Хитрый и ловкий ктитор знаменитого Преображенского кладбища федосеевцев Илья Ковылин, благодаря покровительству знатных людей, в 1809 г. выхлопотал высочайшее утверждение плана на устройство этого центра федосеевщины под видом Преображенского богаделенного дома; дому этому, как учреждению благотворительному, предоставлены были все права подобного рода учреждений «в распоряжении и управлении капиталов, в приеме людей с ведома полиции, в совершении законных актов на вклады и приношения, в выборе попечителей и людей для управления нужных, в защите польз сего дома по делам суленым». В 1820 г. правительство обратило особенное внимание на беспоповщинские секты, признав их особенно вредными по учению о браке и по отрицанию некоторыми молитвами за царя, безусловно запретило выбирать беспоповцев во всякие общественные должности, дозволив в то же время, в случае недостатка православных кандидатов, выбирать в эти должности поповцев, и поручило федосеевцев особому наблюдению полицейских властей, но относительно прав, дарованных Преображенскому кладбищу, и теперь не сделало никаких особенных ограничений, только обязало полицию наблюдать за тем, чтобы туда не принимались люди беспаспортные, и за последствиями незаконного рождения детей, за подкидыванием или даже убийством младенцев. В одном из указов 1820 г. от 3 июля на имя московского генерал-губернатора государь выразил мысль, что губернское и полицейское начальства совершенно напрасно втянулись во внутренние раздоры, которые еще с 1816 г. возникли на Преображенском кладбище из-за выбора новых попечителей и сопровождались разными взаимными доносами боровшихся партий, и указал, чтобы они не вмешивались ни в какие дела внутреннего управления кладбища, предоставляя раскольникам самим разбираться в своих несогласиях, как знают, а в случае жалоб «разбирали оные в обидах личных каждого, а отнюдь не религиозного общества, кое никакого законами утвержденного существования не имеет». По поводу тех же дел о федосеевцах в указе от 11 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

государь еще раз высказал свой постоянный принцип в отношении к расколу, что за свои мнения и обряды, совершаемые без публичного оказательства, раскольники преследуемы быть не должны. В таком же духе в 1823 г. составлены были новые правила о надзоре за Преображенским кладбищем; здесь снова определялось, чтобы гражданские начальства во всех своих отношениях к этому учреждению постоянно имели в виду, что оно заведение богоугодное, богадельня, и не позволяли ему являться в качестве средоточия религиозной секты, наприм. не вводили в нем метрических книг вместо обыкновенных полицейских списков обывателей, не допускали жительства иных лиц, кроме подкидышей младенцев, больных до излечения и призреваемых престарелых особ, а так же умножения моленных и келий и совращений в федосеевскую секту. Другие средоточия безпоповцев в Москве, поморская Покровская и Филипповская часовни не обращали на себя внимания правительства, но тоже с успехом воспользовались его духом веротерпимости, разбогатели, устроились и умножили число своих прихожан; так, первая из них, имевшая в начале царствования 1000 прихожан, под конец его насчитывала их до 6000 человек. – На Рогожском кладбище для управления заведена была особая контора под ведением попечителей из поповщинского согласия, к которому правительство оказывало всегда большее благоволение, чем к беспоповщине. Беглые попы свободно проживали здесь вместе со своими семействами и епархиальное начальство не могло их истребовать к себе по силе указов, попускавших поповцам свободно держать их у себя. Рогожская контора бесконтрольно заведовала их служением, рассылала их по своему усмотрению даже в отдаленные губернии и крепко заступалась за них в случае их притеснении от начальств. Свобода раскольнического богослужения практиковалась в очень широких размерах. В раскольнических монастырях, церквах и многочисленных моленных по городам ей никто не препятствовал. Раскольнические попы открыто исправляли все требы. Были примеры, что они совершали в городах крестные ходы на воду в Богоявление, как это случилось в 1820 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В Войнове на дверях моленной висит табличка для посетителей с просьбой о пожертвованиях на немецком и польском языках, а значит, предполагается, что немцы и поляки могут присутствовать на богослужении, что наблюдалось мной лично во время Пасхальной службы в мае 2013 г. В послевоенные годы польскими переселенцами на т.н. Возвращенные Земли (польск. Ziemie Odzyskane) мазурские староверы идентифицировались с немцами. Справедливости ради следует, правда, заметить, что то же самое относится и к автохтонному польскому населению Мазур, если можно назвать автохтонами потомков тех поляков с Мазовша, которые колонизировали земли Восточной Пруссии в XIV–XVI вв. Несмотря на то, что о существовании в послевоенные годы межэтнических конфликтов говорят не все староверы, некоторые из них, эмигрировавшие в 70-е г. прошлого века в Западную Германию, признаются, что такие конфликты возникали и называют их в числе прочих оснований для принятия решения о эмиграции. 3. Задачи комплексного социально-антропологического исследования старообрядческой культуры Работы Г. В. Поташенко показали, что литовские староверы принадле жали преимущественно к крестьянской среде (Поташенко 2006; Поташенко 2010: 36). Что касается польских старообрядцев, принадлежавших к федосеевскому, а позже к поморскому согласию, их быт также был связан исключительно с сельским хозяйством. Это подтверждает наше собственное исследование содержания опубюликованных исторических документов и собранных в Войново материалов. Крестьянский быт подробно описан и регламентирован в Войновской рукописи «Чина покаянию». Среди вопросов, задаваемых наставником исповедующимся практически нет таких, которые касались бы городского образа жизни (разве что старообрядцам запрещалось ходить «в тиатр или в камедь»), зато подробно регламентируются земельные отношения, возникающие между соседями, и предписываются нормы поведения. Исповедующийся должен ответить на вопрос, не скосил ли он чужого сена, не запахал ли межи, не сжег ли гумна, не убил ли курицы и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Во втором разделе представлена часть работы исследовательской группы отдела славянского языкознания Варминско-Мазурского университета в Ольштыне. В этой части монографии будут отдельно рассматриваться некоторые проблемы функционирования богослужебных текстов в среде старообрядцев-беспоповцев, проживающих в Польше, в том числе проблема определения протографа для текстов, вошедших в старообрядческие издания Миней. В первой главе, написанной Иоанной Ожеховской и Еленой А. Потехиной, представлена история формирования книжного собрания Войновского монастыря. Вторая глава посвящена систематическому анализу графических, грамматических, семантических и логических принципов, которыми руководствовались как редакторы дореформенных изданий Миней в первой половине XVII века, так и старообрядцы при воспроизведении и/или редактировании гимнографических текстов минейных служб, лежащих в основе канонов, изданных в старообрядческих типографиях во второй половине XIX – начале ХХ вв. Анализ проводился на материале текстов богородичнов, регулярно исполняемых во время ежедневных и воскресных богослужений. В третьей главе, написанной Аллой А. Камаловой, произведен анализ агиоантропонимов и вокативов в ряде богослужебных последований и предложены некоторые общие принципы построения подобных наименований. В четвертой главе И. Ожеховска рассматривает гендерный аспект гимнографической номинации и оценивает возможности влияния схем, предлагаемых минейными текстами, на быт старообрядцев. Пятая глава (ее автор – Е. Потехина) содержит некоторые предварительные выводы об эволюции отношений между книжной культурой и мировоззрением польских старообрядцев, прошедших путь от федосеевских общин к поморским. Авторы полагают, что публикация результатов исследования будет содействовать интенсификации научных изысканий в области истории, культуры, языка, философских и догматических традиций не только православия, но и христианства в целом, развитию методологии интердисциплинарных исследований в области культуры и религии. Обмен информацией в международном научном пространстве послужит дальнейшему углублению сотрудничества, а кроме того, дальнейшее изучение культуры мазурских старообрядцев внесет свой вклад в углубление и расширение знаний об истории и традициях Восточной Пруссии, что необходимо для сохранения культурного прошлого этого региона для последующих поколений поляков и всех европейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Они также были известны как хорошие мастера-плотники, а беднота – как добросовестные наемные рабочие. Немецкие помещики охотно нанимали на работу русских, ибо старообрядцы отличались от местного населения в лучшую сторону: были они трудолюбивы, честны и вели трезвый образ жизни. Старообрядческие артели быстро вытеснили из производства дорожных работ местных немцев и взяли в свои руки дело прокладки дорог в Восточной Пруссии и в северной части Царства Польского. Сады и огороды в окрестностях были взяты русскими в аренду, и вскоре старообрядцы стали лучшими в Восточной Пруссии поставщиками овощей и фруктов. Кроме того, они были хорошими рыбаками и колесниками, вели торговлю. 16 июня 1838 года центр русской колонии – село Войново – посетил наследник престола, будущий прусский король Фридрих Вильгельм IV. Старообрядцы произвели на него самое лучшее впечатление, и впоследствии король отвергал все жалобы немецких и мазурских соседей на прусских староверов. Завистливые соседи жаловались, например, на то, что старообрядцы переловили в озерах и реках всю рыбу и всех раков и продали в Польшу, жаловались и те, кто не мог заработать на староверах (врачи, аптекари, торговцы алкоголем и табаком) [Sukertowa-Biedrawina 1961: 52]. Центр староверческой колонии находился в деревне Войново, население которой к 1872 году насчитывало около 400 человек. Войново (Эккертсдорф – нем. Eckertsdorf) было основано 2 декабря 1831 года братьями Сидором и Ефимом Борисовыми на берегу реки Крутыня, неподалеку от озера Дусь. Немецкое название деревни происходит от фамилии немецкого чиновника, старшего лесничего Экерта. В 1840 г. в деревне была построена моленная [Iwaniec 1977: 111]. Не все в жизни переселенцев складывалось так, как им хотелось. Федосеевцы, не признававшие над собой власти государства и привыкшие вести подпольную жизнь, не были безгрешными ангелами, и немецкая полиция раскрывала случаи бандитизма, связанные с новыми жителями Мазур. Кроме того, среди староверов нашлись такие, которые промышляли контрабандой и снабжали фальшивыми паспортами беглых граждан России, в том числе поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Со словами приветствия выступили зарубежные гости: М. Николов (Болгария), З. Опатршил (Чехия), М. Потоцка (Польш), Й. Маркович (Сербия), И.В. Васильев (Белоруссия). Кроме того, были вручены награды: «За выдающийся вклад в развитие кинематографа» Золотая медаль им. С.Ф.Бондарчука – кинорежиссеру Г.Г. Натансону «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства» Золотая медаль им. Г.В .Свиридова – дирижеру В.А. Чернушенко «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» Золотая медаль им. А.А.Иванова – художнику Д .А. Белюкину. Цель Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь» – консолидация позитивных сил деятелей культуры России, славянского мира и планеты, разделяющих девиз «За нравственные идеалы, за возвышение души человека и программу культуры и созидающего духа. Задача Союза – содействие реализации творческих проектов различных видов искусства, ориентированных на позитивное творчество, на утверждение новой культурной политики, направленной на сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей. Устав не ограничивает членство в Союзе для представителей других неславянских народов. Предполагается открытие отделений Союза в Белоруссии,  Украине, Сербии, Болгарии, Чехии, Польше и других странах. Фотографии с учредительной конференции В Грановитой палате Большого Кремлевского Дворца 24 мая 2010 года в рамках I Славянского форума искусств «Золотой Витязь» состоялось учреждение Союза деятелей Славянской культуры «Золотой Витязь» (СДСК)   — организации, призванной объединить представителей всех творческих профессий Славянского мира. Президентом новой организации стал народный артист России Николай Бурляев. Вице- Президентами творческого союза избраны: писатель Валентин Распутин , Народный художник СССР Александр Шилов, народный артист СССР, дирижер Владимир Федосеев, художественный руководитель МХАТ им. А.М. Горького, народная артистка СССР Т атьяна Доронина, Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев , Народная артистка Украины Раиса Недашковская (Украина ), писатель Борис Олейник (Украина), Народный артист Белоруссии Владимир Гостюхин, кинорежиссер Маргарит Николов (Болгария), Председатель Союза кинематографистов Болгарии Георгий Стоянов, Председатель Союза писателей Болгарии Николай Петев, режиссер, продюсер Малгажата Потоцка (Польша), писатель Добрица Чосич (Сербия), кинопродюсер Йован Маркович (Сербия), Председатель Чешско-Моравского Славянского Союза Зденек Опатршил (Чехия), народный артист СССР, кинорежиссер Резо Чхеидзе (Грузия).

http://pravmir.ru/v-kremle-sostoyalos-uc...

Гучковы (принадлежали к федосеевскому согласию): Ефим Федорович (1805–1859) — один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, фабрикант и финансист, член совета Московской коммерческой академии, в 1853 г. под давлением властей отступил в единоверие, избирался Московским городским головой; его брат Иван Федорович (1809–1865) — религиозный деятель, крупный фабрикант, хобби — химические исследования, которыми он занимался в Московском университете, под давлением властей вместе с братом отступил в единоверие; еще более известны их внуки, вернувшиеся к вере предков — Николай Иванович (1860–1935) — один из лидеров Преображенки, коммерсант, в 1905–1912 гг. — городской голова Москвы; Федор Иванович (1860–1913) — издатель, журналист, владелец газеты " Голос Москвы " ; Александр Иванович (1862–1936) — участвовал добровольцем в Англо-бурской войне на стороне буров, один из основателей партии октябристов, военный министр Временного правительства. Несколько купеческих родов, принадлежавших к разным старообрядческим согласиям, носили фамилию Морозовы. Среди них: знаменитый меценат Савва Тимофеевич (1861–1905); Арсений Иванович (1850–1932) — лидер Рогожки, один из богатейших промышленников России (на него работало более 10 000 человек), прославился благотворительностью и увлечением церковным пением — он создал известный на всю Россию " Морозовский хор " и опубликовал " Полный круг древнего знаменного пения " . Всероссийскую славу не только как текстильные фабриканты, но и как пионеры бакинской нефтедобычи приобрели Шибаевы, основатели нефтяной компании " С. Шибаев и Ко " (впоследствии выкупленной Ротшильдами). Но далеко не все знали, что благоденствие рогожских храмов волновало их больше нефтедобычи. Из старообрядцев белокриницкого согласия происходит династия Шелапутиных, один из представителей которой Павел Григорьевич (1847–1914) был председателем совета общества среднеторговых рядов (ныне — ГУМ), совладельцем Балашихинской мануфактуры. На его средства созданы гимназия с интернатом, три ремесленных училища, зал в Музее изящных искусств, Гинекологический институт на Девичьем Поле и многое другое.

http://religare.ru/2_7175.html

«Рождественская оратория» митрополита Илариона прозвучит в «Крокус Сити Холле» Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа 2 января, 2017 Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа 7 декабря. ПРАВМИР. В московском «Крокус Сити Холле» 14 января прозвучит «Рождественская оратория» митрополита Илариона (Алфеева). По просьбе митрополита Илариона концерт будет посвящен памяти трагически погибшего в авиакатастрофе руководителя Ансамбля им. Александрова, выдающегося дирижера Валерия Халилова, с которым владыку связывала крепкая и долгая дружба. Ораторию исполнит Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижировать музыкантами будет его художественный руководитель народный артист СССР Владимир Федосеев,  сообщается на сайте концертного зала. Вместе с оркестром в исполнении оратории принимают участие Московский Синодальный хор (художественный руководитель – Алексей Пузаков), Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова (художественный руководитель – Николай Азаров) и Хор мальчиков Московского хорового училища имени А.В. Свешникова (художественный руководитель – Алексей Петров). В качестве солистов выступят Анна Аглатова (сопрано) и Александр Виноградов (бас). Оратория охватывает события, связанные с пришествием в мир Иисуса Христа, рассказывает о рождении надежды, о том, что каждый человек способен измениться для новой жизни. Повествование о трех важных христианских праздниках – Благовещении, Рождестве и Сретении – предстанет перед зрителями в новом оригинальном сценическом воплощении – светомузыкальном действе с участием детей. Драматургия сочинения построена на идее движения от мрака к свету, так же выстроено световое и видеосопровождение. Находка драматургии действа – доверить чтение евангельских текстов юным участникам оратории. Они наряду с профессиональными артистами выйдут на сцену и прочтут фрагменты Евангелия, повествующие о Рождестве Христовом.

http://pravmir.ru/rozhdestvenskaya-orato...

  разделы   рассылка  распечатать Кирилл Миловидов, Александра Оболонкова, Дмитрий Ребров Может ли что-то доброе быть корпоративным? Источник:  Православие и мир Для российской корпоративной благотворительности наступает переломный момент. Предприниматели больше не могут тянуть лямку благотворительности в одиночку. В условиях кризиса, уверены специалисты международного фонда Charities Aid Foundation, компаниям придется либо свернуть свои программы, либо серьезно задуматься о повышении их эффективности. А дефицит благотворителей придется восполнять всем – от любителей классической музыки до любителей кефира " Классический " . В больницу в смокинге Фонд Charities Aid Foundation – некоммерческая организация, чья цель – повышение эффективности благотворительных инициатив различных организаций и частных лиц. По оценкам CAF, доля корпораций в общем объеме оказываемой в России благотворительной помощи составляет около 75%. Еще 15% дают частные жертвователи, а оставшиеся 10 % приходят из-за рубежа. Кто-то благотворит тайно, руководствуясь морально-этическими соображениями, другие заменяют корпоративным волонтерством тренинги по формированию " командного духа " или делают благотворительность компании предметом гордости для своих сотрудников, повышая их мотивацию и уменьшая отток кадров. Третьи используют благотворительность для формирования положительного образа компании в глазах власти, потребителей и партнеров по бизнесу. _mg_9097_prew Но что бы ни запускало систему перераспределения денег от сытых к голодным, сейчас машина практически заглохла – лишних средств нет. По некоторым оценкам, количество денег, выделяемых компаниями на благотворительность, сократилось на 30%. Ситуацию можно поправить, уверены специалисты CAF, если оптимизировать благотворительные программы. Да и не одними только деньгами можно творить добро. Так Большой симфонический оркестр им. Чайковского каждый год дает благотворительные концерты в детских домах и больницах города. Когда руководитель и главный дирижер оркестра Владимир Федосеев впервые предложил такую форму корпоративной благотворительности, оркестр ответил дружным стуком смычков по пульту (именно так, вместо аплодисментов, музыканты обычно выражают свою радость и благодарность).

http://religare.ru/2_66385.html

Число подобных «отступников от православия», как величали их бракоборцы, было не велико; но за то это были лучшие люди Московской федосеевщины, которыми сами вожаки бракоборцев старались впоследствии «защитить свое общество от нареканий правительства и общественной печати за неприятие браков» 227 . Если же мощная рука покойного императора в состоянии была поколебать Московскую федосеевскую общину с ее знаменитым Преображенским кладбищем, то само собой понятно, что федосеевцы Петербургские, бывшие, так сказать на глазах правительства, еще менее могли скрыть от власти свои злоупотребления, a вследствие этого еще более должны были сосредоточить на себе ее внимание. A злоупотребления Петербургских федосеевцев были теже, какие замечены были правительством и на Преображенском кладбище, именно: отрицание брака и допущение в следствие этого блудной жизни и детоубийства, и затем неповиновение власти и отрицание молитвы за нее 228 . Эти-то пункты федосеевского учения, замеченные правительством собственно в Петербургской федосеевщине Волковского кладбища, и были причиной того, что с последних лет царствования императора Александра 1 власть стала постоянно и зорко следить за этой сектой, и притом, как увидим ниже, не только в столицах, но и в других городах, в которых федодосеевцы составляли наибольший проценте в населении раскольничьем. Петербургские федосеевцы имели в столице в рассматриваемое нами время следующие заведения: богадельню и моленную, называвшуюся Косцовой и находившуюся в 3 адмиралтейской части; моленную с богадельней, называвшуюся Зеленковой и находившуюся в рождественской части на малоохтенском проспекте 229 ; богадельню, больницу, моленную и кладбище, находившиеся в охтенской части и называвшиеся Димитриевскими; наконец мужскую и женскую богадельни с двумя моленными и кладбищем, называвшиеся Волковскими и находившиеся в каретной части на Волковом кладбище 230 . На эти-то заведения Петербургских федосеевцев правительство главным образом и обратило свое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010