[греч. βαπτζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих,- Б. добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от гос-ва, полную самостоятельность общин. Первых Б. часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцар. анабаптисты, впосл. ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- нем. анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер , Я. Матис и Иоанн Лейденский , силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех и др. как в католич., так и в протестант. странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Б. заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптист. Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, к-рые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, к-рое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин Б. постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где Б. названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

http://pravenc.ru/text/77510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВИДОВ Федор Васильевич (1865, Симбирская губ.- после 1911), историк, публицист. В 1885 г. окончил Симбирскую ДС, в 1889 г.- КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в прошлое царствование». На 1889/90 уч. год оставлен профессорским стипендиатом при кафедре рус. гражданской истории под рук. В. В. Миротворцева . В сент. 1890 - февр. 1892 г. преподавал гражданскую историю во Владимирской ДС. Кандидатское сочинение Б. переработал в магист. дис. «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II», к-рую защитил в 1891 г., утвержден магистром богословия 10 янв. 1892 г. С 1892 г. доцент КазДА по кафедре гражданской истории, с 1899 г. экстраординарный профессор. Состоял членом Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. В 1899 г. Б. опубликовал соч. «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия», к-рое 13 февр. 1899 г. представил на соискание степени д-ра церковной истории. Рецензентами были назначены И. С. Бердников и И. М. Покровский. По совету Бердникова Б. переработал диссертацию и опубликовал ее в 1900 г. 2-м изданием, поставив в центре проблему отношений обер-прокурора и Синода. Исследовав влияние обер-прокуроров на церковные дела на протяжении XVIII-XIX вв., Б. выступил последовательным критиком института обер-прокуроров. Сочинение Б. в 1900 г. было удостоено половинной Макария (Булгакова) премии. 11 апр. 1901 г. Б. был утвержден д-ром церковного права. Б. придерживался либерально-критических взглядов. В 1902 г. на годичном акте КазДА он прочел доклад «Этюд из истории высшего образования в России в царствование императоров Александра I и Николая I». Содержавшаяся в докладе критика николаевской эпохи едва не привела к увольнению Б. из КазДА. После предложения оставить академию Б. выпросил себе отсрочку, впосл. дело об его увольнении не возобновлялось. В 1905-1906 гг. Б. публиковал в журналах «Православный собеседник» и «Церковно-общественная жизнь» статьи по вопросам веротерпимости, церковных реформ и реформирования духовных академий. Критические публикации Б. и др. авторов стали причиной того, что 23 февр. 1906 г. совет КазДА принял решение о лишении ж. «Церковно-общественная жизнь» статуса академического издания.

http://pravenc.ru/text/149299.html

профессор Фёдор Васильевич Благовидов (1865 – после 1911) История Русской Православной Церкви профессор Фёдор Васильевич Благовидов Профессор КазДА, историк Церкви, публицист. Биография Родился в Симбирской губернии. В 1879 году окончил Симбирское духовное училище по II разряду, в 1885 году - Симбирскую духовную семинарию, в 1889 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 15 августа 1889 по 15 августа 1890 года был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре русской гражданской истории под руководством В. В. Миротворцева. С 10 сентября 1890 по 1 марта 1892 года преподавал гражданскую историю во Владимирской духовной семинарии. Свое кандидатское сочинение переработал в магистерскую диссертацию «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II», которую защитил в 1891 году. 10 января 1892 года утвержден магистром богословия. С 1892 года - доцент Казанской духовной академии по кафедре гражданской истории. С 1899 года - экстраординарный профессор. Состоял членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1899 году опубликовал сочинение «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия», которое 13 февраля 1899 года представил на соискание степени доктора церковной истории. Рецензентами были назначены И.С. Бердников и И.М. Покровский. По совету Бердникова переработал диссертацию и опубликовал ее в 1900 году 2-м изданием, поставив в центре проблему отношений обер-прокурора и Синода. Исследовав влияние обер-прокуроров на церковные дела на протяжении XVIII-XIX вв., он выступил последовательным критиком института обер-прокуроров. Сочинение в 1900 году было удостоено половинной Макариевской премии. 11 апреля 1901 года был утвержден доктором церковной истории. Федор Васильевич придерживался либерально-критических взглядов. В 1902 году на годичном акте Казанской духовной академии он прочел доклад «Этюд из истории высшего образования в России в царствование императоров Александра I и Николая I». Содержавшаяся в докладе критика николаевской эпохи едва не привела к увольнению его из академии. После предложения оставить академию он выпросил себе отсрочку, впоследствии дело об его увольнении не возобновлялось. В 1905 - 1906 годах публиковал статьи в журналах «Православный собеседник» и «Церковно-общественная жизнь» по вопросам веротерпимости, церковных реформ и реформирования духовных академий. Его критические публикации в числе прочего стали причиной того, что 23 февраля 1906 года совет Казанской духовной академии принял решение о лишении журнала «Церковно-общественная жизнь» статуса академического издания. 25 октября 1908 года был утвержден ординарным профессором Казанской духовной академии. 14 августа 1909 года уволен из академии согласно прошению с назначением пенсии. С 1911 года являлся директором Тифлисских высших женских курсов. Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [англ. Declaration of Breda], обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию. Подписана в ставке короля в Бреде (Нидерланды) 4 апр. 1660 г. (Англия в то время еще пользовалась юлианским календарем) и зачитана перед обеими палатами Парламента 1 мая того же года. В декларации содержатся: указание на действие Божественного Провидения в реставрации династии Стюартов; объявление амнистии всем участникам англ. революции, «кроме тех лиц, каковые будут исключены Парламентом»; объявление свободы совести и права каждого держаться любого мнения по вопросам религии, если этим не нарушается мир в королевстве; признание перераспределения земель и имущества, происшедшего за время революции. Декларация была положительно воспринята большей частью англ. общества, уставшего от гражданской войны: почти всеми англиканами и пресвитерианами, а также мн. индепендентами. Однако после высадки короля в Дувре и его прибытия в Лондон (29 мая 1660) стало очевидным, что Карл не в состоянии выполнить все, о чем говорилось в декларации. Произошло частичное перераспределение имущества, начались преследования ряда бывш. участников гражданской войны, восстановление англиканской Церкви в ее офиц. статусе (Акт о единообразии, 1662) и дискриминация прав англ. католиков (Тест-акт, 1673). Нарушение основных положений Б. д. стало одной из причин, приведших к падению монархии Стюартов в ходе Славной революции 1688 г., а заложенные в декларации принципы свободы совести получили развитие и были частично реализованы в Акте о веротерпимости (1689). Ист.: Documents of the English Reformation/Ed. G. Bgay. Camb., 1994. P. 544-545. Лит.: Hutton R. The Restoration: A Political and Religious History of England and Wales, 1658-1667. Oxf.; N. Y., 1985. В. В. Ч. Рубрики: Ключевые слова: ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей

http://pravenc.ru/text/153401.html

140 . Японское правительство оценило поведение русского епископа и взяло под свою защиту Миссию и ее сотрудников. Японские власти также официально разрешили посещать русских военнопленных священникам. Многие русские офицеры, матросы и солдаты скончались на японской земле, и тут, на их братских могилах, свт.Николай на собранные в Японии и в России пожертвования, поставил памятники и храмы. В России деятельность свт.Николая произвела глубокое впечатление: 9 октября 1905г. ему был вручен орден Александра Невского. 142 Когда же окончилась война, то, по желанию императора Николая II, епископ Ревельский Николай был возведен в сан архиепископа Японского (24.03.1906).После войны, во время архиепископства владыки Николая, положение Миссии и Православной Японской Церкви упрочилось. «Как ангел Японской Православной Церкви, он пребывал на своей кафедре, продолжая охранять и воспитывать свою паству, неусыпно заботясь о церковных нуждах, продолжая свою литературную переводческую работу». 143 Сама атмосфера вокруг созданной им Миссии и православия стала иной – преисполненной любви, уважения и доверия. Это всенародное признание заслуг святителя Николая нашло высочайшее выражение в праздновании пятидесятилетнего юбилея его служения в Японии 30 сентября 1911 года. 144 Поздравления пришли от японского императора, которому святитель отдал должное за проявленную веротерпимость, от японской прессы, инославных миссий и от губернатора Токио. В речи губернатора прозвучал подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу: «Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стране, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опасностью обстоятельств, претерпевая всевозможные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невозмутимо, с преизбыточной теплотою сердца обращаясь к народу, усердно учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания православного христианства в нашей стране, наконец достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне. Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы видим нынешний прогресс. Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране: даже те, которые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и благоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом акте, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учителем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего государства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя». 145

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

1762, 12 августа – Манифест Екатерины II о возвращении церковных имуществ. 1762, 29 ноября – учреждение Комиссии по церковным имуществам. 1763, 12 мая – учреждение Коллегии экономии, которой в 1764 г. были переданы в управление монастырские земли и крестьяне. 1764, 26 февраля – Манифест Екатерины II о секуляризации монастырских имуществ в великорусских губерниях, сокращение числа монастырей и монашествующих, разделение монастырей на три класса и установление их штатов. 1764 – распределение епархий на 3 класса – 1) митрополии, 2) архиепископства и 3) епископства. 1773 – указ о веротерпимости. 1784 – очередной «разбор духовенства» Предписание «безместных» священнослужителей приписать к податным сословиям, а годных к военной службе сдавать в солдаты 1786–1788 – секуляризация монастырских имений в Малороссии и на Слободской Украине 1788 – новое штатное расписание для приходского духовенства 1793–1795 – секуляризация монастырских имений в Южной Литве, Западной Белоруссии и Западной Украине – первые русские миссионеры в Северной Америке. – воссоединение с Русской Православной Церковью 2 миллионов униатов 1796, 22 декабря – повеление Св.Синоду «праздно живущих при отцах своих» детей церковно- и священнослужителей распределять по «вакантным приходам либо в учительские места, а тех, кто останется, определить в военную службу» – введение светских наград для духовенства. 1797, 5 апреля – объявление в «Акте престолонаследия» императора «Главой Русской Православной Церкви». 1797, 18 декабря – преобразование С.-Петербургской Главной семинарии и Казанской семинарии в духовные академии. – распоряжение Павла I о выделении монастырям по 30 десятин удобных угодий. – отмена права выбора прихожанами приходских священников. 1798, 11 января – указ об обработке церковных земель прихожанами. 1798, 31 октября – первый устав о духовных академиях и семинариях. – учреждение Департамента римско-католического исповедания. В ведении его находились католики и униаты, за которыми признавалось право свободного вероисповедания

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император австрийский Иосиф II даровал в своем государстве религиозную свободу, кроме католиков и лютеран, кальвинистам и последователям греко-восточного исповедания; но религиозных сект и Иосиф не допускал, предписывая напр. деистов подвергать телесным наказаниям. И при провозглашении равенства гражданских и политических прав членов разных исповеданий в союзном акте 1815 г., христианские секты все еще не имелись в виду. Уже позднее, именно для северогерманского союза, был издан в 1869 г. закон, теперь имперский, в силу которого «все, выводившиеся из различия вероисповедания, ограничения гражданских и политических прав», уничтожены, и в особенности «правоспособность к участию в общинном и государственном представительстве и к занятию публичных должностей» объявлена «не зависящей от вероисповедания», причем в то же время признана в принципе свобода не только индивидуальной совести, но и общественного осуществления религии, хотя степени или формы этого осуществления могут быть различны (см. ниже). В других европейских государствах процесс развития веротерпимости совершался еще медленнее, или даже доныне еще не закончился. Во Франции эдиктом 1598 г. при Генрихе IV было дозволено гугенотам отправлять публичное богослужение (за исключением Парижа и некоторых других мест), учреждать школы и занимать должности; но при Людовике XIV те же гугеноты, с отменой нантского эдикта в 1685 г., подвергались жестокому преследованию, а в эпоху революции такому же преследованию подвергались католики. В Англии католическому духовенству самое пребывание в стране воспрещалось под страхом наказания за государственную измену, а католическим подданным вообще запрещалось отлучаться далее, чем на пять миль, от их местожительства, проживать ближе чем в десяти милях от столицы, быть управляющими, душеприказчиками, врачами, аптекарями и проч., не говоря о публичных должностях; за совершением крещения детей, благословения браков и погребения католикам предписывалось обращаться к духовенству господствующей англиканской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

обряды, чтобы католики не требовали их повторного крещения. Папа заявил, что не может признать Иосифа, поставленного К-польским Патриархом, настоящим митрополитом, и потребовал, чтобы тот явился в Рим для повторного возведения в сан. «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) Гонения на Православие во время правления Александра Казимировича вызвали серьезные политические осложнения в ВКЛ, важнейшим из к-рых стал отъезд рус. правосл. князей на службу к вел. кн. московскому, что в итоге привело к войне между двумя гос-вами в 1500-1503 гг. Внутриполитические противоречия, а затем и военные неудачи заставили Александра оградить права Западнорус. Церкви рядом грамот, основной из к-рых была грамота (1499), подтверждавшая «Свиток Ярослава» и гарантировавшая неприкосновенность святительского суда, ограждавшая имущественные права правосл. духовенства Западнорусской митрополии (АЗР. Т. 1. 174). Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру, ставить храмы и мон-ри. В кон. XV - нач. XVI в. на белорус. землях были построены: в 1496 г. Пустынский Богородичный мон-рь в Мстиславле, в 1497 г. Спасский мон-рь в Кобрине, в 1498 г. мон-рь в Городке, в 1500 г. перенесенный в Супрасль, в 1499 г. Вознесенский мон-рь в Минске, ок. 1500 г. Рождество-Богородичная ц. в Минском замке и Троицкий мон-рь в Дрогичине, в 1502 г. Ильинская ц. в с. Саковщина (совр. Ошмянский р-н), Никитская ц. в Здитове и Збироговская ц. (совр. Гродненская обл.), в 1507 г. соборная Димитриевская ц. в Пинске и церкви в честь Рождества Богородицы в Вильно и Бельске. Миролюбивая по отношению к Православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506-1548) и Сигизмунде II Августе (1548-1572). В 1563 г. вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 г. Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Положение о вероисповедании государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов Российской империи»: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (положение заимствовано из «Духовного регламента» , 1721). Однако примечанием к этой статье: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви» - в формулировку имп. Павла I относительно главенства государя в Церкви было внесено ограничение: формулировка лишилась силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов Российской империи». 17 апр. 1905 г. имп. мч. Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости» , существенно изменивший правовой статус инославных и иноверных исповеданий и тем самым косвенно задевший положение правосл. Церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера, отменены ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление на гос. службу, расширены права католич. и мусульм. общин. Изменения были внесены в легальный порядок перемены религии: сняты запреты и ограничения на переход из одного признанного гос-вом христ. исповедания в другое; в указе ничего не говорилось о возможности присоединения иноверцев к одной из неправосл. христ. общин, но на практике после издания указа такие переходы не встречали никаких препятствий со стороны гос. инстанций. При сохранении общего запрета на отпадение от Православия и от христианства было сделано исключение, по к-рому могло быть легализовано возвращение новообращенного правосл. или инославного христианина в свое прошлое вероисповедание. В 1905 г. большим преобразованиям подвергся гос. строй Российской империи. Высшими законодательными органами помимо императора стали Гос. совет и Государственная дума . Несмотря на то что в их состав входили не только правосл. лица, ими рассматривались законы, касающиеся правосл. Церкви, напр. о финансовых сметах Синода. При неограниченной власти правосл. монарха система гос. церковности еще могла восприниматься как своего рода продолжение традиц. визант. симфонии, хотя в действительности таковой и не была, но новая юридическая ситуация резче обозначала негативные черты этой системы. Епископатом, духовенством и церковным народом была осознана необходимость созыва Поместного Собора для самоопределения правосл. Церкви в реформируемом гос-ве, конфессиональный характер к-рого размывался.

http://pravenc.ru/text/166357.html

Что за ужасная картина деспотического произвола, казней, олигархических козней и интриг, кнутобития, застенков и т. п.» 78 . Но такая кровавая неурядица господствовала в области гражданского правительства. Церковное-же правительство нисколько не заразилось духом ни мстительности, ни интриг, ни кровавого преследования иноверцев и еретиков, ни вообще карательного к ним отношения. Тем более чести ему, что оно в эпоху государственной неурядицы и казней не было увлечено течением, а сохранило свойственный истинному христианству дух любви, человечности и веротерпимости. Хотя русская церковь не имела силы удержать гражданское правительство от применения застенков с ужасными пытками, но хорошо уже и то, что она сама в лице своих представителей и служителей не устраивала их для наказания или вразумления еретиков. Замечательно, что в России и гражданское правительство ввело пытки только с того времени, как оно сделалось «западническим», т. е. с Петра Великого. При Иоанне Грозном были казни, но пыток не было. А в период времени, соответствующий второй половине средних веков, т. е., во весь период до-монгольской и монгольской, в России совсем не было ни пыток, ни казней. В то время Россия была гуманнее Запада: религиозных гонений не было, инквизиции не знали, пыток и казней, как системы, не существовало. Когда мы читали эти слова свои в корректуре, случайно, из лекции графа Комаровского: «Война или мир»? и из рецензии, помещенной в «Историческом Вестнике», мы узнали о речи профессора Загоскина, читанной им в ноябре прошлого года на акте в Казанском Университете. В этой речи профессор доказывает, что смертная казнь в древней Руси совсем не существовала, была введена под влиянием византийского законодательства, кроткому духу русского народа никогда не была симпатична, и русское законодательство обнаруживало тенденцию к отмене этой бесчеловечной и чуждой русскому духу кары. Мы вполне сочувствуем взгляду проф. Загоскина на неблаговоление русского народа и туземного русского законодательства к смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010