Помогая денежной помощью церковным школам (а иногда и свои устраивая), советы братств должны содействовать тому, чтобы в церковных школах второклассных и одноклассных, а по нашему мнению – и в епархиальных женских училищах, было введено, при прохождении Закона Божия, изучение в кратких чертах истории и обличения раскола и сектантства. Деятельность советов братств, конечно, будет более плодотворна при усилении деятельности приходской миссии. Приходские пастыри должны помнить, что они дадут ответ Богу за свою паству, если кто-нибудь из неё отпадёт от православия. А между тем нужно ждать, что расколо-сектантский мир, после закона о веротерпимости, займёт воинствующее положение и обрушится на приходы. Вот почему в семинариях, где подготовляются пастыри Церкви, предметам миссионерским «должно быть отведено особо видное место», должно быть по возможности увеличено число уроков, хотя и немного (на 1–2 ур.). Но приходские священники должны, для успеха миссионерского дела, организовать «миссионерские кружки», «братства» из более ревностных к Церкви прихожан, более отзывчивых на нужды духовные и материальные, могущих помочь им в деле борьбы с иномыслием. И теперь в тех приходах и местностях, где в помощь миссионеру и священнику являются 5–10 человек прихожан, хотя и немного знающих, кое-чему научившихся из бесед и чтения книжек, но отличающихся ревностью к Церкви, там борьба бывает успешна и плодотворна. При новом положении вещей потребность в этих кружках значительно увеличится. Устройство кружков-братств должно входить в задачу пастырства, чтобы не остаться ему одиноким против наплыва врагов Церкви. Пастыри укажут членам «кружков» дело, которое они сами распределят между собой. Не нужно писать и подробных инструкций и правил для этих членов: жизнь укажет, что делать. Кружки эти находятся в ведении отделений братств. Таким образом, епархия должна быть покрыта сетью приходских братств, миссионерских кружков, объединённых в епархиальных братствах с их уездными отделениями. Положение православной Церкви в отношении к старообрядцам, сектантам и иноверцам по Высочайше утверждённым постановлениям Комитета Министров от 17 апреля 1905 года об укреплении начал веротерпимости

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому не находите ли Вы, батюшка, что уверенность человека, что он не есть душа, что он не есть дух и частичка Господа, и что он не вечен – не есть ли это, не рождает ли это сильную привязанность к плоти его и ко всем мирским, плотским радостям, в том числе к удовлетворению греховных желаний, связанных с плотью, и не рождает ли это безнаказанность, проституцию, наркоманию и алкоголизм в нашем обществе? Если бы люди знали, что они есть душа, что они есть вечные, их невозможно ни убить, ни истребить, то, может быть, ответственность у каждого человека появилась бы за все свои поступки. И я так считаю, что в наше время, в нашем обществе не надо разделять на православных, на кришнаитов, нужно объединяться в нашей борьбе, в нашей борьбе с этим злом, которое порождено в нашем обществе. Понимаете, когда я вызываю врача, когда у меня дети болеют, то я не смотрю, какой он национальности и какой он принадлежности религиозной, если он может помочь моим детям, я открываю ему настежь дверь, с великой радостью впускаю его и благодарю за его помощь, которую он хочет и может оказать моим детям. Поэтому если кто-то приходит с радостью помогать нашему обществу оздоровиться, то, может быть, нам открыть двери свои для тех людей, кто может и кто хочет помочь, неважно, какое они вероисповедание проповедуют? Как Вы считаете, батюшка? Будьте добры, ответьте мне, пожалуйста. о. Олег : Если говорить о веротерпимости, веротерпимость была свойственна древнему христианству, только в том смысле, что они старались с любовью относиться к людям, которые не исповедовали их веру. Но, в христианстве никогда не было веротерпимости в том смысле, чтобы христиане соглашались с теми или иными заблуждениями. Напротив, христиане предпочитали умирать за свою веру, нежели исповедовать язычество. И вот вы говорили о теле, и опять же вот этот перекос я заметил, и, я думаю, это не случайно, потому что вы что-то читаете, литературу одну и ту же. Это очень опасно, когда мы обвиняем тело в своих грехах. Почему? – Вина падает на Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но принципиальное решение Комитета Министров о безусловной веротерпимости, как и следовало ожидать, в действительности не проводится в его дальнейших работах. Уже в первом заседании, 25 января, Комитет Министров, единогласно высказавшись за отмену «стеснительных мер, принятых по религиозного свойства поводам», признал, однако, что «некоторые стеснительные в делах веры мероприятия имеют скорее политическое, чем религиозное значение, и в силу этого могут подлежать сохранению впредь». Те из действующих административных распоряжений, дальнейшее существование которых будет признано необходимых по государственным соображениям, должны будут получить силу закона. Естественно возникает вопрос, какие же из этих административных распоряжений, стесняющих свободу вероисповедания, будут подлежать сохранению? В сущности, в основе всех распоряжений, изданных в последние 20 лет (после закона 3 мая 1883 г.), как мы имели случай отметить выше, лежат мотивы светского характера, что особенно наглядно видно на законе 4 июля 1894 г., запретившем общественные моления штундистам за якобы антигосударственный характер их вероучения. При тенденциозно-распространительном толковании термина «штундизм» и признании, что во всем нашем рационалистическом сектантстве скрываются социальные и политические элементы, т.е. элементы, с точки зрения современного бюрократического правительства, противогосударственные, почти всем сектантским учениям, как это неоднократно уже указывалось, приписывается признак особой вредности и стеснять свободу исповедания последователей этих сект признается необходимым «по соображениям государственного порядка». Какими же признаками руководиться при классификации отдельных сект, если признать нужным сохранение в делах веры тех стеснительных мероприятий, которые вызваны мотивами политическими? С научной точки зрения русское сектантство можно рассматривать только в связи с социальными и экономическими факторами, и естественно поэтому, что в любой его фракции можно найти, хотя бы и в зачаточной форме, политико-общественный элемент. Если, таким образом, из высших «соображении государственного порядка», – соображений, надо заметить, весьма неопределенных и обыкновенно слишком широко понимаемых, – будет признано необходимым, не ограничиваясь выделением тех сект, которые, по мнению Комитета Министров, представляют «психически-ненормальные группы, подлежащие врачебному надзору», распространить религиозные стеснения на те сектантские учения, в которых найдется политический элемент, то, в сущности, вся работа по установлению в России веротерпимости сведется, в конце концов, лишь к узаконению того, что прежде установлялось по преимуществу административным произволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

– Этого я не могу разрешить, так как никаких подобных предписаний от станового пристава не получал, – к моему удивлению ответил урядник. Я потребовал тогда очной ставки с тем стражником, при котором становой давал свое разрешение, и, когда последний подтвердил мои слова, г. Заичка, сильно колеблясь и недоумевая по поводу такого странного разрешения, принужден был все же дать свое согласие, заявив, что в таком случае, и он меня будет сопровождать. Тут уже я возмутился до глубины души и категорически запротестовал: зачем я был введен в обман, зачем меня заставили еще раз понапрасну прокатиться в Павловки, тратить зря и время и деньги.. – За кого, однако, вас примут, что подумают в деревне, если вы приедете без сопровождения стражи? – Вероятно, ничего особенного не произойдет; из моих объяснений сектанты поймут, что с объявлением веротерпимости в России устраняется прежний ненормальный порядок, устраняются все существовавшие ранее административные стеснения в области веры, и не только в Павловки может ныне открыто приезжать каждый русский гражданин, но и они сами могут собираться для чтения Евангелия и для обсуждения своих дел, не спрашивая на то разрешения начальства. Я успокоил, впрочем, бдительность местного администратора клятвенным обещанием не заниматься какой-либо агитацией, да, впрочем, ему не зачем было особенно беспокоиться: ведь становой пристав разрешил мне посетить лишь один сектантский дом, в котором я был уже накануне и, следовательно, успел, нисколько, конечно, не стесняясь присутствием стражников, рассказать о новых веяниях и о провозглашенной ныне веротерпимости. Я нарочно даже говорил об этом в присутствии низшей администрации, дабы и она знала, что все поползновения ее на свободу совести местных обывателей даже по приказанию высшего начальства будут прямым нарушением закона, искажением Высочайших предначертаний. Предъявлять maximum требований иногда, оказывается, бывает полезно, – есть всегда в таком случае надежда получить, по крайней мере, minimum. Заичка уступил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Стоит лишь вглядеться в окружающую реальную действительность, чтобы воочию убедиться, что не только свобода совести, как абсолютное право, но и простая веротерпимость, заключающаяся лишь в допущении беспрепятственного выполнения религиозных обрядов, далеко еще не осуществлена в России, а между тем правительственная власть начинает уже задумываться о мерах к ограничению и этой «избыточной», по ее мнению, веротерпимости, или «необузданной свободы», как выразился один из столпов православия, чиновник особых поручений при синодском обер-прокуроре и редактор миссионерского журнала, г. Скворцов, на петербургских религиозно-философских собраниях 1902 года. Да иначе и не может быть, раз только стоять на точке зрения архаической программы официальной народности, провозгласившей нераздельной трехчленную формулу русской государственной идеи. Тот же Скворцов в своем Миссионерском Обозрении, доказывает, что, требование свободы и непринуждения в вере является подкопом под русскую государственность: «Спаянность государственная и церковная слишком велика в православно-самодержавной России, чтобы отвергать одно, не трогать другого». Поэтому новое петербургское совещание о веротерпимости, как и все другие аналогичные бюрократические начинания, заранее обречены на бесплодие. В сущности, в настоящее время потеряли всякий интерес эти канцелярские работы, равно как и мнения, которых придерживаются представители ведомства православного исповедания, мертвенность которого еще так недавно была признана представителями самой церкви. Мнения эти слишком знакомы русскому обществу, и они могут представлять лишь исторический интерес. Но мы накануне созыва народных представителей, которые должны сказать свое слово. Они должны провозгласить те неотъемлемые права человека и гражданина, которых так долго произвольно было лишено наше отечество и которых так властно ныне требует вся мыслящая Россия. И, конечно, среди различных свобод одно из первых мест займет свобода совести. Свобода совести без всяких ограничений, и можно быть почти уверенным, что эта элементарная свобода, при которой, согласно духу христианства, не должно быть ни иудея, ни эллина, будет провозглашена независимо от первоначального состава народных представителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Гоббс казался себе в душе истинным христианином и не собирался выступать против официальной религии. Но тем не менее религиозность Гоббса проще назвать термином «деизм» (мир создан Богом; Бог дал миру некоторые законы, в том числе и принципы устроения, но в дальнейшем Бог не вмешивается в дела мира и людей). Бога Гоббс понимает как некое философское существо типа аристотелевского Бога, чем как Бога Вседержителя и Промыслителя. Другим объектом его критики являются суеверия, которые возникают вследствие страха перед природой. Этот страх следует изгонять посредством знания. Истинное (с точки зрения Гоббса) христианство есть и истинная религия, основанная на знании, которое позволяет избегать суеверий и бороться с ними, позволяет удерживать общество в состоянии общественного договора, ибо дает человеку те нравственные принципы регулирования, которые и изложены в Св. Писании. §7. Джон Локк Локк (1632–1704) получил первоначальное образование в монастырской школе при Вестминстерском аббатстве. Затем в 1652 г. он поступает в Оксфордский колледж Крестовой церкви. Локк проявляет интерес к естественным наукам, прежде всего к математике. С 1667 г. он работает домашним врачом у лорда Шефтсберри и оказывается втянутым в политику, входит в оппозицию к королю. В 1672 г. уезжает в Париж, где знакомится с идеями Декарта. В 1679 г. возвращается в Лондон, но из-за политического преследования уезжает в Голландию. В 1689 г. возвращается в Англию, где и живёт до конца жизни. Во время этих переездов Локк пишет многие свои работы. Одна из первых – «Опыт о веротерпимости», имевшая социальную направленность, поскольку в то время Локк чувствовал себя политическим деятелем. И действительно, он оказал большое влияние на становление либеральных взглядов, явившись одним из основоположников буржуазного либерализма. Эти взгляды и изложены в его первой работе. Впоследствии Локк пишет более развёрнутые «Письма о веротерпимости». Но основная его работа – «Опыт о человеческом разумении», которую он писал около 20 лет и опубликовал в 1690 г. Кроме вышеназванных, перу Джона Локка принадлежит «Разумность христианства» (1695), написанная по просьбе короля обосновать разумность англиканской религии. Локк так увлёкся, что доказал не совсем то, что от него хотели, и опубликовал работу анонимно. Его же перу принадлежат два трактата: «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании». Последний достаточно интересен, и Жан-Жак Руссо, один из столпов педагогики, говорил, что многие педагогические идеи он заимствовал у Локка. Задача философии

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

В целях укрепления взаимоуважения, веротерпимости и взаимодействия в межконфессиональном сообществе Администрация области еще в 1996 году заключило базовое соглашение о сотрудничестве с руководителями основных конфессий и отдельное соглашение с Курганской епархией Русской православной церкви, как самым влиятельным и массовым вероисповеданием. Соглашения о совместной деятельности с Курганской епархией также подписали главные управления образования, социальной защиты населения, областной комитет по культуре и искусству, управление здравоохранения. Соглашения о сотрудничестве были заключены также между главным управлением социальной защиты населения и Консультативным Советом пасторов протестантских церквей. Управление исполнения наказания взаимодействует с православными, баптистами, адвентистами, пятидесятниками также на основе специальных отдельных соглашений. В 2000 году Администрация области подготовила и согласовала с представителями основных религиозных организация еще один важный документ - Декларацию о принципах отношений конфессий Курганской области между собой и с государственными и муниципальными органами власти. Представители религиозных организаций, поставившие свои подписи под этим актом мирного сосуществования и сотрудничества, (а это более 80% всех религиозных организаций), добровольно подтвердили, что в отношениях с властными структурами и между конфессиями, как на организационном, так и на личностном уровнях они руководствуются принципами: Продуктивным методом утверждения толерантных отношений между религиозными объединениями и взаимодействия с органами власти научными и образовательными учреждениями Администрация (Правительство) области считает проведение научно-практических конференций с участием представителей конфессий, сотрудничество с Уральским филиалом Евразийского отделения Международной ассоциации религиозной свободы. При поддержке Администрации (Правительства) области на базе Курганского государственного университета в г. Кургане состоялись международный научный религиоведческий конгресс " Религия, человек, общество " (1998г.), межрегиональные научно-практические конференции: " Проблемы свободы совести, веротерпимости и преодоления религиозного и этноконфессионального экстремизма " (2000г.) и " Толерантность в культуре, этнических и межконфессинальных отношениях " (2002г.).

http://religare.ru/2_9448.html

Наряду с ревнительством не по разуму еще одним фактором возникающих этно-религиозных и внутрицерковных конфликтов является недостаточное уважение принципа свободы совести, недостаток веротерпимости (религиозной толерантности). В 2001–2005 годах в России существовала Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» 42 . В Санкт­Петербурге с 2006 года реализуется Программа толерантности (Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности). Однако отношение к толерантности в православных (и не только) кругах зачастую негативное. К сожалению, не только высказывания людей малообразованных, но и публичные заявления некоторых православных иерархов и администраторов свидетельствуют о том, что понимание толерантности в церковной среде не соответствует научному и политическому пониманию этой категории. Неприятие толерантности как ценности означает интолерантность, нетерпимость, и прежде всего неприятие веротерпимости. Неожиданно было слышать от приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в декабре 2007 года следующее суждение: «Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда не просто разрушаются традиционные ценности, но и активно внедряются в общественное сознание ценности ложные, например толерантность, возведенная в ранг фундаментальной основы современного западного общества. Все существующие программы по формированию толерантности нацелены не столько на воспитание в людях «терпимости», сколько на изменение духовных основ личности и характера межличностных взаимоотношений» 43 . Со своей стороны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сегодняшний Предстоятель Русской Православной Церкви, заявил о том, что толерантность является пройденным этапом межнациональных и межрелигиозных отношений. «Слово «толерантность» описывает определенный этап, я хотел бы подчеркнуть, промежуточный этап в развитии межрелигиозных отношений. Толерантность – это пройденный путь, это реальность, которая осталась за нашей спиной», – заметил Патриарх Кирилл в своей реплике на выступление президента Армении в ходе заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ 44 . Таким образом, хотя это и пройденный этап, но, очевидно, за ним признается необходимость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

рескрипт о закрытии более 400 мон-рей - тех, к-рые не занимались ни воспитанием детей и подростков, ни уходом за больными и престарелыми, насельники которых посвящали себя созерцательной жизни, что императору представлялось фиктивным занятием. Конфискованные земли этих мон-рей составили «религиозный фонд», предназначенный для оказания помощи бедным приходским церквам и малоимущим клирикам; заведование фондом было возложено на правительство. 24 марта 1782 г. император распорядился подчинить все мон-ри в пределах своих владений местным епископам (до этого мн. мон-ри, входившие в монашеские ордены, подчинялись орденским генералам, резиденции к-рых находились в Риме); после смерти Иосифа II этот указ был отменен. Нищенствующие ордены император ограничил в праве на сбор милостыни, отведя для этого осеннее время года. В мон-ри было запрещено принимать неграмотных послушников; учащихся монахов отправляли для получения полного богословского образования в генеральные семинарии; рукополагать монаха дозволялось лишь по завершении им полного семинарского курса. Кроме мн. мон-рей Иосиф II распорядился упразднить все братства, за исключением учрежденного им самим «Братства деятельной любви к ближнему», перед к-рым были поставлены благотворительные задачи и в к-рое предлагалось войти членам упраздненных общин. После смерти императора братство прекратило существование. Принципиальное несогласие в Риме вызывала политика веротерпимости, хотя на привилегированное положение католич. Церкви в своих владениях имп. Иосиф не посягал, следов., о равноправии религ. общин при нем речь не шла. В правление Иосифа II положение иноверцев во владениях Габсбургов существенно улучшилось. При его предшественниках привилегии католич. Церкви имели оборотной стороной дискриминацию некатолических общин. 13 окт. 1781 г. Иосиф II издал «патент о веротерпимости» (Toleranzpatent), к-рым отменялись ранее изданные акты, регламентировавшие правовой статус религ. меньшинств. В соответствии с этим «патентом» последователям Аугсбургского исповедания и Гельветического исповедания , т.

http://pravenc.ru/text/578232.html

2. Миссия вне государственной поддержки 2.1. Под бременем свободы Указ «Об укреплении начал веротерпимости», поставивший миссионеров перед необходимостью пересматривать привычные методы работы, первоначально был встречен восторженно. Однако вскоре церковные публицисты разделились на сторонников и противников религиозной свободы. После того, как 17 апреля 1905 г. Николай II подписал указ «Об укреплении начал веротерпимости», 139 привычные методы миссионерской деятельности стали нуждаться в существенной корректировке. Принципиально новым было то, что закон теперь допускал переход в иные конфессии: Отпадение от Православной Церкви в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий. 140 Если раньше инославный проповедник, обращающийся с проповедью к православным, нарушал закон, то теперь законодательство отказывалось от прямой защиты православия. Колеблющиеся получили легальную возможность перехода. Либералы и представители неправославных конфессий восприняли этот закон восторженно. Да и православные, если судить по публикациям в периодической печати, на первых порах реагировали вполне благодушно. Правда, особенно верить печатным выступлениям православного духовенства по этому вопросу все-таки не стоит. Церковные либералы аплодировали новому закону вполне искренне, в то время как наиболее консервативная часть духовенства и церковных публицистов еще не приобрела привычку критиковать высочайшие указы. В результате церковная печать послушно радовалась свободе, ставившей перед Православной Церковью массу проблем. Однако прошло немного времени, и позиции либералов и консерваторов определились. 2.1.1. Позиция тех, кто считал указ от 17 апреля благом Архиепископ Томский Макарий (Невский) , 141 известный алтайский миссионер, не замеченный в особых симпатиях к демократическим идеям, так отвечал тем, кто видел в этом указе унижение Церкви: Это не уничижение для православия, а освобождение от всего, что ему не принадлежало, что держалось в нем только ради страха или ради корысти; вследствие этого нельзя было узнать, кто – истинное чадо Церкви, а кто чуждое для нее детище. Многие только считались православными, а на деле, по душе, они были чуждыми православия; иные были даже врагами и хулителями его: они в душе были безбожниками, сектантами и отрицателями всякой религии, всякой нравственной истины, хотевшие переоценить все ценности добра и истины. Находясь среди православных, именуясь православными, они только служили соблазном для последних. 142

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010