Меняю на продукты золотые запонки. 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда Дневники и фотографии очевидцев 27 января, 2024 Дневники и фотографии очевидцев 80 лет назад закончилась блокада Ленинграда. «Правмир» публикует подборку дневников горожан и редкие фотографии ленинградских фоторепортеров из книги «Упрямый город. Блокада 1941–1944», которая вышла в издательстве «Лимбус Пресс». 10 октября 1941. Пятница Ночью был мороз. Погода ясная, проходящие облака. С утра все спокоино, стрельбы не слышно. В 11 ч. 30 мин. тревога, появились над городом вражеские самолеты и, выпуская струю белого дыма, делали из него при полете знаки в виде горизонтальных и вертикальных полос определенных направлении, как бы показывая своим далеким наблюдателям объекты для поражении в городе. После обстрела из зениток самолеты скрылись. Отбои дан в 12.30. Первыи раз шел снег. Снежинки в виде крупинок падали в небольшом количестве. Н. Горшков Дата не установлена. В разрушеннои квартире после артобстрела. Фото Д. Трахтенберга 9 сентября 1941. Воронка от авиабомбы на набережнои Фонтанки. Фото Б. Васютинского 1 февраля 1942. Воскресенье Мороз 12°. Редкие облака, временами мелкии снежок. На толкучке у рынка (Кузнечного) идет обменныи торг и спекуляция. На хлеб меняют все, что хотите. На деньги купить что-либо очень трудно. Напр., папиросы (пачка 20 шт.) стоимостью в 1 руб. («Звезда» и др.), платят по 40 руб. Папиросы «Беломор» – до 60 руб. Пачка табаку 100 гр. – от 300 до 400 гр. хлеба. Хлеб на деньги – редко 40 руб. за кусочек около 100 гр. Дорогие безделушки, статуэтки, посуда идут за бесценок, за кусочек хлеба от 100 до 200 гр. На хлеб меняют мыло, спички, свечи, дрова мелкими связками и прочие вещи домашнего быта. Спички за деньги продаются по 10 руб. за коробку. Табак за деньги не продают. Очень много желающих приобрести жиры (масло, сало) для больных, но жиров совсем нет… Н. Горшков Февраль 1942. Фото В. Федосеева 1942. Елена Александровна Герке с дочерью встречают новыи, 1942 год в семье пригласивших их знакомых. Автор не установлен

http://pravmir.ru/menyayu-na-produktyi-z...

Другие же, кои или не имели средств «окупать древнее благочестие», или даже тяготились безнравственным учением своих вожаков, рады были случаю нарушить обеты невольного девства, под благовидным предлогом, и, не обинуяся, решались вступать в 6рак, ссылаясь в свое оправдание на стеснительные обстоятельства, которые с 1823 г. еще более усилились 569 . Антип Андреев, разумеется, знал эти «стеснительные обстоятельства» и пользовался ими для своих целей. Число прихожан Покровской часовни росло постоянно, и для многих федосеевцев переход на сторону часовни был тем легче, что наставником ее теперь был прежний любимый их учитель 570 , и что «брачной книге», заведенной Скочковым, поморцы, при помощи подкупленной полиции и при потворстве расколу низших административных инстанций, сумели придать в это время значение официального документа, – так, что браки, заключавшиеся в Покровской часовне и записанные в этой книге, как бы официально признавались правительством 571 . Были в рассматриваемое нами время и другие обстоятельства, которые заставляли некоторых московских федосеевцев изменять своему основному учению о всеобщем девстве и вступать в брак, большею частью, по обрядам Покровской часовни. Как ни снисходительно относилось к раскольникам правительство в царствование Александра Благословенного, предписывая на самых вожаков раскольнических «смотреть, так сказать, сквозь пальцы» 572 , тем не менее, и оно чуждо было мысли потворствовать злу. А потому, когда в 1820 г. доведено было до Высочайшего сведения «об открытых С.-Петербургскою полицией злоупотреблениях раскольников федосеевского согласия, или беспоповщины», Государь Император, при всей своей терпимости к заблуждающим, счел необходимым «для положения преграды распространению расколов» указать, между прочим, «следующие правила касательно производства купеческих и мещанских выборов из раскольников: в городах, посадах и волостях из беспоповщины допускать к должностям тех, кои принадлежат к секте, которая молится за царя и коею приемлется брак; но допускать раскольников сих к должностям следует не иначе, как только по необходимости», и при том «определение таковое к отвращению злоупотреблений должно затруднять; за сим всех других раскольников, какого бы наименования они не были беспоповщины: не молящихся за царя и не приемлющих брака.., ни к каким должностям не избирать» 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Однако главными произведениями Достоевского, в которых с наибольшей силой и выразительностью была затронута тема Наполеона и войны 1812 года, являются, конечно, романы «Преступление и наказание» и «Идиот». В «Идиоте» содержится поразительный по красоте вымышленный рассказ генерала Иволгина о его службе камер-пажом у Наполеона в 1812 году, изобилующий отсылками к широкому кругу исторических и литературных источников наполеоновской легенды. Этот рассказ был подробно нами проанализирован в ряде работ. В виду масштабности поднятой темы, здесь мы ограничимся лишь некоторыми соображениями о роли войны 1812 года и наполеоновского мифа в романе Достоевского «Преступление и наказание». После работ Д.С. Мережковского, который не только рассматривал героев Достоевского сквозь призму наполеоновского мифа, но и пытался понять личность Наполеона через произведения Достоевского, и по сей день главным объектом внимания исследователей в рамках наполеоновской темы является роман «Преступление и наказание» в целом и наполеоновская идея Раскольникова в частности. О наполеоновской теме в «Преступлении и наказании» в разных ее преломлениях писали многие исследователи: от Ф.И. Евнина и М.М. Бахтина до Г.М. Фридлендера и И.Л. Волгина. Был изучен ряд ее литературных источников: произведения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Стендаля, О. де Бальзака, Т. Карлейля, М. Штирнера, Наполеона III и др. Вместе с тем до последнего времени в достоевсковедении не была исследована связь наполеоновской теории Раскольникова с сектой русских раскольников, поклоняющихся Наполеону. А ведь первое, что обращает на себя внимание в герое, – это его фамилия, которая невольно отсылает нас к такому историческому событию, как раскол Русской Православной Церкви в XVII веке. Одна из линий в развитии раскольнического движения в XIX веке была связана с почитанием Наполеона. Так, федосеевская секта раскольников-беспоповцев в Отечественную войну 1812 года признала власть императора Наполеона. С вступлением Великой армии в Москву община Преображенского кладбища снарядила посольство к французам для изъявления покорности их императору: «Огромной величины бык с веревкой на шее, веденный двумя сторожами-федосеевцами, открывал шествие по улицам Москвы, по направлению к Кремлю. За быком шел посланный, окруженный федосеевцами же, с глубокою тарелкою, наполненною золотыми червонцами». Особое отношение русских раскольников к личности Наполеона Бонапарта отмечал и генерал-губернатор Москвы граф Ф.В. Ростопчин в письме к императору Александру I от 22 июня 1814 года: «Нельзя освоиться с мыслью, что Бонапарт жив и царствует на острове Эльбе. Впечатление его прошлых успехов слишком сильно, чтобы быть искоренено, и оно постоянно поддерживается энтузиастами, то есть иллюминатами, мартинистами и раскольниками. Последние внушают свои мысли простому народу».

http://pravoslavie.ru/55210.html

Часть 5. Ленин. Советский мир как русский 55. «Мы пойдем другим путем». Тезисы о биографическом Ленине. Фактор Чернышевского — В Институте истории шло длинное заседание, посвященное единственному вопросу: говорил Ленин «Мы пойдем другим путем» или не говорил? Часами обсуждали, пока я не убедил, что Ленин этой фразы сказать не мог. Семья Ульяновых рожала парами: Александр с Аней, Оля с Володей, наконец, Маняша с Дмитрием. Говорю, представьте сцену: мать в Питере, дети узнают из местных симбирских газет о казни брата. Тогда еще была жива его сестра Оля Ульянова, яркая девочка. У Оли страшный истерический приступ — упала на пол, бьется и кричит про царя: «Я его убью!» А брат Володя, стоя над сестрой, декламирует: «Нет, мы пойдем другим путем!» Я их спрашиваю — вы бы в этой роли как выглядели? Но чисто политически говоря, такое мог заявить тогда кто-то из двух: марксист либо либерал. Легко доказать, что в 1883-м Володя Ульянов марксистом не был — вам угодно, чтобы Ленин был либералом? Тут они мне: ладно, не будем этой фразы упоминать. Сейчас рассказать — посмеются, а ведь три часа обсуждали вопрос! Теперь доказано, что это вообще написала не Мария Ильинична. Это ей в редакции «Пионерской правды» или журнала «Вожатый», забыл, поправили фразу, чтоб добавить риторического шика. Кстати, не думаю, что ошиблась, но ее память сдвинула событие во времени. Вероятно, это было позже, когда на судьбу брата наложилась судьба Федосеева, этического марксиста, который, будучи оскорблен товарищами, покончил с собой в Сибири. Его самоубийство сыграло роль и в выборе Лениным своей судьбы. Вот когда Ленин решил, что пора освободиться от нравственного диктата среды, он мог бы сказать нечто подобное. — Слушаю тебя, и кажется, что в случае Ленина дело не в том, чтобы узнать о нем нечто новое, а забыть кое-что из того, что знаем! Как бы ты изложил вехи его биографии? Коротко и по пунктам — для невежды. — С одной стороны, о Ленине известно все. Русские корни, что предшествует марксизму и что уже внутри его. Что предшествовало влиянию Плеханова, а что от Плеханова. На самом деле все не так — не одна родословная, а несколько, и все в сложном отношении друг с другом. Что Ленин наследует Марксу, нет сомнений, а что Маркс его предшественник, сказать уже слишком смело. Идейная родословная Ульянова строится на нескольких скрытых альтернативах: Маркс, который не мог быть осуществим в России, — и Чернышевский, наиболее утопичный как раз в наиболее им продуманной антропологии.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Александр Инюшин. Фото: Сергей Федосеев/ 59.ru — Что делать обычному прохожему, если он видит человека, который собирается совершить самоубийство? — Любой человек может остановить того, кто стоит на краю. Достаточно быть отзывчивым и простым в общении, не проходить мимо — просто не отворачиваться. Когда кажется, что что-то идет не так, человек в опасности — мы должны среагировать по зову сердца. Первое. Позвоните по номеру 112 или любому из номеров экстренных служб (101, 102, 103 — они передадут вызов профильным специалистам) и сообщите, что видите человека, который планирует совершить самоубийство. После этого можно подойти к человеку и поговорить с ним. Постарайтесь по внешним признакам понять, какие темы могут быть ему интересны — подсказку может дать футболка с музыкальной группой, значок, прическа. Есть вероятность, что человек лишен внимания окружающих, и тут вы с ним заговорили, познакомились — уже в этот момент он переключается, у него меняется картина мира. Чем дольше человек с вами общается, тем больше он расслабляется, начинает вам доверять. Даже если вы ему неприятны, он кричит — это все равно общение. Вы его отвлекли до приезда спасателей. Второе. Не употребляйте конструкции, начинающиеся с «не»: «Не прыгай», «Не делай этого», «Не смей». Не надо ничего запрещать — это на подсознательном уровне настраивает человека против вас. Вместо «Не прыгай» лучше сказать: «Это плохая идея». Третье. Не подходите к человеку близко и помните о собственной безопасности. Потенциальный самоубийца может быть сильнее и агрессивнее вас. В ситуациях, когда есть риск падения с высоты, спасатели запрещают приближаться даже самым близким.   Родственники иногда говорят: «Я его обниму, и все нормально будет». Нет, не будет, вы подвергнете себя опасности. Не должно быть двоих пострадавших вместо одного. Я всегда был сторонником того, чтобы люди вмешивались, если видят человека, готового покончить с собой. Но не забывайте про собственную безопасность — вас тоже ждут дома, у вас тоже есть близкие люди. Это, может, и тяжело звучит, но в первую очередь думайте о себе.

http://pravmir.ru/chelovek-na-krayu-ne-s...

«Мальчик стоял на крыше школы…» 5 историй спасателя, который отговаривает от самоубийства 10 сентября, 2023. Мария Семенова Если он ошибется — никто не поможет Фото: Сергей Федосеев/59.ru Долги, смерть супруга, травля в школе и несчастная любовь… Каждый разговор на крыше, у моста или через запертую дверь может стать последним для человека в кризисе — но если не поговорить, то никто не поможет. Александр Инюшин — сотрудник Пермской городской службы спасения, уже 20 лет отговаривает людей от последнего шага и пока ни разу не ошибся. — Когда вы общаетесь с человеком, который находится в буквальном смысле в шаге от смерти, что вы чувствуете? Не боитесь сделать что-то не так и все испортить? — Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поначалу, конечно, было страшно, но у меня был опытный наставник — командир группы. Я вообще люблю общаться с толковыми людьми, вижу, что у кого могу взять, стараюсь на чужих ошибках учиться, а не на своих.   Сейчас я сам уже 13 лет командир группы оперативного реагирования. У меня нет права на страх или сомнение. Я просто не могу себе это позволить. Не хочется говорить пафосных слов, но я последний рубеж обороны, последняя надежда.  Если я ошибусь, никто этим людям не поможет.  Это груз ответственности, но это почетный груз, я его полностью осознаю и делаю все, что от меня зависит. Помогает опыт, который не одно десятилетие накапливался — действую аккуратно.  Задразнили за музыку — Мы находились на своей подстанции, и тут поступил вызов: 9-летний ребенок на крыше. Минута и тридцать секунд — посадка в машину, сирена, мигалки — едем. Поверьте на слово, любой «детский» вызов — святое для оперативных служб, мы сделаем все, чтобы как можно быстрее доехать и грамотнее отработать. Мальчик стоял на крыше школы. Видимо, была травля в классе, постоянное давление со стороны одноклассников, а последний раз они его задразнили из-за музыки. Есть песня «Пикачу» — Mia Boyka и Егор Шип исполняют. Знаете такую? А я знаю, стараюсь быть в курсе, что молодежь слушает, я сам отец двоих сыновей. 

http://pravmir.ru/chelovek-na-krayu-ne-s...

и пр. 703 Основателями скопчества были два крестьянина Андрей или Кодрат Селиванов и Александр Шилов, из которых первый умер (1832 г.) заключенный в суздальском монастыре, а последний (1799 г.) в шлиссельбургской крепости. 705 Кроме искажения ими слов Христа Спасителя о духовном скопчестве, у них есть множество пунктов лжеучения, вовсе несогласных с учением христианским, сущность которых состоит в следующем. Еще прежде сотворения видимого мира, многие ангелы возмутились против Бога и за то низвержены были с неба в пропасть, в тот хаос, из которого потом был сотворен видимый мир. Бог сотворил видимый мир, потому что сжалился над теми духами, которые раскаялись, сотворил и человека, дав ему рождательную способность, чтоб раскаивающиеся духи жили в телах человеческих и чрез то спасались. Войдя в человеческие тела, ангелы в них должны постепенно очищаться от греха праведною жизнью. Но так как естественные силы души или, что тоже, ангела, вошедшего в тело человека, недостаточны для возвращения первобытного блаженства, то необходимо было воплощение самого искупителя, чтобы он, войдя в человеческую природу, мог своим учением, жизнью и примером способствовать людям в очищении от греха. Таких мнимых искупителей было несколько, начиная с Селиванова, которого скопцы назвали Петром III, а в 1870-х годах таким искупителем считался у таврических скопцов крестьянин Косьма Федосеев Лисин. Скопцы оскопляют себя, молятся своими словами, а не по книге, имеют свои радения и проч. 706 Первые скопцы были переселены в нынешний бердянский уезд, по судебному решенью, как в страну отдаленную и малонаселенную, из разных губерний, но преимущественно из тамбовской, а впоследствии стали прибывать в таврическую губернию скопцы уже по собственному желанью. В 1840-х годах правительство выселило отсюда в Сибирь главных распространителей ереси, а остальных отдало под местный полицейский надзор. Но сосланные в Сибирь и оставшиеся в таврической губернии скопцы не переставали иметь сношения между собою. Оттого скопчество здесь не прекратилось. В 1864 г. открыты были скопцы в бердянском уезде с Бабаниным во главе и в мелитопольском. В 1865 г. скопчеством заражены были села мелитопольского уезда: Михайловка, Матвеевка, Веселое, Федоровка, Спасское, Новопетровка, Тимошевка: в последнем селении в 1872 г. открыто было до 50 скопцов обоего пола. Главными распространителями скопчества в этом уезде были: Баздырев, Булгаков, Работягов, Шахов и Яркин. 707 Молоканы

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В последний год там часто бывала у них Ксенья, очень сочувствуя гонимой Жене, и Ксенья же взяла на себя её горячую защиту – в письмах и при поездках в Ростов. И смогла поколебать Аглаиду Федосеевну! – этой весною та разрешила отлучённым однажды показаться. Круто гневалась начальница, но была ж и справедлива. Пришлось признать, что ошибки Жени были исправлены, или не оказались ошибками. Хотя, действительно, зять был щупл, невзрачен – Лялька вышла очень здоровым ребёнком, в мать. Едва не развалив своим рождением семьи, Лялька засверкала новым центром её, звенящим радостным центром, отобрав это место у своего дяди, одиннадцатилетнего Юрика. Однажды увидав, бабушка не захотела с ней расстаться. А зять оказался умён и деловит. Он был не просто инженер, но с новым уклоном теплотехник, и молоденького выпускника здесь как поджидала работа: и по теплу и по холоду, и в Ростове и в Александрово-Грушевске, и даже предлагали ему лабораторные занятия в Донском Политехническом. Не было у него петушиного задора – так и лучше, чем у глупого Ярика: скрещенные молоточек и гаечный ключ становились новым знаком века, вместо скрещенных когда-то мечей или знамён. Это понимая, зять держался скромно, но с силой, не видной извне. За столом он бывал подавлен фигурою тёщи, но не её колкостями: отшучивался, надо признать, остроумно, хотя незлобиво. От удачной работы, от жены, от ребёнка его не покидало щедро-счастливое состояние. Ещё в большем состоянии счастья плавала и носилась Женя. Счастье, как розовый туман, затопляло всю квартиру Харитоновых, и никто, дышащий им, не мог им не заразиться. И Аглаида Федосеевна, трижды в день переходя из гимназического коридора в свою квартиру, при всём упорстве не могла не поддаться охвату этого розового тумана. Звенел лялькин крик, напевала дочь, тихо посмеивался зять, всё взрослей рассуждал за столом Юрик – и затягивался старый рубец мужниной смерти и новый рубец своевольства старшего сына. Такою видела Ксенья семью Харитоновых в июле, когда ехала из Москвы на юг, ещё до войны. Всегда было ей хорошо с этими людьми, но никогда так до слез хорошо, как теперь. И в письмах Жени, приходивших в экономию, всё та же была суматошная, сама себе не верящая радость, и рубеж войны почти не прочертился в них. И с тем же предвкушением опять погрузиться в тёплый туман этой радости, Ксенья теперь, на обратном пути с Кубани, вышла на ростовском вокзале и села на извозчика, пересчитав свои поднесенные шесть вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Когда я был еще малолетним, в Сызрани у федосеевцев не было ученых пению певцов, но просто пели понаслышке, или, как в просторечии говорят, по напевке и на речь, то есть слова выговаривая, как они написаны: Бог Господь, и проч.; потом богатые люди захотели иметь ученых пению певцов, т. е. знающих нотное пение, или, как привыкли звать старообрядцы, ученых по нотам, или по крюкам. Они послали в Москву на Преображенское Кладбище для обучения пению одного грамотного молодого человека, Егора Широкого, который в Москве, на Преображенском Кладбище, обучился нотному пению, приобрел и нотные певчие книги; но как одному петь неудобно, то он возвратился в Сызрань не один, но привез собою из Москвы другого певца, по имени Мартына Степанова (который был после на Преображенском Кладбище за наставника). Эти-то двое певцов, Егор да Мартын, завели в Сызрани, до сих пор неслыханное там, так называемое хомовое пение. Для незнакомых с этим пением я скажу о нем несколько слов. В хомовом пении для мягкости голоса во многих местах вместо безгласных становятся гласные, т. е. вместо – о, a вместо ь – е, наприм., вместо Бог – Бого, вместо Господь – Господе, вместо Христос – Христосо, вместо наш – наше, так что в место: свят Господь Бог наш поют: Свято Господе Бого наше, в место: Христос рождается славите – Христосо рождается славите. Называют же то пение хомовым от слов, в нем часто произносимых: хомо, наприм. в ирмосе седьмом шестаго гласа: согрешихомо, беззаконовохомо не оправдихомо, ни соблюдохомо. Сызранские федосеевцы, привыкшие в изменении одной буквы против печатных книг видеть изменение веры, услыхавши в первый раз с таковым изменением пение, вместо чаемого утешения учеными певцами, пришли в смущение; по окончании моления спрашивали певцов, почему они не ноют так, как напечатано в старопечатных книгах, но вместо ставят о, a вместо ь ставят е. Певцы отвечали, что это делается в нотном пении для удобности, для выпевания всех нот. Сызранские федосеевские начетчики против этого оправдания зараз приискали опровержение из книги Псалтыря со возследованием, напечатанной при патриархе Иосифе в десятое лето его патриаршества, где в слове Афанасия Александрийского к Маркелину, в толковании псалмов, на листу 24, о пении псалмов писано сице: «обаче хранити подобает, да не кто сих мирскими красоглаголанья словесы упещряет, ниже покусится речения пременити или всячески иное вместо иного поставляти, но спроста, яко написаны суть, да чтет и поет, якоже речеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В XIX веке Чистополь был не только важным экономическим центром губернии, но и местом концентрации важнейшего духовного феномена в истории России – старообрядчества. Движения, которое объединило многие миллионы верующих и оказало существенное влияние на развитие отечественной культуры и экономики. В Чистополе XIX века большинства населения старообрядцы не составляли, но их было немало: по официальной статистике в Чистополе XIX и начале XX вв. значилось от 700 до 2200 староверов. Подавляющее большинство состоятельных и влиятельных чистопольских купцов принадлежало к старообрядцам – это Челышевы, Шашины, Логутовы, Маланьичевы, Маклаковы, Вачуговы, Макеевы, Мясниковы. Сейчас роль старообрядцев в жизни города, разумеется, сильно упала. Однако до нас всё-таки дошли старообрядческие памятники дореволюционной эпохи. Их малочисленность объясняется еще и тем, что до 1905 г. староверы были лишены права иметь общественное имущество и строить храмы. Если староверы и открывали моленные, то снаружи они выглядели как жилые постройки, так как, следуя закону, староверы не могли украсить молитвенные дома ни крестом, ни иконой. Поэтому чистопольские купцы-старообрядцы не жалели средств для строительства красивых в архитектурном плане зданий под моленные.Один из известных благотворителей, миллионер, коммерции советник Василий Львович Челышев, в 1882 г. при личной встрече с императором Александром III добился разрешения на открытие в Чистополе молитвенного дома для поморского согласия. Это был первый молельный дом старообрядцев в г.Чистополе. Василий Львович в 1900 г строит для молельни новое помещение на территории той же усадьбы, а в 1906 г., после смерти мужа, его вдова Екатерина Васильевна Челышева рядом с молельней строит здание со службами и учреждает в нем женскую богадельню. Комплекс зданий сохранился до нынешнего времени. В статье использованы материалы: Е. Б. Долгов, иерей Алексий Колясев «Чистополь - Хлебный город» Из альманаха КДС «Православный Собеседник» ч.2, 2006 и сайта http://pruf.livejournal.com/112408.html

http://sobory.ru/article/?object=24333

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010