Желая поощрить усилия знаменитой горожанки, власти Сиены разрешили Е. С. заложить мон-рь в пригороде, в бывшем замке Белькаро. Весной 1377 г. мон-рь во имя Богородицы, Царицы ангелов (лат. S. Maria Regina Angelorum), был открыт. Тогда же Е. С. начала работу над трактатом «Dialogo della provvidenza, ovvero il Libro della divina dottrina» (Диалог о провидении, или Книга о Божественной доктрине). По свидетельству современников, на протяжении неск. лет она не ела ничего, кроме гостии . Е. С. тяжело переживала ослабление монашеского начала в ордене доминиканцев и призывала вернуться к строгому соблюдению устава в доминиканских монастырях. Этот завет уже после смерти Е. С. исполнил ставший генералом доминиканского ордена Раймонд Капуанский, учредив обсерванции (мон-ри строгого послушания). Зимой 1380 г. Е. С. пережила сердечный приступ, ее здоровье стало стремительно ухудшаться. После тяжелой болезни она умерла в возрасте 33 лет. Через 2 дня ее тело при огромном стечении народа было захоронено в доминиканской ц. Санта-Мария сопра Минерва в Риме, к-рая сразу стала центром почитания Е. С. Голова святой была отделена и послана в Сиену, где хранится в базилике Сан-Доменико. В Сиену был послан и палец Е. С., к-рым до наст. времени благословляют Вооруженные силы Италии. Частицы мощей Е. С. почитаются и в др. церквах и мон-рях Италии. Комната, где скончалась Е. С., также стала местом паломничества и впосл. была превращена в капеллу. Сразу после смерти Е. С. стала почитаться как святая; во многих доминиканских мон-рях ее память отмечалась 29 апр., в день ее смерти. Начать процесс канонизации Е. С. собирались папы Урбан VI, Иннокентий VII и Григорий XII . В нач. XV в. в Венеции по инициативе еп. Кастелло Франческо Бембо стали собирать документы, необходимые для канонизации Е. С. К тому времени большинство ее учеников были еще живы, их свидетельства вошли в сборник документов процесса (Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis). 29 июня 1461 г. папа Римский Пий II подписал акт о канонизации Е. С. и установил днем памяти 1-е воскресенье мая. В 1630 г. папа Урбан VIII переместил день памяти Е. С. на 30 апр. (только в Сиене память католич. святой отмечается в день ее смерти). В 1727 г. папа Бенедикт XIII установил литургический праздник получения Е. С. стигматов на 1 апр. В 1866 г. папа Пий IX провозгласил ее наряду с апостолами Петром и Павлом св. покровительницей Рима, папа Пий XII в 1939 г.- покровительницей Италии вместе с католич. св. Франциском Ассизским . В 1970 г. папа Павел VI удостоил ее и католич. св. Терезу Авильскую почетного титула «doctor Ecclesiae», что было 1-м присвоением этого титула св. девам. 1 окт. 1999 г. motu proprio «Spes aedificandi» папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Е. С. вместе с католич. святыми Биргиттой Шведской и Эдит Штайн св. покровительницей Европы (их имена были добавлены к покровителям Европы равноапостольным Кириллу (Константину) и Мефодию и прп. Венедикту Нурсийскому ). Сочинения

http://pravenc.ru/text/189615.html

В 1893 г. открылось Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанникам Пензенской ДС. Об-во выдавало денежные и вещевые пособия нуждающимся семинаристам, содержало б-ку для казеннокоштных и своекоштных воспитанников семинарии, а также приобретало для них муз. инструменты. В 1902 г. открыто Об-во вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Пензенской епархии, к-рое выдавало безвозвратные пособия в случаях болезни, пожара и др. несчастий, а также предоставляло беспроцентные ссуды. В том же году начало действовать братство во имя свт. Тихона при Тихоновском ДУ в Пензе, к-рое помимо благоукрашения училищного храма оказывало материальную помощь учащимся. Во время вызванного неурожаем голода 1891-1892 гг. в каждом уезде Пензенской губ. имелись комитеты вспомоществования голодающим, в состав каждого комитета входил священник; духовенство епархии принимало и распределяло пожертвования в помощь голодающим, при нек-рых храмах и мон-рях действовали бесплатные столовые. При неск. мон-рях (напр., при пензенском Троицком, керенском Тихвинском) к сер. XIX в. имелись больницы; при Казанской ц. Пензы - богадельня, содержавшаяся епархиальным попечительством о бедных духовного звания. Мн. богадельни, основанные в уездах Пензенской губ., как правило, местными купцами, со временем преобразовывались в жен. мон-ри (нижнеломовский Успенский, Ковыляевский Троицкий, Чуфаровский Троицкий), другие оставались в своем первоначальном статусе (в с. Макаровка Саранского у., в с. Черкасском Керенского у., в с. Акшине Инсарского у.). Обычно богадельни находились при приходских церквах, численность призреваемых колебалась от 4-6 до 20-30 чел. В 1891 г. в епархии начали учреждаться приходские об-ва трезвости; первые из них появились при храмах в селах Вышелей, Макаровка, Калиновка, Чернышёво, Б. Ижмора, Поливаново, Салтыково. В 1911 г. еп. Митрофан (Симашкевич) учредил епархиальное об-во трезвости, в следующем году оно начало проводить религиозно-нравственные и антиалкогольные народные чтения. К нач.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Сеть церковноприходских учебных заведений в епархии начала создаваться в 40-х гг. XIX в., в этот период открылось ок. 100 церковных уч-щ и 4 церковноприходские школы. В 1860 г. еп. Христофор издал распоряжение об обязательном открытии при мон-рях и приходах уч-щ и школ для обучения «штатнослужительских» и «поселянских» детей. В нач. 60-х гг. XIX в. были созданы уч-ща при Сямском в честь Рождества Пресв. Богородицы, Арсениево-Комельском, Спасо-Суморином, Пельшемском, великоустюжских Иоанно-Предтеченском и Николаево-Прилуцком мон-рях, 15 школ при приходских храмах. В 1865 г. в епархии действовали 100 уч-щ и 316 церковноприходских школ, в к-рых обучались 7546 мальчиков и 1111 девочек. В 60-х гг. XIX в. сложилась система начальной школы: наряду с церковноприходскими открывались школы грамотности. В 1887 г. в В. е. действовали 186 церковноприходских школ, 37 школ грамоты, в 1888 г.- 217 церковноприходских, 25 школ грамоты, в 1892/93 г.- 394 церковноприходские школы и 201 школа грамоты. В 1885-1894 гг. в В. е. было открыто ок. 300 церковноприходских школ, с кон. 80-х гг. школы грамоты реорганизовывались в церковноприходские. В 80-90-х гг. по решению Великоустюжского, Сольвычегодского, Яренского земств часть земских школ была передана в ведение епархиального училищного совета. Для подготовки преподавателей для церковных школ в епархии в 1872-1875 гг. были открыты Тотемская и Череповецкая учительские семинарии, в 1883 г.- Вытегорская учительская семинария. В 1911-1912 гг. начали работу Никольская муж. и Великоустюжская жен. учительские семинарии. В последнем десятилетии XIX в. в епархии осуществлялась массовая подготовка учителей для начальных классов - создавались церковно-учительские и второклассные училищные школы. С 90-х гг. земство и епархиальный училищный совет проводили педагогические курсы для учителей и учительниц сельских школ. С 1893 г. устраивались одно- и двухгодичные курсы для «лиц, по происхождению и образу жизни близких к народной массе». Учебные заведения В. е. находились в ведении епархиальных архиереев, управлявших ими через епархиальные училищные советы и их уездные отд-ния, также действовала церковно-школьная инспекция. В 1888 г. наблюдение за церковноприходскими школами сев.-вост. уездов В. е. было передано в ведение Великоустюжского епископа, викария Вологодской епархии.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Г. написал ок. 20 лит. произведений, занимался переводами. Главными являются труды, созданные во время пребывания в Симоновом и Иверском мон-рях. «Киновион, или Изображение иноческого общего жития...» (1683) представляет собой повествование о предпочтительности общежительства в мон-рях, содержит размышления о монашеских добродетелях - нищете, чистоте, послушании. В соч. «О звании во иночество» (1683) описаны преимущества монашеского чина в духовном совершенстве и указаны средства его достижения. Вопросам нравственного облика монаха, управления мон-рем посвящены также «Уставы Симонова монастыря» (1683-1690), «Чин общежительный… Симонова монастыря» (1690), «Ярем благий» (1694) и др. «Учение всегдашнее монастырское» (1683) является своеобразным келейным уставом с разъяснением распорядка дня, правил поведения, послушаний монашествующих. Г. выступает как сторонник строгой дисциплины, но при этом допускает послабления в аскетическом образе жизни. В «Размышлении на семь дней о семи добродетелях» (1683) и «Образе благоговейного размышления горького страдания Иисуса Христа» (1697) излагаются эпизоды земной жизни Спасителя, память о к-рых побуждает стремиться к духовному совершенству. Перу Г. также принадлежат поучения «Слово о пьяницах» (80-е гг. XVII в.), «Учение о смерти» (1689; советы здоровому, больному и умирающему человеку), «Путь к вечности» (1690; о загробном мире, 12 способах спасения: о покаянии, постоянной готовности к смерти, презрении к земным радостям, частом причащении, терпении скорбей, молитве, милостыни, презрении к самому себе, беззлобии, частом размышлении о страданиях Христа, страхе Божием, укрощении плотских похотей) и др. Г. является составителем «Вертограда духовного» (1685) - переводного сочинения, содержащего призыв к молитве и рекомендации, о чем думать в различных жизненных ситуациях. Др. группу произведений Г. представляют полемические труды, созданные в нач. XVIII в. и посвященные вопросам Пресуществления Св. Даров, отношения к Римской Церкви, к укр. духовенству. Взгляды Г. на эти вопросы отразились в письмах Новгородскому митр. Иову, в замечаниях на кн. «Остен». Автор изучал польск. и лат. лит-ру, в богословской полемике рубежа XVII-XVIII вв. принадлежал к «латинской партии», был сторонником Сильвестра (Медведева) в споре о Пресуществлении Св. Даров, защищал укр. духовенство, указывал на нек-рые общие моменты в учениях правосл. и католич. Церквей, призывал к сближению с католиками. В то же время в 1681 г. дискутировал с Я. Белобоцким, отстаивая правосл. вероучение (Челобитная Павла Негребецкого на Яна Белобоцкого//ЧОИДР. 1884. Кн. 3. С. 198, 205).

http://pravenc.ru/text/161297.html

В Троице-Сергиевом мон-ре имелось еще неск. икон-пядниц XVI в., аналогичных по иконографии иконам из ГРМ и ГИМ. Владимирская икона Божией Матери с клеймами Акафиста на полях из Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале. Посл. треть XVI в. (ГВСМЗ) В XV-XVII вв. в Покровском жен. и Спасо-Евфимиевом муж. мон-рях находились выполненные по заказам знатных особ, а также вложенные родовитыми пострижениками и их «сродниками» многочисленные иконы Богоматери, среди к-рых были богато украшенные В. и. Сохранившиеся иконы ныне находятся в музеях России ( Щенникова Л. А. Иконы Богоматери «Владимирской» в мон-рях г. Суздаля//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 155-177). В. и. (96 ´ 69 см, реставрирована в 1976, Золотая кладовая ГВСМЗ), в серебряном окладе с праздниками на полях, с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте, является одним из точных списков поновленного в 1514 г. чудотворного оригинала (вероятно, была использована прорись). В описи Покровского мон-ря 1597 г. «Владимирской» названа только эта икона. В ней повторен тот же тип лика Богоматери, что и на древней иконе, точно передано созерцательно-скорбное выражение глаз. Икона была создана вскоре после 1514 г., вероятно по заказу вел. кн. Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой. Сохранившиеся иконы-пядницы XV-XVI вв., так же как и вкладные иконы Троице-Сергиева мон-ря, воспроизводят иконографические особенности 3 чтимых списков древней святыни. Они отличаются высокими художественными достоинствами, частично или полностью сохранился их драгоценный убор (одна из них в окладе сер. XVI в. находится в Оружейной палате ГММК). В Спасо-Евфимиевом мон-ре почиталась редкая по иконографии (единственная из сохр.) В. и. с клеймами Акафиста Богородицы на полях, в драгоценном уборе, созданная в посл. трети XVI в. по заказу «думного дворянина», опричника Иоанна IV Дементия (Деменши) Ивановича Черемисинова, ближайший аналог образу Богоматери - Волоколамская икона Божией Матери 1572 г. (см. разд. наст. ст. «В. и. в Иосифо-Волоколамском монастыре»). Согласно описи Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г., у иконы были 2 пелены: праздничная, с образом Богородицы, и повседневная, с крестом; икона помещалась в обложенном серебром с черневыми изображениями Св. Троицы и Деисуса киоте, на к-ром также были живописные образы святых и праздники. В период реставрации иконы в 1971-1983 гг. оклад был снят и перенесен на отдельную доску (икона и оклад находятся в экспозиции Золотой кладовой ГВСМЗ).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Как блаженны и достойны уважения те, кто постоянно носят крест своего Спасителя, славу свою полагают в уничижении, покой в труде до тех пор, пока восприимут венец из рук их Владыки " … . В лице этих двух святых: старца и епископа, мы видим образец идеального отношения. Старец смиряется перед епископом, как если бы был пред ним Сам Христос, а епископ пред старцем, т.к. чрез него непосредственно открывается воля Божия. В этом сотрудничестве, в этом синергизме, епископского сакраментально-административного служения и старческого, руководительного-пророческого, в их гармоническом сочетании-симфонии кроется залог расцвета духовной жизни Церкви. Разительный пример этого мы находим в сотрудничестве Митрополита Гавриила (Петрова) с Архимандритом Феофаном Новоезерским, что создало целую эпоху расцвета монашества и духовной школы. Из свойств старца вытекает и безграничная его власть. По поводу власти старца проф. Смирнов говорит: «Неизвестно точно, с какого момента времени, но по-видимому очень рано, в монастырях и игуменским и старческим епитимиям стали придавать большее значение, чем простому дисциплинарному наказанию. Эпитимия признавалась не разрешимой никакой иной властию кроме наложившей ее. Происходило это из представления об абсолютной игуменской и старческой власти, а также от того, что в эпитимиях старцев стали видеть проявление связующей и решающей власти, данной Господом Апостолам, хотя большая часть игуменов и старцев не имела иерархическаго сана» (Смирнов. «Исп. и пок. в древ, м-рях Вост».. Бог . Вест. 1905, стр. 743). Наложенную старцем эпитимию никто, кроме него, не может отменить. В подтверждение этого Феодор Студит («Огласит. Поуч». Изд. Опт. Пуст. Поуч. 33) приводит рассказ: «Один старец не раз приказывал ученику своему исполнить некоторое дело, но тот все откладывал. Недовольный этим, в негодовании старец наложил на ученика запрещение не вкушать хлеба, пока не исполнит порученное дело. Когда ученик отправился исполнить порученное повеление, старец умер. После его смерти ученик желал получить разрешение от наложенного на него запрещения. Но не нашлось никого в пустынной местности, кто бы решился разрешить это недоумение. Наконец, ученик обратился с просьбой к Константинопольскому Патриарху Герману, который для рассмотрения этого дела собрал других архиереев. Но ни патриарх, ни собор (Ясно, что дело идет здесь о так называемых » Ενοδος νδυμοτα« это собор из епископов, случайно пребывающих по делам в данный момент в столице, созываемый патриархом в случае нужды) не нашли возможным разрешить епитимию старца, о котором даже неизвестно, имел ли он степень священства. Посему ученик до смерти принужден был питаться пищею из одних овощей». (Этот пример приводит Смирнов в своей статье в Бог. Вестн. 1905 г. (февр., март., апр.) «Исп. и пок. в др. м-рях Востока». Наша работа произведена независимо от этого исследования проф. Смирнова. Несмотря на это принципиальные взгляды и выводы совпадают).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

о том, что при возведении на Новгородскую кафедру архим. Геннадий «дал от того две тысячи рублев князю великому» (ПСРЛ. Т. 24. С. 235). Архиеп. Геннадий призывал И. забыть прошлые обиды и вместе «защитить православное христианьство от еретичьскаго нападания». В условиях, когда центральная власть, как духовная, так и светская, не прилагала достаточных усилий к пресечению ереси, Новгородский архиепископ искал поддержки у людей, которые ранее, как и он, были советниками вел. кн. Иоанна III - у И., старца Паисия (Ярославова), а также у прп. Нила Сорского. Свт. Геннадий просил И. привлечь преподобных Нила и Паисия, подвизавшихся в заволжских мон-рях, для полемики с «жидовствующими», поскольку И., по-видимому, поддерживал тесные связи с этими выдающимися представителями русского монашества того времени. Свт. Геннадий также спрашивал И. о наличии в Кирилловом Белозерском, Ферапонтовом и Спасо-Каменном в честь Преображения Господня мон-рях (с которыми И., по-видимому, также имел контакты) ряда книг, имевшихся у еретиков, к к-рым они, вероятно, апеллировали в полемике. Однако ни о каких действиях И. против «жидовствующих» после 1488 г. неизвестно. Последние годы жизни И. провел в Ферапонтовом мон-ре. Он упомянут во вкладной записи кон. 1510 г. в сб. Слов Григория Богослова, данном бывш. митр. Зосимой в Ферапонтов мон-рь «при старце при Осафе, при бывшем при владыке Ростовьском» (ВОКМ. 6 (7283); Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 56). Согласно Житию прп. Мартиниана Белозерского, И. хранил в обители «сокровище» «нужда ради монастырскыа». На этом основании большинство исследователей полагают, что именно И. являлся заказчиком строительства в обители собора в честь Рождества Пресв. Богородицы (1490) и его росписей, выполненных артелью иконописцев под руководством Дионисия , по всей видимости, летом-осенью 1502 г. И. был похоронен рядом с прп. Мартинианом. Во время погребения архиерея были обретены нетленные мощи прп. Мартиниана.

http://pravenc.ru/text/578100.html

Во В. е. восстанавливается система духовного образования. В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы, реорганизованные в 1992 г. во Владимирское ДУ. В 1997 г. ДУ было преобразовано во Владимирскую Свято-Феофановскую семинарию (в 2004 помимо существовавшей ранее заочной формы была открыта очная форма обучения). В епархии действуют духовные уч-ща в Гусь-Хрустальном и муромском Спасо-Преображенском мон-ре, а также регентская школа в Княгинином Успенском мон-ре. В Суздале при Покровском жен. мон-ре существует катехизаторская школа, в Лакинске действуют курсы псаломщиков. Во В. е. открыты более 100 воскресных школ, 6 правосл. гимназий (2 во Владимире, по одной в Суздале, Вязниках, Гусь-Хрустальном, Петушках). Большое значение в епархии придается проповеди, лучшие проповеди публикуются в епархиальной печати. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. В 1999 г. 14 исправительно-трудовых учреждений Владимирской обл. были закреплены за священнослужителями благочиния тюремных храмов и приходов, окормляющими ок. 17 тыс. осужденных. Храмы действуют в 3 колониях, еще 3 храма находятся на завершающей стадии строительства, во всех остальных учреждениях, за исключением следственных изоляторов, есть молитвенные комнаты. В 2003 г. во Владимире была создана Ассоциация тюремного духовенства, решающая вопросы работы священников в тюрьмах с учетом опыта подобного служения в России и за рубежом. В епархии открыты 6 правосл. детских приютов (в Успенском Княгинином мон-ре, в Свято-Введенской Островная пуст., в муромском Свято-Троицком, Боголюбском, в Стефано-Махрищском мон-рях и в г. Радужном). В храмах установлены кружки для сбора средств «для самых бедных», при приходах и мон-рях действуют ок. 90 благотворительных столовых. В 90-х гг. XX - нач. XXI в. благодаря деятельности епархиальной комиссии по канонизации святых было возобновлено местное почитание преподобных Зосимы Пустынножителя, Лукиана и Корнилия Александровских, Софии Суздальской, Романа Киржачского, свт.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Н. также предпринял попытку издать за свой счет перевод поучений прп. Исаака Сирина. Перевод, вероятно выполненный прп. Паисием (Величковским) в 1787 г. и присланный митр. Гавриилу, в 1796 г. Н. отправил в Синод. Рукопись пролежала там несколько лет, пропала после ухода с настоятельства Н. и затем была случайно предложена к продаже в Валаамском монастыре. Ее приобрел прп. Феодор Свирский. В 1821 г. эта рукопись досталась прп. Льву (Наголкину) Оптинскому, а затем прп. Макарию (Иванову) Оптинскому, к-рым и была издана в марте 1854 г. Н. стал помогать митр. Гавриилу в благоустроении монашеской жизни. При его участии в 1795 г. в санкт-петербургской Троице-Сергиевой пустыни , а затем в 10 мон-рях Новгородской епархии (в т. ч. в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы , Клопском Михайловском во имя Святой Троицы , Отенской обители, Филиппо-Ирапской пуст.) и др. мон-рях С.-Петербургской епархии было введено общежитие по образцу Валаамской обители. В 1795-1796 гг. по поручению митр. Гавриила Н. совершил инспекцию общежительных мон-рей. По ее результатам в марте 1796 г. игумен выявил «неустройства» в связи с частыми переходами новопостриженных монахов из одного мон-ря в другой и просил предписать братии общежительных мон-рей пребывать в одной обители не менее 3 лет; тех же, кто противятся настоятелю, конфликтуют или пьянствуют, «смирять» в Соловецком мон-ре. По монастырским делам Н. приходилось часто бывать в столице. 6 июля 1788 г. в районе о-ва Гогланд (Финский зал.) в ходе русско-швед. войны произошло морское сражение. Жители столицы были напуганы близостью битвы к С.-Петербургу; митр. Гавриил закрылся в своих покоях. Швед. эскадра собиралась блокировать Кронштадт, а затем атаковать С.-Петербург. Допущенный к митрополиту Н. утешал его надеждой на победу России в войне и в подтверждение своих слов чудесным образом «показал» архиерею души погибших в сражении воинов, восходивших на светлых облаках на небо. По преданию, митр. Гавриил немедленно связался с императрицей, и та милостиво приняла его и игумена. Вскоре рус. моряки одержали победу.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Другим направлением деятельности К. стала борьба со злоупотреблениями духовенства в епархии. В наказе архим. Тихвинского монастыря Варсонофию от 20 авг. 1678 г. К. предписал наблюдать за выполнением следующих норм во всех церквах и мон-рях, подведомственных Тихвинскому мон-рю: 1) проводить молебны о здравии всех членов царской семьи по двунадесятым праздникам и в дни их ангелов; 2) совершать богослужения исключительно по новоисправленным книгам, единогласно «и над просфорами четвероконечнаго креста», а «непокорников» за «крепкими поруками» высылать в Новгород; 3) проверять наличие во всех церквах достаточного количества мира и масла; 4) следить за благочестивым поведением прихожан в церкви, регулярным посещением ими богослужений и ежегодной исповедью; 5) досматривать у всего духовенства наличие ставленных, благословенных, патрахельных грамот, «и которые грамоты нашею рукою не подписаны, и тех... за поруками ж высылать к подписи»; 6) отсылать в Новгород заверенные списки со всех духовных грамот; 7) «велеть... чернцом и черницам жити в монастырех», а не в миру с мирскими людьми; 8) учинить «заказ крепкой», чтобы лица духовного звания «на кабак пить не ходили и в миру до великого пьянства не упивались, и пьяны по улицам не валялись бы» (за нарушение этого правила архим. Варсонофий уполномочен взимать «пени по полтине на человека, и те деньги присылать же в Великий Новгород с иными Софийскими сборными деньгами вместе»); 9) вершить судные и духовные дела, а в случае затруднений незамедлительно писать в Новгород и высылать все материалы истца и ответчика в архиерейскую канцелярию (ААЭ. Т. 4. 225. С. 310-312). В указе К. 1681/82 г. говорилось о строгом соблюдении Великого поста, составлении поповскими старостами списков лиц, «кто явится в сем противник», и отсылке этих сведений в митрополичий Судный приказ. Аналогичные грамоты направлялись священникам с требованием строго надзирать за соблюдением троеперстного сложения (ДАИ. Т. 10. 76.1, 2. С. 321-322). В каждой грамоте, касающейся судных дел, К. обязательно обращался к духовенству своей епархии с требованием неустанно искать «противников» и «истинной веры развратников» и немедленно направлять их в Судный приказ (Там же. 91. С. 412-413). Не забывал он и о благочинии в мон-рях, рассылая грамоты с разъяснением особенностей монашеского обихода (АИ. Т. 5. 213. С. 366-367). В 1681-1682 гг. К. разослал грамоты с требованием строго пресекать возможность пострижения в монашество мужей при живых женах и наоборот (ДАИ. Т. 8. 92. С. 316-317).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010