Невельская беспоповская община Феодосия Васильева просуществовала недолго. В 1709 году она была разграблена польскими солдатами. Опасаясь, что и позднее, в результате войны Карла XII с Россией и Польшей, которая в те годы в значительной степени происходила на польской территории, его община окажется между молотом и наковальней, Феодосий решил возвратиться в Россию. Совсем неожиданно он нашел могущественного покровителя в лице тогда почти всесильного Меньшикова, который и исхлопотал у царя разрешение для Невельских эмигрантов-федосеевцев вернуться на родину. С позволением Петра, община Феодосия переселилась под Псков, где и поселилась на так называемой Ряпиной Мызе 974 . Судьба все же не дала Феодосию Васильеву продолжать свою проповедь на русской земле. Несмотря на заступничество влиятельного любимца царя, Феодосий был задержан церковными властями; вскоре его, надломленное странствованиями и постом, здоровье пошатнулось, и он скончался в заточении 975 . Через несколько лет его община, находившаяся все еще на Ряпиной Мызе, распалась, но федосеевство пережило своего основателя, и в конце XVIII и начале XIX века оно стало одним из самых сильных и влиятельных согласий не только среди беспоповцев, но, может быть, даже во всем русском старообрядчестве. 40. Поморское беспоповство и Денисовы Несколько другой характер, чем в Новгороде и в ранних федосеевских общинах, приняло развитие беспоповщины на крайнем Севере Руси, в Поморье. Как это ни странно, но там, в глуши северных лесных дебрей и болот, в пустынях этого бесконечного и малозаселенного многоозерного и богатого реками края русская историческая традиция и верность древлему церковному преданию оказалась гораздо крепче, чем среди беспоповцев стариннейших русских городов Северо-Запада, во главе с бывшим Господином Великим Новгородом. Может быть, это явление можно объяснить тем, что в иноческих скитах Поморья социальная сторона русского церковного движения протеста играла значительно меньшую роль, чем в посадской городской среде старых поселений Северо-Запада, да, к тому же, Поморье было гораздо менее доступно возможным духовным влияниям соседних протестантских стран, чем Новгород или Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 1723 г. даже помещикам было предписано сотрудничать с новосозданной по католическому образцу духовной инквизицией 1405 . К счастью для раскольников, борьба с ними так и не была централизована и проведена в качестве единой, повсеместно действующей, системы. Нередко администрация и духовенство не только не поддерживали антираскольнических агентов и миссионеров, а боролись с ними, даже гнали их из своих городов, и жаловались на их действия в столицу. Документы Петровской и послепетровской эпохи полны случаев подобного вмешательства губернаторов и воевод, заступничества священников. Алатырский воевода князь Б.М. Мещерский выгнал местного антираскольничьего деятеля из своего города 1406 . Стародубские комендант Пашков и воевода князь Трубецкой жаловались на местного миссионера 1407 . Олонецкий комиссар Уваров и местный ландрат Муравьев открыто поддерживали Выговскую пустынь 1408 . Меншиков покровительствовал и Выговскому общежитию поморцев, и федосеевской Ряпиной Мызе. Сам Петр не только дал возможность легального существования Выгу и Ряпиной Мызе, но и усиленно поддерживал уральские заводы Демидовых, на которых находили себе пристанище тысячи и тысячи староверов. Он же оформил легальное существование стародубских раскольников, когда те помогли ему в борьбе со шведами 1409 . Царь открыто помогал тем из старообрядцев, которые не осуждали его, а помогали ему строить империю. В 1725 г. Синод даже обвинил весь Сенат в том, что тот,«если не открыто держал сторону раскольников, то действовал очень слабо» 1410 . Но все эти случаи помощи и сочувствия оставались все же исключениями на общем фоне гонений, помогая старообрядцам пережить преследования только тогда, когда сами они были достаточно сплочены, богаты и влиятельны. Широкая же масса раскольников тяжело страдала от разветвленной, хотя и хаотической системы борьбы с их верой и их общинами. До основания Синода борьба с расколом велась целым рядом независимых организаций:»раскольничьими конторами» в Москве, общей гражданской администрацией, церковной иерархией, а в случаях пропаганды против " безбожных реформ» или " царя-антихриста» – тайной полицией, Преображенским приказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Инициативная группа купцов-федосеевцев, во главе которой стояли такие местные тузы, как Пимен Алексеев, Иван Прохоров, Г. Чечкин и тогда еще малоизвестный, но энергичный и упорный Илья Алексеевич Ковылин, решила строить свой карантин»против Преображенского в земляном валу... на нашем содержании для больных, и что потребно будет людей для хождения за оными, так же и для предосторожности оных, мы определим из нашего состояния " 1360 . При карантине было организовано и кладбище для погребения жертв эпидемии. Поповцы тоже устроили около Рогожской ямской слободы карантин и кладбище для своих, умерших от чумы, одноверцев. Документы о создании Рогожского кладбища и карантина не сохранились, но так как первый похороненный там поповец умер уже 11 сентября 1771 г. (дата на могиле), то можно предполагать, что Рогожское кладбище-община было организовано или одновременно с Преображенским, или даже на несколько дней раньше 1361 . Тем не менее, в течение первых десятилетий федосеевская Преображенская община, развившаяся из карантина и кладбища, была настолько многочисленнее, богаче и влиятельнее Рогожской, что развитие московского старообрядчества конца XVIII и начала XIX века происходит под значительно большим влиянием феодосеевцев, чем поповцев, а само Преображенское кладбище, как обычно эту общину называли, совсем затмевало своей славой Рогожское. Поповские центры, требовавшие официально разрешенных храмов и богослужений, продолжали существовать вне больших городов, в стародубских слободах, на Керженце и, главное, конечно, на Иргизе. Только отдаленный от столичного начальства Екатеринбург создал в XVIII веке влиятельную городскую поповскую общину. Чума дала возможность не только основать – под предлогом похорон умерших и ухода за больными – полуофициально разрешенную федосеевскую общину, но и явилась средством ее материального благополучия. Под руководством Ильи Ковылина, Федора Зенкова и сестры последнего федосеевцы оказывали помощь и давали духовное утешение сотням и тысячам больных москвичей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Помимо значительного числа монахов, которые доминируют в движении в его самой начальной стадии, с 1670 г. в состав руководства второго поколения беспоповцев быстро проникают представители интеллектуально высших групп городского и деревенского общества. Отсутствуют в составе руководства не только белое духовенство, но и дворянство, и аристократия. Список руководителей беспоповских обществ Новгородской области, которые в 1692 г. собрались на первый съезд в Новгороде, еще включает несколько лиц духовного сословия, но это не священники и члены клира, а всего лишь дьячки, в то время, как все остальные –«учителя», судя по их фамилиям – городского, купеческого, мещанского или крестьянского происхождения. Единственный священник, упоминаемый в списке, оказывается в оппозиции к этим основным руководителям беспоповцев 1144 . Так же и на Выге состав " учителей» явно показывает их связи с деревней и городом. Указания, что создатель федосеевского толка был из дворянского рода, а братья Денисовы –»Кальвины» поморского толка – из князей Мышецких, вовсе не противоречат нашему определению руководства беспоповства. Они де-факто тоже принадлежали к деревенскому или к низшему слою городского населения. Уже их деды и даже прадеды не состояли в рядах служилого дворянства, а тем более аристократии. Феодосий, основатель толка, названного по его имени, был деревенский дьячок, а отец Денисовых вряд ли отличался от местных олонецких мужиков чем-либо, помимо элементарного образования 1145 . Преемником Денисовых на посту руководителя Выга был Иван Филиппов, стряпчий, то есть ходатай по делам или местный частнопрактикующий юрист из государственных крестьян 1146 . В книге Ивана Филиппова, в 1730 г. описавшего Выговскую обитель, ее жителей и окрестных скитников, упоминаются около 40 монахов разного пострижения, но только 2 дьячка, 2 дворянина и 1 священник. Сотни прочих скитников и насельников обители были из горожан или крестьян. Интересно, что никто из дворян, монахов, ни даже священник не занимали никакого видного положения в обители, и все ее руководители, включая Денисовых, Викулина, Прокофьева, Филиппова и многих других, вышли из низшей городской или деревенской, то есть не дворянской среды. Подсчет руководителей поморских общин в XVIII веке показывает, что среди них были 21 купец, 30 мещан, 8 крестьян, 4 дворянина, 6 человек духовного звания – монахов и дьячков, один казак и двое бывших военных. Таким образом, купечество и мещанство дали свыше 70 процентов всех поморских наставников 1147 . Среди рядовых последователей беспоповцев преобладают не горожане, а крестьяне, и главными районами беспоповства в XVIII и XIX веках были крестьянские области Севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Судиславльская община, точнее, ее постоянный центр – молельня и " богадельня» – был организован по монастырскому типу. В самой богадельне жили отнюдь не старики, а посвятившие себя церковной работе и безбрачию молодые федосеевцы, которые обслуживали нужды общины и церкви, занимались проповедью федосеевского учения и укреплением влияния раскола среди местного населения. Особое внимание обращалось на церковные службы, которые занимали почти половину дня и часть ночи: от 2 до 5 ночи, от 7 утра до 2 дня и от 3 до 7 вечера. Благолепие богослужения, религиозный подъем членов монастырского общежития, очень широко развитая помощь нуждающимся способствовали росту влияния на окрестных жителей (и даже на все Заволжье) как самого Папулина, так и его общины. Благополучное существование общины длилось немногим более двадцати лет. В начале 1830 г. правительством были введены новые правила, ограничившие, а затем и запретившие поступление новых членов в папулинское общежитие. Доступ посторонним на богослужения в молельни был закрыт, и только постоянные жители " общежительства» имели теперь право посещать молельню. Вся община осталась фактически без храма, и дальнейший ее рост, равно как и монастырского общежительства, был остановлен 1342 . В 1834 г. последовали дальнейшие ограничения, а после смерти Папулина, последовавшей в том же году, молельня и общежитие были отняты у старообрядцев и превращены в дом для стариков под наблюдением костромского Приказа общественного призрения 1343 , совершенно потеряв свой старообрядческий характер. Другим, небольшим по населению, но важным в религиозной жизни раскола центром, но уже не беспоповским, а поповским, был городок Городец в 25 верстах от Нижнего Новгорода вверх по течению Волги. Пользовавшаяся большой славой городецкая «молельня», которую обслуживали перешедшие в старообрядчество священники, в течение столетия оставалась единственным официально разрешенным молитвенным центром для всего поповского раскола в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях 1344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

1901 Напротив, очень многие другие памятники раскольничьей литературы согласно свидетельствуют, что эта первая Игнатиева поездка на Выг имела место в 1727 году. Известные нам шесть свидетельств —146— в пользу этой последней даты 1902 вполне подрывают достоверенность свидетельства «Сказания» не имеющего за собой, кстати, и качественного авторитета в форме древности своего происхождения. «Сказание» говорит затем, что главным предметом этой беседы 1719 года был вопрос о титле на кресте Христове и что мирный конец её был завершен особым «примирительным письмом». А между тем это «примирительное письмо» во всех известных списках его датируется 5 Августа 1727 года. 1903 Таким образом, всё убеждает, что первое путешествие Игнатия на Выг было не в 1719 году, как утверждает «Сказание», а в 1727 году. 1904 Поэтому и обстоятельства этого путешествия, описанные в «Сказании», мы должны считать обстоятельствами путешествия 1727 года. Есть и некоторые общие соображения против принятия даты 1719 года. Для федосеевщины это был тяжелый год. Если поездка Игнатия имела место летом – до 5 Августа —147— 1719 года, то значит это было спустя каких-нибудь три месяца после разрушения федосеевской Ряпиной мызы, разгона одних и поимки других её наставников. Разбежавшиеся феодосеевские учителя летом этого года были заняты, несомненно, хлопотами по устроению своей внешней жизни, а не снаряжением столь серьезной экскурсии. Да и Игнатий Трофимов, как мы знаем, в это время спокойно миссионерствовал в родных Новгородско-Старорусских краях и в движении богословской мысли своих единоверцев не принимал непосредственного участия. Ошибочно указана в «Сказании» и дата второго путешествия Игнатия. Если это путешествие, по свидетельству письма Федора Калинина, имела место «года три или четыре прошедши» после первого, то очевидно, что временем его был январь месяц или 1731-го, или 1732 года. 1905 Раньше 1731 года оно состояться не могло, потому что было уже «по преставлении блаженные памяти отца Андрея мудрого», 1906 —148— который (Андрей Денисов) умер 1 марта 1730 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Автор «Сказания» далеко не был современником описываемых событий 1896 и при составлении своих исторических сочинений должен был пользоваться то письменными источниками, то иногда не вполне свежими устными преданиями. Очевидно, притом, он получаемые сведения вносил в свои сочинения без необходимой критической проверки, результатом чего и являются в его сочинениях многие неисправности и погрешности. В данном сочинении автор, напр., ошибочно считает днем смерти Феодосия Васильева 25-е Июля 1711 года (на самом деле Феодосий умер 23-го числа)… На страницах 100-й и 102-й «Сказание» повествует о двух путешествиях Игнатия Трофимова на Выг. При этом главным компаньоном Игнатия в обеих поездках называется «Даниловских стран» поморский учитель —145— Федор Калинин. Первое путешествие состоялось – говорится здесь – «в третийнадесять год от разделения, от мироздания же 1727 (1719)», а второе было «в лето 7244 (1736) в Генваре месяце». Промежуток между этими двумя событиями получается, таким образом, в 17 лет. Странен и возбуждает большие сомнения по своей продолжительности этот 17-летней промежуток период «обысканий» Игнатия о титле. Само же «Сказание» говорит, что Игнатий «облетая искаше оныя титлы». 1897 Неужели, при страстных поисках, понадобилось ему все-таки целых 17 лет?… – Сохранилось письмо упомянутого спутника Игнатиева Феодора Калинина в Москву от 1757 года, 1898 в котором он описывает, между прочим, оба эти путешествия. Самых дат ни первого ни второго путешествия здесь ни приведено, но промежутком между ними полагается лишь «года три или четыре». 1899 Для нас показание самого участника событий, несомненно, ценнее и достовернее. По этому, по крайней мере, одна из дат «Сказания» должна быть ошибочной. Следующие данные свидетельствуют об ошибочности даты первого путешествия. «Сказание» является почти единственным памятником, относящим посещение Игнатием Выга, бывшее еще при жизни Андрея Денисова, к 1719 г. Кроме него еще относит эту поездку к тому же 1719 г. одно «Житие Семена Денисова», 1900 где говорится, что «в лето 7227 приходил из них (федосеевцев) первейший Игнатий Трофимов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самара Степан Родионович Квашнин [см. Квашня], первая половина XV в.; от него – Самарины [см. Застава, Исуп, Кулик, Лысый] Самара – балахон, долгополая одежда Саматоя Иван Антонов, крестьянин, 1592/93 г., Арзамас Самко , крестьянин, 1545 г., Новгород Самодур Федор, крестьянин, 1630 г., Соль Вычегодская Самород Иван, крестьянин, 1475 г., Дмитров Самосадский Поводов сын Айгустов [см. Повод, Айгустовы], 1584 г., Переяславль; Самосадский Редриков [см. Редриковы], помещик, конец XVI в., там же Ср. самосад – природный осадок соли Самосват , крестьянин, 1627 г., Курмыш Самотекин Василий, крестьянин, 1492 г., Владимир Самотечкин Иван Александров, послух, середина XV в., Руза Самохвал Иван, посадский человек, 1582 г., Новгород; Самохвалы, крестьяне, 1628 г., Белев Самочерный Роман, посадский человек, 1595–1598 гг., Псков Самуня , крестьянин, 1545 г., Новгород Самуха , Никольский дьякон, еретик, 1491 г. 79 Самыга Федосеев, крестьянин, 1535 г., Московский уезд; Самыга, крестьянин, 1545 г., Новгород; Илья Самыгин, сторож Сытного дворца, 1573 г. Самыл , крестьянин, 1561 г., Соль Вычегодская; Кирилл Самылин, крестьянин, 1570 г., Новгород; Гаврило Самылов, крестьянин, 1614 г., Кострома Санбар ( Санбарко ) Степанович Качалов [см. Качало], г., Новгород Сандецкий Петр Христофорович, дворянин, 1629 г. Сандырь кн. Иван Дмитриевич Щетинин [см. Щетина], начало XVI в. Санин Федор, 1450 г., Кострома; Санин Авдий, крестьянин, г., Белев Санков Иван, крестьянин, 1640 г., Тихвин Санников Гридя [см. Гридя] Степанов, середина XV в., Дмитров Санник – сильная лошадь для запряжки в оглобли в противоположность лошади для езды верхом Сапчук Федор Дмитриевич Челищев [см. Челищев] Сапета Гаврило Григорьев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Сапог Гридя [см. Гридя] Иванович Романов, 1501 г., Белоозеро; от него – Сапоговы; Давид Григорьевич Сапогов, губной староста, 1549 г., Белоозеро; Гавриил Давидович и Сумгур [см. Сумгур] Иванович Сапоговы, середина XVI в. Сапрыкин Никита, 1659 г., Устюг; Борис Сапрыкин, крестьянин, 1627 г., Белев

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Концерт в «Крокус Сити Холле» 14 января будет посвящен памяти Валерия Халилова 26 декабря, 2016. Новостная служба На концерте прозвучит «Рождественская оратория», написанная митрополитом Иларионом (Алфеевым) 26 декабря. ПРАВМИР. Концерт в «Крокус Сити Холле» 14 января 2017 года будет посвящен памяти погибшего руководителя ансамбля имени Александрова генерал-лейтенанта Валерия Халилова. На концерте прозвучит «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, написанная митрополитом Иларионом (тогда епископом Венским и Австрийским) весной 2007 года. Известное произведение, которое завоевало любовь слушателей во многих странах мира, будет представлено в новом сценическом воплощении, с видеорядом, основанным на древних мозаиках и фресках. Текст Евангелия будут читать дети. На сцене выступят ведущие солисты оперной сцены, дирижировать будет Владимир Федосеев. Концерт будет посвящен памяти выдающегося дирижера по просьбе митрополита Илариона, которого, по его признанию, с погибшим связывала крепкая и долгая дружба. Премьера «Рождественской оратории» состоялась 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона в присутствии пяти тысяч слушателей, встретивших исполнение продолжительными овациями. Исполнение было показано в прямом эфире телекомпанией Salt and Light TV для более 40 млн зрителей. В том памятном концерте принимали участие Московский Синодальный хор, Вашингтонский хор мальчиков, Московская хоровая капелла мальчиков и Оркестр Министерства обороны. Дирижировал концертом генерал-майор Валерий Михайлович Халилов, который девять лет спустя, 25 декабря 2016 года,  погиб при крушении самолета над Черным морем. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 января, 2017 25 декабря, 2016

http://pravmir.ru/kontsert-v-krokus-citi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИРИШИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Впервые упоминается в 1693 году как село Кириши. В XVII - XVIII веках жители села занимались отжигом древесного угля, лесосплавом и рыболовством. В конце XVIII века деревня Кириши входила в имение Сольцы Новоладожского уезда Новгородской губернии, которым владел Александр Федосеевич Бестужев - отец братьев декабристов Бестужевых. В XIX веке - деревня Кириши. В 1920-х годах было открыто железнодорожное движение по линии Ленинград-Мга-Сонково, построен мост через реку Волхов и возникла железнодорожная станция Кириши. Вокруг станции началось строительство рабочего посёлка, который тоже назвали Кириши. В нём был построен комбинат стандартного домостроения и началось строительство крупного лесохимкомбината и спичечной фабрики. 27 декабря 1933 года Кириши становятся поселком городского типа. В 1939 года в Киришах (центр Киришского района Ленинградской области) проживало 1,1 тыс. жителей. В 1943 году поселок городского типа Кириши полностью разрушен во время боев на Волховском фронте, после войны решено было его не восстанавливать. По данным переписи населения 1959 года в рабочем посёлки Кириши проживало 615 жителей. 24 сентября 1960 года принято постановление о строительстве Киришского нефтеперерабатывающего комбината и Киришской ГРЭС. В 1963 году Киришская стройка была объявлена ударной, всесоюзной, комсомольско-молодёжной. 12 января 1965 года Киришам присвоен статус города. В 1966 году введен первый блок из установки первичной переработки нефти. В 1972 году начато строительство биохимзавода, электрифицирована железная дорога Мга-Кириши, открыт историко-краеведческий музей. В 2004 году открыт центр водного спорта - один из крупнейших на Северо-Западе. Религия 12 марта 2013 года была образована Тихвинская епархия , и Кириши становятся центром Киришского благочиния данной епархии. Храмы Использованные материалы Редакция текста от: 26.10.2018 07:08:13 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678245.h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010