Список статей по запросу «Варвару» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Варвару» найдены статьи: АЛЕКСАНДР, ВАРВАР И АКОЛУФ мученики К-польские (пам. греч. 14 мая) ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая) ВАРВАР мч. (пам. греч. 14 мая) - см. Александр, Варвар и Аколуф, мученики ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА Дмитриевна Деревягина, мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА (Блохина Елизавета Дмитриевна; 1843- 1915), игум., первая настоятельница Пюхтицкого жен. мон-ря ВАРВАРА (Трофимова Валентина Алексеевна; 1930-2011), игум. Пюхтицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы жен. мон-ря Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Варвару.html

Христианин: Можешь ли ты летать? Сарацин: Нет. Христианин: Если бы ты увидел в вышине летящего орла и смог бы подняться в высь подобно орлу, то кому из вас более удивились бы зрители: тебе или орлу? Сарацин: Мне. Христианин: Следовательно, Христос более удивителен, чем твой бог. XXIV. Другое вопрошание о единобрачии Варвар: Почему вам, епископ, единобрачие кажется более законным, нежели многоженство? Ведь вам, гнушающимся многоженством, следовало бы отвергать и единобрачие. Ибо общее зло есть также и частное зло, а частное добро есть также и общее добро. Ведь из каждого в отдельности с необходимостью выводится общее. Христианин: Это не то частное, которое отличается от целого, как какой-то человек отличается от человека вообще, но это частное является противоположным целому, как мера – излишеству, честно нажитое [добро] – корыстолюбию. Варвар: Убеди меня, но не [словами] из ваших Исайи или Матфея, с которыми я вовсе не знаком, а посредством необходимых и общепризнанных понятий. Христианин: Я в изобилии могу насытить тебя [примерами], откуда ты ни захочешь. Ради чего жена выходит замуж? Варвар: Не знаю. Христианин: Ради двух вещей: наслаждения и деторождения. Варвар: Очевидно. Христианин: От первозданного Адама и вплоть до нынешнего времени знаешь ли ты человека, который бы получил от Бога удовольствия больше, чем он? Варвар: Никого. Христианин: Был ли он лишён хотя бы одного из видов наслаждения? Варвар: Конечно нет. Христианин: А сколько было сотворено ему жён? Варвар: Одна. Христианин: Следовательно, получается, что наслаждение, [получаемое] от одной жены, совершеннее [наслаждения, получаемого] от многих. Варвар: Ход рассуждений вынуждает меня согласиться. Но, как кажется, из-за многих жён плодотворнее деторождение. Христианин: Какое время кажется тебе более испытывающим недостаток в многочадии, чем то [т. е. Адама]? Варвар: Никакое. Христианин: Следовательно, нам открывается, что и в отношении многочадия [единобрачие является] более обильным, чем при [обладании] многими [жёнами]; и очевидно [представляется] безбожной и плотолюбивой мысль тех, кто во время, когда существует множество людей, установили многожёнство, тогда как Творец даже в пору, когда было немного людей, заповедал единобрачие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

В сочинении De cerimoniis aulae Byzantinae, приписываемом Византийскому императору Константину VII Багрянородному (912–959) и окончательно редактированном не позже начала XI века [ 159 ], этот возглас имеет следующие случаи применения. При окончании приема во дворце (утреннего или вечернего) царь говорил папии (высший ключарь дворца): «ступай, сделай отпуск»; папия брал ключи и потряхивал ими (в знак отпуска), входил силенциарий (один из церемониймейстеров) и говорил «повелите», и собрание расходилось; таким образом, здесь этот возглас является приглашением расходиться. Но не всегда он имел такой смысл. В воскресенье, после обедни в дворцовом храме, самые высокие чины (протоспафарии), получившие приглашение на обед, шли в одну залу (Лавсиак), а не получившие — в другую (Юстиниан, т. е. Юстинианов зал), и там садились в ожидании отпуска; к последним (как бы от самого царя) выходил церемониймейстер (силенциарий), возглашал «повелите», и они уходили. Затем аколуф, по данному знаку от церемониймейстеров, возглашал, обращаясь к друнгарию (начальнику гвардии): «повели» — тот кланялся церемониймейстерам и становился на возвышение в зале, как бы составляя почетный караул зала. Аколуф, стоявший у двери из первого зала (Юстиниана) в другой (Скилы), где собирались после обедни прочие придворные чины, возглашал магистрам и патрициям: «повелите»; те входили в первый зал и садились. Аколуф говорил, обращаясь к низшим чиновникам (секретарям): «повелите, секретики», — те также входили в первый зал и садились. Таким же возгласом аколуф затем приглашает из второго зала в первый военных чинов. Затем читался список приглашенных на царский обед; препозит (высший церемониймейстер) разрешает сделать отпуск; силенциарий возглашает «повелите», неприглашенные расходятся, а приглашенные остаются на обед. Таким образом, чаще всего возгласом «повелите» сановники приглашались перейти из одной залы в другую [ 160 ]. Употреблялся возглас «повелите» и при царских выходах [ 161 ]. Очевидно, в начале всенощной этот возглас появился ввиду обычного присутствия на ней царя и первоначально мог иметь смысл испрашивания у царя разрешения начать службу; но представленные случаи его употребления позволяют поставить его в связь и с выходом из алтаря по каждении его на середину храма: произносящий возглас параекклисиарх соответствует в данном случае придворному аколуфу и как бы приглашает священника выйти из алтаря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Иподиаконат был введен в Риме, ибо там казалось недопустимым повысить число диаконов выше числа семи (ср. выше, прим. 260). Но и иподиаконат также, носивший, равным образом, имя диаконата, опять-таки имел, по меньшей мере в Риме, связь с числом семь. Римский епископ Корнелий указывает на число семь как на число диаконов и, равным образом, иподиаконов (Евсев. VI, 43, 11), что, конечно, неслучайно. Но великой римской общине уже в середине третьего столетия даже 14-и диакональных помощников епископа далеко не было достаточно. Поэтому, для дальнейшего умножения диаконата, создана должность аколуфов. Для этих дальнейших помощников, служащих в диаконской деятельности, выбирались преднамеренно другие, нейтральные имена («провожатый»), чтобы не иметь нужды ограничивать себя в числе таких помощников. В целях церковного управления Римский епископ Фабиан назначил (вскоре после 236 г.) 14 округов римского города, каждый – одному диакону или иподиакону. 285 Было неизбежно присоединить к диакону (соответственно, и к иподиакону) для управления его округом последующих помощников. Этим было положено начало аколуфата. Корнелий рассказывает, что к его времени в Риме было 42 аколуфа. Это составляет на каждую область по 3 аколуфа, «провожатого», служителя, помощника диакона, сродственных диаконам второго порядка, иподиаконам. 286 Сюда прибавляется еще большее. Как известно, на Востоке аколуф не встречается. Были допущены иподиаконы, но не аколуфы. Почему? Потому что аколуф, на деле, был не что иное, как иподиакон, – а именно, некоторое видоизменение диаконской должности. Именно потому аколуф мог отсутствовать. На Востоке не держались крепко за седмиричное число иподиаконов. Этим здесь было дано разрешение трудности. 287 Но также и на Западе, и даже в самом Риме иподиаконат и аколуфат еще около 400 г. и позже являются должностями однородными. К этому времени относится требование папы Зосимы. чтобы тот, кто на духовное поприще вступил уже взрослым, служил бы пять лет чтецом или заклинателем, затем следующие четыре года – аколуфом или иподиаконом. 288 Служение аколуфом равнозначно со служением иподиаконом. Аколуфат и иподиаконат указывают на две различные должности, но первоначально – на одну и ту же степень в церковнослужении, на один и тот же ordo. Поэтому в церковной иерархии аколуф стоит непосредственно позади иподиакона, перед заклинателем и т. п. Также и аколуфат есть ответвление диаконата. Он принадлежит к группе должностей диаконального рода. 289

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Варавар: Разве же до Христа было крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа. Христианин: Да, было крещение в море и облаке, ибо все, как сказано, в Моисея крестились ( 1Кор 10:1 ). Если же скажешь: «А как же до Моисея крестились?», скажу тебе, что сказал Христос мне: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин 8:58 ), и в другом [месте]: и за них я посвящаю Себя ( Ин 17:19 ). Варвар: Творящего волю Божию, ты добрым называешь или злым? Если добрым, то одобри тогда и иудеев, поскольку они выполнили волю Христа, Которого ты называешь своим Богом. Христианин: То, что ты называешь волей, я называю терпением и великодушием. И послушай, каким образом [я это докажу]. Когда Бог говорит: «не укради, не прелюбодействуй, не убий», хочет ли Он, чтобы мы крали, блудили и убивали? Варвар: Нет, ибо если бы хотел, Он бы так не сказал. Христианин: Очень хорошо, что ты согласился со мной, что не желает Бог, чтобы мы воровали или блудили; если же я сейчас встану, пойду и украду или убью, скажешь ли ты, что это воля Божия или терпение и великодушие? Варвар: [Скажу, что] терпение и великодушие. Христианин: Так же и Бог силен их поразить, но воздерживается. Ибо Он хочет [чтобы я покаялся], если же не покаюсь, Он воздаст мне [по делам моим]. Варвар: Кем ты считаешь Христа? Христианин: Словом Божиим, Премудростью Божией, Мышцею Божиею и Силою, и многими другими [именами]. А ты кем считаешь Христа? Варвар: Сказано, что Христос есть Дух и Слово Божие 45 . Христианин: Эти же Дух и Слово – тварны или нетварны? Варвар: Тварны. Христианин: А кто же создал Слово и Дух Бога? Ибо [если] некто создал это для Бога, то где же был сам Бог ? И неужели ты назовёшь Бога бессловесным или не имеющим Духа Святого? Варвар умолк. XXXVI. Другое вопрошание [о речениях Писания] [Варвар]: Словеса Божии тварны или нетварны? Это же выдвигает он, желая доказать, что Слово Божие тварно, хотя это не так. Ибо если скажешь: «Тварны», он ответит тебе: «[Но ведь] тварное не называется Богом». Если же скажешь: «Нетварны», он скажет тебе, что «вот, все словеса Божии нетварны, но не являются [при этом] богами. Следовательно, ты признаёшь, что Христос, являясь Словом Божиим, не есть Бог». Поэтому не говори ему, ни: «тварны», ни: «нетварны», но скажи: «Я лишь одно воипостасное Слово Божие считаю нетварным, всё же мое Писание называю не словесами ( λγια), но речениями ( βματα) Божиими».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Сарацин, стыдясь признать поражение и исхитряясь прикрыть бесславие своего учения, сказал: «Приведи мне другой пример». Христианин: У одного господина было два раба, которых послали в одно путешествие, одному из них господин повелел одеть платьев, сколько бы ни захотел, а другому приказал одеть только один хитон, при этом того, кто замёрзнет, велено подвергнуть восьмидесяти ударам бича. Итак, справедливым или несправедливым кажется тебе господин, давший рабам такое повеление? И сверх того, если тот, кому разрешено носить лишь один хитон, более слаб? Варвар: Несправедливым. Христианин: Следовательно, вы обвиняете Бога в несправедливости, когда говорите, что Он постановил жене, которая является более склонной к страсти, иметь четвертую часть мужа 39 ; а мужу, являющемуся более крепким, иметь четырех жен, не считая множества наложниц, а за каждое блудодеяние – наказание в восемьдесят ударов бича. Что же может быть несправедливее этого несправедливейшего законодательства? Варвар: Приведи мне другой пример. Христианин: Чему Бог , глядя на людей, управляющих государством, будет радоваться больше: миру или войне? Варвар: Миру. Христианин: А как тебе кажется: мужчина больше пребывает в мире, когда имеет много жён или когда одну? Варвар: Иногда так, а иногда иначе. Христианин: Возможно ли когда-нибудь, чтобы они [т. е. жёны] имели любовь друг к другу? Варвар: Нет. Христианин: Разве не часто они, используя яды, губят и мужа и друг друга? Разве соперничество между семействами не вырастает в непримиримую вражду? Единобрачие же роды мужа и жены, которые изначально были отдалены, сблизило и то, что казалось разделённым, соединило. Варвар: По-видимому, так. Христианин: Поэтому единобрачие, как угодное Богу, кажется нам и достойнее и законнее, чем многоженство. Впрочем, если хочешь, я приведу тебе другой пример. Варвар: Изложение примеров истинности [единобрачия], завладев моим слухом, едва не сделало меня христианином. Но с меня довольно. XXV. Доказательство того, что Бог имеет Сына Единосущного, Собезначального и Совечного

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

111 Migne, Patrol Curs Compl tom 57, Maximi ep Taurinensis homiliarum classis quarta, hom 83 de traditione symboli col 433–440 Carnis resurrectionem Hic religionis nostrae finis haec summa credenda est, – col 439. 112 Migne, Patrol С С tom 52, Petri Chrysologi, archiep. ravennatis, in symbolum apostolorum, sermones 57 – 62, col 357 – 375. 114 Migne Patrol Curs Compl tom 54, opp s Leonis tom 1, epistol 28 ad Flavianum episc constant cap. 1 et 2, col 758. 115 Conf. ibidem cap 5, col 772; epist. 124 ad monachos palaestinos cap 2, col 1063, – cap 8, col 1068 Sermon 24, in Nativitate Domini 4, cap. 6 col 207; Sermon 46 de Quadragesima 8, cap 3 col 294. 116 Именно, по произнесении пресвитером, изложенного в самом чине оглашения, наставления о важности этого символа и обязанности каждому знать его наизусть, «аколуф становился рядом с готовящимися к принятию таинства и, держа левою рукою одного из них, правую клал ему на голову. Тогда пресвитер спрашивает на каком языке исповедуете Господа нашего Иисуса Христа? Ответ на греческом. Пресвитер говорит снова провозвести веру их как они веруют. Тогда аколуф произносит символ на греческом языке и поет (decantando), держа руку над головою готовящегося к крещению, следующие слова (то есть, содержимый нами символ на греческом языке писавшийся в рукописях латинскими буквами с надстрочным латинским переводом, как это сохранено и в печатных изданиях). Credo in unum Deum Patrem omnipotentem, factorem coeli Pistevo his ena Theon Patera Pantocratora poietin uranu et terrae, visibilium omnium et invisibilium. Et in unum kae gis oraton kae panton kae aoraton. Kae his ena (и так далее до конца). За тем пресвитер говорит Дети возлюбленнейшие вы слышали символ на греческом языке, выслушайте и на латинском. И продолжает далее на каком языке исповедуете Господа нашего Иисуса Христа? Ответ на латинском – Провозвести веру их, как они веруют. Тогда аколуф держа руку над головою готовящегося к крещению произносит символ и поет следующие слова. Credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, factorem coeli et terrae visibilium omnium», и так далее до конца, – то есть, наш символ на латинском языке. Смотр. Migne Patrolog Curs Compl. tom 74, Sacramentarii Gelasiani lib 1, cap 35, col 1089 et 1090.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

Варвар: А как же пророк говорит: слова Господни – слова чистые ( Пс 11:7 ), а не «речения Господни – словеса (sic!) чистые»? Христианин: Пророк сказал в переносном смысле, а не в собственном. Варвар: А что есть переносный и собственный смысл? Христианин: Собственный смысл есть ясное указание на вещь, а переносный – нетвердое указание. Варвар: Невозможно пророку говорить неясное указание. Христианин: [Но] для пророков обычно неодушевленные вещи олицетворять, и ты можешь видеть, что они глазами и устами наделяют их, как, например: море увидело и побежало ( Пс 113:3 ). Но ведь очевидно, что море не имеет глаз, ибо оно не одушевлённое. И снова: что с тобою, море, что ты побежало? ( Пс 113:5 ) и: меч мой насытится плотью ( Втор 32:42 ). «Насытиться» – значит есть и пить устами, меч же рассекает, но не поглощает. Но и потоки шумящие [пророк] называет руками (см. Пс 98:8 ), и холмы – прыгающими, и горы – скачущими (см. Пс 114:4,6 ). Так и речения в переносном смысле он назвал словами, хотя они не слова суть, но [именно] речения. XXXVII. Другое вопрошание [о Богородице и о творении] [Варвар]: Та, которую вы называете Богородицей, умерла или жива? Христианин: Не умерла, и это говорю я, веруя в то, что доказывается из Писания. Ибо, как сказано, первый человек заснул и лишился ребра (см. Быт 2:27 ), так же и Её всесвятая душа как бы во сне предалась Богу. Варвар: Вот, [посмотри]: получил я удар в некое место моей плоти, и плоть ударенная произвела синяк, и в синяке образовался червь. Кто же создал его? Христианин: Мы говорим, что после первой седмицы сотворения мира мы не находим [в Писании], чтобы Бог что-либо создал, но всё сущее в шесть дней сотворено Им, все остальное же происходит из ранее сотворённого исключительно согласно Его воле (см. Быт 3:17–18 ). Ибо после грехопадения осуждена земля производить тернии и волчцы; так же и плоть наша осуждённая производит вшей и червей. XXXVIII. Другое вопрошание [о Крещении Христовом] Сарацин: Кто, по твоему мнению, больший: освящающий или освящаемый? (вопрос же этот о Крещении Христовом) 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Один варвар, которому христианский проповедник рассказывал о крестных муках Христа, выхватил меч и воскликнул: «Жаль, что меня не было там!» Несомненно, этот варвар не воспринимал Божественности Иисуса Христа, ему в Голгофе была доступна лишь поруганная человеческая личность, поруганная человеческая правда. Но ведь только любовь во Христе, любовь не к смертной личности, а к бессмертной её сущности, может иметь абсолютный характер, и варвар уже тем самым, что он был нехристианином, ограничивал себя известной чертой от этой абсолютной полноты. Но в пределах этой ограниченной сферы, ограниченный самым фактом его нехристианства, варвар, выхвативший меч в защиту поруганной правды, стоял на последней, высшей из доступных ему ступеней, и потому поступок его должен быть назван святым. И если только можно было бы себе представить, что человек, стоя на последней ступени духовного развития, в присутствии Христа мог бы остаться нехристианином, то мы должны были бы признать, что этот варвар и в Гефсиманском саду поступил 6ы свято, защищая Христа мечом. Христос остановил апостола как христианина, и потому слова Его «вложи меч» 400 к варвару бы не относились. Для тех, кто внутренне не связан с источником абсолютной Любви, со Христом, для тех, кто во всей полноте не переживает в ближнем бессмертного начала, доступна лишь односторонняя, но всё же истинная и святая любовь. И если эта любовь с психологической неизбежностью влечёт за собой убийство мучителя, убийство должно быть названо святым. Отрицание бессмертия не может уничтожить его как факт. Но несознание бессмертия может обусловливать любовь лишь совершенно стихийную, в которой нет всей абсолютной правды. Но именно в силу того, что бессмертие, сколько бы оно ни отрицалось, есть факт, вопреки всякой логике неверующие люди могут относиться к своим ближним не как к средству, а как к цели. Поскольку человек неверующий может стихийно любить, постольку он может и относиться к ближнему как к цели. Но это отношение, не имея за собой абсолютного чувства любви, само не может быть абсолютным, оно носит явно относительный характер, который выражается в том, что, относясь как к цели к одной стороне, положим, к народу, считает возможным отнестись к другой стороне – его мучителю как к средству, и потому, если нужно, убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Однако до таинства обращения св. Варвара было ещё очень далеко. Под Драгоместом мусульманская армия потерпела поражение, и многие погибли. Св. Варвар избежал смерти, спрятавшись в винограднике. По-видимому, когда он решился выйти из укрытия, отступающая армия ушла уже очень далеко. Он остался один на вражеской территории и занялся тем, что его современники называли разбоем, а мы бы сейчас назвали партизанской войной. Перемещаясь с места на место, он грабит и убивает одиноких путников-христиан, не вступая в контакт ни с кем из местных жителей и терроризируя всю округу. Так продолжается какое-то время. То, что его фанатичный пыл нисколько не угас, показывает событие, которое в конечном итоге и послужило его обращению. Пребывая в этолийских пределах, Варвар заходит в один из храмов, намереваясь убить священника. Идёт литургия. Служит священник именем Иоанн, родом из Никополя. Варвар ждёт окончания службы. Казалось бы, какое сходство со случаем св. Ахмеда! Но внешнее сходство только ещё больше оттеняет внутреннее различие этих двух мусульман, стоящих за христианской литургией. Их психические состояния в этот момент диаметрально противоположны, цели - различны. Ахмед - высокопоставленный чиновник государства, где христианство является " покровительствуемой религией " , заходит в храм - да не какой-нибудь, а самый главный, на службу самого патриарха, - с целью удовлетворить свое любопытство, Варвар же - одинокий воин Аллаха в глубоком тылу противника с безысходной ненавистью загнанного в угол зверя заходит в сельский храм, намереваясь убить священника. Но и в том, и в другом случае происходит чудо, обоим на мгновенье приоткрывается духовная сущность Литургии. И то, что оба находят в себе силы признать чудо как чудо, характеризует их как людей, прежде всего честных пред Богом... Однако вернёмся к житию. Идёт Литургия. Варвар ждёт окончания службы, чтобы без свидетелей совершить задуманное. И вдруг неожиданно он видит Ангелов, во всём блеске их величия сослужащих иерею Божию, которого он намеревается убить. В изумлении и страхе разбойник падает на колени, и, дождавшись окончания богослужения, приносит покаяние и просит сподобить его таинства Крещения. Отец Иоанн исполняет его просьбу.

http://pravoslavie.ru/put/sv/prav_islam....

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010