримифунтского. Церковь была выполнена в стиле классицизма с элементами псевдорусских и готических стилей. Храм стал заключительным штрихом в созданном этой семьей архитектурно-парковом ансамбле. Особняк и церковь не уступали своим величием и архитектурным решением столичным. Внутреннее убранство храма вызывало и вызывает восхищение прихожан. После строительства Вознесенского каменного храма прежняя деревянная церковь была разобрана по частям и, по указанию александровского помещика Сомова, владевшего землёй в селе Сомово (ныне с.Каменка Лутугинского района), перевезена и устроена на новом месте. Но освящена она была в честь преподобного Александра Свирского. В 1887 г. усилиями принцессы Евгении Мюрат (Сомовой) в слободе была построена школа. Возведенный в 1864 г. винокуренный завод, оснащенный современным оборудованием, поставленным из Англии, своими доходами давал возможность содержать штат учителей и удовлетворять потребности церковного попечительства. Священнику был построен каменный дом, а псаломщику приобретен деревянный. После революционных событий октября 1917 г. богослужение в Свято-Вознесенском храме не прекращалось вплоть до начала Великой Отечественной войны. Помещичий особняк Советская власть отдала под государственные и партийные учреждения.

http://sobory.ru/article/?object=24463

Применение в Троицком храме вместо купола шатра, возможно, было со стороны Алевиза Нового намеренным внесением в каменное зодчество «древодельных» мотивов, чтобы органично увязать в единый архитектурный ансамбль каменные храмы Александровской слободы и преимущественно деревянный (хотя и с многочисленными каменными палатами) дворец Василия III. Согласно одному из предположений, именно в Покровской церкви служил распевщиком один из первых известных по имени русских композиторов, Фёдор Крестьянин. В XVII веке храм был окружён новыми постройками и оказался как бы «утопленным» посреди этих объёмов. Среди пристроек - четырёхгранная шатровая колокольня, на которой некогда были установлены часы, исчислявшие время по восходу и заходу солнца. Фрагменты старинного часового механизма хранятся в местном музее. За XVIII и XIX века бывшая придворная церковь подвергалась многочисленным «поновлениям», исказившим её первоначальный облик. В северной стене отмечались глубокие трещины и деформации. Комплексная реставрация проходила в 1960-64 г.г. При этом были восстановлены четырёхскатная крыша трапезной и лемеховое покрытие шатра. В XVI веке храм был расписан. Фрески сохранились главным образом в шатре, фрагменты найдены в средней апсиде и на откосах западного окна. В 1863 году иждивением купчихи Зориной древняя живопись была заменена новой, тогда же поменяли иконостас. Статьи и публикации: Кавельмахер В.В. Государев двор в Александровой слободе (опыт реконструкции); Кавельмахер В.В. Памятники архитектуры древней Александровой Слободы (сборник статей); Заграевский С.В. Новые исследования памятников архитектуры Александровской слободы; Официальный сайт Администрации Владимирской области. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия (2017). Огромный интерес представляют росписи шатра Покровского храма, выполненные в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатёр XVI века (1570-е гг.). Он поражает совершенством утончённого рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображённых святых. Всё это позволяет сделать предположение о персональном заказе русского самодержца, для которого этот храм был местом уединённых молитв и раздумий о судьбе госдарства. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею Богоизбранности московского царя и России.

http://sobory.ru/article/?object=02084

Во исполнение такого приговора, состоявшегося 3 января 1883 года, председатель Комитета П. А. Хрущов, при рапорте своем, представил его г-ну Начальнику губернии Н. А. Тройницкому для доставления г-ну Министру Внутренних Дел. Министр, при докладе своем, поверг к стопам Его Императорского Величества приговор крестьян Троицкой слободы, с выражением их верноподданнических чувств. Государю Императору благоугодно было соизволить на удовлетворение желания крестьян, о чем и воспоследовало следующее уведомление по Высочайшему повелению чрез Рязанского Уездного Исправника от 19 апреля 1883 года за 640: «Государь Император 31 марта 1883 г. Высочайше повелеть соизволил, в разрешение ходатайства общества крестьян Рязанской подгородной Троицкой слободы, именовать эту слободу «Ново-Александровскою». О таковом Высочайшем повелении, сообщенном г. Начальнику Рязанской губернии г. Министром Внутренних Дел, а мне Начальником губернии, даю знать Вам, Милостивый Государь (писано к г. Приставу 1-го стана), для объявления по принадлежности». (Подпись Исправника Корвин-Круковского). Переименование Троицкой слободы в Ново-Александровскую обязывает будущие поколения к тому, чтобы благословенное имя Александра-Освободителя всегда было ново в памяти потомства, чтобы никогда оно не старилось в истории русского народа и не предавалось забвению; чтобы те высокие христианские идеи, выражением и осуществлением которых было царствование Александра II, никогда не умирали в человечестве, но всегда были бы новыми, живыми и действующими на судьбы народа; чтобы христианский гуманизм Александра-Освободителя был понят непросвещенною средою и воплощен в жизни русского народа. Любовь к ближнему, выражением и осуществлением которой была вся жизнь и деятельность Мученика-Царя, незабвенного Александра-Освободителя, также вечна, как вечен Сам Бог, потому что она составляет свойство существа Божественной природы, так как, во учению Слова Божия, Бог есть любовь ( 1Ин. 4:8, 16 ). Любовь и в человечестве появилась и продолжает существовать с того самого момента, когда создан был первый человек, и будет пребывать вечно, так как без любви человек не может существовать, а существование человека будет вечно: любовь никогда не перестает, по учению ап. Павла ( 1Кор. 13:8 ), так как любовь от Бога ( 1Ин. 4:7 ). Да будет же эта любовь, исходящая от Бога, воплощенная Христом, завещанная, по заповеди Спасителя, и распространенная апостолами, проявленная во всей жизни и деятельности Мученика-Царя Александра, – да будет эта любовь всегда новою и нестареющеюся в истории и жизни русского народа! Пусть название «Ново-Александровская слобода» навсегда останется таковым и пусть самая жизнь русского народа оправдает его воплощением вечной, всегда новой и никогда нестареющейся любви, во имя которой и жизнь свою положил наш Венценосный Мученик-Царь! Внутренняя отделка храма

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

7) Владимир Андреевич князь Старицкий, двоюродный брат царя и великого князя Ивана IV Васильевича, с 1566 по 1569 г., получил Звенигород в обмен на Верею. Скончался от отравы в деревне Слотиной, близ Александровской слободы, 11 декабря 1569 г. Такова печальная судьба последнего из удельных князей Московского Звенигорода! Примеч. 1. В начале XVII столетия Звенигород разорен, в приход королевича Владислава под Москву, 1618 г. 17 сентября; в это нашествие Звенигородский Соборный храм утратил все свои драгоценности и вскоре потерпел еще от пожара. Возобновлен при царе Михаиле Феодоровиче. Примеч. 2. Некоторые из епископов, находившихся при Московском Архангельском соборе для поминовения погребенных в оном особ царствующего дома, имели титул «Архангельских и Звенигородских». Это подало повод г. Снегиреву утверждать, что, будто бы, в древности Московский Звенигород имел своих собственных епископов. Звенигородские волости и села По духовному завещанию Московского князя Ивана Даниловича Калиты (1328 или 1331 года), по случаю его отъезда в Орду, второму сыну его назначены в удел: 3венигород, Кремична, Руза, Фоминьское, Суходол, Угож, Ростовьци, Тростна, Негуча, и некоторые слободы и села. В духовном завещании великого князя Димитрия Ивановича Донского еще подробнее исчисляются тогдашние Звенигородские волости и слободы, а именно: Скирманово с Белями (ныне Рузского уезда), Тростна (в XVI в. волость Звенигородская же, ныне вся в Рузском уезде), Негуча (в Рузском уезде), Сурожик (в XVII столетии волость Московская, ныне вся в Звенигородском уезде, с центральным пунктом г. Воскресенск), Замошская слобода (в Рузском уезде), Юрьева слобода (в Рузском уезде), Руза городок, Ростовьци (Рузского уезда), Кремична (Кремичинской погост в Рузском уезде), Фоминское (с. Нары-Фоминское, Верейского уезда), Угож (Звенигородская волость в XVII столетии, ныне почти вся в Верейском уезде), Вышегород (в Верейском уезде), Плеснь (Верейского уезда), Дмитриева слобода (Верейского уезда), Суходол с Истею и Истервою (Боровского уезда).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Елец. Церковь Рождества Христова. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Деревянная церковь Рождества Христова впервые упоминается в 1628 году. В то время она находилась на территории современного Бабьего базара, в западной его части, в 400 метрах к юго-востоку от ныне существующего каменного Христорождественского храма. Храм в то время, был самым маленьким в городе, однако имел своё кладбище. В приход Рождественской церкви входили казаки Александровской слободы. Первый деревянный храм к кону 17 века пришёл в ветхое состояние, по этому к началу 18 на прежнем месте выстроен новый деревянный, также освящённый в честь Рождества Христова. В 1730-х годах по неизвестной причине церковь сгорела и в течении 20 лет не восстанавливалась. В 1758 году жители Александровской слободы обратились с просьбой о возобновлении их приходского храма. Благословение было скоро получено, и в апреле 1759 года началось строительство новой деревянной церкви,  которое завершилось в феврале 1760 года. В мае того же года храм был освящён. Однако через несколько лет прихожане осознали необходимость замены деревянной церкви на каменную, и в декабре 1767 года был получен указ епархиального начальства на строительство нового храма. Пока строился новый храм, деревянная церковь сгорела во время большого пожара 1769 года. На её месте, на Щепной площади впоследствии была поставлена часовня. Новый каменный храм был построен всего за три года, и в 1772 освящён. На рубеже 18-19 веков к церкви была пристроена каменная трёхъярусная колокольня. Использован был привычный для Ельца архитектурный прём «восьмерик на четверике». Но и этот храм простоял не долго. Размеры каменного храма были невелики (8х8 м), к тому же поспешность в его постройки сказалась на прочности здания, отчего в начале 1840-х годов прихожане приняли решение о строительстве нового храма. Подготовленный проект был одобрен Орловской губернской строительной комиссией. Но из-за недостаточности средств, прихожане решили перестроить лишь трапезную часть и колокольню. В 1848 году новый храм был освящён. Однако уже в 1858 году епископом Орловским Поликарпом было принято решение о перестройке храма. Весной 1860 года старый храм разобрали, и началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца Никиты Лагутина. К 1869 году работы были закончены, и был освящён левый придел в честь св. вмч. Пантелеимона. Главный престол освящён в 1871 году во имя Спаса нерукотворного образа. Отныне храм по главному престолу стал именоваться Спасовским. Так храм принял свой нынешний облик.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Несмотря на то что чудотворный образ долгое время находился в церкви без крыши, он остался «и от солнца и от дождя и слоты цел и... ничем не вредим» (Там же. Ед. хр. 16. Л. 12). Вскоре при храме возникла монашеская община: в 1640 г. в Псковитиново Раменье пришел из Димитриева Прилуцкого монастыря иером. Феодосий Поморец, к-рый постриг Илариона в монашество. С иером. Феодосием были некие «прихожие старцы», позже в общину поступил инок переславль-залесского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря Филимон, уроженец соседней дер. Бекирево, рассказавший братии «как самовидец» о чудесах от иконы «Рождество Пресв. Богородицы». Монахи покрыли крышу храма, построили кельи. Однако настоятель владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыря архим. Иосиф (Чеус), бывший также строителем приписного Симеоновского во имя Св. Троицы мон-ря близ Александровской слободы, воспользовался тем, что община не имела офиц. статуса. Он вывез в свою обитель приготовленные для строительства бревна, насельников разогнал, а кельи сжег. Прп. Лукиана, закованного в кандалы, архимандрит привез в Москву, где оболгал перед патриархом Иосифом, «аки бы не добре жительствует». Прп. Лукиан был сослан «под начал» в московский Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех монастырь, а иером. Феодосий вернулся в Прилуки. Ок. 1646 г. прп. Лукиан пришел в Псковитиново Раменье и предпринял новую попытку устроить обитель. Он постриг в монашество местного жителя Марка с именем Матфей и купца Александровской слободы Михаила с именем Макарий. Однако после нападения разбойников на незащищенную пустынь и кончины от полученных ран мон. Матфея прп. Лукиан вернулся в Чудов монастырь. Здесь он познакомился с царским «истопничим» А. Ф. Борковым. В 1648 г. Борков и переславец Т. И. Микулаев (Николаев) подали царю Алексею Михайловичу челобитную с просьбой разрешить иером. Лукиану с братией жить при храме, «потому что около тое церкви верст по пяти и по шти и болше пусто, лесом поросло и болото, жилых сел и деревень нет, и впредь тут в приходе за пустотою быть некому» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Лукиан Александровский (+ 1654) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 8 сент. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. Лукиан, инок переяславского Богородицкого монастыря, был родом из Костромской области. Он поселился в безмолвии в окрестностях Александровской слободы около старой церкви, в которой был чудотворный образ Рождества Пресвятой Богородицы. Когда собралась братия, церковь была возобновлена и образовалась Рождество-Богородичная пустынь. Прп. Лукиан много потерпел от людского недоброжелательства и даже был изгнан из своей пустыни, но вернулся благодаря заступничеству благотворителя обители Алексея Баркова. В 1650 г. к нему пришла вдова одного священника и приняла постриг; за ней стали приходить и другие женщины, и возник Успенский женский монастырь. Прп. Лукиан отличался даром слова и прозорливостью: он предсказал мор и призывал к покаянию. Когда он почувствовал приближение смерти, то долго молился в церкви пред чудотворной иконой. Потом он приказал вынести себя и положить на траву. Братия стали подходить к нему и принимать прощальное благословение. Так он тихо скончался. Было это в 1654 г. Обители его существовали до нашего времени. • Преподобный был уроженцем Галича Костромского, постриг принял в Переславле-Залесском. Подвижничество святого связано с Рождество-Богородичной пустынью, названной впоследствии по его имени — Лукиановой. Пустынь находилась близ Александровской (Александровой) слободы (ныне г. Александров Владимирской обл.) В самой слободе, с позволения царя Алексея Михайловича, преподобный положил начало Успенскому монастырю. В этой обители в конце XVII в. подвизалась царевна Марфа Алексеевна, там погребены две сестры Петра Великого. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437621/

Напр., на Тихвинской иконе Божией Матери со 103 клеймами из Успенского собора Московского Кремля (1668, ГММК) клейма 66-91 посвящены иллюстрации «Сказания...» о Л. и.; на Тихвинской иконе Божией Матери из ц. Божией Матери «Одигитрия» на Песках в Калуге (1680, ЦМиАР) в клейме 18 представлена предыстория Тихвинского образа, происходящего от Л. и., в др. трактовке, буквально не иллюстрирующей «Сказание...» ( Иванова. 1966. С. 429-430). Два сюжета «Сказания...» включены в состав клейм ярославской иконы Божией Матери из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ). Во фресковой живописи наиболее ранними являются иллюстрации в росписях Покровского собора Александровской слободы (60-е XVI в.; 17 сцен) и стенописи Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (нижний ярус сев. и зап. стен; 8 сцен, сгруппированных в 4 композиции, включающие написание евангелистом Лукой иконы Божией Матери; обретение Нерукотворного образа Божией Матери на столпе в г. Лидде; написание списка с Нерукотворного образа по заказу патриарха Германа и др.). Появление данных сюжетов в росписи Смоленского собора исследователи связывают со временем Бориса Феодоровича Годунова, в период правления которого была актуальна религиозно-гос. идея «Москва - третий Рим», сформулированная еще в 20-е гг XVI в. Сказание об иконе, побывавшей в Риме, оставившей К-поль и переместившейся в «третий Рим» - Московское царство, явилось прекрасной иллюстрацией этих теорий (Там же. С. 222-235). Росписи Покровского собора Александровской слободы, Смоленского собора Новодевичьего монастыря и сюжет иконы 1587 г. из Ростова обнаруживают сходство в выборе эпизодов и иконографии сцен ( Квливидзе. 2003. С. 232). Подобный цикл композиций, иллюстрирующих Сказание о Л. и., содержится также в росписях Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600) ( Чинякова. 2009. С. 20). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 104-105; Поселянин Е. Богоматерь. С. 196-199, 389; Кулаковский С. Ю. Состав Сказания о чудесах иконы Богоматери Римляныни//Сб.

http://pravenc.ru/text/2110485.html

Второй престол, согласно с заявлением в адресе Государю Императору, постановили устроить во имя св. благоверного князя Александра Невского, который, как тезоименитый покровитель Государя Императора Александра II, непрестанно ходатайствует за Него пред Богом. Но так как спасение Государя и безопасность государства зависит от чистоты веры и твердости православия, то третий престол определили устроить во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, этого ревностного защитника чистоты веры и охранителя православия. Затем, необходимо нужно было избрать и очистить место для построения такого храма, который должен быть историческим памятником и уроком для будущих поколений. Далее, для построения храма должно было открыть и средства, которых в наличности не было. Наконец, нужно было избрать из своей среды и лиц, способных и опытных в осуществлении общего желания построить храм. «1879 года апреля 16 дня, мы нижеподписавшиеся Рязанской губернии и уезда, Троицкой волости, слободы Троицкой первой и второй половины государственные крестьяне на соединенном сего числа сельском сходе постановили: 1) в благодарение Господу Богу, спасшему драгоценную жизнь Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшей Его Величеству опасности 2 апреля 1879 года, – в Рязанской пригородной Троицкой слободе соорудить храм во имя св. благоверного князя Александра Невского, с двумя при нем приделами – во имя Святой Троицы и Святителя Николая Чудотворца; 2) требуемое под выстройку храма количество земли отвести из общественной государственных крестьян второй половины Троицкой слободы и воздвигнуть таковой против Александровского Земского училища, на углу поворота с большего на малое шоссе, на усадьбах, принадлежащих крестьянам Федуловым и Маиоранским; 3) на устройство храма имеются первоначальные материальные и денежные средства, означенные в особо приложенном при сем жертвованном листе; 4) в попечители – поверенные от крестьян Троицкой слободы, для исходатайствования разрешения о постройке храма, а равно и по всему этому делу, избрали: волостного старшину Феодора Алексеевича Алексеева, сельского старосту Ивана Иванова Суслина, крестьян: Григория Алексеева Сатырина и Николая Петрова Дементьева; кроме того, чрез означенных же уполномоченных по построению храма в попечители просить рязанского купца Петра Андреева Крымова и других лиц. На основании изложенного, уполномоченные могут подавать куда и кому следует прошения, объявления, предъявлять сметы, планы, просить о их утверждении, выслушивать решения, резолюции, изъявлять удовольствие и неудовольствие, получать копии и ходатайствовать во всех случаях, требуемых по сему делу, и что они, уполномоченные, учинят, в то мы верим, спорить и прекословить не будем, каковой приговор и утверждаем подписом, крестьяне»: (далее следуют 95 подписей). Приговор сей засвидетельствован волостным правлением 22 апреля 1879 года и в книгу приговоров записан под 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Москва. Церковь Воскресения Словущего, что в Таганке. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Словущего (Обновления храма Воскресения Христова) Год постройки:приблизительно 1670 - 1700. Год утраты:Не установлен. Архитектор: М.Ф. Казаков (перестройка 1790г.) Адрес: Москва, стрелка ул. Таганской и ул. Марксистской. Координаты: 55.741299, 37.656153 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В июле 1654 г. Москву посетила ужасная гостья – чума, как тогда говорили «моровая язва», от которой умерло множество москвичей. Павел, Архидьякон из города Алеппо, посетивший Москву после эпидемии, писал: «Наше сердце готово было разорваться, когда мы въехали в город; мы горько плакали, видя как обезлюдела большая часть домов, в каком ужасном унынии улицы по милости лютой, опустошившей их чумы». Боярин Богдан Хитров приводил такие страшные цифры, докладывая царю Алексею Михайловичу о слободах в окрестных местах: «Воронцовской слободы живых 35 человек, а умре 135, заяузской Семеновской слободы живых 68 человек, а умре 329, заяузской Алексеевской слободы живых 45 человек, а умре 114 человек». Неудивительно, что оставшиеся в живых слобожане, обитавшие в соседнем приходе церкви Воскресения в Гончарах, переселились «в прирост города Москвы», образовав новую слободу, где и построили к 1659 г. свою церковь. Она была освящена во имя Воскресения Словущего, т.е. праздника в воспоминание восстановления, обновления храма Господня равноапостольным Константином и Еленой на горе Голгофе вместо выстроенного там идольского капища Венеры. По записанным в 1659 г. книгам переписи и дозору… «прибыла вновь церковь Воскресения, что за Таганными вороты, в Новой слободе». Есть сведения, что в храме был похоронен староста Каменного приказа Дмитрий Михайлович Старцов – может быть, он и был строителем этой церкви. В 1790 г. она «за ветхостью» была разобрана и выстроена вновь. Автором ее, по сведениям М.И. Александровского, знатока московской церковной истории и архитектуры Москвы, был знаменитый архитектор М. Казаков. Освящение церкви происходило 29 октября 1800 г. Тогда же была построена и трапезная с приделами Тихвинской Божьей Матери и Адриана и Натальи.

http://sobory.ru/article/?object=37864

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010