Этот обряд впервые описан в IX в. (PL. 78. Col. 960) и восходит к обычаю хранить кусочки пасхальных свеч. По источникам XII в., в смесь, изготовлявшуюся архидиаконом или аколитами (см. Аколуф ) папы (возможно, совместно), взятую из собора св. Петра в Риме, стали добавлять также «миро, освященное в прошлом году», употреблявшееся для помазания, что превращало A. D. в символ не только Евхаристической Жертвы, но и Крещения как перехода от ветхого человека к новому. Нередко в A. D. видели защиту от «всякого злого духа и грома». Раздачу изображений отныне осуществлял сам папа (LP. Vol. 2. Р. 154, N 53). Начиная с Мартина V A. D. освящались также папой, сначала ежегодно, затем в 1-й и каждый 7-й годы понтификата в среду Светлой седмицы (молитва благословения A. D.- Lodi. Enchiridion. P. 1711). Папа Григорий XIII , осудив распространившуюся в XVI в. практику раскрашивать A. D., указывал на их символику: выделяемый «девственной» пчелой-«матерью» чистый белый воск есть образ рожденного Девой Марией тела Спасителя. Лит.: Thurston H. Agnus Dei//The Catholic Encylopedia. N. Y., 1907. Vol. 1; Henry H. T. Agnus Dei (in Liturgy)//Ibid.; Andrieu M. Les Ordines Romani du haut Moyen-Âge. Louvain, 1956; Jungmann J. A. Missarum Sollemnia: Eine genetische Erklärung der römischen Messe. Freiburg, 1962. Bd. 2. S. 413-422; Lengeling E. J. Die neue Ordnung der Eucharistiefeier: Allgem. Einf. in das römische Messbuch: Einl. und Kommentar. Münster, 19704. S. 243-244; Bertelli S. Il corpo del re. Firenze, 1990; Paravicini Bagliani A. Il corpo del Papa. Torino, 1994. P. 109-114; RGG. T. 1. S. 176-177. К разделу о музыке: Schildbach M. Das einstimmige Agnus Dei und seine handschriftliche Überlieferung vom 10. Jh.: Diss. Erlangen, 1967; Crocker R. L. Agnus Dei//NGDMM. L., 1980. Vol. 1. P. 157-158; MGG. T. 1. S. 147; Seven Chant Masses. Collegeville (Minnesota), 1992. P. 11-12, 16-17, 22-23, 27-28, 30-31, 35-36. Н. Ф. Усков Рубрики: Ключевые слова: АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/63354.html

И это совершалось не в тайне и не в молчании, но этот дивный звук и это звучное ликование доходило до соседей и окрест. И тотчас некоторые из ненавидящих христиан сарацин пошли к своему князю, говоря ему, что правая рука у Иоанна не отсечена, а (отсечена) у кого-то другого, может быть, у его раба или у кого-либо из его служащих, который по расположению к господину, отдал, вместо его, свою руку; а те, которым было приказано отсечь (руку), вместо наказания, взяли деньги; ибо Иоанн сидит дома и так поёт и ликует, что ты сказал бы, что он празднует брак и составляет свадебную песнь, или лучше сказать, его радость, кажется, превышает и такое ликование. XX. Когда это, таким образом, было доведено до сведения (князя), он призвал Иоанна и, по его приходе, приказал ему показать отсечённую правую руку. Когда он показал её, явилась некоторая линия отсечения – это устроила Богоматерь – подтверждая, что отсечение было неложнейшее. После этого варвар сказал: «Какой врач исцелил тебя, Иоанн, и какие лекарства даны были тебе?» Он же светлым и громким голосом возвестил о совершившемся чуде. «Господь мой, – сказал он, – всемогущий Врач, который имеет силу, равную Его хотению». Варвар ответил ему: «Как я вижу, человек, ты потерпел несправедливо то, что потерпел, и прости нам, что мы подвергли тебя наказанию на основании нашего необдуманного и неразумного приговора. Итак, занимай прежнюю должность, и ты будешь первым из моих советников. И впредь я ничего не буду делать без твоего мнения и совета». XXI. Он же, упав на землю, поклонился ему и, лёжа распростёртым на земле, долгое время просил (князя) отпустить его и позволить ему идти другим путём, более ему любезным, и последовать за Тем, Кто сказал: Аз есмь путь ( Ин.14:6 ). Но варвар не давал своего согласия, и, казалось, это были единоборцы, как сказал бы кто-либо: варвар и праведный муж. Первый многими способами боролся, желая удержать Иоанна в узах мира: второй же напрягал все силы, чтобы порвать их и улететь на крыльях ангелов. И (пред сражающимися) открывалось тогда великое поле, председателем (состязания) был подвигоположник Христос, а зрителями ангелы. Справедливо сказал бы кто-либо, что и злые духи стояли по правую сторону варвара и научали его, как убедить Иоанна. Но с великой славой побеждает мой единоборец, и все убеждения противника он считал как бы детскими стрелами. И он уходит победителем с блестящей повязкой на голове, и с радостным лицом в свой дом входит тот, кто прежде покинул его печальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Варвара воина и других с ним Память 6 мая Когда богоненавистный царь Юлиан Отступник 2997 начал войну с франками 2998 , то послал против них военачальника Вакха, в полку которого служил храбрый воин, по имени Варвар, по вере христианин, но тайный. Полки обеих стран приготовились к битве; среди франков находился один сильный, подобный Голиафу ( 1Цар.17 ), борец. Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйти на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита 2999 . Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии 3000 , пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Несомненно, свт. Иоанн Златоуст имел о варварах особое попечение. Но какой духовно-назидательный смысл он вкладывал в слово «варвар/варварский»? Согласно учению свт. Иоанна Златоуста, жадные люди, а ещё больше разбойники — варвары . «Грех — это и есть варвар» . Делается общее упоминание о варваре как о плохом человеке . Но «варвар» — это нарицательное слово, не обозначающее в данном, как и в других случаях конкретную национальность или народ. «Клятва осуществляется не ради варвара, а ради Бога» . И самое главное, по благодати Христовой меняется отношение к варварам . «…Ибо во Христе Иисусе ни мужа, ни жены, ни скифа, ни варвара, ни иудея, ни эллина!..» Данные слова являются определяющими. Развивая вселенское богословие св. апостола Павла, свт. Иоанн Златоуст провозгласил основополагающий принцип предельного равенства всех народов перед лицом Христовым. И это далеко не единичный случай в наследии святителя. Он пишет в другом сочинении: «Так в молчании они воздают славу Богу, и все слышат этот глас. Поскольку его можно изучить не от слышания, а от видения и созерцания, видение же для всех единое, хоть и язык различный: и варвар, и скифы, и фракийцы, и мавры, и индусы слышат этот глас, то есть видя чудо, поражаясь красотой, яркостью, величием и всем другим, к небу славу воссылают Творцу, помышляя о благе…» . Аналогичные мысли содержатся в толковании на послания апостола Павла, приписываемом прп. Иоанну Дамаскину , и у прп. Феодора Студита . Очевидно, что утверждение об отсутствии варвара и эллина во Христе является эквивалентным утверждению о том, что все народы могут получить полноценный удел спасения и нельзя говорить о привилегиях отдельных народов как более близких к идеалу спасения. Данное утверждение приходит в прямое противоречие с интерпретациями формулировки «в варварских…», как якобы указывающей на возможность зависимости всех народов мира (помимо ромеев-эллинов) от власти Константинопольского Патриарха. 8. Термин «экстерриториальный» и его производные Выше было указано, что термин «экстерриториальный» применялся митрополитом Григорием (Папатомасом) к правам пяти древних Патриархатов, но особенно к правам Константинопольского Патриархата. Также и архиепископ Австралийский Макарий (ранее епископ Хрисопольский) использовал выражение «экстерриториальная ответственность», прилагая его к решениям Вселенского Патриархата касательно создания ПЦУ , а митрополит Мальтийский Кирилл (ранее епископ Авидский) употребил выражение «экстерриториальная юрисдикция» . Но какова предыстория термина «экстерриториально» (περορως) и «экстерриториальный» (περριος) в Византии и на поствизантийском пространстве?

http://bogoslov.ru/article/6170934

Перемещаясь с места на место, Варвар грабит и убивает одиноких путников-христиан, терроризируя всю округу. Пребывая в этолийских пределах, Варвар заходит в один из храмов – церковь святого Георгия, намереваясь убить священника. Идет литургия. Служит священник, по имени Иоанн, родом из Никополя. Варвар ждет окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит ангелов, во всем блеске величия сослужащих иерею, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе мусульманин падает на колени и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его таинства крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу и наставляет в христианской вере. Став христианином, святой уединяется в горах и проводит в уединении три года как строгий отшельник, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. В качестве епитимьи за свои грехи Варвар принимает цепи на шею, руки и ноги. «В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и холод среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному». Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, застрелили его из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку. Позже его духовный отец опознал святого Варвара, его мощи были перенесены в храм и через некоторое время стали обильно источать благовонное миро, от которого совершались многочисленные исцеления. Маленькая дочь самого Константина Акрополита была исцелена от тяжкой болезни чрез помазание миром от святого Варвара, в благодарность за что Константин и составил свое сочинение. Рейтинг: 7.2 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  О жизни и сочинениях Константина Акрополита cм: Nicol D. Constantine Akropolites, A Prosopographical Note//DOP 1965. 19. Р. 249–256; Talbot A.-M. Akropolites, Constantine//ODB. P. 49.

http://pravoslavie.ru/4228.html

Внезапно Варвар почувствовал неописуемый и неземной аромат, в то вреемя как Ангелы окружили святой престол и пели песнопения и славословия Божиему Агнцу. И вот! Явился прелестный Младенец! Его принесли два Ангела и положили на святой дискос. Лицо Божественного Младенца сияло от Божественного Света, и Ангелы смотрели со страхом и восхищением на его неземную красоту! Когда пришел час великого входа, священник, поддерживаемый Ангелами, приблизился к святому Предложению и взял в руки Святые Дары. А Варвар смотрел, дрожа, за всем, что происходит, и что Божия любовь позволила ему увидеть. Божественное священнодействие продолжалось. Сказали Символ Веры , и пришло время Освящения Святых Даров. Священник благословил их и сказал: «И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. И сотвори убо хлеб сей – честное Тело Христа Твоего, а еже в чаше сей – честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь». Тогда Варвар увидел, как священник взял нож и заколол Божественного Младенца, вылил Кровь Его в Святую Чашу, а Тело Его разделил и положил на святой дискос. После Божественного Причастия, когда священник поднял Святые Дары к народу и сказал «Всегда, ныне и присно…», крыша храма словно разломилась надвое. Ангелы подняли Божественного Младенца на небеса с песнопениями и славословиями, в то время как чудесное благоухание и сияние разлилось по храму. Варвар не выдержал этого поразительного чуда. Сердце его взволновалось и смягчилось. Дикие инстинкты его отступили. Ум его просветлел от непорочного света богопознания. Благодать Божественного Духа осенила его и подняла от духовной бесчувственности. Он стал христианином, увидев только одну Божественную литургию. Со страхом и волнением, как только закончилась Божественная литургия, он приблизился и преклонил колени перед священнослужителем. Рыдая, он рассказал ему о чуде, которое удостоился увидеть. В то же самое время он исповедовался в своих грехах и полностью предался Христу 700 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Кто мог подразумеваться под варварами в 28-м правиле Халкидона? Предварительно приведём статистические данные. Слово βρβαρος получило максимальное распространение в IV в., согласно статистике TLG on-line (общее число случаев — 18 588). Эпитет «варварский» обозначал не только народ или регион, но и язык , на что характерно указывает Приск, с восторгом рассказывавший, как его поприветствовал на греческом языке скиф, носитель варварского языка . Понимание епископа Никодима (Милаша) хорошо соотносится с данными современной исторической науки. При буквальном понимании и анализе выражений ν τος βαρβαρικος и τν προειρημνων διοικσεων становится ясно, что подразумеваются Церкви «варварских народов» прежде всего в границах диоцезов. Прежде чем перейти к детальному разбору его предположения, надо оценить, насколько справедливо деление всех людей на ромеев, или эллинов, и варваров . Согласно современной компетентной оценке, такое деление представляло собой часть «позднего римского национализма», а Аммиан Марцеллин (ок. 330 г. – после 395 г.) является одним из самых ранних авторов, который представил образ варвара в отрицательном свете . Но и до Аммиана Марцеллина в речениях семи мудрецов встречаем: «Он (Фалес) говорил, что в трёх вещах нужно иметь счастье: во-первых, что он оказался человеком, а не диким зверем; затем, что он муж, а не женщина; и в-третьих, что он эллин, а не варвар» . Несмотря на то, что Православная Церковь стремилась заменить оппозицию «ромей — варвар» на оппозицию «христианин — язычник», данное противопоставление сохранялось больше на культурном, чем на духовном уровне, и варварами обычно считались все народы, жившие за пределами ромейской ойкумены . В результате сложилось устойчивое отождествление варвара с язычником . Но есть и противоположное: варвар — христианин (мученик Варвар при императоре Юлиане получил своё имя как христианское от епископа Кириака) . Неслучайно император Юлиан Отступник называл евангелиста Иоанна варваром . Интересно понимание императора Льва Мудрого, который проводит различие между ромеем и варваром-эллином, каждый из которых по-своему принимает учение апостола Павла .

http://bogoslov.ru/article/6170934

Преподобный Кевин Ирландский (3 июня) «Однажды охотничьи собаки напали на след кабана, который пытался спастись бегством в долину. Кабан со всех ног мчался к часовне святого Кевина и успел вбежать в нее, а собаки остались снаружи, перед воротами. Угодник в это время молился под деревом, и множество птиц сидело у него на плечах и на руках, другие же порхали вокруг, услаждая своим пением слух человека Божьего. Охотник, изумленный и умиленный этим дивным зрелищем, ушел вместе со своими собаками, ибо святость и любовь, исходившие от блаженного старца, отклонили его от решения преследовать кабана. Об этом чуде охотник рассказал королю и всем придворным» [VIII, с. 112–113]. Преподобный Давид Гареджийский (7 мая) «Однажды Святой взошел на ту гору, в которой жили его братья, и, по обыкновению, начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. В это время прилетела и села у ног его куропатка , испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Вубакар. Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял Святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба – сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал святому Давиду: – Кто ты такой, человече, и откуда ты, и как здесь поселился? Преподобный ответил: – Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного мира в небесный Варвар снова спросил: – А кто здесь питает тебя и утешает? Святой ответил: – Тот на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих. – И добавил: – Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному, чтоб избавиться от рук убийцы. Гордый варвар, сидящий на коне, нагло сказал блаженному Давиду: – Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице. Но смиренный инок кротко отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Имя злого разбойника «Гестас» тот же автор, вместе с Клермоном Ганно, производит от « ις τς», которое могло стоять (?) перед « δσμας». По недоразумению слова эти, стоявшие сперва в неразрывной связи ( ις τς δσμας), были разделены и признаны за два имени разбойников. Как, почему и когда это произошло, автор не говорит, и загадка не разъясняется. На русских иконах Воскресения Христова и на алтарных дверях благоразумный разбойник носит неизвестно откуда взятое имя «Рах»; в иконописных подлинниках – «Варвар»; в этих последних описывается под 6 Мая иконографический образ его: «св. муч. Варвар, иже бе разбойник, власы главные по плечам, рус, брада Козмина, порты едины на нем; а инде (пишут): сед, брада Богословля, риза мученическая, в правой руке крест велик, в левой свиток, а в нем писано: помяни нас Господи во царствии Своем» (подл. О. Л. Д. П. из собр. кн. П.П. Вяземского 162). В этом описании смешаны иконографические черты двух разных лиц. Крест, свиток и порты – единственная одежда благоразумного разбойника по многим памятникам русским, – признаки благоразумного разбойника, а мученическая риза – другого разбойника, причисленного также к лику святых. На это смешение прямо и указывает ссылка: «инде пишут…» – т. е. в других подлинниках; а в подлиннике И.Е. Забелина XVI в. действительно о разбойнике Варваре под 6 Мая сказано: «сед, брада аки Иоанна Богослова, риза празелень, испод лазорь» 2331 ; но здесь речь идет не о благоразумном разбойнике, а о другом лице, занесенном также и в софийский подлинник 1523): это мученик Варвар-разбойник, живший в каких-то луканских странах, мощи которого, по сказанию греческого Лимонаря, находятся в монастыре горы Келлий в Фессалии или Македонии, недалеко от Мефона Македонского 2332 . Личность этого последнего в памятниках древней письменности не отличается определенностью; он, по-видимому, смешивается с другим – Варваром Мучеником фракийским, пострадавшим при Юлиане; тем не менее верно то, что Варвар в мученических одеждах не есть благоразумный разбойник, распятый с Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Однако вернемся к житию. Идет литургия. Варвар ждет окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит Ангелов, во всем блеске своего величия сослужащих иерею Божию, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе разбойник падает на колени и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его Таинства Крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу. Став христианином, святой уединяется в горах и проводит там несколько лет, предаваясь посту и молитве и избегая общения с местными жителями. Среди святых, обратившихся из ислама, нет, наверное, никого, кто в своей дохристианской жизни столько согрешил бы против христиан, сколько святой Варвар. Но нет среди них и никого, кто сравнился бы с ним по величию подъятого подвига покаяния. В качестве епитимии святой заковывает в цепи свою шею, руки и ноги. «В таком виде он пребывает в горах в подвигах покаяния, питаясь растениями, претерпевая зной и мороз среди всяких опасностей, ходя или ползая по-звериному». Как и апостол Павел спустя уже много лет переживал свое одобрение убийства святого первомученика Стефана, так и святой Варвар, по-видимому, не менее переживал христианскую кровь, которая была на нем. Во время столь великих подвигов у святого все больше и больше разгоралось желание исповедать Христа не только своей жизнью, но и смертью . Но как достичь этого в тех условиях? Ведь Варвар – почти единственный из всех упоминаемых здесь святых, обратившихся из ислама, кому не пришлось свидетельствовать о своей вере на мусульманском суде. Он жил среди христиан. Тем не менее обстоятельства кончины святого Варвара странным образом указывают на то, что его желание пролить свою кровь за Христа было услышано. Однажды поздно вечером никопольские охотники, остановившиеся на ночлег, по ошибке приняв издалека за зверя пробиравшегося на четвереньках в высокой траве святого, выстрелили в него из лука. Святой совершенно мирно и покойно встречает кончину. Он прощает своих нечаянных убийц, оплакивающих свою ошибку.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010