И Ангелы внесли душу покаявшегося грешника во врата рая. Покаяние грешника — это праздник на небе. Ангелы, все небо радуются о едином кающемся грешнике, все небесные силы торжествуют, когда совершается на земле покаяние. Наши грехи по сравнению с милостью Божией — все равно что горсть песка, брошенная в океан: песок тут же утонет. Так и мы, если покаемся, тут же будем прощены. Были люди, которые совершали страшные, смертные Например, разбойник Варвар: он убил триста человек, среди них двух священников, но наступил момент, когда он осознал свою ужасную жизнь, пришел на исповедь к священнику, во всем покаялся и попросил, чтобы ему дали епитимию. Священник подумал и сказал: “С сегодняшнего дня будешь у меня работать, а жить будешь со скотиной, там будешь есть и спать». После службы священник пошел домой, а следом покаявшийся Варвар. Когда священник оглянулся, то увидел, что Варвар не идет, а бежит за ним на четвереньках. “Что это с тобой?” — удивился священник. “Вы же сказали, чтобы я жил со скотиной, вот я и уподобился ей.” И он два года жил в хлеву, а потом ушел в пустынное место и там тоже ходил на четвереньках, питался травой и прожил так еще 12 лет. Однажды проезжали охотники, увидели издали — какое-то животное ходит, выстрелили из лука, а когда подбежали, оказалось, что это убитый человек, весь обросший, то был Варвар. Его похоронили, а потом открылось, что тело его нетленно; на его могиле получали исцеления, он причислен к лику святых. Что мы видим из этого примера? Нужно не только покаяться, но и принести плоды, достойные покаяния, то есть многими тяжкими трудами загладить прежние грехи и больше к ним не возвращаться. Истинное покаяние — это перемена жизни. Человек с погибельного пути переходит на спасительный: раньше работал диаволу, исполнял его злую волю, а теперь — с Господом, учится исполнять Его святую волю. Епископ Феофан Затворник говорит, что одного покаяния для спасения недостаточно, нужна решимость переменить себя, оставить прежние грехи, и, когда от сердца положишь такой обет, Господь помогает.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-uteshen...

Тебе, душа, служат Ангелы, Архангелы, о тебе плачут Херувимы и Серафимы, о тебе молятся непрестанно святые. Тебя возлюбил вечной любовью Владыка Небес. Тебя ищет Божий Сын с пронзённым сердцем и кровавым потом... Услыши, душа, своим больным сердцем эту тайну Божьего взыскания, это Божие беспокойство о тебе, этот Ангельский плач, эту скорбь Божией Матери о тебе. Устремись молитвенным умом и трезвенным вниманием в умное трудничество взыскания своей души. Вместе с преподобным Иоанном Лествичником с воплем взывай к Богу: «О Господи, не могу больше сносить действия вожделенной плоти моей, научи, о Боже мой, искать бессмертной вожделенной красоты, которую Ты даровал мне прежде падения моего» (Лествица. Слово 28,11). Варвар «Друзья мои, – медленно и со слезами на глазах говорил бывший разбойник Варвар пришедшим к нему. – Будьте внимательны к себе, смотрите за каждым шагом жизни вашей. Жизнь наша, как зыбкое, обманчивое болото: чуть одной ногой станешь в него – утопаешь, станешь обеими – погибнешь, засосёт совсем. Смолоду налаживайте свою жизнь верным путём. В молодости душа мягче и добрее, совесть – чище и светлее. Вот я споткнулся в юности и стал злодеем. Душегубцем, детоубийцей. Однажды на большой дороге зарезал купца – отца четырёх малых детей. «Не убивай меня, – говорил спокойно купец, – возьми все добро моё, которое я везу детям, но только оставь в живых. Клянусь: никому не скажу о тебе, Богу буду молиться за тебя...» Я его со злобным смехом зарезал. Раз двух женщин заколол ножом. Кучер убежал в лес, а они плакали, целовали мне руки, ноги. «Зачем тебе наша жизнь? – говорили они, рыдая. – Все возьми, а нас не тронь, малые крошки дома ждут нас...». Заколол и их; одну прямо в левую грудь (сердце), и не вскрикнула даже, а другая все корчилась вся в крови... О братья мои, – взмолился Варвар, – говорю вам это, чтобы вы знали, как опасна невнимательность к себе, и ещё для того говорю, чтобы мы все знали, как милостив к нам грешным Бог». Примечание: Варвар имел на своей совести сотни невинных жертв разбоя: невинные дети, молодые матери, старики – никого он не щадил в своей ненависти и злобе. Но Господь и этого человека-демона призвал к спасению. Когда он стал собирать награбленное сокровище, чтобы уехать с ним на край света и там жить-поживать, то тени убитых им жертв наполнили подземелье, где он находился, и вызвали в нем чувство такого ужаса и страха, что он бросил все, выбежал из подземелья в тёмный лес и блуждал до тех пор, пока не забрёл в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

д) Св. деву Евфрасию взяли под стражу за исповедание имени Христова и начали принуждать, чтобы она принесла жертву богам ее отечества. Но так как все усилия были тщетны, то она была отдана грубейшему и развратнейшему из воинов в беззаконное супружество. Варвар увел ее в дом свой. Отроковица, помолившись в сердце своем к Богу, хранителю невинности, да соблюдет ее от всякого зла, приняла на себя веселый вид и беззаконному своему жениху сказала: «Как супруга, я должна теперь открыть тебе все, что у меня на сердце: – я волшебница: знаю силу всех трав, всех растений. Ты, как воин, всегда подвержен смерти; выслушай же от меня важнейшую для тебя тайну; у меня есть на примете трава, которую имея при себе, ты будешь невредим против стрел и копий, – но та же волшебная наука открыла мне, что эта трава только тогда имеет свою силу, когда вручена будет от девицы». Варвар радуется столь полезному для него открытию и идет вместе с нею в сад; Евфрасия срывает какую-то траву и, отдавая ему, говорит с притворною ласковостью: «Вот тебе лучшее от меня приданое!» – «Чем же уверишь меня в истине твоих слов?» спрашивает ее воин. – «Опыт над моею головою, если тебе угодно», отвечает Евфрасия – и вдруг, обнажив шею, мнимо-таинственную траву прикладывает к ней и говорит: «Взмахни, как можно сильнее, меч твой и ударь меня: ты увидишь, что скорее сокрушится острая сталь, нежели сделаешь мне малейший вред». Варвар поверил, и – голова Евфрасии отлетела от шеи: мученица пала бездыханной. Идолопоклонник, поруганный невинностию, заскрежетал зубами, а целомудренная девица отошла к небесному Жениху («Чет.-Мин.»). е) Св. Иоанн Лествичник приводит пример высочайшей степени чистоты: «Некоторый человек, увидев однажды красивую женщину, вместо того, чтобы прельститься ее красотою, начал прославлять и чудиться премудростию Создавшего столь прекрасное творение, и, воззрев на нее, возгорел к Богу чистейшею любовию, проливая теплые слезы. Чудное приключение! то, что другому могло быть рвом погибели, сему сверхъестественно сделалась венцом славы» (Леств. степ. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Если мы оставим её здесь, волны могут понести икону к берегу и разбить о скалы. Женщина перекрестилась и тихим уверенным голосом, глядя прямо в очи Богородице, произнесла: – Пресвятая Мати Дево, избави образ Твой святый от потопления воднаго! Лёгкий порыв ветра донёс до Варвара эти слова, и он невольно перекрестился вслед за женщиной. Мать и сын, такие одинокие на фоне огромного моря и необъятного неба, ещё раз возложив на себя крестное знамение, положили икону плашмя на очередную волну, слегка подтолкнули доску в сторону открытого моря и опустили бессильные тонкие руки – женские и юношеские. И тут не только Варвар, но и вдова с сыном попятились. Икона вдруг встала во весь свой рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни. Опустился сверху покой и безмолвие седьмого дня, когда Господь, сотворив Вселенную и человека, почил от трудов своих. Залив превратился в огромное живое овальное зеркало, в которое смотрелись лишь безоблачное небо и чудесный Лик богородичного образа. Икона, как парус невидимого подводного корабля, стремительно понеслась в Мраморное море. Смирило себя и непокорное Эгейское море, «белый шквал» утих, растворился в воде и воздухе, и кто-то невидимый поддерживал скользящую в неведомое для нас, но открытое для святого чудотворного образа будущее. Вдова благословила сына пойти на Афон и принять монашеский постриг. Сама же Анастасия вернулась в родную Никею и приняла мученическую кончину за сокрытие чудотворной иконы. Икона вдруг встала во весь рост, а море утихло. Такой водной глади они не видели больше никогда в жизни А Варвар? Он последовал за сыном вдовы и стал как бы его названым братом. И самозваным сыном Анастасии. Копьё с пятнышком крови он метнул в волны. Варвар долго смотрел на место падения привычного оружия, словно надеялся, что оно не утонет, а поплывёт в неведомые края вслед за иконой, которую оно ранило. Но тяжёлое копьё почти без брызг кануло на дно, и солёная вода растворила в себе святую кровь на его острие.

http://pravoslavie.ru/137604.html

О Господи всесильный, помоги нам, чтобы наши души родили от Твоей вечной любви хороший и обильный плод. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 6 мая 1. Св. праведный и многострадальный Иов . Иов был потомком Исава, внука Авраама, и жил в Аравии примерно за 2000 лет до Рождества Христова. Его отца звали Зареф, а мать – Воссора, а его собственное полное имя было Иовав. Был он человеком честным, богобоязненным и очень богатым. Но на 79-м году жизни Бог попустил найти на него тяжким искушениям через сатану, о чем подробно написано в Книге Иова . В один день Иов потерял свое несметное богатство, и сыновей своих, и дочерей. После этого поразила его тяжелая болезнь, от которой всё его тело от темени до ступней покрылось язвами. И лежал Иов на пепелище вне города, черепком соскабливая гной со своих язв. Но не возроптал он на Бога, а терпеливо понес все страдания до конца. За это Бог вернул ему здоровье и дал ему богатство гораздо большее, чем он имел до того. И опять родилось у него семь сыновей и три дочери – [столько,] сколько имел он и прежде. Всего прожил Иов 248 лет, славя и хваля Бога. Иов считается образцом терпеливого перенесения любых страданий, насылаемых на нас Богом, и прообразом страждущего Господа Иисуса. Скажи мне, брат, что понести способен ты, И я скажу тебе, каков ты человек. Вот, Иов праведный – богатый, именитый, На гноище низвержен был лукавым сатаной. Оделся язвами ужаснейшими он, Стал отвратителен как людям, так и псам! Всё, что имел, погибло в одночасье, Остались в сердце только вера и терпенье. Вооружившись ими, принял он сраженье – И одолел в бою неравном духа черного: Бог наблюдал за битвою ожесточенной И праведнику присудил победу справедливо. А сверх того, и много прочих благ, – Так посрамлен был всезавистник-враг! 2. Св. мученик Варвар . В правление Юлиана Отступника Варвар был воином. Когда царский военачальник Вакх повел римскую армию против франков, среди воинов был и Варвар, тайный христианин. На поле битвы со стороны франков появился некий исполин, подобный древнему Голиафу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Однако до таинства обращения святого Варвара было еще очень далеко. Под Драгоместом мусульманская армия потерпела поражение и многие погибли. Один из солдат избежал смерти, спрятавшись в винограднике. Когда он решился выйти из укрытия, отступающая армия, по-видимому, ушла уже очень далеко. Он остался один на вражеской территории и занялся тем, что его современники называли разбоем, а мы сейчас назвали бы партизанской войной. Перемещаясь с места на место, он грабит и убивает одиноких путников-христиан, не вступая в контакт ни с кем из местных жителей и терроризируя всю округу. Так продолжается какое-то время. То, что его фанатичный пыл нисколько не угас, доказывает событие, которое в конечном итоге и послужило его обращению. Пребывая в этолийских пределах, Варвар заходит в один из храмов – церковь святого Георгия, намереваясь убить священника. Идет литургия. Служит священник именем Иоанн, родом из Никополя. Варвар стоит в храме и ждет окончания службы. Казалось бы, какое сходство со случаем святого Ахмеда! Но внешнее сходство только еще больше оттеняет внутреннее различие этих двух мусульман, стоящих за христианской литургией. Их психические состояния в этот момент диаметрально противоположны, цели различны. Ахмед – высокопоставленный чиновник государства, где христианство является «покровительствуемой религией», заходит в храм – да не какой-нибудь, а самый главный, на службу самого патриарха – с высокомерным равнодушно-пренебрежительным любопытством. Варвар же – одинокий воин Аллаха в глубоком тылу противника с безысходной ненавистью загнанного в угол зверя заходит в сельский храм, намереваясь убить священника. Первый ни в коем случае не предрасположен к обращению, второй – и того менее. Что же случается? И в том и в другом случае происходит чудо. Даже не то чтобы собственно какое-то специальное чудо, просто им обоим на мгновение приоткрывается духовное измерение литургии, то измерение, которое присутствует на каждом богослужении, но обычно сокрыто от чувственных взоров. И то, что оба находят в себе силы признать чудо как чудо, характеризует их как людей, прежде всего честных пред Богом…

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вот почему я тебя предупреждаю: этой ночью, когда ты пригонишь лошадей в конюшню, не поддавайся сну, но как только я тебя позову, выйди, и мы отправимся в путь». Как раз в тот день варвар-хозяин созвал многих родственников на пир, и среди них был его зять-варвар, женатый на его дочери. В полночь, когда все встали из-за стола и легли спать, Леон последовал за зятем хозяина в его комнату, прихватив вино и предлагая ему выпить. Тот обратился к нему со словами: «Скажи мне, доверенный моего тестя, если ты имеешь здесь такую силу, то когда же у тебя появится желание взять хозяйских лошадей и пуститься в путь на родину?» Говорил он это, забавляясь, ради шутки, и Леон ответил ему тоже шутя, однако ответил правду: «Да, пожалуй, этой самой ночью, коли будет на то водя Господня». А тот ему: «Ну, пусть только мои слуги меня стерегут, чтобы ты не унес ничего из моего добра». Так, смеясь, они расстались. Была уже третья ночь, как они продолжали свой путь, не евши. Но тут по воле Божьей они нашли дерево с обильными плодами, называемое в просторечии сливой. Поев и несколько восстановив силы, они отправились далее, держа путь в Шампань. Во время этого пути они услышали цокот скачущих лошадей и воскликнули: «Бросимся на землю, чтобы нас не увидели приближающиеся сюда люди!» К их счастью тут оказался большой куст ежевики, за ним-то они и легли с обнаженными мечами, чтобы, если их заметят, тотчас отбиваться от недобрых людей. Когда же всадники подъехали к этому месту и остановились около ежевичного куста, то один из них, пока лошади мочились, промолвил: «Беда! Сбежали эти мерзавцы, и никак их не найти! Но клянусь, если я их найду, то прикажу одного повесить, а другого изрубить мечом!» Говоривший эти слова был, конечно, тот самый варвар: он ехал из Реймса и разыскивал их, и непременно настиг бы их на дороге, если бы ему не помешала ночь. Пришпорив лошадей, преследователи ускакали. В эту же ночь беглецы достигли города 411 , вошли в него и у первого встреченного там человека спросили, где находится дом пресвитера Павлелла; и тот им его указал.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

– «Всю силу имеет один только Бог, отвечал священник, Ему я поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображенного, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу», – «Итак Георгий не бог ваш; кто же он?» опять спросил варвар. – «Он возлюбленный слуга Божий, сказал священник; был человек, нам подобострастный, но, за славу имени И. Христа претерпев мучение и смерть, получил от Него благодать чудодействовать; любя угодника Божия, мы почитаем его икону, и, взирая как бы на него самого, поклоняемся, объемлен и лобызаем св. его изображение. Дерзость твоя столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не в простому дереву». – «Что ж мне посоветуешь делать? спросил поколебавшийся в неверии варвар: посмотри на мою руку; я мучусь и, без сомнения, умру». – «Если хочешь быть жив, отвечал священник, то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея, пусть она горит во всю ночь; а на завтра помаж елеем руку твою, и веруй, что исцелеешь». Немедленно св. икона была принесена. Сарацин поступал так, как говорил священник, и увидел, что опухоль спала и рана закрылась. В удивлении и восхищении он хотел выслушать повесть о св. великомученике, и между тем, как священник читал его житие и страдания, сарацин, обнимая икону, сквозь слезы говорил: «о, святой Георгий, ты был юн, но премудр, – а я стар, но безумен; ты млад, Богу любезен, – а я долголетен, но гнусен пред Богом: моли о мне Господа Бога, да учинит меня рабом Своим!» Потом припал к ногам священнослужителя и умолял даровать ему св. крещение. В тот же вечер варвар сделался христианином, а на другой день безбоязненно проповедуя имя Христово, от рук прежних своих единоверцев скончался смертию мучеников». (Сост. по «Учил. благоч.» т. I, стр. 329). VIII. Св. Афанасий, архиепископ александрийский, повествует, что в городе Вирите, где много было евреев, в бедной хижине жил один христианин; у него в переднем углу висела икона Спасителя. Спустя некоторое время христианин этот купил себе новый дом и покинул хижину, забывши в ней, по усмотрению Божию, икону Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Святой Хлеб, Агнец Божий, разделяется на много маленьких частиц. Однако он не разделяется на много маленьких хлебов, не делится Тело Господне, чтобы мы думали, что один ест одну часть Тела, другой – другую, третий – третью. Нет! Мы делим его на маленькие кусочки, чтобы причастились все христиане от одной частицы. Все принимают, сколь мала бы она ни была, одну частицу, Один и тот же святой Хлеб, Агнца Божия, Тело Господне. Все, а не только часть его. Поэтому мы и говорим «раздробляется» и «разделяется» – режется на маленькие части. 183. Одна христианка находилась в неведении относительного того, чего причащается каждый, мала или велика Жемчужина, целен Христос или нет. Однажды в воскресенье, когда она собиралась причаститься, то увидела своими духовными очами, как Божественная Жемчужина на святой лжице вдруг стала целым Христом между священником и причащающимся. И сам Христос соединился с человеком 699 . Итак «раздробляется и разделяется Агнец Господень», и после мы говорим: «раздробляемый и неразделяемый». Агнец Божий раздробляется на маленькие кусочки, но не разделяется. В частице, которой причащается каждый верующий, как бы мала она ни была, передается весь святой Хлеб, все тело Господне, Единый и неразделяемый Агнец Божий, который был принесен в жертву на святом Кресте за спасение всего мира. 184. Святой Варвар был разбойником, прежде чем узнал Христа. После одного неудачного нападения на акарнян, он чудом спасся и жил как дикий зверь в горах, нагоняя страх на всю округу. Однажды Варвар издалека увидел, как священник деревни Трифос, отец Иоанн Никополит, входит в храм Святого Георгия, чтобы совершить Божественную литургию. Задумав ограбить и убить благочестивого священника, он поспешил к храму, но Божественная литургия уже началась. Войдя в храм с недобрыми помыслами, Варвар стал свидетелем великого чуда. Он увидел, как священник, омытый Божественным Светом, находится перед святым престолом, но ноги его не касаются пола! Двое сияющих юношей поддерживают священника с двух сторон, паря над землей!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Егда же крымский царь к царствующему граду начатъ приближатися, тогда благочестивый царь повел изрядному правителю и своему царскому шурину, достохвалному воеводе, прежереченному боярину Борису Федоровичю вскор собрати все свое христолюбивое воинство, прилучившеся тогда в царской его державе, и к бранному ополчению повелваетъ вскор уготовлятися (занеже в то время много воинство послано бысть въ Великий Новъград против ополчения нечестиваго воинства короля свийского, злаго совтника крымского оного царя, проче же христолюбивое воинство благочестиваго царя в то время по своим домомъ пребывающе и нашествие ратных не вдущ). Бе же бо сий Борис Федоровичь премудростию украшен и к бранному ополчению зело искусен и во всхъ воинских исправлениихъ непобдимый воевода явися. Въскоре собираетъ чиноначалники и тысущники и сотники и все многое людное воинство Росийского царствия, прилучившеся тогда в царствующемъ град Москве, да готови будутъ всопротивъ ополчения востающихъ паганых варвар. Таже и устроити повел в царствующем граде окрестъ всхъ далнихъ посадов град древянъ и велики пушки и пищали и по стенам и стрелницам градным повелваетъ уготовляти. Близ же царствующего града, яко поприща два или мало вдале, повел изрядный правитель Борис Федоровичь поставити град, обоз нарицаемый, 81 иже нкоею премудростию на колесницах устроенъ и к бранному ополчению зело угоденъ. И тамо повел совокупити царское христолюбивое воинство и великие пушки и многие бранные хитрости тамо повелл устроити. Внутрь же града того повел поставити церковь во имя преподобнаго Сергия чюдотворца, иже от полотна устроена, якоже и дрвняя израителская скиния, 82 в сохранение и спасение града от нашествия поганыхъ варвар. Благоврный же царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии, велию вру и молитву простирая ко Всмогущему Богу и Пречистой Богородице и великих чюдотворцовъ, и прииде в память его преславное и великое чюдо Пречистые Богородицы, еже чюдотворною иконою ея неисчетное человколюбие показав Премилостивый Богъ нашъ молением Пречистые своея Матери прародителю его, благоврному князю Дмитрею Ивановичю, иже на Дону изрядную побду на нечестиваго Мамая дарова. И вскоре свой царской совтъ отцу своему и богомолцу Иеву патриарху изъявляетъ, да повелит устроити Пречистой Богородице соборное молебное пние, и чюдотворную ея икону въземши и со животъворящими кресты и с прочими чюдными иконами повел окрестъ града обходити; и отнести повелвают в прежереченный град обоз и в тамо сущимъ храме преподобнаго чюдотворца Сергия поставити повелваетъ, да и тамо Владычице покажетъ милость своего заступления и спасетъ град нашъ, якоже и преже, от нахожения иноплеменых варвар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010