Преподобный Давид чрез некоторое время, видя в св. Додо крепость духа и силу ума, сказал ему: " Отец Додо! Так как Господу, хотящему всем человекам спасения, угодно созидание пустыни, в которой будут жить многочисленные отшельники, и так как эти братья наши, оставившие мир и родных своих, желают устроить себе обитель, то не будем ленивы, заботясь о пользе их душ. Поэтому взойди с никоторыми братьями на ту высокую каменную гору, которая возвышается напротив нас, и устрой там обитель нашим братьям для прославления имени Господа нашего Иисуса Христа и для восхваления Пресвятой Богородицы Девы Марии " . Св. Додо, по приказанию преп. Давида, устроил в назначенной горе, в высеченных пещерах, обитель, где и поселилось множество пустынников. Давид, выходя каждый день из пещеры, которая была высочена в каменной скале, во двор, в уединении непрестанно воссылал Богу молитвы, оставив все земные и мирские заботы и омывая лицо свое теплыми слезами. Однажды святой взошел на ту гору, в которой жили его братья, и, по обыкновению, начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. В это время прилетела и села у ног его куропатка , испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Бубакар . Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба - сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал св. Давиду: " Кто ты такой, человече, и откуда ты, и как здесь поселился? " Преподобный ответил: " Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного мира в небесный " . Варвар снова спросил: " А кто здесь питает тебя и утешает? " Снятой ответил: " Тот на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих " . И добавил: " Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному чтоб избавиться от рук убийцы " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

За это, по повелению царя Юлиана, новые исповедники имени Христова: Вакх, Каллимах и Дионисий — были усечены во главу и, таким образом, сопричислялись к лику святых мучеников на небе. А святого Варвара нечестивый царь повелел привязать к железному колесу, под коим возжечь сильный огонь, и то колесо вертеть с привязанным к нему мучеником, возливая на страдальческое тело последнего кипящее масло. Но мученик, возносивший теплые молитвы к Богу, остался совсем неповрежденным огнем: напротив, огонь устремился на мучителей-воинов, опалил их, а двоих из них обратил в пепел. После этого страдалец Христов был ввергнут в темницу, где явился ему Сам Господь, и укрепил его. Наутро святой Варвар снова был выведен для мучений; его, нагого, растянули в четыре стороны, после чего били его безжалостно по спине и чреву воловьими жилами. Потом мученика ввергнули в печь, которую предварительно разжигали в течение трех дней. Пребывая в ней в продолжение семи дней, святой обретен был снова живым, здравым, нимало не поврежденным от огня, словом, вышел из пещи, как бы из бани, славословя Бога. После того святой Варвар снова был ввергнут в темницу, куда к нему вкинули множество скорпионов, змей и всякого рода пресмыкающихся, в том расчете, что он от них погибнет. Но и при сем заключении святой Варвар, отогнав от себя крестным знамением ядовитых гадов, остался ни чем неповрежденным. Тогда ожесточенный мучитель, не хотевший познать силы Христовой, повелел разжечь до возможной степени медного вола и ввергнуть в него мученика; но и там святой остался невредимым. Он не ощущал никакой боли от огня, а медный вол, точно чувствуя опаление от огня, как живой начал двигаться, произносить какие-то звуки и ходить. Увидев это чудо, многие из язычников уверовали во Христа. Наконец, после всего этого, мучитель повелел святому мученику Варвару отсечь главу. И так доблественно совершил он свой подвиг страдальческий за Христа Господа. Честное тело его благочестивый епископ Филикий, взяв с честью, предал погребению в городе Мефоне Пелопонесском, прославляя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом во веки славимого, аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Трудно решить: есть ли Варвар, усеченный во Фракии при Иулиане, один из упомянутых также усеченных мечем, 6 и 14 мая находящихся в стишном прологе, или новое лице? Вероятнее, что, если не явились три из одного; то он один из упомянутых двух; ибо странно стечение в одном месяце трех различных мучеников Варваров. Св. Димитрий ростовский внес сказание о Ваваре и дружине его из западных Дееписателей и поставил его 6, а не 11 мая, как у Петра де Наталибус, ради Варвара разбойника. Св. Варвар разбойник . Св. Варвар жил сначала разбойником в странах луканских; раскаявшись провел 15 лет строгой аскетической жизни в лесах и застрелен проезжими купцами, принявшими его за зверя. Что это за страны Луканские? Есть ли это Лукания в Италии, Ликаония в малой Азии, Лакония в Пелопонезе или Ликеон гора (Диафторти) в Аркадии на границах Мессении? Надобно искать ее в Греции. В греческом стишном синаксаре 15 мая память сего святого показана так: препод. отца нашего Варвара мироточца. Никодим замечает, что кажется об нем говорит Вриенний во 2 томе своих поучений. Вриенний писатель 16 века действительно говорит о св. Варваре в Елладе , источающем миро рекою. Точнее говорится о Варваре разбойнице в новом греческом Лимонаре в житии Варнавы и Софрония (18 авг.); здесь говорится, что на север от Лариссы на три дня пути в монастыре горы Келлий находятся мощи Варвара мироточца, покаявшегося начальника разбойников. Это на севере Фессалии или уже в Македонии недалеко от Мефона македонского. Игак в Греции два Варвара мироточца: один усеченный при Иулиане во Фракии, но коего мощи положены в Мефоне пелопонезском, другой на севере Греции. Нет ли здесь смешения? Как явился на юге Греции в Мефоне мессенском усеченный во Фракии; а на севере Греции явился скончавшийся, если не на юге Греции, то в других странах, напр. Ликаонии? В древнейших памятниках восточных 7 и 8 мая показана память пр. Тарасия чудотворца в Ликаонии. Не есть ли это собственное или иноческое имя Варвара т. е. разбойника, бывшего в Ликаонии? В Белозерских святцах, до 1631 года писанных, есть кондак Варвару разбойнику : от Бога данные ти благодати страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся испивый сладостне чашу Христовых страстей .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Память святого Варвара, бывшего прежде разбойником Сей блаженный Варвар был прежде лютым разбойником в странах Луканских [ 1 ]. Много пролил он крови человеческой, и никто не мог его изловить, ни тем более бороться с ним, так как он обладал необыкновенною телесною силою. Но преблагий и человеколюбивый Бог, не хотящий смерти грешника и всем спасения ищущий, подобно тому, так некогда апостола Павла (Деян.22), так и сего разбойника действием Своего Промысла уловил в сети спасения. Однажды, когда разбойник этот сидел в пещере и смотрел на множество награбленного золота, вдруг сердца его коснулась благодать Божия, приводящая грешника на путь покаяния. И вот разбойник умилился душой и, вспомнив о страшном суде Божием, начал скорбеть, говоря в душе своей: «Увы мне грешному, что сотворил я! Много пролил я крови человеческой, многих жен осквернил, чужие имущества похищал и много иного сотворил зла! Между тем, сегодня ли, завтра ли, но я должен умереть; а что я приобрел, — кому останется?!» И потом воззвал снова: «Я знаю, что древнего разбойника Христос по Своему милосердию (Лк.23:40–43) восприял к Себе: и меня Он приимет, если только покаюсь. Се ныне каюсь я, сокрушаюсь о своих злодеяниях и ищу Его милосердия». Сказав это в глубине души своей, Варвар воспрянул и, не сказав ничего своим товарищам, взял лишь меч под свою одежду и, оставляя все, ночью пошел в ближайшее селение, в котором была церковь. Пришедши в церковь во время утрени, он, по ее окончании, пал священнику в ноги со слезами, восклицая: — Отче святой! Не отринь меня, окаянного грешника, пришедшего к твоей святости: ибо покаяться хочу я в содеянных мною злодеяниях. Священник, подняв его с пола, подвел к святому алтарю и сказал: — Исповедуй, сын мой, пред Богом содеянные тобою согрешения; я же буду смиренным свидетелем твоего исповедания и покаяния. Кающийся стал говорить: — Я, отче, — тот самый разбойник Варвар, о котором, как думаю, и ты слышал. Преисполнен я множеством грехов, нечистоты телесной, грабительством и убийствами: ибо я убил до трехсот человек, в том числе погубил мечом и двух пресвитеров, не хотевших допустить меня к таинству покаяния.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Хочешь ли видеть,– говорит Св. Златоуст , как важно девство? Христос, когда пришел на землю, не принуждал к нему никого; ибо когда настоятельно требовал исполнения прочих добродетелей, девства не требовал, предоставляя венец тому, кто сохранит оное добровольно. По смыслу слов Его, подвизающийся в воздержании, хранит оное. Суть бо скопцы, иже от чрева матерня родишася тако: и суть скопцы, иже скопишася от человек: и суть скопцы, иже неказиша сами себе Царствия ради небесного; ( Mф. XIX, 12 ) не отсечением телесных членов, но отложением необузданных похотей: могий вместити да вместит. И Апостол, когда перечисляет все добродетели, сознавая неудобоисполнимость девства, говорит: «о девах повеления Господня не имам, совет же даю» ( 1Kop. VII, 25 ) 36 . И как высоко подвижники благочестия почитали девство, и как строго исполняли его! Некоторые из любви и уважения к девству лучше соглашались потерять все, – даже самую жизнь, чем лишиться сего драгоценнейшего цвета в вертограде Церкви. Так поступила святая Евфрасия. Уже Максимиан, великий гонитель христианства, наскучил подписывать смертные приговоры поборникам Евангельской веры: ибо, истощив на них все ужасы мучений, не мог поколебать христианской твердости. Тиран умыслил другой род казни. Девицу Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы принесла жертву богам ее отечества; но как все усилия были тщетны, то она была отдана дерзновеннейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем Богу, Хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному жениху сказала: «как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: я волшебница; знаю силу всех трав, всех растений. Ты как, воин всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую тайну: у меня есть на примете трава, которую, имея при себе, ты будешь невредим противу стрел и копий,– но та же волшебная наука открыла мне, что сия трава имеет действие только тогда, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию, идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостию: «вот тебе лучшее от меня приданое».– «Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» – спрашивает ее воин. – «Опытом над моею головою, если тебе будет угодно»,– отвечает Евфрасия, и вдруг, обнажив выю, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: «взмахни как можно сильнее меч твой и ударь меня; ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и глава Евфрасии отлетела от выи. Мученица пала бездыханна. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами; а целомудренная девица отошла к Жениху Небесному 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Ибо он, войдя вместе с множеством епископов, трепещущих и не желающих говорить о том, что могло бы опечалить варвара, но уповающих, тем не менее, на справедливость и мудрость сего мужа, имея под рукой законы, начал пространно говорить в присутствии императора, чтобы вместе с блаженным Давидом обратить к нему свою речь: И говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился ( Пс. 118:46 ) 894 Поскольку варвар, как ему казалось, хвастался перед ним италийским наречием, говоря на котором, как чужеземец, был не в состоянии разделить слова на слоги, святой, перейдя на тот же язык, засыпал его италийскими словами, называя тираном и врагом государства, напомнив ему о родине, о бегстве, о страхе, о том, как он молил о защите, о спасении сверх надежды, о клятвах, которые он уничтожил, убедив тогда императора тем, что показал ему закон, согласно которому сохранялось благоволение для него, для его детей и потомков, он также напомнил, что тот варвар получил эту власть, несмотря на то, что его нраву подобали изгнание и смерть 895 . Конечно же, ныне я постарался рассказать не о том варваре, но, воспользовавшись этим как предлогом, сделал известной дерзновенную речь отца. Они же, измыслив великую ложь, сказали, что святой хочет принести ему в жертву одновременно дела и Церкви, и государства 896 , и, сказав, убедили [в этом]. И ничего удивительного, когда блаженный Давид, еще имея в руках голову и меч Голиафа, был признан Саулом не благодетелем, а предателем, и даже был изгнан 897 . Такую весьма смехотворную хулу возвели на отца те приближенные к власть имущим, которая не содержала, как я раньше говорил, ни одного правдивого слова, но совершенно обратное: ибо, если бы кто-то сочинил речь, посвященную очистившему Римское государство от такой скверны и затем, придя, захотел бы ее произнести, никто прежде блаженного сего подобающим образом не одобрил бы этой речи, потому что дело его было столь чисто, что многие слышали, что варвар говорил и тогда, когда еще находился дома, и тогда, когда обратился в бегство: «Я потому не уничтожил епископа Иоанна, чтобы это не засчиталось ему в мученичество. Ибо, если бы он страстно не стремился к этому, он не дерзнул бы на такую смелость».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Если выбирать между Кораном и гамбургером, я выбираю гамбургер. Ну, оккупирует нас Америка, это, конечно, будет грустно, но мы опять сочиним анекдоты, самиздат восстановим. Как-нибудь высвободимся, не впервой. Американцам нужны наши недра, а исламской экспансии — души. Единственная правильная позиция христианина по отношению к исламу — это проповедь. Они-то действуют именно таким методом. Скольких уже русских затащили в ислам! Выстоять может только христианин. Благополучному пофигисту не выжить. Все в жизни повторяется. Были римляне, которые ни во что не верили. Комфорт у них был не хуже нашего, а может даже и лучше. Постмодернизм у них был свой. Свои литературные изыски. А потом пришел варвар и зарезал эту высокоэксистенциальную свободную личность в ее собственной ванне-джакузи. Когда образованный человек начинает впадать в комфортное состояние пофигизма, приходит варвар. Сегодняшний варвар — в зеленом. Вам надо, чтоб в Вашей квартире телевизор разбили, окна заставили бы краской замазать? — Крестовый поход лучше? — А что вообще плохого в крестовом походе? Неокатолический Папа не был в праве за крестоносцев «извиняться», они не имеют к нему отношения. Традиционный католицизм от них не отречется никогда. Детский журнальчик у лефевристов называется «Крестоносец». Моя любимая фигура, применительно к эпохе Крестовых походов, Бодуэн IV Иерусалимский. Чудо вообще! Неизлечимо больной 15-летний мальчик: которого несли на носилках впереди войска, когда он уже на коня сесть не мог, но пока его хотя бы несли, все битвы христиане выигрывали. А в Европе все были тогда заняты шкурными интересами. Я не знаю, почему Католическая церковь не канонизировала короля Бодуэна. — А за что бандита канонизировать? — Он не бандит, а хранитель Гроба Господня. И легитимный король Иерусалима. — «Крестоносцы позже уничтожали то, перед чем им приличнее было бы лежать во прахе, — культуру, сравнительно с которой даже наш девятнадцатый век является очень бедным, очень «запоздавшим». — Конечно, они хотели добычи: Восток был богат… Крестовые походы были только пиратством высшего порядка, не более того!» Цитата из того же Ницше.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

Коль чувствительная встреча! Обрадованная Евфимия поверглась в объятия матери. Изумленная София остановилась, внезапно увидев дочь свою, в рабские рубища одетую. Обнявшись, обе они рыдали и не могли промолвить ни одного слова. Потом Евфимия рассказала все злодеяния варвара, все злосчастия с нею случившиеся, и оказанную помощь св. мучеников Гурия, Самона и Авива. Сердце нежной матери растаяло от милости, и все слушающие, удивляясь, прославили всемогущую Божию силу и помощь. Пришедши к гробнице св. мучеников, София и Евфимия пребыли тут в молитвах до самого вечера. Вся Греция узнала о славном чуде, и все восхвалили имя Господне. Но Бог не оставил без наказания и клятвопреступного Готфа. Чрез несколько времени, Греческому воинству опять случилось идти чрез Едессу, и варвар, привыкши к грабежам, неразлучным с войною, находился тут же. Не сомневаясь, что Евфимия погибла лютою смертью он без всякого стыда посетил свою тещу. София, увидав его, скрыла Евфимию, приняла с притворною ласковостью и начала спрашивать, здорова ли дочь моя? «Молитвами твоими живет благополучно, отвечал варвар, родила сына и чрез меня целует тебя. Если б я, будучи дома, знал, что достанется быть в Едессе, то непременно бы взял ее с собою: но поход назначен был в другую сторону, и уже на дороге получили приказание идти к Едессе. София будто поверила словам его: пригласила родственников и приятелей, и – вывела пред него Евфимию. «Злодей! сказала она, знаешь ли эту отроковицу? знаешь ли, кто она? знаешь ли, где заключил и какой смерти предал ее»? Затрепетал преступный Готф и сделался безгласен, как мертвый, а раздраженные Едесяне схватили его, заключили в темную комнату, и о всем возвестили блаженному Епископу Евлогию. Не нужно было новыми доказательствами удостоверяться в его злодеяниях: чудо святых страстотерпцев было в свежей памяти у всех, да и варвар признался немедленно. Преосвященный Евлогий о всем донес воеводе, начальствовавшему над греческим войском. Немедленно наряжен был суд; и Готф, как нарушитель обязанностей супружеских, губитель невинности, клятвопреступник и убийца, приговорен к смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Став христианином, святой уединяется в горах и проводит в уединении несколько лет, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. Среди святых, обратившихся из ислама, нет наверное, никого, кто в своей дохристианской жизни согрешил бы против христиан столько, сколько св. Варвар. Но нет среди них и никого, кто бы сравнился с ним по величию подъятого подвига покаяния. В качестве епитимьи святой принимает цепи на шею, руки и ноги. " В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и мороз среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному " . Как и апостол Павел спустя много лет переживавший своё одобрение убийства св. первомученика Стефана, святой Варвар, думается, не менее сожалел о пролитой им крови. Во время столь великих подвигов, у святого всё больше и больше разгоралось желание исповедовать Христа не только своей жизнью, но и смертью. Но как достичь этого в тех условиях? Ведь Варвар - единственный из всех упоминаемых здесь святых, обратившихся из ислама, кому не пришлось свидетельствовать о своей вере на мусульманском суде. Он жил среди христиан. Тем не менее, обстоятельства кончины св. Варвара странным образом указывают на то, что его желание пролить свою кровь за Христа было услышано... Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, застрелили его из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку. Впоследствии мощи св. Варвара были перенесены в храм и через некоторое время стали обильно источать благовонное миро, от которого совершались многочисленные исцеления. Маленькая дочь составителя жития святого, Константина Акрополита, была исцелена от тяжкой болезни чрез помазание миром от св. Варвара, в благодарность за что Константин и составил своё " Слово на св. Варвара " . Ныне мощи святого почивают в обители горы Келлии, что на севере Греции.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

На всечестном лике Вратарницы заметна спекшаяся рана от удара пирата. Этот варвар, ударив икону мечом, увидел, что из раны истекла кровь. Это чудо умилило его. Он уверовал, крестился и остался в монастыре, став впоследствии монахом. Он посчитал себя недостойным всякого имени, кроме имени Варвар. Однако его жизнь в покаянии и подвиге оказалась угодной Богу, и мы чтим его как святого. В небольшом храме иконы Божией Матери «Вратарница» есть фреска, где он изображен в облике пирата с подписью: «Святой Варвар». Скит Кавсокаливия получил свое название от святого Максима Кавсокаливита, но основан был преподобным Акакием из Аграф, жившим в XVII–XVIII веках в пещере, которая сохранилась и доныне. Видя, что братиям и отцам-подвижникам тяжело приходится без воды в этих сухих и бесплодных скалах, святой Акакий помолился и, трижды, в честь Святой Троицы, ударив, как Моисей, своим жезлом чуть выше кириакона, извел обильный источник приятнейшей воды, сделавшей суровое скалистое место скита настоящим садом. Когда преподобный Акакий подвизался в своей пещере в полнейшем и подчас невыносимом одиночестве – как повествует его биограф иеромонах Иона Кавсокаливит – каждое утро на дерево, растущее у входа в пещеру, прилетала птица и пела удивительную мелодию. Когда преподобный слушал это пение, его душа исполнялась неизреченной радости и избавлялась от уныния и печали, которые часто одолевают исихастов. Наверное, эта приятная птичка была Ангелом Господним, посланным для утешения в эту суровую пустыню. Преподобный имел такой дар утешения людей, что страдавшие от помыслов от одного вида его радостного лица избавлялись от них и умиротворялись. Преподобный Григорий, подвизавшийся в районе Великой Лавры около середины XIII века, был старцем великого отца и учителя нашей православной веры святителя Григория Паламы . В непрестанной молитве этот блаженный старец стяжал такую добродетель, такую нестяжательность и беспопечительность, что удостоился принимать пищу от Ангела Божия. Много лет прошло уже с тех пор, когда на праздник святителя Николая в монастыре Григориат случилось это удивительное чудо. Знаменитый монах Хаджи-Георгий был тогда послушником Гавриилом. Из-за плохой погоды отцы не смогли поймать рыбу для угощения гостей и пребывали в печали. Но послушник Гавриил не унывал, всю надежду возлагая на святителя Николая. Он углубился в молитву и совершал прилежное моление. И вот в самый канун праздника на берег у монастырского причала сильные волны чудесным образом выбросили несколько больших и хороших рыбин. Братия, едва заметив это, побежали, собрали их и приготовили трапезу, прославляя и воспевая питающего их Господа и покровителя монастыря святителя Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010