С тех пор, как три года назад я вернулся в Россию, меня не покидала мысль о совместном концерте с Петренко. Не раз я говорил Алексею Васильевичу, что у меня теперь есть профессиональный хор в Богоявленском соборе, и мне хотелось бы с ним спеть. Но он отвечал: «У меня нет сил. Я болею, трудно мне сейчас». Действительно, ему было трудно физически. Он лежал в больнице, и прямо из палаты выходил на концерт с оркестром Федосеева, отрабатывая взятые на себя обязательства. Еще месяца полтора назад Алексей Васильевич не соглашался на совместный концерт. Я приехал к нему вместе с настоятелем Богоявленского собора протоиереем Александром Агейкиным, и мы опять завели этот разговор: «Просим вас поучаствовать в концерте с хором». Но он и тогда сказал: «Хочу, но пока не соглашусь». И вот, недели три-четыре назад, Петренко согласился: «Готов. Давай выступлю, но только не полностью, а возьму себе маленький эпизод». Мы выбрали 10 минут – монолог, два произведения, стихотворение… Он собирался читать Гоголя – монолог Тараса на костре, монолог о товариществе, это был один из коньков. А еще – читать стихотворение, посвященное Богу, петь с хором «Да исправится молитва моя» Чеснакова и замечательную песню о девушке, которая выходит замуж, уходит из дома и прощается с домом, родителями, воротами… 8 февраля у нас была репетиция с хором. И когда Алексей Васильевич пел эту песню, на втором-третьем куплете люди начинали плакать. А ведь там очень простые слова. Мы обозначили программу, отрепетировали, наметили дату – 26 февраля. А 22 февраля он скончался. Я узнал об этом, когда ехал в Троице-Сергиеву Лавру, на отпевание архимандрита Кирилла (Павлова). Вдруг звонок от отца Александра Агейкина: «Вы знаете новость? Умер Алексей Васильевич Петренко». Как гром среди ясного неба. Я остановился на дороге, чтобы выслушать отца Александра. Потом позвонил жене Петренко, Азиме. И услышал рыдания. «Азима, ты где?» – «Я еду из Ташкента в Москву. Алексей Васильевич меня просто выслал из квартиры». Накануне она по каким-то делам полетела в Ташкент. Перед полетом позвонила мужу, они поговорили. Тот еще сказал: «Что ты, только уехала из дома и уже звонишь». А когда она прилетела в Ташкент, то получила смс: «Алексей Васильевич умер». И тем же самолетом она вернулась обратно. Вечером я заехал к ним домой. Там уже ощущается какая-то пустота. Алексея Васильевича нет дома, и мы знаем, почему его нет…

http://pravmir.ru/kogda-aleksey-vasilevi...

Сызранские федосеевцы, привыкшие в изменении одной буквы против печатных книг вндеть изменение веры, услыхавши в первый раз с таковым изменением пение, вместо чаемого утешения учеными певцами, пришли в смущение: по окончании моления спрашивали певцов, почему они не поют так, как напечатано в старопечатных книгах, но вместо ъ ставят о, а вместо ь ставят е. Певцы отвечали, что это делается в нотном пении для удобности, для выпевания всех нот. Сызранские федосеевские начетчики против этого оправдания зараз приискали опровержение из книги Псалтыри со восследованием, напечатанное при патриархе Иосифе в десятое лето его патриаршества, где в слове Афанасия Александрийского к Маркеллину, в толковании псалмов, на листе 24 о пении псалмов писано сице: «Обаче хранити подобает, да по кто сих мирскими красоглаголанья словесы упешряет, ниже покусится речения пременити или всячески иное вместо иного поставляти, но спроста, яко написаны суть, да чтет и поет, якоже речеся». Против столь ясного доказательства московские певцы сказали, что самогласны должно петь как написано, а по нотам должно петь, как писано в нотных книгах. Сызранские законники говорили, что в книге патриарха Иосифа на нотные книги не положено исключения, должно и по ноте петь, как написано в печатных книгах, – не изменять речей. Певцы сказали: петь по ноте прямо на речь: Бог, Господь, Христос, это значить петь по-еретически (то есть по-никониански): певчие книги при первых пяти патриархах писаны хомовым пением: Христосо, Бого, а патриарх Никон это пение изменил, приказал петь прямо на речь; Господь, Бог, Христос, о чем свидетельствуется в Соборном Свитке 1667 года, где повелевается гласовное пение пети на речь; значит, говорили они, пение при первых патриархах било не на речь, но хомовое, и в Москве, на кладбище Преображенском, поют пение хомовое, а не на речь, а вы хотите последовать Никону патриарху , – петь на речь, а не первым пяти патриархам. Сызранские законники сказали: почему же поповцы, держась старых обычаев, пение поют наречное, а не хомовое? Певцы ответили: поповцы от никониан берут свое священство, и пение наречное от них же взяли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Фактически, эта община и была всем " христианским миром» федосеевских учеников и последователей, в котором они по заветам их первоучителя Капитона жили особо от греховного, завоеванного Антихристом мира, а не особо выделенной из федосеевского движения монашеской обителью. Их собственный мир принимал у них внешние монашеские формы, прежде всего, благодаря их бракоборческому учению. Федосеевцы должны были в принципе жить целомудренно, как монахи, но не делаясь таковыми. Это был особый мир людей, считавших себя избранными Богом для спасения, которые решительно отмежевывались от постороннего, греховного и погрязшего в светскую жизнь человечества. Вне общины все принадлежало Антихристу, в домах, на полях, на торгах была его печать, и извне общины были возможны лишь грех и вечная погибель 969 . Как и для новгородских старцев, так и для Феодосия Антихрист являлся только духовным явлением, а не определенной личностью, вроде патриарха Никона , как это учили ранние старообрядцы 1650-х и 1660-х годов.»Егда Христос по земли явися и с человеки поживе, не царствовал он чувственно на земли, тако и антихрист не имать в чувстве быти«, – писал в 1701 году Феодосий в своем " Увещании», видимо, не замечая, что он высказывает новое богословское положение, в котором характеристика пребывания Христа на земле несколько напоминала арианские установки, а само сравнение первого пришествия Христа с пришествием Антихриста было похоже на дуалистическое учение богомилов и альбигойцев 970 . Феодосий развивал свою христологию и антихристологию и дальше в том же богомильском духе.»Явися агнец Христос, явится и антихрист агнец«. Призывая своих последователей уходить из мира в обособленные общины, он писал:»И паки апостол рече: изыдите, братие, от мира и нечистот его не прикасайтеся; возлюбите безмолвие. Да познайте Бога и откровенным умом славу Его узрите, что всуе метемся в жизни сей«. Он неоднократно подчеркивает необходимость разрыва с миром, советуя своим ученикам:»Побегайте и скрывайтеся во имя Христа " 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Академик П.Н. Федосеев, член Президиума АН и член ЦК КПСС, выражал негодование по поводу того, что в “Памят­никах” нашла себе место средневековая религиозная поэзия в переводах С. С. Аверинцева. Корректору «Византийской литературы» издательство вернуло в ИМЛИ для обсуждения. Главный довод членов дирекции при обсуждении названных книг был довод “от Федосеева”: академику Федосееву не понравилось… Тоном прокурора Борис Леонтьевич спрашивал Сергея Сергеевича: “Ваши лекции пользовались успехом?!”. Слегка пожимая плечами тот отвечал: “А я не знаю”. Было решено изъять из «Византийской литературы” несколько статей, а остальные принести на просмотр завотделом зарубежных литератур и с его одобрения заново подготовить книгу к изданию. Сережа рассказывал мне, как при назначенной встрече с завотделом маститый профессор изрек: “Не за то вам деньги платят, чтобы вы правду писали”. Я возмутилась от этих слов, Сережа, напротив, одобрил: “Хорошо, что все так определенно”. Позднее я поняла, что циничная фраза несла в себе глубокий смысл: официальная идеология сама себя признавала основанной на лжи. . Многие, думаю, удивятся, узнав, что Аверинцев, тот самый Аверинцев, который открывал современникам очи ума и сердца для постижения христианской духовности, сам почти вплоть до середины 70-х годов не принадлежал ни к какой конфессии. Сережа Аверинцев рос в безрелигиозной семье, тем не менее первое знакомство с церковным искусством состоялось вчеты­рехлетнем возрасте, когда он жил в Загорске на улице Штатно-Садовой, откуда открывался вид на стену и соборы закрытой тогда Троице-Сергиевой Лавры. И теплое чувство к этим святым местам осталось в нем на всю жизнь. Стоило мне произнести слова Загорск, Троице-Сергиева Лавра, как тут же я слышала с нежностью повторяемоеулица Штатно-Садовая, улица Штатно-Садовая. После открытия Лавры в 1946 году мальчика возил туда на пасхальную всенощную близкий друг семьи 3 . Я не берусь судить и строить догадки о том, какие впечатления, какие люди особенно сильно влияли на Сергея Сергеевича Аверинцева и привели его к купели Крещения. Он был знаком и с двумя московскими священниками-миссионерами, и с отцом Всеволодом Шпиллером, и с Марией Вениаминовной Юди­ной, и с поэтессой Надеждой Александровной Павлович и со многими другими, кого я не знаю. Он говорил мне, что с мамой не может говорить о своей внутренней жизни, а с Наташей может. Не без колебаний они вдвоем крестились 6 октября 1973 года.

http://pravmir.ru/blazheni-alchushhii-i-...

И далее: убо в сем монастыре тии нечестивствуют, еже в молитвенной форме нечестивого благоверным и благочестивым и прочими титулами во благочестии пребывающим приличными нарицают» 58 . Наконец, в третьей рукописи, написанной на Преображенском кладбище в лето 7350 (1842), как свидетельствует подпись, – в «Показании о едином общем христианском тесном пути и «учение, что за нынешнюю царскую власть молить Бога должно, называется богомерзким преданием» 59 . Никто, конечно , не докажет, замечает м. Филарет, – приведя эти выписки из рукописей беспоповщинских, – что сие учение не вредно для государства 60 ; напротив не трудно усмотреть, что сии правила ведут к мятежу» 61 . «Из них несомнительным образом (также) открывается, что раскольники Преображенского кладбища не только следуют старым погрешительным мнениям, но и вновь составляют зловредные правила и распространяют их даже с видом формальности, за подписанием своих начальников» 62 . Не менее вредное учение заключается и в рукописи, открытой в 1855 году, у уставщика беспоповщинского толка, в селе Иванове, Владимирской губернии Шуйского уезда, на которую не раз указывает м. Филарет. В этой рукописи, под заглавием: «Зерцало для духовного внутреннего человека», между прочим сказано: «Исус Христос прощал грехи, а антихрист (?) установил суд и поделал крепости и завел для мучения народа рудокопные заводы» 63 . В большинств случаев это крайнее нерасположение раскольников-федосеевцев к правительству находится в скрытом состоянии, но иногда явным образом прорывается и наружу в наиболее фанатичных представителях этой секты. Несколько таких случаев обнаружилось и в 1855 году, по случаю присяги на верность новому Государю. Об одном из таких случаев – об отказе ратника 113 дружины, Ивана Г-ва, раскольника беспоповщинской секты, присягнуть на верность Императору Александру II, «под тем предлогом, что он (Г-ов) другого закона, по коему он обязывается служить одному только Царю небесному», – м. Филарет сообщает в письме к министру вн. дел, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Пермиёво, дер. Б. Садовка) и Чембарский у. (с. Поим). К 1914 г. их насчитывалось 1502 чел. Общее количество старообрядцев-беглопоповцев в Пензенской губ. на 1914 г. составляло 7183 чел. Представители распространившей свое влияние в регионе в сер. XIX в. Белокриницкой иерархии проживали к нач. XX в. в Городищенском у. (села Аришка, Павловское-Куракино, Уранка, дер. Б. Садовка), Мокшанском у. (села Бекетовка, Белогорка и Елизаветино, дер. Варваровка), Чембарском у. (села Грязнуха (ныне Ульяновка), Крюковка (ныне Крюково), Мача (ныне Пушанино), Митрофаново, Поганка (ныне Шереметьево), Поим, Свищёвка, деревни Белозёрка, Голощапово, Дерябиха, Котиха, Нов. Опалиха (Апалиха; ныне Алексеевка), Плетнёвка, Ст. Опалиха (ныне Апалиха), Топориха). Городищенские и мокшанские окружники находились в юрисдикции епископа Саратовского, а чембарские - архиепископа Московского. Противоокружники проживали в Нижнеломовском у. (села Каменка и Ростовка, деревни Александровка, Дмитриевка и М. Верхи) и находились в ведении епископа Нижегородского. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии к 1914 г. составляла 7199 чел. Беспоповщина была представлена в регионе всеми основными толками - спасовским, поморским, федосеевским, филипповским и странническим (бегунским). Спасовцы-нетовцы появились в Пензенском наместничестве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. из Нижегородского наместничества и первоначально поселились в с. Поим Чембарского у. (Там же. С. 70). Их главным наставником стал крестьянин М. Г. Колесов. Из Поима спасовцы распространяли свои идеи в ближайшие деревни. Так, в 1856 г. нетовцы появились в дер. Котихе (Там же. С. 72). Также в Чембарском у. нетовцы проживали в Агапове, Белозёрке и Топорихе. Благодаря деятельности наставника С. Цацина нетовцы появились в с. Буртас Керенского у. Также они расселились в Саранском у. и Саранске (ныне Республика Мордовия). К 1914 г. в Пензенской губ. насчитывалось 3045 спасовцев (в т. ч. глухие нетовцы (староспасовщина), поющая нетовщина и самокрещены). Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Поморцы были представлены в регионе гл. обр. старопоморцами-безбрачниками, лишь в Чембарском у. присутствовали новопоморцы-брачники. Впервые в регионе они появились в 1792 г., когда в с. Поим Чембарского у. из Москвы прибыл крестьянин Иван Васильев (Там же. С. 62). К нач. XX в. поморцы помимо Поима проживали в Городищенском у. (села Аристовка, Мордовский Качим, Рус. Качим, Серман, пос. Чаадаевка и др.), Керенском у. (дер. Пеньки), Нижнеломовском у. (с. Кочетовка), Саранском у. и Саранске. Общая численность поморцев в Пензенской губ. к 1914 г. составляла 2607 чел.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

– его дочери Татьяне. В 1816 году, они отданы в распоряжение Сиротского призрения (вероятно, за долги помещиков) с тем, чтобы выручить за них 10000 р. В том же году их купил помещик Кусовников, и около 1820 года, перепродал отставному действительному статскому советнику, Николаю Александровичу Астафьеву ; 6) деревня Феклистово, прежде Трисвятская, в 5 верстах на северо-запад от церкви. В 1771 г. она принадлежала прапорщику Семеновского полка, Андрею Дмитриеву Вындомскому, в 1800 г. купил ее обер-шталмейстер Василий Иванович Марков, передавший ее жене Анне Ивановне, а потом – сыну генерал-лейтенанту Ивану Васильевичу Маркову; потом имение, по духовному завещанию, или покупкою, перешло к уланскому полковнику фон-дер-Фельдену, а в 1855 г. купил его князь Василий Николаевич Максутов; 7) деревня Саблино, при р. Саблинке, в 7 верстах от церкви, подле станции Николаевской ж. дороги. Сперва здесь было немного жителей, но в 1810 г., переселилось сюда несколько семейств из Ярославской губернии. В 1816 году деревня эта принадлежала жене гоф-мейстера, Анне Нарышкиной, а в 1820 – графу Николаю Петровичу Румянцеву. С 1830 года крестьяне здешние выкупились на волю. 94 Занятия прихожан чрезвычайно разнообразны. Кроме хлебопашества, крестьяне занимаются выгрузкою сплавных дров с р. Тосны, обжиганием извести, сплавом на судах, по рекам Неве и Тосне, песку, глины, извести, тесу, каменного угля, распилкою дров, выламыванием и развозом плиты зимою, к устью реки Тосны за так называемые шпалы; 95 а оттуда, вскоре по открытии судоходства по Неве, плиту по Неве отправляют в Петербурга. В приходе раскольников федосеевцев до 40 человек. Они живут частью в Никольском, частью в Саблине. Своей моленной не имеют, а ходят молиться в моленные Федоровского посада. Там у них издавна считались за наставников, крестьянин Алексей Васильев и отставной солдат из крестьян Андрей Лукин. В Никольском особенно почетными, из раскольников, считаются: Никита Никитин Дубоусов и вдова Ульяна Никифорова, а в Саблине – Василий Потапов Ашурков.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В рамках церемонии открытия летнего фестиваля состоится вручение высших наград форума Народному артисту РСФСР С.К.Шакурову (Золотой медали им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф») и Народному артисту России, Художественному руководителю Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра М.А. Аннамамедову (Золотой медали им. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальную культуру»). Международный Форум «Золотой Витязь» объединяет представителей разных видов искусства под девизом «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». За долгие годы своего существования (с 1991 г.) МКФ «Золотой Витязь» провел более ста форумов, включая кинематографический, театральный, литературный, музыкальный, живописи, экологический форумы и форум русских боевых искусств. Почетные попечители «Золотого Витязя» – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр культуры РФ О.Б. Любимова, Председатель Союза кинематографистов РФ, народный артист России Н.С. Михалков. Почётные председатели форума: Международный Кинофорум - Народный артист России Никита Сергеевич Михалков; Международный театральный форум - Народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин; Международный Славянской литературный форум - Лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин. Славянский форум изобразительных искусств - Народный художник СССР Александр Максович Шилов; Международный Славянской музыкальный форум - Народный артист СССР Владимир Иванович Федосеев. Президент форума – народный артист России Николай Петрович Бурляев сказал: « " Золотой Витязь " ставит своей главной задачей вовлечение в единое движение всех, кто не желает растворяться в безнравственном, бездуховном потоке глобальной массовой " культуры " , кто хочет сохранить самобытность свою личную и самобытность своего народа, хочет передать своим детям традиции культуры предков и высокие нравственные идеалы». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/18/so...

В Москве пройдут торжества в честь великой княгини Елизаветы Федоровны Москва, 30 октября 2014 г.      Праздничной Литургией в Марфо-Мариинской обители с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также большим благотворительным концертом в Международном Доме музыки отметят москвичи 1 ноября 2014 года 150-летие со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Феодоровны Романовой, основательницы первой в России обители милосердия, сообщает Патриархия.ru. «Сейчас в Марфо-Мариинской обители действуют несколько совместных с православной службой «Милосердие» проектов — все они существуют на пожертвования неравнодушных людей, — говорит настоятельница обители игуменья Елизавета (Позднякова). — Мы надеемся, что 1 ноября нам удастся собрать вместе наших благотворителей и подопечных на праздничной Литургии и концерте». Благотворительный концерт Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением В. Федосеева «Великая княгиня Елисавета. 150 лет со дня рождения» состоится вечером 1 ноября в московском Международном Доме музыки. В рамках концерта артистка театра «Мастерская Петра Фоменко» Полина Кутепова и артист Московского академического театра им. В. Маяковского Михаил Филиппов будут читать отрывки из воспоминаний великой княгини Елизаветы и ее переписки с супругом великим князем Сергеем Александровичем. В концерте также примут участие солистка Московской филармонии (фортепиано) Катя Сканави и Академический хор имени А. Кожевникова. Прозвучат произведения П. Чайковского, М. Глинки, В. Калинникова, Ф. Шуберта, Р. Шумана, С. Рахманинова и Д. Шостаковича. Организаторы концерта — Марфо-Мариинская обитель милосердия и православная служба помощи «Милосердие». В рамках концерта в фойе Дома музыки будет проходить фотовыставка, посвященная жизни и делам милосердия великой княгини Елизаветы, а также современной жизни обители и социальных проектов службы помощи «Милосердие». Все собранные на концерте средства будут направлены на развитие детской выездной паллиативной службы — одного из социальных проектов службы «Милосердие», который действует в Марфо-Мариинской обители. В рамках детской выездной паллиативной службы врачи, медсестры, соцработники помогают семьям с детьми, страдающими различными тяжелыми неизлечимыми заболеваниями. Выездная служба стремится расширить помощь на дому, чтобы обеспечить детям и родителям более высокое качество жизни и, насколько возможно, избежать необоснованной госпитализации. На сегодня подопечными службы являются 77 семей с тяжелобольными детьми. За год сотрудники службы совершают более 1000 выездов к подопечным. Начало Литургии в Марфо-Мариинской обители в 9.30. Начало благотворительного концерта в Международном Доме музыки — в 19.30. 30 октября 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74737.html

Итак, мы говорили собственно о московских австрияках, об их лжеепископах и лжепопах. Впрочем, говорить о московских раскольниках значит говорить о раскольниках всероссийских. Москва составляет центр раскола и московские раскольнические общества дают пример и тон всем существующим в России, – чт творится на Рогожском Кладбище, чт повелевает Савватий, или за его спиной Арсений Морозов, или иной из московских тузов раскола, то делают и повсюду на Руси раскольники Австрийского согласия; чт творится и издается на Преображенском Кладбище, тому следуют и все беспоповцы Федосеевского согласия. Несомненно поэтому, что если московские раскольники Австрийского толка не служили заупокойных литургий и панихид о в Бозе почившем Государе, то и нигде раскольники этого толка не творили о нем поминовений, как и требует того самое их учение о никонианах. Подобно нашему достоуважаемому корреспонденту, и мы внимательно следили, не явится ли телеграммы, извещающей о совершении раскольниками поминовений о почившем Государе Императоре, – и также не видели ни одной. А известно, как любят раскольники посредством телеграмм возвещать всему миру о своих якобы верноподданнических чувствах. Если же при всей охоте их к подобным телеграммам не являлось таковой о совершении поминовений оплакиваемого всей Русской землей незабвенного Императора, то значит, ни литургий, ни панихид по нем и не служилось. Телеграмма «Нового Времени», так обрадовавшая нашего досточтимого корреспондента, не дает оснований для подобной радости. Что в ней говорится? В дополнение к прежним известиям «о служении торжественных (очевидно православными) панихид в 40-й день кончины Императора Александра III-ro», в ней сообщается, что служение таких панихид в этот день происходило также в Твери, Виннице и других городах; к этому извещению о совершенных православными «торжественных панихидах» присовокупляется известие, что в Гродно «был устроен поминальный обед для бедных в казармах Вятского полка на 2.500 человек от старообрядцев с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010