366-367 367-368 АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) 368-369 370-371 АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице 371-381 381-382 382-383 383-384 АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата 384-387 387-388 АКЕЛДАМА с нач. I в. по Р.Х. название пустынного места южнее Иерусалима, где совершил самоубийство Иуда Искариот 388-389 389-390 390-391 АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) 391-392 392-393 АКИЛИНА Степановна Дубовская (1892-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 393-394 АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) 394-395 395-396 396-397 397-399 399-400 400-401 АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение 401-402 АКРИВИЯ способ решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения АКРОСТИХ формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии 403-407 АКСАЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 28 июля), местночтимая чудотворная икона в Донской (Ростовской и Новочеркасской) епархии 408-409 АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817-1860), писатель, лит. критик, публицист и историк, один из главных теоретиков славянофильства АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик 409-410 410-411 411-413 413-414 414-415 АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во

http://pravenc.ru/vol/i.html

Хорепископы, протопресвитеры, протоигумены и архимандриты ставропигий (1-го класса) – генерал-майорам. – Особам 4 класса. Титулярные епископы имеют ранг равный хорепископам и генерал-майорам. Протосинкелы, клирошане, архимандриты, архипресвитеры. – Особам 5 класса. Бригадиры. Статские советники. Деканы и игумены – полковнику. Вице-декан и проигумен – подполковнику. Парохи, настоятели монастыря – штаб офицеры – майору. Старший викарий, наместник монастыря – капитану, ротному командиру. Викарий, капеллан, иеромонах – штабс-капитану. Архидиакон приматств – статскому советнику. Архидиакон – полковнику. Старший диакон-клирошанин – подполковнику. Протодиакон – капитан. Диакон вторствующий – штабс-капитану. Диакон – поручику. Иподиакон – подпоручик. Аколуф – прапорщик. Клирик – подпрапорщик. Епархии русской церкви Митрополии Епархии подведомственные Великая Русь Москва. Патриарх. чл. с. Коломна, архиеп. Члены Синода Дмитров, Можайск, Волоколамск, Серпухов, Звенигород, Богородск, Бронница, Клин, Подольск, Верея, Руза, Павлово тит. члены с. Радонеж арх.чл. с. Воскресенск арх. тит. чл. с. Крутицы архиеп. чл. с. Владимир старш. чл. с. Тверь старший Титулярные: Бутырки, Воробьево, Рогожское, Коломенское занимают должности хорепископов в Москве Примечание: Епархиальные епископы, члены синода как и архиепископы управляют уездами через своих ген. викариев в сане хорепископа Муром, Переяславль, Суздаль, Ковров Кашин, Старица, Белецк, Весьегонск Нижний-Новгород Балахна, Ардатов, Арзамас, Лукьянов Смоленск Вязьма, Гжатск, Дорогобуж, Рославль Ростов и Ярославль Рыбинск, Углич, Молога, Романов Кострома Нерехта, Кинешма, Галич, Сольгалич Рязань Егорьевск, Сапожок, Касимов, Раненбург, Зарайск, Скопин Воронеж Бобров, Задонск, Богучар, Павловск Тамбов Борисоглебск, Козлов, Моршанск, Кирсанов Брянск, Елецк, Трубчевск, Болхов Кашира, Венев, Белев, Ефремов Калуга Козельск, Малоярославец, Жиздра, Перемышль Малая Русь Киев эксарх Умань, Чигирин, Черкасск, Канев, Липовец, Радомысль Архиеп. Луцк» Переславль» Васильков тит. архиеп. Почаевс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

В 43-м Апостольском правиле читаем: «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий (в 42-м Апостольском правиле речь идёт о пьянстве и увлечении азартными играми епископов, пресвитеров и диаконов. – В. Ц.), или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне». Церковнослужители здесь отличаются как от священнослужителей, так и от мирян. На Западе имеются многочисленные источники, свидетельствующие о существовании степени субдиакона в IV веке. В первые два столетия истории христианской Церкви аколуфат не представлял собой особого чина. Когда же число верующих возросло и иподиаконы были уже не в состоянии исполнять обязанности низшего служения, им в помощь назначались особые служители – аколуфы. Слово «аколуф» (ακολυθος) означает «спутник», «служитель своего господина в пути». Святой Игнатий Богоносец называет Реоса «избранным мужем, который мне последует (ακολουθει) из Сирии после того, как он отверг мир» 207 . Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные дары – хлеб и вино, наблюдали за чистотой священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут ныне алтарники. Некоторые авторы усваивают аколуфам и несение других обязанностей. Немецкий учёный Крюлл считает, что аколуфы сопутствовали со светильниками диаконам, направлявшимся читать Евангелие, то есть были свещеносцами (ламподариями) 208 . Другой автор, Зайдл, полагает, что аколуфы составляли почётный караул епископа 209 . Подобно нашим алтарникам, они в первые века христианства не поставлялись в особую степень и не причислялись к клиру. На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в III столетии начинают причислять к клирикам, что очевидным образом вытекает из процитированных выше строк из письма Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию. На Востоке аколуфы упоминаются у Евсевия в рассказе о Никейском Соборе, на который, как он пишет, прибыло более 250-ти епископов, «имея при себе священников, диаконов, аколуфов и многих других» 210 . Одни авторы считали, что Евсевий говорит об аколуфах западных епископов, другие – что под аколуфами Евсевий подразумевает всех вообще епископских слуг, составляющих свиту, а не церковнослужителей особой степени 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Калиисфения (с хорошими силами, греч.), св. фракийская, 4 окт. Каллиопий (прекрасной певец, греч.), муч. помнеопольский (в Киликии), 7 апр. Калуф (в греч. Минеях Аколуф – сопровождающий, греч., вернее Коллуф, египет. имя) египтянин, муч. 19 мая. Кандидий и Кантидиан , муч. египетские, 5 авг. Кандид (белый, лат.), трапезунтский, 21 янв. Кандид , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Кантидиан , муч. египетский, 5 авг. Капетолина и Еротиида , мученицы каппадокийской, 27 окт. Капик (у римлян Папик), мученик кампанийский, 6 июля. Капитон (головастой, упрямой, лат.), священномуч., еп. херсонский, 7 марта. Капитон муч., с Памфилом , 12 авг. Карион (Кариец, карийский наемной солдат, малорослой солдат, насмешливое его прозвище) монах, 5 дек. Карп (плод греч.), ап. из 70, 26 мая. Карп , еписк. фиатирский, 13 окт. Картерий (терпеливый, мужественный, греч.) священномуч., 8 янв. Касиния (точнее Касиня – служаночка, лат., у Римлян Карина – дно у водяного судна, киль, корабль, или карийкая плакальщица), мученица анкирская, 7 нояб. Кассиан (порожний пустой, cassus, лат., илн принадлежащий Кассии – пряная корка, греч.) преп., римлянин, 29 февр. Кассиан грек, угличский чудотворец, 21 мая. Касторий (бобровый, греч. и лат.), муч. рижский, 18 дек. Кастор (блистающий – καζω превосходный, начальник, бобр, греч. и лат.) муч. 18 сент. Кастрикий , (лагерный? лат.) муч. мелитинский, 7 ноября. Кастул , (вооруженный, лат.) муч. римский, 18 дек. Катерий (разрушительный, греч.), Муч. севастийский, 3 нояб. Катун , из 10 мучеников, пострадавших в Пергии памф., 1 авг. Квадрат (квадратный, имеюшийющий четыре стороны и четыре утла равные, лат.), 4 марта. Квинтилиан (от quintus пятый, лат.), муч. доростольский, 28 апр. Келестин (небесный, лат.), папа римский, 8 апр. Келсий (высокий, лат.), 14 окт. Келсий , муч. егип., 8 янв. Кенсорин (цензорский, лат.), муч. римский, 30 янв. Керкира (по острову Корцира на ионийском море близ Эпира, кривой – κρκος, греч.) дева, мученица керкирская, 28 апр. Кесарий (кесарский) диакон, муч. тарракинийский, 7 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В день Пасхи в Римской Церкви народ окропляется св. водою и также, как и в Православной благословляется хлеб, агнец, яйца, мясо и т. п. Кроме сего во всю светлую седмицу в некоторых Церквах на вечерни бывает процессия в крещальню, где поются респонсории и остальные два псалма. В базилике св. Петра в Риме эта процессия бывает пред вечернею в память шествия мироносиц ко гробу. Во время процессии поется антифон «Царица неба» (Regina coeli) и аколуф окропляет св. водою народ и улицы. Процессия оканчивается молитвою пред главным престолом (confessio) базилики. В епархии Парижской в этот день на обедне совершается общее разрешение от грехов (l’absoute) в воспоминание общественного покаяния, бывшего в первенствующей Церкви Христианской. Отдание Пасхи (octava) совершается в субботу светлой седмицы. На обедне в этот день после освящения Даров, чрез каждые семь лет, Папа благословляет и освящает так называемые агнцы Божии (agnus Dei), т. е. овальные лепешечки из чистого белого воску в знак непорочного зачатая Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. На этом воске изображается агнец с крестным знамением, образ непорочного агнца, вземлющего грехи мира. Кроме сего, в состав сих агнцев входят: а) вода, как стихия, ознаменованная многими чудесами в Ветхом и Новом Завете; б) бальзам, как символ духовного благоухания святыни Христианской, и в) св. миро, – символ благодати и любви. Эти агнцы Папа погружает в св. воду при чтении молитв, в которых просит Бога, чтобы а) верующие при взгляде на сих агнцев или прикосновении к ним возбуждались к созерцанию тайны искупления и исполнялись благодарности и любви к Богу; б) чтобы при виде крестного знамени, начертанного на сем воске, обращались в бегство злые духи, развевались тучи, утихали ветры, улегались бури, переставали молнии и громы; в) чтобы этот воск имел силу против всех козней и искушений дьявольских, г) чтобы не постигло того, кто носит сей воск, никакое несчастье, как-то: поветрие, язвы, буря, наводнение, пожар и т. п. д). чтобы он был избавлен от всякого коварства, от внезапной смерти и от всякой опасности. Пред причащением иподиакон приносит эти агнцы к Папе, который раздает их Кардиналам, Епископам, прелатам и многом из верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В первые два столетия истории Христианской Церкви аколуфат не представлял собой состояния или чина. Когда же число верующих возросло и иподиаконы были уже не в состоянии исполнять обязанности низшего служения, им в помощь назначались особые служители - аколуфы. Слово «аколуф» (ακολουος) означает «спутник,» «служитель своего господина в пути.» Святой Игнатий Богоносец называет Реоса «избранным мужем, который мне последует (ακολουει) из Сирии после того, как он отверг мир.» Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные дары - хлеб и вино, наблюдали за чистотою священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут ныне алтарники. Некоторые авторы усваивают аколуфам и несение других обязанностей. Немецкий ученый Крюм считает, что аколуфы сопутствовали со светильниками диаконам, направлявшимся читать Евангелие, т.е. были свещеносцами (ламподариями). Другой автор, Зайдл, полагает, что аколуфы составляли почетный караул епископа. Подобно нашим алтарникам, они в первые века христианства не поставлялись в особую степень и не причислялись к клиру. На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в III столетии начинают причислять к клирикам, что очевидным образом вытекает из процитированных выше строк из письма Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию. На Востоке аколуфы упоминаются у Евсевия в рассказе о Никейском Соборе, на который, как он пишет, прибыло более 250 епископов, «имея при себе священников, диаконов, аколуфов и многих других.» Одни авторы считали, что Евсевий говорит об аколуфах западных епископов, другие - что под аколуфами Евсевий подразумевает всех вообще епископских слуг, составляющих свиту, а не церковнослужителей особой степени. Во всяком случае, в 24-м правиле Лаодикийского Собора, содержащем перечень священнослужительских и церковнослужительских степеней, не упоминаются аколуфы; «Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому-либо из церковнаго чина, даже до иподиаконов, или чтецов, или певцов, или заклинателей, или дворников, или из монашескаго чина, в корчемницу входити.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432389/

В восточной Церкви рукоположение в диакона, пресвитера и епископа, а в западной, сверх сего, и иподиакона совершается на литургии, которую отправляет сам рукополагающий; именно у нас епископа определено посвящать после трисвятой песни пред чтением Апостола, пресвитера по перенесении св. Даров с жертвенника на престол, диакона по освящении Даров и пении Достойно; иподиаконов, чтецов, певцов и свещеносцев пред начатием литургии во время чтения часов; у латинян диакон, пресвитер и епископ посвящается пред чтением Евангелия, иподиакон – пред чтением Апостола, аколуф, заклинатель, чтец и дверник после каждой из четырех паремий и молитв, их сопровождающих, клирик – пред сими паремиями; следовательно все во время литургии оглашенных; первое пострижение и производство в низшие чины церковные может быть совершаемо и вне литургии, и во все степени священства посвящаются несколько человек вдруг. На той литургии, на которой рукополагаются, причащаются св. Таин в восточной Церкви новопоставленные диаконы, пресвитеры и епископы, а в западной, сверх сего, и иподиаконы, на востоке под двумя видами хлеба и вина, а на западе под одним видом хлеба, кроме епископов. Поэтому иподиаконы, диаконы и пресвитеры у латинян, диаконы и пресвитеры у нас пред посвящением должны исповедоваться. По правилам западной Церкви, (без разрешения епископа или его викария, или капитула во время вакансии кафедры или папы) между производством из одного чина в другой, особенно священный должно проходить некоторое расстояние времени (interstitia) подобно тому, как и у нас требуется сперва прохождение низших степеней церковных 488 и запрещаются поспешные производства из низших степеней в высшие. 489 Право совершать таинство священства, т. е. рукополагать диаконов, пресвитеров и епископов как в восточной, так и в западной Церкви принадлежит только епископам. У латинян кардиналы-пресвитеры могут сообщить пострижение (тонсуру) и четыре низшие чина лицам, состоящим при них на службе (familiares – тоже, что у нас состоящие в штате архиерейском), аббаты-пресвитеры, получившие благословение архиерейское, – своим подчиненным, а папа может чрезвычайным образом уполномочить пресвитера производить в четыре низшие чина и во иподиакона, и всякого клирика – совершать обряд первоначального пострижения. 490 У нас только поставление чтеца в своем монастыре может быть предоставлено игумену пресвитеру. 491

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В Киевской митрополии этот чин еще назывался чином поставления «аколита». Аколит – это искаженное слово «аколуф» от rpeч. a,ko¢louqoV– спутник, провожатый. Несмотря на то что это слово греческое, у греков аколуфов не было (их обязанности исполняли иподиаконы), это чисто латинская должность, что еще раз подтверждает, что на юге Руси чин появился под латинским влиянием. Как показывает само имя, чтец имел обязанность читать при богослужении Священное Писание. Но читал он, не как теперь, только некоторые книги Священного Писания, а все без исключения, т.е. делал не только то, что теперешний чтец, но то, что принадлежит теперь к прерогативам пресвитера и диакона. Само искусство чтения в те времена не принадлежало к таким распространенным явлениям, как в наши дни. В особенности среди малообразованного первохристианского общества человек, умевший читать, мог быть поставлен высоко. Кстати, тогдашний способ написания книг (scriptio continua) без знаков препинания и без промежутков между словами был чрезвычайно труден для чтения; не всякий мог легко научиться читать рукопись. И Церковь действительно ценила чтецов, исполнявших свое дело как следует. Чтецу принадлежала не только механическая функция чтения Священного Писания в собраниях, но, что особенно важно, он имел право еще и толковать его для верующих публично; также чтецы выступали проповедниками. В одном из памятников II в. – Canones Ecclesiastici – чтецы даже ставятся выше диаконов, хотя к клиру и не причисляются. Этот счастливый период в истории чтецов продолжался до середины III века, а затем значение чтецов стало уменьшаться. Зачисление их в клир и отведение им здесь невысокого места сильно подорвало их значение и престиж. Включение чтецов в разряд клириков, и притом низших, происходит в первой половине III в. В середине же III в. окончательно определяется положение чтецов в клире. В правление папы Корнилия († 251 или 253 г.) они причисляются уже к одной группе с привратниками и экзорцистами. От чтецов стали требовать только чтения, не поручая им более важных функций, причем из книг Священного Писания, которые читал чтец, было исключено Евангелие (его стали читать диаконы, пресвитеры и епископы). Впрочем, в течение III в. должность чтецов на практике еще не превратилась в должность низшего разряда, какою она стала в более позднее время, а из некоторых фактов начала IV в. видно, что и тогда чтецы еще не потеряли некоторого значения.

http://azbyka.ru/istoriya-chinov-hirotes...

Почему будут возникать новые виды церковного служения? Потому что Дух Святой всегда пребывает в Церкви, а это дух творчества и движения вперед. Меняется жизнь — появляются новые виды служения. Неизменной остается лишь главная задача Церкви — Евангелие, благовестие откровения о Боге Воплощенном. И то, что хорошо для Евангелия, хорошо для Церкви. Сегодня роль дьякона чисто декоративная, отчего и не знают, что с этими дьяконами делать. Пробуют их пристроить то к миссионерству, то к социальному служению, то нагрузить епархиальной канцелярией. Сложность в том, что дьяконский сан канонически перегружен: например, дьякону нельзя жениться после хиротонии. Но фактически дьяконов в Церкви гораздо больше, чем мы себе представляем. На самом деле дьякон в современной церкви — это алтарник, и когда Русская Церковь осознает, что наше служение — не работа хранителя и оберегателя старины, не труд музейного сторожа, а Церковь — организм живой и развивающийся, мы канонически расширим дьяконское сословие до всех наших благочестивых алтарников и пономарей, разрешив служителям — так переводится слово «диакон» — жениться и после дьяконской хиротонии. А может, такого канонического движения и не случится. Важно совсем другое: мы должны понять, что Церковь — не только священноначалие, не только клерикальная структура, но и все мы, составляющие одно Тело Христово, приобщающиеся даров Святого Духа Божия, который щедро созидает в Церкви различные служения, и таких церковных служений — уважаемых и почетных — много, и число их для каждого времени и места свое. Первый секретарь Кто такие аколуф, остиарий, сакелларий, скевофилакс, сакеллий и протосинкелл? Знают единицы! Это старинные названия церковных служений. В некоторых поместных Церквях они сохранились, в других трансформировались или вовсе исчезли. И это нормально. Потому что жизнь и условия жизни Церкви меняются, исчезают за ненадобностью старые служения, появляются новые, и им не обязательно придумывать устрашающие греческие или латинские названия, потому что Русская Церковь — не приживальщик мирового Православия, а полноценная Церковь, в которой живет и действует Дух Святой.

http://pravmir.ru/czerkovnyj-proletariat...

Если же не найдется таких родственных и непорочных личностей, то имей в виду, что церковь питает многих старух, которые могут и оказать тебе услугу и получишь награду за свое служение, так что сама болезнь твоя принесет плод милостыни. Я знаю, что некоторые выздоравливали телом и заболевали духом. Не безопасно пользоваться услугами той, лице которой ты часть видишь. Если по обязанности клирика ты посещаешь вдову или девицу, то никогда не вступай в дом ее один. Имей таких спутников, общество которых не было бы для тебя бесславно. Если за тобою следует чтец, или аколуф, или псалмопевец, то пусть они украшаются не одеянием, а нравами: пусть не завивают волос щипцами, но самым внешним видом своим обещают скромность. Не сиди один с одной, втайне без посредника или свидетеля. Если нужно сказать что-нибудь по секрету, то пусть будет при этом кормилица, старшая в доме дева, вдова или замужняя: твоя собеседница не настолько же нечеловечна, чтобы никому не смела довериться кроме тебя. Избегай всяких подозрений; заранее предупреждай всякие вымыслы, которые могут составиться с правдоподобностью. Святая любовь не допускает частых подарочков; связочек и одежд, прилагаемых к лицу, приносимых и отведываемых кушаньев, ласковых и сладких записочек. «Мед мой, мое желание, красота, утеха», все подобные, смеха достойные вежливости и другие неприличия влюбленных заставляют нас краснеть в комедиях и осуждаются в людях века сего; не гораздо ли предосудительнее подобные выражения в устах монахов и клириков, украшающих священство своим подвигом, украшаемых священством в своем подвиге? Я говорю это не к тому, чтобы боялся в этом отношении за тебя или за святых мужей; я хочу сказать только то, что во всяком подвиге, во всяком поле и возрасте есть и добрые, и худые, и осуждение злых есть похвала для добрых. Стыдно сказать: жрецы идольские, комедианты, возничие и люди распутные получают наследства; одним только клирикам и монахам запрещается это по закону 13 , и запрещается не преследователями, но властителями христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010