Вместе с тем интерес к старообрядцам стран Прибалтики и Польши со стороны международного научного сообщества непрерывно растет. Объектом исследований поляков во второй половине XX века была прежде всего реконструкция истории Войновского монастыря и деятельность его знаменитого игумена. Отдельным объектом исследований была Пишская типография федосеевцев. В 1961 году Якубовский написал о том, что монахини из Войновского монастыря распространяют слухи о якобы существовавшей в Пише (Иоганнесбурге) типографии, и эти слухи необоснованно повторяет в своих статьях Ирида Грек-Пабис [Jakubowski 1961: 98]. Однако позже, 1977 году, Эугениуш Иванец смог подтвердить факт существования типографии, нашел и опубликовал фотографии страниц книг и журналов, изданных в Пише. В результате более чем 20-летнего труда Э. Иванец в монографии о жизни и духовных поисках Константина Голубова, ученика и соратника Павла Прусского , опубликовал новые факты о федосеевской религиозной доктрине и об отношениях между обитателями монастыря и войновскими крестьянами [Iwaniec 2001]. 2. Появление старообрядцев на Мазурах Историки сообщают о том, что в 1830 году около 380 семей (примерно 1213 человек) прибыло в Пишскую пущу на Мазурские озера из Царства Польского и из Режицкого уезда Витебской губернии Российской империи. Прибывшие староверы принадлежали к федосеевскому, а не к филипповскому согласию, т.е. не были «филиппонами». Правда, обе ветви принадлежали к Поморскому сообществу староверских согласий, имели общее происхождение и исповедовали общие догматические принципы, однако прибывшие на Мазуры староверы не называли себя филиппонами. Федосеевцы старались избежать официальной регистрации браков и рождения детей в метрических книгах, а также службы в армии [Iwaniec 1977: 108], к чему принуждали их власти Российской империи. На территорию современной Польши старообрядцы переселялись во время трех миграционных волн: 1770, 1815, 1830 гг. [Grek-Pabisowa 1999: 37]. Прусские власти положительно отнеслись к переселенцам, руководствуясь, в основном, экономическими соображениями [Iwaniec 1977: 108]. По указу прусского короля Фридриха Вильгельма III от 5 декабря 1825 г. первое поколение «филиппонов» освобождалось от военной службы при условии благоустройства территории, на которой поселятся их семьи [Sukertowa-Biedrawina 1961: 46]. Земли, проданные староверам, не были плодородными: вокруг распростирались густые непроходимые леса и болота.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Кроме того, Герсс сообщал, что «филиппоны» «книги свои почитают, детей учат почитать их, никто из них не возьмет книгу в руки, если перед этим не осенит себя крестным знамением и не благословит книги. Так же они поступают и после чтения. Нельзя взять книгу в руки женатому или употребляющему алкоголь» [Там же: 61]. О трудностях, связанных с исследованием и описанием книжного наследия на Мазурах в 80-е – 90-е гг. ХХ в. сообщает и З. Ярошевич-Переславцев. В 2012 году члены Верховного Совета старообрядцев Польши отказались показать нам свое книжное собрание, объяснив, что они пока еще не готовы к такому решительному шагу. В настоящее время жители Мазур, вопреки мнению В. Якубовского, по нашим наблюдениям, более открыты и менее традиционны, чем их сувальские, или литовские и латышские собратья по вере. А может быть, этот вывод является результатом наших субъективных оценок: все же в Войнове мы бываем в последние восемь лет регулярно, тогда как встречи с представителями других общин происходят спорадически. В 2012 г. все польские ученые, занимающиеся исследованием старообрядчества, были приглашены на торжественную службу и на научную конференцию, посвященную столетнему юбилею Свято-Никольской моленной в Сувалках. Вместе с тем еще в 1997 г. назад журналисты Государственного польского телевидения, снимавшие фильм о культуре старообрядцев, не получили разрешения присутствовать на службе, а на участниц женского самодеятельного ансамбля «Рябина», исполнивших для телевизионщиков русскую песню «Катинька», была наложена суровая епитимья [со слов Зои Ярошевич-Переславцев]. На торжественном банкете в 2012 г. выступал тот же ансамбль «Рябина», в репертуаре которого нет духовных песнопений – только русские народные и популярные советские песни. В частных разговорах с членами старообрядческих общин можно услышать экуменические слова о единстве всех христиан, хотя в начале века за подобные рассуждения федосеевцу полагалась бы епитимья (тысяча поклонов) за почитание «всех христиан заодно», а также за совместную трапезу или молитву [Чин исповеданию].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Тот же XVIII в. связан с началом старообрядческого книгопечатания, которое имеет собственную периодизацию [Там же]. Следует добавить, что и литературный язык, который сформировался в среде старообрядческих книжников, печатников, начетчиков и наставников, отличается от русского литературного языка. Старообрядческие печатные и рукописные книги традиционно исследовались при помощи историко-литературного метода, а также при помощи целого комплекса методов книговедческого анализа. Этот комплекс включает палеографические, филигранологические, полиграфические и др. исследования, а также исследования структуры и содержания книг. В настоящем исследовании мы обратимся к лингвистическим методам исследования. 1. Цели и задачи исследования. Исследовательский материал Среди множества работ по славянской гимнографии [см., напр.: Кривко 2004] не хватает таких исследований, в которых был бы представлен систематический анализ языковых особенностей дониконовских служб, вошедших в печатное издание Миней месячных. Мы имеем в виду издания первой половины XVII века, среди которых можно было бы искать протографы старообрядческих миней. Данное исследование представляет собой попытку систематизации графических, грамматических, семантических и логических принципов, которыми руководствовались старообрядцы (в т.ч. федосеевцы) при воспроизведении и/или редактировании текстов минейных служб, канонов и других литургических книг в своих рукописях и печатных изданиях. В качестве исследовательского материала были избраны тексты богородичнов в ряде дониконовских и послениконовских изданий служебных Миней. Эти тексты сопоставлялись с такими же самыми текстами в старообрядческих изданиях. А. В. Вознесенский, сравнивая различные издания Псалтири, замечает, что текст ее постоянно менялся, в том числе и в дониконовскую пору, «поскольку вопросы, связанные с исправлением текста богослужебных книг, имели в московской печатной традиции особое значение» [Вознесенский 2008]. Псалтирь (у старообрядцев сохраняется дониконовское называние: Псалтырь), как и другие богослужебные книги, издававшиеся на московском Печатном дворе, не смогла остаться в стороне от процесса справы; текст ее [Там же].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1778 году архиеп. Славянский и Херсонский грек Никофон (Феотоки) основал единоверие на Ингуле. Старец Никодим вводил его (единоверие) в Стародубье. Стародубцы и ингульцы обратились к архиеп. Екатеринославскому Амвросию (Серебреникову) с просьбой рукоположить им священников. В течение восьми лет здесь было открыто 12 церквей для ревнителей старых обрядов. В 1788 году в Стародубье весьма успешно утверждал единоверие петербургский протоиерей Андрей Журавлев. Многие обращавшиеся из раскола писали сильные обличительные сочинения. В 1800 году Синод одобрил правила единоверия, составленные митроп. Гавриилом и Платоном. Рогожское и Преображенское старообрядческие кладбища достигли при Александре I цветущего состояния. Около них возникли целые улицы, кварталы, фабрики и другие промышленные предприятия, все наполненные раскольниками и беглыми. Рогожское кладбище поставляло беглое священство на всю Россию. В отношениях правительства к старообрядцам не было последовательности. В 1803 году в официальных бумагах вновь появилось обидное для них слово “раскольник”. В 1820 году надзору полиции были поручены только беспоповцы (федосеевцы), среди которых обнаружены случаи разврата и детоубийства: их снова запрещено было выбирать на общественные должности. Наряду с этим в 1822 году государь дозволил поповцам открыто держать беглых попов и содержать часовни. Запрещено было лишь строить новые. В 1825 году по делам раскольничьим был учрежден секретный Комитет из митрополитов Серафима и Евгения, Аракчеева (управлявшего тогда Министерством внутренних дел) и министра народного просвещения Шишкова. Комитет начал действовать в 1831 году. Аналогичные комитеты были образованы и в губерниях и приступили к работе в 1838 году. При Николае I Кабинет министров в 1826 году предписал губернаторам не преследовать раскольников за совершение треб по их обрядам, а смотреть только за тем, чтобы они не совращали в раскол. Это распоряжение подтверждалось затем несколько раз с оговоркой, чтобы раскольники не знали о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это последнее, что я ей сказала. Койка освободилась к утру. Но маленький Йося умер и переводить было уже некого. Мы освободили две палаты. Сделали просторную большую детскую, которой вот будет уже три года. Сделали за месяц. И приказы подписались сами собой, и мебель нашлась. Вот только я все время вспоминаю Иосифа и его маму на коленях. И мне больно оттого, что я не смогла им помочь. Сегодня я получила перевод из Израиля. «На детей хосписа». Это маленький Йося мне помогает. Мне так кажется. Материнское вечернее Укладываю спать младшего. Под подушкой нашла написанный от руки плакат. Кривыми такими буквами. ХОСПИС ОТНИМАЕТ РОДИТЕЛЕЙ К моему отъезду в Москву приготовил. Он прав. Не обезболили Девочка, о которой писала здесь. Два часа назад. Ушла тяжело, с болями и одышкой. Родственники не разрешили обезболить этого ребенка. Хоронить ее семье не на что совсем. Последнее продали для того, чтобы вывезти ее в Казахстан к «народному целителю, который лечил энергией солнца». Господи, прости нас всех. Новенькие Больных много. В этот приезд, слава Богу, не было детей. Мальчик 18 лет, направленный в хоспис, так как отказывался от лечения, согласился на ампутацию. Уговорили, наверное. Помоги им Господи. Девятая палата — Люба, 42 лет, красивая, с косой буквально до колена, я только читала про такие косы — поступила в хоспис из реанимации. Больна три недели. Жалобы — на увеличение живота. Сделали ультразвук — а в животе свободная жидкость, асцит. Взяли на пробную — раскрыли и зашили обратно. Огромная опухоль желудка, с распадом и метастазами. Ни болей, ни жалоб не было. Она даже не поняла, что смертельно больна. Все спрашивала, что же такое с ней случилось. С ней все время сидел муж, держал ее за руку, наклонив голову и глядя куда-то вниз — а на шее, вместе с крестом, висело Любино обручальное кольцо. Он умерла почти мгновенно от профузного кровотечения в семь утра. В первой палате под мирским именем лежит монахиня Марфа — а я ее называла Александрой Федосеевной. Удивительной доброты женщина. Поддерживает больных молитвами. Лежит с Мариной, той самой, что хочет дожить до дня рождения.

http://pravmir.ru/doktor-liza-pisma-o-ly...

Про людей Люди там прекрасные, они другие, я таких людей не видел, они удивительные. Все люди удивительные – они на 90% состоят из воды, полжизни спят, другую половину – грешат. Но эти особенные, какие-то более целостные, простые существа: «Да, нет, вода, ешь, пей». Долго не доверяют, но, полюбив однажды, будут прощать тебе все, и жизнь отдадут за тебя. Я даже не могу объяснить. Первые годы они меня не воспринимали – просто «молодой», двадцать пять лет. Меня это задевало, тяжело было, но я очень быстро переключился. А позже, когда «Сергей», как они называли, начал что-то для них делать, то потихонечку уже пошло. Териберка © ТАСС/Лев Федосеев Пытался сделать казачий сектор при приходе, чтобы могли сами себя защищать. Собрал всех мужчин, но они меня не поддержали: «Ничего нам не надо». Полезли в поединки, но я их сразу успокоил. Увидели силу, я и говорю: «Сопляки вы, не можете защитить ни своих жён, ни матерей, вы просто щенки», – провоцировал уже, чтоб поняли. Просто собрал всех мужчин посёлка, точнее, тех, кто пришёл. Там был конфликт, и я говорю: «Почему вы в моё отсутствие принимаете журнальчики от секты? У меня есть информация. Я вам говорил такого не делать? Говорил». – «Кто ты нам такой?» Всё, после четвёртого напавшего и скрученного человека ведём переговоры, всё хорошо. Драки там не было особой, там их успокаивали сразу. Последнего держу, говорю: «Ну, вы долго тут будете, я вам что – террорист, что ли?» – «Всё, всё ясно, всё понятно!» Я же являюсь одновременно духовником Североморской Федерации смешанных единоборств. Вечерами на ковре с дагестанцами идёт проповедь исламскому миру, отсюда заточенность на победу – этого не учли в Териберке. Спорт принес добрый плод не только в Териберке, но и в Североморске. Была такая напасть: там в частях царило вымогательство – с каждой зарплаты русские кавказцам платили мзду. Даже Особый отдел не мог справиться – помог Господь. Оказывается, срочникам шла с гражданки огромнейшая поддержка по линии  землячества. А тут – я попадаю в тренировочный зал. Организовали турнир «Битва за Север», на который приезжал сам Александр Емельяненко. А ещё на турнир приехал мой старый друг – двукратный чемпион мира Ратмир Артурович Теуважуков. В итоге с землячеством получилось очень серьёзно поговорить.

http://pravmir.ru/otets-sergiy-iz-teribe...

Чернышевский неизменно подспудно присутствует в Ленине, но догадаться об этом по его упоминаниям нельзя. Тексты Ленина о Чернышевском неинтересны и не слишком значительны. Для раннего периода у Ленина еще есть два порази тельных человеческих документа. Рассказ «О том, как чуть не потухла Искра», его отношениях с Плехановым. Или запись, сделанная ночью в декабре 1900 года о разрыве со Струве, к которому он еще очень был близок. Беглое упоминание Крупской в мемуарах о том, как сильно Ленин переживал раскол и расставание с бывшими товарищами на II съезде РСДРП. Как ночью дрожал, мучимый какой-то нервной лихорадкой. Эпизод лета 1917 года, когда стоял вопрос о его явке на суд, в условиях распространяемой о нем клеветы… Изредка вырываясь наружу, в нем клокочет постоянно подавляемая страсть. Но главное было подспудным, неявным. С подконтрольным миром сложных эмоций, с которыми Ленин научился справляться под властью Чернышевского. Хорошо это или плохо, но Ульянов не прятал эмоций — он их подавлял избирательно и за это расплачивался: иначе все пропало, движение прахом пойдет, будут лишние кровь и жертвы. Маккиавеллизм правого дела — страшная штука, но он станет его натурой, оттуда перейдя во власть. 70. Ульянов изобретает личность строителя партии. Любовь к партийному функционеру. Партия как внутренний оппонент революции — Когда Ленин самоопределялся, на его пути встали две более, чем он тогда, значимые фигуры. Одна общеизвестна, другая известна среди марксистов волжского круга — Плеханов и Федосеев. Занимаясь этим периодом, я пришел к выводу, что Ленин для себя решал вопрос, как ему не стать ни Плехановым, ни Федосеевым. С точки зрения их модуса поведения, образа действий и отношения к окружающим. Плеханов был уже европейская величина, ему склоки в эмиграции надоели. Вообще кто-то должен заняться организацией дела, раз Вера Засулич не хочет — а Аксельрод человек бедный, семейный, у него больная жена (он ей каждый день кефир ставил — у него было свое кефирное заведение). У Плеханова была идея, что такое мог бы сделать только Александр Михайлов. Когда Ленин выехал за границу и Аксельрод представил его Плеханову, Ленин ему очень понравился. Ленин стал для него на место Михайлова. Он его там многому выучил, очень многому.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

На транспорте " Трувор " убийства совершались следующим образом: по распоряжению членов революционного трибунала к открытому люку подходили матросы и по фамилии вызывали на палубу жертву. Вызванного под конвоем проводили через всю палубу и вели на так называемое " лобное место " . Здесь жертву окружали со всех сторон вооруженные матросы, раздевали, рубили руки и ноги, отрезали нос, уши, половые органы, и сбрасывали в море. После этого палубу смывали водой, удаляя следы крови. Казни продолжались целую ночь, а в среднем каждая экзекуция длилась 15-20 минут. Во время казней с палубы в трюм доносились неистовые крики, и для того, чтобы их заглушить, транспорт " Трувор " пускал в ход машины и как бы уходил от берегов Евпатории в море. В расправах над офицерами и " буржуазией " особенно деятельное участие принимала преступная семья Немичей. Три сестры - Антонина, Варвара и Иулиания (Юлия) входили в состав трибунала, разбиравшего дела арестованных. " Революционное правосудие " сестрам помогали вершить супруг Иулиании, солдат Василий Матвеев, и сожитель Антонины, Феоктист Андриади. Обязанности среди палачей распределялись следующим образом: Иулиания допрашивала заключенных и оценивала степень " контрреволюционности " , а ее муж определял " буржуазность " . [ 19 ] Антонина следила за исполнением приговоров, а по некоторым сведениям, лично участвовала в расправах. [ 20 ] Остальные члены революционного трибунала также вносили свою лепту в дело борьбы с " буржуазией " . Председательствовавший на заседаниях командир " Румынии " , матрос Федосеенко, любил повторять: " Все с чина подпоручика до полковника - будут уничтожены " . [ 21 ] Один из большевистских палачей, матрос Куликов, говорил на одном из митингов, что " собственноручно бросил в море за борт 60 человек " . [ 22 ] Массовые убийства продолжались и после отплытия кораблей от берегов Евпатории. В ночь на 24 января из евпаторийской тюрьмы были вывезены на автомобилях и расстреляны 9 человек, среди которых граф Николай Клейнмихель, гимназист Евгений Капшевич, офицеры Борис и Алексей Самко, Александр Бржозовский.

http://ruskline.ru/analitika/2009/09/05/...

В. А. Любартович, заслуженный работник высшей школы РФ Анна Васильевна Мараева - хранительница древнего благочестия и промышленных устоев дореволюционной России (к выходу юбилейного издания альбома " Анна Мараева. Жизнь и вера " )       Об Анне Васильевне Мараевой ( 1845 - 1928) - видной деятельнице беспоповского староверия федосеевского толка, серпуховской первой гильдии купчихе и потомственной почетной гражданке -  я впервые узнал в середине 1990 -х гг. Мне тогда довелось заниматься изучением историко - культурнго   наследия старинной московской Басманной слободы и фамилия Мараевых стала довольно часто встречаться в архивных документах среди владельцев местных домов и усадеб. Но все попытки получения кого - либо значительного объема информации об этой семье наталкивались на практически полное отсутствие публикаций о Мараевых . Оказалось, что они были известны лишь в числе немногих фабрикантов и приверженцев старой веры музейным работникам Серпухова, а также некоторым учёным, изучающим историю развития российского предпринимательства и приверженцам староверия. Переломным моментом в изучении биографии главы этой промышленно - купеческой семьи - А.В. Мараевой стало знакомство с текстом ее письма к выдающемуся деятелю текстильной промышленности Московского региона И.К. Полякову, на которое указала мне известная исследовательница истории старообрядчества Елена Александровна Агеева. Прочитав в Центральном историческом архиве Москвы  этот документ, я уяснил для себя важность изучения жизненного пути Анны Васильевны и ее огромного  вклада в экономику и культуру России. Неизгладимое впечатление на меня оказали тогда самобытный стиль изложения ее ходатайства перед адресатом, глубокая обеспокоенность о сохранении текстильного фабричного дела в России, желание служить людям своим трудом и капиталом.  Подготовленная тогда статья " Новые данные к биографии владелицы " Пустозерского сборника " серпуховской купчихи А.В. Мараевой " была опубликована в сборнике,, " СТАРООБРЯДЧЕСТВО В РОССИИ( XVIII - XIX ВЕКА), вышедшем 1999 году под редакцией доктора филологических наук Е.М. Юхименко. Елена Михайловна стала тогда активной участницей обсуждения материалов, полученных в ходе архивного поиска и помогала в определении направлений исследований. Много информации и вещественных материалов было тогда же получено и от потомков А.В. Мараевой: ее правнука Федора Федоровича Киреева, его матери Нины Павловны Киреевой (Юкиной) и от Елены Ивановны Суховой( Рахмановой).

http://sedmitza.ru/lib/text/9937081/

Как в аввакумовщине есть сходство с филипповщиной, так можно провести параллель между чернобольцами поповщины и федосеевским, равно как и пастуховым учениями в беспоповщине. Секту чернобольцев основал крестьянин Иларион Коровьи-Ножки. Чернобольцы, как поповская секта, образовавшаяся за границей, в Польше, отвергала молитву за царский дом, тогда как поповщина не отвергает этой молитвы. Чернобольцы не терпят паспортов, так как «на них печать антихристова». По их учению, погиб тот, кто пошел на службу, уже потому, что служба разумелась преимущественно солдатская, а солдат должен брить бороду. Чернобольцы отвергали присягу, говоря, что Христос запретил клясться иначе, как только словами: «ей ей,» «ни-ни». Чернобольцы (получившие это название от местечка Черноболя, принадлежавшего Хоткевичу, где после сосредоточилось их учение) явились особенной сектой в Стародубе в 1775 г. В это время центром поповщины уже становилась Москва. Часть Стародубцев, не хотевшая жить вблизи еретиков, хохлов и москалей, удалилась в Польшу и там-то основала новую секту, получившую название чернобольцев. В это время большая часть последователей раскола начинала примиряться с господствующими порядками, благодаря мягким мерам Екатерины II; чернобольцы остались непримиримыми между ними. Местность много значила и в поповщинском расколе. Когда процвела Ветка, керженские-нижегородские последователи раскола не могли с такой же готовностью признать ее своей «метрополией», как их собратья в западной России. Естественным центром раскола и тогда могла бы быть Москва, если бы это допускало тогдашнее государственное устройство России. Ветка была центром только случайным, временным. Керженские леса могли быть таким же центром для восточной России. Каждый, расколоучитель, который отверг бы зависимость русских восточных поповцев от западного центра, от Ветки, мог рассчитывать на большое число приверженцев. Этим расколоучителем явился дьякон Александр, учивший, что не надобно употреблять мира, сваренного настоятелем Феодосием для ветковцев. Миро играло тут лишь второстепенную роль. Для иных важным казалось и то, что дьякон Александр начал кадить иначе, чем ветковцы; его последователи иногда называются кадильниками. Но в сущности дьяконовщина – так назвали толк, основанный дьяконом Александром – явилась следствием соперничества нижегородского Поволжья с Веткой, и это придало новой секте силу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010