Имей таких спутников, общество которых не было бы для тебя бесславно. За тобою должен идти или чтец, или аколуф, или псалмопевец. Не сиди один с одной втайне, без свидетелей. Если нужно что-нибудь сказать по секрету, то пусть будет при этом нянька, старшая в доме дева или замужняя». 89 Тот же Иероним рекомендует клирику в случае его болезни поручать, за неимением матери или сестры, уход за собой или причетнику, или какой-нибудь старушке. 90 Какие предосторожности! На западных соборах Турском V века и Орлеанском в VI веке определено, чтобы клирик не имел знакомства или обращения с посторонней женщиной. 91 Вообще, по Амвросию, клирику лучше всего сидеть дома и заниматься богомыслием, а не тратить времени на посещение. «Вы ищете визитов для отдыха и приятного препровождения времени; почему же, – замечает Амвросий, – свободное от церковных занятий время не употреблять нам на душеполезное чтение? Почему не побеседовать с Христом (молитва)? Не послушать Христа (чтение Писания)? Что нам в посещении чужих домов?» 92 Правда, Амвросий не вовсе запрещает пастырю посещать других. Он позволяет посещать некоторых, но кого именно? «Лучше всего для нас иметь знакомство с пожилыми и вообще с людьми испытанных нравов. Сколько обращение с равными нам по возрасту приятнее, столько же со старшими безопаснее и полезнее, ибо при опытности старших нравственность младших украшается, как цветами благовонными». 93 Амвросий и вообще внушает пастырю отрешенность от всех благ мира сего. Он говорит: «То, что у философов и в обыкновенном житейском быту считается благами жизни, как-то: мудрость (наука), богатство, удовольствия, радости, не знающие перерыва – все это наносит ущерб истинному благу и счастью человека, привязывает его к земле, отягчает его суетными заботами и удаляет от Бога». 94 Западные авторитетные писатели не оставляют пастыря церкви без соответствующих внушений и относительно пищи. Они рекомендовали пастырю довольствоваться растительной пищей и при этом говорили: никогда не должно священнику наедаться досыта и в особенности до пресыщения, напротив, ему надлежит стараться о том, чтобы нынче или завтра он мог совсем забыть об обеде, и, по крайней мере, забывать об ужине.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Аколуф 86, 232, 316. Акрополь антиохийский 199, барский 154, константинопольский 227, 276, брундузийский 176, 180, корцирский 107, амасийский 330, дорилейский 329. Акруна – город 42. Аксух, великий доместик 106, сопутствует Мануилу в его подвигах против персов 50, обнаруживает робость и недобросовестную хитрость 54, посылается с флотом в Италию 110. Аксух (Алексей), протостратор, сын в. доместика, встречает Балдуина 204; командует войсками в Киликии 251, и на Дунае 288; задумывает измену и постригается в монахи 294 и сл. Аксух (Иоанн), протосеваст, поспешает на помощь Мануилу 54, сражается с гуннами 114, лишается одного глаза 138, превозносит дела царя Иоанна 140 , резко отзывается о Мануиле 141, замечает замысл Андроника 142, подвергается нападению кабана 143, встречает Балдуина 204, сопровождает Белу в Венгрию 319. Акусий, знаменитый венгерец 10. Александр, лонгобард 163. Александр, граф равеннский, изгнанный королем сицилийским и перешедший к Мануилу 71, отправляется Мануилом в Италию 149. Александр папа низлагается Фридериком и восстановляется Мануилом 253. Алексей Комнин, царь 1–3; дает привилегии венетам 312. Алексей Комнин, старший сын царя Иоанна, назначается наследником престола 23; его смерть 24. Алексей Комнин II, сын Мануила и наследник престола 2; его рождение 285. Алексей Протостратор, см. Аксух. Алексей Контостефан, см. Контостефан. Алексей внук царя Алексея. см. Вриенний (Алексей). Алеманы – германцы 76; делают насилия в пределах римской империи 77, 78; гибель их на хировакхийской долине 79; поражение их от византийского войска 83, от персов 87; теряют бодрость 88; возвращаются от Филомелиона и враждуют с галлами 91; способнее сражаться пешком, чем на конях 92; лишают наследства детей Генриха 96; знак у них к прекращению войны 98; приготовление их к нападению на римскую империю 110; помощь их гуннскому королю против римлян 241; предпринятая ими осада Анконы 320. Алиций – итальянская область 176. Аллузий, сын венгерского короля Владислава 8. Алюиз, епископ, посол Людовика VII к Мануилу 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заклинатель. Получивший право читать заклинательные молитвы. Чтец или певец, получивший право читать и петь при богослужении. Придверник, исполняющий все работы по чистке храма, украшении его и освещении. Зажигает и тушит лампады – только не на престоле. Придверник постригается, чтец облачается в краткую фелонь, заклинатель получает стихарь, аколуф же особое благословение епископа и свещу. Иподиакон пояс и поручи, диакон посвящается у престола, с рукоположением архиерейским, священник же, после хиротонии и помазании святым миром перстов, получает частицу Святого Тела Христова: «прими залог сей». Архиерейская хиротония: Епископ, избранный народом и духовенством и утвержденный Высшей властью и Патриархом, нарекается в консистории синода, при чем ему указывается время посвящения. Епископа рукополагает митрополит, в сослужении с двумя епископами. Перед литургией новоизбранный читает исповедание веры, стоя на орлеце. Это исповедание состоит из трех формул: 1) Исповедание веры по тридентскому символу. 2) Обещание верности Церкви и Патриарху, и своему митрополиту. 3) Обещание исполнять неуклонно свои архипастырские обязанности и не допускать мирян в церковные дела. Кроме того, епископ обещается не посвящать самовольно, без письменного приказания своего примата или патриарха, епископов, и не участвовать в подобных посвящениях. Самая хиротония совершается после малого входа, при чем по чтении святительской молитвы и пред облачением в архиерейскую ризу, хиротонисуемому возливается святое миро на главу. Новопоставленный совершает хиротонию священника или диакона. После Литургии, ему митрополит вручает жезл. При вступлении в свою епархию, совершается обычная церемония. Скажем тут же о хиротониях и благословениях женского пола. В женских обителях получают особое благословение от епископа придверницы, чтицы и певицы, и иподиакониссы. Диаконисса получает хиротонию, сходную с диаконской хиротонией, это есть высший священный сан для девы, вдовы или жены духовного лица. Посвящаются Богу девы и вдовы, произносящие обеты не вступать в брак и служить Церкви. Первые живут в девичьем монастыре, под началом игумении и под руководством опытных стариц, вторые в приходах, при церквах, под началом пароха и руководством диаконисс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

34 дня в период Великого поста содержат молитву super populum. На Светлой седмице (а также на памяти апостолов Иоанна, Петра, Павла и Андрея и на Рождество Иоанна Предтечи) выписаны молитвы вечерни. Дополненная ред. H появилась в 810-815 гг. в Септимании. Ранее автором этого дополнения считался Алкуин, но Дезюс доказал, что дополнения и исправления в ред. H были внесены Бенедиктом Анианским ( 821) (итог исследований см.: Deshusses. 1971. P. 61-74). Молитвам и чинам дополнения предшествует небольшой вступительный текст, называемый по первому слову Hucusque, в к-ром объясняются причины их включения в текст Г. С. Дополнение делится на 2 части. В 1-ю входят чин пасхального бдения с благословением свечи (Exultet) и службой чтений; вигилия Пятидесятницы; крещальная литургия; 37 формуляров для воскресных месс в течение года; 6 формуляров месс будних дней; общая служба святым; чины поставления клириков и посвящения дев и вдов; освящение богослужебной утвари; вотивные мессы за короля, клириков, монахов; мессы на разные случаи; чины покаяния; заупокойные службы; экзорцизмы и благословения воды и даров природы; различные монашеские чины. 2-я часть включает 221 префацию (в т. ч. 5 для периода Адвента, что указывает на галликанскую практику) и 52 епископских благословения перед Причащением (также из галликанской традиции). Хотя в Hucusque в качестве дополнения были также заявлены молитвы на поставление низших чинов (свещеносец, чтец, экзорцист, аколуф и иподиакон), в результате они оказались рассеяны по всему тексту Сакраментария. В основном дополнительный материал заимствован из Сакраментария Геласия VIII в. Рукописную традицию дополненного Г. С. см.: Vogel. 1986. P. 90-91. После 850 г. Hucusque перестали переписывать, а весь материал из приложения был распределен по основному тексту. К этому времени Г. С. использовался практически повсеместно в пределах распространения рим. обряда. В X в. обновленный Г. С. вернулся в Рим и стал основой для рим. Миссала. Ист.: Deshusses J. , é d. Le sacramentaire grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits. Fribourg, 1971, 19792. Vol. 1; 1979, 1982. Vol. 2, 3. (Spicilegium Friburgense; 16, 24, 28).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

М., 1985. С. 103-109; Проложное житие Афанасия и Кирилла Александрийских: (Наблюдения над текстом и языком списков)//Источники по истории рус. языка XI-XVII вв.: [Сб. ст.]. М., 1991. С. 60-72; Душа и слово: Сб. ст./Ред.-сост.: Г. В. Сорокина. М., 2006. Изд.: Апракос Мстислава Великого/Подгот. изд., отв. ред., вступ. ст.: Л. П. Жуковская. М., 1983; Архангельское Евангелие 1092 г.: Исследование/Изд. подгот.: Л. П. Жуковская, Т. Л. Миронова; отв. ред.: Т. Л. Миронова. М., 1997. Лит.: Даскалова А. Жуковска, Лидия Петровна//КМЕ. Т. 1. С. 704-706; Дерягин В. Я., Лёвочкин И. В. Л. П. Жуковская: (К 70-летию со дня рождения)//Зап. ОР ГБЛ. 1990. Вып. 49. С. 249-262 [Библиогр.]; Черных В. А., Шеламанова Н. Б. К юбилею Л. П. Жуковской//АЕ за 1990 г. М., 1992. С. 172; Мошиньски Л. Л. П. Жуковская//Palaeobulgarica. 1995. N 4. С. 122-123; Алексеев А. А. Л. П. Жуковская//Slovo. Zagreb, 1996. Br. 44/46. С. 205-210; Лёвочкин И. В. Лидия Петровна Жуковская//АЕ за 1994 г. М., 1996. С. 370-371, 308-309 [список печатных трудов Ж.]; Аксёнова Г. В. Труды Л. П. Жуковской в области палеографии//Румянцевские чт.: Мат-лы науч.-практ. конф. по итогам науч.-исслед. работы РГБ. М., 1996. Ч. 2. С. 15-17; Богатова Г. А. Древнерус. библейские традиции в трудах Л. П. Жуковской//Там же. С. 5-10; Камчатнов А. М. Л. П. Жуковская как библеист//Там же. С. 17-24; Крутова М. С. Л. П. Жуковская как основатель лингвотекстологии//Там же. С. 12-15; Панин Л. Г. Лидия Петровна Жуковская (1920-1995)//Филологъ. 2000. 1; Чуждестранна българистика през XX в.: Енцикл. справ. София, 2008. С. 196-197. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АБЕГЯН Манук Хачатурович (1865 - 1944), армянский филолог, лингвист, литературовед, академик АН Армянской ССР АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/182351.html

Полномочия стратига-автократора имели временное значение и оканчивались вместе с окончанием похода, но в пределах определенного времени они были весьма широки. Стратиг-автократор как бы заменял императора в походе, на что указывало и само его название (автократор). Случалось, что сам император отправлялся в поход во главе войска. Это соединено было с известной церемонией: раскидывалась царская палатка, оповещавшая жителей столицы об отбытии царя в поход, 2241 царские кони украшались пурпуровыми попонами, вызолоченной сбруей, седлами, напоминавшими императорский престол ( δφρον), коней окружали скороходы с большими саблями в руках. 2242 В тех случаях, когда император участвовал в походе, никогда не было назначаемо особого стратига-автократора, по той причине, что постоянный автократор был налицо. Стратиг-автократор назначался только тогда, когда император участия в походе не принимал; он временно отдавал тогда свои права над армией другому, который, занимая какую-нибудь постоянную должность, на время делался главнокомандующим. Стратиг-автократор имел главную команду над всеми войсками, из которых в данный момент слагалась армия, и над ромейскими тагмами, и над флотом, и над этериями, и над войсками народов, все командующие частями войск должны были повиноваться ему. Из стратигов-автократоров известны следующие лица: при Романе III великий этериарх, протоспафарий Феоктист, с войсками ромеев и народов отправленный в Сирию; 2243 при Михаиле Пафлагоне патриций Георгий Маниак, посланный в Италию с сухопутным войском и флотом; 2244 при Константине Мономахе Стефан Севастофор, высланный против Маниака, 2245 доместик схол Николай, ходивший против тевинского эмира, 2246 сменивший его после неудачи великий этериарх Константин, 2247 ректор Никифор, действовавший против печенегов, 2248 опять этериарх Константин – против печенегов, 2249 аколуф, патриций Михаил, – сначала против печенегов, затем (с западными стратиотами, франками и варягами) против турок, наконец (с войсками Востока и Запада) опять против печенегов; 2250 при Михаиле Стратиотике стратиг Каппадокии Вриенний, поставленный стратигом-автократором македонских тагм против турок, 2251 и доместик Востока Феодор – против восставшего Комнина; 2252 при Романе Диогене Мануил Комнин 2253  – против турок (в 1070 г., когда император оставался в столице); при Парапинаке Исаак Комнин 2254 и кесарь Иоанн 2255  – против турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Данные источников о происхождении А. по-разному истолковывались исследователями: А. Гарнак считал, что аколуфат возник под влиянием рим. языческого института calatores (служителей), выполнявших при жрецах обязанности письмоносцев, писцов и помощников при совершении жертвоприношений (Harnack. S. 93-96). По мнению Л. Дюшена (Duchesne. P. 332), Ф. Виланда (Wieland. S. 50, 154-158, 177) и А. П. Лебедева (допускавшего, впрочем, «самое малое влияние язычества на образование христианских институтов» - С. 107), чин А. произошел из чина субдиакона после возвышения последнего до статуса служителя алтаря; функции служителей, исполнявших простейшие работы при храме (без строгого определения обязанностей), перешли от субдиаконов к А., обязанности же письмоносцев оставались еще и у тех и у других; одновременно аколуфат стал «подготовительной школой» к субдиаконату. Как видно из «Ordines Romani» , в V-IX вв. в Римской Церкви выделилось 3 класса А., общее число к-рых составляло 45 (Constitutum Sylvestri (501); Mansi. T. 2. P. 626; LP. T. 1. Introd. P. 138). Дворцовые, или палатинские (palatini), А. помогали папе на богослужении, прислуживали ему во дворце, наряду с чтецами и субдиаконами выполняли функцию посланников (ablegates) папского двора, распределяли милостыню, отправляли папские документы, разносили евлогию (благословенный хлеб) либо часть Св. Даров (см. Fermentum ) с папской мессы священникам титулярных рим. церквей (Послание папы Иннокентия I к Децентию, еп. Губбио, нач. V в.), а также верным, отсутствовавшим по уважительным причинам. Региональные (regionarii) А., называвшиеся также титулярными (titulares), были приписаны к разным округам Рима и помогали диаконам. Местные А. (stationarii) прислуживали в церквах и не составляли отдельного чина, а относились также к региональным А. (Mabillon. Commentaria. T. 2. P. 20). В VI-VII вв. обязанностью местных А. было сопровождать папу из Латеранской базилики в церковь, где он должен был служить, помогать ему и диакону на этой мессе и относить Св. Хлеб епископам и священникам для совершения преломления . Во время Великого поста и торжественного совершения таинства Крещения А. стали выполнять обязанности, ранее лежавшие на экзорцистах (Ordo Romanus VII 2). Вместе с появившимся в 1-й пол. X в. почетным чином архиаколуфа (как ранее иногда назывались субдиаконы) чин А. выделялся среди др. низшей иерархии именно возможностью служить у престола ( Лиутпранд Кремонский. Antapodosis. IV 6).

http://pravenc.ru/text/63904.html

Во время чтения часов по чину Римскому, или же после сего чтения по чину Галликанскому, вне храма или в притворе высекается из кремля огонь и разжигаются им уголья. После сего священнодействующий читает над ними три молитвы, во время которых осеняет их крестным знамением, и потом одну молитву с крестным знамением над пятью зернами фимиама, между тем как кадилоносец в это время влагает освященные уголья в кадильницу. После сего священнодействующий троекратно окропляет св. водою и кадит уголья и ладан. Тогда аколуф посредством спички зажигает свечу благословенным огнем, а диакон берет в руки трость с тремя свечами вверху (arundo). Далее, процессия входит в Церковь . В дверях диакон зажигает одну свечу, среди храма – другую, пред престолом третью, и всякий раз при этом случае возвышая постепенно голос восклицает: «свет Христов» (lumen Christi), на что хор отвечает: «Богу благодарение» (Deo gratias), и в то же время все преклоняют колена, кроме иподиакона, держащего крест. Церковь Галликанская не знает сего обряда, но, после благословения нового огня, влагает его в кадильницу и потом зажигает им пасхальную свечу среди хора. Между тем в Церкви Римской, после сего обряда, при пении пасхального величания (proeconium paschale) диакон сперва влагает крестообразно в пасхальную свечу освященные пять зерен ладана, потом зажигает ее одною из свеч, прилепленных к трости, затем зажигает и прочие свечи и лампады, как бы изображая чрез это послание Апостолов распространять свет Евангелия по всему миру. Пасхальное величание оканчивается молитвами о Папе, местном Епископе и Государе. Достойно замечания, что пасхальную свечу благословляет диакон в присутствии пресвитера и даже Епископа. Это, говорят потому, что пасхальная свеча есть символ воскресения Христова, а Христос по воскресении явился сперва низшим лицам верующих – мироносицам, а потом уже высшим – Апостолам. Причина очевидно неосновательна; все благословения должны принадлежать пресвитерам, а не диаконам, для сохранения различия в степенях Церковной иерархии, как и соблюдается в Православной Церкви. Пасхальная свеча по Римскому чину горит от великой субботы до Вознесения Господня; в этот праздник угашается после Евангелия и потом зажигается только во время водоосвящения в навечерии Пятидесятницы. А по Галликанскому чину она гасится в Вознесение после дневного Богослужения, потом зажигается в субботу пред Пятидесятницею, и горит до конца Богослужения Пятидесятницы. Кроме сего эту свечу носят при процессиях. Столпообразная форма ее напоминает столп огненный, предводительствовавший Израильтян в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

По правилам нашей Церкви, не удостаиваются погребения только те, которые явно оказали свое неверие или нечестие перед смертью , как-то: отлученные от Церкви, но не раскаявшиеся, самоубийцы, нанесшие себе смерть не в умоповреждении, 467 также умершие от пьянства и убитые на разбое. 468 По каноническому праву латинской Церкви некоторые из умерших лишаются торжественности погребения, т. е. священнического сопровождения, колокольного звона и похоронных обрядов, как-то: казненные, клирики, умершие во время запрещения, наложенного на их церковь , и др., а некоторые – церковного погребения на освященном кладбище, каковы: неверные, еретики и их покровители, раскольники, запрещенные и поименно и всенародно отлученные от Церкви, самоубийцы, убитые на ристании или поединке или разбое, явные ростовщики, обокравшие храмы и многие другие. 469 Впрочем во многих странах Германии и Франции лишение погребения на общем кладбище не употребляется. 470 2) Священнодействия, освящающие особенные звания и состояния верующих а) Венчание и помазание царей Римская Церковь , также как и наша православная, освящает достоинство царское венчанием и помазанием. Это священнодействие как у нас, так и у латинян, совершается в соборном храме, в присутствии представителей Церкви, первейшим иерархом – на западе митрополитом или приматом, а иногда папою, у нас – старшим митрополитом или первенствующим членом Св. Синода. 471 Царей, при венчании на царство, у латинян помазуют елеем оглашенных, употребляемым в таинстве крещения (oleum catechumenorum), а у нас православные цари помазуются св. миром, так как Православная Церковь верует, что при помазании царей на царство изливаются на них дарования Св. Духа к прохождению сего великого звания. И потому наша Церковь в неделю православия справедливо провозглашает анафему тем, которые помышляют, что «при помазании дарования Св. Духа к прохождению великого сего (царского) звания в них (государях) не изливаются». 472 б) Поставление священнослужителей Церкви Степени иерархии свящ. чина (Hierarchia ordinis) 473 в латинской Церкви суть: дверник, чтец, заклинатель, аколуф, иподиакон, диакон, пресвитер и епископ; в греко-восточной – чтец, певец, свещеносец, иподиакон, диакон, пресвитер и епископ. Но таинство священства как в восточной, 474 так и в западной 475 Церкви имеет только три степени: диаконскую, пресвитерскую и епископскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В 43-м апостольском правиле читаем: «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий (в 42-м апостольском правиле речь идет о пьянстве и увлечении азартными играми епископов, пресвитеров и диаконов. – В. Ц.), или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне». Церковнослужители здесь отличаются как от священнослужителей, так и от мирян. На Западе имеются многочисленные источники, свидетельствующие о существовании степени субдиакона в 4 в. Ниже иподиаконов, или субдиаконов, в иерархии степеней низших клириков в Древней Церкви стояли аколуфы. В первые два столетия истории христианской Церкви аколуфат не представлял собой особого чина. Когда же число верующих возросло и иподиаконы были уже не в состоянии исполнять обязанности низшего служения, им в помощь назначались особые служители – аколуфы. Слово «аколуф» (κλουθος) означает «спутник», «служитель своего господина в пути». Святой Игнатий Богоносец называет Реоса «избранным мужем, который мне последует (κολουθει) из Сирии, после того как он отверг мир» 230 . Первоначально аколуфы, как низшие служители, помогали принимать жертвенные дары – хлеб и вино, наблюдали за чистотой священных сосудов, исполняли обязанности, подобные тем, которые несут ныне алтарники. Некоторые авторы усваивают аколуфам и несение других обязанностей. Немецкий ученый Крюлл считает, что аколуфы сопутствовали со светильниками диаконам, направлявшимся читать Евангелие, то есть были свещеносцами (ламподариями) 231 . Другой автор, Зайдл, полагает, что аколуфы составляли почетный караул епископа 232 . Подобно нашим алтарникам, они в первые века христианства не поставлялись в особую степень и не причислялись к клиру. На Западе аколуфов, как и иподиаконов, уже в 3 столетии начинают причислять к клирикам, что очевидным образом вытекает из процитированных выше строк из письма Римского епископа Корнилия к Антиохийскому епископу Фабию. На Востоке аколуфы упоминаются у Евсевия в рассказе о Никейском Соборе, на который, как он пишет, прибыло более 250 епископов, «имея при себе священников, диаконов, аколуфов и многих других» 233 . Одни авторы считали, что Евсевий говорит об аколуфах западных епископов, другие – что под аколуфами Евсевий подразумевает всех вообще епископских слуг, составляющих свиту, а не церковнослужителей особой степени» 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010