Этот храм видел Барский и сказал о нём вот что: «Есть в Ивере вторый по первому знаменитый храм Богородичен, совокупно при вратех монастырских создан первее ещё от царей, или от христиан грузинских, последи же обновися и от иных многих зело лепосложенным и крепким каменным зданием, последи же весь иконописася изрядно иждивением довольным светлейшаго государя великаго Господина Иоанна Сербана воеводы Кантакузина. Есть же сверьху весь покровен оловом, имать же сверьху и главу с окнами, яже аще и меньша от самой начальной главы великой церкви, но от всех инных большая и краснейшая есть, елики обретаются в монастыре, яже внутрь возлегает на четырех столпах мраморных белых искуснаго сечения, иже высотою суть яко на полторы сажени, толстотою же, яко объяти мощно человеку, с иконостасом изрядным, с удобрением кандил и свещников. Есть же мерен в высоту, долготу же и широту, и помощен изрядными мраморами; пред ним же преддверие лепотное и умиленное обретается, и тут два столпа мраморные, иже поддержат своды; яже вся иконописана чрез помянутаго Господаря Волоскаго, в котором преддверии многажды иноцы, наипаче же во время летнее собираются и рассуждают о потребах монастырских. В сем убо прекрасном храме (на отдельных пяльцах) стоит святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, зело ужасно зрачна, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернелая же на лице множества ради лет, обаче совершенно всю являющая тварь (т. е. лик), покровенна же вся, кроме лица, среброкованою позлащенною одеждою, и, кроме того, упещренна многоценными каменьми и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая ея чудотворения, идеже и Российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты же златыя и инны дары повешены видех моими очесы. Имать же ещё святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар, и удари ножем от злобы и ненависти; последи же егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаявся и веровав и бысть монах скитник, и спасеся, и ныне именуется Святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножем, стрелами и луком.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Пред концом его жизни ему было откровение о прощении его грехов и о предстоящей мученической его смерти. Охотники, остановившись в той роще, где ходил блаженный Варвар, приняли его в высокой траве за зверя и застрелили его. Умирая, Варвар утешил их, рассказав им о своей жизни. После смерти тело умершего разбойника просияло, и по его погребении на могиле его стали совершаться чудеса, а тело его оказалось нетленным, источающим благодатное миро. Если эти люди долгим покаянием искупали свои прегрешения, то Церковь знает замечательный пример, когда душа, низко павшая, силою покаяния одной ночи была не только прощена, но и увенчана венцом святости. Правда, это была душа, раньше всеми силами послужившая Богу и впавшая было во временный грех. Дева Таисия, жившая в Александрии, в молодости потеряла своего отца и мать, и на доставшееся ей наследство устроила в своем доме странноприимницу для скитских иноков, которые приходили в этот квартал города для продажи своих рукоделий. Но потом, склоненная лукавыми советниками, она стала тяготиться своей странноприимницей, вступила на путь широкой мирской жизни и предалась греху. Иноки, которым она раньше благотворила, были поражены этой переменой и молили Бога спасти душу Таисии. Они выбрали из своей среды инока святой жизни, Иоанна, и послали его к Таисии. С трудом допущенный до нее, инок спросил ее, за что она недовольна Иисусом Христом, что оставила Его, обрекая себя на печальное положение, в котором теперь находится. Эти слова потрясли Таисию, а преподобный Иоанн залился слезами. — Что ты плачешь, отец? — воскликнула Таисия. — Как не плакать мне, видя, как демон тебя обманул и надругался над тобою. — Отче, разве для меня возможно покаяние? — Да, ручаюсь за это. — Отведи же меня туда, где мне можно будет покаяться. Не взяв с собою ни одного предмета, ни с кем не прощаясь, Таисия вышла с Иоанном из дома. Они стали пересекать пустыню. При наступлении ночи Иоанн насыпал возвышение из песка вроде подушки, перекрестил ее и предложил Таисии лечь и отдохнуть. Сам он после молитвы прилег на некотором расстоянии.

http://pravoslavie.ru/2187.html

Первые южно-русские издания Требника содержат только приписываемую Патриарху Филофею ( XIV в.) и обращенную к Пресвятой Богородице молитву о нашествии ратник («Дево Владычице Богородице, Яже Единственнаго Бога… рождши») 17 , заимствованную из греческой традиции 18 и встречающуюся также в болгарских памятниках 19 . Львовский Требник 1645 г. уже приводит довольно обширный и извлеченный из греческих печатных изданий чин в нашествие варвар , состоящий из канона Пресвятой Богородице 20 и четырех молитв 21 Патриарха Каллиста на злоключение людей 22 . Требник Митрополита Петра Могилы (1646 г.) – святителя, известного деятельностью в различных сферах церковной жизни, в том числе и литургической, и повлиявшего на современную русскую богослужебную практику, – излагает несколько военных чинов. 1. Молебное пение за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны 23 является плодом собственного литургического творчества Митрополита. Данное чинопоследование написано по принятому в этом требнике образцу молебных пений. Порядок его следующий: 2. Последование молебнаго пения, певаемаго в нашествии варвар и в нахождение языков 24 . Данное чинопоследование, в отличие от предыдущего, основано на заимствованных Митрополитом из венецианских печатных изданий греческого Евхология каноне и молитвах 25 и по структуре напоминает первый чин его Требника. Основные отличительные особенности этого молебствия следующие: 3. К воинским чинопоследованиям Требника Митрополита Петра Могилы можно отнести и чин освящения воинской хоругви 26 , который встречается в рукописных славянских источниках, и практически без изменений был внесен в современную Книгу молебных пений 27 , будучи воспринят современной богослужебной практикой. в) Ныне употребляемые чинопоследования Реформа богослужения на Руси в XVII в. отразилась, кроме всего прочего, на составе Требника. Многие воинские чинопоследования дониконовского времени, отправлявшиеся по старопечатным изданиям, были пересмотрены или вовсе не вошли в исправленные богослужебные книги. Кроме того литургическая практика обогащалась вновь составляемыми последованиями, которые отчасти испытывали на себе влияние забытых к тому времени древних молитв и чинов.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

Но что значат стены, если нет дозорного? Часовой заснул — город беззащитен. Идёт враг и топит спящего в его собственном сне. А дозорный мой спал, привалившись головой к плоскому камню, приоткрыв рот. Спал с младенческим выражением лица. Он прижал к себе ружьё, будто игрушку, которую берут с собой в сон. Я смотрел на него, и мне его было жалко. Жаркой ночью мне жаль человека за то, что он так непрочен. Нестоек дозорный, бдительность его усыпил варвар. Пустыня одолела его, и он позволил воротам бесшумно повернуться в ночной тишине на смазанных петлях, чтобы варвары оплодотворили крепость, истощённой крепости нужен варвар. Спящий часовой. Авангард противника. Ты уже завоёван, твой сон означает, что ты уже не принадлежишь городу, узел развязался, ты ждёшь преображения, ты — поле, приготовившееся принять семена. А я представил себе город, разрушенный по милости твоего сна, потому что ты узел всему и ты всему развязка. Как ты прекрасен, дозорный, когда ты настороже, ты — чуткие уши и зоркие глаза моего города... Как благородна твоя любовь к городу и куда умнее рассуждений всех логиков, которые не любят, а делят его. Для них вот здесь больница, там тюрьма, а тут дом друзей. И дом этот тоже разделён на части, они видят одну комнату, другую, третью. А в комнатах видят вещи — одну вещь, другую, третью. И что они сделают с такой грудой вещей, из которой ничего не хотят построить? Но, дозорный, если ты не спишь, ты оберегаешь город как целое, город, раскинувшийся под звёздами. Не этот дом и не другой, не больницу и не дворец — весь город. Не стонущего при смерти, не кричащую роженицу, не блаженный стон влюблённых, не писк новорождённого — оберегаешь многообразное дыхание единого тела разом. Целый город. Не бессонницу этого, не сон другого, не стихи поэта, не эксперимент учёного — переплетение сна и усердия, угли, подёрнутые пеплом, на которые смотрит Млечный Путь. Целый город. Дозорный, дозорный, ты приник ухом к груди возлюбленной и слушаешь тишину, покой и вздохи, которые не имеет смысла делить и различать, потому что это биение её сердца. Просто биение сердца. И ничего другого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=131...

К тому же история представляет нам тысячи примеров разных чудес, от святых икон истекающих. Приведу вам хоть один из разительных примеров таких чудотворений. Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллией, несколько варваров вошли из любопытства в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, увидав здесь молящегося священника перед образом Победоносца, сказал с насмешкой: «Вот безумец, доске поклоняющийся!» – и вынув из колчана стрелу, пустил в икону. Но стрела, вопреки направлению, устремилась вверх и, с силой низвергшись, пронзила руку варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушёл домой; болезнь усиливалась, и вскоре вся рука распухла. Сарацин ожидал пагубных последствий. К счастью, у него в услужении жила в это время христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что поступок твой заслуживает смерти. Если хочешь быть здоров, то позови священника и спроси у него, что нужно делать». Как ни был ожесточен сарацин против христиан, но, видя опасность, согласился на предложение христианки, и священник пришёл. «Какую силу имел образ, которому ты в бытность нашу в церкви столь усердно поклонялся?» – спросил у него сарацин. «Всю силу имеет один только Бог, – отвечал священник. – Ему я и поклонился, а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет обо мне ходатаем пред Богом». – «Итак, Георгий не бог ваш, так кто же он?» – опять спросил варвар. «Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник, – был человек нам подобострастный, но за славу имени Христова претерпев мучения и смерть, получил от Него благодать чудодействовать. Любя угодника Божия, мы почитаем его икону и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлем, лобызаем оную. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». – «Что же мне посоветуешь делать? – спросил поколебавшийся в своём неверии варвар, – посмотри на мою руку, я мучаюсь и, без сомнения, умру».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Лоранс Гийон: Я пришла в Православие как варвар Я презирала современное ханжество, с песенками под гитару, правильными морализаторскими высказываниями и призывами «прийти в молодежный центр при храме с моими школьными друзьями» под предлогом, что все мы братья. Я — сестра этой компании пупсиков? Это же просто смешно! 8 февраля, 2016 Я презирала современное ханжество, с песенками под гитару, правильными морализаторскими высказываниями и призывами «прийти в молодежный центр при храме с моими школьными друзьями» под предлогом, что все мы братья. Я — сестра этой компании пупсиков? Это же просто смешно! Лоранс Гийон – француженка, которая уже почти 20 лет живет в России, исповедует православие и занимается музыкальным фольклором. Она профессионально играет на средневековых инструментах, часто выступает с концертами, где исполняет средневековые французские песни и произведения русского фольклора. Что привело француженку в Россию и Православную Церковь? Религия детства Религия моего детства настолько смешивала чудесное и мрачное, что в совсем еще нежном возрасте я увидела во сне кладбище, где цвела сирень и в сиянии пели птицы: преображенное кладбище. Я бывала на кладбище каждый год, потому что мой отец, красивый юноша, умер через год после моего рождения от сердечной недостаточности. Это было кладбище индустриального городка в области Ардеш; Анноне был таинственным и мрачным городом, печальным и поэтичным. Дома меня неотступно преследовали фотографии отца. Мне рассказывали о нем со слезами на глазах. На день Всех Святых я ходила с мамой возлагать хризантемы на серый камень, похожий на горизонтальную плотно закрытую дверь среди незапамятных кедров, из которой исходило глубокое молчание. Мой дедушка не ходил к Мессе, но считал, что другим членам семьи положено это делать. Я помню Распятие в натуральную величину в мрачной церкви, цветы и статуи святых с отстраненным взглядом, бело-голубую Богоматерь и розовые пятна света от витражей на сером мощеном полу. Возмущенные судьбой Христа, вместе с двоюродной сестрой мы планировали перед Пасхой пойти освободить Его. Мы играли с пупсом в Святое Семейство: я была Богородицей, она — Иосифом Обручником; она надевала для игр старую шляпу, а я — платок. Нас очень впечатлил итальянский фильм «Марчеллино, хлеб и вино», в котором маленький сирота, которого приютили монахи, нашел на чердаке большое Распятие и разговаривал с ним. В конце концов Христос спустился с креста и забрал мальчика на небо, к его ушедшей матери.

http://pravmir.ru/lorans-gijon-ya-prishl...

Однажды вышел преподобный Агапий к морю постирать свои одежды, а там появились агаряне. Они тотчас взяли его, увезли с собой и продали в Магнезии тоже агарянину, у которого святой находился 12 лет в оковах и ежедневно работал с усердием. С полной верой и горячими слезами день и ночь молился Агапий Госпоже Богородице, чтобы Она, как Сама знает, освободила его от горького плена и тяжкой работы. Вняла, наконец, Всемилостивая молениям раба Своего. Однажды ночью, явившись во сне, Она повелела ему идти без всякого страха к своему старцу. О чудо! Пробудившись, Агапий видит, что цепи с него спали и двери отверсты. Тогда святой понял, что это сделано чудодействием Богородицы, и потому тотчас же, без всякого препятствия выйдя из дома агарянина, прибыл на Святую Гору к своему старцу. Но старец, увидев его, опечалился, ибо думал, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: “Чадо! Агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет. В час всеобщего Суда ты должен будешь отдать ответ за те сребреники, которые истратил твой господин на покупку тебя, чтобы иметь в твоем лице помощника в своих нуждах. Поэтому, если ты истинно желаешь спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Ему служителем, когда же Бог просветит твоего господина, он сам тебя отпустит.” Любящий Бога и Богом возлюбленный Агапий принял эти слова старца, как от Бога, и возвратился к хозяину. Агарянин, увидев его, удивился. “Как ты ушел от меня и почему возвратился?” – спрашивал его варвар. Тогда святой подробно объяснил ему все. Удивился и даже изумился варвар добродетели Агапиева старца и высоте святой христианской веры, а вместе с тем смягчилась от умиления и зачерствелая его душа. Вскоре, взяв с собой Агапия и двух своих сыновей, пришел он на Святую Гору к Агапиеву старцу и требовал от него себе и детям крещения. Утвержденные надлежащим образом в вере Христовой варвары были крещены, а после того приняли на себя и ангельский образ. Богоугодно пожив в добродетельном подчинении сначала Агапиеву старцу, а по его смерти – Агапию, отошли в Царствие Небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христе Иисусе. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 302).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Да уповают на милосердие Сына Моего все здесь пребывающие в добродетельном житии и страхе Божием, и вот вам знамение: доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». С того времени обрадованные иноки не тревожили более святую икону, а устроили небольшой храм во славу Преблагословенной Богоматери над монастырскими воротами, где Она Сама избрала Себе место. В этой церкви чудотворная икона и доныне пребывает на левой стороне царских врат. По имени обители она называется Иверскою, а по месту пребывания над воротами –Портаитиссою, т. е. Вратарницею, или Привратницею. Чудеса исцеления от Иверской иконы неисчислимы. Доныне виден на ланите Иверской Богоматери шрам от раны, нанесённой ножом разбойника, именовавшегося Варваром. Увидев, что из лика потекла кровь, Варвар был приведён в такой ужас, что тогда же покаялся и, поступив в число иноков Иверского монастыря, кончил жизнь в строгом подвижничестве и ныне именуется святой Варвар. Подобным образом покаялись и сарацинские хищники, некогда ограбившие Иверскую обитель: они раскаялись и не только обратились к истинному Богу, но и все свои сокровища отдали для возобновления опустошённых ими храмов. Заступлению Богоматери-Вратарницы обязана обитель спасением своим и от нашествия персов, которые под предводительством Амиры, на пятнадцати кораблях, пристали к берегу Святой Горы, обступили Иверский монастырь с намерением ограбить его. Устрашились монахи и, взяв с собою церковные сосуды и чудотворную икону, укрылись в укреплённой башне и усердно молились Пресвятой Богородице, да спасёт обитель Свою от разорения. Враги ворвались в монастырь и опустошили его, потом опутали канатами столпы собора и усиливались обрушить их со всем храмом. Вдруг восстала сильная буря и потопила персидские корабли и всех на них бывших врагов. Остался один Амир, бывший тогда в монастыре. Видя погибель своих кораблей и воинов, он раскаялся в своей дерзости, просил монахов умолить Бога о помиловании его и вручил им много золота и серебра для построения новых, ещё выше прежних, стен вокруг монастыря. Иверская обитель со времени явления в ней чудотворной иконы не имела ни в чем недостатка, вклады многих благочестивых людей обогатили её украшениями и сокровищами. К замечательным чудесам от святой иконы относится и то, что Пресвятая Вратарница часто не допускала входить в обитель людей, имевших какую-либо душевную нечистоту; некоторые из нераскаянных грешников, при попытке насильно войти внутрь ограды, падали мёртвыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Научитесь добро творить. И аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червлёное, яко волну убелю ( Ис.1:17–19 ). Слушая столь чадолюбивое увещание свыше, восчувствовал все укоризны моей совести и, воздыхая из, глубины сердца, сказал: Боже! пришедший в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз, исполни на мне унывающем, яже обещал еси чрез пророка Твоего. От сего времени, я приемлю твердое намерение, обещаюсь от чистого сердца и клянусь, что не сделаю зла пред Тобою; отрицаюсь от всякой скверны, я буду служить тебе в чистоте совести. Днесь, Господи! в сие мгновение, прими меня кающегося». Братия, услышав сие, возблагодарили Бога, а свыше вдохновенный Павел сказал: «О Христиане! Зная из божественного Писания и святых откровений, как всякую благодать являет Бог тем, которые искренно прибегают к Нему и покаянием очищают первые грехи свои, зная, что сей нежный Отец повелел Ангелу паки принимать каждого грешника под свое покровительство, в самую минуту сердечного покаяния, не отчаивайтесь о вашем спасении. Живу Аз глаголет Господь, не хочу смерти грешника, но еже обратится нечестивому от пути своего и живу быть ему ( Ис.30:11 ) 12 .» Некогда на Греческую державу сделали нападение варвары, обитавшие близ пределов персидских, которых древние историки называют Ефилитами. Греческое правительство, для отражения их отправило войско, которого одна часть осталась для защищения г. Едесса, где почивали мощи св. мучеников: Гурия, Самона и Авива. В сем отряде находился чиновник, родом Готф, на то время вступивший в гражданскую службу, и ему случилось жить в доме добродетельной вдовы, именем Софии, которая имела у себя единственную дочь Евфимию, прекрасную, благонравную и богобоязненную. Варвар с первого взгляда возымел преступные мысли против юной девицы, и начал употреблять разные средства, чтобы поколебать ее сердце; но как благовоспитанная Евфимия не хотела слушать его ласкательств, то варвар принял другие меры: ъ случаю выхвалял знаменитость своего рода; говорил как любят его родителей; и какая радость, по окончании брани, ожидает его в объятиях его семейства, мимоходом давал знать, что отец и мать непрестанно предлагали ему знатных невест, но сердце его доселе оставалось нечувствительно к приятностям супружеской жизни; и наконец все сии ухищрения довершил тем, что начал просить руки Евфиминой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

 вот мы перед Иверской, одной из самых чудотворных и почитаемых икон в Православной Церкви. По преданию написана она, как и Владимирская Божия Матерь, евангелистом Лукой. Икона большая, в полтора метра, образ, несмотря на древность, светлый, с живыми чертами, внимательно и неустанно всматривающийся в каждого, кто подходит. Богатый, изукрашенный цветными камнями, киот нисколько не теснит образ. Под ним горкой, да и немалой, навалены драгоценности, дары получивших исцеление и просветление. В храме тишина, сумрак; кроме нас, никого. Монах, сопроводивший нас и показавший ранку на образе, след от удара копьем, вышел, чтобы не мешать нам отдаваться чувствам. Это даже и не чувства, а до жути сладкое и восторженное проникновение (попытка проникновения) в глубь тайны тех времен, когда мир чудесно освятился новыми знаменами и с радостью шел во имя их на любые страдания. И как не полчаса ли не находили мы сил, чтобы оторваться от образа, одно ликозрение которого, одно прикосновение к нему можно считать за чудо. О, Матерь Божия, Игуменья Афонская, не остави нас, ступивших в Твой Предел, своей милостью... верская Богоматерь сама выбрала местом своего пребывания этот монастырь. Прежде, более тысячи лет назад, она находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ Константинополя. Это было начало IX века, опять, как и за два столетия до того, разразилось иконоборчество. Ночью к вдове ворвались царские воины, и один из них, по имени Варвар, ударил в образ Богоматери копьем. Ударил и с ужасом увидел, что там, куда пришелся удар, над подбородком с левой стороны, выступила кровь. От страха Варвар упал на колени, потом бежал. пасая икону от новых варваров, вдова вынесла ее к морю и опустила в волны, в надежде, что они вынесут ее к безопасному берегу, где и обретет ее столь же, как и она, благочестивый человек. Но икона вдруг встала в воде в рост и " пошла " Сомнений не могло быть: не волны несли ее, а она решительно пересекала волны, зная, куда идти.  пришла на Афон к Иверскому монастырю. В море неподалеку от берега поднялся огненный столб, возвещая ее прибытие. Начались чудеса. Там, где опускали ее на землю, пробивался родник; ей определяли место в храме, а она раз за разом оказывалась над монастырскими вратами, показывая, что ее служение и положение здесь - быть во главе монастыря. Впоследствии для нее выстроили церковь. Икона Иверской Божьей Матери, которую назвали еще и Вратарницей, принесла монастырю небывалую славу и почитание. Здесь, под ее защитой, заканчивали свои дни константинопольские патриархи, сюда из последних сил добирались скорбные и увечные. При царе Алексее Михайловиче был сделан и доставлен на Русь " список " Иверской, помещенный в Новоспасский монастырь, и тоже являющий многочисленные чудеса.

http://isihazm.ru/1/?id=541

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010