921 – уже полное последование «в нашествие варвар», состоящее из заимствованного из греческих печатных венец. евхологиев канона ко Пресвятой Богородице (ирмосы 6-го гласа; первый тропарь: «Державного в крепости и сильного в бранех Господа родши чистая...») и четырех, заимствованных оттуда же, молитв патриарха Каллиста «на злоключение людей» 922 . Митрополит Петр Могила , для своего требника, составил свой собственный чин «молебного пения за царя и за люди, во время брани против супостатов, находящих на ны» 923 . Построенный по принятому в указанном требнике образцу молебных пений, чин этот состоит пз обычных предначинательных молитв, положенных после них двух псалмов 19-го и 20-го (если при молебствии присутствовал сам царь) или же одного псалма 34, великой ектении, с особыми, приноровленными к случаю, прошениями, тропаря: «Спаси, Господи» с Богородичным: «Предстательство страшное» и канона, не встречаемого в других древних богослужебных книгах. По 6 песни канона – антифоны 6-го гл. «надеющимся на Господа врагом страшни», прокимен и Евангелие от Марка, зач. 51. По Евангелии – стихира: «Пособивый, Господи, кроткому Давиду». В заключении чинопоследования указаны 4 молитвы: 1) о победе на враги царю и воем его, на брань идущим: «Господи Боже наш, премудростию Своею и словом единем всяческая соделавый»; 2) о победе на враги воем христианским, на брань идущим: «Господи, Боже отец наших, Ты еси Бог един на небеси горе и на земли низу»; 3) о победе на враги царю или гетману, и воем его, на брань идущим: «Господи Боже наш, едине крепкий и сильный в бранех»; 4) о победе на безбожныя враги воем христианским: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего» 924 . Помимо описанного последования, в требнике Петра М. заключается другое, с таким же нназначением и надписывающееся так: «Последование молебного пения, певаемого в нашествии варвар и в нахождение языков». По своей структуре, это последование во всем подобно первому, поэтому, мы указываем только его главнейшие составные части. Псалом здесь положен 78-й: Боже, приидоша языцы...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Что Церковь Христова не ограничивается никаким временем, – это ясно можно видеть из слов Иисуса Христа: созижду Церковь Мою, и врата адовы (силы ада) не одолеют ей ( Мф.16:18 ). Сам Господь обещал пребыть в ней до скончания века ( Мф.28:20 ). Следовательно, она будет существовать до скончания века, и никакая сила не может прекратить существования ее. « Церковь пребудет на сей земле», говорит блаж. Августин, «не на краткое время, но до конца века; Церковь не будет побеждена, не искоренится, не уступит никаким искушениям, доколе не настанет конец мира» (Догм. Богосл. М. М. 243 ст. 2 т.). Как во времена после Апостолов при распространении Церкви Христовой были воздвигнуты на верующих со стороны язычников тяжелые гонения, и не смотря на это она не поколебалась в своем основании, так точно и теперь она стоит твердо, несмотря на то, что у нее есть много врагов внутренних, которые волнуют ее своими лжемудрствованиями. Будет существовать Церковь Христова, как мы с вами говорили, и во времена антихриста, когда особенно сильно распространится нечестие и неверие между людьми, – будут законные пастыри и будет совершаться таинство св. причащения ( 1Кор.11:26 ). Не ограничиваясь местом и временем, Церковь Христова не ограничивается также и народом. В Церкви Христовой, говорит Ап. Павел, нестъ Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свобод: но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ), то есть в число членов Церкви Христовой безразлично может вступать и грек, и иудей, принявший обряд обрезания и не принявший, варвар и Скиф, раб и свободный; короче сказать, всякий, к какому бы то народу ни принадлежал, какого бы звания и состояния не был. Тот же Апостол говорил против евреев, которые думали, что одни они только в силу своего происхождения от Авраама будут наследниками царства Христова: сущие от веры благословятся с верным Авраамом ( Гал.3:9 ), т. е. вообще все правоверующие во Христа, без различия происхождения, получат благословение и участие в Царстве Христовом вместе с верным Авраамом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Так как для последних не было надежды на спасение, то они защищались и держались до девятого часа. Ими было убито восемьдесят четыре фаранских жителя, не считая многих раненых. Варвары же пали все поголовно, отнюдь не сдаваясь врагам и не сходя со своего места. Пока это происходило, я, собравшись понемногу с духом, выполз из места, в котором скрывался. Когда я ощупал тела убитых святых, то оказалось, что умерли уже все, кроме лишь троих: Домна, Андрея и Ориона. Из них Домн мучился жестоко от тяжкой раны в боку. Андрей, хотя имел и много ран, но не очень тяжелых, почему и остался жив. Орион же совсем не был ранен. Варвар ударил его мечем в правый бок, и меч, совсем не коснувшись его тела, вышел чрез одежду с левой стороны. Варвар, думая, что Орион убит, оставил его и обратился к другим; Орион же лег между убитыми и лежал как мертвый. Встав теперь, он обходил вместе со мною тела святых, плача и рыдая о постигшем их бедствии. После этого фаранские жители, оставив тела варваров у морского берега, на растерзание зверям и хищным птицам, собрали тела своих друзей и с плачем похоронили их под навесом горы, где были источники. Потом они возвратились к нам; пришел с ними и князь их Ведиан, которого, как раньше было сказано, преподобный Моисей исцелил от беснования. Войдя вместе с ним в церковь, мы рыдали, били себя в грудь и горько плакали, видя стадо Христово поверженным на землю, — подобно овцам, растерзанным зверями. Почтенные старцы, украшенные честными сединами, казались юными, подобно ангелам, ибо добродетельность их жизни сияла на их лицах, как свет утренней зари. Рабы и мученики Христовы лежали, покрытые страшными и тяжкими ранами: один имел рану от плеча до живота, другой лежал перерубленный пополам; у одного была отсечена голова, у другого выколоты глаза, третьему отрубили руки и ноги, четвертому в сердце вонзилось копье. Так скончались они все с различными ранами на своих телах. При жизни, они всегда носили в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле их (2 Кор.4:10).

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Анастасий принял их с честью, как врагов истины, возмущавших Восток и сюда для того же пришедших. Иоанн, епископ Александрийский, обещал дать царю две тысячи литр золота, если он конечно отвергнет Халкидонский собор. Император принуждал Македония сойтись с посланными Иоанна и с самим Иоанном, который ни принимал собора, ни отвергал его; но Македоний воспротивился тому и сказал, что он не будет иметь с ними никакого общения до тех пор, пока они не признают Халкидонского собора отцом и учителем. Девтерий, арианский епископ в Византии, крестя одного варвара, в противность Господнему повелению, осмелился сказать: «Крещается варвар во имя Отца, чрез Сына, в Духе святом», и в то же мгновение купель высохла; варвар в ужасе бежал и всем рассказал это чудо. Между тем Анастасий все принуждал Македония предать проклятию Халкидонский собор, как это сделал уже Илья, епископ Александрийский; но Македоний отвечал ему, что этого нельзя сделать без Вселенского собора под председательством Римского епископа. За это царь стал враждовать на него, и приказал насильно выгонять из церкви тех, кои искали в ней убежища, напротив церквам еретиков дал права принимать ищущих безопасности. Все духовенство еретиков и простой народ, бывшие в Византии, соединившись с Севером и еретическими восточными монахами, действовали против Македония. Почему богоносные палестинские иноки, движимые божественною ревностью, пришли также в Византию, чтобы противодействовать Северу и монахам, с ним бывшим. Дорофей, монах александрийский, написал большое сочинение в защиту Халкидонского собора и подал оное Магне, молодой жене православного Анастасиева брата. Она представила его Анастасию, надеясь этим сочинением произвесть в нем перемену. Но он принявши его, нашел противным своим мнениям, и потому сослал Дорофея в Оазис, а над сочинением смеялся по поводу названия оного словом «Трагедия», то есть, изображение настоящего положения дел, в каком значении и Василий Великий , говорят, употребил его против Юлиана. Македоний проклял Флавиана Антиохийского и всех, осмелившихся говорить что-либо против собора, точно также проклял и прогнал с глаз своих посланных его, когда они по какому-то делу пришли к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся Варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком». В Иверской часовне А когда и при каких обстоятельствах Иверская икона оказалась на Руси? Ведь благодаря Иверской часовне при входе на Красную площадь она стала оной из самых почитаемых икон не только в Москве, но и на всей Руси. И надо сказать, что москвичи увидели чудотворную афонскую икону довольно поздно – в середине XVII века. В те времена православное духовенство из Греции нередко приезжало на Русь для сбора пожертвований. И вот прибыл в Москву архимандрит Пахомий собирать приношения для Афонских монастырей. Будущий Патриарх Никон, бывший тогда настоятелем Ново-Спасского монастыря, по совету с Царём Алексеем Михайловичем заказал у него точный список чудотворной Иверской иконы. Образ прибыл в Москву в 1648-м году с тремя иноками Иверской обители. Они доставили и грамоту, в которой подробно описывалась работа афонского иконописца. Вот отрывок из письма: «Как есми приехал (архимандрит Пахомий) в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 братов, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, старую Портаитскую (то есть афонскую Иверскую Вратарницу), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную и Святую литургию с великим дерзновением и верою, и после Святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему написать икону.

http://pravoslavie.ru/137604.html

Знаменитый путешественник по святым местам (1723—1747 гг.) Борский, описывая икону Иверскую, говорит: «В сем прекрасном, при внутренних вратах монастырских созданном храме, в иконостасе, вместо наместной обычной иконы Богородицы, стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руке Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованной позлащенной одеждой и, кроме того, упещрена многоценными каменьями и монетами золотыми от различных царей, князей и благородных бояр, дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских царей и цариц, императоров же и императриц, князей и княгинь монеты златые и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашеся варвар и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаяся и верова, и бысть монах скитник, и спасся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в преддверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножом, стрелами и луком. Сверху же святыя сея иконы есть покров с главою, осеняющею ради падения праха и ради украшения и великолепия, иже весь упещрен есть мелкими художнотворными и различновзорными кожами Маргаритными, от него же повешены суть пред святой, чудотворной иконой кандилы великие, иные от чистого сребра, иные же сребропозлащенны, числом четыренадесять. Низу же ея есть едина завеса, вся изрядно удобренная различными дарами многоценными благоговейных христиан, многоценными дарами малыми и сребропозлащенными наперсниками; не точию же сия, но и иные многие в том храме кандилы и дары многоиждивительны висят во славу и честь святой оной иконы и в память незабвенную неизреченных ее чудес. Предстательство и прилежное тщание храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет един иеромонах, от всех прочих братий избран и определен, аки благоговейнейший, иже послушания ради оного, еже имать, от всех обще именуется приснопребывающий, понеже ино что не творит, точию там внутрь да пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконой, кандилах, да не едино же от них когда угаснет, имущи к тому и свещу, на сребренном свещнице, неусыпно горящую, и поюще тамо правило и параклисию по вся дни и нощи и прислужащи общему седмичному, иже тамо приходит дважды в седмицу и литургисает в славу Божией Матери».

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

У императора Аркадия был военачальник, родом из варваров, по имени Гаина, который, хотя и принял христианскую веру, но держался Ариевой ереси. Будучи храбр на войне и любим наёмными войсками, он имел великую дерзость и часто заставлял – даже императора – себя опасаться. Этот-то сильный, на всё решительный человек непрестанно просил Аркадия, чтобы позволил арианам иметь в Царьграде церковь . Отказать ему – было опасно для престола, а позволить – опасно для православия. Аркадий, откладывая под разными предлогами удовлетворение его просьбы, наконец прибегнул к Иоанну Златоусту 388 и требовал совета. Решили, чтобы патриарх был у царя, когда Гаина будет просить церкви, что и случилось вскоре. Дерзкий и нетерпеливый варвар начал требовать милости арианам, как должного воздаяния за воинские подвиги и свою храбрость. Но великий святитель немедленно остановил его. «Если царь хочет быть богобоязнен, – гласом веры сказал он, – то не имеет права над Церковью , в которой от Бога поставлены духовные власти. Если же тебе нужна церковь , то войди в какую хочешь, и молись. Они все отверсты пред тобой». – «Но я другого исповедания, – возразил Гаина, – и потому хочу иметь в столице с моими единоверцами особенный храм; надеюсь, что государь исполнит моё прошение. Владыка святой! Ты сам знаешь, сколько я подъял трудов, сражаясь за ваше отечество, проливая мою кровь и полагая за царя душу». – «Никто хвалы твоей упразднить не может и не хочет, – отвечал ему Иоанн, – но нельзя умолчать и о том, что ты за все подвиги уже принял в воздаяние честь, славу, сан и дары». После того, видя, что варвар начал разгорячаться, продолжал: «Кто имеет совесть, тот должен размыслить, что он был прежде и чем сделался ныне, какие имел богатства по ту сторону Дуная и какие сокровища имеет в нашем отечестве. Не хлеб ли там ел с водой, и не всего ли света плодами, птицами и рыбами ныне услаждает свой вкус? Не был ли там простым человеком и не учинился ли здесь вельможей? Гаина! Вот воздаяние за труды твои! Будь же благодарен царю и служи верно его державе, а церковных даяний за мирское служение не проси. Дерзнув на это, ты подвергаешься опасности быть обвинённым в оскорблении величества, ибо хочешь соделать твоего государя виновным в святотатстве». Выслушав, хотя и с великим принуждением, этот урок истины, Гаина имел столько духа, что обратил разговор на дела, касающиеся воинства, и с того времени уже не просил для ариан церкви. Аркадий, удивляясь убедительной мудрости Иоанна, благодарил его от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

От неизреченной радости она воспрянула и, припав к святой гробнице, воскликнула: «Бог... наш и на небеси и на земли, вся елика восхоте, сотвори... Посла с небесе и спасе мя... благословен еси, Господи... спасаяй уповающих на Тя ( Пс.113:11, 56:4 ). Вечер водворится плач, и заутра радость» ( Пс.29:6 ). Все находившиеся в церкви, внезапно увидев подле мученической гробницы женщину и услышав вопль её, с удивлением обступили Евфимию. Священник спросил: кто она? Но едва начала она рассказывать ужасную и чудную о себе повесть, все узнали её. Послали за Софией и, не объявляя зачем, приказали немедленно прийти в церковь . Какая трогательная встреча! Обрадованная Евфимия поверглась в объятия матери. Изумлённая София остановилась, внезапно увидев дочь свою одетой в рабские рубища. Обнявшись, обе они рыдали и не могли промолвить ни единого слова. Потом Евфимия рассказала обо всех злодеяниях варвара, обо всех несчастьях, с ней случившихся, и о внезапной помощи святых мучеников Гурия, Самона и Авива. Сердце нежной матери растаяло от жалости, и все слушавшие, удивляясь, прославляли всемогущую Божью силу и помощь. Припавши к гробнице святых мучеников, София и Евфимия пребыли тут в молитвах до самого вечера. Вся Греция узнала о славном чуде, и все восхвалили имя Господне. Но Бог не оставил без наказания и клятвопреступного гота. Через некоторое время греческому воинству опять случилось идти через Едес, и варвар, привыкший к грабежам, неразлучным с войной, находился тут же. Не сомневаясь, что Евфимия погибла лютой смертью, он без всякого стыда посетил свою тёщу. София, увидев его, скрыла Евфимию, приняла гостя с притворной ласковостью и начала спрашивать, здорова ли дочь её. «Молитвами твоими живёт благополучно, – отвечал варвар, – родила сына и через меня целует тебя. Если бы я, будучи дома, знал, что придётся быть в Едесе, то непременно взял бы её с собой; но поход назначен был в другую сторону, и уже в дороге получили приказание идти к Едесу». София будто поверила словам его, пригласила родственников и приятелей и вывела перед ним Евфимию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

«Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллиею, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника на коленях молящегося пред образом святого Георгия, с насмешкой сказал товарищам: “Вот безумец, поклоняющийся доске!” и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону; но стрела, вопреки данному ей направлению, устремилась вверх и, стремительно оттуда низвергшись, пронзила руку варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушел домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука распухла. К счастью, у него в услугах жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: “я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что проступок твой заслуживает смерти; если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно”. Как ни был сарацин ожесточен против христиан, но, видя опасность, с радостию согласился на предложение служанки – и пригласил священника. “Какую силу имеет образ, которому ты, в бытность нашу в церкви, столь усердно поклонялся?” – спросил у него сарацин. – “Всю силу имеет один только Бог, – отвечал священник, – Ему я поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу”. – “Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?” – опять спросил варвар. – “Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник, – был человек, нам подобострастный, но, за славу Имени Иисуса Христа претерпев мучение и смерть, получил от Него благодать чудодействовать; любя угодника Божия, мы почитаем его икону, и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлем и лобызаем святое его изображение. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву”. – “Что ж мне посоветуешь сделать? – спросил поколебавшийся в неверии варвар; – посмотри на мою руку: я мучусь и, без сомнения, умру”. – “Если хочешь быть жив, – отвечал священник, – то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея, пусть она горит во всю ночь; а назавтра помажь елеем руку твою, и веруй, что исцелеешь”. Немедленно святая икона была принесена. Сарацин поступил так, как говорил священник и увидел, что опухоль спала и рана закрылась. В удивлении и восхищении он хотел выслушать повесть о святом великомученике, и между тем, как священник читал его житие и страдания, сарацин, обнимая икону, сквозь слезы говорил: “О, святый Георгий, ты был юн, но премудр, – а я стар, но безумен; ты млад, но Богу любезен, – а я долголетен, но гнусен пред Богом: моли о мне Господа Бога, да учинит меня рабом Своим!” – Потом припал к ногам священнослужителя и умолял даровать ему Святое Крещение. В тот же вечер варвар сделался христианином, а на другой день, безбоязненно проповедуя имя Христово, от рук прежних своих единоверцев скончался смертию мучеников». (Составлено по «Училище благочестия», т. I. стр. 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но и в тех бедных, заброшенных городках, которые лишены были всяких укреплений, стен или оружия, которые оставлены были совсем на произвол судьбы, – ив этих жалких городках предстоятели христианской Церкви умели действовать на пользу населения с неменьшими успехами, чем в больших городах, только действовали они здесь не оружием, а словом убеждения. Таков был Луп, епископ незначительного галльского города Троб. Не имея ни армии, ни оружия, он с пастырским посохом пошел сам навстречу суровому гуннскому завоевателю и умолял его пощадить не только свой город, но и селения, принадлежащие к его округу. Слово епископа оказало благое действие на варвара. «Будь по-твоему, – сказал Аттила, – но только ты пойдешь со мной до самого Рейна. Присутствие такого святого человека непременно принесет счастье мне и моему оружию». – Известно, что и самый Рим своим спасением от Аттилы немало был обязан тому впечатлению, какое произвел на варвара стоявший во главе посольства св. Лев, папа Римский . Недаром между гуннами ходили насмешки над Аттилой, недаром говорили, что он, не страшась никаких римских ополчений, останавливается и робеет перед животными, имея в виду буквальный смысл имен епископов Льва и Лупа! Суровый язычник-варвар не мог отрешиться от невольного чувства почтения при виде этих вдохновенных старцев, безбоязненно выступавших навстречу опасности, ходатаями-печальниками за свою паству. И не отказывал варвар этим ходатаям только потому, что никак не мог преодолеть своего личного, невольного почтения к ним. Вот что, например, сказал вестготский король Ейрих епископу Павийскому Епифанию, явившемуся К нему в качестве посла от западного римского императора Юлия Непота: «Я исполню твою просьбу, уважаемый святитель, потому что в моих глазах больше значит личность самого посла, чем вся власть пославшего». Таким образом, опираясь на свой нравственный авторитет, на свое личное влияние, представители христианской Церкви взяли под свое покровительство распадавшуюся в эпоху варварских нашествий общественную жизнь и сохранили ее для последующих Поколений.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010