Подписав определение Святейшего Синода от 20-23 февр. 1901 г. «О графе Льве Толстом», А. продолжал надеяться на покаяние писателя. В ответ на обвинения графини С. А. Толстой в адрес «карающих и отлучающих» церковных пастырей А. написал 2 письма (16 марта 1901 и 11 февр. 1902), в к-рых подробно разъяснил позицию Церкви: «Напрасно Вы упрекаете служителей Церкви в злобе и нарушении высшего закона любви, Христом заповеданной. В синодальном акте нарушения этого закона нет. Это, напротив, есть акт любви, акт призыва мужа Вашего к возврату в Церковь и верующих к молитве о нем». В 1905 г. А. возглавил церковное движение, направленное на возрождение соборности в Церкви. Правительственные сферы уделяли в то время особое внимание нуждам РПЦ в связи с законодательством о свободе вероисповедания, подготовка к-рого началась в канун революции и завершилась апрельским манифестом 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» . При подготовке манифеста выяснилось, что с его изданием РПЦ, находившаяся под правительственным контролем, окажется в нек-ром отношении в худшем положении, чем старообрядческие, инославные и даже иноверные общины. Тогда было образовано Особое совещание, в к-рое по приглашению председателя Комитета министров С. Ю. Витте вошел и А. как первенствующий член Синода. А. заявил, что, если не будет изменено правовое положение РПЦ, она одна будет стеснена опекой гос-ва, и эта опека «делает голос Церкви совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни». А. подал меморандум, в к-ром потребовал устранить или хотя бы ослабить контроль светской власти над церковной жизнью. По настоянию Победоносцева вопрос о проведении церковных реформ был изъят из ведения Особого совещания и перенесен в Синод. После 3 заседаний Синода под председательством А. 22 марта 1905 г. мч. имп. Николаю II был подан доклад с предложением пересмотреть существующее гос. положение Церкви в России и учредить Патриаршество, а также созвать в Москве Поместный Собор. 31 марта государь наложил на докладе резолюцию, к-рой признавал необходимость созыва Собора, но по настоянию Победоносцева объявил неудобным созыв Собора «в настоящее тревожное время». Одновременно император дал разрешение на открытие Предсоборного Совещания РПЦ , 16 янв. 1906 г. утвердив состав Предсоборного Присутствия во главе с А. совместно с митрополитами Московским и Киевским. Главной задачей Предсоборного Присутствия была подготовка Поместного Собора. Участники заседаний единодушно высказались за восстановление Патриаршества и освобождение Церкви от обер-прокурорской опеки. Однако, когда работа Присутствия завершилась и материалы его были предложены государю, 25 апр. 1907 г. он наложил резолюцию, в к-рой указывал на несвоевременность Собора. В нач. XX в. А. много потрудился для открытия мощей и прославления прп. Серафима Саровского .

http://pravenc.ru/text/115944.html

[греч. βαπτζω - погружать, крестить в воде], одна из крупнейших протестант. деноминаций, возникшая в Англии в 1-й пол. XVII в. Принимая основные догматы Реформации - признание Свящ. Писания единственным авторитетом в вопросах веры, оправдание только верой, священство всех верующих,- Б. добавили к ним свои собственные: т. н. крещение по вере (только взрослых, способных засвидетельствовать свою личную веру во Христа, через погружение), следование принципу отделения Церкви от гос-ва, полную самостоятельность общин. Первых Б. часто называли анабаптистами (перекрещенцами), т. к. они были противниками крещения детей и, не признавая его действительности, крестили вступающих в общину заново. Такое отношение к крещению было единственным объединяющим признаком довольно разнородного движения анабаптистов, появившегося в континентальной Европе в нач. XVI в.; одним полюсом его являлись швейцар. анабаптисты, впосл. ставшие известными как меннониты и амиши и отвергавшие не только военную службу, но даже просто ношение оружия, а др.- нем. анабаптисты, такие, как Т. Мюнцер , Я. Матис и Иоанн Лейденский , силой оружия утверждавшие «Царство Божие на земле». Тем не менее последователи и тех и др. как в католич., так и в протестант. странах приговаривались к смертной казни (в т. ч. и в Англии в 1536). Б. заявляли, что они не имеют с анабаптистами ничего общего: в первом баптист. Исповедании веры 1644 г. они называют себя «теми церквями, к-рые повсеместно ошибочно именуют анабаптистами»; в приложении к Исповеданию, к-рое вышло в 1646 г., они называют себя «крещеными верующими»; в Исповедании 1688 г.- «конгрегацией христиан, крещенных по провозглашении их веры» и «крещеные конгрегациями»; позднее появляются самоназвания «крещеные церкви», «крещеные христиане», «церкви Христа» и т. д. Термин Б. постепенно стал основным деноминационным определением и был юридически закреплен в Акте о веротерпимости 1689 г., где Б. названы в одном ряду с пресвитерианами и индепендентами диссидентскими, но дозволенными деноминациями.

http://pravenc.ru/text/77510.html

140 . Японское правительство оценило поведение русского епископа и взяло под свою защиту Миссию и ее сотрудников. Японские власти также официально разрешили посещать русских военнопленных священникам. Многие русские офицеры, матросы и солдаты скончались на японской земле, и тут, на их братских могилах, свт.Николай на собранные в Японии и в России пожертвования, поставил памятники и храмы. В России деятельность свт.Николая произвела глубокое впечатление: 9 октября 1905г. ему был вручен орден Александра Невского. 142 Когда же окончилась война, то, по желанию императора Николая II, епископ Ревельский Николай был возведен в сан архиепископа Японского (24.03.1906).После войны, во время архиепископства владыки Николая, положение Миссии и Православной Японской Церкви упрочилось. «Как ангел Японской Православной Церкви, он пребывал на своей кафедре, продолжая охранять и воспитывать свою паству, неусыпно заботясь о церковных нуждах, продолжая свою литературную переводческую работу». 143 Сама атмосфера вокруг созданной им Миссии и православия стала иной – преисполненной любви, уважения и доверия. Это всенародное признание заслуг святителя Николая нашло высочайшее выражение в праздновании пятидесятилетнего юбилея его служения в Японии 30 сентября 1911 года. 144 Поздравления пришли от японского императора, которому святитель отдал должное за проявленную веротерпимость, от японской прессы, инославных миссий и от губернатора Токио. В речи губернатора прозвучал подлинный голос Японии, может быть, никогда не обращавшийся так к иностранцу: «Когда приехал маститый учитель Николай, считавший своим призванием распространение учения Божия в нашей стране, то, несмотря на то, что он находился среди таких грозящих опасностью обстоятельств, претерпевая всевозможные неудобства, лишения, бедствия и страдания, он спокойно и невозмутимо, с преизбыточной теплотою сердца обращаясь к народу, усердно учил и тщательно увещевал и, стараясь положить основания православного христианства в нашей стране, наконец достиг того, что приобрел множество усердных христиан, каких видим ныне. Между тем и судьба нашего государства постепенно развивается, и мы видим нынешний прогресс. Мне кажется, что те заслуги, какие оказал нашему государству маститый учитель Николай, не ограничиваются успехами одного только миссионерства, но также заключаются в том, что он содействовал цивилизации в нашей стране: даже те, которые некогда направляли на иностранцев сверкающие ненавистью глаза, теперь обращаются с ними с радостью, приветливостью и благоговением, и я, удостоившись счастья присутствовать на этом акте, почтительнейше приношу хвалу заслугам, оказанным маститым учителем Николаем как для мира и гуманности, так и для нашего государства, и вместе с тем молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя». 145

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Что за ужасная картина деспотического произвола, казней, олигархических козней и интриг, кнутобития, застенков и т. п.» 78 . Но такая кровавая неурядица господствовала в области гражданского правительства. Церковное-же правительство нисколько не заразилось духом ни мстительности, ни интриг, ни кровавого преследования иноверцев и еретиков, ни вообще карательного к ним отношения. Тем более чести ему, что оно в эпоху государственной неурядицы и казней не было увлечено течением, а сохранило свойственный истинному христианству дух любви, человечности и веротерпимости. Хотя русская церковь не имела силы удержать гражданское правительство от применения застенков с ужасными пытками, но хорошо уже и то, что она сама в лице своих представителей и служителей не устраивала их для наказания или вразумления еретиков. Замечательно, что в России и гражданское правительство ввело пытки только с того времени, как оно сделалось «западническим», т. е. с Петра Великого. При Иоанне Грозном были казни, но пыток не было. А в период времени, соответствующий второй половине средних веков, т. е., во весь период до-монгольской и монгольской, в России совсем не было ни пыток, ни казней. В то время Россия была гуманнее Запада: религиозных гонений не было, инквизиции не знали, пыток и казней, как системы, не существовало. Когда мы читали эти слова свои в корректуре, случайно, из лекции графа Комаровского: «Война или мир»? и из рецензии, помещенной в «Историческом Вестнике», мы узнали о речи профессора Загоскина, читанной им в ноябре прошлого года на акте в Казанском Университете. В этой речи профессор доказывает, что смертная казнь в древней Руси совсем не существовала, была введена под влиянием византийского законодательства, кроткому духу русского народа никогда не была симпатична, и русское законодательство обнаруживало тенденцию к отмене этой бесчеловечной и чуждой русскому духу кары. Мы вполне сочувствуем взгляду проф. Загоскина на неблаговоление русского народа и туземного русского законодательства к смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

обряды, чтобы католики не требовали их повторного крещения. Папа заявил, что не может признать Иосифа, поставленного К-польским Патриархом, настоящим митрополитом, и потребовал, чтобы тот явился в Рим для повторного возведения в сан. «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) «Лествица» прп. Иоанна Лествичника из Супрасльского мон-ря. 1530 г. (Ath. Chil.) Гонения на Православие во время правления Александра Казимировича вызвали серьезные политические осложнения в ВКЛ, важнейшим из к-рых стал отъезд рус. правосл. князей на службу к вел. кн. московскому, что в итоге привело к войне между двумя гос-вами в 1500-1503 гг. Внутриполитические противоречия, а затем и военные неудачи заставили Александра оградить права Западнорус. Церкви рядом грамот, основной из к-рых была грамота (1499), подтверждавшая «Свиток Ярослава» и гарантировавшая неприкосновенность святительского суда, ограждавшая имущественные права правосл. духовенства Западнорусской митрополии (АЗР. Т. 1. 174). Православные получили возможность свободно исповедовать свою веру, ставить храмы и мон-ри. В кон. XV - нач. XVI в. на белорус. землях были построены: в 1496 г. Пустынский Богородичный мон-рь в Мстиславле, в 1497 г. Спасский мон-рь в Кобрине, в 1498 г. мон-рь в Городке, в 1500 г. перенесенный в Супрасль, в 1499 г. Вознесенский мон-рь в Минске, ок. 1500 г. Рождество-Богородичная ц. в Минском замке и Троицкий мон-рь в Дрогичине, в 1502 г. Ильинская ц. в с. Саковщина (совр. Ошмянский р-н), Никитская ц. в Здитове и Збироговская ц. (совр. Гродненская обл.), в 1507 г. соборная Димитриевская ц. в Пинске и церкви в честь Рождества Богородицы в Вильно и Бельске. Миролюбивая по отношению к Православию политика проводилась при королях Сигизмунде I Старом (1506-1548) и Сигизмунде II Августе (1548-1572). В 1563 г. вся шляхта «веры христианской» была уравнена в правах, отмена Городельского привилея еще раз была подтверждена в 1568 г. Основные положения о веротерпимости в отношении православных зафиксированы в «Акте Варшавской конфедерации» 1573 г.

http://pravenc.ru/text/77856.html

1762, 12 августа – Манифест Екатерины II о возвращении церковных имуществ. 1762, 29 ноября – учреждение Комиссии по церковным имуществам. 1763, 12 мая – учреждение Коллегии экономии, которой в 1764 г. были переданы в управление монастырские земли и крестьяне. 1764, 26 февраля – Манифест Екатерины II о секуляризации монастырских имуществ в великорусских губерниях, сокращение числа монастырей и монашествующих, разделение монастырей на три класса и установление их штатов. 1764 – распределение епархий на 3 класса – 1) митрополии, 2) архиепископства и 3) епископства. 1773 – указ о веротерпимости. 1784 – очередной «разбор духовенства» Предписание «безместных» священнослужителей приписать к податным сословиям, а годных к военной службе сдавать в солдаты 1786–1788 – секуляризация монастырских имений в Малороссии и на Слободской Украине 1788 – новое штатное расписание для приходского духовенства 1793–1795 – секуляризация монастырских имений в Южной Литве, Западной Белоруссии и Западной Украине – первые русские миссионеры в Северной Америке. – воссоединение с Русской Православной Церковью 2 миллионов униатов 1796, 22 декабря – повеление Св.Синоду «праздно живущих при отцах своих» детей церковно- и священнослужителей распределять по «вакантным приходам либо в учительские места, а тех, кто останется, определить в военную службу» – введение светских наград для духовенства. 1797, 5 апреля – объявление в «Акте престолонаследия» императора «Главой Русской Православной Церкви». 1797, 18 декабря – преобразование С.-Петербургской Главной семинарии и Казанской семинарии в духовные академии. – распоряжение Павла I о выделении монастырям по 30 десятин удобных угодий. – отмена права выбора прихожанами приходских священников. 1798, 11 января – указ об обработке церковных земель прихожанами. 1798, 31 октября – первый устав о духовных академиях и семинариях. – учреждение Департамента римско-католического исповедания. В ведении его находились католики и униаты, за которыми признавалось право свободного вероисповедания

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВИДОВ Федор Васильевич (1865, Симбирская губ.- после 1911), историк, публицист. В 1885 г. окончил Симбирскую ДС, в 1889 г.- КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в прошлое царствование». На 1889/90 уч. год оставлен профессорским стипендиатом при кафедре рус. гражданской истории под рук. В. В. Миротворцева . В сент. 1890 - февр. 1892 г. преподавал гражданскую историю во Владимирской ДС. Кандидатское сочинение Б. переработал в магист. дис. «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II», к-рую защитил в 1891 г., утвержден магистром богословия 10 янв. 1892 г. С 1892 г. доцент КазДА по кафедре гражданской истории, с 1899 г. экстраординарный профессор. Состоял членом Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те. В 1899 г. Б. опубликовал соч. «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия», к-рое 13 февр. 1899 г. представил на соискание степени д-ра церковной истории. Рецензентами были назначены И. С. Бердников и И. М. Покровский. По совету Бердникова Б. переработал диссертацию и опубликовал ее в 1900 г. 2-м изданием, поставив в центре проблему отношений обер-прокурора и Синода. Исследовав влияние обер-прокуроров на церковные дела на протяжении XVIII-XIX вв., Б. выступил последовательным критиком института обер-прокуроров. Сочинение Б. в 1900 г. было удостоено половинной Макария (Булгакова) премии. 11 апр. 1901 г. Б. был утвержден д-ром церковного права. Б. придерживался либерально-критических взглядов. В 1902 г. на годичном акте КазДА он прочел доклад «Этюд из истории высшего образования в России в царствование императоров Александра I и Николая I». Содержавшаяся в докладе критика николаевской эпохи едва не привела к увольнению Б. из КазДА. После предложения оставить академию Б. выпросил себе отсрочку, впосл. дело об его увольнении не возобновлялось. В 1905-1906 гг. Б. публиковал в журналах «Православный собеседник» и «Церковно-общественная жизнь» статьи по вопросам веротерпимости, церковных реформ и реформирования духовных академий. Критические публикации Б. и др. авторов стали причиной того, что 23 февр. 1906 г. совет КазДА принял решение о лишении ж. «Церковно-общественная жизнь» статуса академического издания.

http://pravenc.ru/text/149299.html

Положение о вероисповедании государя отразилось в 42-й ст. «Основных законов Российской империи»: «Император яко христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния» (положение заимствовано из «Духовного регламента» , 1721). Однако примечанием к этой статье: «В сем смысле Император в Акте о наследии престола 1797 г., апр. 5, именуется Главою Церкви» - в формулировку имп. Павла I относительно главенства государя в Церкви было внесено ограничение: формулировка лишилась силы прямого закона, став только толкованием одной из статей «Основных законов Российской империи». 17 апр. 1905 г. имп. мч. Николаем II был издан указ «Об укреплении начал веротерпимости» , существенно изменивший правовой статус инославных и иноверных исповеданий и тем самым косвенно задевший положение правосл. Церкви. Этим указом были значительно расширены права старообрядческих и сектантских общин, не носивших изуверского характера, отменены ограничения для старообрядцев и сектантов на поступление на гос. службу, расширены права католич. и мусульм. общин. Изменения были внесены в легальный порядок перемены религии: сняты запреты и ограничения на переход из одного признанного гос-вом христ. исповедания в другое; в указе ничего не говорилось о возможности присоединения иноверцев к одной из неправосл. христ. общин, но на практике после издания указа такие переходы не встречали никаких препятствий со стороны гос. инстанций. При сохранении общего запрета на отпадение от Православия и от христианства было сделано исключение, по к-рому могло быть легализовано возвращение новообращенного правосл. или инославного христианина в свое прошлое вероисповедание. В 1905 г. большим преобразованиям подвергся гос. строй Российской империи. Высшими законодательными органами помимо императора стали Гос. совет и Государственная дума . Несмотря на то что в их состав входили не только правосл. лица, ими рассматривались законы, касающиеся правосл. Церкви, напр. о финансовых сметах Синода. При неограниченной власти правосл. монарха система гос. церковности еще могла восприниматься как своего рода продолжение традиц. визант. симфонии, хотя в действительности таковой и не была, но новая юридическая ситуация резче обозначала негативные черты этой системы. Епископатом, духовенством и церковным народом была осознана необходимость созыва Поместного Собора для самоопределения правосл. Церкви в реформируемом гос-ве, конфессиональный характер к-рого размывался.

http://pravenc.ru/text/166357.html

профессор Фёдор Васильевич Благовидов (1865 – после 1911) История Русской Православной Церкви профессор Фёдор Васильевич Благовидов Профессор КазДА, историк Церкви, публицист. Биография Родился в Симбирской губернии. В 1879 году окончил Симбирское духовное училище по II разряду, в 1885 году - Симбирскую духовную семинарию, в 1889 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 15 августа 1889 по 15 августа 1890 года был оставлен профессорским стипендиатом при кафедре русской гражданской истории под руководством В. В. Миротворцева. С 10 сентября 1890 по 1 марта 1892 года преподавал гражданскую историю во Владимирской духовной семинарии. Свое кандидатское сочинение переработал в магистерскую диссертацию «Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра II», которую защитил в 1891 году. 10 января 1892 года утвержден магистром богословия. С 1892 года - доцент Казанской духовной академии по кафедре гражданской истории. С 1899 года - экстраординарный профессор. Состоял членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. В 1899 году опубликовал сочинение «Обер-прокуроры Святейшего Синода в XVIII и в 1-й половине XIX столетия», которое 13 февраля 1899 года представил на соискание степени доктора церковной истории. Рецензентами были назначены И.С. Бердников и И.М. Покровский. По совету Бердникова переработал диссертацию и опубликовал ее в 1900 году 2-м изданием, поставив в центре проблему отношений обер-прокурора и Синода. Исследовав влияние обер-прокуроров на церковные дела на протяжении XVIII-XIX вв., он выступил последовательным критиком института обер-прокуроров. Сочинение в 1900 году было удостоено половинной Макариевской премии. 11 апреля 1901 года был утвержден доктором церковной истории. Федор Васильевич придерживался либерально-критических взглядов. В 1902 году на годичном акте Казанской духовной академии он прочел доклад «Этюд из истории высшего образования в России в царствование императоров Александра I и Николая I». Содержавшаяся в докладе критика николаевской эпохи едва не привела к увольнению его из академии. После предложения оставить академию он выпросил себе отсрочку, впоследствии дело об его увольнении не возобновлялось. В 1905 - 1906 годах публиковал статьи в журналах «Православный собеседник» и «Церковно-общественная жизнь» по вопросам веротерпимости, церковных реформ и реформирования духовных академий. Его критические публикации в числе прочего стали причиной того, что 23 февраля 1906 года совет Казанской духовной академии принял решение о лишении журнала «Церковно-общественная жизнь» статуса академического издания. 25 октября 1908 года был утвержден ординарным профессором Казанской духовной академии. 14 августа 1909 года уволен из академии согласно прошению с назначением пенсии. С 1911 года являлся директором Тифлисских высших женских курсов. Дальнейшая судьба неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ [англ. Declaration of Breda], обращение буд. кор. Карла II Стюарта к своим подданным, предшествовавшее его возвращению в Англию. Подписана в ставке короля в Бреде (Нидерланды) 4 апр. 1660 г. (Англия в то время еще пользовалась юлианским календарем) и зачитана перед обеими палатами Парламента 1 мая того же года. В декларации содержатся: указание на действие Божественного Провидения в реставрации династии Стюартов; объявление амнистии всем участникам англ. революции, «кроме тех лиц, каковые будут исключены Парламентом»; объявление свободы совести и права каждого держаться любого мнения по вопросам религии, если этим не нарушается мир в королевстве; признание перераспределения земель и имущества, происшедшего за время революции. Декларация была положительно воспринята большей частью англ. общества, уставшего от гражданской войны: почти всеми англиканами и пресвитерианами, а также мн. индепендентами. Однако после высадки короля в Дувре и его прибытия в Лондон (29 мая 1660) стало очевидным, что Карл не в состоянии выполнить все, о чем говорилось в декларации. Произошло частичное перераспределение имущества, начались преследования ряда бывш. участников гражданской войны, восстановление англиканской Церкви в ее офиц. статусе (Акт о единообразии, 1662) и дискриминация прав англ. католиков (Тест-акт, 1673). Нарушение основных положений Б. д. стало одной из причин, приведших к падению монархии Стюартов в ходе Славной революции 1688 г., а заложенные в декларации принципы свободы совести получили развитие и были частично реализованы в Акте о веротерпимости (1689). Ист.: Documents of the English Reformation/Ed. G. Bgay. Camb., 1994. P. 544-545. Лит.: Hutton R. The Restoration: A Political and Religious History of England and Wales, 1658-1667. Oxf.; N. Y., 1985. В. В. Ч. Рубрики: Ключевые слова: ГЕНРИХ VIII Тюдор (1491 - 1547), кор. Англии (1509-1547), в правление к-рого была учреждена национальная англикан. Церковь АКТ О СУПРЕМАТИИ законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей

http://pravenc.ru/text/153401.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010