Афанасий переселился с Валаама под его руководство. Смиренномудрие и послушание, приобретенные на Валааме, сделали Афанасия любимейшим учеником св. Александра, бывшего игуменом Свирским, и он сподобился быть свидетелем благодатного посещения от Пресвятой Богородицы своему наставнику. По преставлении преп. Александра (153З г.), св. Афанасий отошёл на пустынножитие в дремуче леса Корелии и на холме перешейка двух небольших озер Сяндема и Рощинского поставил себе хижину. Некоторые из духовнаго стада, собранного преп. Александром, последовали за Афанасием в сие уединение и к ним присоединилось ещё несколько любителей пустынного жития. Таким образом, положено начало Сяндемской Успенской пустыни, находящейся в Олонецкой епархии, в 22 верстах от г. Олонца. Св. Афанасий основатель обители, был и первым наставником братства. При устье реки Сяндемки, текущей на 9 верст из Сяндемского озера в реку Тулоксу, находятся на обоих берегах её два каменные креста. По свидетельству предания, они сопутствовали преп. Афанасию с Валаама и суть благословение тамошних старцев основателю Сяндемской пустыни. С верою рассказывают окрестные жители, что кресты эти чудесно приплыли за преп. Афанасием, против течения реки, со стороны Ладожскаго озера (житие св. Александра Свирск. лист. 19, 25 и др. Сяндем. пустынь, изд. 1856 г. стр. 1–6). Во дни преподобных Александра и Афанасия на Валааме несколько лет подвизался ещё св. Адриан Ондрусовский. Он был схимонахом. Удалившись с Валаама, преп. Адриан на восточном берегу Ладожскаго озера основал обитель Ондрусовскую. Этот муж был столь высокой жизни и исполнен толикой мудрости, что преп. Афанасий Сяндемский, будучи уже наставником своего братства, имел частые духовный беседы для собственного научения с преп. Адрианом. Памятниками этого духовного общения остались кресты, водруженные угодниками Божиими по пути через все пространство, отделяющее их друг от друга. Св. мощи преп. Адриана доныне покоятся под спудом в основанной им обители в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25. Ап. Варфоломея и Тита; свт. Мины, Варсиса, Евлогия и Протогена. 26.      Муч. Андриана и Наталии прп. Адриана ондрусовского. Праздн. сретения ик. Б. М. Владимирской. 27. Свт. Либерия и Осии; мч. Анонсы, св.-муч. Кукши; прп. Пимена вел. и Пимена палестинск.; Пимена печерск.; Саввы. Ченстоховской иконы Б. М. Один брат сказал пр. Пимену: «я сотворил большой грех и хочу каяться три года». Но старец заметил: «много». Тогда тот продолжал: «может быть, достаточно года?» Но старец опять повторил: «много». Присутствующие же тут заметили: «вероятно, достаточно, 40 дней?». Но преподобный и на это заметил: «много», – если человек покается от всего сердца и не приложить к тому греха, то и в три дня примет его Бог». (Кн. Ник, Черног. сл. 51 л. 411). Не ясно ли отсюда, что для действительности покаяния нужно истинное раскаяние во грехах, а не епитимия, в виде ли многочисленных поклонов, продолжительных постов и т. п. 28. Св. прц. Анны; прп. Моисея мурина; св. Саввы псковского. Печерских угодников, почивающих в Феодосиевых пещерах – 45-ти. В числе печерских св. угодников есть Иосиф многоболезненный, у которого три первых перста правой руки соединены хотя неравно, но вместе, а два последние, безыменный и мизинец, пригнуты к ладони. 29. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. П. Александра, м. Анастасии. 30. Свят. патр. Константинограда: Александра, Иоанна и Павла; прп. Фантина, Христофора, Александра свирск.; обр. мощ. Даниила, благ. кн. московск.; перен. мощ. благ. кн. Александра невск. 31. Св. Геннадия патр. цареградск.; св.-муч. Киприана карфагенск. Положение честного пояса Божией Матери. Зоя, супруга императора Льва Мудрого , получила исцеление от недуга через возложение на нее пояса Богоматери. В сочинении св.-муч. Киприана «О единстве Церкви» находится след. замечательное свидетельство о невозможности спастись вне Церкви Христовой: «Всякий, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене незаконной и делается чуждым обетований церкви: оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом. Он чужд для нее, он не погребен ей, он враг ее. Не имеющий материю церкви не может иметь отцом своим Бога. Если бы кто-нибудь спасся из находившихся вне ковчега Ноева, то и находящийся вне церкви мог бы также спастись. Какие жертвы думают приносить питающие ненависть к священникам? ужели они думают быть со Христом, собираясь вне церкви Христовой? Сии люди хотя бы предали себя смерти за исповедание Христово, грех их не смоется и самой кровью. Неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне церкви не может быть мучеником; оставляющий церковь , имеющую царствовать, не может сподобиться царствия». Сентябрь

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Литургическая практика западнорусских и малороссийских епархий несколько отличалась от великорусской. Тщательно оберегалась богослужебная традиция Киево-Печерской лавры, сохранявшая, в частности, такие студийские обычаи, как пение в воскресные дни утрени отдельно от вечерни, совершение литургии преждеосвященных Даров во все будние дни Великого поста (что, впрочем, объяснялось с позиций Иерусалимского устава: на каждый день поста попадала память кого-либо из печерских святых). Совершение служб суточного круга. В приходских храмах совершались все службы суточного круга, положенные Иерусалимским уставом, кроме повечерия и полунощницы, служившихся не везде. В мон-рях, как правило, совершались все положенные по уставу службы. Общественное богослужение в XVIII–XIX вв. обычно совершалось трижды в день как в приходских церквах, так и в мон-рях: в 3–5 часов утра – утреня, в 8–10 – часы и Божественная литургия, в 15–16 часов – вечерня. В нач. XX столетия в мон-рях Соловецком, Валаамском, ТСЛ, Оптиной пустыни, Глинской пустыни, Почаевской и Александро-Невской лаврах, в кафедральных соборах обеих столиц – Исаакиевском и московском Успенском и др. под воскресенье совершалось всенощное бдение. Только в Киево-Печерской лавре и Ново-Афонском мон-ре под воскресные дни всенощного бдения не совершали и служили в соответствии со старой студийской традицией вечерню и утреню с перерывом между ними для ночного отдыха братии. В Петербурге в кон. XVIII столетия чин всенощного бдения сильно сократился и продолжался не более четырех часов. Полностью исчезли уставные чтения. Вечерняя лития, составлявшая на Востоке неотъемлемую часть всенощного бдения во всех редакциях Иерусалимского устава, в Русской Церкви сохранилась лишь на бдениях великих праздников как признак торжественности праздничного богослужения. В Исаакиевском соборе и в других храмах на воскресном бдении никогда не совершали литии, в Александро-Невской лавре ее совершали лишь в летнее время. В Валаамском мон-ре и Оптиной пустыни литию под воскресенья служили, но благословения хлебов не совершали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

участвовали в создании муж. и жен. мон-рей в Речи Посполитой, где к кон. XVII в. были основаны еще 7 мон-рей. В 1619 г. в Антверпене по инициативе Мэри Ловел открылся 1-й мон-рь босых К. для англ. эмигрантов-католиков. В 1608 г. был основан женский монастырь босых К. в Пуэбла-де-лос-Анхелес (ныне Пуэбла, Мексика). К 1800 г. жен. монастыри босых К. действовали в Мексике (8 монастырей), Перу (6 монастырей), Колумбии (5 монастырей), Боливии (4 монастыря), Эквадоре (3 монастыря), Чили (2 монастыря), Аргентине, Гватемале, Бразилии и Венесуэле (по 1 монастырю). В этих странах монахинями могли стать только испанки и креолки, метиски и мулатки принимались в качестве терциарок (конверсов), они исполняли различные послушания. В нач. XVII в. в испан. конгрегации босых К. зародилось движение отшельнической жизни, к-рое впосл. распространилось также в итал. конгрегации ордена и у «обутых» К. Основоположником движения стал пресв. Фома Иисуса, создатель 1-го еремитория (скита) и автор «Духовного наставления о жизни еремитов» (Instrucción espiritual los que la vida eremítica. Madrid, 1629). В 1604 г. в текст конституции испан. конгрегации босых К. были внесены предписания, касавшиеся устройства скитов и их численности (по 1 в каждой провинции). Скиты основывали в уединенной местности, монахи должны были жить в отдельных строениях-кельях, в к-рых затворялись во время Адвента и Великого поста. Каждому насельнику предписывалось трудиться в отведенном ему огороде, приносить плоды на общий склад. В воскресные дни еремиты должны были собираться на общинное богослужение и заседание капитула. Число насельников в скитах не должно было превышать 20 чел. Как правило, монахи проживали в скитах временно (не менее года) и затем возвращались в свои мон-ри. Неск. еремитов жили в скиту постоянно, они подчинялись приору скита, избираемому провинциальным капитулом. В XVIII в. чрезмерное увеличение численности насельников в муж. и жен. мон-рях ордена босых К. привело к многочисленным нарушениям устава и к снижению уровня образования в орденских семинариях. В 70-х гг. XVIII в. испан. конгрегация босых К. состояла из 10 провинций; в 120 мон-рях подвизалось ок. 3 тыс. монахов; действовал 81 жен. мон-рь. В 1772 г. по политическим соображениям Португальская провинция испан. конгрегации босых К. объявила о своей автономии, однако это решение не получило офиц. утверждения. Итал. конгрегация босых К. в 1780 г. насчитывала 24 провинции (в т. ч. 9 итальянских, 6 французских, 4 бельгийские), к ней принадлежали ок. 5 тыс. монахов. Вместе с мон-рями др. орденов созерцательной жизни обители босых К. были почти полностью упразднены в Свящ. Римской империи герм. нации в 1782 г. Во Франции в результате работы регуляционной комиссии в 1768-1790 гг. число босых К. уменьшилось с 750 до 425 чел., в 62 жен. мон-рях осталось 1,2 тыс. монахинь.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Вильгельма II). Во Фландрии епископы и аббаты вводили клюнийские «обычаи» в уже существовавших мон-рях, но передача монашеских обителей в юрисдикцию Клюни не практиковалась. Основными проводниками клюнийского влияния в этом регионе были монастыри Аншен (основан в 1079) и древнее аббатство Сен-Бертен; через них клюнийская реформа распространилась в аббатствах св. Ведаста (Сен-Ва) в Аррасе, св. Петра в Генте и св. Мартина в Турне, а также в мон-рях Сен-Корней в Компьене, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Реми в Реймсе и др. Однако в Германии К. к. не смогла упрочить свои позиции подобным образом. В 70-х гг. XI в. был основан 1-й на нем. землях приорат - Рюэггисберг (совр. кантон Берн, Швейцария); ок. 1080 г. построен приорат Мюнхенвилер (там же). Основанный в 1083 г. монастырь Санкт-Альбан в Базеле вскоре стал клюнийским приоратом. С 70-х гг. XI в. в мон-рях Свящ. Римской империи распространялись клюнийские «обычаи», но герм. обители не включались в К. к. Наиболее значимыми мон-рями были Зигбург, Санкт-Блазиен и Хирзау, позднее движение за реформу поддержали ок. 200 герм. мон-рей, как старых, так и новых (К. Халлингер назвал это движение «младоклюнийской реформой»). Управление К. к. единолично осуществлял аббат Клюни, как правило избиравшийся монашеской общиной при жизни предыдущего настоятеля (иногда выборы сводились к одобрению монахами указанного настоятелем преемника). От кого и каким образом аббат получал инвеституру, в ранних источниках не говорится. Согласно «Хронологии клюнийских аббатов» (кон. XI в.), святые Бернон, Одон и Одилон получили посвящение от архиепископа Безансонского (вероятно, потому, что в его диоцезе находился монастырь Бом), св. Аймард - от епископа Отёнского, св. Майоль - от епископа Шалонского. В соответствии с бенедиктинским уставом (Reg. Ben. 65) аббату помогал приор (препозит); в Клюни существовала должность великого приора (prior maior) ( Udalric. Consuet. Cluniac. III 4, 6; Bernard. Ordo Cluniac. I 2, 3). Великий приор управлял мон-рем во время частых и длительных разъездов аббата.

http://pravenc.ru/text/1841530.html

К древнейшим мон-рям относятся Тисмана , Водица , Козия , Агапия , Хурези , Снагов , Секу и др. в Валашском княжестве; Богдэнешти, Путна , Воронец , Нямецкий , Пробота , Молдовица , Бистрица (мужской), Хумор , Вэрзэрештский и др.- в Молдавском княжестве. На территории Трансильвании первые правосл. мон-ри и скиты возникли в XI-XII вв. (Месеш, Ходош-Бодрог, Кенез и др.), нек-рые были основаны греч. монахами. Однако они не имели поддержки у знати, разобщенной и стремящейся найти опору в католичестве (позже - в протестантизме). Наиболее значительные трансильванские обители были созданы в XIV в.- Рымец , Прислоп , Плоска. С XIV в. в Молдавском и Валахском княжествах получило распространение отшельничество, наиболее известен прп. Даниил Пустынник (2-я пол. XV в.). Монахи селились в пустынных местах, гл. обр. в горной местности, в скальных пещерах. Позже на месте некоторых пустыней возникли мон-ри (Агапия и др.). С XV в. на румын. М. стала оказывать влияние афонская традиция: многие румын. монахи становились насельниками афонских мон-рей и образовали одну из наиболее многочисленных этнических общин Афона; афонского монахи также приезжали в румын. княжества; это обеспечивало духовную связь румын. и афон. мон-рей. Богослужение во мн. румын. мон-рях стали вести по афонскому уставу, в нек-рых мон-рях монахи получили право выбирать игумена, как это было принято на Афоне (до этого настоятелей назначал господарь). С нач. XV в., особенно после падения К-поля, тесные связи установились с к-польским Студийским мон-рем, откуда присылали богослужебную лит-ру на греч. и слав. языках. С именем афонита прп. Никодима Тисманского († 1406) связаны появление в румын. М. общежительного монастырского устава и возрождение монашеского делания на основе исихазма. В период правления в Молдавском и Валашском княжествах господарей-фанариотов (XVIII в.), к-рых назначало османское правительство, в среде румын. М. еще более возросло греч. влияние. Греч. духовенство устанавливало свои порядки не только в преклоненных мон-рях, но и в обителях, находившихся в юрисдикции Молдавской и Унгро-Влахийской митрополий.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В сер. X в. в К-поле была произведена кодификация имп. обряда. Подробное описание различных чинопоследований с участием визант. императоров (в т. ч. императоров-иконоборцев) содержится в трактате «De ceremoniis aulae Byzantinae»; в его составлении принимал участие имп. Константин VII Багрянородный . Никейский период (1204-1261) Падение К-поля 13 апр. 1204 г. стало причиной прекращения литургической традиции, сформировавшейся в послеиконоборческий период. Переход визант. столицы под лат. господство существенно изменил положение к-польских церквей и мон-рей, т. к. многие из них были заняты лат. клириками и монашествующими, а остальные испытывали затруднения. Богослужение в Св. Софии и др. наиболее известных храмах и мон-рях К-поля совершалось лат. священнослужителями по рим. обряду, из-за чего во внутреннее убранство храмов были внесены необходимые изменения. Но визант. литургическая традиция не была прервана и продолжалась в неск. гос-вах, наиболее значимым из к-рых была Никейская империя , ставшая наследницей Византии. Тем не менее богослужение в Никее, как и богослужение в М. Азии в целом, не воспроизводило к-польское богослужение предшествующего периода, несмотря на преемственность визант. гос. и церковно-адм. традиций. Основным богослужебным уставом в М. Азии в 1-й пол. XIII в. был Иерусалимский устав, однако его использование не вносило принципиальных изменений в совершение богослужения в кафедральных соборах и мон-рях М. Азии, т. к. в основе Иерусалимского устава лежала 1-я (к-польская) редакция Студийского Синаксаря, к-рая использовалась и в М. Азии. Различия же между этими богослужебными уставами состояли гл. обр. в наличии или же отсутствии палестинского всенощного бдения, а также в незначительных расхождениях в памятях святых и гимнографических текстах. Палеологовский период (1261-1453) Возобновление В. б. в Св. Софии и в к-польских мон-рях в 1261 г. не сопровождалось реставрацией литургической традиции послеиконоборческого периода, прерванной в 1204 г. Новое богослужение во многом находилось под влиянием богослужебных обычаев Никейской империи, определявшихся Иерусалимским уставом.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Часослову, чин о П. должен совершаться в мон-рях ежедневно (разумеется, за исключением особо постных дней, когда обеденная трапеза не положена), что соответствует происхождению чина из повседневной практики древних к-польских мон-рей. Молитвы по насыщении из чина о П.,                         уже в IV в. были на Востоке частью ежедневных молитв во время монашеской трапезы (обе упом. свт. Иоанн Златоуст - Ioan. Chrysost. In Matth. 55. 5; только 1-я - в соч. Псевдо-Афанасия Великого «О девстве» ( Ps.-Athanas. De virgin. 12)) и восходят, вероятно, к раннехрист. традиции, во всяком случае 1-я из этих молитв имеет прямую параллель в 1-м из «биркат ха-мазон», благословениях после трапезы, в иудейском богослужении . Т. о., молитвы из чина о П. действительно должны были бы читаться ежедневно. Тем не менее в совр. практике чин о П. совершается в мон-рях только по воскресеньям и праздникам; повседневное благодарение после обеденной трапезы, как правило, включает тропарь           и «Достойно есть» или задостойник, но не эти молитвы. Несомненно, это связано с восприятием чина о П. как более торжественного события, чем обычный обед. В студийскую эпоху трапеза в общежительных мон-рях завершалась сбором укрухов - недоеденных кусков хлеба, к-рые монахам запрещалось как забирать в свои кельи, так и ставить на стол при следующей трапезе. Укрухи раздавали беднякам, просившим подаяния у монастырских ворот. Согласно описанию в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., после литургии с пением Пс 144 монахи переходили в трапезную, чередной иеромонах читал молитву и начинался обед, имевший строгий церемониал. В конце обеда, после сбора укрухов, иеромонах благословлял блюдо с ними и старший по трапезной совершал этим блюдом в воздухе знак креста, со словами: «Велико имя», на что остальные участники трапезы отвечали: «Святыя и единосущныя Троицы сохранит всех нас» и «Аминь». Игумен кратко поминал братию, монахи вновь отвечали: «Аминь»; совершались благодарственные песнопения в трапезной, затем с пением Пс 121 и 83 братия возвращалась в храм, где в притворе чин завершался прощением и отпустом.

http://pravenc.ru/text/2578786.html

Важную роль в восстановлении разоренных персами мон-рей сыграли Теймураз I (1606-1648) и Арчил II (1664-1675). В кон. XVII - 1-й трети XVIII в. нек-рые мон-ри Г. пережили новый расцвет, связанный с именем настоятеля лавры - Онуфрия (Мачутадзе) (1690-1732), к-рый за строительную деятельность в лавре, мон-рях Натлисмцемели и Бертубани был признан «вторым строителем» Г. Очевидно, в период его настоятельства и при материальной помощи Ираклия I (1688-1703) лавра приняла окончательный вид: были построены церкви свт. Николая, Успения Пресв. Богородицы и мч. Марины; расширена, обновлена и украшена иконостасом и росписями ц. св. Иоанна Богослова (XII-XIII вв.); завершено строительство высокой ограды с башенками по углам и украшенных рельефами и надписями главных ворот (1695), обновлена или возведена заново основная часть сохранившихся до наших дней церквей, келий и подсобных помещений на расположенных ярусами двориках. В мон-рях Натлисмцемели и Додос Рка были построены более просторные трапезные, обновлены и снабжены новыми иконостасами монастырские храмы, сооружены кельи. Гареджийский монастырский комплекс неоднократно подвергался нападениям (в основном, лакцев) в XVII-XIX вв. Мон-ри подвергались грабежам и разорению, священнослужителей брали в плен, мучили, убивали. Среди мучеников, имевших отношение к мон-рю, известны Козман († 1630), Шио Новый, Давид, Гавриил и Павел (1696-1700), Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил (Микаэл) и Симеон (Свимеон) († 1851), Гавриил Мцире († 1802). С небольшими перерывами монастырское служение продолжалось в неск. мон-рях: лавре, Натлисмцемели и Додос Рка. Главной задачей стало строительство и обновление единой системы сторожевых и сигнальных башен. Один из этапов монастырской жизни Г. связан с именами последних груз. царей - Ираклия II (1762-1798) и его сына Георгия XII (1798-1800), об особом отношении к-рого к Г. свидетельствуют его келья в лавре и восстановленная им ц. Успения Пресв. Богородицы. В 1811 г., после присоединения Грузии к России, была упразднена автокефалия Грузинской Церкви; монастырские владения и церковное имущество перешли в ведение гос. казначейства. В 1816 г. настоятель Г. Иларион обновил притвор в ц. Преображения в лавре. Судя по сохранившимся надгробным камням в лавре и Натлисмцемели, здесь погребали как местных иноков, так и светских лиц. В лавре были захоронены и отцы, принявшие мученическую смерть во время набега лезгин в 1851 г. Этот период отмечен увеличением интереса рус. богомольцев и любителей древностей к мон-рям Г. (Г. Гордеев, А. Муравьёв).

http://pravenc.ru/text/161684.html

В мон-рях по субботам и воскресеньям в 3-й ч. дня (ок. 9 утра) совершалась литургия. Первоначально литургию совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для мон-рей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» - иеромонахами . К Причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Св. Дары с собой. По свидетельству прп. Пимена Великого, монахи большинства егип. мон-рей причащались дважды в неделю - в субботу и воскресенье (Достопамятные сказания. С. 139), но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого Причащения (Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. 23. 21//Он же. Писания. С. 605). В егип. мон-рях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на г. Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина (Достопамятные сказания. C. 75). В Пахомиевых мон-рях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Егип. монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, вошедшим в богослужебные Типиконы (Скабалланович. С. 202-207). Раскол в V-VI вв. После IV Всел. Собора (451) Александрийская Церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в егип. монашеской среде и у коптов, впосл. она оформилась в Коптскую Церковь. Из-за тесной связи Коптской Церкви с егип. монашеством на ее богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской Церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних егип. мон-рей (Taft. Liturgy of the Hours. P. 249-259). Формуляры литургий и таинств Коптской Церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V-X вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010