Этот праздник в одних Церквах западных (напр. Медиоланской и Римской) считается Господним, в других (в некоторых Галликанских) Богородичным. Но во всех Церквах латинских, в этот день благословляются свечи посредством молитв, сопровождаемых крестным знамением, окропления св. водою и каждения. После того по Римскому чину священнослужащий, а по Галликанскому аколуф, раздает эти свечи сперва Духовенству, а потом народу, между тем как хор в это время поет песнь Симеона торжественно (triumphat), т. е. повторяя антифон после каждого стиха. Потом, с этими свечами бывает процессия при пении антифонов, а после нее начинается обедня. Благословенные свечи гасятся после Евангелия, и потом снова зажигаются при освящении Даров и горят до причащения. Затем верующие несут эти свечи домой и хранят их как святыню. Во многих местах их зажигают при напутствии больных Св. Дарами и при совершении таинства Елеосвящения, и также дают в руки умирающему при последнем его издыхании. г) Богоявление Господне (Epiphania Domini). Предмет этого праздника в западной Церкви составляет не только крещение Господне, но и поклонение волхвов и приложение воды в вино на браке в Кане Галилейской. Впрочем, преимущественно в этот день воспоминается поклонение волхвов, а Крещение Господне празднуется в осьмой день после сего, чудо же в Кане – во вторую неделю после Богоявления. Этот праздник на западе предваряется навечерием (vigilia), только без поста. Кроме сего, накануне этого праздника в некоторых Церквах латинских, по примеру Церквей Греческих, допускается водоосвящение (benedictio aquae). В состав сего водоосвящения входят: респонсории, антифоны, литании, заклинания над водою, чтение из книги Чисел об изведении воды из камня Моисеем в пустыне, Евангелие от Иоанна о проповеди Иисуса Христа в праздник кущей, еще два заключения и одна молитва над водою, четыре молитвы и три заклинания над солью, и потом опять заклинание и две молитвы над водою. После сего мальчик, под именем восприемника (Patrinus), несет из ризницы крест со свечами при непрестанном каждении диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

В качестве дня памяти К. копт. источники указывают как 25 пашонса (синаксарная память), так и 24-е того же месяца (Типикон Белого мон-ря и отдельные агиографические тексты). Вторая дата, фиксируемая с VI в. (Ibid. P. 125) и соответствующая 19 мая, была днем памяти К. и в визант. традиции, где его имя иногда передавалось в форме Аколуф (SynCP. Col. 695; PG. 117. Col. 465-466 [Минологий Василия II]). В то же время в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) под 14 мая значится общая память мучеников Александра, Варвара и Аколуфа ; в палестино-грузинском календаре X в. (Sinait. iber. 34) к этим святым примыкает мч. Исидор. По мнению Ж. Гаритта , эта группа могла возникнуть путем объединения 4 не связанных друг с другом святых, чья память отмечалась в мае, одним из которых был К. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 224). В современном календаре Элладской Православной Церкви память К. отсутствует. Краткое сказание о К. вошло в средневековый арм. Синаксарь (Айсмавурк) под 15/16 марери (22/23 мая) (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1930. Pt. 10: Mois de Maréri. P. 489-491. (PO; T. 21. Fasc. 4); Assemani. BO. T. 3/1. P. 647, 651; ср.: Georgius. 1793. P. 6-7). Почитание К. 20 мая известно и у сирийцев (указание на рукописный календарь см.: Georgius. 1793. P. 14). О распространении почитания К. на Западе надежных сведений нет. В Иеронимовом Мартирологе под 9 февр. поминается одноименный египетский мученик (Colotus), а под 18 марта (в Сирийском Мартирологе 411 г. под 15 марта - Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 14. (PO; T. 10. Fasc. 1)) значится память одноименного диакона «в Александрии», отождествление к-рого с К., предложенное И. Делеэ (MartHieron. Comment. P. 84, 150), представляется маловероятным. Иконография К., по всей видимости, сложилась на ранней стадии развития его почитания. Святой обычно изображается в преклонных летах, с короткими волосами и со средней длины бородой (чаще округлой). При раскопках кладбища в Антиное была обнаружена роспись погребальной часовни (V-VI вв.) некой Феодосии, где она представлена в позе оранты между К., поддерживающим ее за правую руку, и св.

http://pravenc.ru/text/1841814.html

(StAnselm; 99. Analecta Liturgica; 12); Taft R. A Tale of Two Cities: The Byzantine Holy Week Triduum as a Paradigm of Liturgical History//Time and Community: In Honor of Th. Talley/Ed. J. N. Alexander. Wash., 1990. P. 21-41; Quinlan A. Triodion Sinait. Gr. 734-735: Diss. R., 1991; Fenwick J. R. K. The Anaphoras of St. Basil and St. James: An Investigation into Their Common Origin. R., 1992. (OCA; 240); Bermejo Cabrera E. La proclamación de la Escritura en la liturgia de Jerusalén: Estudio terminológico del «Itinerarium Egeriae». Jerusalem, 1993. (SBF. Coll. Maj.; 37); Eger. Itiner./Ed. P. Maraval. P., 1997. (SC; 296); Hebdomadae Sanctae Celebratio: Conspectus Historicus Comparativus/Ed. A. G. Kollamparampil. R., 1997. (BEL.S; 93); Tovey Ph. The Liturgy of St. James as Presently Used. Camb., 1998; Ray W. August 15 and the Development of the Jerusalem Calendar: Diss. Notre Dame (Ind.), 2000; Garcia del Valle C. Jerusalén, la liturgia de la Iglesia Madre. Barcelona, 2001; Пентковский А. М. К-польский и иерусалимский богослужебные уставы//ЖМП. 2001. 4. С. 70-78; он же. Иерусалимский типикон в К-поле в Палеологовский период//Там же. 2003. 5. С. 77-87; Morozowich M. M. Holy Thursday in the Jerusalem and Constantinopolitan Traditions: The Liturgical Celebration from the IV to the XIV Cent.: Diss. R., 2002; Frøyshov S. L " Horologe «géorgien» du Sinaiticus ibericus 34: Diss. P., 2003; Verhelst S. Les lieux de station du lectionnaire de Jérusalem//Proche-Orient chrétien. 2004. Vol. 54. P. 13-70, 247-289; Καζαμας Α. Η θεα λειτουρϒα το ϒου Ιακβου το Αδελροθου κα τ να σινατικ χειρϒραφα. Θεσσαλονκη, 2006. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКОЛУФ в древней Римско-католической и Армянской Церквах - церковнослужитель, помогающий священнослужителям совершать богослужение

http://pravenc.ru/text/Иерусалимское ...

Имать же еще святая оная икона знамение, или шрам язвы, на выи, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовавшиеся Варвар, и удари ножем от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие, в чудесе! истече много крови, яже и доныне познавается, покаявся и веровав, бысть монах скитник и спасеся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изображен есть в предверии, черн аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножем, стрелами и луком. Сверху же святые сея иконы есть покров с главою осеняющею ради падения праха и ради удобрения и великолепия, иже есть упещрен весь мелких художнотворных и различновзорных кож маргаритных, от него же повешены суть пред святою чудотворною иконою кандилы великия, иные от чистого серебра, иные же сребропозлащены, числом четыренадесять. Низу же её есть едина завеса вся изрядно удобренная различными дарами благоговейных христиан многоценными, и образцами махыми и сребропозлащенными наперстниками. Не точию же сия, но и ины многия в том храме кандилы и дары много удивительны висят, в славу и честь святые оные Иконы и в память незабвенную неизреченных Её чудес. Предстательство и прилежное тщание храма сего и благоговейное служение иконе сей имеет един иеромонах, от всех прочих братий избран и определен, аки благоговейнейший и добродетельнейший, иже послушания ради оного еже имать, от всех обще, и именуется προσμοναριος, си есть приснопребывающий, понеже ино что не творит, точию тамо внутрь пребывает множайшее время нощеденствия, украшая храм и имея тщание всегдашнее о предреченных четыренадесяти, иже пред иконою, кандилах, да ни едино же от них когда угаснет, имущи к тому и свещу на серебряном свещнице неусыпногорящую, и поющи тамо правило и параклис по вся дни и нощи, и прислужащи общему Седмичному, иже тамо приходит дважды в седмицу, и литургисает во славу Божия Матере» (см. стр. 138–140). Икона Богоматери украшена великолеиною новою ризою, усыпанною драгоценными камнями; пред нею горит богатый многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный вместе с ризою московскими гражданами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyshnij-...

Христиане! И российская история представляет разительный пример, сколь необорима сила крестного знамения. В смутные времена самозванцев, когда злонамеренные бояре тщетно принуждали святейшего патриарха Гермогена, чтобы тот согласился принять на Всероссийский престол польского короля Сигизмунда, один из вельмож устремился на архиерея Божьего с кинжалом. Гермоген тотчас оградил его крестным знамением и едва сказал: «Буди на тебе сила крестная», – оружие выпало из рук убийцы, и злоумышленники, хотя скрежетали зубами, но к человеку Божьему на тот раз прикоснуться не смели. Чудотворная сила святых икон 176 Когда сарацины овладели сирийским городом Рамеллией, несколько этих варваров из любопытства вошли в церковь святого великомученика Георгия. Один из них, видя священника, молящегося на коленах пред образом Победоносца, с насмешкой сказал товарищам: «Вот безумец, доске поклоняющийся!» – и, вынув из колчана стрелу, пустил в икону: но стрела, вопреки направлению, устремилась вверх и, с силой низвергшись, пронзила руку у варвара. Почувствовав нестерпимую боль, он поспешно ушёл домой; болезнь ежеминутно усиливалась, и вскоре вся рука опухла. Сарацин ожидал пагубных последствий; но, к счастью, в услужении у него жила христианка. Узнав, что случилось в церкви, она сказала ему: «Я человек простой, о святости и чудесах веры говорить не умею, но знаю, что проступок твой заслуживает смерти. Если хочешь быть здрав, то призови священника и спроси у него, что делать должно». Сколько сарацин ни был ожесточён против христиан, но, видя опасность, с радостью согласился на предложение служанки, и священник пришёл. «Какую силу имеет образ, которому ты в бытность нашу в церкви столь усердно поклонялся?» – спросил у него сарацин. «Всю силу имеет только один Бог, – отвечал священник. – Ему я и поклонялся; а святого великомученика Георгия, тут изображённого, молил о том, да будет о мне ходатаем к Богу». – «Итак, Георгий не Бог ваш; кто же он?» – опять спросил варвар. «Он возлюбленный слуга Божий, – сказал священник. – Был человек, нам подобный, но, за славу имени Христова претерпев мучение и смерть, получил от Бога благодать чудодействовать. Любя угодника Божьего, мы почитаем его икону и, взирая как бы на самого, поклоняемся ей, лобызаем её. Дерзость твоя, столь очевидно наказанная, свидетельствует, что христиане с умилением припадают не к простому дереву». – «Что же мне присоветуешь сделать? – спросил поколебавшийся в неверии варвар. – Посмотри на мою руку! Я мучаюсь и, без сомнения, умру». – «Если хочешь быть жив, – отвечал пресвитер, – то вели принести в дом твой образ святого Георгия, поставь над твоим ложем и возжги лампаду елея. Пусть она горит всю ночь; а на другой день помажь им руку твою, и веруй, что исцелеешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

е. Иисус Христос с Богоматерью и Предтечею. Об этом образе говорить, что одному благочестивому живописцу хотелось видеть лик Господа таким, каким Он жил в плоти. Ему было откровение свыше: " пусть он идет на Афонскую гору в Иверский монастырь, и там созерцает образ Спасителя, изображенный на стене при северных вратах, ведущих в внешний притвор " . Сей священный лик во всем подобен Самому живому Христу. В западной стене внутреннего притвора находится мраморная гробница, в которой почивают мощи трех святых ктиторов обители: Иоанна, Евфимия и Георгия. Но главное украшение монастыря, кроме части древа Животворящего Креста и св. мощей, — чудотворная Иверская икона Божией Матери. Самый размер этой иконы и лик Богоматери величественны, черты лица Ее чрезвычайно выразительны и ей придан строгий вид на столько, что Матерь щедрости и утехи является здесь как будто более Матерью правосудного и грозного Судии. При появлении посетителей в церковь Вратарницы, образ Богородицы сразу приводить поклонников в невольный трепет и благоговение. Подобной иконы, так действующей на мысль и воображение человека, нигде нет на Афоне. Есть, правда, икона Богоматери в Хилендарском монастыре, так называемая Троеручицы, ликукоторой тоже придано строгое выражение, но там разлить естественный свет по всем чертам, а здесьикона темна и нет на ней почти следов ее колорита. На правой ланите лика Богоматери и теперь заметен знак кровавой раны, которую нанес ей, по преданию, один из арабов, по имени Варвар. В то время, этот удар естественной руки сопровождался чудным течением из раны крови, а для самого иконоборцы побуждением к спасительному покаянию. Пораженный чудом, Варвар тут же принял св. крещение и был строгий подвижник-скитннк. Пред этою иконою всегда горит многолиственный серебряный подсвечник, пожертвованный вместе с ризою, усыпанной драгоценными камнями, Московскими гражданами. Чуть зогорелся восток... С моря потянуло прохладой и мы, отстояв полунощницу и приложившись к Иверской святыне, пошли в гору от монастыря, оставляя влево дорогу, ведущую прямо к лавре св.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=232...

Маврикий послал на соединение с Приском Коментиола с пешим войском. Узнав об этом, каган ставит лагерь против Коментиола за 30 поприщ от его войска. Коментиол, поставленный в затруднение, послал к кагану гонца. А некоторые говорят, будто бы Маврикий поручил Коментиолу предать римское войско врагам за беспорядки его. В полночь приказал он войску вооружаться, не открывши воинам, что должно произойти сражение; воины, думая, что он приказал им вооружиться для военных упражнений, не вооружились, как надлежало. При рассвете варвары наступали, и великий страх и смятение овладели римлянами. Коментиол производил только беспорядки в рядах, и был виновником неустойки их; и так римляне обратились в бегство. Варвары, нашедши войско без полководца без пощады убивали всех. Коментиол в постыдном бегстве прибыл в Дризаперу; но граждане ругали его и камнями бросали, и тем прогнали от града. Варвары подступив к Дризиперу, взяли город и сожгли храм святого Александра и гроб его среброкованный нечестиво ограбили, и над самым телом мученика ругались, и собравши великую добычу во Фракии, как знаменитый народ, презирал римлян. Когда Коментиол прибыл в Византию, то произошло в городе величайшее смятение и отчаяние. Уже в страхе хотели оставить Европу и переселиться в Халкидон в Азию. Царь, взявши телохранителей, и вооруженный простой народ, охранял большие стены, народные партии охраняли город; сенат советовал царю отправить посольство к хагану. Но Бог в отмщение за мученика Александра наслал на варваров мор, и в один день убил семерых сынов хагана горячкою и опухолью в пахах и множество простого народа; и вместо победоносного торжества, пеанов и песней варвар проливал слезы и терзался неутешною печалью. Сенат просил царя отправить к варвару посольство в Дризиперу; которое смягчило бы его ласковыми словами. Варвар нехотя принял даров, хотя проливал неутешные слезы о потере сынов, но сказал послам: суди Бог между мною и царем Маврикием; он сам нарушил мир, а я отдаю пленных получая от него за душу по одной монете, Маврикий не согласился дать.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

После долговременного искания, иноки обрели её на стене, над воротами монастырскими, и отнессли на прежнее место; но в следующее утро снова нашли её над вратами. Подобное перенесение Образа в церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец Пречистая Дева опять явилась во сне тому же Гавриилу и сказала ему: «Объяви братии, чтобы они более не искушали Меня: Я не желаю быть охраняема вами; а хочу быть вашею хранительницей, не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые в горе сей будут жить добродетельно, со благоговением и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар. И се вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет.» Братия, услышавши от Гавриила о сем видении, исполнились несказанной радостью, построили во славу Пресвятой Богородицы храм над воротами обители и в нем поставили чудотворный Ее Образ. С того времени и доныне пребывает он на сем месте, избранном Самой Богоматерию; почему и называется иконой Пресвятой Богородицы Портаитския, т.е. Вратарницы, а от имени обители – иконой Иверской. В путешествии Барского сообщаются следующие сведения о сей чудотворной иконе 8 : «В сем прекрасном, привнутренних вратех монастырских созданном, храме, в иконостасе вместо наместной обычной Богородицы стоит некая святая и чудотворная икона, проименованная от древних иноков Вратарница, с великими очесами, держащая в левой руце Христа Спасителя, очернела множества ради лет, покровенна же вся, кроме лица, среброкованную позлащенную одеждою, и кроме того упещренна многоценными каменьми и монетами златыми от различных царей, князей и благородных бояр дарованными за многая Ея чудотворения; идеже и российских царей и цариц, имераторов же и имератриц, князей и княгинь, монеты златыя и иные дары повешены видех моими очесы. Имать же ещё святая оная икона знамение, или шрам язвы, на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде быст неверный, и имновашеся Варвар, и ударе ножем от злобы и ненависти; последи же егда узре, яко абие истече много крови, яже и до ныне познавается, покаяся и верова, и быст монах скитник, и спасеся, и ныне именуется святый Варвар, и тамо изоражет ест в предверии черн, аки Моисей Мурин, но юнейший, и с прежними своими оружиями, с ножем, стрелами и луком.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Варадат , подвижник сирийский, 22 февр. Варахисий , муч. персидский, 28 марта. Варахий , (или евр. коего Бог благословил, или греч. снабженный жабрами, βαργχιος) муч. мелитинский, 7 ноября. Варвара (иноземка, грубая, греч.), великомученица илиопольская, 4 дек. Варвар (иноземец, грубый, греч.), воин и муч. фракийский, 6 мая. Варвар св., прежде разбойник, 6 мая. Варипсав (трудноосязаемый, недотрога, греч.), муч. 10 сент. Варлаам (сын народа, халд.), старец антиохийский, 19 ноября. Варлаам и Иоасаф , преподобные индийские, 19 ноября. Варлаам , игумен печер. 19 нояб. Варлаам , пр. новгор., 6 нояб. Варнава (сын утешения, евр.), ап. из 70, 11 июня. Варсава (сын Савы, евр.), ( Иосий, ИосиФ, Иуст ), ап. из 70, 30 окт. Варсис , епископ едесский, 25 авг. Варсанофий , или Иоанн , архиеп. дамасский, отшельник нитрийский, 29 фев. Варула (раб Божий, сирск.), отрок, муч. антиохийский, 18 нояб. Варух (благословенный, евр.), пророк, 28 сент. Варфоломей (сын Толомея, т. е. браздатого, евр.), ап. из 12, 11 июня и 25 авг. Василид (царицын, греч.), из 10 муч. критских, 23 дек. Василид , муч. никомидийский, 20 янв. Василид , муч. с Геронтием , 1 апр. Василиск (малой царь, царек, греч.), муч., 22 мая и 3 марта. Василисса (царица, греч.), мученица римская, 15 апр. Василисса , мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар. Василисса , муч. егип., 8 января. Василисса , муч. никомидийская, 3 сент. Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент. Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта. Василий , муч. аполлониадский, 6 июля. Василий , еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр. Василий , пресв. амкирский, муч., 22 марта. Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв. Василий Великий, 1 и 30 янв. Василий , еписк. парийский, 12 апр. Василий, муч. цареградский, 23 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр. Василий новый, преп. цареградский, 26 марта. Василий , преп. печерский, 11 авг. Василий князь ярославский с Константином , 3 июля. Василий блаженный московский, 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Имать же еще св. оная икона знамение или шрам язвы на ланите, юже восприят древле от единого, иже прежде бысть неверный и именовашася Варвар, и удари ножом от злобы и ненависти; последи же, егда узре, яко абие истече много крови, яже и доныне познавается, покаявся и веровав и бысть монах скитник и спасеся и ныне именуется святый Варвар (стр. 582–590)». 4-й. В письме от Иверского братства к Алексию Михайловичу, между прочим, писано ( в переводе): « Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю братию 365 братов, и сотворили весьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со св. мощами и св. водою обливали чудотворную икону Пресв. Богородицы старую Портаицкую и в великую лохань ту св. воду собрали, и, собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю от кипарисного дерева, и опять собрали ту св. воду в лохань, и потом служили св. и божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту св. воду и св. мощи иконописцу отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав св. воду и св. мощи с красками, написати св. икону». Далее: «иконописец токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия по дважды в неделю, совершали всенощные и литургии. И та икона новонаписанная не разнится ничем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки старая». (Истор. Росс. Иерарх. Г. IV, М. 1815. стр. 1003). 5-й. Грамота Царя Иоанна Вас. Грозного. «Царя небесного, Бога богом и Господа господем, всеми владычествующего, и Господа Иисуса Христа, Единочадого Слова Божия, на спасение наше воплотившагося, Всетворителя, Мздовоздаятеля исправляющим слово св. Его заповедей, и, Господа Утешителя Духа св. истинного, вездесущаго, вся исполняющаго, во всех вся действующаго, Животрорящаго, всем благим Подателя, Единого Бога нашего в трех лицах славим, поем и превозносим и покланяемся сотворшему всяческая, утвердившему нас скипетр держати православия и пастырствовати словесным Его овцам устроивша, Ему же возсылаем славу во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010