Ситуация, сложившаяся в Казани в конце XVIII в., не благоприятствовала легализации федосеевской общины, несмотря на то, что она существовала в городе «с незапамятованных лет» (2), так как власти вели судебное преследование одного из лидеров местного фе-досеевского общества казанского мещанина Золотарёва. В правление Павла I он был осуждён за веру и сослан в Сибирь, в правление Александра I возвращён из ссылки, но позднее был вновь приговорён к ссылке в Сибирь, за, как сказано в документах полиции, «расколоучительство» (3), то есть вторично был осуждён как федосеевский наставник. Он не стал дожидаться своего ареста и скрылся, и, несмотря на все усилия казанской полиции, так и не был разыскан. Значительную помощь в укрывательстве Золотарёва (который, по имеющимся у полиции отрывочным данным, в 1820-е годы скрывался в д. Тонкиной Варнавинского уезда Костромской губернии)(4), оказал казанский предприниматель Василий Андреевич Савинов, однако властям не удалось доказать его вину, и он был «оставлен в юдозрении в способствовании к укрывательству Золотарёва» (5). Купец В.А. Савинов сыграл значительную роль в укреплении и развитии казанской старопоморской общины. Он родился в 1773 г. (6) в семье экономических крестьян сельца Алексеевцево Владимирского уезда и губернии и положил «начало своего благосостояния подрядами разных казённых и частных построений, а впоследствии и ещё усилив капитал хлебною промышленностию и подрядами же на перевозку казённых тяжестей» (7). Ещё до 1800 г. В.А. Савинов «прибыл» в казанское мещанство и первоначально занимался кровельными работами, поэтому ещё долго был известен в Казани как «Кровельщиков» (8). Затем стал работать по строительным подрядам для казны и частных лиц, а с 1807 г. записался в 3-ю гильдию казанского купечества и открыл хлебную торговлю, а также осуществлял разного рода продовольственные поставки. В целом климат в отношениях между старообрядцами и правительством Александра I в начале XIX в. был благоприятным, что открывало возможность казанскому старопоморскому обществу федосеевцев укрепиться и делать шаги к легализации и признанию со стороны властей. В 1807 г. казанские старопоморцы составили от имени своего общества приговор, в котором просили Казанское губернское правление «об отведении» им «по всей губернии для хоронения своего сословия умерших телес каждому при своём селении особых кладбищ» (9). Ответ на свой приговор они получили в августе 1809 г.: на основании указа от 26 ноября 1772 г. старообрядцам разрешалось отводить «по всей губернии особые кладбищи за городом, о чём Казанской градской полиции того ж 9 числа послан указ» (10), тем не менее, этот указ полицейскими властями не исполнялся.

http://sobory.ru/article/?object=24406

В книге Кирилловой, на обороте 22 листа, говорится: «всхъ еретиковъ антихристами оному послднему служащими разумй, иже от единыя святыя соборныя церкве отступиша». Раскол, этот предтеча антихристов, первоначально, конечно, не предвидел, что через 200 с небольшим лет «служащих оному последнему» явится более 50 сект!.. Общие признаки раскола, по свидетельству уважаемой глаголемыми старообрядцами книги Большого катихизиса, таковы: «аще не имютъ истиннаго пристаннища, рекше святыя церкве; аще не призываеми входятъ въ чинъ учительства и учатъ не тако; аще ино нкое новое предлагаютъ, егоже отцы наша не предаша намъ… аще противни православной вр являются… и вру нашу отметаютъ и въ насъ приводятъ, повелвающе намъ послдовати своимъ плодъ же ихъ и нрава: отъ вры и отъ соборныя и церкви; между ними, имена ихъ от их учителей новыхъ, по всему сему познавати еретики» 83 (лист 21; у Озерского, часть 1, с.232). А раскол, распавшийся на многие толки, ясно познаётся по именам их новых учителей, каковы: федосеевцы, филипповцы, даниловцы и другие. 19. Общие начала беспоповщины и характеристика беспоповщинских сект Беспоповцы называются так потому, что не имеют священства (попов). Самое главное заблуждение их состоит в учении о том, что антихрист с 1666 года явился в мир и духовно царствует везде, особенно же в нашей православной церкви, которая будто бы верует, покланяется и служит ему, как своему главе. Из этого учения они делают следующие выводы: воцарившись в церкви, антихрист совершенно истребил в ней истинную веру и священство и осквернил таинства. Ничего святого в ней не осталось: под именем Иисуса она верует в иного бога – антихриста; в крещении молится духу лукавому; под видом четвероконечного креста почитает кумир – антихриста; в «аллилуйи» четверит Святую Троицу; вообще – содержит столько ересей, что превосходит всех прежде бывших еретиков, почему желающие обратиться из православной церкви к ним могут быть приняты в общение не иначе, как через перекрещивание (отсюда название – перекрещенцы) 84 . А так как и царская власть покровительствует «господствующей церкви», то и она пособница антихриста, а потому молиться за неё не следует. Большинство беспоповцев так и поступает; где по книгам положено молиться за царя и победе его над врагами, они вместо этого говорят: «побды православнымъ (т. е. им самим) на сопротивныя (т. е. на никониан) даруй».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Все же, несмотря на многие общие догматические, психологические и дисциплинарные черты учений беспоповцев и Кальвина, федосеевцы резко отличались от кальвинизма в подходе к обществу и, особенно, государству. В своих " Христианских учреждениях» Кальвин указывал на необходимость организованного государства, как части устроенного Богом мира. " Роль государства не менее значительна, чем роль хлеба, воды, солнца и воздуха, но она гораздо более почетна», – говорил организатор своего собственного теократического женевского государства, который, хотя и царствовал в нем с почти неограниченной властью, но, тем не менее, полагал, что аристократический или демократический образ правления более удобен для граждан, чем единоличный 972 . Федосеевцы же, вслед за отцами Второго Новгородского Собора 1694 года утверждали, что самый институт государства является злом и что члены их церкви должны уклоняться от всякого соприкосновения с его органами, и избегать всякого сотрудничества с правительством и властями, на которых лежала печать Антихриста. В этом отношении федосеевцы еще более резко отличались от поповцев и даже беспоповцев-поморцев, для которых Древняя Русь, предания Третьего Рима и " Легенда о Белом Клобуке» остались основанием их верности старому обряду и сопротивления никоновским новизнам. Федосеевцы никогда не приняли молитву за царя, как это сделали поповцы и большая часть беспоповцев-поморцев, для которых эта молитва являлась символическим признанием Российской государственности как христианского учреждения и проявлением чувства их неразрывной исторической связи с большинством православного русского народа. В федосеевских писаниях, как и в новгородских правилах 1690-х годов, нет даже упоминаний о бывшей " святой Руси», о древлем предании, об угасшем Третьем Риме. Наоборот, как раз среди федосеевцев наиболее часто сказывалась враждебность к российской " никонианской» государственности, и даже в XIX веке они отождествляли русского государя с самим Антихристом. В отношении к своей собственной стране федосеевцы по своим убеждениям, несомненно, являлись принципиально антигосударственным элементом, напоминая " радикальное» или " революционно-анабаптистское движение» XVI века, как его за проявление подобных же антигосударственных черт называет современный американский богослов Уильямз 973 , или богомилов и альбигойцев Средневековья.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В 1840-х годах немало их появлялось на Преображенском " кладбище» в Москве, крупном центре федосеевцев, где проживали сотни и сотни полумонахов и полумонахинь, и где решались дела согласия. Там их пропаганда принимала все более и более антиправительственный характер, и наряду с проповедью жизни в прекрасной пустыни, по примеру " птичьего жития», они все чаще говорили, что " истинные христиане должны быть свободны от присяги императору, жить без паспорта» и не слушаться ни в чем властей 1014 . Как и другие секты беспоповцев, странники стали вскоре распадаться на довольно многочисленные толки и согласия. Наряду с бегствующими странниками, появились и оседлые, которые считались «познавшими веру христианскую», но не бегали, не перекрещивались и только давали приют странствующим бегунам 1015 . Все же и они в конце жизни должны были оставлять свой дом и переходить для полного спасения на положение бегствующих странников и принимать новое крещение. Иногда это делалось только тогда, когда член секты был уже на смертном ложе и переход в странничество ограничивался крещением перед смертью в ближайшем саду или тайнике. Умерших странников никогда не хоронили на кладбище, а в скрытых местах, и могилу ничем не отмечали. В начале прошлого столетия одна секта странников даже дошла до полного отказа от денег, поскольку на деньгах был государственный герб – печать Антихриста. Но согласие безденежников оставалось всегда весьма незначительным и невлиятельным. Другое согласие ввело особую странническую иерархию, во главе которой стал сам основатель согласия, под почетным названием патриарха, и поэтому этот его толк получил название статейников. В прошлом веке были очень распространены слухи, что бегуны для спасения душ своих колеблющихся приверженцев прибегали к их удушению, так называемой " красной смерти», но никаких точных данных об этом не было собрано и, видимо, эти рассказы обосновывались на фантазии врагов бегунов. Параллельно отпаду " левого», радикального крыла, которое помимо описанных согласий выделило бесконечное количество других, менее интересных и значительных, беспоповство, в частности поморцы, дали основание другим, гораздо более умеренным толкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Но что-то уже стало изменяться во взаимоотношениях Генсека и его первого заместителя, в состав Комиссии по предложению Сталина дополнительно ввели Маленкова (впервые после “дела авиаторов” фамилия Маленкова появилась в официальном партийном документе), Хрущёва, а также Александрова, Федосеева, Иовчука, Куусинена. В состав Комиссии Жданов включил и первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) П.С. Попкова. В этой связи следует отметить два момента. “Ленинградцы” в Комиссии играли первую скрипку (Жданов, Кузнецов, Попков), но в её составе отсутствовал кандидат в члены Политбюро, заместитель председателя Совмина СССР, председатель Госплана СССР, академик АН СССР Н.А. Вознесенский. Нелишне отметить, что вопрос об изменении Программы партии не был таким уж неожиданным. В марте 1939 года Пленум ЦК ВКП(б) уже ставил вопрос об изменении Программы партии. Тогда тоже была создана соответствующая Комиссия, в которую вошли Жданов, Вознесенский и другие. Но ту Комиссию возглавлял лично Сталин. В 1947 году Генсек доверил эту работу Жданову. Судя по всему, в феврале 1947 года Сталин ещё не был готов к предметному разговору по Программе партии, но вопрос этот не упускал из виду и вскоре же вернулся к нему. Заседание Политбюро, посвящённое подготовке текста новой партийной Программы, состоялось 15 июля 1947 года. Вёл заседание Сталин. Если на январском заседании по Программе он практически хранил молчание, предоставив говорить Жданову, то в июле вождь выступил с большой речью. Комиссии, сказал он, в своей работе по подготовке текста Программы следует исходить из следующих соображений: Программа должна состоять из двух частей: а) из общей части, где должны быть даны, во-первых, оценка победы Великой Октябрьской социалистической революции с точки зрения исторического развития человечества и, во-вторых, должен быть дан анализ нынешней международной обстановки. В-третьих, должны быть даны итоги достижений Советского общества к настоящему времени по всем линиям; б) вторая часть должна была носить практически-политический характер, где должны быть сформулированы основные задачи партии с точки зрения развития Советского общества к коммунизму в разрезе 20-30 лет.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/14/...

Выг – всего лишь наиболее изученная и наиболее известная старообрядческая община с коммунитарной организацией жизни, общим имуществом и централизованной организацией производства работ, но община далеко не единственная. Помимо Выга и федосеевских общин в Невеле и на Ряпиной Мызе, такие коммунитарные, монастырского типа, общины существовали и в других районах России, особенно на Севере, как, например, недавно описанная В.И. Малышевым Велико-Пижемская община на крайнем северо-востоке Европейской России, созданная в 1730 г. Иваном Акиндиновичем на слиянии рек Пижмы и Печоры, и просуществовавшая до ее закрытия властями в 1844 г. 1219 Но этот тип коммунитарной общины с обязательным безбрачием для всех ее членов, состоящей не только из монахов, был характерен лишь для севера России, где господствовало беспоповство. Центр и юг России не знали подобных общин смешанного светско-монастырского характера, и там старообрядческие организации, по преимуществу, принадлежавшие к поповским толкам, строго разграничивали монастырское житие от жития в миру. Таких поповских монастырей и скитов до 1763 г. – когда была объявлена амнистия всем жертвам религиозных преследований, и раскольники получили право довольно свободной жизни в России – в центре страны было мало, они находились, большей частью, или на восточных окраинах – в казачьих областях и на Урале, или за границей, в областях старообрядческой эмиграции. Только в Нижегородской губернии, к северо-востоку от Нижнего Новгорода по реке Керженец, создалась своеобразная старообрядческая Фиваида с множеством мелких скитов и монастырей, которые стали образовываться уже в первые годы раскола. Несмотря на все строгие законы и распоряжения, Керженец пережил самую суровую эпоху преследований времен Петра и Анны Иоанновны и после 1763 г. расцвел, как наиболее близкий к Москве монастырский центр старообрядчества. Но это были обычные монашеские объединения, и если мирские люди иногда и жили рядом с чернецами и черницами в своих " починках», то никто не требовал от них никаких обетов послушания, отказа от личного имущества или безбрачия. Мир светский и жизнь монастырская у поповцев были строго разграничены, и монастырские правила, и организация совершенно не отражались на жизни мирян. 7. Ранние старообрядческие городские общины в XVIII веке

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Так как значительное большинство населения старообрядческого края принадлежало к беспоповщине, то неудивительно, что здесь почти отсутствовали внешние организационные формы церковной жизни, которые были характерны для Урала, Нижнего Поволжья или Стародубья. При этом, среди самих беспоповцев на западе, от Костромской губернии до новгородских пределов, наиболее сильны были федосеевцы, а на востоке – нетовцы. Именно члены этих согласий внешне сохраняли видимость постоянной связи с официальной церковью, но на самом деле были гораздо более враждебно настроены в отношении православия и государства, чем чаще входившие в конфликт с православной иерархией и властями поповцы. Только в Ярославской губернии, например, по официальным подсчетам, при которых число беспоповцев всегда очень сильно занижалось, три четверти всех раскольников были беспоповцами, по преимуществу, федосеевцами, филипповцами, нетовцами и странниками 1328 . " Часто страха ради иудейска раскольники для вида причащаются и исповедываются, венчаются браками в церкви – это общая маска всех сект«, – писал другой исследователь поволжского раскола 1329 . В Судогодском уезде, по подсчетам корреспондента " Русского курьера», не более одной десятой части всех раскольников признавались в принадлежности к старообрядчеству 1330 . Но это вовсе не значило, что поволжские раскольники были более мирными или лояльными в отношении правительства, чем нижневолжские или стародубские поповцы. Митрополит Филарет писал, что старообрядцы, жившие в Крестцах и по реке Мете, одному из самых первых притоков Волги, наиболее враждебно настроены в отношении правительства и стараются ни в чем не повиноваться властям 1331 . Зарождение именно в этом районе согласия странников и многочисленность в нем филипповцев (имевших свой главный центр в Галиче), то есть тех согласий, которые совершенно отрицали необходимость государства и правительственных властей, лучше всего свидетельствуют о политических настроениях массы местного населения 1332 . Чиновник МВД отмечал, что в Пошехонском уезде сильны федосеевцы и властей там не признают 1333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

В противоположность поповскому старообрядчеству, среди беспоповских общин священники не играли почти никакой роли в руководстве духовной и социальной жизнью даже тогда, когда духовенство старого, дониконовского рукоположения еще не вымерло. Мы уже видели, что беспоповство, корни которого, несомненно, уходили в годы радикально-аскетической проповеди Капитона и его учеников, зародилось в умах черного духовенства, монахов, не рукоположенных в священники, и что сам Капитон еще до начала раскола из-за нового обряда уже советовал не обращаться к священникам и не просить у них даже благословения. Поэтому можно сказать, что беспоповцы, скорее, нашли объяснение и подтверждение для своих антииерархических и антисвященнических настроений в реформах Никона, в учениях об Антихристе и об угасании благодати в Церкви после никоновских реформ, чем пришли к отрицанию таинств и священства ввиду своего несогласия с никоновской реформой. Ввиду таких антисвященнических настроений, духовенство – как носитель апостольского преемства по рукоположению – вообще не могло принять участия в развитии беспоповства. Вряд ли оно могло и сочувствовать таким настроениям беспоповцев, поскольку эти взгляды заведомо лишали духовенства авторитета в беспоповской среде и даже порождали в ней личный антагонизм против носителей священного сана. Если движение боголюбцев и затем поповцев пронизано литургическими мотивами и стремилось к спасению в миру, то беспоповцы положили в основу своего учения, прежде всего, веру и личное спасение через аскезу и несоприкосновение с земным миром через уход из этого мира. Все беспоповство стоит вне истории и вне мира, и фактически само его существование стало только лишь компромиссом с миром, доживанием последних лет христианства. Монашеское прошлое большинства из ранних руководителей беспоповства – самого Капитона, Вавилы, соловецких монахов, Корнилия и многих других – не только определило аскетический, внемирской характер движения, но и подсказало первые монастырские организационные формы его, – которые, правда, в дальнейшем проявляют устойчивость только в центральных, руководящих общинах движения. Но уже тогда, когда эти общины организовывались, то старых, дониконовского пострижения, монахов среди них уже не было, и, как правило, руководили этими общинами не монахи, а светские люди, хотя и начитанные, богобоязненные и благочестивые, но приобретавшие свое положение не через пострижение, посвящение, обеты, а просто в силу личного авторитета и избрания. Наставники беспоповских монашеских общин – как федосеевских, так и поморских – функционально подобны пасторам или министрантам кальвинистских общин, так как не совершают никаких таинств, недоступных простому мирянину, и в мистическом или литургическом плане ничем не отличаются от прочих, рядовых членов общин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Северо-Западные губернии Не менее многочисленными были раскольники и на северо-западе Великороссии: в Новгородской, Псковской и Тверской губерниях, где особенно сильны были беспоповцы, федосеевцы и филипповцы. Опять-таки, по преуменьшенным официальным данным, число раскольников в Новгородской губернии в середине прошлого века составляло от 8000 до 70 000 1104 , но действительное число их было гораздо выше. В районах реки Меты, Старой Руссы, Торжка, Кимр, Осташкова, Твери и многих других городов население, особенно купечество и мещанство, крепко держалось раскола 1105 . В новгородских и псковских пределах раскол был силен еще с конца XVII века, когда первые беспоповцы-самосжигатели начали здесь свою пропаганду. Затем, в 1690 и 1700 гг. Феодосий, его сын Евстрат и их последователи упорно боролись в Северо-Западной Руси за сердца и души местного населения. Первые беспоповские большие соборы собирались в самом Новгороде. С другой стороны, посылала сюда своих миссионеров Выговская община, а Семен Денисов даже был арестован в Новгороде за распространение старообрядчества. Посошков в начале 1700-х гг. писал, что " в Великом Новгороде едва ли десятая часть населения православное» и что все остальные перешли в раскол 1106 . Опять-таки ввиду особенностей беспоповщинского раскола очень трудно определить точное количество его последователей на Северо-Западе. Историк неизменно встречается с указаниями, что федосеевцы, которые преобладали среди северо-западного старообрядчества, постоянно выдают себя за православных, венчаются в храмах, крестят у священников своих детей и потом дома читают очистительные молитвы 1107 . Только самые упорные и пожилые из федосеевцев официально записывались раскольниками и были зарегистрированы как таковые. Согласно отчету Синода за 1886 г. в двух, Новгородской и Псковской, губерниях было всего только 60 000 раскольников, но тот же отчет говорит о росте их числа и отмечает, что цифры только показательны, но недостоверны 1108 . Калужская губерния Четвертой важной, хотя и очень небольшой великорусской областью раскола была Калужская губерния, особенно города Калуга и Боровск, где раскольники с первых же дней раскола и до самой революции были очень сильны... В Калуге в петровские времена все купцы и священники принадлежали к расколу, а в конце XIX века муниципальное управление обоих городов все еще было целиком в руках старообрядцев; например, в Боровске все гласные думы были старообрядцы 1109 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Самой важной частью работы Андрея неизменно оставалась пропаганда старой веры, для которой, собственно говоря, и был создан Выг с его хозяйственными и учебными организациями. Цель его была грандиозна: объединить все старообрядческие толки в «едино тело вселенской церкви» и " весь народ возвратить к старинным временам, преданиям и обычаям» 1211 . Даже более: Андрей, видимо, серьезно верил, что ему и его последователям удастся спасти весь мир от Антихриста и что старая вера, в конце концов, восторжествует. Его толк " поморцев» и особенно Выговская община были для него только передовым отрядом армии Христовой в этой борьбе за целый мир. В этом отношении Андрей был гораздо оптимистичнее своих соперников-федосеевцев. Нельзя забывать, что роль старообрядчества была, в конце концов, вселенская: сохранение веры Христовой и укрепление ее ко времени конца света, чтобы миссия Христа на земле оправдалась. Поэтому на расширение кадров старообрядческой духовной армии и были направлены все усилия и самого Андрея Денисова, и всех выговских вождей. Пропагандой Андрей руководил лично, и, как говорит Журавлев,»бесчисленное множество душ в свою ересь уловил« 1212 . Обольших успехах А. Денисова в его пропагандистской работе рассказывают и другие его современники, или представители следующего поколения Выга, позже перешедшие из старообрядчества в православие, не говоря уже о его последователях. Яковлев, указывая, что Андрей особенно внимательно и упорно вел миссионерскую работу по берегам Онежского озера, на Кольском полуострове и на реке Мезень, пишет, что он»едва мало весь простой народ в веру свою перевел» 1213 . Иродионов не менее ясно отмечает проповеди Андрея:»А коликое число душ обоего полу и всякого возрасту он прельстил и от Бога отлучил, и колии тысящи денег собрал, Бог весть« 1214 . Не менее упорно работал и Семен, и»молод будучи, ходил по городам и уездам и так же рассеивал плевела оные бесовские, скверного учения раскольнического» 1215 . Не довольствуясь работой на Севере, Андрей проповедовал " сопротивление Антихристу» в Новгороде, Пскове, Казани, Москве, вплоть до самого Киева и Польши; Россия была разделена на ряд округов, во главе которых стояли особые, вышедшие из школы Андрея, руководители пропаганды «древлего православия», организовывавшие, координировавшие и направлявшие всю работу на местах и собиравшие средства на Выговский центр. Таким на Урале и в Западной Сибири был Гавриил Семенов, управляющий заводами Демидовых, старый и верный друг и соратник Андрея, который и окончил свою жизнь на Выге 1216 . В районе Ярославля, Нижнего Новгорода и Вязников вел работу и собирал средства Борис Федосеев; Ипат Ефремов объезжал обе столицы и отчасти Сибирь; Андрей Белозерский поддерживал связи в районе Стародубья; Иван Акиндинов проповедовал на Мезени и т.д. 1217

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010