Достигнув луга, он пробыл на нем двенадцать лет, оставаясь нагим и не имея на себе даже никакого рубища. И сделалась кожа его подобной коре древесной: опаляемая солнечным зноем и растрескиваясь от мороза, она почернела, как уголь. И стал блаженный Варвар добровольным мучеником. Когда прошло двенадцать лет таковых страданий его в пустыне, он получил по Божественному откровению извещение о прощении своих грехов и о том, что ему предстоит подвиг покаяния своего завершить мученически, кровью своею. И вот однажды, ходя по лугу, Варвар приблизился к дороге, на которой остановились какие-то купцы. Они, думая, что это подошел какой-то зверь (ибо не разглядели, что было в густой траве), пустили в него из своих напряженных луков несколько стрел и поразили его тремя стрелами; подошедши же, увидели, что застрелили человека, и пришли в ужас. Варвар же повелел им ни бояться, ни скорбеть, и рассказал все о себе, и заповедал им возвестить о его кончине пресвитеру того селения. Сказав это, он предал душу свою в руки Божии. Вышеназванный пресвитер, узнав от купцов о происшедшем, пошел на то место, где увидал тело блаженного Варвара просветившееся, подобно свету. Совершив обычное над мертвым пение, он предал погребению его на том самом месте, на котором он был убит. Впоследствии от гроба блаженного Варвара стали истекать исцеления болящим различными недугами. По прошествии некоторого времени собрался сюда народ с пресвитером; открыли гроб и увидели, что тело святого не только было нетленным, но и источало целебное миро. Тогда все пришли в удивление и прославили Бога; честные же мощи святого Варвара перенесли с великими почестями в свое селение и положили в церкви, изумляясь дивному человеколюбию и милосердию Христа Бога нашего, Которому со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава во веки. Аминь. Память 7 мая Страдание святого мученика Акакия Святой Акакий пострадал за исповедание имени Христова в царствование Максимиана [ 1 ] и именно в третье гонение на христиан, воздвигнутое этим императором по наущению диавола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Выходя пред полком римлян, он вызывал на единоборство, чтобы один кто-нибудь выступил бороться с ним, и так как никто из римлян не осмеливался выйди против него, потому что самый внешний вид его, говоривший о его силе, устрашал их, то он смеялся над ними. Тогда воевода Вакх, зная о храбрости блаженного Варвара, призвал его к себе и спрашивал, может ли он выйди на борьбу против этого гордого борца, похваляющегося своею силою. Варвар же, уповая на помощь Господа своего Иисуса Христа, в Которого веровал, не отказывался от единоборства: вооружив себя крестным знамением, он выступил на врага и, схватившись с ним, одолел его и убил с помощью Божиею, ибо от Господа был ниспослан блаженному Варвару ангел, который и помогал ему. Тогда франки устыдились и пришли в страх; римляне же, воодушевленные мужеством, устремились на них и одержали над ними окончательную победу. Такая храбрость блаженного Варвара приобрела ему большую честь среди полков римских и одобрение царя: он был почтен саном комита [ 3 ]. Впоследствии воевода Вакх, после этой славной победы над врагами, во время пребывания с войсками во Фракии [ 4 ], пожелал принести жертвы идолам, чтобы тем воздать им благодарность за победу, которую приписывал не Христу Богу, а суетным своим идолам. И вот он пригласил к совершению нечистых своих жертв и комита Варвара, как первого победителя. Но святой Варвар открыто исповедав, что он христианин, отвращался от идолов. Тогда воевода возвестил о том царю; царь же, повелев представить к себе воина Христова, принуждал его принести жертвы идолам; но так как блаженный Варвар не повиновался, то царь повелел повесить его на мучилищном дереве и резать мечом чрево его до тех пор, пока внутренности его не вывалились на землю. Но в то время, как святой молился, явился ангел и, собрав его внутренности, вложил их снова на свое место в чрево мученика и исцелил его, так что не оставалось даже и следа язвы на его теле, а потом отвязал его от мучилищного дерева. Увидев такое чудо, воевода Вакх, вместе с двумя воинами — Каллимахом и Дионисием, уверовали во Христа и исповедали Его, а скверных богов языческих похулили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Epistula 52: Ad Nepotianem. 54.5 Hospitiolum tuum aut raro aut numquam mulierum pedes terant. Omnes puellas et uirgines Christi aut aequaliter ignora aut aequaliter dilige. Ne sub eodem tecto manseris; ne in praeterita castitate confidas. Nec Dauid sanctior nec Salomone potes esse sapientior; memento semper, quod paradisi colonum de possessione sua mulier eiecerit. Aegrotanti tibi sanctus quilibet frater adsistat et germana uel mater aut probatae quaelibet apud omnes fidei. Quodsi huiusce modi non fuerint consanguinitatis castimoniae que personae, multas anus nutrit ecclesia, quae et officium praebeant. Et beneficium accipiant ministrando, ut infirmitas quoque tua fructum habeat elemosynae. Scio quosdam conualuisse corpore et animo aegrotare coepisse. Periculose tibi ministrat, cuius uultum frequenter adtendis. Si propter officium clericatus aut uidua tibi uisitatur aut uirgo, numquam domum solus introeas tales que habeto socios, quorum contubernio non infameris. Si lector, si acolythus, si psaltes te sequitur, non ornentur uestibus, sed moribus, nec calamistro crispent comas, sed pudicitiam habitu polliceantur. Solus cum sola secreto et absque arbitre non sedeas. Si familiarius est aliquid loquendum, habet nutricem, maiorem domus uirginem, uiduam, maritatam; non est tam inhumana, ut nullum praeter te habeat, cui se audeat credere. Письмо 52: К Непоциану. 54. 5 В гостиной твоей пусть редко или вовсе никогда не ступает нога женщины. Всех девочек и дев Христовых или одинаково не знай, или одинаково люби. Не бывай часто под их кровлей. Не надейся на свою прежнюю непорочность. Ты не святее Давида, не мудрее Соломона. Помни всегда, что райского обитателя женщина изгнала из его прежних владений. Во время твоей болезни пусть прислуживает тебе святой брат и родственница, или мать, или какие-нибудь женщины, пользующиеся общим одобрением и доверием. Если же не найдется таких родственных и непорочных людей, то имей в виду, что церковь питает многих стариц, которые могут оказать тебе услугу, и получишь награду за свое служение, так что сама болезнь твоя принесет плод милостыни. Я знаю, что некоторые выздоравливали телом и заболевали духом. Небезопасно пользоваться услугами той, лик которой ты часто видишь. Если по обязанности клирика ты посещаешь вдову или деву, то никогда не вступай в ее дом один. Имей таких спутников, общество которых не было бы для тебя бесславно. Если за тобой следует чтец, или аколуф, или псалмопевец, то пусть они украшаются не одеянием, а нравами: пустъ не завивают волос щипцами, но самым своим внешним видом обещают скромность. Не сиди один с одной втайне без посредника или свидетеля. Если нужно сказать что-нибудь по секрету, то пусть будет при этом кормилица, старшая в доме дева, вдова или замужняя: твоя собеседница не настолько же нечеловечна, чтобы никому не смела довериться, кроме тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киприана Карфагенского ( Morin. 1912). Мнение Менара подверг критике Б. Ботт, к-рый убедительно доказал, что в III-VI вв. в Римской Церкви не было особого чина певцов и что не упоминающий об И. список апокрифических «Statuta ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления) отражает не римскую, а галльскую практику (см. также в ст. Аколуф ). Что касается 6-го и 9-го правил Толедского Собора, то нет никаких оснований полагать, что в них слово confessor означает певца. До свт. Исидора Севильского (ок. 560-636), свидетельство к-рого зависит от «Statuta ecclesiae antiqua», нет никаких данных о существовании в Испании чина певца ( Botte. 1939. P. 238-240). Чтобы петь антифоны (прав. 9), необязательно иметь степень певца, следов., confessor, о к-ром идет речь, не является певцом. Правило 6, запрещающее девице иметь близкие отношения с исповедником, не имеет смысла, если под исповедником понимать певца: не ясно, почему именно с певцом (а не с иподиаконом, чтецом и т. д.) нельзя иметь отношений. По мнению Ботта, это правило имеет смысл только тогда, когда девица сама в нек-ром роде подпадает под термин confessor, т. е. если этот термин означает лицо, посвященное Богу, ведущее аскетический образ жизни и, как следствие, пользующееся всеобщим авторитетом, либо когда имеется в виду исповедник в первоначальном смысле этого слова, т. е. лицо, пострадавшее за веру ( Idem. 1941. P. 143). Во всяком случае нет оснований видеть здесь в И. монахов, понимаемых как особый чин, т. к. эти правила относятся к периоду, когда монашества в Испании и Галлии еще не существовало. Примерно к этой же эпохе или, возможно, еще более ранней относится молитва рим. литургии в Великую пятницу, в которой под confessores могут пониматься не столько монахи, сколько просто благочестивые христиане, каждодневно исповедующие свою веру во Христа (Ibid. P. 144). Хотя нельзя полностью исключить вероятность того, что слово confessores в нач. IV в. могло указывать на мужей, посвятивших себя Богу и произнесших некие обеты (своего рода аналог посвященных дев и вдов).

http://pravenc.ru/text/675007.html

[Аколит; греч. κλουθος, лат. acolythus, acoluthus, acolitus - спутник, сопровождающий, служитель], в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель , помогающий священнослужителям совершать богослужение. Об А., возможно, уже говорится в Послании к Филадельфийцам (11. 1) сщмч. Игнатия Богоносца (нач. II в.), к-рый называет Рея Агафопода «мужем избранным, который сопутствует [или последует - κολουθε] мне от Сирии, отказавшись от жизни». В «Liber pontificalis» при сщмч. папе Викторе I (186-197), а также при папе Гае (кон. III в.) упоминаются «последующие» (лат. sequentes) (LP. T. 1. P. 137, 161). Впервые же в качестве члена низшего клира Римской Церкви А. засвидетельствован в 251 г., он занимал положение между 7 субдиаконами ( иподиаконами ) и 53 экзорцистами , чтецами , остиариями привратниками ) (Послание св. Корнелия, еп. Римского, к Фавию, еп. Антиохийскому// Евсевий. Церк. ист. VI 43. 11). На каждый из 7 (по числу диаконов) округов (regiones) Римской Церкви приходилось по 6 А., возможно подчинявшихся одному из субдиаконов (LP. T. 1. P. 148). В III в. А. стали относить Св. Дары в тюрьмы исповедникам (в 18-й «Песни» папы Дамаса I говорится о претерпевшем мученичество А. Тарсиции ), столетием раньше это входило в обязанность диаконов ( Иустин Философ. Апология. I 65, 67). В письмах свт. Киприана Карфагенского († 258) письмоносцы по церковным делам называются А., а один из них также и клириком, однако без указания конкретного рода церковного служения. А. упоминаются в эпиграфических памятниках Рима (с III в.), Галлии (сер. V- нач. VI в.) и Карфагена (Cabrol, Leclercq. Monumenta. T. 1. N 1989, 1999, 3122; CIL. T. 8. N 13426; Leclercq. Col. 349, 350-351). Памятник «Statuta Ecclesiae antiqua» (Древние церковные постановления; ок. 500) подтверждает наличие А. в Арле (Галлия) (Dushesne. P. 332, 350). В канонах Ирландской Церкви упоминаются архиаколуфы, но не среди 7 степеней иерархии, а отдельно вместе с певчими (Collectio. Can. 32). В др. зап. Церквах до V в. А., по-видимому, не было. Для Востока они засвидетельствованы только на Всел. I Соборе в Никее (325), где наряду со священниками и диаконами А. сопровождали епископов, однако как члены епископской свиты, а не как церковнослужители (Евсевий. Жизнь Константина. III 8). В 24-м прав. Лаодик. Собора (365), содержащем перечень степеней священно- и церковнослужителей, А. не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/63904.html

Причащение больных в римской Церкви совершается по другому чину. В этом случае священник, омывши руки, надевши на себя краткую срачицу, епитрахиль и манию белого цвета и возложивши на рамена оплечье, берет концами его дароносицу, и закрыв ее крышкою и покровом, несет под зонтиком к больному, читая разные псалмы и песни; впереди его идет аколуф с фонарем в руках, потом два клирика, из который один несет св. воду с кропилом и влагалище с илитоном и платом для отирания пальцев священника, а другой несет требник и по временам звонит в колокольчик; за ним следуют разные лица с факелами или свечами и часто несколько солдат с ружьями. Пришедши в дом больного, священник говорит: «мир дому сему», а клирик: «и живущим в нем»; потом на столике, покрытом чистою скатертью, распростирает илитон, ставит на нем Дароносицу под маленьким балдахином, свечи и два сосуда, – один с вином, а другой с водою, и преклонив колена вместе с предстоящими, покланяется св. Тайнам. После сего окропляет больного и его ложе св. водою, говоря: окропиши мя иссопом ( Пс.50:9 ), и пр., первый стих 50 псалма и малое славословие, и читает молитву о послании ангела-хранителя живущим в доме. За сим следует исповедь больного, таинственное разрешение и чтение обычной исповедной (confíteor) и разрешительной молитвы. Далее священник, коленопреклонившись, вынимает из сосуда опреснок и, показывая ее больному, говорит слова И. Крестителя («Се Агнец Божий» ( Ин.1:36 ) и пр.) и слова евангельского сотника («Господи, я не достоин» ( Мф.8:8 ), и пр.) трижды вместе с больным, потом, если дает ему св. причастие, как напутствие (viaticum) к смерти, то, осеняя его крестообразно опресноком говорит: «приими, брат или сестра, напутствие тела Господа нашего И. Христа, Который да сохранит тебя от врага лукавого, и да приведет к жизни вечной, аминь»; если же не напутствует его к смерти, то употребляет обыкновенную форму: «тело Господа нашего И. Христа да хранит душу твою в жизнь вечную, аминь». Во время причащения на перси недужного кладется чистое полотенце. Далее священник омывает свои пальцы, дает это омовение больному, читает молитву о том, чтобы св. причастие было полезно как для тела его, так и для души, и наконец благословляет его оставшимися св. Дарами или рукою. Если в Дароносице останется еще освященный опреснок, то он тем же порядком относит его в церковь , при чтении разных псалмов и гимнов. Пришедши в церковь, поставляет Дароносицу на престол, покланяется св. Таинству, читает молитву об его почитании, объявляет индульгенции тем, которые сопутствовали Дарам, осеняет их крестообразно Дароносицею и наконец поставляет ее в престольный кивот.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Gall Priscian (MS 904)//Ériu. 2000. Vol. 51. P. 159-180; Holland M. On the Dating of the Corpus Irish Missal//Peritia. 2001. Vol. 15. P. 280-301; Claffey J. A. A Very Puzzling Irish Missal//J. of the Galway Archaeol. and Hist. Society. 2003. Vol. 55. P. 1-12; Smyth M. La Liturgie oubliée: La prière eucharistique en Gaule antique et dans l " Occident non romain. P., 2003; Buckley A. Music in Ireland to c. 1500//A New History of Ireland/Ed. D. Ó Cróinín. Oxf., 2005. Vol. 1. P. 744-813; Kennedy H. P. The Eucharistic Prayer in Early Irish Liturgical Practice//Prex eucharistica: Studia. Fribourg, 2005. Pars 1: Ecclesia antiqua et occidentalis/Ed. A. Gerhards, H. Brakmann, M. Klöckener. P. 224-236. (Spicilegium Friburgense; 42); Meeder S. The Early Irish Stowe Missal " s Destination and Function//Early Medieval Europe. 2005. Vol. 13. P. 179-194; Lawrence F. What did they Sing at Cashel in 1172? Winchester, Sarum and Romano-Frankish Chant in Ireland//J. of the Society for Musicology in Ireland. 2007/2008. Vol. 3. P. 111-125; Flanagan M. Th. The Transformation of the Irish Church in the Twelfth and Thirteenth Centuries. Woodbridge, 2010; Hen Y. The Nature and Character of the Early Irish Liturgy//L " Irlanda e gli irlandesi nell " alto Medioevo. Spoleto, 2010. P. 353-380. (Settimane di studio del Centro italiano di studi sull " alto Medioevo; 57); Barbet-Massin D. Le rituel irlandais de consécration des églises au Moyen Âge: Le témoignage des sources irlandaises et bretonnes//Annales de Bretagne et des Pays de l " Ouest. 2011. Vol. 118. N 2. P. 7-39; O " Donoghue N. X. The Eucharist in pre-Norman Ireland: Liturgy, Practice and Society. Notre Dame (Ind.), 2011. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: АГИОЛОГИЯ раздел богословия, в задачу которого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда

http://pravenc.ru/text/кельтский.html

Для обозначения лейб-гвардии в целом ее составе существовали два технических термина: οικεοι и ταριαι. Первый термин составляет перевод на греческий язык прежнего латинского термина domestic] et protectores, которым обозначалась лейб-гвардия. Он несколько раз встречается у историков 2111 и употребляется как тождественный с этериями. 2112 Впрочем, последний термин (этерии) встречается чаще, чем первый. 2113 Этерий было несколько. Прежде всего была великая этерия, во главе которой стоял великий этериарх. Должность великого этериарха занимали: при Константине VIII евнух Евстафий; 2114 при Романе Аргире протоспафарий Феоктист; 2115 при Михаиле Пафлагоне Михаил Калафат; 2116 при Константине Мономахе евнух Константин, производивший свой род от сарацин и служивший Мономаху еще до воцарения, и Роман Бойла; 2117 при Михаиле Парапинаке Давид, наперсник Никифорицы; 2118 при Никифоре Вотаниате протопроедр Роман, иначе называемый Стравороманом. 2119 Кроме великой были еще другие этерии, имевшие во главе особых архонтов. 2120 Был архонт экскувитов, начальствовавший над отрядом телохранителей ( τν ξκουβτων), помещавшимся во дворце, в караульной, носившей их имя ( τ ξκοβιτον, τ εξκοβιτα); 2121 при Романе Аргире должность архонта экскувитов занимал патриций Лев Хиросфакт. 2122 Был архонт, начальствовавший над тем отрядом, который обыкновенно сопровождал императора в торжественных выходах, 2123 и по свойству своей должности называвшийся аколуфом; при Константине Мономахе известен аколуф Михаил. 2124 Главный надзор за императорской охраной принадлежал друнгарию виглы ( δρουγγριος της βγλης, т. е. vigiliarum), на ответственности которого лежала правильная смена караулов днем и ночью. Из друнгариев виглы известны: при Константине VIII евнух Симеон; 2125 при Константине Мономахе Константин Ксифилин; 2126 при Феодоре Мануил; 2127 при Исааке Комнине Махитарий; 2128 при Михаиле Парапинаке Константин Керулларий. 2129 Различие между этериями обусловливалось различием их функций, а также происхождением лиц, вступавших в эти общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Замечательно еще следующее место в сочинении Амвросия " О должностях...», из которого видно, как далеко простирались заботы этого учителя пастырей о внешности священника. Он пишет: «В Риме и других местах был обычай, что взрослые дети и зятья не мылись в бане вместе со своими родителями, дабы через это не уменьшилось уважение к ним. Многие и посторонние, будучи в бане и заботясь о целомудренной скромности, прикрывали некоторые части своего тела. А священники ветхозаветной церкви, по древнему обычаю, при богослужении всегда имели у себя „надряги, надряги льняны, для покровения плоти их, от бедр даже до стегн» ( Исх. 28, 42–3 ). Говорят, – замечает Амвросий, – что некоторые и из наших (священников) соблюдают это еще и поныне». 667 Амвросий стоит на стороне этого странного обычая. Касательно пастыря у Амвросия много предписаний чисто аскетического характера, как будто пастырь живет и действует не в мире, а в пустыне. Особенно он советует остерегаться женщин, как будто бы женщины не принадлежат к пасомым наравне с мужчинами. Он говорит: «В домы вдов и дев молодым клирикам вовсе не следует входить, разве по особенной важности дела или по крайней необходимости посещения, но и то не иначе как со старшими или с епископом, или с другими пресвитерами». 668 В таком же роде предписание встречаем у Иеронима и в определениях западных соборов. Иероним дает такие советы: «Не бывай часто под кровлею отроковиц и девственниц; не надейся на свою прежнюю непорочность. Ты не святее Давида, не мудрее Соломона. Если по обязанности клирика ты посещаешь вдову или девицу, то никогда не вступай в дом ее один. Имей таких спутников, общество которых не было бы для тебя бесславно. За тобою должен идти или чтец, или аколуф, или псалмопевец. Не сиди один с одной втайне, без свидетелей. Если нужно что-нибудь сказать по секрету, то пусть будет при этом нянька, старшая в доме дева или замужняя». Тот же Иероним рекомендует клирику в случае его болезни поручать, за неимением матери или сестры, уход за собой или причетнику, или какой-нибудь старушке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Чудо арх. Михаила на Афоне в Дохиаре, основанном св. Евфимием в 9 веке, описано в Афонском патерике (Ч. 1. стр. 157). Муч. Евдоксий и дружина. Деяниях св. (Sept. II. 507) после истороч. исследования сказание Метафрастово. В месяцеслове Василия говорится, что Ромил, начальник импер. стражи, сперва советовал Траяну отправить 11,000 воинов в Галлию (по толкованию Барония в Галатию) и принудить к идолопоклонству, но после сам раскаялся и умер мучеником ок. 107 или 115 года, ибо император в сии годы был на востоке. Из сего можно видеть, что составитель месяцеслова Василия имел другое сказание, древнейшее Метафрастова. Страдание же Евдоксия и дружины его Бароний относит в 311 году. Почему соединены здесь мученики разных времен, издатели не решают; вероятно, потому что замучены в одном месте в Мелитине армянской. В Константинополе построен был храм Евдоксию весьма рано Евдоксием префектом при Константине В. или, по крайней мере, при Феодосии младшем. (Дю-Канж IV. n. 38). В древнейших календарях стоит имя одного Евдоксия, наприм. в Константинопольском IX века, в Син. 1. Канон восхваляет одного Евдоксия и не говорит даже о его собственной дружине. Мучч. Фавст, Авив и дружина . В месяцеслове Василия сказано, что сии 13 мучеников пострадали в одно гонение с Фабианом римским папою и Александром иерусалимским. В слав. прологе об них два сказания ныне (см. Кириака и Фавста). Второе сказание по месяцеслову Василия, но в месяцеслове Василия 13 мучеников считается со включением Фавста и Авива; тоже видно из имен сих мучеников в греческих минеях. В нашем прологе Кириак на стежительный есть Кириак димот ( δημτησ) – гражданин. В греческих прологах стишных и древнейших славянских всем мученикам мужам даны прозвания по званию их: Фавст пресвитер, Вив или Авив диакон, Дионисий чтец, Кириак аколуф, Андровик или Андрей воин, Фефктист корабелыцик, Макарий гражданин (Хлуд. 144), Андрей курокториан (Хлуд. 144), Сарапамвон сенатор, Кириак другой димот или гражданин, Андропелагия, Фекла, Калодота 13. 7 Муч. Созонт. В Деяниях св. (Sept. III. 14) после исторического исследования помещены мученические акты, отличные от Метафрастовых, но в главном и в большей части сходные, в которых допросы а ответы мученика взяты из нотариальных записей и след. самые акты составлены лицом, близким к временам мученика. Из них видно, что до крещения он назывался Тарасием. В актах мучитель правитель Киликии называется Максимианом, в месяцеслове Василия и других Максимом. Издатели полагают, что это Нумерий Максим, бывший правителем Киликии в 304 году. Никодим относит процветание мученика к 288 году. В прологе по месяцеслову Василия; но неверно место рождения мученика названо в мес. Василия Ликиею, в прологе Ликаониею, по актам это Киликия, где был приморской город Помпеополь, в древности Солы ( Ζλοι). По актам св. муч. Созонт скончался 7 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010