г) Точно так же, если гнетет нас бедность и нужда: небо — богато. д) Точно так же, если мы должны плакать о жалком состоянии мира: слезы осушатся . Кто правит кормилом великого корабля, именуемаго миром? “ А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный ” (ст.24). 1. Причины, побуждающие нас предложить такой вопрос. Вопрос: кто правит кормилом мира? возбуждается в нас при взгляде на нынешний особенный, знаменательный и беспокойный дух времени. а) Если посмотрим на нынешнее время , как оно представляется само по себе, то увидим, что это есть время всеобщего движения и перехода к чему-то другому непонятному и неразгаданному, — время страшной вражды и великих заблуждений и т. д. б) Если посмотрим на то, что в этом времени происходит , то найдем новые поводы к беспокойству и опасениям. а. В каком состоянии находится теперь христианская Церковь вообще? Что она представляет нам в настоящее время, как не “ лодка … на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный ,” — ветер неверия и религиозных прений; ветер ложной религиозной свободы или религиозного космополитизма; ветер не христианской веротерпимости или индеферентизма? b. В каком положении находятся гражданские общества ? Как заботятся здесь о том, чтобы законы имели свою силу? Каковы общественные нравы и жизнь? И что делается для их очищения и облагорожения и т. д. в) Если посмотрим на все это, то не без причины возникает вопрос: кто правит кормилом мира среди этих волн и смятений. 2. Ответ на него. Указав повод к вопросу: кто правит кормилом мира? постараемся также и ответить на него. а) Правящий кормилом мира есть Иисус Христос . Если это так, то никто другой, кроме Него, не может укротить ветры и море (Мф. 8:26 ), и водворить тишину, как в природе, так и в сердцах своих учеников (Марк. 4:39 ). а. Хотя и кажется, будто не Христос правит кормилом , будто Он спит (Мф. 8:24 ), и между тем, как Он спит , возрастает буря за бурей, одна сильнее другой; в этих волнах ученики Христовы действительно находятся в опасности погибнуть (ср. Мф. 8:25; Мар. 4:38 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Движение и “самодвижение” (это NB! самопроизвольное (самостоятельное), спонтанейное, внутренне-необходимое движение), “изменение”, “движение и жизненность”, “принцип всякого самодвижения”, “импульс” к “движению” и к “деятельности” – противоположность “мёртвому бытию” – кто поверит, что это суть “гегелевщины”, абстрактной и abstrusen (тяжёлой, нелепой?) гегельянщины?? Мысль включить жизнь в логику понятна – и гениальна» Т. 29. С. 126, 184]. В этом можно увидеть особую роль воды как в первых строках Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2), так и в последних: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» (Откр 22:1). Формула «умелые руки – умная голова» и сейчас лежит в основе развития детей с первых дней жизни едва ли не во всех культурах. А умелость рук, включая мелкую моторику, формируется их взаимодействием с соразмерными предметами. «…по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше» (Лк 1:78). «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф 2:1-2). «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:31-32), «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). В этом можно заметить разительный контраст с ветхозаветной историей убиения земледельцем Каином пастуха Авеля, которого и дары его Господь призрел (Быт 4:4). Символично также, что в состав вина входят две жидкости: средство поддержания телесной жизни – живая вода H2O – и средство изменения духовной (spiritus) жизни – мёртвая вода C2H5OH. Вопреки прямому указанию Иисуса Христа: «кто не против вас, тот за вас» Мк 9:40, Лк 9:50. Это отсутствие веротерпимости весьма наглядно проявилось в многолетних войнах, одним из итогов которых стало утверждение принципа cujus regio, ejus religio – «чья власть, того и вера».

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/20/...

– Для православной империи характерна веротерпимость? – Конечно. Когда царь Иоанн Грозный взял Казань, не было никакой речи о преследовании мусульман. То же самое и с Астраханским ханством. Пару лет назад я был в Твери, и мне показали мечеть. Ее построил на свои личные деньги император Николай II для татарской общины в Твери, потому что он был отец всех народов, живших на Руси, и должен был заботиться обо всех народах своей империи. А вот когда протестанты высадились в Северной Америке, индейцы были практически уничтожены. Почему такая разница? Разные религии. – Если по Ф.М. Достоевскому, «русский – значит православный», то можем ли мы сказать и обратное: «если не православный, то и не русский»? – Достоевский всегда выражался очень не точно. Например, его знаменитая формулировка «красота спасет мир» допускает множество интерпретаций, в том числе и самые абсурдные. И приведенная вами его фраза требует уточнения. Если определять понятие «православный» как человек, принадлежащий к русской православной цивилизации, то это верно. – Ну, скажем, те же мусульмане в Твери, о которых вы говорили, принадлежат к православной русской цивилизации? – Конечно, принадлежат. Культурная их составляющая такая же, как у нас. Никогда образованного татарина вы не отличите от русского по каким-то культурным моментам. Это повлияло в некоторой мере даже на саму их веру. Ведь одно дело мусульманство казанских татар и совсем другое вера в Саудовской Аравии, где государственная религия – ваххабизм. Вера казанских татар под влиянием нашей культуры смягчилась, там нет, например, русофобии. – «Дело Божественного домостроительства состоит в том, чтобы всегда существовала в мире страна, где господствует полнота спасающей истины, то есть Православие». Вы говорите об этом, подразумевая, что на определенном этапе нашей истории именно Россия стала такой страной. Почему, на ваш взгляд, Господь именно России отвел такую историческую роль? – В книге «Бог в русской истории» в качестве эпиграфа вынесены следующие слова из Деяний святых апостолов: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 26–27). Из этих слов апостола ясно, что каждому народу Бог отвел свои пределы, не только территориальные, но и духовные. Функцию хранения полноты истины Он отвел сначала грекам (Византии), а их преемницей стала Россия. Картина движения в сторону России на материале прошлого очевидна. И готовил Господь Россию к этому преемству на протяжении пятисот лет – от Крещения Руси до падения Константинополя. И когда Византия пала в 1453 году, Россия уже стояла на ногах как православное царство. За пять лет до этого Василий Темный стал единоличным правителем русской земли, а Русская Церковь обрела автокефалию.

http://pravoslavie.ru/33369.html

Для христиан же совершенно ясно, что восстановление Третьего храма станет предвестником пришествия антихриста, и многие святые отцы Церкви считали, что именно в этом Иерусалимском храме он должен воцариться. Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2,3-4). Некоторые из святых отцов допускали, что что антихрист может воссесть как в Иерусалимском храме, так и в христианских храмах. Например, блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Не сказано: в Иерусалимском собственно храме, а просто: в храме, во всяком храме Божием» . Но недавно прославленный в лике святых наш современник прп. Паисий Святогорец уверен, что речь идет именно о Третьем храме: « Знамением того, что приближается исполнение пророчеств, будет разрушение мечети Омара в Иерусалиме. Ее разрушат, чтобы восстановить храм Соломона, который, как говорят, находился на ее месте. В восстановленном храме сионисты в конце концов провозгласят антихриста Мессией. Я слышал, что евреи уже готовятся к возведению храма Соломона». И нынешние события по мнению многих экспертов способны перерасти в полномасштабную войну, в которой Израиль и США будут бороться со всем мусульманским миром, и вполне могут привести к тому, что под удар попадет и будет разрушена мечеть Аль-Аксы. Так что же, в этом случае иудеи немедленно восстановят храм Соломона и в нем воссядет антихрист? Неужели это свидетельствует о том, что наступили последние времена?  Но вспомним, чем закончилась попытка иудеев восстановить Третий храм при императоре Юлиане Отступнике в 4 веке. Став императором, Юлиан Отступник восстановил языческий культ, а сам стал жрецом. Он объявил веротерпимость, как сегодня сказали бы полную толерантность. Юлиан Отступник проявлял ее ко всем без исключения языческим культам, но одновременно начал забирать у христиан храмы. Заметим, открытых гонений на христиан не было, но Юлиан поощрял различные еретические секты, стремясь внести раздоры, расколоть и ослабить христиан. Особенно поощрял и награждал всех отступивших от веры и вернувшихся в язычество. Как не провести аналогию времен Юлиана Отступника с современными попытками расколоть и уничтожить Православную Церковь?

http://radonezh.ru/2023/10/16/viktor-sau...

Если они не выходят из ряда естественных способов, то, хотя бы они принадлежали к числу наилучших, наиболее гуманных, наиболее соответствующих духу кротости, истинной свободы и веротерпимости, – они при всем том не могут вести нас дальше признания одной возможности, что учение, распространенное такими способами, может быть имеет божественное происхождение. Сверхъестественное откровение необходимо должно иметь сверхъестественные признаки своего истинно-сверхъестественного происхождения. В отличие от всех других признаков, эти последние признаки могут быть названы «специфическими» признаками сверхъестественного откровения. Сверхъестественный характер откровения в строгом смысле не может быть доказан при отсутствии сверхъестественных признаков. Поэтому, если иметь в виду сравнительную силу убедительности разнообразных признаков откровения 433 , нельзя не признать наиболее решительного значения за сверхъестественными знамениями откровения. Сам Иисус Христос указывал на свои чудеса, как на самые поразительные и наглядные признаки божественности Его личности и Его учения. «Если не верите Мне, то верьте делам Моим» ( Uh. V, 15 ). О чудесах и пророчествах как признаках истинного Откровения К сверхъестественным признакам откровения принадлежат чудеса, как видимые явления божественного всемогущества в свидетельство истины откровения, и пророчества, как ясные доказательства божественного всеведения, следы которого обнаруживаются в учении откровения о тайнах будущего, неведомого для естественного человеческого познания. О чудесах Важное значение чуда для убеждения в истине и достоверности Божественного откровения явствует: а) из самого понятия чуда как действия, могущего произойти только от одного Бога; б) из понятия о божественной премудрости, с которой несовместимо употребление чудесной силы для подтверждения заблуждения; наконец в) из общечеловеческого сознания, которое в чуде признает сверхъестественное знамение во свидетельство истины. В чуде, как самом очевидном и доступном доказательстве, Иисус Христос прежде всего искал свидетельства божественности Своего посланничества ( Mф. XI. 4, 5; XII, 28 ; Uh. V. 36; X, 25, 38; XI, 42 и т. д.); в нем также искали опоры для себя и для своей проповеди и св. апостолы ( 2Kop. XII, 11, 12 ; 1Kop. IX, 1 ; Гaлam. I, 15–17; III, 1–5 ; Дeяh. XI, 17 и др.). Апостол Павел говорит: «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Puм. XV, 18 ). «Ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов, хотя я и ничто. Признаки апостольства оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Kop. XII, 12 ). Что же такое чудо?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Еще большую определенность придает этой же идее апостол Павел, когда, говоря одобрительно о борьбе властей, «начальника», с правонарушителями, он угрожает, «ибо не напрасно носит меч» ( Рим 13:4 ) и тут же разъясняет, что действия властей страшны только для делающих зло: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее» (ст.З). Явная не только для нас, но несомненная и для самого апостола идеализация судебной и полицейской власти только подтверждает и подчеркивает высокое значение, придаваемое, этой власти апостолом, который тут же возводит ее происхождение к самому высокому Источнику: «Начальник есть Божий слуга... отмститель в наказание делающему злое» (ст.4). И эти строки ложились на папирус или на пергамент уже после преследований, которым подвергались христиане и сам апостол Павел сначала от иудейских, а потом и от римских властей, всего за несколько лет до страшных гонений, обрушившихся на Римскую Церковь при Нероне, на которого ведь тоже распространяется признание божественного происхождения всякой власти, ибо «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (ст.1)! Итак, государственные формации сменяют одна другую, а отношение христианской веры, как правило, и Церкви к Государству остается, в принципе, положительным. Отношение государства к Церкви представляет много более пеструю картину: жестокие преследования христианства в Римской империи, истребление священников и массовое закрытие Церквей в период Великой Французской революции в конце XVIII в., гонения на представителей любой религии в Китае во время «культурной революции» 60-х гг. текущего столетия. Не является секретом, что и в нашей стране позиция государства к Церкви, да и к религии вообще в XX вв. менялась в очень широком диапазоне. Уже первая русская революция повлекла за собой существенные изменения в правовом положении Православной Церкви: санкционированная в 1905 г. довольно широкая веротерпимость поставила Церковь по отношению к другим религиозным объединениям в положение много более равноправное, чем это было в течение всей ее многовековой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Закрыть «Хочешь мира - строй его в себе!» 27.10.2012 252 Время на чтение 8 минут Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт возглавляет, думается, не очень типичную для Русской Православной Церкви епархию: в её состав входят три субъекта Федерации - Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и часть Ставропольского края. Регион, в котором местами основную часть населения составляют мусульмане. Когда размышляешь об этом, сразу вспоминаются средневековые войны. Да и сегодня в основе многих кровавых конфликтов лежит вроде бы религиозный фактор. Неудивительно, что меня так поразили слова Владыки Феофилакта, сказанные им в Якутске , куда он приехал по приглашению правящего архиерея Якутской епархии, епископа Романа: «Мы, православные, с нашими братьями мусульманами храним на Кавказе мир!». Вера - не повод для вражды - Ваше Преосвященство, как христианам удаётся поддерживать мирные отношения на Кавказе ? И насколько вообще это правда - что в основе большинства конфликтов лежит вера? - Во-первых, нужно сказать: никогда в России не было религиозных войн. Никогда! И это не случайно. Отчасти веротерпимость объясняется историческими условиями, о них пусть говорят историки. Я скажу как священнослужитель: этому есть духовные причины. Для Православной Церкви, для верующего человека совершенно очевидно, что состояние мира - это не отсутствие войны вокруг тебя, а состояние твоего внутреннего, сосредоточенного, если хотите, гармоничного и симфонического общения с Богом. Мирен не тот, кто хорошо вооружён и спрятался за высокий забор, а тот, кто не имеет желания захватить другую территорию, тот, кто довольствуется тем, что имеет. Об этом очень ярко говорит Священное Писание. Помните, апостол Иаков учит: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4, 1-3).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

И в первой Апостольской Церкви было большое различие между христианами из евреев, соблюдавшими еще иудейские обычаи, включая обрезание, и христианами из язычников, чуждых этим обрядам. И это различие было по существу, может быть, большим, чем различие сейчас между основами Православия и католицизма. Однако эти различия не мешали тогда единству Церкви и взаимной любви ее членов. Хотя между первоверховными апостолами Петром и Павлом и бывали иногда некоторые разногласия (о них пишет апостол Павел в Послании к Галатам – см. Гал.2:11–14 ), но это не мешало их братскому молитвенному общению и взаимной любви. Надо вспомнить о том, как разрешился спор, возникший между апостолом Павлом и Иерусалимской церковью, о необходимости соблюдения для христиан постановлений закона Моисея. После спора обычаи и взгляды у каждой из церквей, руководимых апостолами Павлом и Петром, остались прежними. Но это не разделило их. И сторонники старой обрядности протянули апостолу Павлу руку любви и единения. Лишь три условия они поставили новым братьям-христианам, не соблюдавшим иудейской обрядности (см. Деян.15:1–29 ): 1)    Оставить языческие обычаи («воздержание от идоложертвенного, крови и удавленины»). 2)    Соблюдать нравственную чистоту («воздержание... от блуда»), 3)    Соблюдать закон человеколюбия («не делать другим того, чего себе не хотите». О, если бы и представители современных конфессий проявили такую же веротерпимость, образец которой показали нам христиане первой из Христовых Церквей! Можно вспомнить высказывание митрополита Платона Киевского о том, что «те перегородки, которыми отделяют себя здесь, на земле, христиане различных конфессий, к счастью, не достигают неба. Те же, кто чувствует зло и суету земного и поднимает взоры к небу, желая приобщиться к Божественному Духу, – все они члены одной религии, когда бы они ни жили!» Надо вспомнить также, как не любил богословских споров апостол Павел. В своих письмах к ученику своему Тимофею он писал: не вступай «в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих» ( 2Тим.2:14 ), и далее: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

К началу XX в. сложилась достаточно законченная система мусульманских духовных учреждений на территории страны. С точки зрения соотношения государственной власти и религиозной идеологии существовала доктрина «ограниченной веротерпимости» по отношению к мусульманам, допускавшая исповедание ислама, но препятствовавшая его распространению и укреплению, практически повторявшая модель отношения власти к иноверцам, существовавшую в мусульманском праве. Заслуживает внимания также использование государством традиционных мусульманских правовых и социальных институтов, а также неисламских идеологем (например, идеологемы о «Белом Царе») для более эффективного управления мусульманским населением. Изучение иудаизма также занимает значительное место в нашем курсе. Этапы истории и содержание учения иудаизма подробно рассматриваются в курсе «История религий», который в МДС в прошлые годы читал прот. П. Иванов, а в настоящее время — Ю. В. Максимов. В связи с этим в нашем курсе основное внимание уделяется не столько истории, сколько религиозному содержанию иудаизма. Православное христианство и иудаизм сближает признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Церковь решительно осудила и отвергла маркионитство, утверждавшее, что Бог Нового Завета не может быть тождественен Богу Ветхого Завета. Святые Отцы всегда защищали Ветхий Завет как Слово Божие. Ни одна другая религия не имеет такого важного пункта пересечения с христианством. В то же время православная традиция настаивает на различии понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Православное отношение к иудаизму основано на богословском видении конечных судеб еврейского народа, как это изложено в 9-й, 10-й и 11-й главах послания святого апостола Павла к Римлянам и как это понимается у святых отцов Православной Церкви. Церковь Христова молится об «Израиле во спасение» (Рим. 10, 1). Апостол Павел не мог представить себе конечного спасения человечества без спасения остатка народа Израиля: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 25-32). При этом апостол говорил: «Израиль ищет спасения не в вере, а в мертвых делах закона» (Рим. 10, 32), не уразумев, что «конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4).

http://bogoslov.ru/article/740746

К ним, чтителям Сына Божия, ко всем приложены слова Господа: «приходящего ко Мне не изгоню вон» и слова апостола: «исповедующий Сына имеет и Отца» ( Ин. 6:37; 1 -е Ин. 2:23 ). Если православный с любовью относится к язычникам как к детям Отца Небесного, вошедшим вместе с христианами в союз с Богом в лице общего прародителя Ноя, то гораздо большую любовь православный питает к инославным христианам, братиям по вере во Спасителя, причастникам «небеснаго звания» ( Евр. 3:1 ). Самая уверенность в истине Православия побуждает православного снисходительно и осторожно судить о тех, которые стоят на низших ступенях храма Господня. «Сокровенные связи, соединяющие земную Церковь с остальным человечеством, нам не открыты. Поэтому мы не имеем ни права, ни желания предполагать строгое осуждение всех пребывающих вне видимой Церкви, тем более что такое предположение противоречило бы Божественному милосердию». Церковь «над не слышащими ее призыва не произносит приговора, зная повеление своего Спасителя и Главы «не судить чужого раба». «Исповедуя едино крещение во оставление грехов как таинство, предписанное Самим Христом для вступления в Церковь новозаветную, Церковь не судит тех, которые не сделались причастными ей чрез крещение, ибо она знает и судит только самое себя. Ожесточенность же сердца знает един Бог , и слабости разума судит Он же по правде и милости». «Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств; внутреннее же единство есть единство духа. (И оно – главное). Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней святости церковной, ее вере, надежде и любви» 127 . Богомудрый Павел дает нам пример, как мы должны относиться к исповедующим Спасителя неискренно или ошибочно. «Некоторые, – пишет апостол, – по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа нечисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010